12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Тиликина Яна Владимировна33

Игровые технологии на уроках английского языка

Человек играет только тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет”. (Ф. Шиллер)

Давно известно, что игра дает детям возможность раскрыть свои возможности в непосредственной обстановке. О роли игры в процессе обучения говорили и говорят многие известные педагоги и психологи. Еще Л.С.Выготский говорил, что именно в игре дети учатся усваивать общественные функции и нормы поведения. Игра, как он отмечал, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, так как игра – это всегда эмоции; а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. И.А.Зимняя – психолог, занимающийся вопросами обучения иностранным языкам в школе, так определяет место игры в учебном процессе: “В основе обучения иностранному языку лежит игра, которая является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения.”

И.Пассов выделяет шесть основных целей использования игры на уроках иностранного языка:

формирование определенных навыков;

развитие определенных речевых умений;

обучение умению общаться;

развитие необходимых способностей и психических функций;

познание в сфере страноведения и языка;

запоминание речевого материала.

Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят.

Считаю, что наша главная задача - добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

Игра - особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу.

Ребенок, играя, всё время стремится идти вперёд, а не назад. В играх дети всё как бы делают втроём: их подсознание, их разум, их фантазия «работают» синхронно.

Игра всегда предполагает принятия решения - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

Говоря об использовании игр на разных ступенях обучения иностранному языку, то в организации обучения иностранному языку на начальном этапе важно учитывать существенные психолого-педагогические различия детей дошкольного и младшего школьного возраста. Для детей младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети быстро вовлекаются в игровую деятельность и самостоятельно организуются в групповую игру по правилам. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, которая балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Так, на первом этапе обучения основным видом игр будет являться предметная (лингвистическая) игра, которая подразумевает под собой фонетические, лексические и грамматические игры. Это объясняется тем, что у учащихся данного возраста только начинает формироваться языковая база и навыков, которыми они владеют, недостаточно для проведения ролевых, сюжетных игр. Здесь целесообразно использовать драматизации и имитационные игры, игры – соревнования. Этот блок включает в себя виды игровой деятельности, направленные на формирование лингвистической стороны коммуникативной компетенции, создание лексического запаса по темам, предусмотренным программой, овладение грамматическими структурами и произносительными навыками, фразами–клише, используемыми в различных ситуациях общения. Игровая деятельность включает в себя упражнения, формирующие умения выделять основные признаки предметов, сравнивать; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс. Игра способствует запоминанию, которое является преобладающим на начальном этапе обучения иностранному языку.

На средней ступени обучения иностранному языку у учащихся меняется отношение к изучаемому предмету. Как показывают исследования, в структуре мотивации определяемыми являются внешние факторы. Г.В. Рогова и др. выделяют узколичностные мотивы (деятельность ради оценки или другой личной выгоды); отрицательные мотивы, связанные с осознанием школьником тех неприятностей, которые его ожидают, если он не будет добросовестно выполнять учебные обязанности. А так как ядром интереса являются внутренние мотивы (коммуникативно-познавательные, исходящие из самой деятельности по овладению иностранным языком), то интерес к предмету снижается. Это говорит о том, что наличие желания изучать иностранный язык само по себе еще не обеспечивает положительную мотивацию. Она должна быть подкреплена интересом учащихся к выполнению учебной деятельности. Поэтому одна из главных задач преподавателя иностранного языка состоит в том, чтобы сохранить у учащихся интерес к предмету. На этом этапе, когда ученики достигли элементарного уровня коммуникативной компетенции, игровая деятельность усложняется. Переход к подростковому этапу развития личности характеризуется бурным физическим и духовным ростом, расширением познавательных интересов, тягой к самооценке, к общественной активности. Наряду с лингвистическими и имитационными играми, применяются коммуникативные, интеллектуальные, ролевые, направленные на социализацию учащихся. Их содержанием являются отношения между людьми. Это объясняется возрастающим значением общения в жизни подростка. Поэтому, на наш взгляд, на среднем этапе обучения иностранному языку средством повышения эффективности учебного процесса являются игры-соревнования, игры-конкурсы. Они отличаются от обыкновенной игры тем, что в них обязательно должен присутствовать элемент соревнования и соперничества. Для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, игры-соревнования могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Поэтому использование таких игр дает наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету.

Организация общения на старшем этапе обучения иностранному языку с использованием ролевых/деловых и коммуникативных игр способствует повышению эффективности учебного процесса, особенно если уровень языковой подготовки учащихся достаточно высок.

Используя игровые формы занятий, я учитываю следующее:

Выбор формы игры должен быть педагогически и дидактически обоснован.

В играх должно быть задействовано как можно больше учащихся.

Игры должны соответствовать возрасту и языковым возможностям учащихся.

Затраты времени на подготовку и проведение игры и ее польза должны находиться в оправданном соотношении друг с другом.

Игровые занятия должны проводиться преимущественно на иностранном языке.

Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из «мира родного языка», поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического коммуникативного комфорта. В связи с этим целесообразно использовать в начале урока не стереотипный рапорт дежурного, а «приглашать в гости» любимых сказочных героев, например, Человека Рассеянного, который все время путает число и день недели, Белоснежку - неделю и гномов – дни недели.

2. Формировать у учащихся определенные навыки. Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил!

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например: После изучения темы «Квартира» можно провести такую игру: - Три поросенка решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это сделать!

4. Учить учащихся общению на иностранном языке.- Конкурс на самого вежливого собеседника.- Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню Св. Валентина.

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что лишнее он взял?

-«Снежный ком».

У1. - Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку.

У2. –Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку и мыло… и т.д.

6. Расширить словарный запас школьников.

- рифмовки;

- сопровождение слов мимикой или жестами;

- цветик - семицветик (речевая задача – развитие умения называть цвет, опрос лексики).

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.


Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

Исправления стараюсь делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делаю это в конце урока.


При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.


Использование игр на уроках иностранного языка помогает мне глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика, его положительные личные качества (трудолюбие, активность, самостоятельность, инициативность, умение работать в сотрудничестве и т.д.), сохранить и укрепить учебную мотивацию.

Согласно выше сказанному, можно сделать следующие выводы:

игра должна включаться в том или ином виде в каждое занятие по иностранному языку;

использование игры на занятиях – обязательное средство создания ситуации реального общения и повышения эффективности учебного процесса;

эффективность игры зависит от правильной ее организации;

проведение игр на занятиях по иностранному языку позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще;

разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Системы действий учителя и учащихся на этапах подготовки и проведения ролевой игры.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Планирование

Принимает на себя роль мастера игры.

 

Определяет цели.

 

Формулирует проблему

 

Придумывает сюжет.

 

Отбирает лексический и грамматический материал.

 

Готовит реквизит и необходимое оборудование

Принимают участие в подготовке реквизита.

2. Подготовка

Представляет изучаемую тему.

Обсуждают сценарий, знакомятся с правилами, ролями, игровыми процедурами.

Семантизирует лексический и грамматический материал.

Усваивают новый лексический и грамматический материал.

Тренирует учащихся в употреблении нового материала.

Используют новый лексический и грамматический материал в игровых упражнениях.

 

Выступает режиссером театральных выступлений, если они предусмотрены

Готовят театрализованные выступления.

3. Собственно игра

Осуществляет погружение в мир игры.

«Проживают» игровую ситуацию.

Фиксирует по ходу урока следствия игровых действий.

Действуют по игровым правилам.

4. Рефлексия

Делает обзор, даёт характеристику «событий».

Принимают участие в обсуждении игры, делятся трудностями и идеями, возникшими в ходе игровых действий.

Дает мотивированную оценку участия каждого ученика в подготовке и проведении конкретной ролевой игры.

Осуществляют рефлексию процесса игры и своего участия в нем.

Определяет уровень знаний и умений.

 

Подводит учебно – познавательные итоги игры.


Игры по аудированию.

Одной из задач подобного рода игр является обучение учащихся речевой реакции в процессе коммуникации.

КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ЦИФРЫ. (2 класс)


Представители ОТ КАЖДОЙ КОМАНДЫ ВЫХОДЯТ К ДОСКЕ, на которой написаны цифры (не по порядку). Ведущий называет цифру, ученик ищет ее на доске и обводит цветным мелом. Побеждает тот, кто обведет больше цифр.


ХЛОПАЕМ В ЛАДОШИ. (2 класс)


Члены обеих команд становятся в круг. Ведущий – в центре круга. Он называет вперемежку домашних и диких животных. Когда дети слышат название дикого животного, они хлопают один раз, когда слышат название домашнего животного, то хлопают два раза. Тот, кто ошибся, выбывает из игры. Победительницей считается та команда, в которой останется больше игроков.


СОСТАВЬ ФОТОРОБОТ. ( 3 класс)


Класс делится на три команды, каждая из которых представляет отделение милиции. Выбираются 3 ведущих. Они обращаются в отделение милиции с просьбой отыскать пропавшего друга или родственника. Ведущий описывает их внешность, а дети делают соответствующие рисунки. Если рисунок соответствует описанию, считается, что пропавший найден.


Ведущий: I can`t find my sister. She is ten. She is a schoolgirl. She is not tall/ Her hair is dark. Неr eyes are blue. She has а red coat and a white hat on.


SEASONS. (3 класс)


Учитель предлагает кому-то из учеников задумать какое-либо время года и описать его, не называя. Например:


It is cold. It is white. I ski. I skate. I throw snowballs.

Учащиеся пытаются отгадать: Is it spring? Is it winter?

Выигрывает тот, кто правильно назвал время года.


ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИГРЫ.


Цели:


- тренировать учащихся в употреблении лексики в ситуациях, приближенных к естественной обстановке;

- активизировать речемыслительную деятельность учащихся;

- развивать речевую реакцию учащихся.

СТРЕЛЬБА ПО МИШЕНЯМ


Первый пишет или называет слово, начинающееся с последней буквы предыдущего и т. д.


СОБЕРИ ПОРТФЕЛЬ (2 класс)

В игре участвует весь класс. Выходят к доске по желанию.

Учитель: Поможем Буратино собраться в школу.

Ученик берёт находящиеся на столе предметы, складывает их в портфель, называя каждый предмет по-английски:

This is a book. This is a pen (pencil, pencil-box)

В дальнейшем ученик кратко описывает предмет, который он берёт:

This is a book. This is an English book. This is a very nice book.


ЦВЕТА (2 класс)

Цель: закрепление лексики по пройденным темам.


Ход игры: ставится задача предметы одного цвета. Выигрывает команда, которая сумеет назвать больше предметов, животных и т. д. одного цвета.


СОБЕРИ КАРТИНКУ. (2 класс)


Каждой команде дается конверт, в котором находятся 12 частей от картинки. Нужно быстро собрать картинку и дать ее описание с помощью структур I see … This is … He has got… .…She has got …. It is blue (grey, etc.)


Игра The Chain of Words

Учитель бросает мяч одному из учеников и говорит: "One." Ученик ловит мяч и, бросая его другому ученику, говорит: "Two." И т. д. Когда ученики доходят до последней цифры, которую они знают, счет начинается снача­ла. Вместо числительных можно использовать названия времен года, месяцев, дней недели.

ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ИГРЫ

Цель данных игр – упражнение в написании английских слов. Часть игр может быть рассчитана на тренировку памяти учащихся, а часть – на некоторых закономерностях в правописании английских слов.

БУКВЫ РАССЫПАЛИСЬ


Цель: формирование навыков сочетания букв в слове.


Ход игры: преподаватель пишет крупными буквами на листе бумаги слово и, не показывая его, разрезает на буквы, говоря: «Было у меня слово. Оно рассыпалось на буквы». Затем показывает буквы и рассыпает их на столе: «Кто быстрее догадается, какое это было слово?».Выигрывает тот, кто первый первый правильно запишет слово. Выигравший придумывает свое слово, сообщает преподавателю или сам пишет и разрезает его и показывает всем рассыпанные буквы. Действие повторяется.


КТО БОЛЬШЕ?


Цель: проверка усвоения орфографии изученного лексического материала.

Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна записать на доске как можно больше слов по темам: а) названия спортивных игр; б) животные; в) цвета и т. д.


WORD-BUILDING

Учитель записывает на доске длинное слово. Ученики должны составить (за определенный промежуток времени) слова из букв этого слова. Побеждает тот ученик, который составил наибольшее количество слов. Например, из слова personal учащиеся могут составить слова:

are

so

son

rose и т. д.


Грамматические игры.

Данные игры преследуют цели:

создать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца;

развить речевую творческую активность учащихся.

Для отработки времен Future Simple или Past Simple применяется игра “WEEKEND”. Для проведения этой игры учащимся раздаются рисунки, на которых изображены различные предметы, план местности, билет и др. По этим рисункам учащиеся должны определить, чем человек занимался или будет заниматься в выходные дни. Затем составляется коллективный рассказ. Например, при изучении будущего простого времени составляется такой рассказ: On Saturday Peter will go to the country. He will go there with his parents. They will stay near the river. They will live in a tent. They will go fishing. They will swim and lay in the sun. I think Peter will like his weekend.

Try to Guess (2 класс тема Present Progressive)

Водящий становится спиной к классу. Один из учеников выполняет какое-либо действие,а водящий отгадывает, задавая классу во­прос, например: "Is he dressing?" Класс хором отвечает: "No, he isn't." И т. д. Если водящий, задав три вопроса, не отгадает вы­полняемое действие, класс хором сообщает, что делает ученик, после чего водящий ме­няется.

ИГРЫ ФОНЕТИЧЕСКИЕ (для 2 класса)


ИГРА 1


Учитель раздаёт детям карточки с картинками (картинки могут быть у всех разные). Даётся одно для всех задания: «Соедини линией картинки, предметы, на которых начинается с одного и того же звука» вариант игры. Раскрась одним цветом картинки, предмет на которых начинается с этого звука.


ИГРА 2


Найди, в каких словах спрятались звуки, которые я буду произносить. Учитель показывает детям картинки и чётко произносит название предметов, изображённых на них. Ребята должны показать эту картинку, в которой спрятался данный звук «или хлопнуть в ладоши. Звуки отрабатываются с детьми до начала игры».


ИГРА 3


Найди рифму к словам. Учитель произносит слово, а дети должны найти к нему рифму. Необходимо иметь набор картинок с предметами, которые могли бы рифмоваться;

doll - ball

snake – cake

bee – tree

mouse – house


Расшифруй предложение!

А) 20 8 5

23 5 1 20 8 5 18

9 19

6 9 14 5

Б) 9

12 9 11 5

19 14 15 23

1 14 4

6 18 15 19 20

В) 23 9 14 20 5 18

19 16 15 18 20 19

1 18 5

13 25

6 1 22 15 21 18 9 20 5





ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:


1. И.Е.Коптелова – «Игры со словами» (журнал «Иностранные языки в школе», №1-2003).


2. И.П.Гладилина – «Некоторые приемы работы на уроках английского языка в начальной школе» (журнал «Иностранные языки в школе № 3 – 2003).

И.А.Паросова – «Игра на уроках немецкого языка» (журнал «Иностранные языки в школе», № 4 – 2003).


4. М.Ф. Стронин – «Обучающие игры на уроке английского языка» (М., «Просвещение», 1981).



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.