12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беляева Оксана Егоровна19
Россия, Саха (Якутия) респ.

ГБПОУ РС (Я) «Транспортный техникум им. Р.И. Брызгалова»




















Методическая разработка урока с использованием

приема «Зигзаг»

по дисциплине ОГСЭ 01. «Основы философии»

в группе ТЭПС-20 по теме: «Развитие русской философии»












Разработал: Преподаватель ОГСЭ дисциплин

Беляева О.Е.


















2022г.


Группа: ТЭПС-20

Дисциплина: ОГСЭ 01. Основы философии

Тема занятия: Развитие русской философии (основные этапы)

Вид занятия: Комбинированное занятие

Продолжительность: 1 ч. 30 мин.

Материально-техническое оснащение, дидактические материалы: Компьютер с выходом в сеть Интернет, мультимедийная презентация PowerPoint, раздаточный материал.

Тема занятия: «Развитие русской философии»










Цели урока

обучающие

развивающие

воспитательные

изучить специфику русской философии;

-изучить основные этапы развития русской философии;

- познакомиться с представителями этапов;

-сформировать знания о развитии русской философии.

развивать умения:

-сравнивать и обобщать изучаемые объекты;

- анализировать полученную информацию;

- логически мыслить;

- устанавливать причинно-следственные связи;

-делать обоснованные выводы.

Обратить внимание на нравственные аспекты в основных идеях русской философии.


Ход занятия


Этапы работы

Ход занятия

Продолжи-тельность этапа

1.

Организационный этап


- Приветствие;

- Проверка отсутствующих;

- Сообщение темы, постановка цели и задач;

- Мотивация к деятельности.

Повторение прошлой темы: «Развитие западноевропейской философии (основные этапы)

Блиц-опрос.

Сколько этапов включает развитие ЗЕФ?

Перечислите 5 принципов философии средневековья

Основные этапы и их представители?

Кому принадлежит первое известное произведение Исповедь?

Основные черты философии Возрождения

Основные направления философии ренессанса

Назовите основные черты философии Нового времени

Представители философии Нового времени

Какой философ выделяет 4 типа заблуждений, называя их «идолы»

Перечислите представителей немецкой классической философии







7 минут

Разделение на мини группы по списку;

Выдача раздаточного материала;

Темы для изучения:

Рождение русской философии

Русская религиозная философия 19в.

Традиции западничества в философии 19в.

Философия начала 20в.

Русская философия 20в.

3 минуты

2.

Практическая часть «ЗигЗаг»



I. Изучить темы в рабочих группах, распределив между участниками.

Участники индивидуально изучают выбранную тему.

Делают краткий конспект. Отмечают ключевые моменты.

II. Перейти в экспертные группы для обсуждения темы с «коллегами».

«Коллеги» обсуждают темы, сравнивают записи.

Выполняют задание, связанное с их темой.

III. Вернуться в рабочие группы для выполнения задания.

Каждой команде выдается задание. Участники по заданному алгоритму выстраивают свои ответы и готовят окончательный вариант для выступления.




15 мин




15 мин



20 мин

Выступление рабочих групп

Выступление команд. Команды устно выступают

Задают друг другу вопросы.

20 мин

3.

Рефлексия

Выполнение теста по пройденным темам

https://onlinetestpad.com/iz7oir554q4ka

8 минут

4

СРС

Повторить пройденную тему.

2 мин





















Раздаточный материал

§ 1. Рождение русской философии

Специфика русской философии. Предфилософия. Философия XVIIIв.


Специфика русской философии обусловлена особенностями исторического развития страны:

о русские философы питали устойчивый интерес к практическим философским вопросам - проблемам морали, права, социального и государственного устройства;

о философские идеи часто находили выражение в форме художественного творчества, литературной критики, публицистики.

Многие из них излагались иносказательно, в аллегорической форме, что было связано с интеллектуальной несвободой и жесткой цензурой;

о формирование русской философии проходило с заметным отставанием от мировых тенденций. Устойчивые интеллектуальные связи России с Западной Европой оформились достаточно поздно - в XVIII в. Однако и после этого философию жестко контролировали, усматривая во многих ее идеях реальную опасность для власти (как самодержавной, так и советской).

На самом раннем этапе развития русской мысли еще нельзя говорить о философии как о теоретической системе. Тем не менее в известных текстах (преимущественно богословского характера) присутствуют самобытные идеи, которые являются в полной мере философскими. Соответственно период IX-XVII вв. можно назвать периодом русской предфилософии. Ее особенностями являются: 1) тесная связь с христианским вероучением, воспринятым от Византии; 2) художественно-образный характер.

Оригинальные идеи были выдвинуты в XI в. митрополитом Илларионом в работе «Слово о законе и благодати». Здесь Илларион писал о двух принципах общественного устройства: о строгом подчинении закону (в духе Ветхого Завета) и о благодати как о свободном выборе и любви к Богу (в духе Нового Завета). Даже самое строгое выполнение законов, ритуалов и церковных предписаний без любви в душе и внутреннего понимания есть рабство перед законом, и оно не ведет к спасению.

Благодать выше закона — она, как солнце, светит всем, уравнивая людей и народы и указывая, что нет ни высших, ни низших, ни отвергнутых, ни избранных, а «земля русская» на равных включена в мировой исторический процесс.

Огромное значение для последующей философской и политической мысли имела разработанная в XVI в. Филофеем доктрина «Москва — третий Рим»:

|   Два Рима подоша, третий стоит, а четвертому не бывать1.

Филофей пишет, что наследником Римской империи и западного христианства стал Константинополь — центр христианства восточного. Преемницей разоренного Константинополя, третьим и последним хранителем христианской духовности в ее изначальном, незамутненном виде должна стать Москва. В целом доктрина Филофея есть проявление рождающегося национального самосознания в русской теоретической мысли.

В философии XVIII в. появились серьезные теоретические системы, сопоставимые с лучшими западными образцами. Реформы Петра I, «прорубившего окно в Европу», позволили России выйти из состояния культурной изоляции и приобщиться к общемировому цивилизационному процессу. Складывались тесные интеллектуальные связи с Западной Европой, прежде всего в сфере образования и науки. Известные европейские ученые преподавали в России, русские студенты получили возможность продолжить образование за рубежом.

Особенностями русской мысли XVIII в. можно назвать 1) отграничение предмета философии от богословских размышлений; 2) высокий интерес к естествознанию; 3) возрастающее внимание к проблемам познания в целом; 4) осмысление сущности человека. В целом философия XVIII в. развивается в общеевропейском русле, решая проблемы, поставленные Новым временем.

В наиболее полном виде основные проблемы эпохи были рассмотрены в учении М.В. Ломоносова.

Михаил Васильевич Ломоносов(\7\\-\765)рояипся на севере России, в Архангельской губернии, в семье богатого помора. Чувствуя с детства тягу к знаниям, он отправился с обозом из Холмогор в Москву, где был принят в Славяно-греко-латинскую академию.

В числе лучших студентов был направлен для продолжения образования в Академию наук в Петербурге, а затем в университеты немецких городов Марбурга и Фрейбурга. По возвращении в Петербург Ломоносов продолжает занятия в Академии и вскоре становится первым русским академиком. В числе образовательных проектов ученого - создание Московского университета (ныне МГУ им. М.В. Ломоносова). Работы Ломоносова, заложившего фундамент русской науки, широко переводились и пользовались признанием в Европе.

Отграничивая научное знание от богословия, Ломоносов писал:

Создатель дал роду человеческому две книги. Первая - видимый сей мир, им созданный. Вторая книга - Священное Писание. Не здраво рассудителен математик, если он хочет Божескую волю вымерять циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтырю можно научиться физике или химии1.

Такой подход освобождал науку от опеки религии. Этому же способствовала философская позиция деизма, которую Ломоносов разделял со многими деятелями европейского Просвещения.

В центре научно-философских взглядов Ломоносова - корпускулярная (атомно-молекулярная) теория строения материи. Помимо этого, он утверждал, что природа и материя находятся в состоянии постоянного движения и развития, а все вещи - в состоянии взаимосвязи. Последняя идея подводит Ломоносова к формулировке закона сохранения материи и движения:

Если к чему-либо нечто прибавилось, то это отнимается у чего-то другого. Так, сколько материи прибавляется какому-либо телу, столько же теряется у другого, сколько часов я затрачиваю на сон, столько же отнимаю от бодрствования и т.д. Так как это всеобщий закон природы, то он распространяется и на правила движения1.

В отличие от многих ученых Ломоносов не ограничивал себя только опытом и экспериментом — его привлекали глубинные, философские основания познания. В гносеологии он был сторонником гармонии опыта и разума.

На развитие отечественной философской и общественной мысли также оказали значительное воздействие произведения А.Н. Радищева.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) родился в дворянской помещичьей семье, учился в Москве и Петербурге. В 1766 г. он был направлен на учебу в Германию, где познакомился с трудами немецких и французских просветителей. По возвращении в Россию Радищев разрабатывает широкий спектр философских, этических, политических проблем; итогом этой работы стало произведение «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), где автор изображает рабское положение миллионов российских крестьян. После публикации книги Радищев «за злоумышление на государство» был приговорен к смертной казни, позже замененной ссылкой в Сибирь. После амнистии 1797 г. он попытался вернуться к общественно-политической деятельности, но, потерпев неудачу и преследуемый злословием, покончил с жизнью, оставив записку: «Потомки отомстят за меня...»

Центральным философским произведением Радищева является трактат «О человеке, о его смертности и бессмертии» — своеобразное обобщение знаний и гипотез о сущности человека, известных в Европе к концу XVI11 в. Эта работа закладывает основы русской философской антропологии.

В «Путешествии из Петербурга в Москву» философ говорит о свободе и равенстве как о неотъемлемой и неотчуждаемой сущности человека, продолжая на русской почве социальные традиции европейского Просвещения.

Идеи М. Ломоносова и А. Радищева о познании, науке, человеке оказали значительное влияние на русскую философию последующих столетий.




§ 2. Русская религиозная философия XIXв.

Славянофилы. Философия и литература. Вл.С. Соловьев

К 1830-м гг. русская философия приобретает национальное своеобразие. Ведущую роль в этом процессе сыграли славянофилы, полагавшие, что Россия должна развиваться по особому пути, не схожему с западноевропейским.

Своей целью славянофилы считали выработку национальной русской идеи на основе религиозных традиций православия. У истоков славянофильства стоит А. С. Хомяков, чья статья «О старом и новом» (1839) стала манифестом течения, а незаконченный трактат «Семирамида»1 определил для славянофилов место России во всемирном историческом процессе.

Алексей Степанович Хомяков (1804-1860) родился в богатой дворянской семье в Москве. Окончив физико-математический факультет Московского университета, поступил на военную службу в кавалерию. Участвовал в войне с Турцией, был трижды награжден за мужество. В отставке занимался философией и сельским хозяйством. Чтобы подчеркнуть свои убеждения, носил бороду и одевался встаринное русское платье. Хомяков обладал феноменальной памятью, знал множество языков, был специалистом во многих гуманитарных и технических науках, поэтом, врачом и изобретателем (в числе его изобретений - бесшумный паровой двигатель и дальнобойное ружье). Умер во время эпидемии холеры. Семирамида - легендарная царица Ассирии, убившая при помощи хитрости мужа ради власти.

Обосновывая преимущества православия, Хомяков в «Семирамиде» (опубликованной после смерти автора) определяет место религии в разных традициях.

Поскольку Хомяков был чрезвычайно ленив, друзья запирали его на ключ, чтобы заставить его писать: так появилась «Семирамида». Однажды Н.В. Гоголь, мельком увидевший имя Семирамиды в рукописи, пустил слух, будто весь труд посвящен ей. Название прижилось, хотя работа изначально называлась более прозаично: «Мысли по вопросам всеобщей истории».

Все религии он делит на две большие группы по степени соотношения свободы и необходимости - кушитскую (где царят необходимость и подчинение) и иранскую (где на первом месте стоит сознательный свободный выбор). Христианство — наиболее полное выражение иранства. Однако и христианство оказалось расколотым на три части — католичество, православие и протестантизм. По мнению Хомякова, католичество чрезвычайно ограничивает индивидуальную свободу, а протестантизм излишне ее абсолютизирует. Только православие сохраняет гармонию свободы и необходимости в чистоте. Эта гармония реализуется в идеале соборности («единстве во множестве») — свободно избранном духовном единении людей на основе общей веры, «любви к истине».

Движение к истине невозможно лишь на основании разума и строгой логики. Человек есть целостное существо, духовное и разумное, таким же цельным должно быть и познание, где важнейшую роль играют воля, вера, религиозное чувство (такое гармоничное знание Хомяков называет «живознание»).

Схожие идеи высказывают и другие славянофилы, среди которых Иван Васильевич Киреевский (1806— 1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817—1860) и др.

Оригинальность русской философии в полной мере обнаруживается и в далеких от академических формах философствования, прежде всего в литературе. О причинах этого писал А.И. Герцен:

У народа, лишенного общественной свободы, литература - единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести. Наиболее ярким представителем русской художественно-философской мысли является Ф.М. Достоевский.

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) родился в Москве в дворянской семье. По окончании Главного инженерного училища в Петербурге начинает заниматься литературным творчеством, которое благосклонно было принято критиками. В это время он также увлекается революционными идеями.

В 1849 г. за «антиправительственную деятельность» был арестован и приговорен к смертной казни. В момент ожидания казни прибыл курьер с указом о замене казни каторгой. Девять лет Достоевский проводит в остроге и ссылке. В 1859 г. возвращается в Петербург, где зани-|    мается писательским трудом.

В 1860-х гг. Достоевский развивает программу почвенничества, согласно которой должна быть восстановлена разрушенная петровскими реформами связь общественной жизни России с исконными народными началами - духовностью, коллективизмом, соборностью. Однако только при помощи социальных изменений нельзя решить наболевшие вопросы: для их разрешения необходимо обратиться к душе каждого конкретного человека.

Сущность человека состоит в его свободе. Но свобода без нравственности приводит человека к саморазрушению. Человеку нельзя просто дать свободу - он должен самостоятельно идти к ней, освобождаясь от страстей, искушений и общепринятых авторитетов. Это тяжелый путь, сопряженный со страданием. Только оно приводит к искуплению и дает полную свободу.

Серьезные философские идеи содержатся и в произведениях ЛЯ. Толстого (1828-1910). Так, в романе «Война и мир» он поднимает вопрос о движущих силах истории и критикует теорию «великих личностей» как творцов истории. Для Толстого творцы — не герои и вожди, а народные массы, движимые исторической необходимостью.

В этике Толстой поддерживает идею ненасилия. В частности, он предлагает: 1) не творить насилие и не готовиться к нему; 2) не принимать участие в насилии других (в том числе государства - не служить в армии, не участвовать в судах и т.д.); 3) не одобрять никакого насилия. За свои взгляды на религию в 1901 г. Толстой был отлучен от церкви (предан анафеме).

Идеи толстовства в дальнейшем использовались в ненасильственной борьбе Мохандасом Ганди (1869-1948), в период освобождения Индии от колонизаторов, и Мартином Лютером Кингом (1929— 1968) в США в борьбе за независимость чернокожего населения.

Вл.С. Соловьев был наиболее значительной фигурой русской философии. Его труды стали основным источником формирования религиозной философии XX в. в России. В их числе: «Россия и вселенская церковь», «Оправдание добра», «Смысл любви» и др.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853—1900) родился в Москве в семье известного историка СМ. Соловьева. Учился на историко-филологическом и физико-математическом факультетах Московского университета. Заняться религиозной философией его побудило видение Прекрасной Дамы, которое повторялось трижды: в детстве, во время занятий в Лондоне, в Египте. Для Соловьева этот образ стал основой философии Вечной женственности, Божественной премудрости (Софии). В конце жизни Соловьев был неустроен и имел серьезные разногласия с православной церковью. Неурядицы подорвали его здоровье, и в возрасте 47 лет он скончался.



§ 3. Традиции западничества в философии XIX в.

Западничество. Нигилизм. Анархизм

Религиозной философии в XIX в. противостоял ряд течений реформаторского, революционно-демократического типа, у истоков которых стоит западничество.

Эти течения внутренне неоднородны, однако в них можно выделить ряд преимущественных тенденций: 1) критика российской социальной действительности и крепостнических отношении; 2) отсутствие интереса к религии или негативное отношение к ней, критика православия; 3) провозглашение гражданских свобод и идей всеобщего равенства; 4) стремление к материалистическому объяснению мира.

Западники в отличие от славянофилов считали, что у России нет особого пути развития, а все ее «национальное своеобразие» - результат отставания от мировой истории. Целью западничества было принятие Россией европейских ценностей и ее включение в цивилизованный мир.

У истоков западничества находятся идеи П.Я. Чаадаева.

Петр Яковлевич Чаадаев (1794-1856) родился в семье богатого помещика. Не окончив Московский университет, в Отечественную воину 1812 г. ушел добровольцем в армию. Дошел с русской армией до Парижа, получив многие награды. Чаадаева ожидала блестящая карьера на военном поприще но он ушел в отставку. На рубеже 1820-1830-х гг. пишет «Философические письма». Николай I объявил автора сумасшедшим и отправил его под домашний арест с присмотром врачей и полиции. Позже Чаадаев пишет «Апологию сумасшедшего», которая нелегально ходила в списках. Чаадаев умер в одиночестве, в чужом доме от воспаления легких.

Первое «Философическое письмо» из восьми было опубликовано в 1836 г. (еще пять были опубликованы в 1935 г., а два оставшихся - только в конце 1980-х гг.). Официальные власти объявили письмо «богомерзким и клеветническим». Приведем некоторые мысли Чаадаева:Мы принадлежим к числу тех наций, которые как бы не входят в состав человечества, а существуют лишь для того, чтобы дать миру какой-нибудь важный урок...

С первой минуты нашего общественного существования мы ничего не сделали для общего блага людей; ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины; ни одна великая истина не вышла из нашей среды; мы не дали себе труда ничего выдумать сами, а из того, что выдумали другие, мы перенимали только обманчивую внешность и бесполезную роскошь .

Россия осталась вне истории мировой цивилизации из-за того, что восприняла религию и культуру от Византии, которая сама находилась вне Востока и Запада. На Западе Чаадаев, напротив, усматривал идеи просвещения, противостоящие изоляционизму и культу власти. В «Апологии сумасшедшего» Чаадаев меняет акценты. Он пишет, что идейная бесплодность для России — благо, поскольку народ может начинать «с чистого листа», не скованный исторически сложившимися образцами поведения, а религия способна вобрать в себя все лучшее из европейских ценностей.

Западничество как влиятельное философское течение оформляется в 1840-х гг. В числе ведущих западников - Александр Иванович Герцен (1812—1870), Николай Платонович Огарев (1813—1877), Виссарион Григорьевич Белинский (1811 — 1848) и др. Их теоретические идеи преимущественно опираются на построения западноевропейских философов. Однако сама по себе теория интересовала их только в той мере, в какой ее можно применить на практике: в борьбе за равенство, свободу, социальную справедливость.

Западники полагали, что Россия должна учиться у Европы и пройти те же этапы развития, которые прошел Запад, чтобы усвоить идеи просвещения и выйти на единственный путь прогресса — путь науки и разума.

Революционный нигилизм в философии стал радикальным продолжением западничества. Лидер направления Николай Гаврилович Чернышевский (1828-1889) был последовательным атеистом, социалистом и противником монархии. Путь к осуществлению идеалов социализма, по мнению Чернышевского, лежит через нравственное воспитание человека.

Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы |    уважением ни был окружен этот принцип.

И. С. Тургенев. Отцы и дети (1862)

В этике Чернышевский был сторонником «теории разумного эгоизма», согласно которой то, что полезно человеку, должно быть полезным и обществу, в том случае, если желания человека разумны. В философском романе «Что делать?» он изобразил «новых людей», которые порывают с традициями и условностями ради «общего счастья». Здесь же он представляет идеальное общество будущего, где человечество живет «общей семьей».

Сходные идеи находим у ближайшего соратника Чернышевского - Николая Александровича Добролюбова (1836-1861).

Идеи нигилизма наиболее подробно разрабатывал Дмитрий Иванович Писарев (1840-1868). Главная цель философии Писарева - освобождение человека от традиционных заблуждений, условностей, суеверий, веры в Бога, страха перед властью. Поскольку человек воспитывается в социальной среде, то самым очевидным выходом является уничтожение этой среды:

Что можно разбить, то и нужно разбивать; что выдержит удар, то годится, что разлетится вдребезги, то хлам; во всяком случае, бей направо и налево, от этого вреда не будет и не может быть '.

Должна быть создана новая среда, где воспитывать людей будут «мыслящие реалисты» - люди труда, убежденные, что заслуживает уважения только практически полезное. Все остальное - романтизм, религия, чистое искусство, абстрактные рассуждения и вообще вся философия, доступная рафинированным интеллигентам и недоступная массам, - является «хламом» и должно быть уничтожено.

3а революционные убеждения нигилисты преследовались властями. Чернышевский больше 20 лет провел в Сибири на каторжных работах и в ссылке. Писарев был приговорен к четырехлетнему заключению в Петропавловской крепости.

Нигилизм близок к анархизму (от греч. anarchia - безвластие) - общественно-политическому течению, провозглашающему полное освобождение личности от любой власти -духовной, политической, экономической.

М.А.Бакунин был ведущим идеологом мирового анархизма XIXв.

Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) первоначально принадлежал кзападникам. Уехав в Европу, стал профессиональным революционером, участвовал в революционных событиях в Париже, Праге. Дрездене. В 1849 г. был арестован в Австрии, приговорен к смертной казни, но затем выдан России как опасный международный государственный преступник. Отбывал наказание в Петропавловской и Шлиссельбургской крепостях, затем был выслан в Сибирь на вечное поселение. Бежал из Сибири через Японию в Америку, перебрался в Лондон, где сотрудничал с Герценом. Умер в Швейцарии.

Цель прогресса для Бакунина — увеличение степени свободы человека. Основной противник свободы — государство, созданное меньшинством для удержания большинства в рабстве. Второй враг свободы — религия, которая используется для оправдания государственной власти. Религия, по Бакунину, — «коллективное сумасшествие», а церковь — «небесный кабак», где одурманенные люди пытаются забыться в ложных грезах.

И государство, и религия — формы власти. У власти самой по себе — аморальная, развращающая сущность. Любой, достигший власти, вне зависимости от своих былых качеств с необходимостью становится угнетателем. Уничтожить власть должен стихийный бунт, после чего будет создана свободная федерация ремесленно-фабричных и крестьянско-фермер-ских общин. В русском народе Бакунин видел необходимые составляющие для анархистского бунта — «любовь к огню» и «чувство братства». Пожар из России должен зажечь остальной мир и уничтожить «лживую цивилизацию».

Князь Петр Алексеевич Кропоткин (1842—1921) после смерти Бакунина стал ведущим теоретиком международного анархизма. Он исходил из биологической природы человека, которой, по его мнению, изначально присущ «биосоциологический закон взаимопомощи». Для свободного развития и гармоничного сотрудничества нет необходимости в государстве, более того, оно только ограничивает развитие своим насилием.

Идеи западников и их продолжателей в целом вписываются в общую традицию русской философии, начатую М.В. Ломоносовым и А.Н. Радищевым в XVIII в. В конце XIX — начале XX в. на почве этой же традиции развивается русский вариант марксизма, во многом определивший пути развития страны в XX в.

4. Философия начала XX в.

Русский религиозный ренессанс. Космизм


Для второй половины XIX в. характерен бурный рост революционных идей: традиции нигилизма, анархизма, марксизма достигли пика своей популярности в философии.

Религиозное мировоззрение, казалось, сходило с исторической сцены, уступая место материализму и воинствующему атеизму:

Интеллигенция мало интересовалась вопросами религии. Одна ее часть болезненно занималась проблемой свержения самодержавия, а другая так же односторонне была поглощена общественными и экономическими проблемами и проблемой введения социализма1.

Однако к началу XX в. интерес к проблемам религии, нравственности, национальных ценностей начинает возрождаться и постепенно захватывает все более широкие слои мыслящих людей. Формируются религиозные общества и кружки, религиозно-философские идеи проникают в литературу (прежде всего в поэзию символистов). Перемены в мировоззрении находят отражение в таких философских сборниках, как «Проблемы идеализма» (1903) и «Вехи» (1909). Их ведущие авторы -Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, С.Л. Франк - в свое время начинали философский путь с увлечения марксизмом и нигилизмом, однако в итоге пришли к религиозной традиции и учению Вл.С. Соловьева, заложив своими трудами основы философии русского религиозного ренессанса.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) родился в Киевской губернии в аристократической семье. Учился в Киевском университете, но еще до его окончания был отправлен в ссылку за пропаганду марксизма. По возвращении в Киев пережил духовный кризис, который привел его к религии. В 1903 г. переехал в Санкт-Петербург и изложил свои идеи в ряде статей и книг. После революции 1917 г. стал профессором Московского университета. В 1922 г.

с большой группой ученых был выслан из страны, работал в Берлине и Париже. Был главным редактором журнала «Путь», объединившего философов-эмигрантов. Его дом в пригороде Парижа стал клубом французской интеллигенции, сам Бердяев оказал некоторое влияние на французский экзистенциализм и религиозную философию.

Николай Александрович Бердяев написал более 450 работ по различным, часто не взаимосвязанным проблемам философии. Но через все его творчество проходят четыре основные идеи — свободы, творчества, личности и смысла истории.

Бердяев противопоставляет два мира — мир свободы (духа, личности) и мир необходимости (явлений, предметов). Свобода существует до бога, времени и бытия, она — первоисток мира. Свободный дух, реализуясь в мире явлений, отчуждается — превращается в мертвые предметы, подчиненные необходимости — законам пространства, времени, логики.

Мир необходимости — искаженный мир, полный зла, страдания и рабства. Противостоять отчуждению может только творчество — именно через творчество личность открывает свободу в глубине своей души.

Общество пытается поработить личность, растворить ее в коллективном, сделать своей частью. Цель человека — не поддаться этому давлению, не стать «винтиком» социального механизма, а развивать личные творческие способности и ставить свою свободу выше общественных требований. Это не означает, что нужно отречься от общества, просто необходимо искать способ соединения людей не на основе принудительности, а на основе свободного выбора. Такой общностью, согласно религиозной философии Бердяева, является соборность, где единство изначально подразумевает множественность.

Смысл истории — в избавлении от отчуждения и необходимости. Однако в нашем мире, связанном законами, невозможно достижение этого идеала. Поэтому Бердяев выносит свой идеал за пределы истории, в иной мир - мир свободного духа. Этот мир не находится в будущем, он изначально существует «в ином плане» и соприкоснуться с ним можно в актах творчества.

Крупный религиозный философ Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944) полагает, что философия должна с необходимостью прийти к богословию, поскольку философия всегда стремится к Абсолюту, а Абсолют есть божественное. Булгаков испытал сильное влияние философии всеединства Вл. Соловьева. Развивая идею последнего о Софии (премудрости божьей), он пришел к выводу о ее двойственном характере — одновременно божественном и тварно-человеческом. Таким образом, нужно не только стремиться к божественному миру, но и обустраивать окружающий нас сотворенный мир. Это обустройство, по Булгакову, возможно в процессе хозяйственной деятельности. В работе «Философия хозяйства» он писал о труде как о расширении свободы человека: через созидательный труд человек очеловечивает мир вещей и тем самым оправдывает его.

Семен Людвигович Франк (1877—1950) стал одним из основных деятелей русского религиозного возрождения. Интересы Франка концентрировались преимущественно вокруг вопросов познания. Все, что существует независимо от нас, он называет действительностью. Действительность познается предметным знанием, выражаемым в понятиях и суждениях. Это знание представлено в науке и является безличностным, «сухим». Внутренний мир человека Франк называет реальностью. Она схватывается особым «сверхразумным» знанием, воспринимающим свой предмет целостно, во всех его оттенках и смыслах. Сознавая себя, человек открывает иное, духовное бытие и в конечном счете - Бога. Путь к своей душе, таким образом, и есть путь к Богу.

Большая часть представителей философии религиозного ренессанса были высланы из Советской России в начале 1920-х гг. и продолжали свое творчество в эмиграции, развивая философию русского зарубежья.

Космизм, рассматривавший Космос, природу и человека как единое взаимосвязанное целое, оказал значительное влияние на последующую русскую философию.

У истоков космизма находится философия Н.

Ф. Федорова, которая излагается в сборнике работ «Философия общего дела».

| Николай Федорович Федоров (1829-1903) родился в Тамбовской губернии и считается незаконным сыном князя П.И. Гагарина. Учился в одесском лицее Ришелье, где показал себя талантливым учеником, затем преподавал историю и географию в школах разных провинциальных городов. Позже Федоров перебирается в Москву, где становится библиотекарем Румянцевского музея. Посетителей библиотеки поражала память и эрудиция философа, который знал все книги библиотеки и их место на полках. Жизнь Федоров вел аскетическую - питался черствым хлебом с чаем, спал по четыре часа в сутки на голом сундуке, раздавал большую часть небольшого жалованья нуждающимся, не покупал новых вещей и даже в сильные морозы ходил пешком в старом легком пальто. При этом Федоров обладал хорошим здоровьем и заболел только тогда, когда изменил своим привычкам: друзья в сильный мороз уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже, после чего Федоров умер от воспаления легких.

Основные идеи Федорова представляют собой оригинальный сплав научных концепций и религиозных представлений. Цель человечества — преодоление смерти и воскрешение мертвых. Она может быть достигнута только при условии нравственного преображения человека в духе христианских заповедей, с одной стороны, и с помощью строгой научной регуляции природы, включая преображение организма человека и покорение космического пространства — с другой. Выполнение этих задач есть «общее дело» всего человечества, которое должно преодолеть вражду и разобщенность и прийти к всеединству, всеобщему братству.

Традиции космизма далее развивал Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935), который писал о человечестве и Космосе как о единой живой системе. Цель эволюции человека он усматривал в установлении «космического содружества» с иными носителями разума в Космосе. Эта идея привела его, в частности, к разработке теории ракетно-космической техники.

Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) в рамках космизма разрабатывал теорию ноосферы - области биосферы, которая находится под влиянием разумной, духовной активности.

Ноосфера — вершина космической эволюции, которая вначале охватывает Землю, а затем, когда человек покорит Космос, выйдет и за ее пределы. Ноосфера — область взаимо-

действия человека и природы, не покорения природы, а совместного развития.

Идеи космизма стали одним из действенных стимулов для развития космических исследований, а также теоретическим основанием ряда современных российских экологических теорий.








5. Русская философия XXв.

Марксистская философия. Оригинальная философия советского периода

Философия марксизма стала известной в России уже в 1840-е гг., во многом повлияв на представителей революционно-народнической традиции; ее воздействие на ранних этапах своего творчества испытали и некоторые религиозные философы.

Одновременно на русской почве сам марксизм видоизменялся, дополняясь идеями воинствующего атеизма, нигилизма, революционности. Из теоретического философского учения марксизм превращался в практическую программу революционного обновления мира.

Ведущая роль в этом процессе принадлежала Владимиру Ильичу Ленину (Ульянову) (1870—1924). Собственно философскими являются его труды «Материализм и эмпириокритицизм» (в котором дается понимание материи и критикуется идеализм) и «Философские тетради» (состоящие из конспектов разных философских работ и комментариев к ним). В качестве значимых отличий теории Ленина от системы К. Маркса и Ф. Энгельса можно назвать: 1) уверенность в возможности построения социализма в отдельно взятой стране; 2) принцип партийности, в котором партия представлена передовым и руководящим органом общества; 3) представление о практической первостепенности политических и идеологических (а не экономических) проблем.

После революции 1917 г. марксизм получил статус государственной идеологии России. Идеи Ленина заложили основы принудительной идеологизации и репрессивной системы государства, которые затем были укреплены Иосифом Виссарионовичем Сталиным (Джугашвили) (1879-1953). Официальным примером философствования стала написанная Сталиным глава «О диалектическом и историческом материализме» из работы «Краткий курс истории ВКП(б)»1 (1938), где в доступной форме излагались идеи Маркса, Энгельса и Ленина. Долгие годы отступления от ее идей жестко пресекались. В целом при Сталине философия приобрела догматический характер, обслуживая политические цели, т.е.

фактически перестала быть собой, превратившись в форму обслуживания государственной идеологии.

Только в 1960-х гг., после осуждения культа личности, идеологический контроль был ослаблен и философия приобрела простор для творчества. Символом философской свободы стали работы Эвальда Васильевича Ильенкова (1924— 1979), которые составляли яркий контраст с упрощенными представлениями «краткого курса». Его труд «Диалектика абстрактного и конкретного в "Капитале" Маркса», где разрабатываются вопросы диалектической логики и построения категорий, к настоящему времени признан одной из вершин марксистской философии. То, что критика «советского марксизма» велась с марксистских же позиций, также не было случайностью: истинная философия Маркса, пронизанная пафосом бунта, критичности, разрушения, находилась в явном противоречии с однозначным догматизмом сталинской эпохи.

1 Всероссийская коммунистическая партия (большевиков).

В конце 1980-х гг. с крахом идеологических барьеров марксизм был подвергнут жесткой критике и уступил место другим учениям. Однако постепенно время сплошного отрицания прошло и многие позитивные идеи Маркса стали востребованы современностью. Хотя претензии марксизма на «единственно верное» описание действительности утеряны, он в целом признается одним из наиболее выдающихся учений в мировой философии.

Русская философия XX в., находившаяся под сильным давлением идеологии, все же не исчерпывается только официальным марксизмом. В России жили и работали многие мыслители, создававшие оригинальную философию советского периода. Наибольшую мировую известность приобрели работы русского философа и филолога М.М. Бахтина.

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) получил образование в Новороссийском и Петроградском университетах. В 1920-х гг. начал философскую деятельность. В 1929 г. за «антигосударственную деятельность» был сослан в Казахстан. Большую часть жизни провел в г. Саранске, где преподавал в университете литературу.

Его студенты были поражены тем, что он мог часами увлеченно читать лекции, в оригинале наизусть цитируя большие отрывки из древнегреческих, немецких, французских текстов. Умер в Москве. Всемирная известность к Бахтину пришла только после его смерти.

В ранней работе «К философии поступка» Бахтин вводит идею «неалиби в бытии», где подчеркивает, что человек не имеет права на роль безучастного наблюдателя жизни: он ответствен за всякий поступок - любое свое действие или бездействие.

Когда мы глядим друг на друга, два разных мира отражаются в зрачках наших глаз.

М.М.Бахтин. Автор и герой (1920-е гг.)

Сухим теориям, косности, окончательным истинам - «мо-нологизму» Бахтин противопоставляет концепцию диалога, незавершенного, обновляющегося, меняющегося. Только в диалоге человек приближается к пониманию себя самого, глядя на себя глазами другого (со стороны, т.е. из «позиции внена-ходимости») и преодолевая тем самым свою односторонность и ограниченность. Подобно этому не существует изолированных текстов, культур - все они живут и развиваются только в диалоге с другими текстами и культурами:

В области культуры вненаходимость - самый глубокий рычаг понимания Чужая культура только в глазах другой культуры раскрывает себя полнее и глубже (но не во всей полноте, потому что придут и другие культуры, которые увидят и поймутеще больше). Один смысл раскрывает свои глубины, встретившись и соприкоснувшись с другим, чужим смыслом: между ними начинается как бы диалог, который преодолевает замкнутость и односторонность этих смыслов, этих культур... При такой диалогической встрече двух культур они не сливаются и не смешиваются, каждая сохраняет свое единство и открытую целостность, но они взаимно обогащаются1.

Труды Бахтина сами открыты для диалога, будучи востребованы самыми разнообразными философскими течениями современности.

Алексей Федорович Лосев (1893-1988) - крупный русский философ XX в., автор работ по античной эстетике, логике, теории символа, имени и мифа.

Изначально Лосев принадлежал к группе философов русского религиозного ренессанса и был специалистом в области античной философии. В своих трудах он пытался объединить наследие Платона с традициями православия и новейшими философскими идеями. Наиболее известна его работа «Диалектика мифа», где Лосев уподобляет миф самой жизни, находя элементы мифологического мировоззрения в науке, идеологии, общественной деятельности.

Мераб Константинович Мамардашвили (1930-1990) оказал заметное влияние на современную русскую философию.

Основная категория его философии - сознание и его значение для становления человека, культуры, познания. Сознание для него - глубочайшее явление, связанное с самими основами существования человека и его мышлением: здесь Мамардашвили следовал знаменитому высказыванию Декарта «Мыслю, следовательно, существую». Помимо этого философ высказал ряд оригинальных идей о сущности философии, ее предназначении для жизни человека, о важности самостоятельного мышления в эпоху идеологической несвободы.

Ум и глупость я бы различил так: глупость - это все то, что думается само по себе. А ум - это то, что производится на собственных основаниях. Что я думаю сам. А это очень трудно — подумать самому.

М.К. Мамардашвили. Философия и свобода (1987)

В ряде областей философии русская теоретическая мысль создала ряд классических произведений мирового уровня. Ниже даны имена некоторых из наиболее известных представителей русской философии XX в., знакомство с произведениями которых необходимо для более глубокого представления о развитии философии России в целом:

о гносеология - П.В. Копнин, В.А. Лекторский;

о аксиология - О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Л.Н. Столович;

о история философии - Г.Ф. Александров, В.Ф. Асмус, Э.Ю. Соловьев;

о социальная философия - В.Ж. Келле, B.C. Барулин, К.Х. Момд-жян;

о этика - О.Г. Дробницкий, А.И. Титаренко, А.А. Гусейнов;

о эстетика - М.М. Бахтин, А.Ф. Лосев, А.Я. Гуревич;

о логика - М.М. Розенталь, Э.В. Ильенков, А.А. Зиновьев;

о философия культуры - Ю.М. Лотман, Д.С. Лихачев, B.C. Биб-лер;

о философия науки - Б.М. Кедров, B.C. Стёпин, В.В. Ильин.


Вопросы:

1. Понятие русской философии

2. Формы и специфика русской философской мысли.

3. Общая характеристика и периодизация русской философской мысли.

4. Философские воззрения М.В. Ломоносова. Философские взгляды А.Н. Радищева

5. Западничество: истоки, формы, судьба.

6. Общая характеристика идейного наследия славянофилов

7. Религиозно-философские идеи

8. Религиозно-философский ренессанс конца XIX - начала XX века: общая характеристика. Русский марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ульянов-Ленин).

9. Русская философия и русская революция.

10. Основные тенденции современного этапа развития русской философии.


Сравнительная таблица основных этапов

Название основных этапов, период

Основные принципы, идеи

Представители этапа

Основные произведения, философские мысли

1





2





3





4





5






Выводы:


Проверочный тест https://onlinetestpad.com/iz7oir554q4ka





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.