Методическая разработка урока литературы с ЭОР «И грянул бой, Полтавский бой!». Мастерство А.С. Пушкина в изображении Полтавской битвы. Образ Петра I.

11
2
Материал опубликован 19 April 2016

Цель: в процессе работы над отрывком из поэмы «Полтава» показать мастерство А. С. Пушкина в изображении Полтавской битвы, раскрыть отношение автора к образу Петра I.

Задачи:

образовательная: выяснить роль Петра I в Полтавском сражении и отношении автора к нему; провести анализ фрагмента; вспомнить художественно-изобразительные средства языка, определить их роль в отрывке поэмы;

развивающая: развивать навыки анализа текста произведения с целью выделения основных признаков, построения логической цепи доказательств, формировать умение составлять цитатный план, умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы;

воспитательная: воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к деятельности великих людей и героическому историческому наследию своей страны.

Формируемые УУД.

Личностные УУД:

• формирование основ гражданской идентичности личности:

- изучение художественных произведений в контексте героического исторического прошлого России;

- воспитание у учащихся чувства гордости и уважения к культурному наследию своей страны;

• смыслообразование:

- выстраивание системы личностных отношений;

• нравственно-этическое оценивание:

- оценивание содержания художественных произведений, поступков литературных персонажей на основе сформированных личностных ценностей.

Познавательные УУД:

• общеучебные:

- смысловое чтение,

- выделение информации,

- структурирование знаний и выделение информации;

• логические:

- анализ с целью выделения основных признаков,

- построение логической цепи доказательств,

- умение составлять план,

- анализ текста художественного произведения,

- выбор оснований и критериев для сравнения,

- умение определять понятия, устанавливать аналогии и делать выводы,

- подведение под понятие, выведение следствий,

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД:

- умение формулировать собственное мнение и позицию,

- адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач,

- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Регулятивные УУД:

- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения усвоенного и нового материала);

- планирование (составление плана и последовательности действий),

- контроль и коррекция за результатами обучения,

- оценка (определение степени усвоения учебного материала).

Личностные результаты:

- воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, знание истории, языка, культуры своего народа, усвоение гуманистических, ценностей;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, деятельности.

Метапредметные результаты:

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- владение основами самоконтроля, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение и делать выводы;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей;

- планирование и регуляция деятельности;

- владение устной и письменной речью, монологической речью.

Предметные результаты:

- осознание значимости чтения и изучения литературы; формирование потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом мире;

- воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях, создавать развёрнутые высказывания аналитического характера;

- формирование умений воспринимать и анализировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Оборудование:

- компьютер, экран, колонки;

- электронный учебный модуль «А. С. Пушкин «Полтава:

http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html

Модуль содержит задания для проверки (контроля) знаний по изученной теме.

 

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка цели урока.

На прошлом уроке мы познакомились с поэмой А. С. Пушкина «Медный всадник». Во вступлении к поэме поэт создаёт величественный образ Петра I-преобразователя. Пушкин интересовался историей России. Особый интерес был у поэта к петровским временам. С начала XVIII века Русь превращается в империю. Петр I вводит много новшеств: развивается промышленность, торговля, армия и флот, культура государства. Начинает расцветать просвещение, создаются школы, издаются книги. И во всём этом была огромная заслуга Петра. Сегодня мы с вами будем говорить о поэме «Полтава». Как и «Медный всадник», эта поэма связана с образом Петра I.

2. Актуализация знаний. Историческая основа поэмы А. С. Пушкина «Полтава».

- Какое историческое событие взял А. С. Пушкин за основу поэмы «Полтава»?

(Сражение под городом Полтава в 1709 году.)

- В чём заключается значение Полтавской битвы?

(В 1709 году русские войска разгромили шведов под Полтавой. Эта победа укрепляет авторитет и мощь России в числе других государств. В. Г. Белинский так определил роль этой победы: «Полтавская битва была не просто сражение, замечательное по огромности военных сил… нет, это была битва за существование целого народа, за будущность целого государства».)

- А. С. Пушкин тоже Полтавскую битву считал важным событием в царствовании Петра I. В поэме «Полтава» Пушкин выступает не только как поэт, но и как историк. Он задумывается над судьбой Родины. И Полтавскую битву поэт называет «счастливым происшествием, которое избавило страну от опасного врага». Этому историческому событию поэт посвятил поэму «Полтава».

3. Работа с текстом художественного произведения.

1) Чтение отрывка «Полтавский бой», составление цитатного плана фрагмента.

Цитатный план:

1. «И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там».

2. «Толпой любимцев окружённый,

Выходит Пётр».

3. «Полки увидели Петра».

4. «Вдруг слабым манием руки

На русских двинул он полки».

5. «И грянул бой, Полтавский бой!»

6. «Ура! мы ломим; гнутся шведы».

7. «Пирует Пётр».

2) Беседа по тексту:

- Проследите по тексту поэмы последовательность событий Полтавского боя. Какое из них выделяет Пушкин? Почему?

- Сопоставьте строки, посвящённые Петру I и Карлу XII. Обратите внимание на внешний облик, поступки и настроение полководцев. Заполните таблицу:

Петр I

Карл XII

   
   
   
   

- Какой приём использует А. С. Пушкин?

Антитеза (от греч. antithesis — «противоположение») - стилистическая фигура, сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления.

3. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка.

- Соотнесите  термины и их  определения.

ЭПИТЕТ -

форма  поэтической речи, основанная на сопоставлении двух  предметов  или  явлений.    

СРАВНЕНИЕ -

повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе.

МЕТАФОРА -

переносное  значение слова, основанное на употреблении одного слова или явления другому по сходству или по контрасту.

АЛЛИТЕРАЦИЯ-

художественное определение, подчёркивающее какое-либо свойство предмета или  явления. 

    

- Найдите в описании облика Петра I и боя метафоры, сравнения, эпитеты. Какую роль они играют в художественном описании боя и облика Петра I?

Метафоры: _____________________________________________________

Сравнения: _____________________________________________________

Эпитеты: _______________________________________________________

Аллитерация: ___________________________________________________

ВЫВОД: изобразительно-выразительные средства языка помогают представить описываемую картину, «услышать» бой, понять отношение автора к изображаемым событиям.

4. Проверка уровня усвоения изученного материала. Работа с ЭОР «А. С. Пушкин. «Полтава»:

http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html

ЗАДАНИЕ 1. Соотнесите характеристики с героями поэмы. О ком из героев поэмы говорит Пушкин в следующих строках?

 

ЗАДАНИЕ 2. С каким чувством А. С. Пушкин описывает Полтавскую битву?

ЗАДАНИЕ 3. Какой троп использует автор в строке «Горит восток зарёю новой»?

ЗАДАНИЕ 4. Каким пафосом проникнута поэма?

5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.

6. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Полтава» (описание боя).

 

Использованные источники:

1. Собрание Сочинений в десяти томах. Том третий. Полтава. Государственное издательство Художественной Литературы. Москва, 1959;

2. Ж. Н. Критарова. Конспекты уроков для учителя литературы. 7 класс. Москва, Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001 г.;

3. http://fcior.edu.ru/card/15822/a-s-pushkin-poltava-chast-2-bazovoe-izuchenie.html – электронный учебный модуль «А. С. Пушкин «Полтава».

Комментарии

Очень интересно! С удовольствием бы посетила Ваш урок!

4 May 2016

Спасибо за комментарий!

10 June 2016