Методическая разработка внеклассного мероприятия «Какие сложные эти причастия»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Какие сложные эти причастия»
Составители
Дмитриенко В.Н., Белова И.Ю., Войтенко В.П.
Учителя русского языка и литературы
МБОУ Одинцовская СОШ №5
Форма мероприятия: командная игра
Цель игры:
- мотивирование учащихся к изучению русского языка при помощи игровых форм, направленных на повторение и закрепление знаний по теме «Причастие»
Образовательная: помочь увидеть, как много причастий в нашей речи, поэтому знания их и умения применять будут необходимы
Развивающая: способствовать совершенствованию у учащихся навыков логического мышление, формирование и развитие умений грамотного и последовательного изложения мысли как в устной, так и письменной речи
Воспитательная: помочь развить умения работать в команде, радоваться за успехи товарищей и не огорчаться проигрышу.
Планируемые результаты:
личностные: мотивация к изучению русского языка, связывая теорию с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
метапредметные:
регулятивные: сопоставление правильности выполнения действия с требованиями конкретной задачи, формирование целеполагания действия, контроля, коррекции, оценки.
познавательные: повторение и закрепление тем: причастие как часть речи, склонение причастий, причастный оборот, действительные и страдательные причастия, гласные в суффиксах действительных и страдательных причастий настоящего времени, Н и НН в суффиксах причастий, Не слитно и раздельно, употребление причастий в речи;
коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, осознанное речевое высказывание в устной и письменной форме, выслушивание одноклассников, совместная деятельность и принятие решения, выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений;
предметные: увидеть, как много причастий в нашей речи, сделать вывод, что правила употребления причастий надо знать и применять;
Образовательные технологии: технология коммуникативного обучения, игровые технологии, обучение в сотрудничестве.
Методы обучения: репродуктивный, проблемно-поисковый, исследовательский, метод поискового обобщения.
Методические приёмы: лингвистическая игра, работа с карточками, работа в команде, защита своего мнения, самостоятельная работа.
Оборудование:
- на экране эпиграф «Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного.» (В.И. Даль.)
- плакаты, содержащие краткие сведения о причастии;
- иллюстрация картины И. Айвазовского «Девятый вал»,
- раздаточный материал, карточки;
- протокол игры.
Ход игры
Вступительное слово учителя
Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости!
Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому языку. Русский язык – это язык Пушкина и Лермонтова, Блока и Цветаевой, Ломоносова и Менделеева, Циолковского и Королева. Русский язык - это наш с вами мир, наша жизнь. На русском языке мы говорим свое первое слово - «мама», учимся читать, на русском языке нам объясняют физику и математику, на русском мы общаемся: спорим, шутим, ругаемся и миримся, признаемся в любви.
Мы знаем и любим свой язык. Просто редко об этом задумываемся.
Когда мы начали изучать причастия, всё было сложно и непонятно. Сегодня, активно используя эти слова, сможем продемонстрировать свои знания.
Задание 1. Все команды придумывают свои названия с использованием причастий или отглагольных имен прилагательных.
(В нашей игре были следующие названия: «Улыбающиеся школьники», «Схватывающие налету», «Думающие семиклассники», «Выученные уроки»).
Задание 2. Для проведения нескольких этапов игры была использована картина
И. Айвазовского «Девятый вал».
Рассказ учителя о художнике:
Иван Константинович Айвазовский (1817 — 1900) – художник- маринист
Родился в 1817 году в Феодосии. Увлечение живописью привело его в стены Академии художеств Петербурга, в которой он учился у признанных мастеров. После окончания Академии много путешествовал по Европе. Наиболее успешен Айвазовский был в морских пейзажах.
Среди известнейших его картин – «Девятый вал», «Черное море». Однако Айвазовский писал полотна не только на морскую тематику. За свою жизнь Иван Айвазовский создал около шести тысяч работ с морской тематикой. Поэтому и получил определение художник-маренист.
Перед вами текст – описание этой картины, в котором нет ни одного причастия. Подумайте, с помощью каких причастий можно иллюстрировать разгул морской стихии.
Текст
На картине изображено ___________________ солнце над гневной __________пучиной. Оно открывает алые ворота в грядущий день. В свете солнечных лучей отражаются ____________волны, которые ещё не стихли после _______________ ночной бури. Только теперь можно разглядеть всё, что недавно было скрыто ______________ночным мраком. Высоко поднимаются ________________ волны. Самая высокая из них устремилась к горсточке ____________________людей на обломках мачты. Это ________________ девятый вал. После бурной и страшной ночи наступает ___________________утро, которое может подарить _________________ морякам ________________надежду на спасение.
Задание 3. Повторение теории.
Необходимо соотнести правила
по теме причастий в 1 столбике с примерами к ним во 2 столбике.
(может быть несколько вариантов)
1. | Гласные в падежных окончаниях причастий определяются так же, как у прилагательных – по вопросу. | А | Из-за темневшего с левой стороны вала всходило солнце. | ||||||||
2. | Причастия с зависимыми словами образуют причастный оборот | Б | Нарисованный художником девятый вал | ||||||||
3. | Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, обособляется всегда. Причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, не обособляется. | В | Терпящие кораблекрушение | ||||||||
4. | Действительные причастия, образованные от глаголов I спр., имеют суффиксы –УЩ/ЮЩ, от глаголов II спр. - -АЩ/ЯЩ. В страдат. причастиях от глаг. I спр - -ЕМ/ОМ, от глаг. II спр. - ИМ | Г | На картине солнце не скрыто. | ||||||||
5. | Краткое причастие в предложении является сказуемым. | Д | Необитаемый остров | ||||||||
6. | Причастие с НЕ пишется раздельно, если у него есть зависимое слово | Е | Люди выброшены с корабля страшной бурей. | ||||||||
7. | Причастие с НЕ пишется слитно, если у него нет зависимого слова | Ж | Не озаряемые лучами солнца | ||||||||
8. | Пишутся две НН в суффиксе страдательного причастия прошедшего времени , если - образованы от глаг. сов.вида - есть зависимое слово - у глагола есть приставка. | З | Из-за горизонта поднималось солнце, сверкающее лучами в бушующем море. | ||||||||
9 | Краткое причастие с НЕ всегда пишется раздельно. | И | Не поднятый матросами флаг | ||||||||
10. | Краткое причастие всегда пишется с Н. | К | За темневшим горизонтом | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | ||
| | | | | | | | | |
Задание 4. Физкультминутка: игра «Снежки». (можно использовать мячик) Ведущий по очереди говорит командам существительные к картине И.Айвазовского, ответом должны быть причастия
Море | Бушующее |
Волны | Поднимающиеся |
Плот | Плывущий |
Люди | Держащиеся |
Солнце | Спрятавшееся |
Тучи | Набегающие |
Брызги | Летящие |
Пена | Накрывающая |
Задание 5. Очень метко о причастиях сказал В.И. Даль: "Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного." Оно своим "внешним видом" напоминает прилагательное: изменяется по родам, числам и падежам, согласуется с существительными и отвечает на вопрос какой? Следовательно, в причастиях заложены признаки и глаголов, и прилагательных. Эту двойственность причастия заметили и древние грамматисты, дав ему имя "причастие", т.е. причастное к имени и глаголу.
М.В. Ломоносов в первой русской «Грамматике»: "Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу. Это свойство причастий заключать "в себе имели и глагола силу" широко используется в письменной речи, особенно в художественной литературе.
Найдите в стихотворении Ф.Сологуба все причастия и определите,
какие они (действительные или страдательные):
Расцветайте, расцветающие, _________________________________
Увядайте, увядающие, ______________________________________
Догорай, объятое огнем,- ___________________________________
Мы спокойны, не желающие, _________________________ ______
Лучших дней не ожидающие, ________________________________
Жизнь и смерть равно встречающие ___________________________
С отуманенным лицом. ________________________ ____________
Задание 6. Н и НН в суффиксах причастий (Выполняют 2 участника команды, вставляют Н или НН)
Поражё_..ый красотой, тка._ая скатерть, в назначе__ый час,
приглашё_..ый на выставку, искажё__.ое изображение,
гружё__ый вагон, обожжё.__ое плечо, решё.__ый вопрос,
ране.__ый в руку солдат, жаре…ый пирожок,
жаре_.ые в масле, погаше__ ый свет, завершё__ая работа,
купле__ые книги, свежемороже___ая рыба, свежезамороже___ый карп.
Задание 7. Причастные обороты. (Выполняют 2 участника команды, вставляют знаки препинания и определяют количество причастных оборотов)
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик прокличут в небе журавли пролетающие косяком. Что-то грустное прощальное слышится и видится в осеннем лесу наполненном тишиной.
Задание 8. Не слитно, раздельно (Выполняют 2 участника команды тест по теме «НЕ слитно, раздельно)
1) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно.
А) (не)сказано ни слова, (не)видящий ничего, (не)подготовленный к работе Б) (не)законченный эксперимент, (не)законченный в срок эксперимент
В) (не)просохшая земля, (не)утихающий ветер
Г) эксперимент (не)закончен, (не)прекращающиеся метели
ОТВЕТ ____________
2) Укажите ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно.
А) рукопись (не)сдана, (не)сданная вовремя рукопись
Б) (не)сданная рукопись, ещё (не)крашеная скамья
В) обстоятельства (не)выяснены, (не)выясненные обстоятельства
Г) роман (не)закончен, (не)законченный роман
ОТВЕТ ____________
3) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастием в предложении:
Мы бредём по дорожкам, где ещё (не)кошена трава.
А) (Не)кошена - пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется слитно
Б) (Не)кошена – пишется раздельно, так как НЕ с краткими причастиями всегда пишется раздельно
В) (Не)кошена – пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово
Г) (Не)кошена – пишется слитно, так как НЕ с краткими причастиями пишется слитно
ОТВЕТ ____________
4) Укажите верное объяснение слитного или раздельного написания НЕ с причастиями в предложении:
С утра (не)топленная печь не добавляла уюта в хмурую комнату смотрителя.
А) (Не)топленная – пишется раздельно, так как НЕ с причастиями всегда пишется раздельно
Б) (Не)топленная –пишется слитно, так как при причастии есть зависимое слово
В) (Не)топленная –пишется раздельно, так как при причастии есть зависимое слово
Г) (Не)топленная –пишется слитно, так как НЕ с полными причастиями всегда пишется слитно. ОТВЕТ ____________
Задание 9. Образовать от глаголов все формы причастий, которые могут быть у данных глаголов (Работает вся команда)
| Действ наст вр | Действ прош вр | Страдат наст вр | Страдат прош вр | Краткая форма |
Бушевать | | | | | |
Плескаться | | | | | |
Освещать | | | | | |
Подняться | | | | | |
Заключительное слово учителя:
Ребята, сегодня мы повторили сложную тему русского языка. Хочется вам пожелать, чтобы в свою речь вы включали причастия, хотя они и являются признаком книжного стиля. Современные поэты и писатели ценят причастия не за их книжный характер, а за то, что в них включена выразительная энергия русского языка. Изобразительная функция причастий наиболее наглядно проявляется при употреблении их в роли определений, потому что причастия создают яркие образы.
Подведение итогов. Вручение диплома команде-победительнице.
Ответы
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ЗК | З | АЗ | ВД | Е | ЖИ | Д | Б | Г | Е |
3) Необходимо вставить Н или НН
Поражённый красотой, тканая скатерть,
приглашённый на выставку, искажённое изображение,
гружёный вагон, обожжённое плечо,
решёный вопрос, раненный в руку солдат,
жареный пирожок, жаренные в масле,
погашенный свет, завершённая работа,
в назначенный час, купленные книги,
свежемороженая рыба, свежезамороженный карп.
Не слитно, раздельно
1) В
2) А
3) Б
4) В
Найдите в стихотворении Ф.Сологуба все причастия и определите, какие они (действительные или страдательные):
Расцветайте, расцветающие, (действит)
Увядайте, увядающие, (действит)
Догорай, объятое огнем,- (страдат)
Мы спокойны, не желающие, (действит)
Лучших дней не ожидающие, (действит)
Жизнь и смерть равно встречающие (действит)
С отуманенным лицом. (страдат)
Причастный оборот
Вставьте знаки препинания и определите количество причастных оборотов
Красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна кленов и осин, раскрашенных осенью. Шелестит под ногами листва, опавшая с деревьев. Кое-где виднеется шляпка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут в небе журавли, пролетающие косяком. Что-то грустное прощальное слышится и видится в осеннем лесу, наполненном тишиной.
Ответ: 4
Образовать от глаголов все формы причастий
| Действ наст вр | Действ прош вр | Страдат наст вр | Страдат прош вр | Краткая форма |
Бушевать | бушующий | бушевавший | - | - | - |
Плескаться | плескающийся | плескавшийся | плескаемый | - | - |
Освещать | освещающий | освещавший | освещаемый | освещенный | освещен |
Подняться | - | поднявшийся | - | поднятый | поднят |
Легоцкая Вера Сергеевна
Дмитриенко Вера Николаевна
Наталья Дзяудиновна Магомадова
Горбачёва Марина Юрьевна
Исаева Лиана Вахтанговна
Селиванова Галина Геннадьевна