Урок по геометрии в 7 классе «Равнобедренный треугольник и его свойства»
Разработка урока геометрии
Автор: Давлетшина Гульнара Минефаритовна, учитель физики и математики МБОУ СОШ №13 г. Октябрьский Республики Башкортостан
Адрес ОУ: Республика Башкортостан г. Октябрьский ул. Садовое кольцо, 155
Тема урока: Равнобедренный треугольник и его свойства
Класс: 7 класс
Учебник: 7 класс: учебное пособие/А.Г.Мерзляк, В.М.Поляков (предназначено для углубленного изучения геометрии в 7 классе)
Урок: усвоение новых знаний.
Эпиграф к уроку: Лучший способ изучить что-либо - это открыть самому. (Д. Пойа)
Цель урока: создание условий для организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по изучению свойств равнобедренного треугольника и овладению умением решать задачи с использованием изученных свойств.
Задачи:
1) познакомиться с формулировками равнобедренного, равностороннего треугольниками; теоремой выражающей свойства равнобедренного треугольника. Практическим путем вывести следствия, вытекающие из теоремы. Научиться применять изученную теорему при решении задач.
2) развивать математическую речь учащихся и их творческую активность;
3) воспитать умение высказывать свою точку зрения, слушать других, принимать участие в диалоге, формировать способность к сотрудничеству.
Методы обучения: беседа, практический, проблемный, самостоятельный.
Формы обучения: индивидуальная, парная
Оборудование: компьютер, проектор, ЭФУ, экран, модели равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников.
Формируемые УУД:
|
личностные |
познавательные |
коммуникативные |
регулятивные |
|
Смыслообразование, самоопределение |
*общеучебные -формулирование цели *действия постановки и решения проблемы - формулирование проблемы -самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера |
*планирование - определение цели - способов взаимодействия партнеров *постановка вопросов -инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации *управление поведением партнера, точностью выражать свои мысли - контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение выражать свои мысли |
*целеполагание - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно *волевая саморегуляция -способность к волевому усилию преодоления препятствий -способность к мобилизации сил и энергии *оценка - осознание и выделение того, что уже известно и что еще подлежит усвоению - осознание качества и уровня усвоения *прогнозирование *контроль *коррекция *планирование - составление плана и последовательности действий |
Структура урока:
1. Самоопределение к деятельности.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
3. Первичное усвоение нового материала.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Физминутка.
6. Первичное закрепление нового материала
7. Итог урока
8. Домашнее задание
9. Рефлексия урока
КОНСПЕКТ УРОКА
|
Основные элементы урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
УУД |
|
1.Самоопределение к деятельности Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне |
Учитель создает положительный настрой на работу. - Ребята! Я рада вас видеть сегодня на уроке в хорошем настроении. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на уроке. - Я тоже желаю вам сегодня хорошей работы. |
Учащиеся здороваются с учителем |
Личностные (мотивация к изучению предмета) |
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
Новые знания мы не сможем открывать без повторения, поэтому начнем урок с устной работы. Устная опрос: 1. Определите вид треугольника: А) Б
В)
2. В треугольнике АВС отрезок ВD делит угол АВС на два равных угла. Как называется отрезок ВD?
3. В треугольнике АВС отрезок АМ делит сторону ВС на два равных отрезка ВМ = МС. Как называется отрезок АМ?
4. В треугольнике АВС отрезок СС1 перпендикулярен стороне АВ, отрезок ВВ1 перпендикулярен продолжению стороны АС. Как называются отрезки СС1, ВВ1?
5. В треугольнике АВС отрезок AD является медианой. Чему равна длина стороны ВС, если длина отрезка BD равна 3 см?
6. Чему равна градусная мера угла ВАС, если АD – биссектриса треугольника АВС, а угол ВАD равен 35°?
7. Отрезок ВD – медиана треугольника АВС, отрезок ВЕ – медиана треугольника DBC. Чему равна длина отрезка ЕС, если отрезок АС равен 20 см?
|
Устно отвечают на вопросы |
Познавательные (вспоминание информации, ранее изученной, развитие внимательности) Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют мысли Коммуникативные: выражают свои мысли и аргументируют |
|
3. Первичное усвоение нового материала Цель: создать проблему определения равнобедренного, равностороннего, разностороннего треугольников |
Учитель показывает модели трех треугольников (равнобедренный-прямоугольный, равносторонний-остроугольный, разносторонний-тупоугольный) и просит учащихся определить у каждого треугольника его особенности (проблема). Учитель: Как вы думаете, достаточно ли назвать первый треугольник-прямоугольным, второй треугольник- остроугольным, третий-тупоугольным? Что еще можно в каждом треугольнике выявить (проблема)? |
Определяют и формулируют тему |
Личностные (мотивация к изучению темы); Регулятивные (постановка цели) |
|
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: практическим методом доказать, |
Дети рассаживаются в группы по 4 человека. Учитель каждой группе раздает по 3 треугольника. Задания учителя: Задание 1: С помощью линейки измерить длины сторон треугольников и определить, что в каждом треугольнике особенное. Учитель предлагает высказать результаты практической работы. Учитель помогает формулировать учащимся определения данных треугольников: 1) Треугольник, две стороны которого равны, называется равнобедренным. Равные стороны называются боковыми, а третья сторона – основанием равнобедренного треугольника.
2) Треугольник, все стороны которого равны, называется равносторонним.
3) Если в треугольнике длины всех сторон различны, то такой треугольник называют разносторонним.
Задание 2: С помощью транспортира в равнобедренном, равностороннем и разностороннем треугольниках измерить градусные меры всех углов. Задание 3: Провести в равнобедренном, равностороннем и разностороннем треугольниках высоты, медианы и биссектрисы. |
Работа в группах по 4 человека или в парах, где ребята решают проблему, выполняя практическую работу Делают развернутый вывод: 1) Первый треугольник является не только прямоугольным, но у него еще и катеты равны между собой. Вывод: У первого треугольника две стороны равны. 2) Второй треугольник является не только остроугольным, у него все стороны равны. Вывод: У второго треугольника все стороны равны. 3) Третий треугольник является тупоугольным, но в отличии от первого и второго треугольников у него все стороны имеют разные длины. Вывод: длины всех сторон третьего треугольника различны. Учащиеся зарисовывают новые виды треугольников в тетради. Делают развернутый вывод: 1) в равнобедренном треугольнике углы при основании равны; 2) в равностороннем треугольнике все углы равны по 60°; 3) У разностороннего треугольника нет равных углов. Делают развернутый вывод: 1) в равнобедренном треугольнике биссектриса, высота и медиана, проведенные к основанию равны; 2) в равностороннем треугольнике биссектриса, высота и медиана, проведённые из одной вершины, совпадают. 3) в разностороннем треугольнике биссектриса, высота и медиана не совпадают. |
1. Регулятивные: -целеполагание учебной задачи, -планирование, -прогнозирование. 2. Познавательные: - поиск выхода из затруднительной ситуации, анализ информации, выявление закономерностей и формулирование выводов 3. Коммуникативные: умение работать в группе/паре и умение слушать и слышать |
|
5. Физкультминутка |
|||
|
6.Первичное закрепление нового материала Цель: научить решать задачи, применяя новые знания, полученные на уроке. |
1. Работа с ЭФУ: Оглавление-список электронных образовательных ресурсов, использованных в книге: § 9. Равнобедренный треугольник и его свойства
|
Интерактивные задания 1 - 7 решают устно. Интерактивные задания 8-9 (задачи № 9.9; 9.11 со страницы 66 учебника) решают письменно: записывают в тетрадь, решают их (скриншоты заданий в приложении 1) |
Коммуникативные отработка нового материала в речи и письме Регулятивные: контроль выполненной работы |
|
7. Итог урока Цель: включение нового знания в систему знаний, решение задач на повторение |
Прием критического развития мышления. Тест «Да» или «Нет» 1. Треугольник, две стороны которого равны, называется равнобедренным. 2. Равносторонний треугольник не является равнобедренным. 3. Если в треугольнике длины всех сторон различны, то такой треугольник называют разносторонним. 4. В равнобедренном треугольнике биссектриса, высота и медиана, проведенные к основанию равны. 5. В равностороннем треугольнике биссектриса, высота и медиана, проведённые из одной вершины, не совпадают. |
Устно отвечают |
Познавательные: оценка процессов и результатов деятельности Регулятивные: осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению |
|
8. Домашнее задание Цель: обсуждение домашнего задания |
Учитель задает задание и объясняет на что обратить внимание. § 9 выучить теоретический материал (стр.63-65), решить задачи № 9,3; 9,10; 9,15. Домашнее задание можно посмотреть в Электроном журнале. |
Записывают задание |
|
|
9. Рефлексия урока Цель: организовать рефлексию по поводу мотивации своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками |
Учитель акцентирует внимание на конечный результат учебной деятельности. Закончите фразу Я сегодня на уроке: узнал…. научился…. могу… |
Формулируют конечный результат своей деятельности |
Личностные: умение анализировать и характеризовать состояния в связи с изучением новой темы; оценивать собственную учебную деятельность; свои достижения, самостоятельность, ответственность, причины неудач |
Приложение 1

Интерактивное задание 6

Интерактивное задание 7

Интерактивное задание 8

Интерактивное задание 9

Приложение 2
Презентация





























