Методические рекомендации к проведению цикла внеурочных мероприятий в рамках реализации регионального компонента образования по теме «Скопинская керамика» для кружка декоративно-прикладного искусства в 4-м классе
Методические рекомендации к проведению цикла внеурочных мероприятий в рамках реализации регионального компонента образования по теме «Скопинская керамика» для кружка декоративно-прикладного искусства в 4-м классе
Цель мероприятия и деятельности учителя:
Образовательные:
- привлечение учащихся к углублённому изучению искусства народного творчества;
- знакомство с ролью декоративно-прикладного искусства в жизни, быту;
- познакомить со скопинской керамикой
Развивающие :
- изучение таких сторон и явлений действительности как форма, пропорции, объём, материал и т. д.
- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
- формировать у учащихся умение анализировать, сравнивать и обобщать;
- художественно-творческой активности;
- художественных знаний, умений и навыков.
Воспитывающие :
- воспитание и развитие эстетического вкуса;
- воспитывать у учащихся чувство гордости за свой край, за свою Родину; формировать чувство патриотизма.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формировать положительное отношение к учению;
- развивать наблюдательность, воображение;
- воспитывать эстетическую культуру, эстетический вкус;
- развитие ценностных ориентиров чувства прекрасного.
Предметные:
- дать понятие слова Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина)
- познакомить с народным творчеством нашего края – скопинской керамикой;
- учить лепить и создавать пластилиновую форму изделия,
использовать узоры скопинской керамики;
- использовать ранее полученные знания, умения, навыки в работе
с пластилином, опираясь на свой творческий опыт в познавательной
и практической деятельности.
Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
Компьютер, видеопроектор, полиэкран.
Материально-техническое оснащение:
Оборудование урока:
для учителя – таблицы, детские рисунки из методического фонда.
УМК (видеоряд) - видеофильм; слайды; открытки, скопинские изделия.
для учащихся – пластилин, приспособления для нанесения узоров (штампики), дощечка для работы с пластилином, влажные салфетки, клеёнка на стол, подставка для детских зарисовок.
П л а н м е р о п р и я т и я.
Работа проводится в 3 этапа:
I э т а п. Подготовительная беседа по истории керамики вообще и
Скопинского промысла в частности.
Беседа проводится учителем с учащимися 2-а
академических часа (или один астрономический час – 60 мин. )
II э т а п. 1) Экскурсия на Скопинскую фабрику художественной
керамики вместе с родителями.
2) Экскурсия в Рязанский историко-архитектурный музей-
заповедник в отдел декоративно-прикладного искусства.
III э т а п. 1) Практическая работа учащихся:
наброски, зарисовки, лепка.
2) Подведение итогов (на всё 2-а академических часа.)
I э т а п.
Подготовительная беседа.
Тема: а) История развития керамики вообще и на Руси в частности.
б) История развития Скопинского гончарного промысла.
Цель: а) Возбудить интерес учащихся к народному творчеству.
б) Продолжать развивать любовь к родному краю через
ремёсла.
Оборудование:
для учителя – таблицы, видеофильм, слайды, скопинские изделия,
разновидности керамики.
для учащихся - тетради, ручки, альбомы, ластик, карандаши.
Ход беседы.
Учитель начинает свою беседу с истории возникновения керамики, её этапном развитии на Руси. Ссылаясь на полученные знания учениками из программы ИЗО 2-ого и 3-его класса, а также по предмету «Окружающий мир», учитель задаёт по ходу своего рассказа вопросы, тем самым настраивая ребят на увлекательную, эмоциональную беседу.
С вопроса, что им известно о гончарном промысле Рязанщины, учитель переходит к изложению материала об истории развития скопинского гончарного промысла, самого яркого в области и знаменитого у нас в стране и за рубежом.
Свою беседу о промысле учитель предваряет показом фильма о художественной фабрике Скопинской керамики. Показывает ученикам различные скопинские изделия из собственной коллекции, включая игрушки, открытки, фотографии. Демонстрирует таблицы с указанием элементов изделий. Сопровождается рассказ зарисовками на доске.
Завершением беседы является небольшая практическая работа. Для закрепления услышанного и увиденного ребята делают короткие записи и зарисовки в альбомах.
II э т а п.
Второй этап состоит из двух занятий - экскурсий.
Экскурсия на Скопинскую фабрику художественной керамики.
Цель: а) расширение и обогащение знаний у учащихся о промысле
родного края;
б) знакомство в естественных условиях с методами и
технологией керамического производства;
в) знакомство с ведущими мастерами и художниками фабрики.
Такая экскурсия дала ребятам наглядное представление о технологии
изготовления современной многообразной продукции фабрики.
Знакомство с ведущими мастерами и художниками - главным художником фабрики Головиной Т.А. – народным художником России, членами Союза Художников России - А.А. Якушкиным и его супругой И.А. Якушкиной, Т.А. Киселёвой и другими талантливыми и доброжелательными людьми, живое общение и беседа с ними непосредственно на рабочих местах, просмотр их новых творческих работ, безусловно, оставит неизгладимое впечатление у ребят и их родителей на долгие годы. Такая поездка вызвала живой интерес к промыслу, подкреплять который мы начали с посещения музея Скопинской керамики ЗАО «Скопинская художественная керамика и краеведческого музея там же в Скопине.
Появившийся у учащихся живой интерес к народному скопинскому промыслу закрепляется на втором занятии уже в Рязани.
Экскурсия в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник в отдел декоративно-прикладного искусства.
Цель: а) углубление и обогащение ранее полученных знаний в области
керамики;
б) воспитание эстетического вкуса у учащихся, чувство гордости
за своих земляков.
Ход занятия.
Первая беседа с просмотром фильма о промысле и экскурсия по фабрике вооружила ребят знаниями в области декоративно-прикладного искусства, зародив в них интерес к узнаванию того или иного мастера-
гончара по стилю его творчества, керамической работы.
Развивая интерес учеников и углубляя их знания, учитель на наглядных предметах, сопоставляя и сравнивая гончарное ремесло XIX в. и современных мастеров, строит свою беседу с ребятами.
После непродолжительной беседы, проходившей в форме вопросов и ответов, тут же в зале музея ученики делают в альбомах наброски-зарисовки с понравившихся им образцов скопинской керамики. Теперь даже наброски выполняются ребятами с большим уважением к тем мастерам, с работами которых они познакомились, и чьи умелые руки могут легко и быстро справиться с недоступными для всех тонкостями гончарного ремесла.
III э т а п.
Тема: Практическая работа учащихся и подведение итогов всего
внеклассного мероприятия.
а) На базе полученных знаний и собственных зарисовок
вылепить в пластилине заранее обдуманное изделие по
мотивам скопинской керамики.
б) Дать понятие в умении воплощать зрительную и слуховую
память в пластические формы.
в) Реально осознать, что в труде славен человек.
Оборудование:
Для учителя: набор инструментов для лепки, примеры штампиков
для декора.
Для учащихся: пластилин художественный для лепки (серый),
доски для работы с пластилином, стеки, альбом со
своими набросками, простой карандаш, штампики.
Ход занятия.
В начале занятия ученики с большим восторгом вспоминают поездку в Скопин, поход в Рязанский историко-архитектурный музей- заповедник. Показали свои находки в рисунках, которые они сделали ещё и дома. Это говорит о большой заинтересованности детей к занятиям по данной теме в рамках регионального компонента образования.
При беседе с ребятами учитель направляющими вопросами заставляет
учеников вспоминать особенности керамики Скопина и её технологических приёмов при выполнении той или иной формы предмета.
Учащиеся приступают к своей творческой работе. Они увлечённо трудятся, и вскоре появляется несколько наиболее интересных работ:
трёхрожковый подсвечник, красивый квасник, фигурная ваза и двукольцевой квасник. Все эти работы, украшенные с помощью штампиков, довольно оригинальной формы.
Учителю всё время необходимо стараться поддерживать огонёк творческого интереса в учениках, который удалось разжечь при проведении всего мероприятия.
В конце занятия был подведён итог завершающего этапа. Выявлены всеми учениками наиболее удачные работы, в которых прослеживались традиционные черты керамики Скопина. Эти изделия ребят были выставлены в витрине и демонстрировались всем учащимся школы.
Заключение.
Подведение итогов показало, что школьный кружок декоративно-прикладного искусства является средством углубления знаний, развития творческих сил учеников, формирования интереса к познаниям, к науке. Однако, используя эту ценную форму, очень важно содействовать ещё и развитию склонностей ребёнка, его направленности, учитывать возможности учеников и постараться разглядеть в них призвание.
Внеклассные мероприятия призваны будить интеллектуальные, моральные чувства школьника, вызывать у него яркий эмоциональный отклик на задачи, виды и формы деятельности, в которых он участвует.
Это и значит способствовать развитию и совершенствованию его познавательных интересов.
Данное мероприятия в рамках регионального компонента образования по теме «Скопинская керамика» для кружка декоративно-прикладного искусства в 4 классе, как все внеклассные занятия, не только способствует лучшей организации школьного образовательного процесса на уроках ИЗО, но и побуждает серьёзнее относиться к любому делу. Вера в животворящую движущую силу искусства помогает формировать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Обращение на внеклассном мероприятии к народным истокам, промыслам даёт возможность через эмоционально окрашенное восприятие развивать у учащихся интерес к искусству в целом, оттачивать эстетический вкус, воспитывать любовь и уважение к своему
народу, родному краю и его истории.