7.Закрепление новых знаний и отработка способа их применения
8.Включение изученной темы в систему знаний и умений
|
Первичное закрепление нового знания
Самостоятельная работа. Проверка по эталону.
|
Предлагает упражнения различного уровня сложности и самостоятельности.
Упр. 411 учебника (выполняется устно).
Упр. 1 (устно и письм. Работа в парах).
Перестройте данные предложения, поставив слова автора перед прямой речью, после нее и в середину прямой речи . В каждом предложении замените глагол, вводящий прямую речь, подходящим синонимом. Как изменился при этом смысл предложения с прямой речью?
1) Художник Александр Дейнека говорил, что он любит спорт. Часами, по его словам, он мог любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами, лыжниками. 2) Мой попутчик-художник рассказал, что он едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.
Упр. 3
1) ... ! — прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. — ... !
2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — ....
3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ?
Учитель предлагает выполнить тест презентации «Способы передачи чужой речи»:
1. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены неправильно?
1) «Хорошо, позовём доктора», — сказали министры.
2) «В нашем королевстве» - ответил министр юстиции,-«ещё не было такого случая».
3) «Сын короля ещё маленький, как он может быть королём?»- спросили министры.
4) «В нашем королевстве всё спокойно?» — спросил с тревогой король.
2. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены правильно?
1) «Я считаю, что королю нужно сделать операцию — сказал старый доктор с бородкой.
2) Другой заметил: «По-моему, капли лучше».
3) «Надо посмотреть, - подумал мальчик, -что там происходит» .
4) Доктор радостно воскликнул: «Кажется, королю стало лучше»!
3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал.
2) «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачёвском бунте, совершенно несправедливо».
3) Я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею.
4) Прохожий спросил: «знаю ли я дорогу к пристани?»
4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Фотограф пошутил: «Внимание, сейчас вылетит птичка!»
2) «Мы решили, — продолжал заседатель — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».
3) «Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася.
4) «Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал».
5. В каком предложении знаки препинания при прямой речи можно опустить?
1) «Только бы меня не спросили!» — подумал Андрей.
2) Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос».
3) «Солнце на закате садится в тучи — жди непогоды», — говорит народная примета.
4) «Знаешь, — сказала мама, — я думаю, не всё ещё потеряно».
6. В каком предложении не нарушены речевые нормы при передаче чужой речи?
1) Мне сказали то, что я должен оформить документы.
2) Незнакомец сказал, что я Дубровский.
3) Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею.
4) Он произнёс то, чего никто не ожидал.
7. Укажите предложение, в котором косвенная речь передана без ошибок:
1) В сказке «Орёл-меценат» дятел говорил, что я умею ставить не только обыкновенные, но и «чрезвычайные» знаки препинания.
2) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, что знает ли он знаки препинания?
3) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, знает ли он знаки препинания.
4) В сказке «Орёл-меценат «дятел говорил, что умею ставить различные знаки препинания.
|
Учащиеся придумывают комментирующую часть и ставят ее в середину прямой речи.
Изучают предложения, перестраивают, подбирают синонимы, обсуждают проделанную работу. Сравнивают варианты.
Учащиеся подбирают задания. Принимают решение дополнить предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.
Учащиеся выполняют задания теста, сверяются с эталоном.
|
Личностные:
обогащение словарного запаса учащихся.
Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, сообщать о результатах выполнения задания, доказывать свою точку зрения, творчески применять новые знания, создавать устное высказывание.
Предметные:
Закрепить знания о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью
|
Горбачёва Марина Юрьевна