Методическая разработка урока литературы «Поэзия периода оттепели»

7
0
Материал опубликован 10 May 2020 в группе













Поэзия периода «оттепели»

Методическая разработка

урока по литературе







Разработчик:

Мащинская К. А.




Томск-2018г

Пояснительная записка к уроку

Урок по теме «Поэзия периода оттепели» разработан для обучающихся учебных заведений системы СПО для специальности «Коммерция», (на примере ОГБПОУ «ТомИнТех») с использованием элементов технологии критического мышления и ИКТ и разных форм деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Использование ИКТ на уроке литературы позволяет повысить интерес обучающегося к образовательной деятельности, что позитивно сказывается на мотивации обучения, его результативности и способствует развитию внимания, мышления, памяти, воображения.

Использование формы работы в парах позволяет развивать у обучающихся общие компетенции такие как: ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями и ОК 10. Логически верно, аргументировано и ясно излагать устную и письменную речь. Развитие данных компетенций входит в перечень требования к результатам освоения программы подготовки специалистов по специальности «Коммерция» и необходимы обучающимся в их бедующей профессиональной деятельности.

Особенности урока в том, что:

Закрепление и совершенствование знаний по теме «Поэзия периода оттепели» проводится в форме заполнения литературного досье о каждом представленном авторе, что способствует стимулированию интереса и внимания к данной теме.

Чтение стихотворений наизусть совершенствуют навыки устной речи и публичного выступления, прослушивание аудиозаписей «Хотят ли русские войны» формируют гражданскую позицию и воспитывают любовь к поэзии.

Практические задания по теме совершенствуют умения анализировать поэтический текст.

В ходе урока учитывается разные индивидуальные способности обучающихся, поэтому используются такие формы организации учебно-познавательного процесса как фронтальная, индивидуальная и работа в парах.

В данном уроке частая смена формы деятельности позволяет не утратить интерес обучающихся к теме урока.

Финалом урока является саморефлексия, которая позволят обучающимся осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку.

Урок состоит из 5 этапов.

На первом этапе преподаватель осуществляет проверку готовности обучающихся к уроку, сообщает тему и цели урока, мотивирует их на работу, знакомит с особенностями проведения урока и формой работы.

На втором этапе проходит актуализация знаний.

На третьем этапе проводится объяснение нового материала, включающая в себя лекцию преподавателя, прослушивания чтения стихотворений наизусть и фрагментов аудиозаписей и заполнение обучающимися литературного досье.

На четвёртом этапе проводится закрепление полученных знаний, где учащиеся должны ознакомиться с поэтическими текстами, определить заданную педагогом тематику и авторство стихотворений и занести данные в таблицу.

На заключительном этапе происходит подведение итогов урока, выдача домашнего задания и рефлексия, позволяющая осуществить «обратную связь» и сделать выводы об успешности проведённого урока.

Методика всего урока и каждого отдельного этапа вовлекает обучающихся в работу, активизирует их мыслительную деятельность, развивает познавательную активность.



Дисциплина: Литература.

Тема урока: Поэзия периода «оттепели».

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Вид урока: Урок-лекция.

Время проведения урока: 45 мин.

Цель урока: показать роль поэзии периода "оттепели" в общественной жизни страны, дать краткий обзор - характеристику поэзии шестидесятников, показать роль авторской песни в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны.

Задачи:

воспитательные:

1. воспитывать любовь к поэзии;

2.формировать уважение к своей Родине.

обучающие:

1. дать представление о поэтическом мире Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулиной;

2.обеспечить знание учащимися понятий «эстрадная лирика», «оттепель» и др.

развивающие:

1. совершенствовать умение анализировать поэтический текст;

2. совершенствовать навыки устной речи и публичного выступления;

3.развивать навыки критического мышления и память.

Методическое обоснование урока: в данном уроке применяются информационно – коммуникационная технология, элементы технологии критического мышления и здоровьесберегающая технология.

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, фронтальная и работа в парах.

Материально-техническое оснащение: мультимедийный проектор, экран, компьютер, доска.

Дидактическое оснащение: фотографии поэтов Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Б. А. Ахмадулина; три цитаты из стихотворений, аудиозаписи стихотворений поэтов - "шестидесятников" в разном исполнении, презентация " Поэзия периода оттепели», записи песен на стихи поэтов 60-х гг., карточки «Литературное досье», карточки с заданием стихи, карта самоанализа.













































Технологическая карта

Этапы

занятия

Цель этапа

Время

Содержание деятельности

Средства

Формы и методы

Преподаватель

Обучающийся

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя

Организовать и настроить обучающихся на работу.



2

Реализует мотивационный компонент. Актуализация знаний.

Погружаются в тему урока.

Эпиграф

Фронтальная. Объяснение педагога

2. Актуализация опорных знаний





3. Этап усвоения новых знаний.











4. Этап закрепления новых знаний.









5) Подведение итогов. Выдача домашнего задания. Рефлексия.

Сформировать представление об особенностях развития культуры и литературы 60-х годов хх века.



Усвоить роль поэзии периода «оттепели» в общественной жизни страны. Дать краткий обзор-характеристику поэзии «шестидесятников»



Уметь анализировать поэтический текст, развивать навыки самостоятельной работы с текстом, совершенствовать навыки устной речи.



Подведение итогов. Выдача домашнего задания. Рефлексия.



3







15













15













5










Задает вопросы, сообщает об установочном задании







Объясняет новый материал











Собирает литературное досье. Объясняет правило выполнения практического задания и выдаёт карточки с ним.





Выдаёт анкеты и озвучивает итоги урока, оценки и домашнее задание




Отвечают на поставленные вопросы.







Слушают педагога, читают наизусть стихотворения. Фиксируют усвоенный материал в «литературное досье».

Читают стихотворения.

Определяют автора и указывают тему стихотворения. Вписывают результаты в таблицу.







Анализируют свою деятельность, выявляют причины возникающих затруднений и пути их преодоления. Записывают домашнее задание.

Раздаточный материал «Литературное досье»





Аудиозаписи стихотворений поэтов- " шестидесятников", презентация " Поэты -60-х







Карточки с заданием.











Карточки с анкетой.

Фронтальная. Ответы на вопросы.





Фронтальная











Работа в парах











Фронтальная



Поэзия периода «оттепели»

ХОД УРОКА

1.Организационный момент.

Всего-то – чтоб была свеча,
свеча простая, восковая,
и старомодность вековая
так станет в памяти свежа.
И поспешит твоё перо
К той грамоте витиеватой,
Разумной и замысловатой,
И ляжет на душу добро.
Зажигаются свечи.
Чувство уважения к литературе особенно к поэзии, внимание к ней в России врожденные. Всплески интереса к поэзии совпадают с особенно острыми историческими моментами развития страны. В такие моменты лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, происходящие в стране, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового.

2.Актуализация знаний.

Учитель: Сегодня на уроке мы откроем страницы еще одного интереснейшего, громкого периода русской поэзии. Эта поэзия конца 50-х начала 60-х годов XX века, поэзия времен «оттепели».

Фронтальный опрос.

- Что вы знаете по курсу истории об этой эпохе? Почему это десятилетие называется оттепелью?

Ответ. - 1. Смерть Сталина в марте 1953г. и последовавшие за ней политические изменения: секретный доклад Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС в феврале 1956 года, наметивший курс на развенчание "культа личности” и духовное обновление жизни в общества.

2. Связанные с этим ослабление информационной "блокады” и возвращение произведений Булгакова, Зощенко, Платонова, Ахматовой, Пастернака, Бабеля, Цветаевой. Приоткрылся "железный” занавес, и советские люди смогли познакомиться с книгами зарубежных авторов – Камю, Хемингуэя, Фолкнера, Сартра, вообще с западной культурой, несколько десятилетий находившейся под запретом в Советском Союзе.

Верно. Первые несколько лет оттепели стали настоящим поэтическим бумом. Появилась новая, так называемая эстрадная поэзия, открытая широкой публике, заполнявшей целые большие залы и даже стадионы.

Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, были кумирами «оттепели». У них, как и у многих других поэтов того времени, отчётливо проявилась установка на устное, произносимое слово. Они представляли собой группу актёров с разными амплуа, идеально дополнявших друг друга. Евтушенко был поэтом-трибуном, нацеленным на диалог с каждым из сидящих в зале. Вознесенский давал широкое видение мира, делая каждого слушателя причастным к глобальным проблемам. Ахмадулина вносила ноту загадочности. Считая творчество таинством, она как бы причащала к этому таинству своих почитателей. Власти допускали выступления на публике. Их поэтические произведения выпускались массовыми тиражами, стихи были повальным увлечением. Так в чем же был секрет такой массовой популярности поэтов 60 –х гг. О чем же они писали, что смогли увлечь миллионные аудитории читателей и слушателей? На эти вопросы нам предстоит ответить на уроке.

Установочное задание. В течение сегодняшнего урока вам предлагается заполнить литературное досье на поэтов 60-х г. Информацию вы можете узнать, если будете внимательно меня слушать.

3.Этап усвоения новых знаний.

3.1. Поэтическим лидером периода «оттепели» стал Евгений Александрович Евтушенко. Поэт родился18 июля 1933 года в Сибири, на станции Зима Иркутской области. Рос и учился в Москве. Был студентом Литературного института. Печататься начал в 16 лет. В 1952 году стал молодым членом Союза писателей СССР. Евтушенко одним из первых осознал себя поэтом нового, вступающего в жизнь поколения.

Внимание читателей и слушателей привлёк своей откровенностью, остротой, лиризмом, гражданским темпераментом, мастерством и артистичностью чтения стихов. Свой идейно-нравственный кодекс Евтушенко называл кодексом гражданственности. (Ученик рассказывает наизусть стихотворение «Поэт в России – больше, чем поэт»). Эти строчки написаны им в 1964 году. В своей «Молитве перед поэмой» он обращается к великим русским поэтам за советом и помощью, преклоняясь перед ними за то, что «глаголом жгли сердца людей».

Детство поэта прошло в грозные для России годы. Навсегда осталась в памяти Великая Отечественная война. Об этом стихи « Фронтовик», « Армия», « Настя Карпова». В период «холодной войны», когда Европу пугали опасностью со стороны Советского Союза, появилось стихотворение «Хотят ли русские войны?». Вскоре оно стало песней, даже можно сказать гимном миру. (Слушаем аудиозапись).

Немало проникновенных стихов мы находим в любовной лирике поэта. Любовь осознаётся поэтом прежде всего как светлое чувство. Стихотворение « Маше» он посвятил жене, стихотворение « Всё больше, больше моей маме лет» обращено к маме.

Чтение учеником наизусть стихотворения «Всё больше, больше моей маме лет».

Всему творческому пути сопутствовал интерес к кино. По сценарию поэмы « Я- Куба» сняли кинофильм. В фильме « Похороны Сталина» Евтушенко выступает в качестве сценариста, режиссёра, актёра. Вместе с Дмитрием Харатьяном играет в рок-опере « Идут белые снеги». Десятки произведений поэта стимулировали создание музыкальных произведений. Песня « Со мною вот что происходит» звучит в кинофильме « Ирония судьбы или с лёгким паром». Давайте прослушаем аудиозапись.

3.2. Теперь давайте поговорим о другом кумире молодежи эпохи «оттепели» - Андрее Вознесенском. Как и Евтушенко, он стал вождем поэтического авангарда нового времени.

Родился Андрей Андреевич Вознесенский 12 мая 1933 года в Москве. Он вспоминал: «Профессией и делом жизни отца моего было проектирование гидроэлектростанций, внутренней страстью – любовь к русской истории и искусству. Отец ввёл моё детство в мир Врубеля, Рериха, Юона, в мир старых мастеров, брал с собой на волжские стройки. Мама привила мне вкус к Северянину, Ахматовой.

Несмотря на то, что Андрей Вознесенский окончил Московский архитектурный институт и получил специальность архитектора, его жизнь полностью принадлежала литературному творчеству. «Ваше вступление в литературу – стремительное, бурное, я рад, что до него дожил»,- так написал Вознесенскому Борис Пастернак, который впервые прочитал стихи и оказал огромное влияние на его судьбу.

Главное место в творчестве поэта занимает тема искусства. « Искусство вечно, в нём живёт характер народа, его идеалы». В поэме « Мастера» он говорит о народных мастерах, которые создали храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве. 

На стихи поэта созданы эстрадные популярные песни: «Миллион алых роз», Песня на бис», « Плачет девушка в автомате». По сочинениям Вознесенского поставили спектакль « Берегите ваши лица» в театре на Таганке, а в рок-опере « Юнона и Авось» звучит знаменитая « Сага».

Давайте послушаем песню « я тебя никогда не забуду».

3.3. Не можем мы не упомянуть о « сокровище русской поэзии…». Этим сокровищем стала Белла Ахмадуллина. Она родилась 10 апреля 1937 года в Москве. Отцовская ветвь берет начало от казанского татарина Ахмадуллы. В годы войны маленькая Белла жила в Казани в эвакуации. Приезжала в Казань и позднее, поддерживала связь со многими татарскими литераторами. Все это не просто факты биографии Ахмадулиной, а часть ее души, ее внутреннего мира.

 Белла Ахмадулина образование получила в Литературном институте им. М. Горького. Первая книга «Струна», вышедшая в 1962 году, вызвала противоречивые отклики со стороны критиков. Стихам Ахмадулиной никогда не была свойственна открытая публицистичность, хотя в них всегда присутствовало чувство движения времени, острое ощущение новизны, характерное для поэзии «шестидесятников».

Основные темы поэзии: дружба, природа, творчество. Для Ахмадулиной дружба - воплощение благородства и жертвенности, спасение от всех зол. Булат Окуджава видел в ней удивительное сочетание доброты, великодушия с нравственной стойкостью.

Особо значимый след в поэзии Беллы Ахатовны оставило творчество Марины Цветаевой. В стихотворении « Уроки музыки», построенном как обращение к Цветаевой, Ахмадулина говорит» « Я - как ты, как ты!» (Ученик читает стихотворение наизусть).

Белла Ахмадулина не только поэт- переводчик, но и актриса, поэт-песенник. Она снялась в фильме « Живёт такой парень» вместе с Леонидом Куравлёвым и Василием Шукшиным.

Её стихи Евгений Евтушенко сравнил с «брюссельскими кружевами». Многие положены на музыку и звучат в кинофильмах.

Романс « По улице моей который год» звучит в исполнении Аллы Пугачёвой в кинофильме « Ирония судьбы или с лёгким паром». Это стихотворение она посвятила своим друзьям. (Слушаем аудиозапись).

Теперь я попрошу вас передать с последних парт, заполненные вами литературные досье.

4.Этап закрепления новых знаний.

С фактами биографии и основными темами творчества поэтов мы познакомились. А теперь давайте посмотрим, как вы восприняли новый материал. Сейчас вам предстоит работа в парах.

Переверните, пожалуйста, ваши листы с текстами. Внимательно прочитаем задание. Ваша задача – определить, к какой из основных тем творчества поэтов относятся приведенные стихотворения. 1 ряд находит произведение военной тематики, вторая – стихотворение, посвященное теме поэта и поэзии, а третий ряд – пример любовной лирики. При ответе учащийся зачитывает произведение и сообщает свое решение о теме и авторе стихотворения.

Молодцы! Я вижу, что вы в достаточной мере овладели материалом урока.

5.Этап рефлексии.

А теперь давайте обратимся к анкетам, которые лежат перед каждым из вас. Они позволят вам осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку нашему уроку. Вы должны закончить предложения таким образом, чтобы отразить ваше отношение к нашему уроку и его восприятие. Приступаем к работе. На заполнение анкеты вам отводится 1,5 минуты.

6.Этап информации о домашнем задании.

6.1. За активную и качественную работу на уроке следующие обучающиеся получают оценку «отлично»…..

Оценку «хорошо» получают…………

6.2. В качестве домашнего задания вы должны написать мини-сочинение на следующую тему: «Какие мысли и  ощущения возникли у меня во время чтения стихов поэтов 60-х гг.?».

6.3. Данную работу вы выполняете в рабочих тетрадях. Объём мини-сочинения - 12 – 15 предложений. Ваши творческие работы вы сдадите на следующем уроке.

Идут годы… В ушедшем 2010 году ушли из жизни Белла Ахмадулина и Андрей Вознесенский, но их слово востребовано. В наше, когда мы все еще переживаем дефицит доброты, сочувствия, сопереживания, стихи кумиров тех лет, по-прежнему, звучат, потому что несут в себе заряд человечности и доброты. И мне хочется закончить урок стихотворением Б. Окуджавы «Пожелание друзьям».

Гаснут свечи. Я благодарю вас всех за работу на уроке, за то, что вы хорошо и успешно трудились. Урок окончен!










Приложение №1

Презентация

t1589120989aa.png

t1589120989ab.png

t1589120989ac.png

t1589120989ad.png



t1589120989ae.png

t1589120989af.png

t1589120989ag.png


t1589120989ah.png



t1589120989ai.png

t1589120989aj.png



t1589120989ak.png

t1589120989al.png





t1589120989am.png




















Приложение №2

t1589120989an.gif


t1589120989ao.gif



Приложение № 3

Задания к открытому уроку

t1589120989ap.gif








t1589120989aq.gif











t1589120989ar.gif










Приложение № 4

Саморефлексия

t1589120989as.gif


Приложение № 4

Стихи к открытому уроку


t1589120989at.gif

4


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.