12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Суслопарова Людмила Юрьевна46565
Учитель русского языка и литературы КОГОАУ "Гимназия г. Уржума" высшей квалификационной категории. Отличник просвещения (2023).
Россия, Кировская обл., Уржум

Пояснительная записка

Автор материала

Суслопарова Людмила Юрьевна,  учитель русского языка и литературы

Образовательная организация

КОГОАУ «Гимназия г. Уржума»

 

Предмет

Литература

Класс

9 класс

Название

материала

Конспект урока «КНИГА ПАМЯТИ»

(по повести Б. Л. Васильева «Завтра была война»)

УМК

УМК по литературе  под редакцией   В.Я. Коровиной

Комплектация

конкурсной работы

Пояснительная записка, 

методическая разработка урока,

презентация,

музыкальный ряд,

фрагмент из аудиокниги,

запись голоса с чтением учителя,

отрывок из повести.



Методическая разработка

урока внеклассного чтения «КНИГА ПАМЯТИ»

(по повести Б. Л. Васильева "Завтра была война")

I. АННОТАЦИЯ

      Урок внеклассного чтения по повести Б. Л. Васильева "Завтра была война" в Федеральном государственном стандарте относится к списку В и изучается в разделе «Проза о Великой Отечественной войне» в 9 классе. Произведение Б. Л. Васильева имеет сложную проблематику: оно посвящёно проблеме памяти о Великой Отечественной войне и поколении победителей, проблеме жестокости войны, проблеме нравственного выбора человека в сложной жизненной ситуации, проблеме взросления, связи поколений, становления личности.  Материал может быть использован в работе не только учителями литературы, но и классными руководителями, так как имеет большой воспитательный потенциал.

II. ВВЕДЕНИЕ

 В современной школе  воспитанию личности ребёнка отводится первостепенное значение. «Ребёнок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально‑ценностному, духовно‑нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.»[1]

 Пережитое и усвоенное в школьные годы отличается большой психологической устойчивостью. При этом особое значение имеют следующие друг за другом переходы от детства к подростковому возрасту, а затем к юности. Поэтому задача школы и уроков литературы в частности – дать современным школьникам нравственные ориентиры, которые в дальнейшем смогут им помочь выбрать правильные жизненные ценности. Произведения классиков литературы могут очень помочь педагогическому коллективу в деле воспитания личности обучающихся.

    Книга Б. Л. Васильева не даёт готовых ответов на сложные вопросы, стоящие перед старшеклассниками, но показывает направление, задаёт вектор в  отношении к жизни, к себе, к обществу, к своему делу и долгу.

III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. ХАРАКТЕРИСТИКА УРОКА

Тема урока: «КНИГА ПАМЯТИ»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Дидактическая цель урока - создание условий для осмысления самостоятельно прочитанного произведения.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с творчеством писателя - классика Б. Л. Васильева, организовав их деятельность  по анализу изучаемого произведения.

Развивающая: развивать умение анализировать художественное произведение, определять  способы создания образов литературных героев, учить формулировать проблему произведения, авторскую и собственную позицию, отстаивать собственную точку зрения.

Воспитательная: способствовать формированию  нравственных ценностей на примерах героев художественных произведений, лучших образцов литературы, воспитанию  личности самостоятельной, творческой, духовно-нравственной; развивать чувство уважения к людям и истории своей страны; активную жизненную позицию, ответственность за свои поступки; чувство сопереживания, ценностного отношения к людям, школе, жизни, к своей стране; способность к самооцен­ке на основе прочитанного текста.

Задачи, направленные на формирование универсальных учебных действий:

предметные: знать содержание  повести, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, особенности композиции, основной конфликт; характеризовать и оценивать героев персонажей; выразительно читать текст произведения, выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения; выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.

 личностные: формировать уважительное отношение к старшему поколению, к истории своей страны, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе устойчивого мировоззрения и уважительного отношения к человеку и жизни; развивать моральное сознание в решении проблем на основе личностного выбора, формировать нравственные чувства и поведение, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам.

познавательные: уметь находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; резюмировать главную идею текста; интерпретировать художественный текст; критически оценивать содержание текста; находить ответы на вопросы, используя книгу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

 коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание в связи с изученным произведением: участвовать в диалоге по прочитанному тексту, понимать авторскую позицию, аргументировать  свою точку зрения, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.

регулятивные: уметь определять и формулировать цели урока, самостоятельно планировать пути их достижения; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; определять потенциальные затруднения при их решении и находить средства для их устранения; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе.

Тип урока: урок «открытия» нового знания в технологии смыслового обучения.

Средства обучения: текст повести, презентация.

Формы работы: фронтальная (аналитическая беседа), индивидуальная (слово об авторе), групповая (творческая работа на этапе рефлексии).

Оборудование урока: компьютер, проектор.

Длительность урока: 80 минут (два спаренных урока).

Предварительная работа с обучающимися: задание приготовить сообщение о Б. Л. Васильеве (2 ученика).

  1. КОНСПЕКТ УРОКА
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Вступительное слово учителя.

- В 2020 году наша страна отмечает большую дату – 75-летие со дня Победы в Великой Отечественной войне. И наш сегодняшний урок, проводимый в канун майских праздников,  – дань памяти всем, кто приближал долгожданный победный май 1945 года. Наш урок посвящён книге Бориса Львовича Васильева «Завтра была война».


Звучит музыка, на её фоне слова
MP3 / 3.77 Мб

Слайд № 1 презентации

m1594835020.png
  1. ПРЕДТЕКСТОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
  1. Слово о Б. Л. Васильеве заранее подготовленных учеников

А)  Борис Львович Васильев – сын военного, родился в 1924 году в Смоленске. В 1941 году  Борис Васильев окончил 9-й класс и ушел добровольцем на фронт, сразу после выпускного бала, прожив свои произведения в окопах, выстрадав их под огнем противника, теряя на войне друзей и близких. Воевал в десантных войсках. Ему повезло: был тяжело контужен, но выжил.

   После окончания войны окончил Военную академию бронетанковых войск. Печататься начал в 1954 г. Имя писателя стало известно читателю после публикации в 1961 г. Повести «А зори здесь тихие». Лауреат Государственной премии1975 г.

Слайд № 2 презентации

i1594835408.png

Б)  Почти все книги Б. Васильева  - о войне. В том, что сын кадрового офицера, фронтовик выбрал литературное поприще, виновата именно война. Васильев прошел всю войну и считал своим долгом рассказать потомкам то, о чём было страшно даже вспоминать. Он не видит в войне геройства, пафоса. Война – это только боль и слезы, потому что несёт смерть.

      «Самое красивое умирает в войну, мучительно погибает. Поэтому не надо ее никогда хвалить», - заверяет он.  

       Из мальчишек, окончивших школу в 1941-м, в живых осталось всего три процента. Именно о них Борис Васильев написал свою книгу «Завтра была война».

Слайд № 3 презентации

w1594835512.png



Звучит 1 куплет "До свидания, мальчики"
MP3 / 2.56 Мб


  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И ЦЕЛЕНОЛАГАНИЕ.


- Ребята, как, на ваш взгляд, можно сформулировать тему нашего урока?

Какова главная проблема повести Б. Васильева? (проблема ПАМЯТИ).

 Слайд № 4 презентации

w1594835783.png

Запись в тетради темы урока: «Книга памяти»

(по повести Б. Л. Васильева «Завтра была война»)

Какова цель нашего урока? (Ответы обучающихся).

- А в качестве эпиграфа к уроку я предлагаю взять стоки из прозвучавшей песни: «Ах, война, что ж ты сделала, подлая…» (Б. Окуджава).

Запись в тетради эпиграфа к уроку

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. АНАЛИЗ ПОВЕСТИ.

1) АНАЛИЗ НАЗВАНИЯ ПОВЕСТИ

      - Повесть “Завтра была война” написана в 1972 году. Впервые появилась в 6 номере журнала «Юность» за 1984 год.

   -  Название повести “ЗАВТРА БЫЛА ВОЙНА” сразу же удивляет читателей: почему «завтра»? Что же в нём странного, ребята? (ответы уч-ся)

Вопрос: Какое время предполагает слово ЗАВТРА?

Ответ: Будущее.

Вопрос: Глагол какого времени употреблён рядом?

Ответ: Прошедшего времени.

Учитель: Да, Уже в самом названии заключён парадокс. А каково лексическое значение слова «парадокс»?

       Парадокс –  странное, расходящееся с общепринятым мнением, высказывание, а также мнение, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу. (ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ОЖЕГОВА)

Слайд № 5 презентации

j1594836021.png

В: Как вы думаете, ребята, чем вызвано такое название?

О: Особенностями композиции повести.

У: Как же построено это произведение, ребята?

Композиция произведения такова: Пролог – повествование от 1-го лица, до войны.     9 глав – рассказ от 3-его лица, воспоминания о прошлом. Эпилог - от 1-ого лица - судьбы главных героев

Такой вид построения произведения называется композиция с обрамлением.

В: Как вы думаете, почему Б. Васильев использует такой вид композиции?

  Соединяя, казалось бы, несовместимое, автор  уже в названии показывает всю неестественность,  нелепость, жестокость противной  человеческому естеству войны, назначение которой – разрушение судеб и смерть. 

 2) АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ ПОВЕСТИ

- А сейчас давайте обратимся к содержанию книги.

Слайд № 6 презентации

i1594836218.png

 Аналитическая беседа:

- Где и когда происходит действие в повести? (1940 г., в небольшом городке, действ. лица – ученики 9 б класса)

- Каков сюжет произведения? (Трагическая повесть о девятиклассниках, оказавшихся на пороге взрослой жизни накануне войны. Героям, открытым для дружбы и любви, приходится столкнуться с политическим фанатизмом, предательством и ложью, пережить страшные потери. Но они сумеют сохранить душевную чистоту и верность своим идеалам.)

- Как вы думаете, типичны ли эти герои для своего времени? (Да, автор хочет показать, каким было поколение предвоенных лет. Именно такие люди защитят Родину в боях Отечественной войны…)

Чтение ПРОЛОГА (с начала до слов: «А из тех мальчиков, что смотрят на меня с фотографии, в живых осталось четверо…»)

- Чем замечателен этот класс? (Дружный, ребята неравнодушные, «болеют» друг за друга…)

- Кто из героев запомнился больше всего и почему? (Ответы)

- Что за человек была Искра Полякова? Каковы ее представления от жизни? (Ответы)

Слайд № 7 презентации

v1594839819.png

- Как вы понимаете слова автора: «У Искры ничего не могло быть второго: ни любви, ни отметок, ни места в жизни…»? (Потому что она любому делу отдавалась сполна, всё делала с душой)

- Какое настроение в повесть вносит Зина Коваленко? (Её автор описывает с иронией и любовью, это человек, который руководствуется лишь чувствами и интуицией; без ее образа пр-е потеряло бы свою лиричность).

Слайд № 8 презентации

u1594836434.png

- Каковы представления Вики Люберецкой о долге, о счастье, о любви, об обязанностях, о чести? (Ответы уч-ся)

Слайд № 9 презентации

d1594836470.png

Чтение девочками диалога Вики и Искры, глава 4

- Кто из юношей 9 б вам больше всего запомнился и чем? (ответы уч-ся)

Слайд № 10 презентации

g1594836611.png

- Подумайте о судьбах героев: что у них было вчера, а что завтра? (вчера – то, как формировались их характеры, чему они научились у жизни, завтра – война – то, как раскрылись эти характеры)

- Ребята, а кто из взрослых героев книги оставил след в вашей памяти и почему? (разные ответы).

Слайд № 11 презентации

y1594839873.png

- Первое испытание выпало на долю героев повести еще до войны, и им пришлось сделать непростой нравственный выбор.

Слайд № 12 презентации


на фоне музыки
WAV / 256.17 Кб

o1594836787.png

В: Что же произошло в жизни  9 “Б” в далёком 40-м? (Ответы детей).

- Трагедия семьи Викой Люберецкой, смерть девушки поставила шестнадцатилетних подростков перед необходимостью сделать выбор, который диктовала им совесть. Это были страшные сороковые годы, известные как время сталинских репрессий. Люди жили мечтой о прекрасном будущем, но страшное настоящее могло внезапно ворваться и перечеркнуть всю жизнь.

Чтение учителем  “Вступления”из поэмы А. А. Ахматовой “Реквием”


Запись
M4A / 1.02 Мб


“Черными марусями” в народе называли машины, которые увозили людей, арестованных по доносам недоброжелателей. Семья репрессированного попадала в чёрный список «врагов народа»,  вычёркивалась из жизни общества, и ее члены должны были или отречься от родного человека, или пережить свой круг ада страданий и унижений. Именно так и произошло Леонидом Сергеевичем Люберецким, героем гражданской войны, директором авиазавода, отцом Вики.


В: Какой же выбор был у Вики? (Отказаться от отца или стать исключённой из комсомола)

Вопрос: Что выбрала Вика?

Ответ: Смерть.

Учитель: Это был страшный выбор. Жизнь закончилась, не успев начаться. Но не менее трудным был выбор у друзей Вики: остаться с подругой до конца или отречься от нее.

Чтение отрывка из письма Вики (Смотри Приложение)

Слайд презентации № 13

m1594837134.png

Слайд № 14

m1594837196.png

- К несчастью, эта трагедия стала лишь началом в общей цепи последующих страшных событий. Как далее развивается сюжет повести, ребята? (Ответы)

Слайд презентации № 15 


музыка
WAV / 313.67 Кб




e1594837369.png

Слайд 16

m1594837679.png

 Слайд 17

h1594837748.png

Во время демонстрации слайдов 18 - 23 звучит фрагмент эпилога из аудиокниги


Фрагмент
MP3 / 6.65 Мб

n1594838148.png


v1594838197.png


z1594838246.png


j1594838294.png


g1594838351.png


q1594838405.png

Вопросы после просмотра презентации и прослушивания аудиофрагмента повести:

- Как вы думаете, на какого читателя рассчитывает Б. Васильев? (Думающего, неравнодушного, совестливого, честного, ЮНОГО …)

- О чем заставила задуматься книга Б. Васильева “Завтра была война”?

- И какой же завет хочет дать молодому поколению? (Помнить, какой ценой завоёвана победа. Быть честными, сомневаться во всем, уважать людей, их честь и достоинство. Но самое главное в том, что автор книги хочет пробудить уважение к памяти своих отцов и дедов).

Слайды № 25, 26

v1594838470.png


i1594839964.png
  1. ПОСЛЕТЕКСТОВАЯ РАБОТА. ЭТАП РЕФЛЕКСИИ.

Творческая работа « P. S.» (POSTSKRIPTUM = «после чтения»).

Задание: написать мини-отзыв об уроке с последующим афишированием на доску и обязательным чтением 2- 3 работ на уроке

- А сейчас прошу каждого написать несколько фраз, которые вам хочется сказать в послесловии к книге и нашему уроку.

Афиширование на доске, несколько записей читаются вслух.

Лист ватмана с надписью на доске, ребята пишут за партой на самоклеящейся бумаге и прикрепляют на доску

- Спасибо всем за работу на уроке. Хотелось бы, чтобы через некоторое время, когда ваши дети будут учиться в 9 классе, вы положили перед ними томик, где бы было написано «Б. Васильев. Завтра была война»

  1. ДОМАШНЯЯ РАБОТА.

- Подумать и выбрать песню о Великой Отечественной войне, которая, на ваш взгляд, может служить иллюстрацией к книге Б. Васильева «Завтра была война». Объяснить свой выбор, дать общую информацию о песне (Авторы слов, музыки, когда написана, кем исполнялась). Принести аудиофайл на урок на флеш – карте. ​​​​​​​

V. ИНТЕРНЕТ – ИСТОЧНИКИ

Фрагмент аудиокниги (эпилог): https://nemaloknig.com/book-356504.html

Музыкальное оформление:

https://web.gybka.com/q/хор+артистов+до+свидания+мальчики/

Ludwig van Beethoven — Moonlight Sonata:

https://muzofond.fm/search/beethoven%20moonlight

Ссылки на изображения (кадры из фильма Ю. Кары «Завтра была война»):

https://img51994.1tv.com/img/2016-04-25/fmt_96_24_0007.jpg

https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/222865/pub_5bef431aae92b000a9f9b280_5bef445d0f2d0900aa94bd65/scale_1200

http://www.domgogolya.ru/upload/iblock/040/0400f6f3807b2c6289ca52df2d9fcb1a.jpg

https://b1.culture.ru/c/464087.jpg

 https://kinorusija.files.wordpress.com/2013/04/8ace8-zavtra20byla20vojna201987202.jpg?w=690

 https://jordin.ru/wp-content/uploads/2019/05/49f955f193c1225e8f2893a0df87fe95.jpg

https://sun9-57.userapi.com/c858416/v858416163/1ffbaa/gM_0xmSN9-4.jpg

 https://m.media-amazon.com/images/M/MV5BNGIzMDRiOTAtNTA2My00ODEwLWI4YWYtNzI0YWVjODg0NWI1XkEyXkFqcGdeQXVyMzY1MzQyOTY@._V1_SY300_CR40

https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/2327/foto/i2/56050/

https://st.kp.yandex.net/im/kadr/2/6/7/kinopoisk.ru-Zavtra-byla-voyna-2676134.jpg

https://odnarodyna.org/sites/default/files/2019/uk12111901.jpg

https://my-hit.org/storage/493076_1920x1080x500.jpg

https://pbs.twimg.com/media/D7-SDCXW4AEX9s_.jpg

https://fs.kinomania.ru/image/file/film_frame/7/38/738b7c7d2418eed3a468132c08565518.355.237.jpeg

https://kinozon.tv/kadry/12188



Методическая разработка
DOC / 91 Кб

Презентация
PPT / 3.49 Мб

Пояснительная записка
DOC / 31.5 Кб


Приложение
DOC / 24 Кб


[1] Концепция духовно‑нравственного развития и воспитания личности гражданина России – Москва, Просвещение, 2009. – С. 5




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (27)

сменить сортировку
Пролубщикова Наталья Владимировна, 15.07.20 в 22:03 2Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна, очень интересная разработка!!! Спасибо за труд!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 15.07.20 в 22:08 1Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за отзыв, Наталья Владимировна!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 15.07.20 в 22:23 2Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас за внимание, Ирина Владимировна!
Легоцкая Вера Сергеевна, 15.07.20 в 22:21 3Ответить Пожаловаться
Отличная работа, Людмила Юрьевна! Чувствуется опыт! Желаю победы на конкурсе!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 15.07.20 в 22:26 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за добрые слова, Вера Сергеевна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 16.07.20 в 04:29 2Ответить Пожаловаться
Спасибо! Люблю это произведение! Достойная работа,Людмила Юрьевна!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 16.07.20 в 19:09 0Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий, Марина Юрьевна! У меня со школы это произведение в числе самых любимых. Мама выписывала мне "Юность". В 1984 году впервые прочитала повесть в этом журнале. Он до сих пор у меня хранится...
Наталья Алексеевна Яковлева, 16.07.20 в 06:57 1Ответить Пожаловаться
Людмила Юрьевна! Очень глубокий и богатый материал по теме! Спасибо за урок!
Суслопарова Людмила Юрьевна, 16.07.20 в 07:10 1Ответить Пожаловаться
Очень признательна Вам за высокую оценку, Наталья Алексеевна!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.