Экскурсия для обучающихся с интеллектуальными нарушениями «Традиционные семейные ценности. Крестьянская изба и предметы быта жителей сёл и деревень Омской области IX–XX веков»

1
0
Материал опубликован 13 July

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Омской области‌‌

Управление образования Администрации Таврического

муниципального района Омской области

ОУ "Луговская школа"

 

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Традиционные семейные ценности. Крестьянская изба и предметы быта жителей сёл и деревень Омской области IX-XX веков»

для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Цыпун Татьяна Хайровна

Учитель адаптивных классов

ОУ «Луговская школа»

Таврического района Омской области

 

 

 

С. Луговое, 2023

Методическая разработка воспитательного мероприятия «Традиционные семейные ценности. Крестьянская изба и предметы быта жителей сёл и деревень Омской области IX-XX века» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Пояснительная записка

Тематическое направление: духовно-нравственное воспитание.

Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора (актуальность): «Традиционные семейные ценности. Крестьянская изба и предметы быта жителей сёл и деревень Омской области IX-XX века» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Приобщение детей к истории родного края и истокам народной культуры не потеряло своей актуальности и в настоящее время, оно необходимо подрастающему поколению – будущему нашей страны. В современном обществе мы все чаще сталкиваемся с одной из проблем – незнание детьми истории родного края, соблюдение семейных традиции, быт предков, народное творчество жителей своей малой родины. Историческая преемственность поколений, приобщение молодого поколения к истории своей родины, истокам культурного наследия родного края, все это надо начинать с малых лет. Уже в колыбели ребенок должен слушать песни, потешки, играть в игры-забавы, отгадывая загадки, дети должны впитывать культурное наследие своего народа, брать пример с людей, которые жили в прошлом.

Народное творчество, традиции, вот без чего мы не можем представить свою родину, ее становление, развитие, моральные и эстетические ценности.

Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса): обучающиеся 5-9 адаптивного класса (интеллектуальные нарушения), 11-15 лет.

Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Экскурсия «Традиционные семейные ценности. Крестьянская изба и предметы быта жителей сёл и деревень Омской области IX-XX века» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями включена в Модуль «Образовательные путешествия и экскурсии » (духовно-нравственного направления) Рабочей программы воспитания для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость).

Музей в школе – одно из самых сильных средств обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ, где решаются не только воспитательные, но и учебные, социально-культурные функции. Здесь собрано наследие родного края, история людей прошлого времени.

    1. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.

Цель: знакомство обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственная отсталость) с крестьянской избой и предметами быта жителей сёл и деревень Омской области IX-XX века.

Задачи:

1. Познакомить с традициями и обычаями русской семьи, дать представление об устройстве дома на примере жителей села Луговое Таврического района Омской области IX-XX века.

2. Развивать связную монологическую речь через устное народное творчество.

3. Воспитывать уважение к истории жителей сёл и деревень Омской области, чувства прекрасного и эстетического на основе знакомства с культурой местного населения, семейным ценностям и традициям русского человека.

4. Скорректировать позитивное отношение обучающихся к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом.

Планируемые результаты:

Личностные:

1) формировать чувства гордости за свою Родину;

2) воспитывать уважительного отношения к истории и культуре своей Родины;

3) развивать способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации;

Познавательные:

- развивать умений самостоятельно работать с информацией, делать выводы, привлекать информацию из дополнительных источников;

- развивать логическое мышление, учить высказывать и обосновывать свое мнение;

- учить применять в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания.

- учить точно, следовать полученным указаниям и инструкциям;

Регулятивные:

- учить применять свои знания и умения в повседневной жизни.

- учить ориентироваться в полученных знаниях, использовать их в жизни.

- учить оценивать свой результат.

Коммуникативные:

- учить слушать, вступать в диалог, полно и точно выражать свои мысли.

- учить вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию;

- дифференцированно использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование, отрицание и др.)

Предметные:

- познакомить со старинными предметами домашнего обихода, с понятием «горница», «красный угол», «прялка», «колыбель», «коромысло».

- знать и выполнять правила поведения в общественных местах (музеи, галереи).

 

    1. Форма проведения воспитательного мероприятия
и обоснование ее выбора.

Форма проведения воспитательного мероприятия – экскурсия.

Экскурсия в музей – это важная форма организации учебного процесса для детей с ОВЗ, она направленная на усвоение учебного материала, проводимая не в рамках урока, а внеклассного мероприятия, в школьном музеи. Обучающиеся в естественной обстановке знакомятся с культурными историческими объектами, с деятельностью людей прошлых веков. Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа экскурсовода, а также зрительного восприятия детьми.

    1. Педагогическая технология / методы / приемы, используемые для достижения планируемых результатов.

- ИКТ- технология

-Методы: практические методы, частично-поисковый, анализ, наблюдение, работа с литературой.

-Приемы: мозговой штурм.

    1. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения воспитательного мероприятия (кадровые, методические, материально- технические, информационные и др.).

-Кадровые ресурсы: специалист, выступающий в роли экскурсовода в отделе школьного музея «Русская горница».

-Методические ресурсы: инструкции по выполнению практического задания «Ромашка».

-Материально- технические ресурсы:

ИКТ - презентация «Русская изба». Иллюстрации картин русских художников с изображениями русских народных изб, теремов из русских народных сказок, сюжетные картины крестьянских семей. Предметы быта русского народа», предметы школьного музея «Русская горница» (образцов домашней утвари, красного угла, прялки, колыбели и т.д).

- Информационные ресурсы:

Интернет платформа «Разговоры о важном» https://razgovor.edsoo.ru/topic/39/

(Методические материалы «Разговоры о важном» по теме «Традиционные семейные ценности»).

    1. Рекомендации по использованию методической разработки в практике классных руководителей.

Воспитательное мероприятие можно провести на занятиях внеурочной деятельности, направленных на духовно-нравственное воспитание обучающихся. Оно может быть внесено в Рабочую программу воспитания для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

В случае невозможности приглашения специалистов можно в качестве экскурсоводов привлечь учителя истории или учителя изобразительных искусств, компетентных в рассматриваемых вопросах.

Основная часть.

Описание подготовки воспитательного мероприятия.

На этапе подготовки учителю необходимо подготовить оборудование для выполнения практических работ, пригласить специалиста выступающего в роли экскурсовода.

    1. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарный план, дидактическая карта мероприятия):

Этапы мероприятия:

Название этапов (продолжительность в минутах)

деятельность учителя

деятельность учеников

ресурсы

Мотивационная

(7 мин)

 

Вводная беседа на основе анализа сюжета картин русских художников

позволяет актуализировать центральное понятие занятия – семейные ценности

 

Здравствуйте, ребята! Перед вами две картины художников, давайте их рассмотрим и ответим на вопросы.

Кто изображен на картинах художников?

Как, можно назвать одним словом всех людей, которых изобразили художники на своих картинах? Почему вы так думаете?

Докажите, объясните.

 

Посмотрите внимательно на эти картины, что можно интересного рассказать об этих семьях?

Можно ли сказать, что эти семьи похожи друг на друга? Если да, то чем?

Как вы думаете, сколько поколений сидит за обеденным столом?

Подумайте, может ли художник нашего времени

написать похожую картину?
 

А что такое семья в вашем понимании? Расскажите о своей семье.

 

Семья — это начало и продолжение любого человека, но при этом от каждого члена семьи зависит то, насколько радостно и уютно в семье,

потому что семья — это любовь и верность, уважение и забота, совместные

дела и события.

 

Каждая

семья – уникальна, ведь у каждой семьи своя уникальная история и традиции, о которых нужно знать и помнить.

Об этом мы сегодня и поговорим.

Обучающиеся рассматривают две картины художников из методических материалов «Разговоры о важном»

 

 

Ответы детей: семья

 

 

Работа детей по вопросам учителя, объяснения понятия «семья».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказы детей о своей семье

Методические материалы «Разговоры о важном» по теме

«Традиционные семейные ценности».

(https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-34-presentation1.pdf)

 

Иллюстрации картин русских художников с изображениями русских народных изб, теремов из русских народных сказок, сюжетные картины крестьянских семей.

Основная (30 мин)

 

Просмотр видеоматериала «Разговоры о важном» по теме

«Традиционные семейные ценности».

 

Просмотр презентации «Русская изба».

 

Изучение предметов быта русского народа.

 

Организация экскурсии в отдел школьный музея «Русская горница» – центральный элемент основной части

занятия.

 

Сегодня мы отправляемся с вами в прошлое, познакомимся с историей быта, уклада семей наших жителей сёл и деревень Омской области IX-XX века.

 

В этом нам поможет наш сегодняшний гость, мой сын, бывший выпускник нашей школы, местный художник-живописец – Цыпун Данил Юрьевич, а так же наш школьный музей, один из залов - «Русская горница»

 

А кто из вас знаком с таким термин, как «горница»?

 

Давайте вспомним из уроков ОСЖ, как надо вести себя во время экскурсии, в музее?

 

- Вы знаете, что такое музей?

Музе́й — учреждение, которое занимается сбором, изучением, хранением и экспонированием (показом) предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить.

 

А теперь мы переходим в другое помещение, где у нас находиться музей. Нас там ждет наш сегодняшний гость и мой помощник - Данил Юрьевич.

Наш музей был создан в 1977 году. Ему уже более 40 лет. Наш музей состоит из трех залов.

1 зал - Русская горница

2 зал - Боевой Славы

3 зал - История школы и села.

 

Сегодня мы посещаем наш 1 зал – «Русская горница», здесь мы с вами узнаем много интересного и нового из жизни наших предков, села Луговое, об их быте, культуре, занятиях и многом другом.

 

Раньше крестьяне жили в деревнях и селах, как наши далекие предки. Жители села Луговое много трудились, все, чем пользовались в хозяйстве, было сделано своими руками: деревянные избы, мебель для дома, домашняя утварь, одежда. Люди много трудились на земле, что бы прокормить себя и свою семью. Народ села Луговое славился своим трудолюбием и смекалкой: немало он сложил песни, былины, поговорки о труде, семье, а так же пословицы.

 

Ребята, а вам известны поговорки и пословицы о нелегком труде крестьян, поговорки о семье? Вспомним, какие пословицы, и поговорки мы изучали на уроках чтения? Я вам раздам пословицы и поговорки, а вы их прочитайте вслух.

 

Не только трудились наши прапрабабушки и прапрадедушки, они любили и праздники. На праздник надевали праздничную одежду.

Это старинные костюмы, они были созданы 200лет назад, их носили наши с вами прапрабабушки и прапрадедушки.

Посмотрите на праздничные рубахи, на красивую вышивку, на цвет вышивки. Каждый узор – это символ плодородия земли, солнце, травы, цветы.

 

Каждую такую рубаху обязательно отглаживали с помощью утюга. Посмотрите, на старинный утюг, он без шнура и вилки. Как же он работал?

Нагревался он от углей, которые помещали внутри утюга. Хозяйка раскачивала утюг из стороны в сторону, угольки разгорались и утюг нагревался. Не стыдно было пойти на праздник в таких нарядах.

 

Одним из таких праздников, куда могли пойти наши жители, был - День Пётра и Февронии, день семьи, любви и верности, который отмечается – 8 июля.

Что бы узнать больше об этом празднике посмотрите на экран нашего ноутбука и послушайте.

 

Ребята, а какие

праздники в нашей стране, посвященные семье, мамам, папам, бабушкам и

дедушкам, вы знаете?

 

Посмотрите, кто это нас встречает, что за дуга, как руки в боки и рядом ведра?

(ведра и коромысло)

 

Для чего было нужно коромысло, какую функцию оно выполняло? Пользуются сейчас коромыслом? Как вы думаете, почему?

 

Правильно, сейчас мы им не пользуемся, а раньше он очень помогал крестьянам в работе. Оно помогало нести на плечах женщин и девушек два ведра воды. А если нести одно ведро, будет ли удобно, почему надо было нести два ведра?

 

Подумайте.

Для чего нужна была вода, для каких нужд?

Она могла пригодиться не только для приготовления пищи, но и для стирки белья. А как стирали раньше белье наши прабабушки? Посмотрите вокруг, найдите стиральную машинку наших прапрабабушек.

Что за предмет ей нужен был?

 

Правильно - это лохань или деревянное корыто и стиральная доска.

Воду, которую приносила хозяйка на своих плечах, можно была налить в разные емкости, посмотрите и назовите емкости, в которые можно налить воду. Что это может быть?

 

В домашнем хозяйстве огромной популярностью пользовались деревянные: бочки, кадки. В них можно было не только хранить жидкие вещества, но и хозяйка могла замесить тесто, нашинковать и заквасить капусту, посолить зеленые огурцы, сорванные в лесу грибы.

 

Для сбора грибов, ягод и кедровых шишек использовали плетеные корзинки, лукошка, туески. Посмотри на них, как вы думаете из чего они были сделаны, какой материал шел на изготовление этих предметов? С помощью, каких инструментов?

 

Каждый хозяин дома был мастером на все руки, ладно спорилась работа в его сильных руках, а в помощь были незатейливые инструменты. Вот сейчас мы с вами посмотрим на инструменты, которыми пользовались наши жители села в 19-20 веке и попытаемся угадать, для чего служил тот или иной инструмент.

 

Конечно же, главным помощником в ловких руках мужчин был топор. Он помогал дрова рубить, а так же с его помощью построить избу. А как обойтись без вот такого инструмента в постройке избы – это фуганок. С его помощи можно было обработать дерево, сделать поверхность гладкой.

 

Если вокруг избы вырастала высокая трава. То ее можно было быстро скосить при помощи следующего инструмента – это коса. Что бы она была острой и хорошо косила, брал в руки хозяин станок и точил косу.

 

А собрать душистую траву на корм животным можно было с помощью вот таких грабель. Похожи они на наши современные грабли. Умеете ли вы работать с их помощью, сгребать траву?

 

Скошенная трава собиралась в огромные стога – эта будущий корм для коров, овец, коз. Холодной зимой хозяин брал в руки вот такой крюк и дергал траву из стога.

 

Пока взрослые работали, маленькие дети могли поиграть и послушать чудесные сказки. А знаете, какое самое укромное и теплое место было у ребят?

Кто летом спит, а в холодные зимние вечера дает тепло, питается дровами?

 

Правильно, дети, это печка – главная помощница в горнице. Без печки не обходился ни один дом. Это было не только теплое местечко для сна, обогреватель всего дома, а так же в ней готовили вкусную кашу, пекли пироги и караваи душистого хлеба.

Главная помощница стояла в центре избы, ее белили известью, украшали росписью – это гордость русских крестьян.

Давайте заглянем в нашу печь, что она для нас приготовила, какое угощение?

Возьмем в руки ухват и достанем теплые, румяные пирожки.

 

А вы знаете о том, что не только печь была гордостью каждой семьи. Посмотрите наверх, в самый угол нашей горницы, что вы там видите?

Это «красный угол». Кто вспомнит, что означает слово «красный»?

 

Что означает слово «красный»? Самое почетное место, где хозяйка могла повесить реликвию своей семьи - икону. Бережно относились люди к этой вещи, украшали праздничными полотенцами, зажигали свечи и лампадки. Икона передавалась по наследству, оберегала дом от бед, помогала людям в трудные минуты, вселяла веру. Надежду и любовь. Если в дом приходил хороший человек с добром. То его приглашали в этот угол, где стоял обеденный стол, тем самым оказывали ему уважение.

 

Каждый день за обеденным столом собиралась вся крестьянская семья, как вы видели на картинах художников. В центре стола пыхтел самовар, он ждал своего часа, когда сможет угостить всех горячим чаем. Тихо было за столом, все дружно ели.

 

Если вы посмотрите вокруг себя, то заметите, что в доме мало мебели – обеденный стол, лавки, сундуки для хранения одежды, фотографий, документов.

 

Ребята, а что еще вы увидели в нашей горнице, назовите предметы, которые вам знакомы?

Что за предмет стоит в углу, похож на какую-то машину с колесом?

Это прялка – главная помощница женщин нашего села и других сел 19-20 века. Предмет народного быта и семейный оберег, с помощью которого пряли нитки, что бы потом из них вязать теплые вещи – кофты, носки, гамаши.

 

А знаете ли вы о том, что за прялку садили с 5-6 летнего возраста, рано начинали девочки начинали трудиться. Долгими вечерами пряли они пряжу, готовили себе приданное, нельзя было лениться, а то замуж лентяйку никто не взял бы. Прялка так же могла передаваться из поколения в поколение, а так же служить отличным подарком. Жених мог подарить прялку своей будущей жене, отец преподнести дочери в подарок.

Существую музеи, где собраны прялки со всей России – это гордость и наследие нашей родины.

А у ваших бабушек есть дома прялки? Вяжут ли они вам дома носки?

 

Тихо в горнице, прядут девушки шерсть, поют песни, слышите песню, кто может сказать, что это за песня и что за инструмент ее воспроизводит?

 

Правильно – это проигрыватель и грампластинка, а слышим мы колыбельную песню. Кому пели колыбельные песни? Как и в чем укладывали спать маленьких детей?

 

Посмотрите, что у нас подвешено к потолку, что за короб?

Это люлька, детская кроватка. Посмотрите, она не просто так подвешена за крюк к потолку. Если ее толкнуть, то она начинает качаться, совершать плавные движения, убаюкивать малыша. Мамы качали и пели колыбельные песни.

А вам дома поют колыбельные?

Как их надо петь? (тихо, мелодично, медленно, ласково).

 

Вот мы побывали в гостях в русской горнице, где собраны предметы жителей села Луговое 19-20 века. Поблагодарим нашего гостя за интересную экскурсию и возвращаемся из прошлого в наше настоящее время, в наш уютный класс.

Участвуют в диалоге.

 

Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.

 

Анализируют новые сведения.

 

 

 

 

 

Работа детей по вопросам учителя, объяснения понятия «горница».

 

 

Ответы детей

(В музее нельзя шуметь, громко разговаривать; надо внимательно смотреть и внимательно слушать)

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают карту музея.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участвуют в диалоге.

 

Воспринимают информацию

 

 

 

 

Анализируют новые сведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей. Пословицы и поговорки

(Без работы и печь холодна.

 

Хочешь, есть калачи - не сиди на печи.

 

У печи всё красное лето.

 

Не ленись с плужком, будешь с пирожком.

 

Паши под озимь глубже, уродится хлеб лучше).

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети рассматривают народные костюмы жителей села Луговое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

День матери, День

отца, 8 Марта, День пожилых людей, День любви, семьи и верности – 8 июня,

День семьи – 15 мая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети достают из печи угощения-пирожки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Красный» означает -красивый, хороший, светлый.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают колыбельную песню

 

 

 

 

 

 

Люлька- кровать для малышей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети благодарят гостя и возвращаются в класс

Методические материалы «Разговоры о важном» по теме

«Традиционные семейные ценности».

(https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-34-method_recom.pdf)

 

Презентация «Русская изба».

 

Отдел школьного музея «Русская горница» ОУ «Луговская школа» Таврического района Омской области.

 

Предметы быта русского народа», предметы школьного музея «Русская горница» (образцов домашней утвари, красного угла, прялки, колыбели и т.д).

 

 

 

 

 

Экскурсовод, художник-живописец Данил Юрьевич.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация видео (дикторский текст из методических рекомендаций «Разговоры о важном»).

(https://razgovor.edsoo.ru/video/1973/)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение (3 мин)

 

Подведение итогов состоявшейся экскурсии в отделе школьного музея «Русская горница»

Ребята, мы побывали в прошлом, где жили наши прабабушки и прадедушки.

- Понравилось ли вам наша изба-горница?

-Что вам особенно понравилось?

Вы сегодня многое узнали,

о семье, о жизни, истории и традициях наших предков.

Какие традиции есть в вашей семье?

 

Каждому я дам ромашку, напишите на каждом лепестке главные слова, пожелания, которые вы можете адресовать, сказать своей семье (по желанию детей зачитываются слова любви и пожелания).

 

Спасибо вам, что поделились рассказами о традициях в ваших семьях, за теплые слова в адрес ваших семей. А ваши ромашки дома подарите своим родителям.

Ответы детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети пишут слова на лепестках ромашки, зачитываются слова - ВЕРНОСТЬ, ВЕРА,НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ,ПОНИМАНИЕ,СОСТРАДАНИЕ, ДОВЕРИЕ и т.д.

 

 

 

Методические материалы «Разговоры о важном» по теме

«Традиционные семейные ценности».

(https://razgovor-cdn.edsoo.ru/media/file/familyvalues-34-presentation1.pdf)

 

 

t1720865565aa.gif

18

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации