12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
МФС1081
Преподаватель
Россия, Ставропольский край, Ставрополь
Материал размещён в группе «Преподаватель - учитель»
7

Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски по теме «Введение в органическую химию»

Методическая разработка урока с использованием интерактивной доски по теме «Введение в органическую химию»

Аннотация

Учебное пособие «Введение в органическую химию» предназначено для преподавателей химии, учащихся и студентов колледжа.

В данном пособии представлены слайд-презентация темы:

Введение в органическую химию.

Большое количество иллюстраций, анимации помогут преподавателю активизировать внимание учащихся, сделать уроки более наглядными и интересными.

Соответствует обязательному минимуму содержания образования. Даёт возможность использования с любыми учебниками.

Для создания авторской презентации использованы иллюстрации ресурсов Интернет и СD: Химия–8-11 («Учитель»), Проверь себя – Химия (Руссо-бит-М).

Составитель – Магомедова Ф .С.


 

Введение

На данном уроке учащиеся знакомятся и осваивают начальные понятия органической химии, необходимые для усвоения всего последующего материала. Учатся на основе углеродного скелета составлять структурные формулы углеводородов, знакомятся с теорией строения органических веществ М.А. Бутлерова. Выясняют, что свойства веществ определяются их строением, выявляют причины многообразия органических веществ.

Данный урок является начальным в начале изучения курса органической химии. Учащиеся узнают, что углеводороды могут быть не только насыщенными до предела валентных возможностей атомов углерода, но и с меньшим количеством атомов водорода.. Развивается понимание основных положений теории А.М. Бутлерова; высказывается предположение, которое затем реализуется на последующих уроках, - предположение о том, как строение углеводородов, отражается на их химических свойствах. Иначе говоря, закладываются основы темы, открывается логика предмета, развивается умение не фантазировать, а непосредственно видеть и понимать, что скрывается за химическими символами, структурами и формулами, давать им интерпретацию. Преподаватель вместе с учащимися размышляет, подводит их к пониманию взаимосвязи теории и экспериментальных данных о строении углеводородов. На основе уже полученных знаний учащиеся узнают, что, кроме разветвления углеродного скелета, наличие одной двойной или тройной связи предполагает существование и других видов изомерии.

Основной метод при изучении данной темы – беседа. Имеют место и элементы лекции с последующим обсуждением полученной информации. На уроке учащиеся должны уметь объяснять, как образуется структурная молекула с точки зрения электронного строения атомов (углерода и водорода), знать характеристики С-С-связи. Одновременно они расширяют свои представления о явлении изомерии. Ребята узнают о применении углеводородов. На уроке формулируется опережающее задание: составить структурные формулы органических веществ, основываясь на строении атома углерода.

Цели урока:

1.Обучающая: сформировать представление о составе органических соединений; рассмотреть особенности органических веществ; выявить причины их многообразия; продолжить формирование умения составлять структурные формулы на примере органических веществ; дать понятие об изомерии и изомерах.

2.Развивающая: Развивать умение формулировать гипотезы. Продолжить формирование умений оформления результатов заданий. Развивать способность к адекватному самоконтролю.

3.Воспитательная: Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся.

Воспитывать культуру общения, наблюдательность, пытливость, инициативу.

Тип урока. Изучение нового материала.

Характер и форма организации учебно-познавательной деятельности учащихся:

проблемно-поисковый;

исследовательский и репродуктивный характер деятельности с применением ИКТ технологии;

самостоятельная работа.

Оборудование:

Персональный компьютер, медиапроектор, интерактивная доска, диск с презентацией «Введение в органическую химию». (Приложение 1), ЦОР (Приложение 2,3).

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ТЕМЕ

«ВВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЧЕСКУЮ ХИМИЮ»

этапа

слайда

Название раздела

Действие учителя

(направляющие вопросы)

Действие учащегося (варианты ответов и выполнение необходимых записей в тетради)

1. Актуализация знаний.

1

Введение в органическую химию.

- Наш урок посвящен знакомству с новым разделом химии - органической химией.

1.Какие вещества мы изучали ранее?

- Все вещества делят на две группы: неорганические и органические.

2.Какие вещества ранее считали органическими, неорганическими?

3.Как вы думаете, почему встал вопрос о необходимости разделения веществ на органические и неорганические?

4.Как вы считаете для чего нам необходимо изучать органическую химию?

1.Ранее мы изучали неорганические вещества.

2.Вещества считали органическими те, которые невозможно было получить в лаборатории. А неорганическими те, которые можно было получить в лаборатории.

3.В связи с развитием науки и накоплением новой информации о видах и способах получения органических веществ.

4.Знания по органической химии необходимы для того, чтобы правильно использовать свойства органических веществ.

2. Изучение нового материала:

Введение в органическую химию.

2- главный

Содержит разделы по изучению темы «Введение в органическую химию» (алгоритм работы с презентацией по разделам)

Последовательность работы с презентацией:

1.Особенности органических веществ.

2.Состав органических веществ.

3.Многообразие органических веществ.

4.Типы связей между атомами углерода.

5.Причины многообразия органических веществ.

6.Химические свойства органических веществ.

7.Автор теории строения органических веществ.

8.Применение органических веществ.

9.Проверка знаний.

 
 

2- главный

Переход от слайда 2 к слайду 3 - раздел: Особенности органических веществ.

- Записываем тему урока «Введение в органическую химию»

Записывают тему урока: Введение в органическую химию»

 

3

Раздел:

Особенности органических веществ.

1.На доске предложены формулы веществ. Выберите из них формула неорганических веществ и выпишите в столбик под соответствующим названием, а остальные в столбик слева.

2.Проверяем верно ли выполнено задание (клик курсором по рабочему столу -появляются формулы веществ, поделенные на две группы под соответствующими названиями)

3.Если вы допустили ошибки – исправляем их.

4.Найдите сходство и различие в этих группах веществ.

5.Какие вещества можно назвать органическими?

- Разделять вещества на органические и неорганические стали в начале 19 века.

6.Предлжите классификацию органических веществ, которые мы теперь можем назвать углеводородами и составьте схему этой классификации.

- Возврат к слайду 2-главному.

1.Деление и запись формул органических и неорганических веществ.(работа с интерактивной доской)

2.Прверяют верно ли распределены вещества.

3.Исправляют допущенные ошибки.

4.Сходство – органические вещества имеют в составе молекул углерод и водород: различие- в одних есть кислород, в других нет.

5.Органические вещества - вещества, содержащие атомы углерода и водорода.(запись в тетради).

6.Органические вещества можно разделить на бескислородные и кислородсодержащие.

Составляют схему классификации в тетради.

 

2-

главный

Переход от слайда 2 к слайду 4 - раздел: Состав органических веществ.

   
 

4

Раздел:

Состав органических веществ.

Обратите внимание на доске предложено уравнение реакции и ответьте:

1.Какого вещества недостает в левой части уравнения?

2.Допишите недостающее звено. (проверка – клик курсором по полю)

3.Какое вещество получилось в результате реакции - органическое или неорганическое и какой элемент оно содержит?

4.Можно ли, что утверждение «Между органическими и неорганическими веществами есть резкая граница»

- Но тем не менее органические вещества имеют ряд особенностей. Сегодня мы их рассмотрим.

- Возврат к слайду 2- главному.

1.В левой части уравнения реакции недостает углерода.

2.Дописывают атом углерода и расставляют коэффициенты.(работа с интерактивной доской)

3.Неорганические вещества тоже могут содержать атомы углерода.

4.Между органическими и неорганическими веществами резкой границы нет

 

2-

главный

Переход от слайда 2 к слайду 5 – раздел: Многообразие органических веществ.

   
 

5

Раздел:

Многообразие органических веществ.

1. Как вы думаете, сколько органических соединений сейчас известно? А неорганических?

2.Какая особенность характерна для органических веществ?

3.Какая особенность наблюдается при переходе в возбужденное состояние у атома углерода?

- Возврат к слайду 2-главному.

1.В настоящее время число известных органических соединений более 18 млн., в то время как неорганических – 600 тыс.)

2.Такая многочисленность является отличительной особенностью органических соединений. Делают запись: “ Многочисленность органических соединений”.

3.Углерод начинает проявлять валентность равную четырем.(работа с интерактивной доской)

 

2-

главный

Переход от слайда 2 к слайду 6 - раздел: Типы связей между атомами углерода в органических веществах.

   
 

6

Раздел:

Типы связей между атомами углерода в органических веществах.

1.Какие виды связей между атомами углерода в молекулах органических веществ можно увидеть на рисунках?

2.Задание: нарисовать схемы различных видов связей между атомами углерода.

3.Какие формы углеродных цепей могут образовывать атомы углерода?

4.Задание: нарисовать схемы различных форм молекул органических веществ.

- Возврат к слайду 2-главному.

1.Соединяясь между собой, атом углерода способен образовывать различные химические связи – простые (одинарные), кратные (двойные и тройные).

2.Выполняют задание: нарисовать схемы различных видов связей между атомами углерода.

3.Главное, атом углерода способен соединяться друг с другом, образуя цепи любой длины и кольца самых причудливых конфигураций.

4.Выполняют задание: нарисовать схемы различных форм молекул органических веществ.

 

2-

главный

Переход от слайда 2 к слайду 7 - раздел: Причины многообразия органических веществ.

   
 

7

Раздел:

Причины многообразия органических веществ.

1.Что является причиной многообразия органических веществ?

2. Какое явление называют изомерией?

- Просмотр ЦОР (Приложение 2) - формы углеродных цепей.

- Изомерия широко распространена в органической химии и является одной из особенностей органических соединений. Число изомеров с увеличением количества атомов углерода в молекуле быстро растет. Так, углеводород состава С6Н12 имеет 5 изомеров, С10Н22 – 75, С14Н30 –1858, а для углеводорода С20Н44 может существовать 366 319 изомеров!

1.Делают вывод и запись: “Причина: атомы углерода могут соединяться друг с другом простыми и кратными связями и образовывать цепи (прямые, разветвленные и замкнутые) разной длины”

2.Явление существования изомеров называется изомерией.

 

8-10

 

1.Выполнить упражнения: Заполнить свободные валентности углерода атомами водорода.

Слайд 10:

- Просмотр ЦОР (Приложение 3) – название атомов углерода в углеродной цепи.

- Возврат к слайду 2-главному.

Заполнение свободных валентностей углерода атомами водорода (работа на интерактивной доске с проверкой).

 

2-

главный

Переход от слайда 2 к слайду 11 - раздел: Химические свойства органических веществ.

   
 

11

Раздел:

Химические свойства органических веществ.

1.Сделайте вывод о горючести органических веществ рассмотрев предложенные рисунки.

- Возврат к слайду 2-главному.

Делают вывод и запись:

1. Органические вещества обугливаются при нагревании.

2. Вывод: органические вещества горючи.

 

2-

главный

Переход от слайда 2 к слайду 12 - раздел: Автор теории строения органических веществ.

   
 

12

Раздел:

Автор теории строения органических веществ.

- Автором теории строения органических веществ является А.М.Бутлеров.

- Возврат к слайду 2-главному.

Запись в тетради: «Автором теории строения органических веществ является А.М.Бутлеров- великий русский ученый».

 

2-

главный

Переход от слайда 2 к слайду 13 - раздел: Применение органических веществ.

   
 

13

Раздел:

Применение органических веществ.

- Рассмотрим применение органических веществ.

- Возврат к слайду 2-главному.

Запись в тетради: Области применения органических веществ.

 

2

Переход от слайда 2 к слайду 14 - раздел: Проверка знаний.

   
 

14

Раздел:

Проверка знаний.

- Для того чтобы проверить полученные на уроке знания предлагаю выполнить тестовое задание.

Работа с интерактивной доской - выполнение тестового задания.

3.Рефлек-сия.

15

 

Итак, мы с вами выяснили, что органические вещества имеют ряд особенностей (повторяем их, приводим примеры).

- Отмечаем работу учащихся на уроке, выставляем оценки.

Повторяют особенности органических соединений, приводят примеры.

4.Домаш-нее задание.

15

 

Введение в органическую химию по конспекту, § 1, 2 (Габриелян О.С., Химия 10).

Записывают домашнее задание: Введение в органическую химию по конспекту, § 1, 2 (Габриелян О.С., Химия 10).


 

Опубликовано в группе «Преподаватель - учитель»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.