12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Абашкина Наталья Александровна85
Украина, Донецкая Народная Республика, город Донецк
0

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА Тема «Способы передачи чужой речи. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи» 8 КЛАСС

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №83 ИМЕНИ Г.И.БАЛАНОВА ГОРОДА ДОНЕЦКА»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА

Тема «Способы передачи чужой речи. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи»

8 КЛАСС

                                                                  Абашкина Наталья Александровна

                                                                    


Введение​​​​​​​

В разработке предлагается урок русского языка в 8 классе по теме «Способы передачи чужой речи. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи» (в рамках системно-деятельностного подхода к обучению), который соответствует примерной программе (Русский язык: 5-9 кл.: примерная программа для общеобразовательных организаций (основное общее образование) / Сост. Данилова И.Н., Мельникова Л.В., Болгаров М.В., Бескоровайная Л.П., Лутова Т.А., Плыс Л.Н.– 4-е изд., доп. и перер. – Донецк: Истоки, 2018), предназначенной для учащихся 5-9 классов общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики, с учётом требований Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Урок разработан по учебнику «Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений». Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Научный ред. Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 2016 г.

Изучение темы направлено на решение таких задач:

  • овладение грамматической нормой; 
  • совершенствование пунктуационных навыков;
  • развитие коммуникативной компетентности.

Основные способы передачи чужой речи изучены учащимися еще в 5 классе. В 8 классе обобщаются все известные сведения и устанавливаются различия между оформлением высказывания: в степени точности и полноты передачи речи, а также в строении предложений.

         «Способы передачи чужой речи. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи» (1 час)  тема первого урока в цикле. Это урок открытия нового знания (ОНЗ), цель которого выработать алгоритм действия при определении способа передачи чужой речи; обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и различать способы передачи чужой речи;  создать условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости.

Языковой материал данного урока – предложения из художественных произведений, изученных в 8 классе.



Урок русского языка

8 класс

Тема. Способы передачи чужой речи. Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель: выработать алгоритм действия при определении способа передачи чужой речи.

Планируемые  результаты обучения:

Предметные:

  • актуализировать знания по темам «Речь», «Чужая речь», «Способы передачи чужой речи»;
  • овладеть понятиями прямая, косвенная, несобственно-прямая речь;
  • различать предложения с прямой, косвенной, несобственно-прямой речью;
  • разработать алгоритм действий для выбора способа передачи чужой речи;
  • освоить способ выбора прямой, косвенной и несобственно-прямой речи;

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • уметь самостоятельно формулировать тему, цель урока;
  • уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
  • проговаривать последовательность действий при выполнении задания;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
  • оценивать правильность выполнения действий;

Коммуникативные УУД:

  • уметь оформлять свои мысли в устной речи;
  • читать  и воспринимать задания;
  • слушать и понимать речь других;
  • сотрудничать с товарищами по группе, в паре;

Познавательные УУД:

  • уметь ориентироваться в системе знаний: отличать новое от уже известного;
  • добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

Личностные:

  • уметь проводить самооценку на основе критерия успешной учебной деятельности;
  • формировать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, самому себе, объективно оценивая свой вклад в решение общих задач коллектива.

Методы: словесные, наглядные, практические (по источнику изложения учебного материала); поисковые, проблемные (по характеру учебно-познавательной деятельности).

Приёмы:  использование парных, групповых, коллективных форм обучения, контроль усвоения знаний, умений и навыков на каждом этапе, подбор дидактического материала.

Используемое оборудование:

  • Лист оценивания (Приложение 1)

УМК: Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. - М.: Просвещение, 2016.


Сценарий урока

І. Организационный момент (класс разбит на 4 группы по 4-5 человек, учащиеся сидят так, чтобы можно было работать и в паре; каждая группа имеет комплект пронумерованных карточек).

ІІ. Мотивация к  учебной деятельности

Цель: включить учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас энергичными, открытыми, воодушевлёнными. Желаю, чтобы новые знания были для вас интересными, а совместная работа в парах, группах вызывала удовлетворение и радость!  

Давайте откроем тетради и запишем число. Обратите внимание: тема урока на доске не записана. (Приём «Необъявленная тема»)

ІІІ. Актуализация знаний и фиксация затруднения

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

С определения темы мы и начнём работу на уроке открытия новых знаний. Предлагаю поработать в парах.

Скажите, что такое речь?

(Речь – многозначное понятие. В своем первичном значении оно определяется как способность говорить, сам процесс говорения. В иных значениях речь – это стиль языка; ведение разговора, беседы; публичное выступление).

 Давайте составим кластер, вспоминая значения слова «речь».

Разновидность общения

1. Составление кластера

Речь

Деятельность говорящего

Язык  в действии

Публичное выступление

Построение выказывания


– Слово речь – ключевое слово в теме нашего урока. Кстати, какой частью речи оно является? Вот только определения для нашего существительного не хватает. Подобрать его нам поможет лексический тренинг.

2. Лексический тренинг

 Прочитайте слова, написанные на доске, постарайтесь запомнить. (Доска закрывается). Запишите в столбик слова по памяти, но в том же порядке. Если вам будет нужна моя помощь, обращайтесь. Записали? Озвучьте. Родная

широкая

мягкая                                                   Молодцы!

пассивная

бледная

 Какой частью речи являются данные слова? Подберите к ним антонимы.

Родная

Чужая

широкая

узкая

мягкая

жесткая

пассивная

активная

бледная

яркая

Какое слово мы получим, если прочитаем первые буквы слов второй колонки? (Чужая. Чужая речь) А что значит чужая речь? Подберите контекстуальные синонимы.

    Чья-то; речь, принадлежащая кому-то…


3. Работа с учебником (§ 66, с.224) – знакомство с понятием «чужая речь»

Кто же озвучит тему нашего урока? (Ребята предлагают свои варианты) Да, мы сегодня будем говорить о чужой речи, точнее о способах её передачи.


4. Запись темы урока «Способы передачи чужой речи» (1-я часть), учащимся предлагается озвучить цель урока, учитель корректирует.

5. Литературная разминка (Карточка № 1)

ЗаданиеВспомните, из какого произведения данные предложения? Назовите автора и жанр. (Д.И.Фонвизин. Комедия «Недоросль») Кому из героев принадлежат реплики? Установите соответствие.

1. Правдин

А. Так разве надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!

2. Г-н Простаков

Б. Я отроду ничего не читывал, сестрица!

3. Г-жа Простакова

В. При твоих глазах мои ничего не видят.

4. Скотинин

Г. Подобное бесчеловечие вижу и в здешнем доме. Ласкаюсь, однако, положить скоро границы злобе жены и глупости мужа.

5. Митрофанушка

Д. Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

6. Стародум

Е. Час моей воли пришел. Не хочу учиться, хочу жениться.


Ключ для проверки: 1 – Г, 2 – В, 3 – А, 4 – Б, 5 – Е, 6 – Д.

IV. Выявление места и причины затруднения

Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Скажите, ребята, а тема нашего урока для вас совершенно новая? Верно, вы знаете некоторые способы передачи чужой речи. Попробуем вместе воскресить их в памяти.

(Учащиеся называют способы, обращаются к учебнику (§67, с.227), учитель помогает в случае затруднения)

1. Работа в группах (Карточка № 2, 5-я строка пустая)

Способы передачи чужой речи

Примеры

1. Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (тематическая речь)


2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения


3. Предложения с прямой речью


4. Предложения с косвенной речью


5.



Давайте заполним вторую колонку примерами. (Карточка № 2 «Примеры». Примеры предложений с разными способами передачи чужой речи напечатаны на отдельных листочках, на обратной стороне двойной скотч)

2. Игра «Лото» (Необходимо найти место для примера - работа в группах)

Но прежде скажите, в основе какого художественного произведении, прочитанного в этом году, лежит история Пугачёвского бунта? Назовите автора и жанр. (А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»). Молодцы!

Предложения для колонки «Примеры»

1. «А что за человек этот Пугачёв?»спросила комендантша.

2. По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая.

3. Меня спросили о моём имени и звании.

4. Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику.

Способы передачи чужой речи

Примеры

1. Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи (тематическая речь)

Меня спросили о моём имени и звании.

2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения

По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая.

3. Предложения с прямой речью

«А что за человек этот Пугачёв?»спросила комендантша.

4. Предложения с косвенной речью

Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику.

5.




–  Вы отлично справились с заданием. Давайте поаплодируем друг другу!

– Вы обратили внимание, что пятая строка у нас свободна. О чём это говорит? Действительно, есть ещё один способ передачи чужой речи с необычным названием – несобственно-прямая речь! (Ребята наклеивают листочек с названием этого способа в 1-й колонке таблицы)

3. Запись 2-й части темы урока - «Прямая, косвенная и несобственно-прямая речь как способы передачи чужой речи»,  учащимся предлагается озвучить цель, учитель корректирует.

Итак, что мы знаем о прямой речи? О косвенной? (Ребята отвечают). Спасибо! Для начала совсем неплохо.

А в чём наша проблема? Да, мы пока ничего не знаем о несобственно-прямой речи? Какие пути решения проблемы вы можете предложить, если учесть, что правила в учебнике нет? (Ребята называют пути решения проблемы. Один из них – приведение примера. Учитель раздаёт каждой группе карточку с примером для пятой строки).

Способы передачи чужой речи

Примеры

1. Простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи

Меня спросили о моём имени и звании.


2. Предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения

По мнению Пушкина, Пугачев – натура незаурядная, самобытная и в то же время пугающая.

3. Предложения с прямой речью

«А что за человек этот Пугачёв?»спросила комендантша.

4. Предложения с косвенной речью

Я вышел из кибитки и требовал, чтоб отвели меня к их начальнику.

5.Несобственно-прямая речь

Лизавета Ивановна выслушала его с ужасом. Итак, эти страстные письма, эти пламенные требования, это дерзкое, упорное преследование, все это было не любовь! Деньги, — вот чего алкала его душа! Не она могла утолить его желания и осчастливить его! Бедная воспитанница была не что иное, как слепая помощница разбойника, убийцы старой ее благодетельницы!.. Горько заплакала она в позднем, мучительном своем раскаянии.


V. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения)

1. Продуктивный диалог

Кто узнал цитату? И что связывает её с предыдущими примерами таблицы?

(Автор – А.С. Пушкин. Повесть «Пиковая дама»)

Почему этот способ передачи чужой речи получил такое название?

Какие знаки препинания преобладают в отрывке из «Пиковой Дамы»?

Для какого стиля речи, судя по всему, характерна несобственно-прямая речь? (Для художественного2. Приём «Создай паспорт». Работа в группах. (Приложение 2)

         (Каждая группа получает свой текст о несобственно-прямой речи. Прочитав текст, создаёт краткую характеристику изучаемого понятия, сравнивает его с другими сходными понятиями – прямой и косвенной речью)

VI. Первичное закрепление  (разработка алгоритма действий для выбора способа передачи чужой речи с помощью учителя).


Способы передачи чужой речи

Чужая речь, оформленная

как придаточная часть в таком сложноподчинённом предложении, где главной частью являются слова автора

как самостоятельное предложение      (или ряд предложений)

                                             

От лица автора

От лица автора

От лица того, кто её произносит

От чьего лица передаётся чужая речь?

              

Прямая речь (ПР)

Косвенная речь (КР)

Несобственно-прямая речь (НПР)


VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение

1. Задание. Опираясь на алгоритм, определить способ передачи чужой речи. Работа в паре.  (Карточка № 3)

1) Миша попросил, чтобы Витя дал ему книгу. (КР)

2) Витя взволнованно смотрел на Мишу, державшего в руке книгу. Уж очень хотелось ему прочитать эту книгу! (НСП)

3) Миша попросил: «Витя, дай, пожалуйста, мне эту книгу». (ПР)

2. Проверка работы, оценивание

3. Игра «Шифровальщики»

Ребята, давайте поиграем в шифровальщиков: зашифруем предложения. Как? Каждому способу передачи чужой речи мы дадим свой номер:

прямая речь – 1

косвенная речь – 2

несобственно-прямая – 3

Примеры:

  • «Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные»», –  думал я…
  • Я сказал, что не я её кавалер.
  • Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать.
  • «Подать свежих шпицрутенов!» крикнул он, оглядываясь, и увидал меня.
  • Не прошло трех недель с той поры, как она в первый раз увидела в окошко молодого человека, — и уже она была с ним в переписке, — и он успел вытребовать от нее ночное свидание! Она знала имя его потому только, что некоторые из его писем были им подписаны; никогда с ним не говорила, не слыхала его голоса, никогда о нем не слыхала... до самого сего вечера. Странное дело!
  • «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю», думал он про полковника.
  • Она вышла и взглянула на часы: было без пяти минут шесть. Н она удивилась, что время идет так медленно, и ужаснулась, что до полуночи, когда разъедутся гости, осталось еще шесть часов. Куда убить эти шесть часов? Какие фразы говорить? Как держать себя с мужем? (Чехов). 

Шифр: 1 2 2 1 3 1 3

Самооценивание: на полях учащийся ставит карандашом «5» (работа выполнена без ошибок), «4» (имеется 1 ошибка), «3» (допущено 2-3 ошибки).

IX. Рефлексия учебной деятельности

Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания.

Подходит к концу наш урок. Пора подвести итоги.

Стал ли он для вас уроком открытия? Что нового для себя вы сегодня открыли?

Чему учились на уроке? Что было для вас самым полезным? Что было  трудным?

Заполните  лист самооценки. Напротив каждого утверждения поставьте «!», если у вас не было затруднений, и «?», если вы в чем-то сомневаетесь.

Урок открытия нового знания хочу завершить словами русского театрального режиссёра, актёра и педагога Константина Сергеевича Станиславского: «День, в который вы не узнали для себя ничего нового, прошел впустую».

Спасибо за работу!

X. Домашнее задание:

1. Выучить § 66, с.224, § 67, с.227 .

2. Выписать из повести Н.В. Гоголя «Шинель» 2-3 примера предложений:

  • с несобственно-прямой речью (учащиеся, имеющий высокий и достаточный уровень учебных достижений);
  • с прямой речью (учащиеся, имеющий средний уровень учебных достижений).


Использованная литература


1.      Акимова Г.Н., Вяткина С.В. и др. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М.: Изд. центр «Академия», 2009.

2.      Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения / Педагогика М.: 2009 – № 4.

3.      Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.

4. Кустова Г.И., Мишина К.И., Федосеев В.А. Синтаксис современного русского языка. – М.: Логос, 2005.

5. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г.. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. М., 2006

6. Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб, М.А. Теленкова. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2004.

7. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация: Учебник. – М.: Логос, 2003.

8. Шапиро А.Б. Современный русский язык: Пунктуация. – М.: Академия, 2006.

9. Шерстова Е.В. Системно-деятельностный подход на уроках русского языка//Интернет-журнал «Эйдос», 2012 - №3


Интернет-источники

http://gramota.ru/class/coach/punct/45_192

http://russkiy-na- 5.ru/articles/472

http://rus.1september.ru/article.php ?ID=200501504

http://fb.ru/article/305591/kosvennaya-rech-v-russkom-yazyike-ispolzovanie

Приложение 1

Лист самооценки

1.

Я знаю, что такое речь


2.

Я знаю, что такое чужая речь


3.

Я знаю способы передачи чужой речи


4.

Я знаю, что такое тематическая речь


5.

Я умею находить предложения с прямой речью


6.

Я знаю структуру предложений с прямой речью


7.


Я знаю, какие знаки препинания ставятся в предложении           с прямой речью


8.

Я понимаю, что такое предложения с косвенной речью


9.

Я понимаю, что такое несобственно-прямая речь


10.

Я могу объяснить, что такое несобственно-прямая речь




Приложение 2

Тексты для групп

Группа 1.

Несобственно-прямая речь возникла и развилась в недрах художественной литературы и является её спе­цифическим средством. Первым в русской литерату­ре широко использовал эту форму речи            А.С. Пушкин. 

Сущность несобственно-прямой речи заключается в том, что в ней почти полностью сохраняются лексические и синтаксические особенности чужого высказывания, манера речи говорящего лица, эмоциональная окраска, характерная для прямой речи, но передается она не от имени персонажа, а от имени автора, рассказчика.


Группа 2.

Несобственно-прямая речь — это непрямой способ передачи чужого высказывания, близкий к самому этому высказыванию, позволяющий тонко, как бы изнутри характеризовать героя, проникать в его внутренний мир, косвенно оценивать его поступки, поведение, речевую манеру героя и т.д. Речь персонажа как бы облекается авторской речью и воспроизводится в формах последней. Используя несобственно-прямую речь, автор как бы перевоплощается в героя, оставаясь в то же время в рамках своей авторской речи. Поэтому очень часто несобственно-прямая речь естественно и незаметно переходит в прямую речь персонажа.

Группа 3.

Несобственно-прямая речь занимает промежуточное положение между прямой и косвенной речью. Несобственно-прямая речь принадлежит автору, все местоимения и формы лица глагола оформлены в ней с точки зрения автора, т. е. как в косвенной речи. Но в то же время несобственно-прямая речь имеет яркие лексико-синтаксические и стилистические особенности прямой речи персонажа. В отличие от косвенной речи несобственно-прямая речь оформляется не как придаточная часть при глаголе речи, а как самостоятельное предложение.

Автор в этом случае соединяет мысли и чувства своего героя со своими, сливает его речь со своей речью. Этот прием часто используется в художественной литературе и публицистике, когда автору нужно показать своего героя как бы изнутри, дать читателю услышать его внутренний голос.


Группа 4.

Шипит фитиль лампы... Стеша сейчас на кухне, войдет — только что от печи, все лицо в румянце, если прижаться — кожа горячая... Что-то долго она там? Хорошо дома! (Тендряков).

В трех последних предложениях этого отрывка передается чужая речь как несобственно-прямая.

Несобственно-прямая речь не имеет специальных синтаксических форм. С косвенной речью ее сближает употребление местоимений, с прямой речью — сравнительная свобода в передаче особенностей чужой речи: в несобственно-прямой речи могут передаваться различные интонационные типы речи, в том числе различные конструкции вопросительных и восклицательных предложений; междометные предложения, обращения, различные частицы, характерные для живой разговорной речи, которые в косвенной речи переданы быть не могут.

Гораздо свободнее, чем в косвенной, передаются в несобственно-прямой речи и различные фразеологические обороты и несвободные синтаксические модели, характерные для живой разговорной речи.


Группа 5.

Несобственно-прямая речь – это стилистическая фигура экспрессивного синтаксиса. Она широко используется в художественной литературе как прием сближения авторского повествования с речью героев. Такой способ подачи чужой речи позволяет сохранить естественные интонации и нюансы речи прямой и вместе с тем дает возможность не отграничивать резко эту речь от авторского повествования.

Наиболее характерный тип несобственно-прямой речи — форма вопросительных и восклицательных предложений, выделяющихся в эмоциональном и интонационном отношении на фоне авторского повествования. Николай Ростов отвернулся и, как будто отыскивая чего-то, стал смотреть на даль, на воду Дуная, на небо, на солнце. Как хорошо показалось небо, как голубо, спокойно и глубоко! Как ласково-глянцевито блестела вода в далеком Дунае! (Л. Толстой).


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.