Методическая рекомендации по теме «Функциональные обязанности штурмана в походе» (6–11 класс)
Туристский клуб «Восхождение». «Функциональные обязанности штурмана в походе». Авторы: Пахомов А.Е., Кононова Е.В.
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Дом детского творчества Центрального района Санкт-Петербурга "Фонтанка-32"
Туристский клуб «Восхождение»
Методическая рекомендации по теме:
«Функциональные обязанности штурмана в походе»
Авторы:
Пахомов Александр Евгеньевич,
Кононова Елена Владимировна
педагоги дополнительного образования,
туристский отдел ГБУ ДО ДДТ “Фонтанка 32”
Мобильный телефон: +7-921- 924-63- 61
e-mail: alexandrpakhomov@gmail.com
Санкт - Петербург
2020 г.
Пояснительная записка: штурман в походе - важная должность, именно от него зависит движение группы на маршруте. Штурман – человек, который отвечает за подготовку карт, схем, ведет непрерывное ориентирование в пространстве и во времени сам и подключает к этому процессу в случае необходимости членов группы. Руководителю группы важно построить процесс обучения так, чтобы штурман четко и ясно понимал свои функциональные обязанности, а также понимал схему подготовки к каждому новому маршруту. Данная разработка проясняет детальный план подготовки штурмана к походу. Для лучшего понимания структуры деятельности штурмана данный план подготовки разделен на три части: до похода, в походе, после похода.
Цели:
Дать теоретическую основу специфики функциональных обязанностей штурмана в походе
Прояснить логику подготовки штурмана к маршруту
Научить обучающихся штурманским навыкам
Целевая аудитория: руководители спортивных походов, будущие инструктора детско-юношеского туризма, младшие инструктора, юные туристы.
Штурманство | ||
Предпоходная подготовка | Примечание | |
1 | Определить вместе с руководителем район похода и категорию сложности исходя из опыта участников, их запросов и целеполагания | Выбор категории сложности похода чаще всего вытекает из логики обучения конкретной группы. После года занятий группа может пойти в 1 к.сл., в следующем году во 2 к.сл. Данный процесс может проходить как «по нарастающей», так и с периодами, закрепляющими полученный опыт походами той категории сложности, которая уже была пройдена. «Единичка», пройденная в условиях Ленобласти, далеко не равна «единичке» на Кольском п-ове. То есть усложнение можно делать внутри одной категории. Категорию сложности штурман вместе с руководителем выбирают исходя из опыта участников, их запросов и целеполагания для группы. Выбор района похода также зависит от множества факторов. Некоторые из них: наличие нужного рельефа для отработки необходимых навыков, близость к проживанию, в целом, доступность региона для туристских походов, степень автономности (на решение может повлиять как наличие большей автономности, так и ее отсутствие, зависит от группы) и др. |
2 | Ознакомиться с различными картами района путешествия, а также космоснимками региона похода | Для всестороннего ознакомления с картами района похода советуем пользоваться сайтом nakarte.me, это удобный ресурс с множеством слоев-карт, с подключаемым слоем каталогом перевалов турклуба «Вестра», здесь можно рассчитывать расстояние (есть электронная рулетка), узнавать координаты, ставить точки, просматривать профиль высот трека. Также стоит обратить внимание на ресурс Google Earth - космоснимки, по которым можно тоже ориентироваться и узнавать о характере рельефа в том или ином месте. Также неплохой программой является SasPlanet - она обладает большим функционалом по работе с картами, треками и пр. |
3 | Ознакомиться с отчетами по походам этого района путешествия и другой (краеведческой) литературой, чтобы выбрать\разработать маршрут похода | Ознакомление с отчетами - важный элемент безопасности. Руководитель и штурман должны ознакамливаться с ними на предмет «реальной», актуальной обстановки на местности. В отчетах туристских групп много ценной информации: описание пути, километраж, временные отрезки, за которые проходит группа тот или иной отрезок, особенности местности, фотографии. Помимо знакомства с отчетами также можем посоветовать живой контакт с авторами этих отчетов, живой рассказ всегда лучше написанного текста. Как правило, руководители оставляют свои контакты для связи. Актуальные сайты с отчетами: и другие… |
4 | Разработать «нитку» маршрута, мест посещения (выбор начального и конечного пункта, схемы движения между ними) | Наметить пункты, из которых начнется поход и где он закончится. Наметить интересные для посещения объекты и основные маршрутные точки, препятствия. Наметить удобные и безопасные места стоянок (ночевок). Для ночевок желательны зоны леса (хотя при наличии газовых горелок возможны стоянки и в безлесной зоне), открытые участки лучше не выбирать, так как возможен сильный ветер. Стоянки летом должны устраиваться в близи водоемов или источников воды, желательно наличие сухих дров, красивых пейзажей (все условия соблюсти очень трудно). |
5 | Разбить маршрут похода на дни пути, создать "расписание, график" движения по маршруту по дням. Выбрать предполагаемые места ночевок, посчитать километраж | Л учше всего это делать в таблице с такими столбцами: День (порядковый), Активный ходовой день, Дата, Маршрут (участок пути), способ передвижения, Километраж, Километраж с коэффициентом (если необходим), набор и сброс высоты, высота ночевки (для горных походов). Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности (препятствия, затрудняющие движения, занимают более 30% ее площади) измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2. Перепады менее 100 м не учитываются. |
6 | Разработка запасных вариантов и экстренных (аварийных) сходов с маршрута | Запасной вариант — это вариант обхода сложного препятствия при неблагоприятных метеоусловиях, плохом самочувствии участника, травме - одним словом, когда нужно обойти сложный участок более простым путем. И таких вариантов надо придумать на каждое сложное препятствие: определяющие перевалы и вершины, броды и др. Аварийные выходы — пути эвакуации группы простейшим путем к людям, в населенный пункт. Нужда в нем возникает, если в группе случилось серьезное ЧП, есть заболевшие участники, необходимо вызвать помощь и т.п. Обычно их определяют из самых дальних точек маршрута. Запасные варианты и аварийные выходы должны быть отражены как в маршрутной книжке, так и на рабочей карте. |
7 | Сбор и распечатка данных о препятствиях на маршруте (из отчетов о походах, путевых записей и пр.), сбор фотографий определяющих препятствий (минимально 5-10 на каждое препятствие). Если поход проходит в зимне-весенний период в лавиноопасном регионе, желательно в фотографии определяющих препятствий вставлять также и летние снимки. Это необходимо для понимания слоя рельефа, на котором держится снежный покров. | |
8 | Создание рабочей карты похода для маршрутной книжки и в поход (нанесение на карту условных обозначений). | Рабочая карта должна быть подписана: что за поход, какой категории сложности, район похода, руководитель, даты похода. Сама карта должны быть хорошего разрешения, без пикселей и смазанностей для лучшего просмотра ее. На карту наносится красной линией основной вариант маршрута, треугольником обозначается место лагеря и рядом с ним даты ночевки. Синим цветом обозначаются радиальные выходы, зеленым - запасные варианты маршрута. Также необходимо обозначить на карте все определяющие препятствия маршрута (с подписями их категорийности и высоты). |
9 | Подготовка\распечатка карт для похода, ламинирование карт. | Удобнее, чтобы в походе было 2 вида карт: первый - общая со всем районом похода (или с участком похода), второй - карты на день. Ламинирование карт - хороший способ защитить карты от влаги. Для ламинирования есть два способа. Первый - ламинировать через специализированный ламинатор (этот способ достаточно надежен и прост, может потребовать вложения финансов на пленку). Второй - «ламинировать» скотчем с обоих сторон карты (бюджетный вариант, но менее влагостойкий). |
10 | Создание\распечатка перевальных записок (актуально для летних, чаще всего горных походов) | П ример перевальной записки. Перевальная записка оставляется в перевальном туре после посещения группой перевала или вершины. Оставив свою записку в туре, группа забирает с собой записку ранее прошедшей по этому участку маршрута группы. После окончания категорийных походов МКК рассматривает отчётные документы туристических групп для решения вопроса о зачёте этих походов. При этом МКК засчитывает путешествие, если во время него туристы прошли заранее намеченный маршрут, сдали отчёт о путешествии и подтвердили прохождение маршрута снятыми с перевалов и вершин контрольными перевальными записками. Обычно бланки контрольных перевальных записок установленного образца распечатываются заранее в городе в таком количестве, чтоб их хватило оставить на всех планируемых перевалах/вершинах. В самой записке обязательно нужно точно указывать географический объект, где оставлена записка (перевал, вершина, тур, и т.п.), а также откуда и куда движется группа. Кроме этого в записке коротко описывается погода на этот момент: ветер, дождь, снегопад, вьюга, гроза, низкая облачность, туман, ветер, и т.п. В тексте записки можно указать свои контакты (эл.адрес, телефон). Самый удобный способ хранения записки - положить в п\э пакет, а далее упаковать в контейнер, пластиковую баночка из-под витаминов. Капсула с запиской прячется в центр тура и фиксируется камнями. Прятать записку нужно так, чтоб её можно было логически найти: во время снегопада/обледенения её местоположение в туре должно угадываться. То есть, тонна камня над запиской – это надёжно, но раскапывать такую записку никто не будет. |
11 | Проверка правильности заполнения маршрутной книжки, особенно разделов, связанных с маршрутом, рабочей картой и др. | |
12 | Защита и заявка маршрута похода в маршрутно-квалификационной комиссии | Заявка маршрута в МКК может осуществляться как штурманом, так и руководителем (или совместно). На заявку необходимо принести: маршрутная книжка заполненная - 2-3 шт (одна - экземпляр МКК, вторая - в поход, третья - для бухгалтерии (если надо), рабочая карта, курвиметр, описания сложных участков, фотографии определяющих препятствий. Для заявки походов 2 и выше к.сл. необходимо принести справки о туристском опыте. Тот, кто заявляет маршрут должен знать все нюансы маршрута (места стоянок, предполагаемое наличие дров, места бродов, техника прохождения их, способы прохождения препятствий (перевалов, вершин и пр.), предполагаемые места обеденных перекусов и др.). |
13 | Распределить ведущих штурманов по дням (в зависимости от целей и задач похода, опыта участников, ведущими штурманами могут быть от 1 до 2 человек, более 2 нецелесообразно, неудобно) | Лучше всего делать в общей таблице, где есть распределение дежурных, штурманов, физоргов (избегать пересечений). На сложные участки стоит ставить опытных участников, ориентирующихся в нюансах прохождения препятствий. |
В походе | ||
1 | Выдавать\забирать ведущим по маршруту необходимые карты, описания и фотографии определяющих препятствий. Помогать при необходимости ведущим при ориентировании и ведении группы | Накануне штурман выдает ведущим по маршруту карту и описания, чтобы они заранее могли ознакомиться с ними. По завершения дня, карты и описания обратно забираются штурманом, дальше они понадобятся при написании отчета на обратном пути. Как правило, штурман проговаривает с ведущими стратегию ведения группы на день (режим ходьбы и привалов, особенности ориентирования и пр.), при необходимости помогает на самом маршруте. |
2 | Контролировать ведение хронометража на маршруте (время переходов, привалов, трапез и пр.) | Напоминать хронометристу и ведущим, чтобы те следили за временем отрезков пути, привалов, обеденных перекусов и пр. |
3 | Контролировать своевременность составления технического описания ведущими штурманами | Усердно напоминать ведущим, чтобы те записывали всю важную информацию о пути следования по маршруту. |
4 | Помогать писать техническое описание, редактировать его. | При необходимости помогать составлять техописание (корректировать формулировки, указывать на важные элементы, которые стоит отразить в описании и др.) |
5 | Вместе с ведущими дополнять и корректировать карту, при необходимости. | При несоответствии карты с местностью отметить это место и в описании отразить реальное положение дел на местности, затем это отразить в отчете. |
6 | Помогать фотографам в определении мест съемок. | Штурман помогает фотографу в нахождении ключевых точек для фотографирования группы. «Съемка производится при прохождении препятствий, в ключевых точках маршрута, по возможности, на фоне известных географических объектов: а) при прохождении перевалов и вершин: - фотографии на подходах (вид на препятствие со стороны подъема и/или спуска) с нанесенным маршрутом; - фотографии на подъеме и спуске (участки различного горного рельефа - скалы, ледники, преодоление трещин и т.д.), отражающие применяемые технические приемы при прохождении сложных участков, их характер и крутизну; - фотографии на седловине, вершине с опознанием окружающего ландшафта; б) при прохождении водных маршрутов приводятся: - фотографии, кинограммы (серии фотографий) и видеоматериалы ключевых мест порогов при их прохождении участниками (судами)» (РЕГЛАМЕНТ по спортивному туризму. Туристско-спортивные мероприятия, связанные с прохождением туристских маршрутов. 2008) |
После похода: | ||
1 | Обработка данных GPS - трека, записанного в походе («вычистить» трек, «вынуть» необходимые данные из трека для отчета (высотный график, километраж, координаты значимых мест) | Вычищать трек после похода необходимо, так как GPS записывает все мелочи, «крюки» на маршруте, которые в реальности удлиняют километраж, необходимо добиться чистого трека (без записи хождений в туалет, поиска места для лагеря, блужданий и пр.). Также важно «вынуть» из трека такие данные: высотный график (общий и на день), координаты значимых мест, километраж). |
2 | Сбор описаний с ведущих штурманов, корректировка и дополнение их описаний | Штурман в данном случае выступает как помощник и человек, который помогает обучению участников навыку составления технического описания. |
3 | Активным образом участвовать в написании отчета о походе | Все технические описания дней проходят 4 «сита», прежде чем оказаться в отчете. 1. Записи о прохождение по каждому дню заносятся в специальный штурманский дневник, каждый ведущий делает пометки по пути. 2. На обратном пути в поезде каждый ведущий дня на отдельном листе бумаги (или у себя в смартфоне) соединяет свои путевые заметки в единый текст по своему дню. Далее - этот текст проверяется руководителем группы, если нужно, вносятся коррективы 3. Следующий этап - редактирование штурманами всех описаний в домашних условиях, набор их в электронном виде, вставление дополнительных данных - координат, фотографий, исправление ошибок и проч. 4. Ну и последним «ситом» оказывается руководительская правка и редакция, здесь текст «причесывается» до более благообразного вида, исправляется ошибки, не исправленные штурманом. |
4 | Составление графика движения похода | Удобнее всего делать в таблице с такими графами: день пути, дата, участок маршрута, километраж, километраж с коэффициентом (если необходимо), описание пути прохождения (краткое), погодные условия. |
5 | Составление высотного графика похода (и каждого дня по отдельности) | Д елается на основе трека похода. Удобнее всего делать в: nakarte.me, sasplanet, Google Earth. Скриншоты высотного графика берутся с этих ресурсов, далее в графических редакторах проходят обработку-дополнение (высота, подписи мест лагерей, дат, определяющие препятствия, значимые места на маршруте). Удобнее всего делать в программе Paint.net или Photoshop. |
6 | Предоставление обзорных, рабочей маршрутной карты похода и карт на день для отчета (если необходимо, то внести корректировки на карте исходя из полученных в походе данных) | П римеры: Обзорная карта М аршрутная рабочая карта Карта на день |
7 | Написать выводы и рекомендации в отчет о походе о деятельности штурмана (особенности маршрута, локальных препятствий, способы оптимизации маршрута, другие полезные данные). |
Список рекомендуемой литературы:
http://nkosterev.narod.ru/met/ob_tyr.html - Н.А. Костерев «Туристские должности в походе»
Ю. С. Константинов « Детско-юношеский туризм», Москва, 2006г;
«Справочник инструктора детско-юношеского туризма», составители: Костерев Н.А. и Самохина Т.А.; Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества; 2001 г.
http://bmsi.ru статья «Распределение обязанностей в туристической группе». Ю. Константинов. Газета «Спорт в школе» Издательский дом «1 сентября» от 15. 06.2008 № 12
Краткий справочник туриста. Автор-сост. Ю.А. Штюрмер 3е издание, с изменениями и дополнениями –М.: Профиздат. 1985г
10