Методическая разработка занятия для обучающихся 7 и 8 классов «Кто Я?»
Методическая разработка «Кто Я?»
Методическая разработка занятия по рабочей программе внеурочной деятельности «Шаг в профессию» (социальное направление) для обучающихся 7 и 8 классов. Срок реализации – 1 год, 34 часа в год (1 час в неделю)
Введение
Прежде чем ребенок придет к профессиональному самоопределению и сможет уверенно ответить на вопрос «Кем ты хочешь стать?», пройдет еще немало внутренних и внешних процессов, которые будут помогать и мешать ему осуществить свой профессиональный выбор.
Данное занятие призвано побудить ребенка узнать о себе, задуматься о своих интересах и проанализировать сильные и слабые стороны. Все это является компонентами Я-концепции, понятие которой будет раскрыто в данной разработке.
Объяснение явлений и процессов, происходящих с ребенком и внутри него, по моему личному мнению, является более эффективным для профессионального самоопределения в перспективе, чем рассказ о том, какие профессии существуют.
Цель: формирование представления о Я-концепции.
Задачи:
Познакомить с понятием «Я-концепция».
Помочь сформировать представления и мнение о себе через метафорический образ.
Развить рефлексивность как важный компонент формирования интересов и профессиональных склонностей.
Возраст обучающихся: 14-15 лет
Продолжительность занятия: 45 минут
Оборудование: МАК колода «Про тебя» с глаголами [3].
Ход мероприятия
Приветствие
Внеурочная деятельность предполагает количество детей меньшее, чем есть в классе. Данное занятие рассчитано на 7-15 человек. Все групповые занятия, направленные на формирование, развитие чего-либо, эффективнее проводить в форме круга (все участники сидят на стульях в замкнутом круге).
Замкнутое пространство подразумевает своеобразный внутренний климат – здесь можно обговорить правила взаимодействия и общения, обсудить моменты, которые создают вопросы и непонимание, прийти к комфортному для всех в круге «существованию».
Почему круг?
Включение – участники включены в деятельность, которая происходит внутри круга, так как на данный момент - это пространство каждого, кто в нем находится.
Внимание – специфика положения стульев такова, что каждый участник находится в поле зрения ведущего и друг друга.
Интерес – дети воспринимают такую форму работы как необычную, а все, что в новинку, вызывает первоначальный интерес, который можно подкреплять далее.
Активность – связано с вниманием; все включены, внимание друг на друге, и каждый чувствует необходимость высказаться и принять участие в том, что происходит внутри круга.
Мотивация – перечисленные выше компоненты позволяют сформировать внутреннюю мотивацию у участника, предлагая ему все условия для того, чтобы самостоятельно узнать и понять предмет занятия.
Детям предлагается произвести знакомство друг с другом с новых сторон в необычной форме.
Назовите свое имя и ассоциацию с самим собой. Например, Я Катя, ассоциирую себя с ежиком.
*Я, психолог, так же участвую во всех заданиях и формах работы вместе с детьми. Это один из принципов моей работы – быть ближе к детям психологически. [6]
Беседа о профессиональном самоопределении и сообщение темы занятия
Для того, чтобы подвести к теме занятия, психолог задает детям наводящие вопросы. В результате детям не подается информация готовой, а создается эффект «добывания живых знаний».
*Что такое профессиональное самоопределение?
Профессиональное самоопределение – это поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой деятельности, а также – нахождение смысла в само процессе самоопределения.
В качестве домашнего задания детям можно предложить заполнить свой личный профессиональный план для первичного ознакомления со своими профессиональными интересами [4].
*Как вы думаете, что влияет на самоопределение?
Дети выходят на мысль о своих склонностях. Предпочтениях, интересах, способностях и черт характера.
Основная часть
Я-концепция
Любое взаимодействие с материальным миром позволяет человеку создавать образ собственного Я. Таким образом формируется «Я-концепция» - представление о самом себе в процессе самонаблюдения, самоанализа и самопознания.
Я-концепция состоит из следующих составляющих [2]:
Когнитивный компонент – это образ человека о самом себе, его представления и факты, которые есть у него о себе.
Оценочный компонент – это самооценка, а также то, как вас оценивают другие люди.
Поведенческий компонент – это поведение, которое обусловлено самооценкой и образом Я.
*Как вы думаете, как самооценка и оценка окружающими вас могут влиять на профессиональное самоопределение?
4. Работа с МАК
Если у вас в инструментарии не имеется колода МАК, то в ссылках вы найдете онлайн-сервисы, где можно использовать карты [7].
Для начала необходимо объяснить детям, как им стоит взаимодействовать с данным инструментом.
Метафорические ассоциативные карты – это набор картинок с разным сюжетом. Психолог задает вопрос, дети по очереди из закрытой колоды вытаскивают одну любую карту. Используя образ, который видят, дети отвечают на этот вопрос.
Стоит объяснить, что карты и изображения не «разговаривают» с людьми, а являются проводником к своему Я, чтобы лучше понять себя, разобраться в своих мыслях, чувствах и, в частности, актуализировать представление о самом себе и своих особенностях.
Работа с МАК может осуществляться разными способами и реализовываться в самых различных формах работах. Я использую формат «вопрос-ответ-обсуждение» [8]. Суть этого метода состоит в том, что детям задается вопрос, один общий на всех, каждый вытаскивает одну карту, пока не завершится круг.
Вопросы
Какой Я?
Каким видят меня окружающие?
После того, как все получили свою карту, начинается озвучивание ответов и обсуждение. Я начинаю всегда с детьми, так как, во-первых, они видят пример, образец, как взаимодействовать с картами и как отвечать на вопрос, а, во-вторых, таким образом я понижаю тревожность и страх озвучить свои мысли и чувства.
Трудности, с которыми можно столкнуться:
Психологические защиты ребенка (долго отвечает или не хочет отвечать) – если наводящими вопросами и аккуратными версиями со стороны ведущего не получится привести к ответу, то не стоит настаивать и заставлять отвечать. Возможно, такой метод не комфортен ребенку и ему нужно время.
Непонимание задания (можно понять по неправильному по форме ответу или откровенному указанию на эту трудность) – объяснить еще раз на своем примере, сделав акцент на том. Что это ПЕРВАЯ мысль, пришедшая в голову, глядя на картинку и держа в уме вопрос.
Важным в данном теме является формирование позитивной Я-концепции, которая поможет в том числе и прийти к профессиональному самоопределению. Для этого стоит затронуть понятие ресурс, а именно связка «ресурс-проблемная зона».
Ресурс – внутреннее свойство, ощущение, качество личности, черта характера, которые выступают в качестве помощника – помогают справляться с трудными ситуациями и помогают реализовывать свои достоинства и добиваться стремлений.
Проблемная зона - внутреннее свойство, ощущение, качество личности, черта характера, которые являются, своего рода, преградой, препятствием к достижению своих целей.
В связи с этим, если остается время, стоит задать следующие вопросы:
В чем заключается твой внутренний ресурс?
Какая твоя проблемная зона?
Принцип ответа тот же самый, что и в предыдущих вопросах. Важно вывести ребенка на понимание своих сильных и слабых сторон. Знание себя понижает тревожность, помогает разобраться в том, что важно, а что не важно. И как следствие выходим на интересы, предпочтения, цели, желания, стремления, а далее – профессия.
5.Обсуждение
После проделанной работы необходимо закрепить результат и мысль в сознании детей, зачем была проделана такая работа. Предлагаем вопрос:
*Как Я-концепция может влиять на профессиональный выбор?
Если предыдущие этапы были пройдены успешно, то дети без проблем выходят на мысль о том, что это знание себя, своих склонностей, интересов и так далее, что поможет определить свое профессиональное будущее.[2]
6.Обратная связь
В конце каждого занятия необходимо собирать с детей обратную связь для того, чтобы:
а) не нарушался обмен между людьми и было стерто понятие «потребитель»;
б) рефлексия детей и информация для рефлексии ведущего.
Я предлагаю задавать один-два вопрос на выбор:
*Что для тебя сегодня на занятии было самым важным?
*Какие впечатления сегодня после занятия у тебя остались?
*Что нового ты узнал на занятии?
*Какие предложения/пожелания у тебя есть для следующих занятий?
Данное занятие было проведено и по ссылке в приложениях вы сможете ознакомиться с фотографиями с занятия. [5]
Заключение
Профессиональный выбор – важная тема для подростков. Многие начинают думать о своем будущем лишь к 9,11 классу, когда возникает необходимость выбирать экзамены. К сожалению, не всем детям приучают навык рефлексии, однако школа может этому поспособствовать.
Данное занятие может использовать классный руководитель, педагог-психолог как в рамках внеурочной деятельности, так и вне ее. В ходе занятия дети заглянут внутрь себя, поймут, что важно разбираться в своих ощущениях и представлениях, а также смогут убедиться в том, какие приобретения и возможности перед ними открываются. И профессиональный выбор уже не будет таким страшным явлением. Ведь они будут знать себя и причины своего выбора, а самое главное – будут иметь для этого внутреннюю личностную базу.
Ссылки и приложения
[1] Положительная Я-концепция как фактор профессионального самоопределения
[2] Структура Я-концепции
[3]Видео-обзор колоды метафорических ассоциативных карт «Про тебя»
[4] Раздаточный материал «Личный профессиональный план по Е.А. Климову»
[5]Фотографии с занятия «Я-концепция»
[6]Визитная карточка автора. Принципы работы педагог-психолога
[7]Онлайн-сервис МАК для использования карт в работе
[8]Авторская техника работы с МАК
Список литературы
1. Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.
2. Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.
3. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984. - 335 с.
4. Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - 367 с.
5. Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.
6. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С.245-268.
7. Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.
8. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 142 с.
9. Шорохова Е.В. Проблема "Я" и самосознание // Проблемы сознания. - М., 1966.