Методическая разработка занятия для обучающихся с ОВЗ «Имя существительное» (Русский язык, 5 класс)
«Методическая разработка занятия для обучающихся с ОВЗ»
Конспект урока русского языка в 5 классе для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Тема урока «Имя существительное»
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний обучающихся об имени существительном как части речи .
Развитие и коррекция психических процессов обучающихся.
Активизация умственной деятельности и познавательного интереса обучающихся.
Воспитание любви к своей стране, своему городу, бережного отношения к природе.
Формирование жизненной компетенции обучающихся.
Воспитательные: воспитывать интерес к предмету, коммуникативные способности, культуру поведения, формировать навыки сотрудничества
Формы учебной деятельности: учебное сотрудничество, индивидуальная и совместная учебная работа, учебно–исследовательская деятельность, контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Класс: 5
Оборудование: доска, мультимедиа; наглядный материал.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
Орг. момент.
Здравствуйте, ребята. Вы готовы совершать сегодня новые открытия? Все подготовили инструменты для путешествия (проверили подготовку к уроку)?
Работа по теме урока.
Подведение к теме урока
На доске изображен поезд с голубыми вагонами.
Учитель: Ребята, вспомните стихотворение или песенку про вагон, который вы видите на доске.
Ученики напевают строчку из песни «Голубой вагон».
Учитель: А каких героев мультфильма вам напоминает эта песня? (Крокодил Гена и Чебурашка).
Учитель: Именно эти герои выехали к нам сегодня в гости. Один из города Магнитогорска, а другой из города Челябинска. Они хотят преподнести нам сюрприз. А что это за сюрприз мы узнаем, когда выполним все задания.
Словарная работа (на доске)
А) Горо(т/д)
Учитель: В каком городе мы живем?
Б) Обл(а,о)сть
Учитель: В какой области мы живем?
Учитель: От какого города наша область получила название?
В) Р(а,о)йон
Учитель: Как называется район, в котором мы с вами проживаем?
Работа над темой урока
Учитель: Ребята, скажите, к какой части речи относятся все слова, которые мы сейчас записали? (Имя существительное)
Учитель: Что обозначает имя существительное? (Предмет)
Учитель: На какие вопросы отвечает имя существительное? (Кто? Что?)
Учитель: Какие бывают имена существительные? (собственные или нарицательные, одушевленные или неодушевленные)
Учитель: Как изменяются имена существительные? (По родам, числам и падежам.)
а) Работа у доски
Учитель: Ребята, вам нужно определить какой частью речи и каким членом предложения является каждое слово в данном предложении.
I вариант: В лесу на поляне растет ель.
II вариант: Под елью прячется трусливый зайчик.
Учитель: Давайте проверим ребят, которые выполняли задание у доски при помощи сигнальных карточек. Поднимите вверх зеленую карточку, если задание выполнено верно, и красную – если задание выполнено с ошибкой.
Физминутка
Мы немножечко устали.
А сейчас мы дружно встали.
Отдохнём мы на привале.
Влево, вправо повернитесь,
Наклонитесь, поднимитесь.
Руки вверх и руки в бок
И на месте прыг да скок.
А теперь бежим в припрыжку:
Молодцы, мои мальчишки!
Замедляем, тише шаг-
И на месте стой. Вот так!
Б) Упражнение на закрепление «Найди лишнее слово»
Учитель: Для того чтобы выполнить это упражнение, нам с вами нужно вспомнить, какие существительные относятся к 1, 2, 3 склонениям. Для этого обратимся к презентации. (Рассматривают презентацию, комментируют слайды).
Учитель: На слайде вам даны слова. Вам нужно найти одно лишнее слово.
• Русалка, земля, радость, улыбка, мечта
• Двор, тополь, облако, скамейка, урок
• Метель, церковь, строка, честь, морковь
• Зарядка, честность, вода, прогулка, поездка
• Дорога, везение, колесо, настроение, гнездо
• Мир, поезд, Миша, учение, дело, родник
В) Самостоятельная работа
Учитель: Ребята, распределите слова в три столбика.
1 склонение
2 склонение
3 склонение
Красота, доброта, дочь, телефон, весна, топор, мальчик, степь, лето, ель, душа, печь, стекло, сеть, река.
Г) Задание на развитие речи
Учитель: Составьте по картине несколько предложений, чтобы получился текст.
На слайде картина «Зимние забавы детей» и вопросы, которые помогут в построении предложений.
- Какое время года наступило?
- Что выпало на землю?
- Кто вышел гулять на улицу?
- Чем занимались дети?
Примерный ответ детей: Наступила зима. Выпал снег. Дети вышли гулять на улицу. Они играли в снежки.
Закрепление изученного материала
Учитель: Сейчас мы с вами выполним небольшой тест. Я вам буду читать задание, а вам нужно будет ответить да или нет.
1. Существительное – часть речи, которая отвечает на вопрос кто? что? и обозначает предмет.
2. Одушевлённые предметы отвечают на вопрос – кто?
3. Имена существительные изменяются по родам.
4. Имена существительные изменяются по числам.
5. В русском языке шесть падежей.
4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
Учитель: Ребята, мы с вами выполнили все задания, и, наконец, можем увидеть, какой сюрприз готовили нам герои мультфильма. А они привезли нам свои любимые книжки, которые вам нужно будет прочитать к уроку внеклассного чтения.
Учитель: домашним заданием для вас будет после прочтения данных книг написать в 5 – 6 предложениях, о чем это произведение.
5.Рефлексия
Учитель: Вот и подошел к концу наш урок. Оцените, пожалуйста, себя, как вы поработали на этом уроке.
Учитель: Довольны ли вы своей работой? Оцените, как вы усвоили материал по теме: «Имя существительное». Для этого выберите один из значков.
• ! – понял и могу объяснить другим
• ? – в основном понял, но есть неуверенность
• --- - не понял, нужно повторить еще раз.
Учитель: Вы все большие молодцы и хорошо справились с предложенными заданиями. До новых встреч!
Самоанализ урока русского языка
Урок я старалась построить так, чтобы он был продуктивным, интересным и изначально стремилась установить сотрудничество между мной и учащейся. Урок был выстроен с использованием элементов игровых технологий, потому что в занимательной форме учащиеся 5 классов, исходя из их возрастных и психологических характеристик, могут легко обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Имя существительное».
На организационном этапе и этапе мотивации к деятельности урока создала эмоциональный настрой к предстоящей работе (вступительное приветствие).
При определении темы урока был применён аналитический приём, т.е. самостоятельное формирование учащейся выводов. Алеся делает вывод: каково будет содержание урока, его тема и цели. Тем самым развивались организационные умения
На этапе обобщения и систематизации материала учащаяся выполняла задания различного характера на повторение материала. Алеся сверяла свой результат с ответом в презентации или на доске.
Были применены здоровьесберегающие технологии на этапе проведения физминутки.
На заключительном этапе урока были подведены итоги в вопросно-ответной форме.
На этапе рефлексии учащейся была произведена самооценка результатов своей деятельности, своего психологического состояния.
Применяемые методы и приемы обучения соответствовали содержанию и целям урока, возрасту и уровню подготовленности учащейся. Мотивацию учебной деятельности удалось повысить за счет нестандартной формы урока.
Время на уроке использовалось рационально. Был создан благоприятный психологический фон, учащаяся работала в атмосфере эмоционального комфорта, создавая себе ситуацию успеха. Во время общения чувствовался оптимизм учащейся.
Думаю, что цели урока достигнуты через плодотворное сотрудничество, о чем говорят результаты рефлексии.