Урок русского языка в 8 классе на тему «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них»

4
1
Материал опубликован 10 March 2019

Технологическая карта урока русского языка на тему «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них».

 

Предмет

Русский язык

Класс

8

Тема урока

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них

Цели деятельности педагога

Формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Предметные: составлять алгоритм или план выполнения задания, знать структуру предложения с прямой речью, уметь правильно оформлять предложения с прямой речью на письме;

Личностные: развитие способностей к самооценке, положительному отношению к учению, к познавательной деятельности;

Метапредметные: формирование навыков общения, способности к извлечению информации из предлагаемых источников, осуществления анализа и синтеза.

Методы и формы обучения

Метод критического мышления, частично-поисковый метод, метод драматизации

Образовательные ресурсы

http://fb.ru/article/134127/predlojeniya-s-pryamoy-rechyu-primeryi-kak-sostavit-predlojenie-s-pryamoy-rechyu Предложения с прямой речью, примеры.

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/testy-i-upragneniya/312 Упражнения по теме «Способы передачи чужой речи»

https://testschool.ru/category/russkiy-yazyik/ Тесты по русскому языку

 

Учебник «Русский язык», авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова.

Оборудование

Проектор, компьютер

Демонстрационный материал

Презентация, карточки с дидактическим материалом

 

 

Ход урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты деятельности

1. Организа-ционный момент

 

Настроить на организацию рабочего пространства, подготовить уч-ся к работе на уроке

Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой детей на работу.

Приводят в порядок рабочее место, эмоционально настраиваются на урок.

(Запись :Дата. Классная работа)

Личностные:

ответственность за предстоящую деятельность.

Метапредметные: организация своего рабочего места.

2. Актуализа-ция имеющихся знаний и способов их применения

Повторить теоретические сведения о способах передачи чужой речи на письме

Учитель просит заранее подготовленных учащихся инсценировать шутку «Исправил оценку»:

Мама смотрит дневник сына и видит: учитель поставил двойку, а сын зачеркнул ее и поставил рядом пятерку. Мама:

- Петя, что это?

- Мама, все хорошо! Нам учитель сказал, что если мы захотим, то можем исправить плохую оценку!


 

Задает вопросы для повторения:

1.Какое языковое явление использовано в тексте?(Диалог.)

2. Перестройте текст, заменив диалог предложениями с косвенной речью.

3.Каким еще способом можно передать чужую речь на письме? Приведите примеры.

4.На какие части делится предложение с прямой речью?

5.Постройте схемы предложений с прямой речью.

Учащиеся отвечают на вопросы , приводят примеры, строят схемы (учащимся известны следующие схемы: «П»,- а. «П!?» -а. А: «П». А: «П!?»)

Личностные:

развитие учебных мотивов.

Метапредметные:способность к передаче информации, выстраивание речевого высказывания на определенную тему, умение приводить примеры.

Предметные:знания о способах передачи чужой речи на письме, о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

3.. Столкнове-ние знания и незнания

Поставить учащихся перед необходимостью открытия новых знаний о структуре предложений с прямой речью, о постановке знаков препинания в них.

Учитель предлагает подобрать задание к раздаточному материалу:

1.Библиотекарь спросила Вы уже дочитали ту книгу, которую взяли неделю назад?

 2.Как же много сегодня грибов в лесу воскликнул Женя.

3. Давай купим букет цветов предложила Лена Маме подарим.

Учащиеся предлагают разные варианты заданий. В итоге принимается решение списать предложения, расставить знаки препинания. В ходе выполнения работы ребята приходят к пониманию того, что не знают, как расставить знаки препинания в предложении №3.

Личностные:

понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей.

Метапредметные:умение анализировать, наблюдательность, умение сообщать о результатах деятельности.

Предметные: применение знаний о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью.

4. Целепола-гание (на основе уточнения неизвестного) и планирова-ние этапов деятельности

Создать условия для постановки учащимися цели познавательной деятельности, формулировки темы урока и планирования деятельности

Вопрос учителя, направленный на уточнение границ неизвестного (после сообщения учащихся о результатах выполнения задания): Почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?

Вопрос учителя, подводящий к целеполаганию: Как бы вы сформулировали цель нашего урока?

 

 

Вопрос учителя, подводящий к формулировке темы урока:

-Как бы вы сформулировали тему урока?

Вопрос учителя, стимулирующий действия планирования:

-Что необходимо сделать для достижения поставленной цели?

Ответ на вопрос учителя: Мы не задумывались над тем,

что есть предложения, в которых слова автора могут находиться внутри прямой речи.

 

Целеполагание. Научиться видеть границы частей предложений с прямой речью соответствующей структуры. Выяснить, как оформлять такие предложения на письме.

Формулировка темы: урока: «Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Углубление знаний, полученных ранее».

Планирование: Исследовать достаточное количество таких предложений, сделать выводы.

Личностные:

понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей.

Метапредметные:определение границ незнания, умение определять цель деятельности и её этапы.

Предметные:

указание на новое языковое понятие, отбор приёмов языкового анализа в соответствии с его целью.

5. Открытие новых знаний

Научить работать с информацией, изучить предложенные предложения

Учитель предлагает материал для исследования:

«Бабушка очень любит этот сервиз, - заметил Роман. – Его дедушка подарил». «Неплохо, - сказал Игорь, - было бы пройтись вечером по набережной».


 

-Как вам удобно работать в ходе исследования?

-Как будет представлен результат исследования?

После сообщения пар о результатах исследования предлагается сравнить самостоятельно сделанные выводы с теоретическими сведениями учебника (стр. 232)

 

Ученики работают в парах, определяют структуру предложений, изучают постановку знаков препинания, строят схемы, сообщают о результатах.

 

 

 

 

 

 

 

Читают информацию в учебнике. Сравнивают ее со своими выводами.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку.

Метапредметные:умение анализировать, сопоставлять,  приводить примеры, иллюстрирующие теоретические выводы, работа в парах, добывать дополнительную информацию, сообщать о результатах исследования.

Предметные:

Предложения с прямой речью.

6.Выведение способа применения новых знаний

Выявление последовательности действий при применении новых знаний

Вопрос, подводящий к созданию инструкции по применению правила:

-Какова последовательность действий при постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью?

 Учащиеся составляют алгоритм действий (работают в парах).

Личностные:

понимание роли языка в развитии интеллектуальных способностей.

Метапредметные:определение способа применения новых знаний.

Предметные:

опознание структуры предложений с прямой речью, умение правильно ставить знаки препинания в них.

7.Закрепление новых знаний и отработка способа их применения


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

8.Включение изученной темы в систему знаний и умений

Первичное закрепление нового знания


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Самостоятельная работа. Проверка по эталону.

Предлагает упражнения различного уровня сложности и самостоятельности.

Упр. 411 учебника (выполняется устно).


 


 

Упр. 1 (устно и письм. Работа в парах).

Перестройте данные предложения, поставив слова автора перед прямой речью, после нее и в середину прямой речи . В каждом предложении замените глагол, вводящий прямую речь, подходящим синонимом. Как изменился при этом смысл предложения с прямой речью?

1) Художник Александр Дейнека говорил, что он любит спорт. Часами, по его словам, он мог любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами, лыжниками. 2) Мой попутчик-художник рассказал, что он едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.

Упр. 3

1) ... ! — прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. — ... ! 
2) ... , — убеждённо говорил капитан нашей команды. — .... 
3) ... ? — вежливо спросил прохожий. — ... ?


 

Учитель предлагает выполнить тест презентации «Способы передачи чужой речи»:

1. В каком предложении знаки препинания при прямой речи расставлены неправильно?

1) «Хорошо, позовём доктора», — сказали министры.
2) «В нашем королевстве» - ответил министр юстиции,-«ещё не было такого случая».
3) «Сын короля ещё маленький, как он может быть ко­ролём?»- спросили министры.
4) «В нашем королевстве всё спокойно?» — спросил с тревогой король.

2. В каком предложении знаки препинания при прямой ре­чи расставлены правильно?

1) «Я считаю, что королю нужно сделать операцию — сказал старый доктор с бородкой.
2) Другой заметил: «По-моему, капли лучше».
3) «Надо посмотреть, - подумал мальчик, -что там происходит» .
4) Доктор радостно воскликнул: «Кажется, королю стало лучше»!

3. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал.
2) «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачёвском бунте, совершенно несправедливо».
3) Я спрашивал себя, к чему может повести наша лю­бовь, если у нас не хватит сил бороться с нею.
4) Прохожий спросил: «знаю ли я дорогу к пристани?»

4. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Фотограф пошутил: «Внимание, сейчас вылетит птичка!»
2) «Мы решили, — продолжал заседатель — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».
3) «Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася.
4) «Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал».

5. В каком предложении знаки препинания при прямой ре­чи можно опустить?

1) «Только бы меня не спросили!» — подумал Андрей.
2) Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, во­прос».
3) «Солнце на закате садится в тучи — жди непого­ды», — говорит народная примета.
4) «Знаешь, — сказала мама, — я думаю, не всё ещё по­теряно».

6. В каком предложении не нарушены речевые нормы при передаче чужой речи?

1) Мне сказали то, что я должен оформить документы.
2) Незнакомец сказал, что я Дубровский.
3) Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею.
4) Он произнёс то, чего никто не ожидал.

7. Укажите предложение, в котором косвенная речь пере­дана без ошибок:

1) В сказке «Орёл-меценат» дятел говорил, что я умею ставить не только обыкновенные, но и «чрезвычай­ные» знаки препинания.
2) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, что знает ли он знаки препинания?
3) В сказке «Орёл-меценат» дятла спрашивали о том, знает ли он знаки препинания.
4) В сказке «Орёл-меценат «дятел говорил, что умею ставить различные знаки препинания.

 

 


 

Учащиеся придумывают комментирующую часть и ставят ее в середину прямой речи.

 


 


 


 

Изучают предложения, перестраивают, подбирают синонимы, обсуждают проделанную работу. Сравнивают варианты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учащиеся подбирают задания. Принимают решение дополнить предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.


 


 


 

Учащиеся выполняют задания теста, сверяются с эталоном.

Личностные:

обогащение словарного запаса учащихся.

Метапредметные: умение анализировать, сопоставлять, разрешать проблемные ситуации, сообщать о результатах выполнения задания, доказывать свою точку зрения, творчески применять новые знания, создавать устное высказывание.

Предметные:

Закрепить знания о постановке знаков препинания в предложениях с прямой речью

9. Рефлексия. Подведение итогов урока

Создать условия для анализа собственной деятельности и развития умения самооценки.

Учитель предлагает вопросы для рефлексии и самоконтроля:

-Удалось ли достичь цели, поставленной вами? Почему вы так считаете?

-Какие знания, приобретённые ранее, понадобились вам сегодня?

-Какие знания вы приобрели вновь?

-Чему вы научились на сегодняшнем уроке?

-Какие задания показались вам особенно трудными? Почему?

-Над чем в новой теме считаете нужным дополнительно поработать?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, ещё раз анализируя собственные знания и этапы познавательной деятельности. Проговаривают вновь теоретические сведения. Выявляют пробелы в собственных знаниях и учебных действиях.

Личностные:

внимательное и бережное отношение к родному языку.

Метапредметные: самоконтроль и самооценка, речевая деятельность.

Предметные:

выявление пробелов в знаниях по русскому языку и умениях, связанных с их практическим применением

10. Домашнее задание

Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Применить новые знания в творческой ситуации

1.Теоретический материал на стр. 232.

2.  Задание на выбор: упр. 409 или 410.

3. Дополнительное задание(по желанию): создать интерактивный тренажёр тему «Знаки препинания в предложениях с прямой речью» с включением заданий, проверяющих усвоение вновь приобретенных знаний.

Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение.

Личностные:

развитие учебных мотивов, интереса к предмету.

Метапредметные:

планирование своих действий, структурирование знаний, подбор примеров, иллюстрирующих теоретические положения.

Предметные:

знание особенностей предложений с прямой речью , использование новых знаний в собственной речи.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за качественный ресурс!

31 March 2019

Похожие публикации