Методическая разработка занятия на тему: "Социальные конфликты и пути их разрешения"
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН «ДЕРБЕНТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМ. Г.А. ИЛИЗАРОВА»
«Утверждаю»
Заместитель директора по НМР
____________Э. Д. Сархатова
« ____» ____________ 202__г.
Методическая разработка
теоретического занятия
по теме: Социальные конфликты и пути их разрешения
по дисциплине «Обществознание»
для специальности: лечебное дело, фармация, сестринское дело, лабораторная диагностика.
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии Общегуманитарного и социально-экономического цикла Протокол № ___ от ________ 202__г Председатель ЦМК: ___________ Г. К. Алиханова
| Составитель методической разработки: ____________С. Е. Амрахова, преподаватель обществознания |
Данная методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» предназначена для изучения темы «Социальные конфликты».
Методическая разработка учебного занятия предназначена для специальностей: 34.02.01 «Сестринское дело», 31.02.01 «Лечебное дело», 31.02.03 «Лабораторная диагностика», 33.02.01 «Фармация» она может быть полезна при изучении данной темы студентам и преподавателям гуманитарных дисциплин.
СодержаниеОрганизационный этап.
Этап подготовки учащихся к работе.
Актуализация субъектного опыта учащихся. Изучение нового материала.
Закрепление изученного материала и организация работы по выработке у учащихся умений и навыков по применению знаний.
Рефлексия
Приложения
Итоги урока Список использованной литературы Тема: «Конфликт: его сущность и основные характеристики»Тип занятия: комбинированный.
Длительность занятия: 90 минут.
Форма занятия: фронтальная, групповая, индивидуальная с элементами тренинга
Методы обучения: проблемно-диалогический, рефлексивный,
информационный, проблемный, исследовательский, интерактивный.
Основные понятия: конфликт, противоречие, участники конфликта, структура конфликта, причины конфликта, типология конфликта.
Цель занятия: повышение уровня психологической компетентности обучающихся в вопросах обществознания.
Задачи:Образовательная: познакомить обучающихся с понятием «конфликт», его структурой, видами и причинами возникновения. Рассмотреть функции конфликтов и влияние конфликта на участников и социальное окружение.
Развивающая: развивать и закреплять умения и навыки конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.
Воспитательная: содействовать развитию социальной и коммуникативной компетентности, аналитического мышления, активности, рефлексивных способностей учащихся.
Планируемые результаты учебной деятельности
личностные результаты
развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных;
развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности.;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми.
метапредметные результаты
формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций;
содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций;
применение на практике способов решения конфликтов.
предметные результаты
формирование у учащихся представлений о понятии «конфликт», о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения;
развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования;
способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала;
Формирование у обучающихся социальной ответственности, правового самосознания, толерантности.
Перечень формируемых УУД
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий
Наглядные пособия, дидактический материал: опорный конспект, презентация, листы бумаги, скрепки, карточки с ситуациями, карточки с заданиями «Закончи предложение», тест «Как вы действуете в условиях конфликта?».
ТСО: компьютер, видеопроектор.
Технологическая карта занятия№ | Наименование этапа | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1 | Организационный момент | 3 мин | Проверка отсутствующих и внешнего вида. Игра «Приветствие и пожелание» | Отвечают, принимают участие |
2 | Актуализация знаний | 3 мин | Проводит фронтальный опрос | Отвечают на вопросы |
3 | Изучение нового материала | 25 мин | Знакомит с новой темой, акцентирует внимание | Слушают, задают интересующие вопросы, записывают материал |
5 | Задание 1 на определение понятия «конфликт» | 5 мин | Объясняет правила | Выполняют |
6 | Упражнение «Продолжи предложение» | 5 мин | Объясняет правила | Выполняют |
7 | Упражнение «Плюсы и минусы» | 3 мин | Дает команду к началу выполнения | Обсуждают, озвучивают ответы |
8 | Упражнение «Скрепка» | 2 мин | Объясняет выполнение задания | Выполняют |
9 | Ситуационные задачи | 15 мин | Описывает ситуации | Предлагают решение |
10 | Тестовое задание | 10 мин мин | Раздает материал для выполнения | Заполняют листы с тестом, делают вывод |
11 | Итоги урока | 5 мин | Дает домашнее задание | Записывают |
«Общение – это наше социальное дыхание»
Л. Жуховицкий
Организационный момент: Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Встаньте в круг, мы с вами начнем занятие с игры «Приветствие и пожелания». Сначала поприветствуем друг друга.
Цель: систематизировать знание по теме «Этнические общности и нации».
А теперь давайте поделимся пожеланиями на сегодняшнее занятие друг другу. (хорошего вам настроения, всем нам успехов и др.).
Продолжим наше занятие. Чтобы перейти к изучению новой темы, давайте вспомним, что мы уже с вами знаем
Актуализация знаний: фронтальный опрос
(студенты стоят в кругу, и передают мягкую игрушку тому, кто знает ответ на поставленный вопрос предыдущей темы.)
Молодцы. Блиц-опрос прошел четко, быстро и позволяет некоторым студентам положить в учебную копилку хорошие оценки за домашнее задание, т.к. они несколько раз успели взять игрушку в руки. (оценки).
Объяснение нового материала.Сейчас я зачитаю вам высказывание английского писателя Томаса Фуллера, а вы подумайте, какой смысл имеют эти слова? И какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? – «Люди, которые ведут борьбу с огнём при помощи огня, обычно оказываются в пепле». (Ответы студентов).
Вы очень точно подметили, что речь идет конфликтах.
Запишите тему : «Социальный конфликт и способы его разрешения».
На занятии мы с вами разберем понятие «конфликт» и его структуру. Рассмотрим, как проявляется конфликт, каковы функции конфликта и каково его влияние на участников. Рассмотрим формулы конфликта, стили поведения в конфликте.
Начнем с задания № 1 - определим «Что такое конфликт»? Продолжите предложение так, чтобы у вас получилось определение конфликта: «Конфликт - это...», Вы будете работать в группе и вместе создавать его портрет.. (Студенты работают. После этого предлагается зачитать определения).
Вы совершенно близки к научной формулировке этого понятия. Давайте его запишем.
Конфликт – это противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения. Это разногласие между людьми, чреватое для них серьёзнымисерьезными последствиями, трудностями в установлении нормальных взаимоотношений.
Слово конфликт в переводе с латинского означает «столкновение».
Конфликты в нашей жизни неизбежны, потому что человек существо социальное, он нуждается в людях, а значит - от них зависит. Ведь чем больше мы нуждаемся в человеке, тем больше нам приходится считаться с его интересами и тем сильнее нам хочется доказать ему значимость. важность своих собственных интересов, поэтому конфликты между близкими, нужными друг другу людьми происходят чаще, чем между людьми посторонними, не имеющими точек соприкосновения в процессе взаимодействия. В человеке постоянно происходит борьба индивидуального и социального, стремления к независимости и потребности в партнерах по взаимодействию.
Конфликты неизбежны и вследствие соперничества, когда другой человек воспринимается как препятствие к достижению поставленной цели.
Признавая неизбежность конфликтов, всегда существует возможность свести их количество к минимуму и избежать нежелательных конфликтов, оказывающих разрушительное воздействие на процесс взаимодействия.
Как вы уже поняли, тема разговора очень серьезная и сложная, но вы знаете, что лучшим помощником в сложных ситуациях всегда является юмор. Поэтому предлагаю выполнить следующее упражнение 1 «Продолжи предложение».
У вас на столе лежит лист, на котором написаны выражения. Подумайте и запишите свои ассоциации, чувства, образы, связанные со словом конфликт. Продолжите предложение.
Набор заданий
Если конфликт – это мебель, то какая?
Если конфликт – это дерево, то какое?
Если конфликт – это техника, то какая?
Если конфликт – это явление природы, то какое?
Если конфликт – это посуда, то какая?
Если конфликт – это литературное произведение, то какое?
Если конфликт – это еда, то какая?
Если конфликт – это животное, то какое?
Если конфликт – это музыкальный инструмент, то какой?
Если конфликт – это цветок, то какой?
Если конфликт – это фрукт, то какой?
Если конфликт – это овощ, то какой?
Вот сколько ассоциаций, чувств, образов, связаны со словом конфликт. Обратите внимание, что практически все они имеют негативный оттенок.
А теперь давайте рассуждать, каковы же причины конфликтов? Задание 2 – Посовещавшись, определите в своих микрогруппах причины возникновения конфликтов и запишите их.
Итак, что приводит к конфликту?
(зачитывают свои мысли): неумение общаться, неумение сотрудничать, позитивно принимать личность другого, неуважение к другому человеку.
И это далеко не полный перечень, это как айсберг, малая, видимая часть которого – конфликт – над водой, а три составляющие – под водой.
Запишите.
Причины конфликтов – это рассогласование:Целей, интересов.
Взглядов, убеждений.
Личностных качеств.
Понимания информации.
Ожиданий, позиций.
- А теперь давайте представим, что в нашей жизни нет конфликтов. Что бы с нами было? И при каких условиях это возможно?
Действительно, конфликты в жизни неизбежны. Конфликтов не будет, когда все люди вдруг станут совершенно одинаковыми: одинаково будут думать, одинаково чувствовать, жить без ссор! Как бы жили в этом мире. Как сказал один мудрец: «Если ты не конфликтуешь, пощупай свой пульс, может, ты уже не существуешь».
И в этом контексте послушайте притчу «Коробочка». Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил немало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из ее окошек.
Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел.
Это было то, к чему он стремился всю жизнь.
Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочки. Но оказалось, что он увидел совсем другое. Как так?
-Ты просто смотрел с другой стороны, - был ответ.
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы – как истории планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее…
(Е.Евтушенко)
- Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность. Поэтому не удивительно, что мы по–разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, у нас разные взгляды, интересы, характеры, темпераменты, поэтому и ведем мы себя в конфликте по-разному.
А раз мы не можем обойтись без конфликтов, значит они для нас чем-то полезны, значит функции конфликта могут быть как положительными так и отрицательными.
И чтобы разобраться, какие функции выполняет конфликт, вам необходимо выполнить упражнение «Плюсы и минусы конфликта». Команде «1» нужно будет в режиме мозгового штурма записать как можно больше позитивных следствий конфликтных ситуаций, команде «2», соответственно, – описать негативные последствия конфликтов.
Молодцы, хорошо справились с заданием и поняли, что основными являются конструктивные и деструктивные функциями конфликта.
Конструктивные функции конфликта:Конфликт вскрывает «слабое звено» в группе, организации, во взаимоотношениях (диагностическая функция конфликта).
Конфликт дает возможность увидеть скрытые отношения и лучше узнать друг друга, своих интересы и интересы другого.
Конфликт дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение.
Конфликт – это толчок к пересмотру, развитию своих взглядов на привычное, стимуляция активности человека.
Дает толчок к развитию организации, устранению противоречий в функционировании группы и улучшает качество деятельности отдельного человека (дорога к инновациям).
Конфликт способствует сплочению коллектива единомышленников при противоборстве с внешним врагом.
Повышает авторитет в случае правильного поведения.
Конфликт - это стимуляция социальных процессов (вскрытие нерешенных проблем).
Деструктивные функции конфликта:Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к ухудшению настроения, различным заболеваниям.
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины. В целом ухудшается социально-психологический климат.
*Ухудшение качества работы. Сложное восстановление деловых отношений.
Представление о победителях или побежденных как о врагах.
Временные потери. На одну минуту конфликта приходится 12 минут послеконфликтных переживаний.
Ухудшение социально-психологического климата.
Ухудшение качества совместимости деятельности (непонимание друг друга)- снижение сплоченности группы.
Если уже дело дошло до конфликта, то основная задача выйти из него наименьшими потерями. Нужно уметь их решать и выходить из них с достоинством, оставаясь Человеком. Не случайно одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия.
Чтобы деструктивных разрушающих конфликтов стало как можно меньше, наверное, необходимо задуматься о том, какой след они оставляют в жизни человека.
И сейчас я опять расскажу вам притчу.
Жил-был юноша с плохим характером. Однажды отец дал ему полный мешок гвоздей.
Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо, — сказал отец.
В первый день юноша забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие недели количество забитых гвоздей уменьшалось, поскольку он делал усилие и сдерживал свои гневные импульсы. Он понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди. Наступил тот день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и рассказал ему эту новость.
А теперь вынимай по одному гвоздю из ворот каждый раз, когда не потеряешь терпения, — ответил отец.
Наконец наступил тот день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Сын, ты прекрасно справился с моим заданием, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Они никогда уже не будут такими, как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему что-нибудь злое, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Ты можешь вонзить в человека нож и потом, извинившись, вытащить его, но навсегда останется рана. И будет неважно, насколько искренне ты попросишь прощения. Рана останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая, — сказал отец, подведя юношу к садовым воротам.
В чем смысл притчи? Оставляют ли конфликты следы?
Упражнение 3 «Скрепка»У вас на столах имеются скрепки, обычные канцелярские скрепки, попробуйте по моей команде выровнять скрепку в одну линию.
А теперь сложите ее в исходное положение.
Когда обижаешь человека – не задумываешься над природой человеческого поведения, почему он поступает именно так, а не по-другому; а восстановить хорошие отношения, как и нашу скрепку, очень сложно. Теперь, я надеюсь, вы уже знаете, что все люди разные, уникальные, а поэтому не стоит спорить с тем, кто думает или поступает не так, как вы, ведь природа, возможно, просто одарила его совсем другими личностными особенностями.
Иван Петрович Павлов в 1903 году сказал замечательные слова: «Не постоянное ли горе жизни состоит в том, что люди большей частью не понимают друг друга, не могут войти один в состояние другого!»
Как же разрешать конфликты? С чего начинается разрешение конфликтной ситуации?
1.С установления причин конфликта. Сложность здесь в том, что истинные причины нередко маскируются, ибо могут охарактеризовать инициатора конфликта не с лучшей стороны.
Кроме того, затянувшийся конфликт втягивает в свою орбиту все новых и новых участников, расширяя и список противоречивых интересов, что объективно затрудняет нахождение основных причин.
Опыт разрешения конфликтов показал, что большую помощь в этом оказывает владение формулами конфликта. Их две.
Формула конфликта (а):
Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт КС + И = К Формула конфликта (б):
Конфликтная ситуация + Конфликтная ситуация = Конфликт КС 1+ КС2+….=К
Рассмотрим суть входящих в формулу составляющих.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Инцидент - это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта. Это толчок, искра.
Конфликт - это открытое противостояние.
Из формулы А видно, что конфликтная ситуация и инцидент независимы друг от друга, то есть ни одно из них не является следствием или проявлением другого.
Разрешить конфликт А - это значит:
устранить конфликтную ситуацию,
исчерпать инцидент.
Вторая формула конфликта говорит нам, что каждая из конфликтных ситуаций своим проявлением играет роль инцидента для другой. Разрешить конфликт по этой формуле - значит устранить каждую из конфликтных ситуаций.
При этом конфликтные ситуации являются независимыми, не вытекающими одна из другой.
Сейчас каждая из команд рассмотрит ситуацию, которая лежит у вас на столе и рассмотрит конфликт с точки зрения формул конфликта.
Ситуация 1
Случай из практики.
Между двумя учениками не сложились отношения. В разговоре между собой один употребил какие-то грубые слова. Второй обиделся и пожаловался классному руководителю. Классный руководитель вызвал обидчика и заставил его извиниться.
«Инцидент исчерпан», - заявил он удовлетворенно, имея в виду, что конфликт разрешен. Так ли это?
Анализ ситуации. Обратимся к формуле конфликта. Конфликт здесь - жалоба; конфликтная ситуация - несложившиеся отношения между учениками; инцидент - грубые слова. Заставив извиниться, классный руководитель действительно исчерпал инцидент.
А конфликтная ситуация? Она не только осталась, но и усугубилась. Действительно, обидчик не считал себя виноватым, но должен был извиниться, отчего антипатия его к пострадавшему только увеличилась. И тот, в свою очередь, понимая фальшивость приносимого извинения, не улучшил своего отношения к обидчику.
Таким образом, своими формальными действиями классный руководитель не разрешил конфликт, а только усилил конфликтную ситуацию (несложившиеся отношения) и тем самым увеличил вероятность новых конфликтов между этими работниками.
К этой ситуации очень удачным будет проведение наглядной аналогии. Конфликт между людьми можно уподобить сорняку в огороде: конфликтная ситуация - это корень сорняка, а инцидент - та часть, что на поверхности.
Ясно, что, оборвав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.
Ситуация 2
Некоторые курильщики выходят покурить на балкон. Один из них, живущий на 7-м этаже, курил сигарету, периодически поплевывая вниз. Докурив, он сплюнул последний раз и удалился.
Волею случая плевок попал в соседа, который жил на 6-м этаже. Он поднял голову, но никого не увидел. Решив, что это может быть только Леха с 8-го этажа, он поднялся и позвонил в дверь Лехиной квартиры.
Дверь открыл Леха, только что вышедший из ванны. Сосед накинулся на него с руганью, тот ничего не мог понять. Однако, разозлившись, ответил ему тем же. Завязалась ссора, закончившаяся дракой.
Анализ ситуации
Описанный случай поучителен во многих отношениях. Во-первых, здесь проявляется (что естественно) закономерность эскалации (нарастание) конфликтогенов. Во-вторых, конфликт возник помимо воли участников (до злосчастного плевка ни один из них не собирался драться).
Первой конфликтной ситуацией является здесь бескультурное поведение курильщика. Привычка плевать, рано или поздно, может привести к конфликту с кем-либо из окружающих.
Второй конфликтной ситуацией служит низкий имидж Лехи: плохая репутация приводит к тому, что при всяком происшествии неопределенность будет толковаться не в его пользу («презумпция виновности»).
Запишем с вами пути разрешения конфликтов.
Конструктивные: юмор, поиск компромисса, уступка, сотрудничество, осознание позиций сторон
Деструктивные: уход от решения проблемы, разрыв отношений, угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности.
Типология конфликтных личностейНемало конфликтов возникает из-за сложности характера некоторых людей.
Из числа конфликтных личностей можно выделить 6 характерных типов. Каждый из них мы обозначим одним (для краткости) словом.
«Демонстративные» - характеризуются стремлением быть всегда в центре внимания, пользоваться успехом. Даже при отсутствии каких-либо оснований могут пойти на конфликт, чтобы хоть таким способом быть на виду.
«Ригидные» - слово «ригидный» означает негибкий, непластичный. Люди, принадлежащие к этому типу, отличаются честолюбием, завышенной самооценкой, нежеланием и неумением считаться с мнением окружающих.
Раз и навсегда сложившееся мнение ригидной личности неминуемо приходит в противоречие с изменяющимися условиями и вызывает конфликт с окружающими. Это те люди, для которых «если факты нас не устраивают - тем хуже для фактов». Поведение их отличается бесцеремонностью, переходящей в грубость.
«Неуправляемые» - это люди, относящиеся к этой категории, отличаются импульсивностью, непродуманностью, непредсказуемостью поведения, отсутствием самоконтроля. Поведение - агрессивное, вызывающее.
«Сверхточные». Это добросовестные работники, особо скрупулезные, подходящие ко всем (начиная с себя) с позиций завышенных требований. Всякого, кто не удовлетворяет этим требованиям (а таких большинство), подвергают резкой критике.
Характеризуются повышенной тревожностью, проявляющейся, в частности, в подозрительности. Отличаются повышенной чувствительностью к оценкам со стороны окружающих, особенно руководителей. Все эти особенности нередко приводят к неустроенности личной жизни.
«Рационалисты» -это расчетливые люди, готовые к конфликту в любой момент когда есть реальная возможность достичь через конфликт личных (карьеристских или меркантильных) целей. Долгое время могут исполнять роль беспрекословного подчиненного, например, до тех пор, пока не «закачается кресло» под начальником. Тут- то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.
«Безвольные» отличаются отсутствием собственных убеждений и принципов может сделать безвольного человека орудием в руках лица, под влиянием которого тот оказался. Опасность этого типа происходит из того, что чаще всего безвольные имеют репутацию добрых людей, от них не ждут никакого подвоха.
Поэтому выступление такого человека в качестве инициатора конфликта воспринимается коллективом так, что его «устами глаголет истина».
В отличие от первых четырех типов этот тип (как и предыдущий) является
«ситуативным», т.е. проявляется только при создании определенной ситуации. В данном случае - это наличие отрицательного влияния на безвольного человека. Представители всех остальных типов идут на конфликт сами.
Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?»
ИнструкцияВнимательно прочитайте утверждения и в рамках пятибалльной шкалы определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в условиях конфликта.
Где:
5 – весьма типично; 4 – часто типично; 3 – иногда; 2 – редко; 1 – совсем нетипично. Оценки внесите в сводную таблицу.
Тестовое заданиеХудой мир лучше доброй ссоры.
Если вы не можете заставить другого думать, как вы хотите, заставьте его делать так, как думаете.
Мягко стелет, да жестко спать.
Рука руку моет (почеши мне спину, и я тебе почешу).
Ум хорошо, а два лучше.
Из двух спорщиков лучше тот, кто первый замолчит.
Кто сильнее, тот и правее.
Не подмажешь – не поедешь.
С паршивой овцы – хоть шерсти клок.
Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.
Кто ударит и убежит, тот сможет драться и на следующий день.
Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.
Убивай врагов своих добротой.
Честная сделка не вызывает ссоры.
Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить.
Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.
Сражения выигрывает тот, кто верит в победу.
Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.
Ты мне – я тебе.
Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь пользу из истины, которой обладают другие.
Кто спорит – ни гроша не стоит.
Кто не отступает – тот обращается в бегство.
Ласковый теленок двух маток сосет, а упрямый – ни одной.
Кто дарит – друзей наживает.
Выноси заботы на свет и держи с другими совет.
Лучший способ разрешать конфликты – избегать их.
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Кротость торжествует над гневом.
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Чистосердечие, честность, доверие сдвигают горы.
На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.
В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.
Если в тебя швырнули камень, брось в того кусок ваты.
Взаимные уступки прекрасно решают дела.
Копай и копай без устали, и докопаешься до истины.
Тест «Как вы действуете в условиях конфликта?» позволяет определить стратегию поведения человека в конфликтных ситуациях. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения конфликтов.
Обработка результатовВыписав ответы на утверждения, взгляните на получившиеся результаты. Каждая из колонок таблицы обозначает вид стратегии. Их различают пять:
«ЧЕРЕПАХА», «АКУЛА», «МЕДВЕЖОНОК», «ЛИСА», «СОВА».
Наибольшее число баллов (т. е. ответов на утверждения, проставленных в колонке) указывает на приверженность к той или иной стратегии, описанной выше.
В случае одинакового числа баллов в разных колонках – это является свидетельством использования разных стратегий.
Ключ к тестуСтратегия поведения | |||||||||
«ЧЕРЕПАХА» | «АКУЛА» | «МЕДВЕЖОНОК» | «ЛИСА» | «СОВА» | |||||
№ вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл | № вопроса | Ответ, балл |
1 | | 2 | | 3 | | 4 | | 5 | |
6 | | 7 | | 8 | | 9 | | 10 | |
11 | | 12 | | 13 | | 14 | | 15 | |
16 | | 17 | | 18 | | 19 | | 20 | |
21 | | 22 | | 23 | | 24 | | 25 | |
26 | | 27 | | 28 | | 29 | | 30 | |
31 | | 32 | | 33 | | 34 | | 35 | |
ИТОГО | | | | | |
Интерпретация
У каждого человека есть две жизненные заботы:
достижение личных целей (которые субъективно переживаются либо как очень важные, либо как маловажные);
сохранение хороших взаимоотношений с другими людьми (что также может субъективно переживаться либо как важное, либо как маловажное условие).
Соотношение этих двух главных забот и составляет основу типологии поведенческих стратегий.
«ЧЕРЕПАХА» – стратегия ухода под панцирь, то есть отказ как от достижения личных целей, так и от участия во взаимоотношениях с окружающими. Один из вариантов самодостаточности (избегание, уклонение).
«АКУЛА» – силовая стратегия. Для ее приверженцев главное – цели, а взаимоотношения во внимание не принимаются. Им неважно, любят их или нет. Они считают, что конфликты разрешаются лишь выигрышем одной или проигрышем второй стороны (доминирование, соперничество, конкуренция).
«МЕДВЕЖОНОК» – стратегия сглаживания острых углов. Взаимоотношения – очень важны, а цели – не очень. Чтобы их понимали и любили, они способны пожертвовать целями (уступчивость, приспособление).
«ЛИСА» – стратегия хитроумного компромисса. Умеренно важны и цели, и взаимоотношения. Они готовы отказаться от части целей, чтобы сохранить добрые взаимоотношения (компромисс).
«СОВА» – мудрая птица, которая ценит и цели, и взаимоотношения. Открыто определяет позиции и ищет выход в совместной работе по достижению целей, стремится найти решения, удовлетворяющие всех участников. (сотрудничество)».
Упражнение «Лужа». Цель: раскрытие творческого потенциала личности, диагностика путей преодоления конфликта.
Вспомните человека, с которым у вас была конфликтная ситуация. Вспомните его лицо, его жесты, слова. Представь, что эту ситуацию время запечатлело как картинку на песке. Идет дождь, постепенно смывая эту картинку.
Капли дождя падают на твою ладонь (делаем массаж левой руки правой рукой).
Несколько крупных капель упало на твою тетрадь. Они соединились и превратились в лужу. Соедините их между собой, получив лужу.
Перед вами лужа. Рассмотрите, какая она? Расскажите, о стратегии преодоления, как именно вы будете преодолевать эту лужу?
Преодоление лужи – преодоление конфликтных ситуаций. Какие, может быть, подручные средства вы будете использовать или вспомогательные средства: людей, связи, материальные средства.
Вывод: Золотое правило лужи «Если что-то делаешь, то необходимо делать на100 %. Если ты перепрыгиваешь, то помни, если недопрыгнешь 2% то ты окажешься в луже».Почему людям все-таки очень тяжело выходить из конфликтных ситуаций? Какая взаимосвязь между конфликтом и стрессом? Каковы методы погашения конфликтов? Что такое «Кодекс поведения в конфликте»? – это тот круг вопросов, которые мы продолжим на следующем занятии.
А закончить сегодняшнее занятие мне бы хотелось словами старинной народной мудрости:
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста, Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
Оценка работы на занятии:Сегодня за работу на занятии «5» получили:
«4» - «3» -Вопросы по теме «Этнические общности и нации»
Что такое этнос?
Что такое этнография?
Виды этнических общностей?
Признаки этноса?
Тенденции в сфере межнациональных отношений?
Что такое дифференциация?
Что такое интеграция?
Что такое внутренняя и внешняя миграция?
Чем отличается эмиграция от иммиграции?
Виды миграции?
Что такое этнический конфликт?
Причины этнических конфликтов?
Что такое нация?
Конституционные принципы национальной политики РФ?
Способы урегулирования межэтнических конфликтов?
Рефлексия.
О чем заставил вас задуматься сегодняшний урок? Что запомнилось больше всего?
Домашнее задание:Выучить конспект
Написать эссе «Нужны ли конфликты людям»
Список использованной литературы
Анохина, Е. В. Конфликтогенные зоны в образовательном учреждении как фактор безопасности учителя / Е.В. Анохина, А.А. Николаева // Казанский педагогический журнал. - 2019. - № 3 (134). - С. 93-98.
Анохина, Е. В. Проблемные аспекты конфликтогенных зон в образовательной среде / Е.В. Анохина, Е.Ю. Пряжникова, Н.Л. Соколова, М.Г. Сергеева // Казанский педагогический журнал. - 2018. - № 2 (127). - С. 172-177.
Балашова, О. С. Психологические условия преодоления конфликтов в учебном взаимодействии подростков / О.С. Балашова // Вестник Науки и Творчества. - 2020. - № 6 (54). - С. 21-24.
Баныкина, С. В. Конфликты в современной школе. изучение и управление / С.В. Баныкина, Е.И. Степанов. - Москва: URSS: ЛИБРОКОМ, 2012. – 184 с.
Белинская, А. Подготовка педагога к работе с конфликтами / А. Белинская // Высшее образование в России. - 2004. - № 11. - С. 96- 98.
Бережная, Г. С. Концепция подготовки педагога-психолога к работе с конфликтами / Г.С. Бережная // Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. - 2006. - № 11. - С. 65- 70.
Бурлаков, С. В. Конфликтоустойчивость учителя в поликультурном образовательном пространстве / С.В. Бурлаков, А.С. Хлебников // Бюллетень науки и практики. - 2020. - Т. 6. - № 11. - С. 390-395.
Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании : учебное пособие / М.А. Гончаров. - Москва: КноРус, 2010. – 480 с.
Жээнбекова, С. Т. Педагогический подход к проблеме конфликтов / С.Т. Жээнбекова // Вестник Бишкекского гуманитарного университета. - 2019. - № 1 (47). - С. 95-97.
Прудникова, А. В. История и основные подходы к исследованию конфликтов в образовании / А.В. Прудникова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №68-4.