Методическая разработка на конкурс «Нестандартный урок истории» на тему «Все для фронта, все для Победы!»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Звениговская СОШ №3»
Тема «Все для фронта, все для Победы!»
Авторы:
Ольга Владимировна Иванова,
учитель истории,
Марина Викторовна Авксентьева,
учитель математики
Звенигово, 2016
Аннотация:
Внеклассное мероприятие по математике и истории, посвящен 75-летию с начала второй мировой войны. Мероприятие носило обобщающий характер. На уроке учитель сочетает словесные и наглядные методы, методы иллюстрации, проблемный метод, поисковый.
Практическая реализация: внеклассное мероприятие было апробировано 9 декабря 2015 года, в День Героя Отечества
Цели мероприятия.
Образовательные:
Повторить, обобщить и систематизировать знания учащихся по темам «Вторая Мировая война», «Действия с числами. Рациональные способы вычислений. Решение задач на нахождение части от числа»;
Раскрыть роль науки математики в период Второй Мировой войны;
Формировать познавательный интерес и стремление преодолевать трудности; побуждать учащихся к активной мыслительной деятельности;
Способствовать развитию мотивации учебной деятельности.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к изучению исторического прошлого школьников на уроках математики;
Развивать у учащихся навыки мыслительной деятельности, память, внимание, усидчивость, мелкую моторику, пространственное воображение.
Развивать познавательные возможности, творческие способности, инициативу, умение самостоятельно работать с информацией;
Способствовать практическому применению знаний, умений и навыков, полученных на уроках математики и истории, создание ситуации «успеха».
Воспитательные:
Воспитывать нравственные убеждения и взгляды учащихся, используя положительные жизненные примеры;
Способствовать воспитанию самостоятельности, дисциплинированности, организованности, волевых качеств учащихся;
Прививать интерес к истории и математике, к работе с информацией.
Воспитывать навыки общения, сотрудничества и коллективизма.
Задачи мероприятия:
организовать взаимодействие с учащимися для достижения целей мероприятия;
способствовать развитию мыслительной деятельности и умения применять знания в незнакомой ситуации, закрепить вычислительные навыки;
прививать интерес к математике и истории, формировать навыки самостоятельной работы и взаимодействия с другими участниками;
воспитывать патриотизм, любовь к Родине;
совершенствовать духовно-нравственное развитие личности.
За две недели до назначенного срока, учащимся были даны следующие задания:
«Шифровка» (расшифруй слово – тему урока);
«Достижения ученых математиков в годы Великой Отечественной войны»;
«Математические задачи в годы Великой Отечественной войны?»;
«Звезда Победы» (нарисуй символ Победы или сделай объемную звезду из бумаги).
Мероприятие проводилось с помощью информационно-коммуникативных технологий.
Ход занятия
Организационный момент.
Слайд 1.
II. Проверка домашнего задания.
Чему посвящен наш урок, вы ответите сами, когда мы проверим домашнее задание.
Дома вам нужно было решить задания по карточкам и составить слово.
Слайд 2,3.
Читаем задания и называем ответы:
1. Найдите 25% от числа 160. (80)
2. Найдите сумму цифр частного 4560:30. (8)
3. Третья часть урожая винограда весит 5 кг. Сколько весит шестая часть урожая? (2,5 кг)
4. Какую часть часа составляют 45 мин? (3/4)
5. Путевка в летний лагерь стоит 18 000 рублей. Сотруднику могут компенсировать 20% стоимости путевки. Сколько денег сэкономит сотрудник? (3 600 руб.)
6. Найди значение выражения, удобным способом: 274+134. (160).
¾ |
2,5 |
80 |
3 6000 |
160 |
8 |
Е |
Б |
П |
Д |
А |
О |
80 |
8 |
2,5 |
3/4 |
3 6000 |
160 |
П |
О |
Б |
Е |
Д |
А |
Ребята, так чему посвящен наш урок?
А что означает слово ПОБЕДА? (Успех в битве, в войне, полное поражение противника).
III. Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы вспомним некоторые события того тяжелого и героического времени и с помощью ваших знаний по теме «Вторая Мировая война», докладов учащихся, цифр, задач проследим за некоторыми фактами самой жестокой войны в истории человечества.
2016 год - это год 75-летия с начала Второй Мировой войны. Многонациональный народ нашей страны в борьбе выстоял, и не просто выстоял, а победил, сокрушив фашизм. Победа СССР над фашизмом навсегда вписана золотыми буквами в историю человечества. На разгром врага, на Победу работали все жители нашей страны: солдаты, женщины, старики, дети.
День Победы «приближали как могли» все, но огромный вклад, внесли ученые нашей страны. Это было время смелых и оригинальных решений, время высокого подьема творческой мысли ученых и конструкторов. Поскольку человеческая память несовершенна, и многие события со временем забываются. Мы должны знать реальных людей, которые приближали победу и подарили нам будущее. И чем меньше остается живых свидетелей прошлого, тем большей становится наша общая забота об его сохранении в вечной памяти благодарных потомков. Сегодня мы посвящаем мероприятие Победе и вкладу ученых математиков и в дело Победы над фашизмом.
Слайд 4.
Великая Отечественная война для советского народа началась 22 июня 1941 г. Президиум Академии наук СССР, принял решение направить все силы и средства на быстрейшее завершение работ важных для обороны и народного хозяйства страны. В нем также говорилось: «В этот час решительного боя советские ученые идут со своим народом, отдавая все силы борьбе с фашистскими поджигателями войны - во имя защиты своей Родины и во имя защиты мировой науки и спасения культуры, служащей всему человечеству».
IV. Изучение нового материала.
Математики в годы Великой Отечественной войны.
Сегодня мы будем говорить о вкладе математиков в победу советского народа над сильным и коварным врагом. Этот вклад состоит в использовании тех специфических знаний и умений, которыми обладают математики. Дело в том, что для военных действии привлекаются все достижения естествознания, а вместе с ними и математика во всех ее проявлениях.
Слайд 5.
А остановимся мы на следующих направлениях:
- совершенствование военной техники;
- помощь промышленности в военном производстве.
Слайд 6.
1) Совершенствование военной техники.
Наука в годы войны, как и все, основные свои силы обратила на помощь фронту. Прежде всего, внимание учёных и разработчиков уделялось вооружению: ведь необходимо было не только обеспечить армию и флот достаточным количеством вооружений, но и превзойти противника по качеству боевой техники.
Летом 41-го немцы начали использовать снаряды, каких не было в арсенале советских войск. Они оставляли на танках глубокие пробоины с оплавленными краями.
Слайд 7.
Бронепрожигающие - окрестили их солдаты. Кумулятивные - поняли военные инженеры.
Учёные получают сразу две задачи: укрепление брони наших танков и создание снарядов такой же силы. Расшифровать действие такого снаряда взялся математик Михаил Алексеевич Лаврентьев (1900-1980 гг, родился в г. Казань). Теория Лаврентьева позволила увеличить пробивную силу снаряда, уменьшив при этом его размер.
Слайд 8.
Вместо четырех осколочно-фугасных авиабомб знаменитый штурмовик ИЛ-2 мог взять больше трёхсот кумулятивных.
Увеличение скорости полета самолетов, повышения мощности двигателей, выбор оптимального профиля крыльев, а также решения многих других вопросов вставали перед учеными. Овладевая большими скоростями, авиаконструкторы столкнулись с другой проблемой. В определенных режимах работы моторов в конструкциях самопроизвольно возникало возбуждение, причем с большой амплитудой, и это явление (флаттер) вело к разрушению самолета в воздухе. Опасности подстерегали скоростные машины и на земле. При взлете и посадке самолета колеса вдруг начинали вилять из стороны в сторону. Это явление, названное шимми, нередко вызывало катастрофы самолетов на аэродромах.
Слайд 9.
Выдающийся советский математик Мстислав Всеволодович Келдыш (1911-1978) и возглавляемый им коллектив ученых, исследовали причины флаттера и шимми, и разработали теорию, которая помогла защитить конструкции скоростных самолетов от появления вибраций, появляющихся при увеличении скоростей. Ученые дали рекомендации, которые требовалось учитывать при конструировании самолетов. В результате наша авиация во время войны не знала случаев разрушения самолетов по причине неточного расчета конструкций, тем самым были спасены жизни многих летчиков.
За время войны в производство были запущены 25 новых типов самолетов, 23 типа авиационных моторов. В каждом из них было заложено немало принципиально новых технических решений, что являлось результатом творческого труда не только авиаторов, но и специалистов других областей.
Слайд 10.
Советские ученые опередили врага и в создании реактивной авиации. Первый испытательный полет нашего реактивного истребителя был произведен в мае 1942 г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого.
Слайд 11.
Видная роль в деле обороны нашей страны принадлежит выдающемуся математику – академику Алексею Николаевичу Крылову (1863-1945 гг), чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими Военно-Морскими силами. Он создал таблицу непотопляемости, по которой можно было рассчитать, как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен и насколько это затопление может улучшить устойчивость корабля. Использование этих таблиц спасло жизнь многих людей, помогло сберечь огромные материальные ценности.
Богатый опыт математиков в годы войны весьма поучителен. В период Великой Отечественной войны техника была разнообразной и сложной. Она требовала широкого использования математических расчетов для ее изготовления и эксплуатации. Только с июля по декабрь 1941 года штаб Ленинградского фронта принял 422 изобретения и рацпредложения.
В годы войны поединок шел не только на полях сражений, но и в лабораториях ученых, в конструкторских бюро, в заводских цехах. Так, в специальном конструкторском бюро (СКБ) при заводе «Компрессор» было разработано 78, а сдано на вооружение 36 типов пусковых реактивных установок (гвардейских минометов). Уже к началу ноября 1942 года в Красной Армии их насчитывалось 1724.
Ребята скажите, как называется знаменитая метательная ракетная механизированная установка? (разгадайте ребус).
Слайд 12.
Ракетная механизированная установка - знаменитая «Катюша».
В начале наступательных операций стреляли «Катюши» для поднятия боевого духа советских солдат и для устрашения немецких. После стрельбы «Катюш» оставались лишь трупы и выжженная земля. Это — наше оружие победы.
Слайд 13, 14.
Всего во время войны было изготовлено свыше 7 тыс. «Катюш», выпущено около 500 тыс. артиллерийских орудий всех систем и калибров. Первый залп по немецким войскам из опытного оружия был произведен 14 июля 1941 года. Он привёл врага в ужас.
2) Помощь промышленности в военном производстве.
Слайд 15.
Один из аспектов работы советских математиков — это работа по организации производственного процесса, направленная на повышение производительности труда и на улучшение качества продукции.Поскольку в первые дни войны, прошла массовая мобилизация и квалифицированные рабочие стали солдатами. Им на смену пришли старики, женщины и подростки без квалификации и рабочего опыта. Некачественный патрон мог испортить пушку и причинить вред стрелявшему, а военные действия невозможны без патронов, снарядов, бомб и мин, причём все это было необходимо в огромных количествах.
Здесь было огромное число проблем, которые нуждались в математических методах и в усилиях математиков.
Была поставлена задача - как по испытанию малой части изделий научиться судить о качестве всей партии. Методы, которые были для этой цели предложены, получили название статистических.
Слайд 16.
Во время войны их совершенствованием занялся Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987) и его ученики. Применение специальных расчётов дало возможность намного увеличить выпуск военной продукции без брака.
Вклад математиков и математики в победу в Великой Отечественной войне огромен.
Мы вам рассказали о некоторых задачах , которыми занимались учёные во время войны . На форуме лаборатории познания «Все для фронта, все для Победы!» многие из вас и сами рассказывали о работе учёных в военное время .
V. Практическая работа.
Слайд 17.
Задача 1.
Узнать, сколько дней продолжалась ВОВ. Найдя значение выражения, вы сможете ответить на вопрос: 3142+600:4+640=1418.
Слайд 18.
Задача 2.
Блокада Ленинграда длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941- 1942 года. Когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Есть было нечего.
Одна такая «осьмушка» была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Осьмушка- это часть булки хлеба.
Давайте вспомним, как найти часть от числа?
И подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг.
Решение:
1 кг = 1000 г
1000:8×1 = 125 (г)
Ответ: 125г хлеба – это была суточная норма ленинградцев.
Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.
Каждый день сотни и тысячи ленинградцев умирали от голода, замерзали на улице и в не отапливаемых домах, погибали под бомбежками. Но люди выстояли, они сохранили красивейший город мира -свой Ленинград, свой Санкт- Петербург!
VI. Физкультминутка.
Слайд 19,20.
Аты -баты, аты- баты, мы шагаем как солдаты! (Шагаем)
Будем Землю защищать (руки вверх и в сторону)
и врагу нас не достать! (грозим пальцем)
Голубь мира вверх летит (взмахиваем руками вверх)
И салют везде гремит! (машем руками вверху)
День Победы отмечаем! (хлопаем в ладоши)
И друзей всех поздравляем!
VII. Закрепление изученного материала.
Слайд 21.
«Не все солдаты встретят день победный,
Не всем прийти на праздничный парад.
Солдаты смертны. Подвиги бессмертны.
Не умирает мужество солдат»
(Б. Серман)
Душевный настрой народов Советской страны отразился в прозвучавшей в первые же дни войны песне: «Вставай страна огромная! Вставай на смертный бой! С фашистской силой темною, с проклятою ордой».
Слайд 22.
Для защитников нашей Родины в Великую Отечественную войну вторым по значимости символом войска после знамени является ЗВЕЗДА. Во многих орденах и медалях Советского Союза имеется ЗВЕЗДА.
Герой Советского Союза — высшая степень отличия СССР. Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время. Героям присуждался орден «Золотая звезда».
Слайд 23.
За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены почти 11000 человек. Из них 104 - дважды, трое были удостоены трижды звания героя. В числе Героев Советского Союза 91 женщина.
Ребята, выполнив следующее задание, вы узнаете Героя Великой Отечественной войны, отмеченного этой наградой четыре раза. Что у вас получилось?
Слайд 24.
Решите уравнения: 32*x=128 (К)
630:х=21 (В)
х -325=475 (О)
х:4=51 (У)
2х-6=8 (Ж)
Слайд 25.
Заполните таблицу, подставляя под число соответствующую букву
7 |
204 |
4 |
800 |
30 |
Слайд 26.
Георгий Константинович Жуков.
Советский полководец. Маршал Советского Союза, четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. Во время Великой Отечественной войны - член Ставки Верховного Главнокомандования. Жуковым со стороны СССР был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Маршал Советского Союза Жуков принимал Парад Победы в Москве. 7 сентября 1945 года в Берлине у Бранденбургских ворот. В послевоенные годы получил народное прозвище «Маршал Победы». Министр обороны СССР.
Слайд 27.
Бессмертной славой покрыли себя в боях с оккупантами наши земляки – фронтовики. Верность клятве, великую преданность родной земле они пронесли по всем фронтам, во всех решающих сражениях. И четыре наших земляка были удостоены звезды героя.
Вопрос: Знаете ли вы звениговцев, удостоенных во время Великой Отечественной войны высокого звания Героя Советского Союза? Назовите их.
С гордостью можно назвать имена героев: Вершинин К. А., Полежайкин С.С., Марков Н.Н., Кологривов М.Н.
Слайд 28.
Памятники Героям установлены по всей нашей стране, в каждом городе, поселке.
Ребята, посмотрите на слайд, вы знаете кому посвящен этот памятник и где он установлен?
Стелла пяти героев.
Слайд 29.
В каждой семье есть свой герой и память о нем и реликвии бережно сохраняются - это письма, фотографии, форма. Некоторые из них были переданны в наш районный музей, где каждый может увидеть и ощутить запах войны.
VIII. Практическая работа.
«Треугольное письмо».
Письма с фронтов Великой Отечественной Войны — документы огромной силы. В пропахших порохом строках — дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу. Конвертов не хватало. С фронта приходили письма-треугольники. Отправляли их бесплатно. Треугольник — это обычный лист из тетради, который сначала загибали справа, потом слева направо. Оставшуюся полоску бумаги вставляли внутрь треугольника.
Писем белые стаи Прилетали на Русь.
Их с волнением читали, знали их наизусть.
Эти письма, поныне не теряют, не жгут,
Как большую святыню Сыновьям берегут.
Многие письма бойцов написаны бесхитростным языком, в основном о том, что их волновало. Только вот читать эти строки сложно — комок застревает в горле, а на глаза наворачиваются слезы. Письма с фронта до сих пор бережно хранят во многих семьях. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная…
Слайд 30.
И сегодня мы сделаем письмо -треугольник.
Приступим к работе:
У всех получилось?
IX. Рефлексия, подведение итогов.
Слайд 31
Погибло великое множество людей, но память о них вечно будет жить в наших сердцах.
Мы благодарны ветеранам за их подвиг. Мы гордимся поколением победителей.
Мы заканчиваем наш урок, огромное спасибо! (Песня “Про Победу”)
Список использованной литературы, и источников:
1. Гнеденко Б.В. Математика и оборона страны, - М.: 1978.
2. Левшин Б.В. Советская наука в годы Великой Отечественной Войны - М.: Наука, 1983.
3. Научно-теоретический и методический журнал «Математика в школе». Е. Букимов.
4. Издательство: «Школьная пресса», 2010 год.
http://reftrend.ru/934016.html
http://reftrend.ru/934016.html
http://www.docme.ru/doc/452084/matematiki-v-gody-vov
http://sosninasent.ucoz.ru/publ/po_predmetu/matematika_v_gody_vov/2-1-0-16
http://glorify.ru/dlya-studenta/matematika-i-matematiki-v-gody-vov
http://www.metod-kopilka.ru/matematika_i_matematiki_vo_vremya_vov-16730.htm
http://www.bankreferatov.ru/db/M/04A9CA0563E1D73EC3256F4A00291FD1#.VmeJLXteYnU
http://www.bestreferat.ru/referat-258073.html
http://airaces.narod.ru/all16/odintsov.htm
http://airaces.narod.ru/all1/rechkal.htm
http://100.histrf.ru/commanders/zhukov-georgiy-konstantinovich/
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1109
Сомова Светлана Геннадьевна
Иванова Ольга Владимировна
Иванова Ольга Владимировна
Сомова Светлана Геннадьевна
Иванова Ольга Владимировна
Иванова Ольга Владимировна
Сомова Светлана Геннадьевна
Иванова Ольга Владимировна