12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ясина Светлана Григорьевна19
Россия, Приморский край, Арсеньев

Методическая разработка урока по теме «Строение альдегидов и кетонов»

Учитель: Ясина С. Г.

Класс: 10 класс

Предметная область: органическая химия

Тип урока: изучение нового материала

Аннотация. Данный урок проводится в теме «Кислородсодержащие органические соединения» после изучения спиртов и фенолов. Учащиеся уже владеют такими знаниями о строении органических веществ, о гомологических рядах и отличие гомологов друг от друга, о номенклатуре органических веществ. На уроке были использованы такие методы как практический (моделирование строения органических веществ), словесный (эвристическая беседа), наглядный (презентация, таблица), логический (обобщать, делать вывод).

На уроке использованы следующие технологические приёмы: стимулировать проявление ими инициативы и самостоятельности; строить учебное взаимодействие между учениками и учителем; осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль по работе в группе.

Урок направлен на создание условий для формирования учебных компетенций учащихся: методологические компетентности, познавательные (когнитивные) компетенции, информационные компетентности, коммуникативные компетенции, креативные (творческие) компетенции.

Тема урока: Строение альдегидов и кетонов.

Образовательные цели:

изучить строение, гомологический ряд и номенклатуру альдегидов и кетонов на примере пропаналя и ацетона.

Развивающие цели:

создать условия для развития логического мышления через сравнение и установление взаимосвязи молекулярного строения вещества с его пространственным строением;

создать условия для формирования умений переносить полученные знания в новую ситуацию;

создать условия для формирования умений моделировать строение органических веществ на основании их молекулярной формулы.

Воспитательные цели:

создать условия для формирования научного мировоззрения через познаваемость химических явлений;

создать условия для формирования умений осуществлять взаимоконтроль и самоконтроль результатов труда;

создать условия для развития коммуникативных взаимосвязей при работе в группе.


Тип занятия: изучение нового материала.


Формы работы: работа в группах, индивидуальная работа.


Методы:

Практический: моделирование строения органических веществ.

Словесный: эвристическая беседа

Наглядный: презентация

Исследовательский

Логический: обобщать, делать вывод.


Основные средства:

Учебник Химия 10 класс, автор О. С. Габриеляна

Презентация

Познавательные задания

Карточка оценки работы учащихся в группе


Оборудование:

Слайдовая презентация, компьютер, телевизор

Модель атомов для построения молекул (на группу учащихся 2-4 человека)

Учащиеся должны знать:

Строение альдегидов и кетонов, их гомологические ряды, особенности номенклатуры данных веществ.

Уметь:

Строить и записывать молекулярные и структурные формулы гомологических рядов альдегидов и кетонов.

Давать название альдегидам и кетонам по их структурным формулам.

Вести расчеты по химическим формулам органических веществ.


Этапы урока и деятельность учителя-ученика на уроке


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы, формы, приемы

1.

Мотивация изучения нового материала

Зачитывает интересные факты о соединениях изучаемого на уроке класса

Слушают информацию о данных соединениях

Словесный

2.

Актуализация знаний

А) организует и координирует работу в группах

А) решают расчетную задачу, составляют молекулярную формулу

Б) в группе обсуждают структурное строение вещества по данной молекулярной формуле

В) в группе моделируют пространственное строение соединений по данной формуле

А) самостоятельная работа в группах.

Б) исследовательская работа по составлению структурных формул веществ

В) моделирование пространственного строения


3.

Целепологание урока

Подводит учащихся к самостоятельной формулировке темы и цели урока

Самостоятельно формулируют тему и цель урока

Эвристическая беседа

4.

Изучение нового материала

А) особенности строения молекул альдегидов и кетонов

Организует работу учащихся в группах, консультирует

Самостоятельная работа учащихся в группах с выдвижением гипотез об особенностях строения альдегидов и кетонов

Составление рассказа о строении вещества и представление его

Б) гомологические ряды альдегидов и кетонов

Организует работу учащихся в группах,

Консультирует при необходимости

Контролирует работу

Работа в группах по составлению гомологических рядов альдегидов и кетонов, дать названия гомологам

Самостоятельная работа, сравнение, выводы по строению

В) решение расчетной задачи на вывод формулы вещества повышенной сложности

Координирует работу учащихся в группе, консультирует

Самостоятельная работа в группах


Исследование условия задачи, выдвижение гипотезы по ее решению

5.

Оценка работы учащихся в группе

Наблюдает за работой в группе

Самооценка и взаимооценка при работе в группе

Самооценка, взаимооценка




6.

Рефлексия

Организация рефлексии

Учащиеся должны закончить фразы, предложенные учителем

Рефлексия




7.


Подведение итога урока


Подводит итог урока



Выводы по уроку




8.


Домашнее задание


Комментирует задание


Записывают в дневники






Ключевые компетенции урока «Строение альдегидов и кетонов»


Ключевые образовательные компетенции

Формируемые компетентности на уроке

Задания, формирующие компетентности

Этап урока

1.

Методологические компетентности (оргдеятельностные)

Осознание цели и учебной деятельности

Формулировка цели урока

Самоанализ и самооценка

1. Какие вопросы мы должны будем рассмотреть по данному классу веществ?

2. Сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока?

Целепологание урока

2.

Познавательные (когнитивные) компетенции

Понимание или непонимание учащимися заданного вопроса

Самостоятельная работа по заданиям

1. Исходя из молекулярной формулы предложите структурную формулу вещества. К какому классу веществ оно относится?

2. Работая в группах составьте рассказ о строении альдегидов и кетонов в сравнении.


Актуализация знаний






Изучение нового материла о строении альдегидов и кетонов

3.

Информационные компетентности

Преобразование информации.

Делать обобщения.

Формулировать аргументированные выводы.

Составить рассказ о строении альдегидов и кетонов, составить гомологические ряды альдегидов и кетонов, составить названия данных веществ, вывести общую формулу соединений и особенности номенклатуры


Изучение нового материала о строении, гомологических рядах и номенклатуре альдегидов и кетонов

4.

Коммуникативные компетенции

Взаимодействовать с окружающими (работа в группах на протяжении всего урока).

Преобразовывать и передавать информацию

Запишите структурные формулы соединений по их молекулярной формуле и смоделируйте их пространственное строение.

Сравните строение соединений гомологического ряда альдегидов и кетонов.


Изучение нового материала о строении, гомологических рядах и номенклатуре альдегидов и кетонов

5.

Креативные (творческие) компетенции

Наличие своего мнения

Раскованность мыслей

Познавательное задание 4 (задача повышенной сложности)


Изучение нового материала



Мотивация изучения материала

Насекомые общаются между собой, выделяя ничтожные количества органических соединений, имеющих сравнительно небольшие молекулы. Такие вещества называются феромонами. Феромоны делят на половые, возбуждающие, успокаивающие, сбора, тревоги и другие. Чувствительность насекомых к феромонам просто поразительна: самец ночной бабочки большой павлиний глаз чувствует половой феромон самки на расстоянии до 10 км! Муравьи для подачи сигнала тревоги выделяют два феромона, они относятся к классам веществ, строение которых мы будем изучать на сегодняшнем уроке. Для этого вы должны выполнить познавательное задание 1. На работу отводится 15 минут.


Познавательное задание 1 (15 минут) (слайд 2)

Решите задачу и определите молекулярную формулу этого вещества.

1.Определите молекулярную формулу вещества, если в его состав входит 62,06% углерода, 27,58% кислорода и 10,34% водорода. Известно, что относительная плотность данного вещества по воздуху равна 2.

2. На основе молекулярной формулы составьте две структурные формулы для данной молекулярной формулы.

3. Используя модели атомов, постройте две пространственные формулы для данной молекулярной формулы.

По истечению времени каждая группа показывает молекулярную и структурные формулы веществ такого состава, составленные по расчетной задачи. Показывают пространственное строение построенных веществ.

Учитель:

Кто вспомнит, какие классы веществ имеют данные функциональные группы?

Как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Давайте вспомним, что нужно изучить при рассмотрении темы строение органического вещества?

Значит, цель нашего урока изучить строение, гомологический ряд и номенклатуру альдегидов и кетонов на примере пропаналя и ацетона.

Выполняем задание 2 по составлению рассказа о строении вещества. На выполнение данного задания у вас 5 минут.

Познавательное задание 2. По истечению времени каждая группа зачитывает свой рассказ о строении альдегидов в сравнении с кетонами.

Учитель подводит итог по строению альдегидов и кетонов:

Один атом углерода находится в sp2-гибридизации, а все остальные атомы С находятся в sp3-гибридизации.

Угол между гибридными облаками – 109º28

Имеет одну двойную связь, все остальные одинарные.

Имеет одну связь π- , остальные σ-связи.

Функциональная группа - карбонильная

Вывод: Отличие альдегидов и кетонов в том, что карбонильная группа альдегидов связана с одним радикалом и атомом водорода, а в кетонах с двумя радикалами.

Учитель: сейчас выполните познавательное задание 3. На его выполнение у вас 5 минут (слайд 7)

1.Вспомните понятие гомологического ряда и как его построить.

2. Составьте гомологический ряд альдегидов и кетонов (5 представителей), выделив функциональную группу и дать названия этим веществам.

3. Составить общие формулы данных веществ.

По истечению времени группы представляют формулу гомологического ряда альдегидов и кетонов, а затем предложат свои названия этим веществам, выводят общую формулу альдегидов и кетонов.

Гомологический ряд альдегидов и кетонов:

СН2О - метаналь

С2Н4О – этаналь

С3Н6О – пропаналь (пропанон)

С4Н8О – бутаналь (бутанон)

С5Н10О – пентаналь (пентанон)

С6Н12О – гексаналь (гексанон)

СnH2nO

Вывод: Отличие гомологического ряда альдегидов от кетонов состоит в том, что он начинается с одного атома углерода, а у кетонов с третьего атома.

Учитель: сейчас у вас 5 минут на то, чтобы оценить свою работу и работу одноклассников в группе, заполнив следующую таблицу.

Оценка работы участников в группе

«+» - принимал активное участие, выдвигал гипотезы

«┴» - предлагал свои варианты

«-» - слушал, разбирался


Фамилия, имя учащихся группы

Решал расчетную задачу

Предложил строение структурной формулы

Изготовил пространственное строение

Составлял формулы гомологического ряда

Давал название гомологам

Помогал в оформлении

Слушал, разбирался

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

1











2











3











4













Рефлексия по уроку:

Закончите следующие фразы

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

Домашнее задание: составить конспект по теме урока, используя § 19


ПРИЛОЖЕНИЕ

Познавательные задания

Задание 1

Решите задачу и определите молекулярную формулу этого вещества.

1.Определите молекулярную формулу вещества, если в его состав входит 62,06% углерода, 27,58% кислорода и 10,34% водорода. Известно, что относительная плотность данного вещества по воздуху равна 2.

2. На основе молекулярной формулы составьте две структурные формулы для данной молекулярной формулы.

3. Используя модели атомов, постройте две пространственные формулы для данной молекулярной формулы.


Задание 2

1.Рассмотрите структурные формулы данных веществ и их пространственное строение и составьте рассказ о строении данных веществ. В чем сходство и отличие данных соединений.


Задание 3

1.Вспомните понятие гомологического ряда и как его построить.

2. Составьте гомологический ряд альдегидов и кетонов (5 представителей), выделив функциональную группу и дать названия этим веществам.

3. Составить общие формулы данных веществ.


Задание 4

Решите задачу. Установите молекулярную формулу альдегида, содержащего 18, 60% кислорода. ​​​​​​​

Оценка работы участников в группе

«+» - принимал активное участие, выдвигал гипотезы

«┴» - предлагал свои варианты

«-» - слушал, разбирался


Фамилия, имя учащихся группы

Решал расчетную задачу

Предложил строение структурной формулы

Изготовил пространственное строение

Составлял формулы гомологического ряда

Давал название гомологам

Помогал в оформлении

Слушал, разбирался

Самооценка

Оценка группы

Оценка учителя

1











2











3











4











5











6




















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.