Методическая рекомендация «Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе. Для классных руководителей»

4
0
Материал опубликован 30 September 2019

Автор: Наталия Анатольевна Семенова, педагог-психолог


Организация: БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии



Методическая рекомендация.

Травля в школе, феномен насилия и буллинга в школе. Для классных руководителей.

Мы с вами поговорим вообще что такое буллинг и чем но опасен.

Разберем жертв и буллеров, особенности участников травли.

И самый главный и актуальный вопрос, что делать педагогу?

Как решать проблемы травли в школе?

Тема очень важная и серьезная. И это проблема беспокоит нас не со вчерашнего дня, а уже давно и доказательством это литература и киноиндустрия. Достаточно вспомнить Гоголя «Шинель» как травили там (Башмачкина), так же можно вспомнить фильм «Чучело» 1983 г.

Ну что же такое буллинг?

Буллинг – это от английского булли – хулиган драчун, задира и означает оно, что один человек или несколько лиц систематически физически или психологически издеваются над другим человеком.

Есть еще понятие мобинг, буллинг и гиберуллинг.

Мобинг – это когда толпа преследует одного человека.

Кибербуллинг – это такое новое явление, когда издевательства происходит в интернет пространстве.

Булинг – общее понятие это систематические издевательства одного лица или группы над другим человеком.

В буллинге всегда происходит неравенство сил агрессора и жертвы, как правило, у жертвы нет ни друзей, ни защитников, а у агрессора как раз вся мощь и всё на стороне агрессора. И эти издевательства и насмешки обязательно повторяются, т.е. систематически и постоянны это буллинг, а единичный случай это не буллинг это конфликт. Конфликты у нас бывают у всех, что - то не поделили, поругались, потом помирились - это просто конфликт. Иногда это сложно различить, но это нужно уметь делать, чтобы работать с этим явлением.

Учителям действительно трудно, потому что специально их не учат как работать в случае насилия и буллинга в школе и действительно довольно сложно самим разобраться и справиться с этой проблемой, но конечно же вы пытаетесь что то сделать что бы ситуацию исправить обращаетесь за помощью к психологам, да конечно это здорово. Но большинство предпочитают оставаться на стороне, либо замалчивают или считают что это временный какой то конфликт, а не травля, но, к сожалению последствия бывают довольно таки серьёзными.

Вот ответьте мне, пожалуйста, на вопрос. Как вы думаете к, чему может привести буллинг и какие последствия, как вы считаете?

Да школьное насилие оно буквально ломает личность, прежде всего жертвы и его последствия сказываются во взрослой жизни человека. У них возникают, какие - то невротические расстройства, неуверенность в себе, им сложно будет устроиться на работу во взрослой жизни и часто они остаются одиночками, но не только жертвы испытывают трудности также наблюдатели и агрессоры.

Виды буллинга:

Физический - это понятно да, тут пинки драка и т.д.

Психологический - это обзывания клички оскорбления слухи и т.д.

Экономический - это вымогательство отбирание денег порча вещей.

Кибербуллинг - это когда атака происходит в интернете.

Участники травли и их особенности.

Мы с вами рассмотрим:

- жертву

-буллер или агрессор

-пассивные участники, т.е. сторонники

-наблюдатели

-защитники

- Жертвами травли может стать любой человек, кто угодно, это не обязательно крупные двоечники, но и крупные отличники, любимчики учителе, дети с дефектами, маленькие, толстые, маменькины сыночки, ябеды, дети немеющие крутые телефоны, дети плохо обеспеченных родителей и т.д. Важно знать жертвой буллинга может стать любой человек и в любом возврате и даже в любой стране мира. И важно помнить, что никогда нет причин для травли в самом ребенке это причина в самой группы. И поэтому очень важно помнить, что ребёнок ни в чём не виноват, что на него идёт травля.

-Буллер агрессор. Считается, что буллером становятся дети интеллектуально недоразвитые из неблагополучной семьи, дети которые ведут себя неадекватно и т.д.. Но это не так, буллерами могут стать не только из неблагополучных семей, также из состоятельных семей это могут быть и бывшие жертвы, над которыми издевались это дети которых бьют и унижают дома. Это дети, которых дома любят и слишком превозносят над другими и чаще всего агрессоры сознательно выбирает себе жертв и совершают такие поступки, они желают получить конкретный результат и исходя из этого можно выделить мотивы буллеров:

- Скучающий буллер он себя так развлекает, через агрессию, он придает смысл и ценность своего пребывания в школе.

-Властолюбивый буллер – самоутверждается, за счет унижений других

-Мстивый буллер – он мстит, т.е. может он раньше был жертвой и теперь он мстит из-за ранее пережитых несправедливостей.

- Уязвленный буллер – проявляет агрессию из-за негативных чувств, связанные с собственными неудачами (т.е. у него все плохо), ищет «козла отпущения».

- Пассивные участники травли это те, кто примыкают к лидеру, это могут быть его друзья, соратники или просто быть рядом агрессором, чтобы не стать жертвой. Это обычно те дети, которые боятся противостоять лидеру, боятся оказаться на месте жертвы, пытаются стать частью большинства, может быть просто, кто - то развлекается (пойдем, посмотрим, что там ха-ха-ха как интересно). Сюда же относятся дети, которые привыкли к насилию дома.

Ну, дальше у нас НАБЛЮДАТЕЛИ. Это дети, которые не наносят удар, они не обижают, не оскорбляют, не снимают на видео, как сейчас это модно, да, но они видят эту травлю, в тоже время не одобряют эту травлю, но в то же время ничего не говорят и не предпринимают, т.е. это не мое дело. Часто именно из этой категории дети, которые все - таки решаются рассказать учителю или дома родителям, что - то не так.

Есть еще и ЗАЩИТНИКИ, но именно в ситуации травли, как правило, защитников не бывает, потому что если есть защитник, то это уже превращается в конфликт, который как то можно решить, а вот травля это как раз когда нет защиты, это один против всех или все против одного. В травле так таковых защитников и нет, если они были бы, то не так и страшно было бы.

Как же определить наличие буллинга?

Да очень сложно определить конфликт это или же травля? Педагогу сложно, потому что он занят процессом обучения, ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и еще куча бумаг, нужно много всего успеть, тут действительно бывает, что поднять голову сложно, сложно понять, что происходит, но и травля обычно происходит не заметно, либо на переменах или когда идут домой.

Поэтому тут показателями могут быть обращения родителей, что его ребенка обижают это первое, и обращение других детей, которые видят эту травлю и могут рассказать. Если же никаких обращений не поступает, то вам помогут признаки буллинга, которые должны насторожить учителя:

    Ребенок вдруг начинает болеть и не ходит в школу

    Нечастый депрессивный вид

    У него нет друзей

    Никто не хочет с ним сидеть за одной партой

    Ребенок является постоянным объектом шуток и юмора

    Снижается успеваемость

    Его никуда не зовут, к нему никто не ходит, не разговаривают

    На переменах всегда один.

Вот очень хотелось бы, что бы учителя все эти признаки замечали, и еще очень хорошо может помочь здесь метод «Соцеметрии».

Причиной буллинга может быть что угодно, это манера говорить, манера поведения, внешний вид, а вот в целом, конечно же, буллингу сопутствует агрессивная среда в школе и дома, если дома рукоприкладство это норма считается, если в школе все друг друга обижают и это считается нормально. Если поощряется насилие учителем в целях дисциплины или учитель начинает выделять какого - то ребенка, кому то относится пренебрежительно, то собственно сам учитель, даже не осознавая и не контролируя себя, делит класс на потенциальных агрессоров и жертв. И получается такая дисфункциональная группа (класс). Когда целями класса является не дружба, не совместная учеба, а целями становится насилие, причинение вреда друг другу. К сожалению, такие учителя есть.

Можно считать буллинг это незакономерный процесс взросления. И это не нормально и это настоящее насилие. Нельзя оставлять жертву с буллером один на один. И очень важное и самое главное, что надо понимать об этом, что травля это болезнь и это болезнь целого класса. И это не болезнь одного человека. И если класс не следить за чистотой отношений, и любую болезнь нужно лечить.

Как работать с классом?

    Во 1-х. это надо признать и назвать это явление, не отмахиваться а сказать себе да в классе идет травля и взять на себя ответственность за прекращение этой ситуации. (нужно привлекать учителей, психологов, родителей, администрацию).

    Во 2-х. это поговорить с классом. Назвать явление, чтобы все учащиеся знали да, что в классе идет травля. И почему это надо сделать, потому что дети часто не осознают, что происходит травля, насилие . Младшие школьники и средние это у них называется (да это мы играем, да мы просто подразнили, ничего такого) и они должны узнать от взрослого, когда делают больно физически и эмоционально другому человеку, то это насилие и это недопустимо. И это называется травля или буллинг. И иногда очень важно описать ситуацию со стороны жертвы. Представите себя на месте жертвы.

    В-3-х дальше авторитетному педагогу нужно дать оценку происходящему, объяснить классу, что мы все разные, у нас у всех есть недостатки, различия, но это не значит, что можно травить друг- друга.

    4 шаг- нужно обозначить что буллинг проблема всего класса, а не одного человека (жертвы или агрессора) и когда разговор идет с классом о тавлее о буллинге, что это не правильно и не должно такого быть, как правило агрессоры начинает защищаться (ой это не я, это он первый начал, да вот он такой сякой и т.д.). если такой диалог начинается, то этот диалог не нужно продолжать, потому что не будет никакого смысла в этом разговоре. Потому что агрессор будет себя выгораживать, это им свойственно. Они никогда не виноваты, и поэтому очень важно обозначить классу, что это проблема всего класса, т.е. не ты виноват, что ты кого - то травишь, а именно наш класс заболел, нужно срочно вместе лечиться, всем классом. Это позиция чем важна и полезна, тем, что она сплачивает и все оказываются в одной лодке, как бы, да и тот же самый агрессор может стать лидером, может взять на себя новую роль и здесь можно с детьми посмотреть фильмы и обсудить ее. С детьми помладше можно посмотреть « Кот Леопольд» или «Гадкий утенок». А с детьми постарше можно посмотреть фильм «Щенок», «Чучело», «Класс коррекции» и т.д.

    5 шаг - нужно пригласить психологов, что бы проводились тренинги.

    6 шаг, когда вы уже в классе видите, динамику положительную и роли уже смещены тот же агрессор уже становится спасателем, да самое время сформировать вместе новые правила в классе и написать эти правила для классного уголка. Главное правильно сформулировать эти правила, что бы было понятно, например:

    у нас никто не выясняет отношение с кулаками,

    у нас не оскорбляют, друг друга у нас не смотрят спокойно, когда дерутся, у нас разнимают,

    уважать друг друга, называть по именам ит.д.

    7 шаг - самый важный это не бросить, класс проделав такую работу. Нужно проводить мониторинг и поддерживать позитивные изменения класса. Суть должна заключаться в том, что класс должен постоянно получать заинтересованный интерес от авторитетного педагога и по-прежнему, что бы считала победу над травлей своим общим делом.

    Обязательно создавать возможность, что бы каждый ученик мог проявить себя в классе. Что бы роли менялись. Обязательно помимо учебы, чтобы проводились, какие ни будь мероприятия ит.д.

    Важно что бы каждый ребенок мог проявить себя. Важно в каждом ребенке выявить положительные качества, что бы он мог себя, в чем ни будь проявить и быть лидером. И вот это такая общая работа с классом.

Конечно же, нужно вовлекать всех тут и родителей, учителей, администрацию, психолога, социального педагога. Ответственность, конечно, берет больше классный руководитель.

Но если агрессия стала нормой, и зашло очень далека, то нужно обращаться в КДН или даже в полицию, чтобы это прекратить. В школах должны организовываться школьные службы примирения.

Профилактика буллинга в школе:

-правильная команда педагогов (т.е. это такой педагог, который не только знает свой предмет, но и может эффективно работать в группе, зная групповую динамику, знает, какие группы есть в классе, как обучать детей положительному взаимодействию, организовать досуг ит.д.)

- поддержка принципов ненасилия в школе (уважать друг друга)

- профилактику нужно начинать с 1 класса.

Цель класса была, чтобы дружба, поддержка и уважение друг- другу.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.