Методическая разработка воспитательного мероприятия «Веселая информатика»
Методическая разработка
воспитательного мероприятия «Веселая информатика»
для учащихся начальных классов
Мелова Анжела Александровна,
учитель информатики
Пояснительная записка
Методическая разработка предназначена для учителей, реализующих программу по информатике в начальной школе. Разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и направлена на формирование у младших школьников первоначальных представлений об информатике, развитие познавательного интереса к предмету и формирование базовых навыков работы с информацией.
Актуальность изучения предмета “Информатика” в начальной школе обусловлена следующими факторами:
- Социально-экономические изменения: современное общество характеризуется стремительным развитием информационных технологий и их проникновением во все сферы жизни. Успешная социализация и профессиональная деятельность в будущем во многом зависят от умения человека ориентироваться в информационном пространстве, эффективно использовать современные информационные инструменты и критически оценивать информацию.
- Образовательные потребности: изучение информатики в начальной школе способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), необходимых для успешного обучения по всем предметам. Развитие логического мышления, алгоритмического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию, навыки работы в команде — все эти качества, формируемые на уроках информатики, являются основой успешной учебной деятельности.
- Требования ФГОС НОО: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает формирование у младших школьников ИКТ-компетентности, включающей в себя умение работать с информацией, использовать компьютерные инструменты для решения учебных задач и соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет.
Методическая разработка предполагает активное использование ИКТ во время проведения внеклассного мероприятия. Использование компьютеров, интерактивных досок, мультимедийных презентаций, образовательных онлайн-ресурсов позволяет сделать мероприятие более наглядным, интересным и эффективным.
Цель мероприятия: формирование первоначальных представлений об информатике, развитие познавательного интереса к предмету и стимулирование творческой активности учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать представление об информации и ее источниках.
- Познакомить с основными устройствами компьютера и их назначением.
- Познакомить с понятиями «алгоритм» и «программа» на доступном уровне.
- Закрепить знания о правилах безопасного поведения в сети Интернет.
Развивающие:
- Регулятивные:
- Развитие умения планировать свою деятельность под руководством учителя.
- Формирование умения оценивать свои результаты и результаты работы других.
- Развитие навыков самоконтроля.
- Познавательные:
- Развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения.
- Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать информацию.
- Развитие умения решать простые задачи и головоломки, связанные с информатикой.
- Коммуникативные:
- Развитие умения работать в команде, сотрудничать и взаимодействовать.
- Формирование умения выражать свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения.
- Развитие умения слушать и понимать других.
Воспитательные:
- Формирование положительного отношения к учению и познавательной деятельности.
- Развитие интереса к информатике и современным технологиям.
- Воспитание культуры поведения в сети Интернет.
- Формирование чувства ответственности и взаимопомощи.
Форма проведения: Интерактивная игра-путешествие по станциям.
Оборудование:
- Компьютеры с доступом в Интернет (для станции «Безопасный Интернет»).
- Проектор и экран.
- Карточки с заданиями для каждой станции.
- Маркеры, бумага, ножницы, клей.
- Призы для победителей и активных участников.
- Музыкальное сопровождение.
Участники: учащиеся 3-4 классов (предварительно делятся на 2-3 команды, выбирают название команды, девиз и капитана, рисуют эмблемы команды. В этом им помогают старшеклассники).
Ведущий: Учитель информатики и старшеклассники.
Ход мероприятия
(1. Вступление – 1 минута)
- Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по миру информатики. Наша игра называется «Занимательная информатика». Вы разделитесь на команды и будете перемещаться по станциям, выполняя различные задания. За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов. Готовы?
(2. Представление команд – 5 минут)
- Каждая команда представляет себя (название, девиз, эмблема, связанные с информатикой).
(3. Игра по станциям – 35 минут)
- Станция 1: “Информация вокруг нас” (7 минут)
- Задание: ответить на вопросы о том, что такое информация, какие существуют источники информации (книги, интернет, телевизор, люди и т. д.), как мы получаем информацию (с помощью органов чувств).
- Пример вопроса: “Назовите 3 источника информации, которые вас окружают дома.”
- Станция 2: “Компьютер – мой друг” (8 минут)
- Задание: соединить стрелками части компьютера с их названиями (монитор, клавиатура, мышь, системный блок, принтер, колонки) и указать их назначение.
- Пример вопроса: “Для чего нужна клавиатура?”
- Станция 3: «Алгоритмы и роботы» (8 минут)
- Задание: составить алгоритм для простого действия (например, «Как приготовить бутерброд» или «Как нарисовать домик»).
- Альтернативное задание: расставить карточки с командами в правильном порядке, чтобы робот добрался до цели (простой лабиринт на карточке).
- Станция 4: “Безопасный Интернет” (15 минут)
- Задание: ответить на вопросы о правилах безопасного поведения в интернете (не сообщать личную информацию незнакомцам, не открывать подозрительные ссылки и т. д.).
- Интерактивное задание: пройдите короткий тест на знание правил безопасного использования Интернета на компьютере (использование онлайн-ресурсов, адаптированных для детей).
(4. Подведение итогов – 5 минут)
- Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик о достижениях в мире информационных технологий.
- Жюри объявляет результаты игры.
- Награждение победителей и активных участников (вручение грамот, призов).
(5. Заключение – 5 минут)
- Ведущий: Наша игра подошла к концу. Вы отлично поработали сегодня, показали свои знания и умения. Надеюсь, вам было интересно и вы узнали много нового. Спасибо за участие! До новых встреч!
Приложение 1
Инструкции и Подсказки для Станций
“Занимательная Информатика”
Чтобы помочь учащимся сориентироваться и успешно выполнить задания, можно разместить на каждой станции инструкции и подсказки
Станция 1: “Информация вокруг нас”
- Инструкция:
- Приветствуем вас на станции «Информация вокруг нас»! Здесь вам предстоит вспомнить, что такое информация и откуда мы её получаем.
- Внимательно прочитайте вопросы на карточке.
- Подумайте и дайте полные ответы на вопросы.
- За каждый правильный ответ вы получите баллы!
- Подсказки:
Информация – это все, что мы узнаем об окружающем мире.
- Источники информации – это то, откуда мы получаем информацию.
- Вспомните, как вы узнаёте новости, о погоде, о своих любимых книгах и фильмах.
- Мы получаем информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.
Станция 2: “Компьютер – мой друг”
- Инструкция:
- Добро пожаловать на станцию «Компьютер — мой друг»! Здесь вам нужно вспомнить, из чего состоит компьютер и для чего нужны его части.
- Рассмотрите внимательно изображения частей компьютера.
- Соедините стрелками каждую часть компьютера с ее названием.
- Напишите рядом с каждой частью, для чего она нужна.
- За правильно соединенные части и описания вы получите баллы!
- Подсказки:
- Вспомните, какие устройства вы видите, когда включаете компьютер.
- Подумайте, что вы делаете с помощью каждого устройства.
- Монитор – показывает изображение.
- Клавиатура – нужна для ввода текста.
- Мышь – управляет курсором на экране.
- Системный блок – “мозг” компьютера.
- Принтер – печатает документы.
- Колонки – воспроизводят звук.
Станция 3: “Алгоритмы и роботы”
- Инструкция (Вариант 1: Составление алгоритма):
- Приветствуем вас на станции «Алгоритмы и роботы»! Здесь вам нужно составить алгоритм — последовательность действий — для выполнения простого задания.
- Внимательно прочитайте задание.
- Запишите последовательность действий шаг за шагом.
- Подумайте, что нужно сделать в первую очередь, что потом, и так далее.
- За правильно составленный алгоритм вы получите баллы!
- Инструкция (Вариант 2: Лабиринт для робота):
- Приветствуем вас на станции «Алгоритмы и роботы»! Здесь вам нужно помочь роботу добраться до цели, расставив карточки с командами в правильном порядке.
- Рассмотрите внимательно лабиринт на карточке.
- Подумайте, в какую сторону должен двигаться робот на каждом шагу.
- Расположите карточки с командами (вверх, вниз, влево, вправо) в правильном порядке, чтобы робот достиг цели.
- За правильно составленный путь вы получите баллы!
- Подсказки (Оба варианта):
- Алгоритм — это чёткая последовательность действий, которая приводит к определённому результату.
- Представьте, что вы объясняете роботу, что ему нужно сделать.
Станция 4: “Безопасный Интернет”
- Инструкция:
- Добро пожаловать на станцию «Безопасный Интернет»! Здесь вам нужно вспомнить правила, которые помогут вам безопасно пользоваться интернетом.
- Внимательно прочитайте вопросы на карточке (или на экране компьютера).
- Подумайте и дайте полные ответы на вопросы.
- Выполните интерактивное задание на компьютере.
- За правильные ответы и успешное выполнение задания вы получите баллы!
- Подсказки:
- Никогда не сообщайте свои личные данные (имя, адрес, телефон) незнакомым людям в интернете.
- Не открывайте подозрительные ссылки и файлы, присланные от незнакомых людей.
- Если вам что-то непонятно или страшно в интернете, расскажите об этом родителям или учителю.
- Не встречайтесь с людьми, с которыми вы познакомились в интернете, без разрешения родителей.
- Используйте сложные пароли и никому их не сообщайте.
Дополнительные рекомендации:
- Оформите инструкции и подсказки в виде ярких карточек или плакатов.
- Используйте картинки и символы, чтобы сделать инструкции более понятными.
- Разместите инструкции и подсказки на видном месте на каждой станции.
- Убедитесь, что учащиеся понимают инструкции, прежде чем они начнут выполнять задания.
- Будьте готовы ответить на вопросы учащихся и помочь им, если они столкнутся с трудностями.