7.Закрепление новых знаний и отработка способа их применения 8.Включение изученной темы в систему знаний и умений | Первичное закрепление нового знания Самостоятельная работа. Проверка по эталону. | Предлагает упражнения различного уровня сложности и самостоятельности. Упр. 411 учебника (выполняется устно). Упр. 1 (устно и письм. Работа в парах). Перестройте данные предложения, поставив слова автора перед прямой речью, после нее и в середину прямой речи . В каждом предложении замените глагол, вводящий прямую речь, подходящим синонимом. Как изменился при этом смысл предложения с прямой речью? 1) Художник Александр Дейнека говорил, что он любит спорт. Часами, по его словам, он мог любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами, лыжниками. 2) Мой попутчик-художник рассказал, что он едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень. Упр. 3 1) ... ! — прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. — ... ! 2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — .... 3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ? Учитель предлагает выполнить тест презентации «Способы передачи чужой речи»: 1. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены неправильно? 1) «Хорошо, позовём доктора», — сказали министры. 2) «В нашем королевстве» - ответил министр юстиции,-«ещё не было такого случая». 3) «Сын короля ещё маленький, как он может быть королём?»- спросили министры. 4) «В нашем королевстве всё спокойно?» — спросил с тревогой король. 2. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены правильно? 1) «Я считаю, что королю нужно сделать операцию — сказал старый доктор с бородкой. 2) Другой заметил: «По-моему, капли лучше». 3) «Надо посмотреть, - подумал мальчик, -что там происходит» . 4) Доктор радостно воскликнул: «Кажется, королю стало лучше»! 3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1) Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал. 2) «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачёвском бунте, совершенно несправедливо». 3) Я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею. 4) Прохожий спросил: «знаю ли я дорогу к пристани?» 4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно? 1) Фотограф пошутил: «Внимание, сейчас вылетит птичка!» 2) «Мы решили, — продолжал заседатель — с вашего дозволения остаться здесь ночевать». 3) «Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася. 4) «Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал». 5. В каком предложении знаки препинания при прямой речи можно опустить? 1) «Только бы меня не спросили!» — подумал Андрей. 2) Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос». 3) «Солнце на закате садится в тучи — жди непогоды», — говорит народная примета. 4) «Знаешь, — сказала мама, — я думаю, не всё ещё потеряно». 6. В каком предложении не нарушены речевые нормы при передаче чужой речи? 1) Мне сказали то, что я должен оформить документы. 2) Незнакомец сказал, что я Дубровский. 3) Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею. 4) Он произнёс то, чего никто не ожидал. 7. Укажите предложение, в котором косвенная речь передана без ошибок: 1) В сказке «Орёл-меценат» дятел говорил, что я умею ставить не только обыкновенные, но и «чрезвычайные» знаки препинания. 2) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, что знает ли он знаки препинания? 3) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, знает ли он знаки препинания. 4) В сказке «Орёл-меценат «дятел говорил, что умею ставить различные знаки препинания. | Учащиеся придумывают комментирующую часть и ставят ее в середину прямой речи. Изучают предложения, перестраивают, подбирают синонимы, обсуждают проделанную работу. Сравнивают варианты. Учащиеся подбирают задания. Принимают решение дополнить предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания. Учащиеся выполняют задания теста, сверяются с эталоном. | Личностные: обогащение словарного запаса учащихся. Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, сообщать о результатах выполнения задания, доказывать свою точку зрения, творчески применять новые знания, создавать устное высказывание. Предметные: Закрепить знания о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью |