Методическая разработка занятия по дисциплине «Спецрисунок», по теме "Виды иллюзий. Особенности телосложения фигур и роль иллюзий"
Министерство образования, науки и молодежной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«Приморско-Ахтарский техникум индустрии и сервиса»
Методическая разработка занятия по дисциплине «Спецрисунок»,
по теме «Виды иллюзий.
Особенности телосложения фигур и роль иллюзий»
Разработчик:
Логунова Екатерина Александровна,
преподаватель ГБПОУ КК ПАТС
Аннотация
Методическая разработка раскрывает методику проведения практического занятия по дисциплине «Спецрисунок» основанного на принципах деятельностного обучения. Для достижения целей занятия по формированию у обучающихся общих и профессиональных компетенций предусмотрено сочетание фронтальной, индивидуальной и групповой форм обучения, использование ИКТ, применение различных методов активизации познавательной деятельности.
Методическая разработка содержит раздаточный дидактический материал. Представленное занятие отражает связь с профессией что способствует формированию общих и профессиональных компетенций обучающихся. Предложенный материал может дополняться и частично перерабатываться другими преподавателями.
СодержаниеВведение (методический комментарий) 4
1. Методическое обоснование темы, методики проведения занятия 5
2. Методические рекомендации преподавателю и обучающимся по подготовке к 7
II. Мотивационный этап занятия 15
III. Этап повторения (проверка дом. зад.) 16
IV. Закрепление знаний, формирование умений Преподаватель: 17
V. Заключительный этап занятия 17
Список литературы для преподавателя 22
Список литературы для обучающихся 23
От методически грамотно продуманного занятия, его учебно-методического обеспечения во многом зависит его эффективность. Создание методической разработки занятия позволяет систематизировать весь необходимый дидактический материал к уроку, выстроить логично структуру занятии, на основе цели и задач определиться с выбором методов и средств обучения, методов контроля.
Методическая разработка занятия по теме «Виды иллюзий. Особенности телосложения фигур и роль иллюзий» СПО 29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий, описывает методику подготовки и проведения занятия. Цель методической разработки занятия – структурированное и подробное описание процесса подготовки и проведения занятия, методическое обоснование цели и задач, выбора методов и средств обучения, методов контроля знаний и умений обучающихся.
Данная методическая разработка раскрывает сущность занятия, особенности его подготовки и проведения, содержит дидактические материалы необходимые для проведения занятия по данной теме.
Методическая разработка отражает особенности ведения современного практического занятия. Принцип деятельностного подхода - совместное целеполагание и мотивация учебной деятельности обучающихся, использование интерактивных приемов обучения, сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм учебной работы обучающихся на занятии, совместная с обучающимися рефлексия занятия. Достижение цели и задач, поставленных на уроке, решается через использование активных методов обучения, различных форм работы на занятии и использования учебных заданий деятельностного характера.
Работа по составлению методической разработки направлена на совершенствование методики ведения современного урока и дает возможность автору представить свой педагогический опыт для ознакомления педагогам.
Методическая разработка может быть рекомендована педагогам образовательных организаций, отвечающим за подготовку кадров по профессиям «Мастер по изготовлению швейных изделий», «Портной», методические материалы также представляют интерес для педагогов, изучающих вопросы внедрения активных методов обучения.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной системе, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности преподавателя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологи обучения, внедрение цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету как в общеобразовательном учреждении, так и в системе СПО.
Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей. И всё же некоторые изменения в оформлении методической разработки урока произошли.
В методической разработке представлена методика проведения комбинированного занятия, с элементами интерактивных и информационно – коммуникационных технологий.
Методическое обоснование темы, методики проведения занятияПредлагаемая тема урока «Виды иллюзий. Особенности телосложения фигур и роль иллюзий» является частью раздела «Основы художественного проектирования одежды», изучающего основные признаки и элементы стиля. Это - не просто интересная, но еще и полезная тема.
Представленная методическая разработка занятия разработана по профессии Мастер по изготовлению швейных изделий.
Согласно ФГОС СПО 29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий проведение данного занятия нацелено на формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций в рамках вида профессиональной деятельности «Разработка лекал и раскрой швейных изделий по индивидуальным заказам»:
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности;
ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде;
ПК 1.1. Определять виды и детали швейных изделий в эскизах и лекалах; свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп.
ПК 4.1. Выполнять зарисовку (технический рисунок) модели.
ПК 4.2. Определять размерные признаки фигуры человека.
ПК 4.3. Рассчитывать конструкций одежды.
Целью данного занятия является: Активизация и закрепление знаний у обучающихся по теме «Виды иллюзий. Особенности телосложения фигур и роль иллюзий»; формирование общих компетенций и профессиональных компетенций.
Задачи урока:Обучающая: формировать практические умения по выполнению линейно-графических работ по заданной теме.
Развивающая: развивать абстрактное и творческое мышление, внимательность, наблюдательность.
Воспитательная: воспитывать интерес к своей профессии, чувство меры, гармонии, умения работать в команде.
На занятии предусмотрена самостоятельная работа обучающихся с использованием компьютерных технологий. Это позволяет формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции, что в полной мере отвечает требованиями ФГОС.
Занятие имеет большие возможности для раскрытия творческого потенциала обучающихся как будущих специалистов. Выполнение эскиза при проектировании одежды, прически является неотъемлемой частью созданного образа. С помощью эскиза, возможен подбор и создание модели с учетом анатомических особенностей фигуры человека. Выполнение наброска модели занимает небольшое время, что является важным для быстрого фиксирования идеи. Деятельность по достижению цели и задач занятия предполагает наличие у обучающихся знаний основ композиции, основ анатомии фигуры человека, навыков работы с материалами.
На данном занятии для формирования профессиональных и общих компетенций применяются в системе разнообразные методы и приемы, которые позволяют создать комфортные условия для деятельности обучающихся и достичь успешной реализации поставленных цели и задач.
На практическом занятии словесные методы используются во взаимосвязи с практическими, наглядными методами обучения.
Для реализации методов интерактивного обучения используются технические средства обучения – интерактивная доска, которая позволяет сделать занятие более динамичным, производить быструю смену дидактического материала и максимально активизировать процесс обучения.
Для формирования ОК 4. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде планируется работа в группах. Предполагается деление обучающихся на две группы. Все участники включаются в работу, практикуя навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Применение активных методов обучения и способов получения обратной связи, таких как проблемно-ориентированное обучение позволяют поддерживать познавательную активность и включенность в работу всех обучающихся, решать актуальные для них в настоящее время профессиональные задачи.
На этапе занятия «Подведение итогов работы» выполняется объективный анализ и оценивается работа обучающихся, даются рекомендации по устранению выявленных недостатков. Всегда целесообразно в самом конце урока оставить 3-5 минут учебного времени для ответов на возможные вопросы обучающихся.
Домашнее задание на выполнение опережающего задания (подготовка презентаций, сообщений) способствует формированию умения работать с информацией, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета, научно-популярных статьях: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации.
Таким образом, используемые на уроке методы обучения позволяют активизировать деятельность всей учебной группы, поддерживать интерес к обучению на протяжении всего занятия, формировать общие и профессиональные компетенции.
При подготовке к занятию преподавателю необходимо изучить профессиональную литературу, методические пособия, электронные издания образовательного направления по данной теме (представлены в списке литературы для преподавателя). Отобрать из доступного и просмотренного материала только тот, который служит решению поставленных задач.
К занятию необходимо составить технологическую карту занятия. В целевом блоке технологической карты занятия отражается дата и время проведения, тема, тип занятия, цели и задачи занятия, которые формулируются в соответствии с компетентностным подходом, междисциплинарные связи. В инструментальном блоке технологической карты отражаются формы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, методы обучения, материально-техническое и учебно-методическое обеспечение занятия. Операционально-деятельностный (технологический) блок отражает все основные этапы занятия, основные виды и способы деятельности как обучающихся, так и преподавателя. В последствии технологическая карта занятия станет опорой для самоанализа. План занятия и технологическая карта представлена в данной методической разработке, некоторые пункты могут быть дополнены или исключены по усмотрению преподавателя. Необходимо также отобрать содержание учебного материала для занятия, выбрать формы его проведения и основных видов деятельности обучающихся.
Для обучающихся необходимо подготовить раздаточный материал, определить и четко сформулировать целевую установку занятия.
Также для обучающихся важно упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному». Составить три набора заданий:
задания, подводящие обучающегося к воспроизведению учебного материала прошлого занятия;
задания, способствующие осмыслению учебного материала;
задания, способствующие закреплению учебного материала.
Продумать «изюминку» занятия. Каждое занятие должно содержать что-то, что вызовет, удивление, изумление, восторг – то, что обучающиеся будут помнить, когда все забудут (мотивационный этап занятия). Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному, и прочее.
В ходе занятия можно провести видеосъемку занятия (или фрагментов), что позволит проанализировать стиль ведения занятия, систему работы с обучающимися, использование наиболее эффективных приемов и т.д. Можно обсудить записи занятия с коллегами, наставником, председателем учебно-методических объединений, методистом.
Немаловажно перед занятием для преподавателя сосредоточить усилия на раскрытии собственных ресурсов. Без соответствующей психологической подготовки проводить занятие и держать внимание большой аудитории – трудно.
Технологическая карта занятия
Профессия | 29.01.33 Мастер по изготовлению швейных изделий | ||||
Учебная дисциплина/МДК | Спецрисунок | ||||
Тема/раздел | Тема 1.6. Зрительные иллюзии в одежде / Основы художественного проектирования одежды | ||||
Междисциплинарные связи | Предшествующие учебные дисциплины | Последующие учебные дисциплины | |||
«Материаловедение», «Конструирование одежды» | МДК | ||||
Формируемые компоненты компетенций | Общие компетенции | Профессиональные компетенции | |||
ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; | ПК 1.1. Определять виды и детали швейных изделий в эскизах и лекалах; свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп. ПК 4.1. Выполнять зарисовку (технический рисунок) модели. ПК 4.2. Определять размерные признаки фигуры человека. ПК 4.3. Рассчитывать конструкций одежды. | ||||
Вид занятия | Урок систематизации знаний и умений; практического применения знаний | ||||
Тема занятия | Виды иллюзий. Особенности телосложения фигур и роль иллюзий | ||||
Цель занятия | Активизация и закрепление знаний у обучающихся по изучаемой теме; формирование общих компетенций: ОК 1-4. и профессиональных компетенций: ПК 1.1. ПК 4.1-4.3. | ||||
Задачи занятия | Обучающая | Развивающая | Воспитательная | ||
формировать практические умения по выполнению линейно-графических работ по заданной теме. | развивать абстрактное и творческое мышление, внимательность, наблюдательность. | воспитывать интерес к своей профессии, чувство меры, гармонии, умения работать в команде. | |||
Тип занятия | Урок обобщения и систематизации изученного материала. | ||||
Планируемые образовательные результаты | Усвоенные знания | Освоенные умения | |||
техника рисунка и основы композиции; геометрические композиции в рисунке; основы анатомии фигуры человека | выполнение рисунка модели одежды с использованием иллюзий | ||||
Методы ведения занятия | Словесные: беседа, объяснение; диалог, рассказ. Наглядно-демонстрационные: представление презентации, задания-карточки 1-3; образцы-рисунки, выполненные в линейной технике. Практические: практическая работа. | ||||
Формы учебной работы на занятии | Фронтальная, индивидуальная, групповая. | ||||
Учебно-методическое обеспечение. Электронные информационные ресурсы | Электронные презентации «Виды иллюзий», «Оп-арт», образцы-рисунки Литература: Учебник Спецрисунок и художественная графика, Беляева С.Е., Розанов Е.А. 12-е изд., испр. издание 2024г – Москва: Образовательно издательский цент «Академия», Беляева С.Е. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования : учебник для учащихся учреждений нач. проф. образования / С. Е. Беляева. — 7-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2020. — 208 с., Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка. – М.: Эксмо, 2021. – 482 с. | ||||
Материально-техническое обеспечение | Компьютер, проектор для презентации, экран, бумага, карандаши, гелиевые ручки, тушь, перья, кисти. |
Содержание и технология проведения занятия | ||||||||||
№ | Этапы занятия | Деятельность преподавателя, ее содержание, методы и приемы | Деятельность обучающихся, ее содержание, формы и методы | УМО | Средства ИКТ для реализации задач этапа | Планируемые результаты | ||||
Знать | Уметь | Формируемые компетенции | ||||||||
1 | Организационный момент | Приветствие; Проверка присутствующих; Проверка готовности обучающихся к уроку (тетрадь - конспект, ручка, альбом и т.д.); Сообщение темы. | Рапорт дежурного; Приветствие. Концентрация внимания; Настрой обучающихся на работу; | Рабочая тетрадь, ручки | ||||||
2 | Мотивацион-ный момент, совместное целеполагание | Постановка цели урока и актуальности темы рисования иллюзий в различных техниках в эскизе. Информация о возможности применения иллюзий в повседневной жизни; совместное целеполагание. | Знакомятся с планом работы. Осмысливают цель урока. | Рабочая тетрадь ручки Альбом, карандаши | Слайд- презента ция | ПК 1.1. Определять виды и детали швейных изделий в эскизах и лекалах; свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп. | ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | |||
3 | Актуализация опорных знаний | Фронтальный опрос обучающихся по вопросам. Изучение нового материала. | Выступление обучающейся с презентацией «Оп-арт (или оптическое искусство)». Коллективное действие: слушают, отвечают на вопросы. Определение понятий: оптическая иллюзия, высококонтрастные цвета, кинетические эффекты | Рабочая тетрадь. Альбом | Слайд- презента ция | Понятия иллюзия в одежде, оп-арт | Анализиро-вать информацию, делать выводы и обобщения ОК 4 Эф-фективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде | ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; | ||
4 | Этап изучения нового материала | Разбор материалов. Выступление Преподавателя с презентацией «Виды иллюзий» Изучение нового материала, новых материалов для рисования и техник рисования. Повторение графических материалов для рисования. (Называйте правильно, используйте профессиональные термины) | Слушают, конспектируют. Задают вопросы. Делают наброски, зарисовки, эскизы с использованием средств рисования | Альбом, карандаш и, гелиевые ручки, линнеры, тушь, перья, кисти | Слайд- презента ция Образцы - рисунки | Этапы выполнен ия эскиза. Варианты рисования в технике линейно- графичес кого рисунка | ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ПК 4.1. Выполнять зарисовку (технический рисунок) модели. | |||
5 | Закрепление знаний, формирование умений Систематиза-ция знаний и умений | Выступление преподавателя с презентацией «Виды иллюзий» Обозначает возможности практического применения техники линейного рисунка при рисовании эскизов моделей. Объясняет ход работы при создании композиции с использованием предложенной техники. Выдача заданий группам: группа: Выполнение эскиза женской фигуры с использованием иллюзии контраста; группа: Выполнение эскиза женской фигуры с использованием иллюзии заполненного пространства; 1-2 группы: Решение кроссворда. Презентация выполненной работы группами. В ходе презентации кроссворда он обсуждается участниками. Время на работу 15 мин. Индивидуальная и групповая работа со студентами во время рисования на основе изложенного материала. | Выполняют задание на актуализацию знаний. Работа в группах по выполнению практических заданий (карточки задания 1-3); теоретич. и практич. материалы и рисунки. Слушают, конспектируют. Обращаются к видео материалам презентаций по теме «Виды иллюзий». Создают композиционные эскизы по заданию. Задают уточняющие вопросы. Выступают с выполненными работами, объясняют. Анализируют результаты. | Рабочая тетрадь ручки Альбом, карандаш и, геливые ручки, линнеры, тушь, перья, кисти | Слайд- презента ции Образцы рисунки | Системат изированы знания о возможно стях применения иллюзий в одежде и о вариантах рисования в технике линейно- графичес-кого рисунка | Системат изированы умения анализиро вать линейно- графическ ий рисунок; подходы выполнения творческих эскизов с использованием техники линейно- графического рисунка | ОК 1 Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; ОК 2 Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 4 Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде; ПК 1.1. Определять виды и детали швейных изделий в эскизах и лекалах; свойства и качество материалов для изделий различных ассортиментных групп. | ||
6 | Заключительный этап | Проводит рефлексию. Выставляет отметки с комментариями. | Вывод по уроку. Сообщение оценок (оценивание по 5-бальной шкале) с качественным анализом выполнения задания. | Рабочая тетрадь, ручки. |
Организационный этап занятия Преподаватель:
Здравствуйте, уважаемые студенты.
Отсутствующие?
Отмечает отсутствующих в журнале. Сообщение темы урока.
Мотивационный этап занятия*Рассказ о значимости темы.
Тема: “Зрительные иллюзии в одежде”
Зрительное восприятие дает человеку 90% всего объема информации.
Восприятие — это процесс отражения человеком предметов и явлений объективной действительности в ходе их непосредственного воздействия на органы чувств, а также создание чувственного образа предмета или явления, возникающего в процессе такого отражения (слайд 3)
Иллюзорность — это обманчивость зрительного восприятия. Причина зрительных иллюзий лежит как в физических свойствах предмета, так и в особенностях строения глаза. Зрительное восприятие обязательно включает в себя глазомерную оценку. Человек подсознательно отмечает равенство отрезков, их параллельность, пропорции, одинаковость фигур, даже если они повернуты относительно друг друга и т. д. Наблюдаемые объекты проецируются на сферические сетчатые оболочки глаз человека, которые у всех людей устроены примерно одинаково, поэтому зрительные иллюзии закономерны и объективны.
Иллюзии не на всех действуют одинаково: на одних они действуют очень активно и могут “разубедить” даже в знаниях этого предмета, а на других слабое действие.
Иллюзии могут быть обусловлены разными причинами (слайд 4).
Всего существуют 3 типа иллюзий:
Физические, возникающие в следствии отражения или преломления лучей света, когда мы видим изменения лучей света, когда мы видим изменение направления предмета (ложка в стакане чая) (слайд 5)
Физиологические, зависящие от нашего глаза (слайд 6, 7)
Психологические, к которым относятся восприятие смысла целой фигуры, направление внимания, прошлые опыты или зрительные иллюзии.
Мода — это не только вечное стремление человека к переменам, но и постоянная погоня за идеалом. Иллюзии издавна, и с большим успехом, используются для того, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной с точки зрения бытующей моды: сделать выше рост, фигуру стройнее, плечи уже или шире, грудь больше или меньше, талию тоньше и т. д. Костюм воспринимается только на фигуре конкретного человека, сливаясь с его индивидуальным обликом и манерами. Но не всегда фигура человека соответствует той форме костюма, модной одежде, которую хотелось бы носить. Поэтому в костюме следует подчеркнуть желаемые формы и замаскировать не выгодные (слайд 8)
Способы достижения нужного визуального эффекта.
Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т. е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т. д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т. д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т. д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план.
Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.
Рассмотрим основные зрительные иллюзии, которые необходимо знать при моделировании одежды.
1. Иллюзия переоценки вертикали (слайд 9)
Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.
Давайте посмотрим на экран (слайд 10):
Квадраты кажутся разными по величине, хотя на самом деле это не так.
Если к 1-ой фигуре подрисовать “шарф”, то фигуры зрительно вытянется. Студентам предлагается зарисовать в тетрадь прямоугольники.
2. Иллюзия заполненного пространства (слайд 11)
Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.
(Смотрим на экран)
Зрительно сравниваем между собой размеры квадратов и размеры прямоугольников.
Если нанести на юбку вертикальные линии и карманы накладные, то юбка зрительно станет больше, что приводит к увеличению объемов в области бедер.
Студенты зарисовывают в тетрадь манекен рис.1
Рис. 1
А теперь посмотрим на экран (слайд 12) и сравним фигуры. Сделайте вывод об их объеме.
(больше кажется фигура в блузке с рисунком)
3. Иллюзия переоценки острого угла (слайд 13)
Расстояние между сторонами острого угла кажется больше, чем оно есть на самом деле, а расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. В основном это касается оформления горловины. Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, а узкий и длинный, наоборот, расширяет (слайд 14)
Рисунок 2 Студенты зарисовывают в тетрадь манекены.
Рис. 2
4. Иллюзия контраста
Этот вид иллюзии рассмотрим на примере контраста форм, размеров и пластического рисунка. (слайд 15)
Маленькая форма рядом с большой еще больше уменьшается, а большая форма в окружении малых кажется еще больше (слайд 16)
В дизайне костюма эта иллюзия используется очень широко. Например, в большой шляпе голова будет казаться меньше, чем в маленькой; тонкая шея, окруженная широким вырезом горловины, будет казаться еще тоньше, худая рука в широком рукаве — еще уже, а сильно затянутая талия при широких бедрах сделает их еще шире (слайд 17)
5. Иллюзия полосатой ткани (слайд 18)
Выбирая расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос.)
При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, далее если сделать вертикальную вставку посередине (слайд 19)
(примеры на слайде, зарисовать в тетрадь)
Студенты зарисовывают в тетрадь примеры иллюзии.
Рассмотрим примеры иллюзии на фигурах и их влияние на объем тела (слайд 20, 21)
6. Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями (слайд 22)
Эта иллюзия основанная на асимметрии, к примеру, может создаваться тем, что левая половина костюма белая, правая – черная, левый рукав – черный, а правый – белый. Благодаря делению по вертикали можно сократить объем полной фигуры, придав ей некоторую стройность и динамичность.
Зарисовать в тетрадь (слайд 23 )
7. Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани (слайд 24)
Такой эффект наиболее часто встречается в моделях стиля оп-арт. Например, крупная клетка постепенно становится меньше и как будто уходит в пространство. Причем та часть, на которой расположена крупная клетка, кажется больше и объемнее, чем та, на которой клетка становиться меньше.
Поэтому, если вы не хотите привлекать внимание к какой-либо части фигуры, не располагайте на ней участки ткани с крупным рисунком. Лучше расположите мелкий узор, а крупный, нарастая, мягко переведет внимание на другую часть фигуры.
Иллюзия пространственности (зарисовать в тетрадь) (слайд 25)
8. Иллюзия психологического отвлечения (слайд 26,27)
Если мы хотим скрыть определенный недостаток фигуры, то внимание лучше направить на другое место в одежде или же подчеркнуть достоинства внешности. Например, при “тяжелом” низе фигуры внимание лучше привлечь к декоративному оформлению шеи, плечевого пояса и т. д.
4. Закрепление пройденного материала (слайд 28, 29, 30, 31)
К каким зрительным иллюзиям относятся следующие модели:
(студентам по очереди предлагается 8 моделей, при рассмотрении которых они совместными усилиями отвечают на вопрос)
1 модель - иллюзия полосатой ткани, зрительное расширение области груди
2 модель - Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани, зрительно кажется больше область талии и низа
3 модель – Иллюзия заполненного пространства, в области бедер увеличение
4 модель - Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями, область талии подчеркнута
5 модель – Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани, зрительно кажется больше область плеч и верхнего пояса
6 модель - Иллюзия полосатой ткани, область груди увеличена, а область талии подчеркнуто уменьшена
7 модель - Иллюзия заполненного пространства, в области груди увеличение
8 и 9 модель – Иллюзия заполненного пространства, 8 модель кажется больше в плечевом поясе за счет крупных кругов.
Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект (слайд 32). В последнем случае от модельера требуется особое внимание и такт. При этом можно использовать два абсолютно разных метода:
подчеркивание достоинств фигуры;
скрытие недостатков.
Первый метод иногда называют “французским”, а второй — “русским”. Например, тонкую талию полной женщины молено подчеркнуть кроем одежды или красивым декоративным элементом (поясом), привлекающим внимание. С другой стороны, ту лее фигуру можно одеть в прямое полосатое платье.
5. Подведение итогов урока
Хотелось закончить наш урок словами Фредерика Феккэи: (33)
Большинство женщин не осознают собственной красоты, зато они отлично знают о своих недостатках...
Желаю вам свои недостатки превратить в достоинства.
6. Домашнее задание.
Подобрать к каждой иллюзии по одной модели из журналов и оформить их в альбом.
Литература
В.В. Ермилова, Д.Ю. Ермилова "Моделирование и художественное оформление одежды" Москва, Академия 2000 г
Интернет-ресурсы
Проектирование одежды - http://clothing.tj/
Электронная библиотека Библиофонд – http://bibliofond.ru/view.aspx?id=30706
Осинка.ру - http://www.osinka.ru/Moda/Style/2004_Illusions-3.html
Рефлексия.
Прошу вас зафиксировать словами все, что связано с понятием «линейно-графический рисунок», «материалы и приемы линейно-графического рисунка» (демонстрируется слайд).
Заключительная формула вежливости. Спасибо за урок.
Самоанализ занятияПри планировании занятия основной целью урока были формировать и систематизировать знания и умения обучающихся по выполнению линейно-графических рисунков иллюзий, а также формирование общих и профессиональных компетенций.
Для их достижения необходимо было решить задачи обозначенные в плане:
Обучающая: формировать практические умения по выполнению линейно- графических рисунков
Развивающая: развивать абстрактное и творческое мышление, внимательность, наблюдательность;
Воспитательная: воспитывать интерес к своей профессии, чувство меры, гармонии, умения работать в команде;
Для достижения поставленной цели и решения задач были использованы разные формы и методы проведения занятия (игровой момент, электронные средства обучения). Полностью был раскрыт материал урока. Уровень изложения материала соответствовал уровню понимания материала обучающимися.
На протяжении всего занятия прослеживается логическая последовательность и взаимосвязь этапов.
Занятие основано на принципах деятельностного подхода. Все этапы занятия логично связаны друг с другом, что позволило не только рационально распределить время, отведенное на занятии, но и обеспечить хорошую психологическую атмосферу общения, деловой контакт, выдержать структуру и ход занятия.
Применение различных методов обучения на занятии (в том числе активных) способствовало формированию умений и навыков на основе полученных знаний.
Содержание учебного материала и способы его освоения соответствовали принципам компетентностного подхода и целям занятия.
На занятии осуществлялись междисциплинарные связи с учебными дисциплинами
«Материаловедение», «Конструирование».
В начале занятия обучающиеся дали определения, ответили на вопросы по теории предмета. На занятии обучающиеся ознакомились с новыми техниками рисования, применили их, а также дали самостоятельную оценку своей работы, включая применяемые приемы и материалы, а также особенности изображаемой иллюзий.
На занятии обучающиеся характеризовали виды иллюзий, торжественного и повседневного назначения, постижерные дополнения, также были ознакомлены с различными конкурсными работами. Это способствовало проявлению интереса к будущей специальности, следовательно, методическая цель урока «Формирование интереса к профессии у обучающихся на дисциплинах профессионального цикла» достигнута.
ЗаключениеСоздание методической разработки занятия позволило систематизировать весь необходимый дидактический материал к занятию, выстроить логично структуру занятия, на основе цели и задач определиться с выбором методов и средств обучения, методов контроля. Методическая разработка практического занятия содержит все дидактические материалы, которые будут использоваться на занятии.
В данной методической разработке занятия для обучающихся по профессии «Мастер по изготовлению швейных изделий» по дисциплине «Спецрисунок», теме «Виды иллюзий. Особенности телосложения фигур и роль иллюзий» представлена методика организации занятия. Методическая разработка отражает особенности ведения современного занятия на принципах деятельностного обучения: мотивационные приемы, использование интерактивных приемов обучения, сочетание индивидуальной, групповой и фронтальной форм работы при выполнении задания, рефлексии. На занятии предусмотрена самостоятельная работа обучающихся. Через объяснение материала по теме с помощью презентаций, с использованием компьютерных технологий. Все это позволило формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции, что в полной мере отвечает требованиями ФГОС.
В методической разработке прослеживается связь теории с практикой и межпредметные связи.
Список литературы для преподавателяЕрмолаева М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности [Текст]: учебно-методическое пособие/М.Г. Ермолаева.– Санкт-Петербург: Изд-во КАРО, 2011.– 157 с.
Ефименко, А. Ю. Из опыта применения новых образовательных технологий [Текст]
/ А. Ю. Ефименко // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2015. – №7. – С. 27-34.
Малыгина, С. Ю. Учебное занятие в условиях реализации модульно- компетентностного подхода [Текст] / С. Ю. Малыгина // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2012. – №11. – С. 100-108.
Матяш, Н. В. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение [Текст] : учеб.пособие / Н. В. Матяш. – 3-е изд., стер. – Москва : Академия, 2014. - 160 с.
Новиков, А. М. Понятие о педагогических технологиях [Электронный ресурс] / А.М. Новиков. - www.anovikov.ru. - Режим доступа. - http://www.anovikov.ru/artikle/met_sys.htm, свободный. – Заглавие с экрана.
Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения [Текст]: учеб.пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова; ред. Л. Н. Вавилова. – Москва: Академия, 2008. – 176 с.
Панфилова, А. П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение [Текст] : учеб.пособие / А. П. Панфилова. – Москва Академия, 2009. – 192 с.
Пименова, Н. В. Технологическая карта учебного занятий как средство организации аудиторной самостоятельной работы обучающихся ОУ СПО [Текст] / Н. В. Пименова // Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». – 2013. – №2. – С. 56-74.
Приказ Министерства образования и науки РФ 14 июня 2013 г. № 464 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования» [Электронный ресурс] : режим доступа: http://минобрнауки.рф, свободный. – Загл. с экрана.
Разработка и применение профессиональных стандартов: словарно-справочное пособие / авт.-сост. : Лейбович А. Н., Волошина И. А., Новиков П. Н. и др. – Москва, 2014. – 33 с.
Савостина, С. С. Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций студентов [Текст]
/С.С. Савостина // Методист. – 2011.– № 4. – С. 38-41.
ПРИЛОЖЕНИЕ АЗадание №1 Дать определение понятию:
1.ИЛЛЮЗИЯ - ________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2.Перечислить три типа иллюзий:
1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________,
3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
ЗАДАНИЕ №2 Выполнение эскизов моделей с разными видами зрительных иллюзий
А) Иллюзия переоценки вертикали
Б) Иллюзия заполненного пространства
В) Иллюзия переоценки острого угла
Г) Иллюзия полосатой ткани
Д) Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями
Е) Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани
Карточка –задание №3
Цель работы: систематизировать и закрепить знания по теме: «Виды иллюзий».
Время: 5 минут.
Условия проведения:
Составить кроссворд, где главное слово «Иллюзия»
ПРИЛОЖЕНИЕ ГСлайды презентации