Методическая разработка урока математики во 2 классе «Угол. Виды углов»

2
0
Материал опубликован 22 December 2020

Открытый урок по математике

УМК «Школа России»

Класс: 2

Тема урока: «Угол. Виды углов»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель: познакомить учащихся с понятием «угол», сформировать представление о видах угла: «прямой, тупой, острый».

Задачи урока:   

образовательные:

- систематизировать и расширить представления детей о геометрических фигурах;

- совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи;

- формировать познавательный интерес к математике.

развивающие:

- развить познавательные процессы (особенно, внимание, восприятие, мышление);

- развить эмоциональную сферу;

- развить коммуникативные умения;

- развить мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация и другие).

воспитательные:

- воспитывать уважение к мнению других, умение слушать друг друга;

- способствовать сплочению классного коллектива.

Планируемые результаты:

- учащиеся научатся определять с помощью модели угольника виды углов (острый, прямой, тупой);

- распознавать геометрические фигуры (многоугольники, углы, лучи, точки);

- проверять правильность выполнения сложения, используя взаимосвязь сложения и вычитания;

- составлять условие и вопрос задачи по заданному решению;

- объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи;

- работать в парах;

- выполнять задания творческого и поискового характера;

- контролировать и оценивать свою работу и её результат.


Формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- самоконтроль деятельности;

-самооценка результатов работы.

Познавательные УУД:

- самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- расширить кругозор учащихся;

- контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

- формулирование проблемы и самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

- умение работать в паре;

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

- уметь проводить самооценку на основе критериев успешности в учебной деятельности;

- развивать моторику руки, аналитическое мышление, образное воображение.


Методы обучения:

- репродуктивные: словесные, наглядные, практические;

- продуктивные: проблемный, частично-поисковые.

Формы обучения: фронтальная работа, парная, индивидуальная.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная разработка урока, чертежный треугольник, лист бумаги неправильной формы (для демонстрации опыта).

Для детей: чертежные треугольники, модели прямого угла, индивидуальные карточки с начерченными углами разных видов для экспериментальной работы. Учебник М.И. Моро и др. «Математика». 2 класс. Часть 2.



Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность

учащихся

Формы организации
совзаи

модействия на уроке

Формируемые умения

(универсальные
учебные действия)

Промежуточный контроль


Органи

зацион

ный момент

Эмоциональная, психологическая

подготовка

к уроку.

Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.

И огромна, и сложна

Геометрия страна,

Но по ней пройдем мы смело,

Проложив маршрут умело. (Слайд 2)

Демонстрируют готовность

к уроку.

Фронтальная.

Регулятивные: контролируют свои действия.

Наблюдение.

Каллиграфическая минут

ка

Правильное написание числа, знание цифр, необходимых для записи числа.

Прежде чем отправиться в путешествие по стране Геометрия нужно подготовиться к нему.

Чтобы записать сегодняшнее число, подготовим пальчики к работе.

Две веселые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

-Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.

-Посмотрите, как правильно нужно сидеть. (Следите за посадкой)

Прописывает образец на доске:

10 10 10 10 10

20 20 20 20 20

Что вы заметили?

Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях. (Слайд 3)







Слушают учителя, отвечают

на вопросы. Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики. В тетрадке записывают число, классная работа. Прописывают числа в тетради.

Фронтальная.

Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.

Познавательные: выделяют необходимую информацию.

Коммуникативные: умеют слушать

и слышать, достаточно точно выражать свои мысли.

Устные ответы, наблюдения.

Актуализация знаний

Уст

ный счет

Развитие навыков устного счета.


1.Игра «Молчанка».










2.Работа над задачами.




















3.Работа с геометрическим материалом.

- А сейчас чтобы подготовиться к путешествию, посчитаем устно.

1.Игра «Молчанка».

(Слайд 4)


t1608601272aa.gif


2.Работа над задачами. (Слайд 5)

- В пути нам предстоит преодолеть нам много препятствий, поэтому необходимо уметь решать задачи.

- В рюкзаке 20 карманов. Дима 5 карманов. Сколько карманов еще осталось заполнить?

- В путешествие собирались 14 девочек и 7 мальчиков. На место сбора уже пришли все мальчики и столько же девочек. Сколько девочек осталось дома?

- Юра отбежал от остановки автобуса на 30 м, потом еще на 5 м, а затем в противоположном направлении на 15 м. На каком расстоянии от остановки находится Юра?

3. Геометрический материал. (Слайд 6)

t1608601272ab.gif

- Чтобы точнее выстроить маршрут путешествия, изучим чертеж. Какие фигуры вы видите на этом чертеже?

- Найди треугольники. Сколько их?

- Сколько одинаковых треугольников?

- Сколько квадратов? Они одинаковые?

- Есть ли здесь еще фигуры? Сколько всего фигур?

Мы готовы к путешествию и отправляемся в путь.


Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения, показывают карточки с ответами. Решают задачи, распознают геометрические фигуры; анализируют, устанавливают закономерности, обосновывают свою точку зрения.

Фронтальная, индивидуальная.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные: владеют различными приемами устного счета, умением решать задачи, распознают геометрические фигуры и определяют их количество.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: имеют мотивацию
к учебной деятельности. Стремятся развивать наблюдательность

и мышление.

Устные ответы.

IV.

Самоопределение к деятельности

Сообщение темы урока. Целепологание.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изучаемого материала.

Внимание первое испытание. Впереди таинственный город. Чтобы войти в него, надо рассказать, какие дома в нем построены. (Слайд 7)

t1608601272ac.gif

- На какие две группы можно разделить фигуры на доске? (Слайд 8)

- На какие три группы можно разделить оставшиеся фигуры? (Слайд 9)

- Сколько углов у этих фигур? (Слайд 10)

- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше путешествие?

- Проверьте свои предположения. Откроем учебник на стр.8, прочитаем тему и задачи урока.

- Какое знание надо получить в результате работы?

- Какое надо получить умение?


Называют геометрические фигуры и группируют их.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить. Вступают

в диалог с учителем и одноклассниками.

Фронтальная.

Познавательные: распознают геометрические фигуры и группируют их, выделяют и формулируют познавательную цель; планируют свою учебную деятельность и планируемый результат; осознанно строят речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.

Личностные: имеют мотивацию
к учебной деятельности. Стремятся развивать наблюдательность

и мышление.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения.


Устные ответы.

V.

Работа по теме урока

Практическая деятельность учащихся.


Стр. 8 учебника.











































Практическая деятельность учащихся.


Стр. 8 учебника (рисунок 1 и 2)




















































Самостоятельная работа (работа в парах).

Стр. 9 №1.

1. Практическая работа.

Мы прошли город Геометрических фигур. Далее по маршруту лабиринт углов. Для того чтобы не заблудиться надо выполнить чертеж выхода из лабиринта. Он дан на полях стр. 8 учебника.

- Прочитайте и выполните задания к чертежу.

Знаете ли вы, как называются эти фигуры?

Правильно, называются углами.

- Как начертить угол?

(Слайд 11)

- Начертите углы.

- Кто знает, как называется этот угол?

Это прямой угол.


t1608601272ad.png

Рассмотрите чертежи других углов, изображенных на доске.

Все ли из этих углов прямые?

- Кто знает, какие углы еще бывают кроме прямых углов?

Правильно, кроме прямых углов, бывают острые и тупые углы.

(Слайд12)

Это острый угол.

t1608601272ae.png

Острый угол меньше прямого.

Это тупой угол.


t1608601272af.png

Тупой угол больше прямого.



2. Практическая работа.


Три коридора лабиринта мы преодолели. Впереди самый главный. Он заканчивается крепкой дверью. Открыть ее мы можем, выполнив следующее задание.

Для того чтобы было легче определить, какой угол перед нами, сделаем модель прямого угла. Сейчас каждый из вас сделает из листа бумаги, который лежит на парте, модель прямого угла. Как это сделать подскажет учебник.

- Прочитай следующее задание на стр.8.

- Согните лист, как показано на рисунке 1, согните еще раз, как показано на рисунке 2. У вас получилась модель прямого угла.

- Разверните лист, как показано на рис. 3. Покажите стороны прямого угла и вершину

- Прочитайте, как определить, какой угол начерчен.

- Покажите угольник- модель прямого угла на ваших партах.

- Найдите на нем с помощью своей модели прямой угол. (Учитель показывает, как это сделать, на чертеже на доске.)

- Сколько прямых углов образовали линии сгиба на вашем листе?

- Рассмотрите чертежный треугольник. Вы уже убедились, что у него один угол прямой. С помощью модели прямого угла узнайте, будут ли прямыми остальные углы этого треугольника.

- Какие у вас получились углы?

- Как называется угол, который меньше прямого?

- Как называется угол, который больше прямого?

- Молодцы, дверь из лабиринта открыта. Мы продолжаем путешествие. Мы оказались у леса Многоугольников. Пройти через этот лес нам поможет наш проводник- модель прямого угла.

(Первое задание выполняют устно, затем под руководством учителя с помощью модели прямого угла определяют вид у каждого угла у первой фигуры, а дальше выполняют работу в парах и записывают результаты в тетрадь). (Слайд 13, 14)

Назовите номера прямых углов в треугольнике; в четырехугольнике; в пятиугольнике.

В каких фигурах есть острые углы? Назовите их номера.

Назовите номера тупых углов, если они имеются.

- Молодцы, вы прошли через лес Многоугольников. Чтобы продолжить наше путешествие по стране Геометрия мы должны отдохнуть. А для этого мы с вами выполним физкультминутку, движения повторяем за мной, слова читаем на слайде.

Слушают учителя, отвечают

на вопросы, чертят углы в тетрадке, получают знания об угле и видах углов, вступают

в проблемный диалог с учителем и одноклассникам.








































Под руководством учителя изготавливают модель прямого угла; при помощи данной модели определяют прямые углы

в фигурах.





















































Определяют количество углов в каждом многоугольнике,

при помощи модели прямого угла определяют наличие прямых, тупых
и острых углов
в фигурах, делают запись в тетрадке.

Фронтальная, индивидуальная.
















































Фронтальная, индивидуальная.



























































Фронтальная, групповая (работа в парах).

Познавательные: знание об угле, умение чертить углы, умение различать виды углов, находят необходимую информацию, структурируют знания;

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебные задачи, планировать, действовать по плану, осуществлять самоконтроль и самооценку.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, достаточно точно выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету.











Познавательные: выделяют познавательную цель; самостоятельная деятельность при решении проблем, находят необходимую информацию, структурируют знания; контролируют и оценивают процесс

и результаты деятельности; анализируют объекты с целью выделения их существенных признаков, классифицируют. Регулятивные:

осуществлять действия по образцу, предвосхищают результат и уровень усвоения знаний; контролируют свою деятельность

и деятельность партнеров в форме сличения способа действия и результата с образцом; выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что предстоит усвоить; способны к саморегуляции.

Личностные: овладевают начальными навыками адаптации в обществе; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества; формируется личностный смысл учения.

Коммуникативные: ориентация на партнера по общению.

Наблюдение.

Устные

ответы.

















































Наблюдение.

Устные

ответы.




























































Наблюдение.

Устные

ответы.



























VI.

Физкультминутка

Психоэмоциональная разгрузка обучающихся и восстановление физических сил ученика.

Создание условий для психоэмоциональной разгрузки обучающихся и восстановление физических сил ученика.

Шли по крыше три кота,

Три кота Василия,

(Ходьба на месте.)

Поднимали три хвоста

Прямо в небо синее.

(Поднимание и опускание рук.)

Сели киски на карниз,

Посмотрели вверх и вниз:

- Красота! Красота!

(Хлопки в ладоши.)

(Слайд 15)

Ходьба на месте, поднимание и опускание рук, хлопки в ладоши.


Личностные :

определять и проявлять правила поведения, представлять ценность здоровья в жизни человека.



VII.

Закрепление изученного материала


Составление и решение задач изученных видов.





Стр. 9 №4





Стр. 9 №5, 6



















Развитие умения находить значения суммы и разности в столбик, выполнять проверку.

Стр.9 №2.

- Продолжаем наше путешествие. Впереди по маршруту водопад задач. Чтобы перейти его, надо перекинуть на другой берег страховочный канат. Сначала потренируемся.

- Составьте задачи по выражениям: 9+7, 12+8. (Слайд 16)

- Прочитайте задание в учебнике. (Предлагают варианты задач.)

- Вот мы и перекинули канат.

А сейчас можно переправляться. Но для этого нам нужно решить задачи.

Прочитайте задачи в заданиях 5 и 6.

Выберите схему краткой записи к первой задаче; ко второй.

Обоснуйте ваш выбор. (Слайд 17)

Решите задачи самостоятельно:

вариант I – задачу 5;

вариант II – задачу 6.

По одному ученику от каждого варианта будут выполнять работу на закрытой доске. Затем проведите самопроверку
с доски.

Вот мы и переправились на другой берег.




- А теперь привал. Можно разжечь костер, обсушиться и приготовить походную кашу. Это задание – для наших кашеваров. (К доке выходят по два ученика, решают по два примера и выполняют проверку.)

Составляют по выражения задачи и предлагают варианты задач. Читают задачи, анализируют их; соотносят тексты задач со схемами краткой записи; выбирают схемы, соответствующие текстам задач; выполняют самостоятельно решение, осуществляют самопроверку.



















Записывают суммы и разности в столбик

и находят их значения; выполняют проверку.

Фронтальная.

Индивидуальная.


































Фронтальная.

Индивидуальная.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров, оценивают собственную деятельность, при необходимости вносят корректировки; способны к проявлению волевых усилий.

Познавательные: создают алгоритмы деятельности; устанавливают причинно-следственные связи, строят логическую цепочку рассуждений, доказывают.

Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество; полно и точно выражают свои мысли, умеют слушать, слышать и понимать партнера по речевому высказыванию, обосновывают свою точку зрения; при возникновении спорных ситуаций не создают конфликтов.

Личностные: имеют мотивацию
к учебной деятельности. Осознают важность получаемых знаний и приобретаемых умений.

Устные

ответы,

наблюдения.



































Наблюдение.

VIII.

Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

Работа в парах.

«Проверь себя» Стр. 9.


Предлагает ученикам выполнить в парах задание «Проверь себя». Вариант 1 находит острые углы, вариант 2 – тупые углы. Прямые углы учащиеся называют друг другу по очереди. По окончании проводит фронтальную проверку.

- Оцените свою работу на уроке.

При помощи модели прямого угла определяют наличие прямых, тупых
и острых углов
в фигурах. Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Оценивать свою работу.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Групповая (работа в парах), фронтальная.

Регулятивные: осознают важность полученных знаний; понимают причины успеха или неуспеха учебной деятельности, контроль и оценка процесса результативности.

Познавательные: осваивают начальные формы рефлексии.

Коммуникативные: умеют полно

и грамотно выражать свои мысли, правильно строить речевое высказывание.

Личностные: осознают важность полученных знаний; приобретают мотивацию к процессу учения, овладевают начальными навыками адаптации в обществе.

Познавательные: умение структурировать знания.

Устные

ответы.

IX.

Подведение итогов урока

Обобщение полученных на уроке сведений.

- Вот и закончилось наше путешествие. Мы добрались до страны Геометрии. Это замок короля. (Слайд 18)

- Из каких геометрических фигур он состоит?

- Сколько всего треугольников?

- Сколько четырехугольников?

- Сколько кругов?

- Кто может показать с помощью угольника, какие углы в нем прямые?

-Чем интересен был сегодняшний урок?

- О чем вы расскажите дома?

Отвечают на вопросы, делают выводы, обобщения. Анализируют

свою деятельность на уроке.

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Фронтальная

Устные

ответы.

X.

Домашнее задание


Инструктаж по выполнению и оформлению домашнего задания.

Учебник: стр. 9 №3,

тетрадь с печатной основой: стр.9 №21.


Инструктаж по выбору и выполнению домашнего задания.








в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.