Методическая разработка воспитательного мероприятия «Веселая информатика»

1
0
Материал опубликован 10 February

Методическая разработка

воспитательного мероприятия «Веселая информатика»


для учащихся начальных классов


Мелова Анжела Александровна,

учитель информатики


Пояснительная записка


Методическая разработка предназначена для учителей, реализующих программу по информатике в начальной школе. Разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) и направлена на формирование у младших школьников первоначальных представлений об информатике, развитие познавательного интереса к предмету и формирование базовых навыков работы с информацией.

Актуальность изучения предмета “Информатика” в начальной школе обусловлена следующими факторами:

  • Социально-экономические изменения: современное общество характеризуется стремительным развитием информационных технологий и их проникновением во все сферы жизни. Успешная социализация и профессиональная деятельность в будущем во многом зависят от умения человека ориентироваться в информационном пространстве, эффективно использовать современные информационные инструменты и критически оценивать информацию.
  • Образовательные потребности: изучение информатики в начальной школе способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), необходимых для успешного обучения по всем предметам. Развитие логического мышления, алгоритмического мышления, умения анализировать и систематизировать информацию, навыки работы в команде — все эти качества, формируемые на уроках информатики, являются основой успешной учебной деятельности.
  • Требования ФГОС НОО: Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает формирование у младших школьников ИКТ-компетентности, включающей в себя умение работать с информацией, использовать компьютерные инструменты для решения учебных задач и соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет.

    Методическая разработка предполагает активное использование ИКТ во время проведения внеклассного мероприятия. Использование компьютеров, интерактивных досок, мультимедийных презентаций, образовательных онлайн-ресурсов позволяет сделать мероприятие более наглядным, интересным и эффективным. 


Цель мероприятия: формирование первоначальных представлений об информатике, развитие познавательного интереса к предмету и стимулирование творческой активности учащихся.

Задачи:

Образовательные:

  • Сформировать представление об информации и ее источниках.
  • Познакомить с основными устройствами компьютера и их назначением.
  • Познакомить с понятиями «алгоритм» и «программа» на доступном уровне.
  • Закрепить знания о правилах безопасного поведения в сети Интернет.

Развивающие:

  • Регулятивные:
    • Развитие умения планировать свою деятельность под руководством учителя.
    • Формирование умения оценивать свои результаты и результаты работы других.
    • Развитие навыков самоконтроля.
  • Познавательные:
    • Развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения.
    • Формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать информацию.
    • Развитие умения решать простые задачи и головоломки, связанные с информатикой.
  • Коммуникативные:
    • Развитие умения работать в команде, сотрудничать и взаимодействовать.
    • Формирование умения выражать свои мысли в устной форме, аргументировать свою точку зрения.
    • Развитие умения слушать и понимать других.

Воспитательные:

  • Формирование положительного отношения к учению и познавательной деятельности.
  • Развитие интереса к информатике и современным технологиям.
  • Воспитание культуры поведения в сети Интернет.
  • Формирование чувства ответственности и взаимопомощи.

Форма проведения: Интерактивная игра-путешествие по станциям.

Оборудование:

  • Компьютеры с доступом в Интернет (для станции «Безопасный Интернет»).
  • Проектор и экран.
  • Карточки с заданиями для каждой станции.
  • Маркеры, бумага, ножницы, клей.
  • Призы для победителей и активных участников.
  • Музыкальное сопровождение.

Участники: учащиеся 3-4 классов (предварительно делятся на 2-3 команды, выбирают название команды, девиз и капитана, рисуют эмблемы команды. В этом им помогают старшеклассники).

Ведущий: Учитель информатики и старшеклассники.


Ход мероприятия


 (1. Вступление – 1 минута)

  • Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по миру информатики. Наша игра называется «Занимательная информатика». Вы разделитесь на команды и будете перемещаться по станциям, выполняя различные задания. За каждое правильно выполненное задание команда получает баллы. Победит команда, набравшая наибольшее количество баллов. Готовы?

(2. Представление команд – 5 минут)

  • Каждая команда представляет себя (название, девиз, эмблема, связанные с информатикой).

(3. Игра по станциям – 35 минут)

  • Станция 1: “Информация вокруг нас” (7 минут)
    • Задание: ответить на вопросы о том, что такое информация, какие существуют источники информации (книги, интернет, телевизор, люди и т. д.), как мы получаем информацию (с помощью органов чувств).
    • Пример вопроса: “Назовите 3 источника информации, которые вас окружают дома.”
  • Станция 2: “Компьютер – мой друг” (8 минут)
    • Задание: соединить стрелками части компьютера с их названиями (монитор, клавиатура, мышь, системный блок, принтер, колонки) и указать их назначение.
    • Пример вопроса: “Для чего нужна клавиатура?”
  • Станция 3: «Алгоритмы и роботы» (8 минут)
    • Задание: составить алгоритм для простого действия (например, «Как приготовить бутерброд» или «Как нарисовать домик»).
    • Альтернативное задание: расставить карточки с командами в правильном порядке, чтобы робот добрался до цели (простой лабиринт на карточке).
  • Станция 4: “Безопасный Интернет” (15 минут)
    • Задание: ответить на вопросы о правилах безопасного поведения в интернете (не сообщать личную информацию незнакомцам, не открывать подозрительные ссылки и т. д.).
    • Интерактивное задание: пройдите короткий тест на знание правил безопасного использования Интернета на компьютере (использование онлайн-ресурсов, адаптированных для детей).

(4. Подведение итогов – 5 минут)

  • Ведущий: Пока жюри подсчитывает баллы, предлагаю вам посмотреть небольшой видеоролик о достижениях в мире информационных технологий.
  • Жюри объявляет результаты игры.
  • Награждение победителей и активных участников (вручение грамот, призов).

(5. Заключение – 5 минут)

  • Ведущий: Наша игра подошла к концу. Вы отлично поработали сегодня, показали свои знания и умения. Надеюсь, вам было интересно и вы узнали много нового. Спасибо за участие! До новых встреч!

 



Приложение 1


Инструкции и Подсказки для Станций

“Занимательная Информатика”


Чтобы помочь учащимся сориентироваться и успешно выполнить задания, можно разместить на каждой станции инструкции и подсказки

 

Станция 1: “Информация вокруг нас”

  • Инструкция:
    • Приветствуем вас на станции «Информация вокруг нас»! Здесь вам предстоит вспомнить, что такое информация и откуда мы её получаем.
    • Внимательно прочитайте вопросы на карточке.
    • Подумайте и дайте полные ответы на вопросы.
    • За каждый правильный ответ вы получите баллы!
  • Подсказки:
    • Информация – это все, что мы узнаем об окружающем мире.
    • Источники информации – это то, откуда мы получаем информацию.
    • Вспомните, как вы узнаёте новости, о погоде, о своих любимых книгах и фильмах.
    • Мы получаем информацию через органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание.

Станция 2: “Компьютер – мой друг”

  • Инструкция:
    • Добро пожаловать на станцию «Компьютер — мой друг»! Здесь вам нужно вспомнить, из чего состоит компьютер и для чего нужны его части.
    • Рассмотрите внимательно изображения частей компьютера.
    • Соедините стрелками каждую часть компьютера с ее названием.
    • Напишите рядом с каждой частью, для чего она нужна.
    • За правильно соединенные части и описания вы получите баллы!
  • Подсказки:
    • Вспомните, какие устройства вы видите, когда включаете компьютер.


    • Подумайте, что вы делаете с помощью каждого устройства.
    • Монитор – показывает изображение.
    • Клавиатура – нужна для ввода текста.
    • Мышь – управляет курсором на экране.
    • Системный блок – “мозг” компьютера.
    • Принтер – печатает документы.
    • Колонки – воспроизводят звук.

Станция 3: “Алгоритмы и роботы”

  • Инструкция (Вариант 1: Составление алгоритма):
    • Приветствуем вас на станции «Алгоритмы и роботы»! Здесь вам нужно составить алгоритм — последовательность действий — для выполнения простого задания.
    • Внимательно прочитайте задание.
    • Запишите последовательность действий шаг за шагом.
    • Подумайте, что нужно сделать в первую очередь, что потом, и так далее.
    • За правильно составленный алгоритм вы получите баллы!
  • Инструкция (Вариант 2: Лабиринт для робота):
    • Приветствуем вас на станции «Алгоритмы и роботы»! Здесь вам нужно помочь роботу добраться до цели, расставив карточки с командами в правильном порядке.
    • Рассмотрите внимательно лабиринт на карточке.
    • Подумайте, в какую сторону должен двигаться робот на каждом шагу.
    • Расположите карточки с командами (вверх, вниз, влево, вправо) в правильном порядке, чтобы робот достиг цели.
    • За правильно составленный путь вы получите баллы!
  • Подсказки (Оба варианта):
    • Алгоритм — это чёткая последовательность действий, которая приводит к определённому результату.
    • Представьте, что вы объясняете роботу, что ему нужно сделать.

Станция 4: “Безопасный Интернет”

  • Инструкция:
    • Добро пожаловать на станцию «Безопасный Интернет»! Здесь вам нужно вспомнить правила, которые помогут вам безопасно пользоваться интернетом.
    • Внимательно прочитайте вопросы на карточке (или на экране компьютера).
    • Подумайте и дайте полные ответы на вопросы.
    • Выполните интерактивное задание на компьютере.
    • За правильные ответы и успешное выполнение задания вы получите баллы!
  • Подсказки:
    • Никогда не сообщайте свои личные данные (имя, адрес, телефон) незнакомым людям в интернете.
    • Не открывайте подозрительные ссылки и файлы, присланные от незнакомых людей.
    • Если вам что-то непонятно или страшно в интернете, расскажите об этом родителям или учителю.
    • Не встречайтесь с людьми, с которыми вы познакомились в интернете, без разрешения родителей.
    • Используйте сложные пароли и никому их не сообщайте.


Дополнительные рекомендации:


  • Оформите инструкции и подсказки в виде ярких карточек или плакатов.
  • Используйте картинки и символы, чтобы сделать инструкции более понятными.
  • Разместите инструкции и подсказки на видном месте на каждой станции.
  • Убедитесь, что учащиеся понимают инструкции, прежде чем они начнут выполнять задания.
  • Будьте готовы ответить на вопросы учащихся и помочь им, если они столкнутся с трудностями.


Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации