Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике «В поисках истины»

10
4
Материал опубликован 26 May

Методическая разработка командной игры по математике

«В поисках истины»

Участники игры. В игре участвуют три команды с одинаковым количеством участников

Возрастная категория участников: студенты 1 курса СПО.

Место проведения: учебная аудитория.

Форма проведения: конкурсное соревнование.

Цель: развитие интереса к математике, мышления через создание позитивного эмоционального восприятия предлагаемого материала.

Задачи:

развитие устойчивого познавательного интереса обучающихся к математике;

развитие умений применять полученные знания и умения в предложенных ситуациях;

развитие логического мышления, кругозора обучающихся, умений формулировать и излагать мысль, моделировать ситуацию;

воспитание гордости за свою страну через осознание вклада российских ученых в развитие мировой науки;

воспитание ответственности за конечный результат, находчивости, любознательности;

развитие умений работать самостоятельно и в команде;

создание условий для достижения успеха каждого участника игры.

Формирующиеся ценности: ценности научного познания, самореализация и развитие.

Формируемые общие компетенции:

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Применяемые технологии: информационно – коммуникационная технология, геймификация, игровые-технологии, технология сотрудничества, групповая технология.

Межпредметные связи: задачи с профессионально-ориентированным содержанием для специальностей Почтовая связь, Теплоснабжение и теплотехническое оборудование, Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Ресурсы: компьютерная презентация, карточки с заданиями, плакаты с высказываниями ученых.

Структура мероприятия:

Мотивационно-целевой этап: приветствие, вводное слово.

Основной этап: путешествие команд по станциям, выполнение математических заданий.

Заключительный этап: подведение итогов игры, рефлексия, беседа.


Ход мероприятия.

Мотивационно-целевой этап.

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы проводим командное соревнование «В поисках истины». Главная цель любого познания – достижение научной истины.

8 февраля 2024 года Российская академия наук отметила свое 300-летие. За три века труд великих умов России дал миру множество научных открытий. Наука – это сила, прогресс и эволюция всех сфер деятельности человека. Велика заслуга российских математиков в развитии науки, применении математических методов в современной жизни.

Математика – это не только стройная система законов, теорем, задач, но и уникальное средство познания красоты, симметрии, истины. В математике используется три истолкования истины, взаимно дополняющие друг друга: истина как согласованность (согласие выдвинутого положения с уже принятыми утверждениями), истина как полезность, как средство, ведущее к успеху, и истина как соответствие (высказывание является истинным, если оно соответствует описываемой ситуации).

Сегодня три наших команды групп ТС-11, ПС-11, Э-11 будут искать истину, проходя станции и решая математические задачи, проявляя быстроту реакции, смекалку, внимательность, увидят математику вокруг себя, ее приложение в будущей профессиональной деятельности.

Основной этап. Прохождение командами станций, выполнение заданий.

Станция 1. «Великие российские математики».

Задание 1. Командам предлагается разгадать ребусы, в которых зашифрованы фамилии известных российских математиков.

t1716727023aa.png

А теперь выясним, знаете ли вы их в лицо?

Задание 2. Узнайте математика (сопоставить имя и портрет математика) (Слайд 12)

t1716727023ab.png

Нужно знать наших великих российских математиков и гордиться ими!

1. Пафнутий Львович Чебышёв – разработал математическую теорию синтеза механизмов.

2. Григорий Яковлевич Перельман - российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре, которая была нерешённой проблемой около века, а в настоящий момент это единственная решённая математическая проблема из семи задач тысячелетия.

3. Леонард Эйлер - разработал математический анализ и заложил фундамент для развития математических дисциплин.

4. Александр Михайлович Ляпунов - основоположник отечественной кибернетики, биоматематики и математической лингвистики.

5. Николай Иванович Лобачевский – основоположник неевклидовой геометрии.

6. Андрей Николаевич Колмогоров - основоположник современной теории вероятностей.

7. Леонтий Филиппович Магницкий - составил первый русский учебник по математике.

8. Софья Васильевна Ковалевская - первая в мире женщина — профессор математики.

Станция 2. «Математика вокруг нас».

Математика пронизывает всю нашу жизнь и тесно связана с различными изучаемыми вами учебными дисциплинами. Преподаватели приготовили вопросы, а ваша задача ответить на них.

Команды по очереди как можно быстрее отвечают на видеовопросы преподавателей разных предметов.

Вопрос от преподавателя математики Ольги Павловны

1. Что есть у каждого слова, растения и уравнения? (Корень)

Вопрос от преподавателя географии Ирины Владимировны.

2. Название какого государства скрывается в математическом выражении А3? (Куб А – Куба)

Вопрос от преподавателя физической культуры Валентины Петровны

3. На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом»? (180°).

Вопрос от преподавателя английского языка Светланы Анатольевны.

4. Переведите с английского на русский язык Multiplication table (таблица умножения)

Вопрос от завотделением Натальи Сергеевны.

5. В какие «цифры» люди одеваются? (В костюм-ДВОЙКУ, в костюм-ТРОЙКУ)

Вопрос от преподавателя МДК Антонины Владимировны.

6. Какие цифры «пишут» летчики в небе? (Восьмерки)

Вопрос от преподавателя химии Софьи Степановны.

7.Какое число можно найти в каждом автомобильном бензобаке. (Октановое число).

Вопрос от преподавателя ОБЖ Алексея Юрьевича

8. Половина какой буквы дает название военной части. (Пол-К)

Вопрос от преподавателя Галины Сергеевны

9. Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый вал)

Вопрос от преподавателя литературы Юлии Владимировны

10. Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини из сказки Ганса Христиана Андерсена. Что это за единица длины? Кто эта героиня? (Дюйм. Дюймовочка).

Вопрос от преподавателя математики Марии Викторовны.

11. Сколько ступенек у лестницы, где средняя ступенька восьмая? (15)

Вопрос от преподавателя физики Натальи Николаевны.

12. Какая планета в Солнечной системе седьмая по счету? (Уран)

Вопрос от преподавателя информатики Олеси Евгеньевны.

13. Известно, что объём информации каждые пять лет увеличивается в два раза. Как при данных условиях называется график зависимости объёма информации от времени? (Экспонента, график показательной функции)

Станция 3. «Составь математические определения из облаков слов».

В облаках слов зашифрованы определения различных математических понятий. Ваша задача – составить определение и угадать математический термин.

Облако слов

Воспроизведение определения

Математический термин

t1716727023ac.png

показатель степени, в которую надо возвести основание a, чтобы получить число b

Логарифм числа b по основанию а

t1716727023ad.gif

многогранник, у которого шесть граней и каждая из них параллелограмм

Параллелепипед

t1716727023ae.png

направленный отрезок, для которого указано, какая из его конечных точек считается началом, а какая - его концом

Вектор

t1716727023af.gif

равенство, содержащее переменную, значение которой нужно вычислить.


Уравнение

t1716727023ag.gif

ордината точки, полученной поворотом точки Р(1,0) вокруг начала координат на угол α

Синус угла α

t1716727023ah.gif

раздел геометрии, изучающий пространственные фигуры и их свойства

Стереометрия

t1716727023ai.gif

предел отношения приращения функции к приращению аргумента, когда приращение аргумента стремится к нулю

Производная функции

Станция 4. «Математика в моей профессии».

Командам предлагаются задачи с профессионально-ориентированным содержанием


Э-11

ТС-11

ПС-11

1.

Мощность постоянного тока (в ваттах) вычисляется по формуле t1716727023aj.gif где U  — напряжение (в вольтах), R  — сопротивление (в омах). Пользуясь этой формулой, найдите P (в ваттах), если R  =  6 Ом и U  =  12 В.

Ответ: 24 Вт.

Кинетическая энергия тела (в джоулях) вычисляется по формуле t1716727023ak.gifгде m  — масса тела (в килограммах), а υ — его скорость (в м/с). Пользуясь этой формулой, найдите E (в джоулях), если υ = 3 м/с и m =14 кг.

Ответ: 63Дж.

Площадь прямоугольника вычисляется по формуле t1716727023al.gif, где d  — диагональ, α  — угол между диагоналями. Пользуясь этой формулой, найдите площадь зала почтового отделения, если d = 20 м и t1716727023am.gif

Ответ: 120 м2.

2.

t1716727023an.pngПод трансформаторную подстанцию отвели участок. План местности разбит на клетки. Каждая клетка является квадратом размером 1 м × 1 м. Найдите площадь участка под подстанцию, изображённого на плане. Ответ дайте в квадратных метрах.

Ответ: 20.

t1716727023ao.png







Под газовую котельную отвели участок. Каждая клетка является квадратом размером 1 м × 1 м. Найдите площадь, отведенную под котельную. Ответ дайте в квадратных метрах.

Ответ: 22 м2.


t1716727023ap.png








Для хранения (складирования) посылок в почтовом отделении отвели помещение. Каждая клетка является квадратом размером 1 м × 1 м. Найдите площадь помещения, изображённого на плане. Ответ дайте в квадратных метрах.

Ответ: 23.

3.

На графике показана зависимость крутящего момента электродвигателя от числа его оборотов в минуту. На оси абсцисс откладывается число оборотов в минуту. На оси ординат  — крутящий момент в H · м.

 

t1716727023aq.png

 Пользуясь графиком, поставьте в соответствие каждому интервалу количества оборотов электродвигателя характеристику зависимости крутящего момента двигателя на этом интервале.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА

А)  крутящий момент не менялся

Б)  крутящий момент падал

В)  крутящий момент рос быстрее всего

Г)  крутящий момент не превышал 60 H · м

ИНТЕРВАЛЫ ОБОРОТОВ

1)  0 − 1500 об/мин.

2)  1500 − 2000 об/мин.

3)  2500 − 4000 об/мин.

4)  4000 − 6000 об/мин.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Ответ: 3421.

На диаграмме показан график потребления воды городской ТЭЦ в течение суток.

 Пользуясь диаграммой, поставьте в соответствие каждому из указанных промежутков времени характеристику потребления воды данной ТЭЦ.

Пt1716727023ar.png ЕРИОД

А)  Ночь (с 0 до 6 часов)

Б)  Утро (с 6 до 12 часов)

В)  День (с 12 до 18 часов)

Г)  Вечер (с 18 до 24 часов)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОТРЕБЛЕНИЯ

1)  Потребление падало

2)  Потребление не росло

3)  Рост потребления был наибольшим

4)  Потребление было наименьшим

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

A

Б

В

Г

Ответ: 4321.


На рисунке точками показаны объёмы месячных продаж товаров народного потребления в почтовом отделении. По горизонтали указываются месяцы, по вертикали  — тысячи рублей. Для наглядности точки соединены линией.

Пt1716727023as.png ользуясь рисунком, поставьте в соответствие каждому из указанных периодов времени характеристику продаж в почтовом отделении.

ИНТЕРВАЛЫ ВРЕМЕНИ

А) январь – март

Б) апрель – июнь

В) июль – сентябрь

Г) октябрь – декабрь

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)  За последний месяц периода было выручено меньше 200 тысяч рублей.

2)  Наибольший рост ежемесячного объёма продаж.

3)  Все три месяца объём продаж был одинаковым.

4)  Ежемесячный объём продаж достигает максимума за весь год.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Ответ: 3241.


Станция 5. Мастер-класс «Построй живую фигуру».

Просим всех взяться за руки и образовать круг. Я буду называть геометрическую фигуру, а вы должны её построить.

Квадрат

Трапеция

Ромб

Прямая

Прямоугольник

Точка

Конус

Цилиндр

Шар

Параллельные прямые

Пирамида

Перпендикулярные прямые


Станция 6. Квест «Кабинет Лобачевского»

Лобачевский Николай Иванович – великий русский математик, основоположник неевклидовой геометрии. Это геометрия кривых линий, линий, лежащих на сферических и эллиптических поверхностях.

Перед вами кабинет Лобачевского, на следующем слайде в нем появятся дополнительные предметы, которые наши участники должны будут найти. Если команда укажет на реальный предмет в кабинете, появится познавательная информация о математике. Если поиск добавленных предметов будет верным, то появятся различные арифметические, логические, занимательные задачи, которые необходимо решить.

t1716727023at.pngt1716727023au.png

Добавляется шкатулка, часы, чернильница с пером, подсвечник, лампа, книга.

При выборе чернильницы с пером появляется следующее задание:

Вспомните математические термины, начинающиеся с буквы «П» и впишите их в соответствующие клетки. За каждое вписанное слово команда получает 1 балл.

П











П











П











П











Примерный ответ.

П

Р

Е

Д

Е

Л






П

О

Д

О

Б

И

Е





П

И

Р

А

М

И

Д

А




П

Р

О

И

З

В

О

Д

Н

А

Я

Предел, пример, прямая, призма

Подобие, полином, перебор, Пифагор

Пирамида, периметр, проекция, парабола

Производная, подстановка, поверхность, погрешность

При выборе свечи появляется следующее задание:

Вспомните математические термины, начинающиеся с буквы «С» и впишите их в соответствующие клетки. За каждое вписанное слово команда получает 1 балл.

С











С











С











С












Примерный ответ.

С

Ф

Е

Р

А







С

У

М

М

А







С

Т

Е

П

Е

Н

Ь





С

В

О

Й

С

Т

В

О




Сфера, синус, сдвиг,

Сумма, сигма, схема

Степень, сечение, секунда, сектор, сжатие, секущая, система

Свойство, сложение, скорость

При выборе шкатулки появляется задание: «Ответьте на вопросы». За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Какое число делится на все числа без остатка? (нуль)

Угол, смежный с углом при данной вершине многоугольника (внешний)

В семье 5 сыновей и у каждого есть сестра. Сколько детей в этой семье? (шесть)

Как называется график квадратичной функции? (парабола)

Отрезок, соединяющий противоположные вершины параллелепипеда. Их количество (диагональ, 4)

При выборе книги появляется задание: «Ответьте на вопросы». За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Математическое утверждение, требующее доказательства. (теорема)

Сумма сторон треугольника (периметр)

Площадь трапеции равна …(произведению полусуммы оснований на высоту)

На дереве сидело 20 ворон. Охотник выстрелил и убил 2 ворон. Сколько ворон осталось на дереве? Почему? (ни одной, улетели)

c22 + b2 (теорема Пифагора)

При выборе лампы появляется задание:

Трехзначное число состоит из возрастающих (слева направо) цифр. Если это число прочитать, то все слова будут начинаться на одну и туже букву. Что это за число?

0123456789

Ответ. 147 (сто сорок семь)

За верный ответ команда получает 3 балла.

При выборе часов появляется задание:

Переложите одну спичку так, чтобы получилось верное равенство

t1716727023av.gift1716727023aw.png

Ответ.

t1716727023ax.png

За каждый верный ответ команда получает 2 балла.

Если команда выбирает другие предметы, то появляется слайд, содержащий факты из жизни Н.И. Лобачевского.

Пока наше жюри подводит итоги игры, посмотрите, какие картины создала Fusion Brain — платформа для генерации изображений с помощью нейросети Кандинский.

В разнообразных стилях: Пикассо, Малевич, Кандинский, Айвазовский, Картина маслом были созданы изображения, содержащие геометрические фигуры. Практически все фигуры мы сегодня вспоминали.

А сможете ли вы перечислить заданные нейросети фигуры?

t1716727023ay.png

Квадрат, трапеция, прямоугольник, параллелограмм, треугольник.

Конус, цилиндр, сфера, шар, параллелепипед, призма, пирамида.

Заключительный этап. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд 26)

Ребята, вот мы и пришли к финишу нашей игры. Давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Выясняем, какая же команда в поисках математической истины оказалась упорнее, быстрее, точнее?

Рефлексия деятельности (в онлайн-режиме).

Ответьте на предложенные вопросы в google форме, перейдя по QR-коду

(https://forms.gle/9S3qMDf7z6tuLidJ9)

Что сегодня для тебя было самым интересным?

Разгадывание ребусов с фамилиями ученых.

Вt1716727023az.png опросы от преподавателей различных учебных дисциплин.

Квест по кабинету Лобачевского.

Решение задач с профессионально-ориентированным содержанием

Работа в группе.

Построение «живых» фигур.

Нахождение в облаках слов математических определений.

Подбор математических терминов на определенную букву.

Решение логических задач.

Ответы на вопросы.

Другое: __________

Что было для тебя самым трудным?

Решать задачи с профессионально-ориентированным содержанием

Решать логические задачи.

Решать вычислительные задачи.

Возникли трудности с понятийным аппаратом.

Участвовать в квест - игре по кабинету Лобачевского.

Разгадывать ребусы с фамилиями ученых.

Узнавать ученых по портрету.

Отвечать на вопросы преподавателей.

Другое:__________________

Чем важна проведенная математическая игра?

Развивает логику, мышление, внимательность.

Пробуждает интерес к математике.

Расширяет кругозор.

Знакомит с отечественными математиками.

Пробуждает гордость за Российскую науку, за свою родину.

Показывает связь математики с повседневной жизнью.

Показывает связь математики с выбранной мною профессией.

Учит работать в команде.

Другое: ________________

Рефлексия эмоционального состояния

Ребята, сегодня вы вспоминали российских ученых-математиков, математические понятия, решали самые разнообразные задачи, действовали в команде, поддерживая друг друга.

Пt1716727023ba.jpg ри выходе с игры оцените свое эмоциональное состояние, для этого закрепите на нашем дереве познания один из стикеров - красный, желтый или зеленый:

зеленый, если вам было интересно, вы были активны, успешны;

желтый, если было интересно, но у вас возникли трудности, которые вы преодолевали;

красный, если вам было очень трудно и неинтересно.

Учащиеся выбирают стикер одного из цветов: красный, желтый или зеленый и закрепляют на дереве.

Желаем вам новых познаний, интересных открытий в математике и в выбранной профессии! (Слайд 27)



Список используемых источников.

https://worditout.com/word-cloud/create WordItOut

https://www.wordclouds.com/ WordClouds.com

https://mathb-ege.sdamgia.ru/ ЕГЭ−2024, Математика базового уровня: задания, ответы, решения

https://math-ege.sdamgia.ru/prob-catalog ЕГЭ−2024, Математика профильного уровня: задания, ответы, решения

https://fusionbrain.ai/editor/ Fusion Brain — платформа для генерации изображений с помощью нейросети Кандинский

https://code-qr.ru/ Генератор QR кодов, сделать QR код онлайн


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Очень интересный прием с выбором командой предмета на столе. Использую, благодарю за идею, Людмила Леонидовна!

26 May

Великолепный ресурс! Содержательный и ценный! Достойная разработка, которая способствует активизации детского интереса к математике и расширению математических способностей!

26 May

Согласна, с коллегами, Людмила Леонидовна, грамотная, познавательная и развивающая работа! Спасибо!

26 May

Спасибо большое, коллеги, за добрые слова!

27 May