Методическая разработка занятия по робототехнике «Кулачок. Модель «Обезьяна-барабанщица»
Занятие 9-10.
Тема. Кулачковый механизм
Класс: 2
Цель: провести исследование работы кулачкового механизма.
Задачи:
ОбразовательныеПутем исследования к концу занятия обучающиеся должны понять как работает рычажной механизм и как влияет конфигурация кулачкового механизма на ритм барабанной дроби.
на примере конкретной модели обучающиеся должны понять процесс передачи движения и преобразования энергии.
Развивающие
Развивать у обучающихся алгоритмическое мышление, навыки конструирования.
Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность.
Воспитательные Повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных проектов. Формировать у учащихся стремления к получению качественного результата. Формировать навыки работы в команде: распределение между собой обязанностей, освоение культуры и этики общения.Оборудование: ноутбук, м/проектор, экран, конструктор LEGO WeDo, компьютеры с установленным ПО «LEGO WeDo», «Барабан» (лист картона, пластика или металлическая банка)
Формы работы: индивидуальная, индивидуально-групповая.
Этапы занятия | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Целеполагание и мотивация (15 мин) | Регулятивные УУД (Самоорганизация и организация своего рабочего места) Личностные УУД (Осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку, проявлять интерес к новому учебному материалу) Коммуникативные УУД - формулировать собственное мнение; - устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. Регулятивные УУД - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные УУД - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; - выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов. | Проверяет готовность кружковцев к занятию. Формулирует задание. На прошлых занятиях мы познакомились с вами с зубчатыми передачами, ременными передачами. Сегодня мы познакомимся с еще одним новым для нас механизмом, который применяется в двигателях внутреннего сгорания, в металлорежущих станках и других машинах для воспроизведения сложной траектории движения и выполнения функций управления. Давай посмотрим, как выглядит этот механизм (сборка механизма) Из набора выберите все детали, которые показаны на слайде: Из данных деталей постройте следующую модель: Для данной модели напишите программу: Понаблюдайте за движением модели. Что заставляет колесо двигаться вверх-вниз? Какая деталь используется? Какой она формы? Эта деталь называется кулачок. При вращении кулачка, колесо над кулачком движется вверх-вниз, отслеживая форму кулачка. То есть вращение кулачка создает колебательное движение колеса и его оси. Такой механизм называется кулачковым. И сегодня мы исследуем с вами работу этого механизма. | Дети проверяют. Дети собирают механизм по инструкции Составляют программу и проверяют действие механизма. Отвечают на вопросы учителя, определяя тему и цель урока. |
Установление взаимосвязей (15 мин) | Познавательные УУД - устанавливать причинно-следственные связи; -проводить анализ; - высказываться в устной форме. Регулятивные УУД - выполнять учебные действия в материале, - устанавливать причинно-следственные связи. Познавательные УУД. - уметь ориентироваться в своей системе знаний | Прежде чем приступить к конструированию, посмотрим фильм (ПО «LEGO WeDo») Беседа по просмотренной анимации: За счёт чего двигаются руки обезьянки? Что является источником звука барабанной дроби? Примеры каких других механизмов, совершающих похожие движения (вверх-вниз), вы можете привести? (Ручной насос, железнодорожный семафор, рука с молотком при забивании гвоздя) Обезьянка-барабанщица двигает руками вверх-вниз с определённым ритмом. Можно использовать рычаги, чтобы заставить руки обезьянки двигаться вверх и вниз, а кулачки - чтобы сделать эти движения разнообразными. Расскажите каким образом приводятся в движение руки обезьяны? (Энергия передается от компьютера на мотор. От мотора энергия передается сначала маленькому зубчатому колесу, затем, с поворотом оси вращения на 90° - коронному зубчатому колесу, насаженному на одну ось с кулачками. Кулачки поворачиваются и нажимают на рычаги, которые поднимают и опускают «руки» модели) Энергия превращается из электрической (компьютера и мотора) в механическую (вращение зубчатых колес, кулачков, движение рычагов). Как работает кулачок? Кулачок имеет яйцеобразную форму, поэтому соприкасающаяся с ними деталь совершает колебательное движение. | Смотрят анимированную презентацию. Отвечают на вопросы. Ученик показывает механизм на примере видео, рассказывает принцип действия |
Конструирование (20 мин с перерывом 10 мин.) | Коммуникативные УУД - контролировать действия партнёра; - использовать речь для регуляции своего действия; - умение работать в паре; - умение работать с пошаговой инструкцией. Коммуникативные УУД - формулировать собственное мнение; Познавательные УУД - проводить сравнение, анализ; - добывать новые знания; Регулятивные УУД - планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - высказывать свои предположения | Ваша задача собрать конструкцию «Обезьянки-барабанщицы» и исследовать работу механизма. Для этого соберите модель, следуя пошаговым инструкциям. Для безотказной работы модели «Обезьянка-барабанщица» необходимо, чтобы рычаги, опирающиеся на кулачки, могли свободно подниматься и опускаться. Поверхность, по которой должна барабанить модель, устанавливается непосредственно под руками обезьянки. Чтобы наша обезьянка могла двигать руками, что нам необходимо еще сделать? Как должна выглядеть наша программа?
Напишите программу для запуска мотора | Дети конструируют модель. Каждая пара показывает свою модель. Ответы учащихся (Надо запрограммировать нашу модель) Ответы детей (должен быть блок движения, мощности). Составляют программы. |
Исследование (15 мин) | Коммуникативные УУД - осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнера, уметь убеждать; - уметь работать в группе; Познавательные УУД - проводить наблюдение, эксперимент под руководством учителя; - устанавливать причинно-следственные связи; Регулятивные УУД - адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действий; - умение прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения цели. | Может ли обезьянка менять ритм игры на барабане? За счет чего этого можно добиться? (за счет изменения положения кулачка) В таблице экспериментирования зафиксируйте изменения положения кулачков, а также то, как каждое положение влияет на характер движений рычагов. | Учащиеся делают предположения Проводят эксперимент, фиксируют полученные результаты. |
Рефлексия (10 мин) | Личностные УУД - потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании; Коммуникативные УУД - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать свою позицию; - осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнера. Регулятивные - умение адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в области исследовательской деятельности. | Закончив исследование кулачков и рычагов, обсудим выводы для таблицы экспериментирования. Опишите, что вы видите и слышите, когда один кулачок сориентирован вверх, а другой - вниз, как это показано в первом ряду таблицы. Когда одна рука обезьянки поднимается, то другая опускается. При этом раздаётся равномерная барабанная дробь с частотой примерно два удара в секунду. Что происходит после изменения положения правого кулачка, как показано во втором ряду таблицы? Обе руки по-прежнему поднимаются и опускаются в разное время, но ритм барабанной дроби изменяется: тук-тук - пауза. При этом частота стука составит те же два удара в секунду. Что происходит после добавления ещё одного кулачка с правой стороны, как показано в третьем ряду таблицы? Правый рычаг поворачивается и наносит удары вдвое быстрее левого рычага. При этом частота стука возрастает до трех ударов в секунду: быстрые тук-тук-тук – пауза. Что происходит после добавления еще одного кулачка с левой стороны? Руки опять поднимаются и опускаются не одновременно, но в два раза быстрее, чем в первом примере, с частотой четыре удара в секунду: тук-тук-тук-тук. Беседует, связывая результаты урока с его целями. - Какие знания вам понадобились, чтобы создать вот такую модель «Обезьянки-барабанщицы»? - Ребята, а в жизни пригодятся эти знания? Как вы думаете где? - Молодцы! Вы хорошо потрудились. | Обсуждают полученные результаты с учителем, другими учащимися. Ответы учащихся |
Домашнее задание (5 мин) | | Ребята, дома подумайте над следующими вопросами: Как нужно изменить конструкцию рычажного механизма, чтобы укоротить плечо груза? А чтобы удлинить его? (Для этого следует изменить положение центра вращения, установив ось в другое отверстие балки) Что произойдет, если перенести центр вращения рычагов (ось) в другое отверстие в балке, чтобы изменить длину плеча силы рычагов и высоту, на которую они поднимаются? (В результате изменится сила ударов, что можно будет услышать) | Записывают домашнее задание |
1