Статья «Методическая система работы преподавателя в СПО по специальности "Охотоведение и звероводство"»
Методическая система работы преподавателя в СПО
по специальности «Охотоведение и звероводство»
Гарина Алевтина Михайловна, преподаватель
ГБПОУ КО «Калужский колледжа народного хозяйства и природообустройства»
Перемены, происходящие в стране на общественно-культурном, экономическом уровне потребовали от преподавателя иного подхода к качеству образования, к уровню образовательных услуг, к самообразованию в течение всей педагогической деятельности. В нынешних условиях инновационного развития образовательного процесса приходится менять и образование в СПО: от принципа «дать знания» необходимо переключиться на принцип «научить получать необходимые знания и умения». На сегодняшний день обществу необходимы высококвалифицированные, активные, образованные специалисты, вследствие чего преподавателю нынешней системы СПО следует непрерывно пополнять свои знания, совершенствовать мастерство, уметь пользоваться новыми источниками информации. [2]
Становление методической системы преподавателя проходит три этапа: формирование знаний о системе, конструирование системы и собственное развитие. Преподавателю нужно ежедневно изучать новые материалы по методам, средствам и приемам обучения, постоянно пополнять свои информационные банки, самообразовываться, проходя курсы повышения квалификации. [1]
При подготовке и проведении занятий по специальности «Охотоведение и звероводство» с группой обучающихся важно применять дифференцированный подход, целью которого является формирование ситуаций успеха для каждого обучающегося, регулярно анализировать и исследовать результаты своей деятельности, что дает возможность достигать высокой результативности преподаваемой дисциплины или профессионального модуля.
Большое внимание следует уделить тщательному рассмотрению содержания темы, описанной в учебных пособиях, методической литературе, а также акцентировать внимание обучающихся на взаимосвязи нового материала с предыдущими и последующими уроками, а также на межпредметные связи.
Одна из основных задач преподавателя – активизировать познавательную работу обучающихся посредством разных форм мотивировки. Для этого применяются разные способы развивающего обучения, предлагаются задания, соответствующие индивидуальным способностям и силам обучающихся. [4]
На занятиях большое количество времени важно уделять организации умственной работы обучающихся. Для этого выбираются задания таким образом, чтобы сформировать интенсивную творческую деятельность студентов, вследствие чего за короткий промежуток времени повторяется обширный материал программы.
Большое значение имеют на уроках игровые моменты, в том числе элементы соревновательности, так как это вызывает заинтересованность в обучении, формирует рабочее настроение, упрощает преодоление трудностей в усвоении нового материала. Уроки становятся продуктивнее также, если вводить занимательный материал, придавать ему дидактические, развивающие и познавательные функции. [3]
Важно формировать у студентов навыки самооценивания и взаимооценивания. Обучающиеся с огромным увлечением исследуют и анализируют ошибки в предложенном решении примера или задачи, указывают их причины и исправляют. Подобные задачи обычно формируют активность студентов и продуктивность освоения учебного материала.
С целью наиболее полного осуществления принципов педагогической деятельности на разных этапах урока используются инновационные образовательные технологии и методы, в том числе ИКТ. Применение различных форм преподавания не только увеличивает профессиональную направленность преподавания, но и значительно обогащает непосредственный процесс преподавания.
Одной из форм организации обучения студентов СПО являются мини-проекты. На данном виде урока задействованы несколько форм деятельности студентов – микро-группы, работа в парах и индивидуальная работа, экспериментальная деятельность, работа по поиску информации в сети Интернет и с учебной, научно-популярной, энциклопедической и справочной литературой. Всероссийская научно-практическая конференция интересна тем, что можно проверить свои исследования экспериментом. Студенты учатся выступать перед аудиторией, что повышает их собственную самооценку.
В работе используется раздаточный дидактический материал. При работе со студентами можно применить частично-поисковый метод, практико-ориентированное обучение. Зачастую преимущество отдается исследовательской деятельности. Кроме того используются элементы креативного мышления, проблемного обучения и другие.
На уроках также можно организовать выступление на семинарах, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Благодаря применению и непрерывному совершенствованию методической работы студенты достигают существенных результатов в обучении по спец.дисциплинам.
Литература
Педагогическое мастерство и технологии: Учебное пособие// под ред. Л.К.Гребенкиной –М.: Пед.общество «Россия», 200г.
Прохорова Г, Е, Ковалев Д, С., Пряничникова О, Н, /Развитие системы среднего профессионального образования: проблемы, задачи, перспективы. - Конференциум АСОУ. Сборник научных трудов и материалов. Вып. 2.М.2017.
Прохорова Г. Е, Дмитрик Т. А., Хмелик Е, А,// Методический марафон системы СПО Московской области как эффективный опыт транслирования лучших практик образовательной деятельности// Среднее профессиональное образование. 2018. № 2.
Прохорова Г.Е.,/ Актуальные вопросы научно-методического обеспечения образовательного процесса в профессиональных образовательных организациях.// - Академический вестник Академии социального управления. М.,2018. № 3.