Методическая разработка в подготовительной группе на тему «Наши пальчики играют»

3
0
Материал опубликован 2 January 2017

План – конспект мастер класса

для детей подготовительной группы и их родителей

«Наши пальчики играют, или как развивать мелкую моторику для подготовки руки дошкольника к письму»

Задачи: показать методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики рук, уровень развития мелкой моторики у детей на примере совместного занятия, дать практические рекомендации родителям по совершенствованию навыка правильного захвата карандаша, способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук посредством ручного труда.

Ход мастер – класса:

Педагог приветствует участников мастер – класса, предлагает посмотреть видеофрагмент из жизни детей в детском саду.

- Уважаемые родители, позвольте задать Вам вопрос по содержанию увиденного Вами на экране: для чего в детском саду так много внимания уделяется работе с различными материалами?

Выслушиваются предположения, высказывания родителей.

Далее педагог сообщает тему мастер – класса.

- Вы совершенно правы: развитие мелкой моторики рук занимает одно из центральных мест в развитие дошкольника и его подготовки к дальнейшему школьному обучению. Сегодня я предлагаю вам стать участниками мастер – класса, тема которого представлена на слайде. В ходе мастер - класса я покажу варианты простых, но значимых заданий, которые можно организовать с детьми дома. Начну с формирования умения правильно держать карандаш. «Наши пальчики писали, наши пальчики устали…» Помните, как мы хором декламировали эти строчки, сжимая и разжимая потрудившиеся на славу ладошки?

Ох, нелегкое это дело – выводить разные крючки и палочки. Да что там говорить, даже процесс ручку держать правильно – целое искусство.

Увы, не все взрослые обращают внимание на то, как их ребенок управляется с карандашом или ручкой. Зажал в кулаке – не беда, главное, что рисует! Все три пальчика щепоткой, упираясь и мешая друг дружке, ухватили ручку у самого кончика стержня – не важно, зато пишет! Вот и малыш привыкает действовать именно так, а не иначе. Год, два, три, иногда дольше…

А в первом классе выясняется, что пишет он очень медленно, рука сильно устает, да и буквы получаются какие-то некрасивые. В результате – плохие отметки в школе, ужасный почерк и устойчивая нелюбовь к письму.

- Как Вы думаете, почему у многих детей возникают одни и те же проблемы?

Высказывания родителей

- Вы совершенно верно заметили, что все озвученные мной проблемы возникают из – за недостаточного развития мелкой моторики рук ребенка. Как же помочь ребенку? Что необходимо делать, чтоб развивать мелкую моторику детской руки? Существуют приятные и увлекательные способы развития мелкой моторики, использование которых в повседневной жизни позволит избежать множество неприятных моментов в будущей школьной жизни вашего малыша. Руки – инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Поэтому, чтобы добиться результата и подготовить руку к процессу письма, необходим тренинг. Тренинг - это система, режим тренировок.

- Сегодня я предлагаю Вам вместе со своими детьми принять участие в таком тренинге. Вы согласны?

- Сначала я предлагаю размять наши пальчики и выполнить несложные пальчиковые упражнения под музыку. Готовы?

Звучит музыка, родители и дети повторяют под музыку движения пальцами и кистями рук за воспитателем

- Молодцы, пальчики ваши готовы для работы и я предлагаю начать с формирования умения правильно держать карандаш.

Участникам мастер – класса предлагается тремя пальцами ведущей руки взять карандаш.

- Правильный захват карандаша, обратите внимание на экран (слайд: картинка с правильным держанием карандаша) подразумевает, что его держат тремя пальцами: большим, указательным и средним, которые образуют щёпоть. При этом карандаш лежит на левой стороне среднего пальца. Большой палец поддерживает карандаш слева, а указательный - сверху. Верхний конец карандаша направлен в плечо. При правильном захвате карандаша указательный палец должен легко подниматься, и карандаш при этом не падает.

(Участники делают самопроверку)

- Мы увидели, что почти все взрослые правильно держат карандаш. А многим детям это удается с трудом. Поэтому сейчас я предлагаю всем вместе выполнить следующие несложные упражнения, которые помогут формировать двигательно-тактильную активность и гибкость пальцев и кистей рук.

Первое упражнение выполним при помощи карандаша. (слайд). Возьмите карандаш за самый кончик тремя пальцами. Затем начинайте скользить по карандашу книзу. Такое упражнение поможет ребенку самостоятельно контролировать и поправлять положение карандаша в руке.

- Теперь попрошу всех встать, руки опустить вдоль туловища, ладонями вперед. Сожмите ладони в кулаки, большие пальцы при этом нужно вытянуть. Выполняем круговые движения большими пальцами сначала вперёд, затем назад, сопровождая движение четверостишием, которое вы видите на экране (слайд)

А у нашей Аннушки

Новая скакалочка.

Вертит быстро Аннушка

Ручки у скакалочки.

Следующее упражнение для большого и указательного пальцев. Называется «Урожай».

(Показ)

- Большой и указательный пальцы правой руки соедините, пожалуйста, с одноименными пальцами левой руки. Остальные пальцы согните и прижмите к ладоням. Расслабленные пальцы образуют контур репки. Затем пальцы напрягаются, образуя контур свеклы. При максимальном напряжении пальцы образуют контур моркови. Выполнение упражнения сопровождается стишком, который вы видите на экране

Выросла репка

Желтая и крепкая.

Перед домом свекла

Смотрит прямо в окна.

И морковки урожай

Сладкой, сочной собирай.

(Выполнение упражнения участниками)

- Ещё одно из упражнений «Волшебный карандаш»,

Вам потребуется карандаш с граненой поверхностью. Возьмите волшебный карандаш, зажмите его между ладонями и покатайте. Послушайте, как он шумит. Разогрейте ладони.

- Следующее упражнение – «Лесенка» Для этого упражнения необходимо взять ручку или карандаш. Задача состоит в том, чтобы с помощью всех пальцев по очереди передать предмет снизу вверх и наоборот. Когда навык дошел до автоматизма, можно ввести элемент соревнований.

Молодцы! Систематическое проведение подобных упражнений укрепляет пальцы и способствует формированию навыка правильно держать карандаш.

- Для развития точности движений руки при письме я использую упражнения, которые вы видите на экране (слайд)

- работа с трафаретами и шаблонами;

- построение линий и фигур по линейке;

- раскрашивание, штрихование, обведение рисунков по пунктиру;

- соединение точек, пронумерованных по порядку;

- проведение ровных линий через весь лист.

Выполнение данных упражнений приносит большую пользу, если ребенок работает цветным или простым карандашом, где необходимо контролировать силу нажима. Обведение рисунков по пунктиру можно выполнять кончиком тонкой кисти с помощью акварели.

- Особое место в работе по подготовке руки к письму занимает ручной труд.

Видов ручного труда много. Обратите внимание на экран, вот их варианты (слайд)

- работа с нитью (выкладывание узора, завязывание нити, плетение, разрезание);

- работа с бумагой (оригами, аппликация, создание объемных фигурок, скручивание);

- мозаика и аппликация из природного материала (семечки, скорлупа, ракушки);

- работа с сыпучим материалом (крупа, соль, бисер);

- работа с пластичными материалами (соленое тесто, глина, пластилин);;

- работа с иголкой (шитье, вышивание).

Для того, чтобы Вы на практике убедились, что именно отработка мелкой моторики пальцев рук совершенствуется в процессе ручного труда предлагаю в разных техниках создать цветок тюльпана. Для этого нужно поделиться на две команды. Для этого мы с вами поиграем в игру.

Вначале все под музыку бегают по помещению по одиночке. Как только музыка остановилась, педагог показывает карточку с цифрой, которая указывает, по сколько человек необходимо объединиться. Игра продолжается до тех пор, пока участники мастер – класса не разделятся по столько человек, сколько необходимо ведущему для дальнейшей работы в группах.

Далее каждой группе предлагается схема - подсказка для работы. Объединившись, команды изготавливают цветы из гофрированной бумаги (первая) и в технике оригами (вторая).

После выполнения работы педагог обращает внимание на вазы (одна красного цвета, другая – зеленого) и предлагает взрослым участникам мастер – класса собрать и поставит в них букеты: если на мастер – классе они почерпнули полезную для себя информацию и время провели с пользой поставить свой цветок в красную вазу. Если же ничего нового мастер – класс вам не дал и вы впустую провели свое личное время – поставьте цветок в зеленую вазу.

Далее педагог благодарит всех участников и приглашает к дальнейшему взаимодействию, направленному на решение вопросов развития и воспитания детей.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.