12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Таныгина Ольга Александровна241
Россия, Марий Эл респ.



Кружковая работа «Волшебные пальчики»


в подготовительной к школе группе




Составил:

учитель-логопед

О.А.Таныгина



Программа

 кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму

 «Волшебные пальчики»

Пояснительная записка

В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.

  Содержание дополнительного образования в МДОБУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психофизического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.

 Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Волшебные пальчики»

 Актуальность.

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность.   Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве.  Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова - отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слуха- зрительно моторных координаций.

   Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

   Подготовка к обучению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.

   Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу.  В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.


Цель Программы: 

Обеспечить качественную подготовку детей к школе, формировать интерес к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.

Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии.


Задачи:

1.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов. 2.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе. 3.Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. 4.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы. 5.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.

​ Принципы построения программы:

Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение одного года, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Методы работы с детьми

Дидактические игры и игровые упражнения. Занимательные задания и игры-соревнования. Изобразительная и творческая деятельность. Наглядный метод обучения и метод практических действий. Моделирование и кодирование информации.

Занятия по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:

1. Гимнастика пальцев и кистей рук.

2. Задания по изодеятельности и конструированию.

3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами.

4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.

5. Формирование элементарных графических навыков.


Учебный план Срок проведения: с 16 сентября 2019г. по 15 мая 2020г. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Количество занятий в год: 32 Периодичность занятий: 1 раз в неделю. Форма организации: подгрупповые занятия Длительность занятий: 30 минут Место проведения кружка: групповая комната Место проведения кружка в расписании ООД: среда 16.20-16.50

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.


Дидактический материал и техническое оснащение

Материал для рисования, краски, восковые, цветные и простые карандаши, природный материал.

Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка), семена, ракушки…

Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.

«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз» …)

Фигурные и геометрические трафареты.

Карточки–таблицы для графических диктантов. Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.

Тематические иллюстрации.



Перспективный план кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму

 «Волшебные пальчики».



месяц

Тема

Задачи

Содержание

Сентябрь

3 неделя

Вводное занятие, диагностика

Объяснить цель занятий, уточнить систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение.

1.Пальчиковая гимнастика: «Поиграем в пальчики». 2.Познакомить с тетрадью: обложка, лист, страница, поля. 3.Показать основные приемы штриховки. 4. Графический диктант.

4 неделя

Фрукты. Овощи.

Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение.

1.  Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"

2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).

3. Обводка и штриховка трафаретов овощей и фруктов.

Октябрь

1 неделя

Грибы


Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук. Обогащать знания детей о грибах.

1.Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами'

2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).

3. Рисование грибов по клеточкам.

4. Игра для пальчиков "Чудесный мешочек» (найти грибок среди других предметов).

2 неделя

Золотая осень

Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. Развивать речь, мышление.


1. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики в лесу». 2. Загадка об осени.

3. Обводка и штриховка силуэтов листьев. 4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) листьев.

3 неделя

Птицы осенью


Выполнять паузы и просветы между штрихами, развивать память, воображение, мелкую моторику руки. Обогащать знания детей о птицах.

1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая", "Скворечник", "Птенчики в гнезде"

2. Фигурки из веточек (стайки птиц)

3. «Узнай меня!» (соединить точки одной линией)"Лебедь".


4 неделя

Деревья и кустарники

Развивать зрительно моторную координацию. Развивать пространственное воображение, координацию движений. Обогащать знания детей о деревьях.

1. Пальчиковая гимнастика: "Пальчики "Грабли"

2. Обрывание (форма листьев различных деревьев)

3. Самомассаж с шариками.

4 Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) дерева.

Ноябрь

1 неделя

Марийский край

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Развивать творческие способности.

1. Пальчиковая гимнастика:

2. Фигурки из палочек (марийский орнамент). 3. Срисовывание в тетрадь мнемотаблицы по марийской сказке «Любопытный заяц». 4.Самомассаж с гранёными карандашами.

2 неделя

Посуда

Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Формировать общую умелость руки. Воспитывать аккуратность.

1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "Мы посуду мыли"

2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)

3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"

4.Дорисуй узор на посуде.

3

неделя

Моя семья. Профессии.

Выполнять волнообразный штрих-зигзаг, продолжать учить координировать свои действия с партнерами.

1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья ", "Кто приехал'

2. Фигурки из палочек (рожица, очки).

3. Работа в тетради: рисуем мнемотаблицу к рассказу о семье. 4. Игра " Пианино".

4

неделя

Домашние птицы

Выполнять штрихи в несколько рядов, развивать творческие способности, воображение, обогащать представления детей о птицах.

1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь","Петушок", "Курочка".

2.Загадки о птицах. 3. Обвести утенка по контуру и

заштриховать.

4. Самомассаж гранеными карандашами


Декабрь

1

неделя

Дикие животные.

Красная книга.

Развивать творческие способности, пространственное воображение, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук. Обогащать представления детей о животных.

1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик'

2. Фигурки из палочек (ёжик)

3. Самомассаж с гранёным карандашом.

4. Графический диктант.

2

неделя

Транспорт.

Дорожная азбука.

Выполнять штрихи, двигаясь по кругу, развивать воображение, обогащать представления детей о разных видах транспорта.

1. Пальчиковая гимнастика: "Вот волшебный самолет». 2. Фигурки из палочек (машины).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать самокат).

4. Рисование по клеточкам дорожных знаков.

3,4

неделя

Новый год

Продолжать учить выполнять штрихи, идущие от центра и по кругу, формировать умение задумывать тему работы и реализовывать ее.

1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка".

2. Собери бусы для ёлки.

3. Загадки о ёлочных игрушках.

4. Обрывание (игрушки для ёлочки).



Январь

2

неделя

Зима

Познакомить с законом «композиции», развивать творческие способности, воображение, воспитывать аккуратность.

1. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся", "Лёд", "Мороз'.

2. Рисование мнемотаблицы к рассказу о зиме.

3. Работа с ватой (снежные сугробы)

4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).


3

неделя

Зимние забавы

Закреплять умение применять закон «композиции», учить использовать в работе разные виды штрихов, развивать образное мышление, воображение.

1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком", "Снеговик".

2. Фигурки из палочек (санки)

3. Обведи контур коньков и заштрихуй.

4. Самомассаж с карандашом.

5. Графический диктант.

4

неделя

Игра. Игрушки.

Учить составлять композиции, развивать умение вести диалог, воспитывать аккуратность.

1. Пальчиковая гимнастика: "Шарик".

2. "Фигурки из палочек" (любимая игрушка).

3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).

4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) игрушки.

Февраль

1

неделя

Сказка в гостях у детей

Учить детей рисовать и раскрашивать, используя разные виды штрихов, развивать воображение, обогащать знания детей о сказках.

1. Пальчиковая гимнастика: " 2. "Фигурки из палочек" (волшебные предметы из сказок). 3.Игра с крупами «Золушка». 4.Рисование героя любимой сказки простым карандашом.


2

неделя

Мебель


Учить использовать разные виды штрихов при выполнении работы, развивать воображение, обогащать знания детей о мебели.

1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол".

2. Фигурки из палочек.

3. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями).

4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.

3

неделя

Рыбы

Развивать координацию движений, графические навыки, мелкую моторику рук.

1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки"

2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).

3. Работа с манкой (шторм)

4. Обведи и заштрихуй силуэты рыб.

4

неделя

Защитники отечества


закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности детей.

1. Пальчиковая гимнастика: "Солдаты", "Бойцы-молодцы'.

2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).

3. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"

4. Графический диктант.


Март

1

неделя

Семья. Профессии.

Учить составлять мнемотаблицу. Учить задумывать тему работы и реализовывать ее.

1. Пальчиковая гимнастика: "О маме".

2. Фигурки из палочек (мельница).

3.Собери для мамы бусы.

4. Зарисовать мнемотаблицу о маме.

2

неделя

Уголок природы

Развитие кинетического компонента двигательного акта, координации движений.

1.Пальчиковая гимнастика: «Цветки».

2. Фигурки из палочек (кактус, ваза).

3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан).

4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) фикуса.

3

неделя

Птицы весной

Учить составлять композиции, закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности.

1. Пальчиковая гимнастика: "Голуби", "Воробьи".

2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка).

3. Зарисовать мнемотаблицу о птицах.

4

неделя

«Нам на улице не страшно»

Развивать пространственное воображение, координацию движений, аккуратность, бережное отношение к материалам.

1. Пальчиковая гимнастика: «Кто приехал».

2. Фигурки из палочек (пешеходный переход).

3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать знаки дорожного движения.)

4. Графический диктант.

Апрель

1

неделя

Народные промыслы

Развивать творческие способности, пространственное воображение, усидчивости, мелкую моторику пальцев рук

1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья ", "Кто приехал'

2.Лепка дымковской лошадки.

3. Раскрасить лошадку.

2

неделя

Космос


Учить составлять композиции, закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности.

1. Пальчиковая гимнастика: «Кулак, ребро, ладонь», «Комета».

2. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) ракеты.

3. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе).


3

неделя

Дикие животные

Развитие кинетического компонента двигательного акта, координации движений.

1. Пальчиковая гимнастика: "Черепаха, "Слон".

2. Работа с камушками (слон по контуру)

3. Обведи рисунок по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

4. Работа с бросовым материалом (любимое животное).


4

неделя


Одежда

Учить составлять композицию, развивать фантазию, формировать общую умелость.


1. Пальчиковая гимнастика: "Варежки, сапожки, крючки"

2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.

3. Работа со шнуровками.

4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь).

Май

1,2

неделя


День Победы

Развивать воображение, внимание, зрительно-моторную координацию.

1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты".

2. Фигурки из палочек (звезда, флажок).

3. Работа с катушками (памятник павшим солдатам).

3

неделя


Цветы, насекомые

Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение.

1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка".

2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)

3. Обвести рисунок по точкам (комар)

4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) бабочки.


4

неделя


Итоговая диагностика

Проверить знания детей о разных видах штрихов.

Мониторинг. Определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.




Ожидаемые результаты (из ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ по ФГОС ДО)

Итоговая диагностика


К концу посещения кружка «Волшебные пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:

Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.

Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.

Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.

Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.

Сформированы графические навыки.

Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания

Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г.

Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:


Фамилия Имя

ребенка

Развитие мелкой моторики

Ориентировка в пространстве

Развитие графических навыков

Срисовывание

 образца

Штриховка

Графический

диктант







1.






2.






Рекомендуемые задания для диагностики:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу).

-Завязывание шнурков разной величины.

-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.

2.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты.

-Д\И «Найди, где спрятано?».

3.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку, в линейку

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина.


Критерии оценки деятельности ребенка:

   За каждое правильное задание ставится 3 балла.

Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь. Низкий бал-задание не выполнено.


Сотрудничество с родителями

Развитие мелкой моторики в быту

(советы для родителей)


Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.  

3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).

4. Лепить из теста печенье.  

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать   ботинки.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.  

 7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.

9. Помогать перебирать крупу.

10. Закрывать задвижку на двери под раковиной.

11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

12. Собирать на даче или в лесу ягоды.

13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

 14. Включать и выключать свет.

15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

16. Перелистывать страницы книги.

Методическое обеспечение

Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.

Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008

Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996

Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.

Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007

 Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970

Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997









Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.