Методическая разработка занятия «Наглядная геометрия» в 6 классе по теме «Равнобедренный треугольник»
Цели:
Предметные: сформулировать понятие равнобедренного и равностороннего треугольников, сформулировать свойства равнобедренного треугольника.
Личностные: развивать интерес к изучению геометрии и желание применить приобретённые знания и умения.
Метапредметные:
Регулятивные - определять и формулировать цель на уроке при помощи учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибки. Коммуникативные – уметь слушать и понимать речь других при фронтальной и парной работе. Познавательные – умение ориентироваться в своей системе знаний, осуществлять анализ объектов, находить ответы на вопрос в учебнике, преобразовывать информацию из одной формы в другую. формировать умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации, в окружающей жизни.
Ход урока:
1.Организационный этап
Проверить готовность к уроку: наличие ручки, карандаша, линейки, транспортира.
2. Актуализация знаний и сообщение новой темы (создание проблемной ситуации)
(На партах заранее выданные листочки с заданием Приложение 1)
- Ребята, посмотрите и ответьте на вопрос: какие фигуры, изображены на ваших листочках? (треугольники)
- Правильно, а вот и первое задание: Измерьте длины сторон данных треугольников и запишите их.
- Что вы заметили? (есть треугольники с равными сторонами) Верно. А кто уже догадался, какая тема сегодняшнего урока? (Равнобедренный треугольник)
Правильно, запишите тему урока в тетрадь. Вы уже встречали такой вид треугольника ранее? Какие цели мы перед собой поставим на этот урок? (Изучить равнобедренный треугольник)
3. Этап обобщения материала
- Итак, ребята, начнем с определения данной геометрической фигуры. Попробуем сформулировать и записать его. (Заслушиваем ответы учеников, приходим к определению)
- Ребята, а как вы думаете, называются стороны равнобедренного треугольника? (Ученики предлагают свои варианты)
-Давайте проверим.
- Назовите среди наших треугольников, какие являются равнобедренными?
(∆DEF, ∆MKN, ∆XYZ) Молодцы, следующее задание: выписать у этих треугольников боковые стороны и основание?
- Работа с каким треугольником вызвала у вас вопросы? (∆XYZ)
- Как называется такой треугольник? (Равносторонний)
- Является ли он равнобедренным? Что является боковыми сторонами и основанием? (Заслушиваем ответы учеников, приходим к выводу)
(На партах заранее выданные листочки с заданием Приложение 2)
Постройте в координатном углу треугольник ABC, если A(9;0), B(0;6), C(15;9)
- Кто справился с заданием? Что у вас получилось? (Равнобедренный треугольник АВС)
- Какие стороны этого треугольника являются боковыми сторонами, а какая сторона - основанием?
- Докажите, что треугольник равнобедренный?
∆ОАВ=∆АDС
ОВ=АD=6
ОА=СD=9
Значит АВ=АС-боковые стороны, ВС основание
4. Этап открытия нового знания
-Ребята, сегодня в рамках нашей темы, вы побудете немного математиками - исследователями. Вы будете работать в парах.
Постройте произвольный равнобедренный треугольник. Соедините середину основания с противоположной вершиной. Измерьте углы получившихся треугольников. Повторите эксперимент еще 2 раза и сформулируйте гипотезу.
(Ребята проводят эксперимент и записывают гипотезу. Заслушиваем ответы учеников, приходим к выводу: В равнобедренном треугольнике углы при основании равны. Отрезок соединяющий середину основания и противоположную вершину треугольника делит треугольник на два равных)
- Можно ли считать доказательством вашей гипотезы выполненные построения и измерения? (Выполненные построения и измерения нельзя считать доказательством гипотезы, так как могут быть погрешности в измерениях.)
5. Физкультминутка
6. Этап закрепления нового материала
- Ребята, перед вами наборы фигурок, наподобие игры Пентамино. Из них надо собрать равнобедренные треугольники.
7. Этап. Итог урока
Рефлексия.
Используемая литература:
Учебное пособие: Математика: 6 класс. Часть 1 / Г.В. Дорофеев, Л.Г. Петерсон – М. : Бином , 2018.
Приложение 1
Треугольник, ________стороны которого _________________________, называется___________________________
Две __________________стороны _______________треугольника называются _________________, а третья сторона ________________
Приложение 2
Приложение 3
Щукина Вера Александровна
Латышева Надежда Леонидовна
Щукина Вера Александровна