12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Карташова Елена Борисовна56
Учитель химии и биологии МКОУ СОШ №2 г.Черепаново
Россия, Новосибирская обл., Черепаново

Методическая разработка урока по химии

для 9 класса по теме «Спирты»


 


 

Карташова Елена Борисовна

МКОУ СОШ №2 г.Черепаново

Учитель химии и биологии
 

Тема урока: Спирты.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок- исследование).

Цели:

-образовательная: обеспечить усвоение знаний учащихся о классификации, составе и свойствах спиртов, их применении;

-воспитательная: формировать стремление к здоровому образу жизни, развивать коммуникабельность, интерес к предмету;

-развивающая: формировать способность к самостоятельному приобретению знаний; развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи ( состав – строение - свойства).

Задачи: Организация проблемно – поисковой деятельности. Работа в группах. Проведение самостоятельной работы по вариантам. Эксперимент. Обсуждение результатов. Формулирование выводов.

Девиз урока: «Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями своей мыс­ли,

а не одной только памяти» (Л. Н. Тол­стой).

Ход урока

I. Актуализация знаний.

Учитель демонстрирует научный видео - ролик «Алкоголь и печень».

? О чём пойдёт речь на уроке?

? С чем связано такое поведение людей?

? Какую проблему вы увидели в данной теме?

Названные учащимися проблемы учитель записывает на доске. Например:

спирт вызывает алкоголизм;

деградация личности;

спирты — это класс органических сое­динений.

? Что вы знаете о спиртах?

II. Изучение нового материала.

1.Определение спиртов.

Учитель организует исследовательскую деятельность учащихся - работу с первоис­точниками.

?Используя энциклопедические словари, определите понятие «спирты». Обсудите, ка­кое определение более ёмкое, научное. Срав­ните с определением спиртов в тексте пара­графа ( Габриелян О. С. Химия. 9 класс).

2.Классификация и номенклатура спиртов.

Учитель демонстрирует слайд презентации с формула­ми некоторых спиртов:

1) СН-СН2-СН2ОН 2) СН2ОН-СН2ОН 3) СН2ОН-СНОН-СН2ОН 4) СН3ОН

? По какому признаку можно класси­фицировать спирты? Попробуйте предложить свою схему классификации.

Выслушав ответы учащихся, учитель де­монстрирует слайд со схемой.

Затем учитель демонстрирует формулы и названия некоторых спиртов:

СН3-СН(СН3)-СН2ОН 2-метилпропанол-1

СН2ОН-СН2ОН этандиол-1,2 (этиленгликоль)

СН2ОН-СНОН-СН2ОН пропантриол-1,2,3 (глицерин)

? Сформулируйте правила номенклатуры спиртов.

? Назовите спирты по формулам:

СН3-СН2-СН2-СН2ОН

СН3—СН2—СН ОН —СН3

3.Знакомство со свойствами спиртов.

Организация проблемно – поисковой деятельности. Работа с текстом учебника. Работа в группах.

Задание 1-ой группе. Познакомьтесь со статьёй учебника (с.210) Метанол. Опишите влияние метанола на организм человека.

Задание 2-ой группе. Познакомьтесь со статьёй учебника (с.210) Этанол. Выпишите ключевые слова.

Задание 3-ей группе. Познакомьтесь со статьёй учебника (с.213) Этиленгликоль. Опишите области применения этого спирта.

Задание 4-ой группе. Познакомьтесь со статьёй учебника (с.214) Глицерин. Опишите области применения этого спирта.

Обсуждение результатов.

4.Физические свойства спиртов.

Просмотр DVD. Сборник демонстрационных опытов для средних общеобразовательных школ «Школьный химический эксперимент»

Задание №1 На основании просмотренного фрагмента постройте график зависимости растворимости спиртов в воде от строения спирта. Сделайте вывод.

Задание №2 На основании просмотренного фрагмента постройте график зависимости скорости реакции взаимодействия спиртов с Na от строения спирта. Сделайте вывод.

Задание №3 Пользуясь материалами просмотренного фрагмента, расскажите о физических свойствах глицерина. Сравните со свойствами этанола и метанола. Что общего? В чём различия?

Задание №3 Пользуясь материалами просмотренного фрагмента, расскажите о химических свойствах глицерина. Что является качественной реакцией на многоатомные спирты? Составьте схему реакции взаимодействия глицерина с гидроксидом меди (II). Отметьте цвет образующегося глицерата меди (II).

5. Химические свойства. Экспериментальная работа. Работа в парах.

Исследование химических свойств спиртов.

Горение этилового спирта. В фарфоровую чашку налейте небольшое количество этило­вого спирта. Подожгите спичкой. За пламенем наблюдайте через тёмную плёнку. Гасите пла­мя при помощи специальной пластинки.

Запишите уравнение реакции.

? Чем обусловлены химические свойства спиртов?

? Попробуйте сформулировать вывод.

6.Рефлексия

? Разрешили ли вы проблему, поставлен­ную в начале урока?

? Как вы можете использовать полученные знания?

? Изменилось ли ваше отношение к про­блемам, поднятым в фильме?

III. Закрепление материала

Вопросы

1.Что такое спирты?

2.Какое агрегатное состояние нехарактер­но для спиртов при обычных условиях?

3.Какие химические свойства спиртов вы знаете?

4.Все ли спирты растворимы?

5.Как можно охарактеризовать физические свойства спиртов?

6.Какие из спиртов ядовиты?

7.Какие свойства метилового и этилового спиртов находят применение?

8.Где применяют спирты?

9.Как называют функциональную группу спиртов-ОН?

10.Как образуют названия одноатомных спиртов?

11.Что такое гигроскопичность?

12. Какова общая формула предельных одноатомных спиртов?

Домашнее задание: §35,? напишите эссе, взяв за основу высказывание: «Вино со­общает каждому, кто пьёт, четыре качества: сначала павлина, потом обезьяны, затем льва и, наконец, свиньи» (Абу-ль-Фарадж).? В Бразилии, Японии и других странах конструируют двигатели внутреннего сгора­ния, работающие на спиртах. На каком свой­стве спиртов основано это применение? Подумайте, в чём преимущества данно­го вида топлива. Что такое альтернативное топливо?

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.