12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анатолий1188
Образование высшее-техническое (настоящее - Советское); Майор в отставке;Место работы: ГБОУ СПО ЛНР "Первомайский колледж", заместитель директора по УПР;Начинал с должности мастера п/о;Хобби - моделирование и радиоэлектроника. Участник БД СВО.
Россия, Луганская Народная Респ., Первомайск
4

Методическая разработка внеурочного мероприятия. "Истоки российской разведки. Михаил Богданович Барклай-де-Толли – создатель российской военной разведки"


Истоки российской разведки
DOC / 116 Кб

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ПЕРВОМАЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


по организации и проведению внеурочного мероприятия по предметам «Основы безопасности жизнедеятельности», «Начальная военная подготовка»


«t1601227119aa.jpg Истоки российской разведки: Михаил Богданович Барклай-де-Толли – создатель российской военной разведки»


























Разработал зам.директора по УПР, преподаватель ОБЖ Евков А.А.


2020г

Актуальность: внеаудиторная работа историко-патриотической направленности с изучением материалов по истории российской разведки.


Цели:

Формирование военно-патриотических качеств у будущих защитников Отечества.

Инициация познавательности у обучающихся.

Изучить историю возникновения российской разведки.


Задачи:

Исторический аспект – изучение возникновения и развития российской разведки.

Создание методических условий для патриотического воспитания внеурочной и кружковой деятельности.



Методическое обеспечение:

Собственно методическая разработка.

Доклады обучающихся.

Презентация.


Наглядные пособия:

Демонстрационные фотографии.


Оптимальное время проведения: 90 минут (2 по 45минут).


Место: Кабинет ОБЖ.


Метод: Активный (взаимодействие происходит по векторам учитель-ученик, ученик-ученик).


Схема занятий:


Занятие 1.Информация о Барклае-де-Толли, создании российской разведки, деятельность Чернышева в структуре внешней разведки. (Доклады преподавателя и учащихся. Информацию для докладов распределяет преподаватель. Время 45 минут).

Учащиеся самостоятельно делают выводы о значимости деятельности разведки Барклая-де-Толли в итогах войны 1812г и о состоятельности структуры разведки, предложенной Барклаем.

Занятие 2.Информация о ключевых лицах российской разведки 1810-1814гг. (Доклады учащихся. Информацию для докладов распределяет преподаватель. Время 45 минут).

Доклады учащиеся озвучивают без зачитывания в точности передавая суть излагаемого блока.

Занятие 1. Информация о Барклае-де-Толли, создании российской разведки, деятельность Чернышева в структуре внешней разведки. (Доклады преподавателя и учащихся. Время 45 минут).

До Отечественной войны 1812 года в Российской империи, да и в других передовых государствах мира отсутствовали структуры на уровне правительств, аналогичные современным организациям, деятельность которых направлена на проведение разведывательных и контрразведывательных мероприятий в мирное время и накануне вероятных военных конфликтов. Многоуровневая разведывательная структура, созданная Барклаем-де-Толли, была первой в своем роде не только в России, но и в мире.

Рассмотрим, как создавалась российская разведка, и какие результаты ее деятельности были получены и какое, влияние на ход войны 1812 года эти результаты оказали.

Прежде всего, рассмотрим инициативы и влияние Барклая-де-Толли на создание Российской разведки.

Из курса истории мы знаем этого человека как талантливого полководца, участника Бородинского сражения, а теперь рассмотрим его деятельность как государственного деятеля, имевшую на то время революционную направленность к получению информации о государствах, являющихся потенциальными или возможными противниками в будущих войнах.

Михаил Богданович Барклай-де-Толли – создатель российской военной разведки

В историю русской армии Михаил Богданович вошел как полный кавалер ордена Св.Георгия, военный теоретик, реформатор и военачальник. Одной из наиболее известных военных кампаний Барклая-де-Толли стала русско-шведская война 1808−1809 годов. Наиболее ярким и значимым событием этой войны с участием Барклая стал в марте 1809г.  совершили переход русских войск к берегам Швеции по льду Ботнического залива. Этот поход нередко сравнивают с переходом Суворова через Альпы.

Обладая значительным военным опытом, Барклай-де-Толли на посту военного министра провел ряд мероприятий по организации постоянной и носящей системный характер разведки. В начале 1812 года была создана Особенная канцелярия при военном министре. Она осуществляла свою деятельность в условиях строжайшей секретности, подчинялась непосредственно военному министру. Специалистов для этой структуры подбирал лично Михаил Богданович. Работа Особенной канцелярии осуществлялась по трем основным направлениям: стратегическая разведка (получение за границей стратегической информации), тактическая разведка (сбор данных о войсках противника, расположенных в сопредельных государствах) и контрразведка (обнаружение и нейтрализация агентуры противника, каковой на тот момент была наполеоновская разведка).

В архивных документах есть сведения, что в период с 1810 по 1812 годы на территории Российской империи было задержано и обезврежено 39 военных и гражданских лиц, работавших на иностранные спецслужбы

Значительную роль в создании военной разведки сыграл князь Волконский Петр Михайлович, который после заключения Тильзитского мира был направлен во Францию для изучения устройства французской армии и ее генерального штаба. По возвращении из командировки, Волконский представил отчет о внутреннем устройстве французской армии и генерального штаба. Находясь под впечатлением от его отчета, Барклай поднял перед Александром I вопрос об организации постоянного органа стратегической военной разведки. Первым таким специальным органом, занимавшимся руководством и координацией деятельности разведки, стала созданная в январе 1810 года «Экспедиция секретных дел при военном министерстве», - в январе 1812 года ее переименовали в «Особенную канцелярию при военном министре». Штат «Экспедиции секретных дел» состоял из управляющего, четырех экспедиторов и переводчика. Первыми руководителями военной разведки России поочередно были три человека: с 29 сентября 1810 года - полковник Алексей Васильевич Воейков; с 21 марта 1812 года - 25-летний полковник граф Арсентий Андреевич Закревский; с 10 января 1813 года - полковник Петр Андреевич Чуйкевич. По приказу Барклая-де-Толли с 1810 года командиры русских частей начали направлять агентов в сопредельные государства.

Для выполнения секретных поручений в зарубежные командировки были направлены российские офицеры:

— полковник Александр Иванович Чернышев - в Париж;

— полковник Федор Васильевич Тейль фон Сераскеркен - в Вену;

— полковник Роберт Егорович Ренни - в Берлин;

— поручик Григорий Федорович Орлов - в Берлин;

— майор Виктор Антонович Прендель - в Дрезден;

— поручик Павел Христианович Граббе - в Мюнхен;

— поручик Павел Иванович Брозин - в Кассель, потом в Мадрид.

Особо отличился на этом поприще полковник Чернышев. За короткий срок этому резиденту-разведчику удалось создать во Франции сеть информаторов в правительственной и военной сферах. А ведь в декабре 1810 года А.И.Чернышеву исполнилось только лишь 25 лет. Даже обычно скупой на похвалы Александр I как-то не удержался и написал на полях одного изучаемого документа: «Зачем не имею я побольше министров, подобных этому молодому человеку!»

В результате принятых русским командованием мер к лету 1812 года, несмотря на сложные оперативные условия, разведка смогла достичь неплохих результатов. В том числе, ее сотрудникам удалось узнать точное время предполагаемого наступления французских войск на Россию, их численность, места дислокации основных подразделений, установить командиров армейских подразделений и дать им всеобьемлющие характеристики. Кроме того, она наладила агентурные связи на территориях государств, контролируемых Наполеоном.



Значительной фигурой в системе внешней разведки являлся князь, Чернышев Александр Иванович, который благодаря своим личным качествам внес значительный вклад при сборе информации о планах Наполеона и возможностях французской армии. Не имея специальной подготовки разведчика Чернышева, однако, можно назвать талантливым резидентом внешней разведки, способным не только добывать ценную для своего государства информацию, но и вести разведывательную «игру» по дезинформированию противника.


Александр Иванович Чернышёв


(t1601227119ab.jpg 1786-1857) – граф (1826), светлейший князь (1841), генерал-адъютант, начальник Главного штаба (1828), военный министр (1832-1852), председатель Государственного совета (1848).


Русский аристократ и офицер с боевым опытом, участник многих боев против Наполеоновской армии, генерал-адъютант и доверенное лицо Александра I он, по заключении Тильзильтского мира, был направлен в Париж в качестве специального посланника при французском дворе, а фактически главного резидента русской разведки. Впоследствии он станет героем Отечественной войны, участником многих сражений, кавалером боевых наград. Уже при Николае I Чернышев возглавит военное министерство. Умрет незадолго до Крымской войны, будучи председателем Государственного Совета Российской империи.

В качестве официального русского представителя при Наполеоне Чернышев поддерживал тесные контакты с императором Франции и его ближайшим окружением. Наполеон вероятнее всего догадывался, чем занимается его гость в Париже, но отсылать его не спешил, а пытался вести сложную дипломатическую игру по дезинформации своего будущего противника.

Чернышев, как писали его современники, был необычайно хорош собой и слыл дамским угодником, что следовало считать плюсом в его разведывательной работе. По слухам, в числе его любовниц была даже герцогиня Полина Боргезе – родная сестра Наполеона.

Однажды граф Чернышев не смог пройти мимо пожара в резиденции австрийского посла во Франции и бросился спасать людей из пожара. Есть информация, что при этом он смог «спасти» и всю тайную переписку посла. Правда хозяину возвращать ее не стал. В этой переписке содержался план совместного франко-австрийского вторжения в Россию.

Имел место факт, когда французам удалось украсть клише секретной военной карты всей Российской империи. Есть, однако, версия, что Чернышев зная о планах будущих противников, сам «организовал» кражу, подсунув «липу».

У Чернышева с маршалом Бернадотом сложились достаточно теплые отношения. Двум ветеранам, принимавшим участие в сражении при Аустерлица было что вспомнить, а кандидату в шведские короли и русскому разведчику, было что обсудить в плане будущего.

Бернадот в беседе высказал следующее – «Говорю вам, граф, не как французский офицер, а как ваш друг. Если, не дай бог, Наполеон нападет на Россию, любой ценой избегайте генерального сражения. Отступайте, ведя арьергардные бои, наносите фланговые удары. Как можно шире используйте казаков. Ничего похожего на них у Наполеона просто нет».

А ведь этому человеку Наполеон собирался подарить корону Швеции и доверить свой левый фланг в войне против русских. Чернышев передал рекомендации Бернадота в Петербург, и именно они легли в основу будущего стратегического плана ведения войны Русской армии против Наполеона.


Занятие 2. Информация о ключевых лицах российской разведки 1810-1814гг: полковник Александр Иванович Чернышев; полковник Федор Васильевич Тейль фон Сераскеркен; полковник Роберт Егорович Ренни; поручик Григорий Федорович Орлов; майор Виктор Антонович Прендель; поручик Павел Христианович Граббе; поручик Павел Иванович Брозин (Доклады учащихся. Время 45 минут).


Доклады учащиеся готовят самостоятельно, к использованию на занятии допускаются после проверки преподавателя.


Выводы по итогу занятия подводят учащиеся.

Акцентировать внимание и подвести к следующим направлениям:

инновационность организации созданной по инициативе Барклая-де-Толли;

результативность организации наконуне войны с армией Наполеона;

влияние полученной развединформации на действия командования русской армии и на итог войны вцелом.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.