Методические рекомендации к проведению цикла внеурочных мероприятий в рамках реализации регионального компонента образования по теме «Скопинская керамика» для кружка декоративно-прикладного искусства в 4-м классе

3
0
Материал опубликован 17 May 2021

Методические рекомендации к проведению цикла внеурочных мероприятий в рамках реализации регионального компонента образования по теме «Скопинская керамика» для кружка декоративно-прикладного искусства в 4-м классе


Цель мероприятия и деятельности учителя:

Образовательные:

- привлечение учащихся к углублённому изучению искусства народного творчества;

- знакомство с ролью декоративно-прикладного искусства в жизни, быту;

- познакомить со скопинской керамикой

Развивающие :

- изучение таких сторон и явлений действительности как форма, пропорции, объём, материал и т. д.

- формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

- формировать у учащихся умение анализировать, сравнивать и обобщать;

- художественно-творческой активности;

- художественных знаний, умений и навыков.

Воспитывающие :

- воспитание и развитие эстетического вкуса;

- воспитывать у учащихся чувство гордости за свой край, за свою Родину; формировать чувство патриотизма.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- формировать положительное отношение к учению;

- развивать наблюдательность, воображение;

- воспитывать эстетическую культуру, эстетический вкус;

- развитие ценностных ориентиров чувства прекрасного.

Предметные: 

- дать понятие слова Кера́мика (др.-греч. κέραμος — глина)

- познакомить с народным творчеством нашего края – скопинской керамикой;

- учить лепить и создавать пластилиновую форму изделия,

использовать узоры скопинской керамики;

- использовать ранее полученные знания, умения, навыки в работе

с пластилином, опираясь на свой творческий опыт в познавательной

и практической деятельности.

Используемые электронные образовательные ресурсы (ЭОР):

Компьютер, видеопроектор, полиэкран.

Материально-техническое оснащение:

Оборудование урока:

для учителя – таблицы, детские рисунки из методического фонда.

УМК (видеоряд) - видеофильм; слайды; открытки, скопинские изделия.

для учащихся – пластилин, приспособления для нанесения узоров (штампики), дощечка для работы с пластилином, влажные салфетки, клеёнка на стол, подставка для детских зарисовок.

П л а н    м е р о п р и я т и я.

Работа проводится в 3 этапа:


I э т а п. Подготовительная беседа по истории керамики вообще и

Скопинского промысла в частности.

Беседа проводится учителем с учащимися 2-а

академических часа (или один астрономический час – 60 мин. )


II э т а п. 1) Экскурсия на Скопинскую фабрику художественной

керамики вместе с родителями.

2) Экскурсия в Рязанский историко-архитектурный музей-

заповедник в отдел декоративно-прикладного искусства.


III э т а п. 1) Практическая работа учащихся:

наброски, зарисовки, лепка.

2) Подведение итогов (на всё 2-а академических часа.)

I э т а п.

Подготовительная беседа.


Тема: а) История развития керамики вообще и на Руси в частности.

б) История развития Скопинского гончарного промысла.


Цель: а) Возбудить интерес учащихся к народному творчеству.

б) Продолжать развивать любовь к родному краю через

ремёсла.


Оборудование:

для учителя – таблицы, видеофильм, слайды, скопинские изделия,

разновидности керамики.

для учащихся - тетради, ручки, альбомы, ластик, карандаши.


Ход беседы.


Учитель начинает свою беседу с истории возникновения керамики, её этапном развитии на Руси. Ссылаясь на полученные знания учениками из программы ИЗО 2-ого и 3-его класса, а также по предмету «Окружающий мир», учитель задаёт по ходу своего рассказа вопросы, тем самым настраивая ребят на увлекательную, эмоциональную беседу.

С вопроса, что им известно о гончарном промысле Рязанщины, учитель переходит к изложению материала об истории развития скопинского гончарного промысла, самого яркого в области и знаменитого у нас в стране и за рубежом.

Свою беседу о промысле учитель предваряет показом фильма о художественной фабрике Скопинской керамики. Показывает ученикам различные скопинские изделия из собственной коллекции, включая игрушки, открытки, фотографии. Демонстрирует таблицы с указанием элементов изделий. Сопровождается рассказ зарисовками на доске.

Завершением беседы является небольшая практическая работа. Для закрепления услышанного и увиденного ребята делают короткие записи и зарисовки в альбомах.

II э т а п.

Второй этап состоит из двух занятий - экскурсий.

Экскурсия на Скопинскую фабрику художественной керамики.


Цель: а) расширение и обогащение знаний у учащихся о промысле

родного края;

б) знакомство в естественных условиях с методами и

технологией керамического производства;

в) знакомство с ведущими мастерами и художниками фабрики.


Такая экскурсия дала ребятам наглядное представление о технологии

изготовления современной многообразной продукции фабрики.

Знакомство с ведущими мастерами и художниками - главным художником фабрики Головиной Т.А. – народным художником России, членами Союза Художников России - А.А. Якушкиным и его супругой И.А. Якушкиной, Т.А. Киселёвой и другими талантливыми и доброжелательными людьми, живое общение и беседа с ними непосредственно на рабочих местах, просмотр их новых творческих работ, безусловно, оставит неизгладимое впечатление у ребят и их родителей на долгие годы. Такая поездка вызвала живой интерес к промыслу, подкреплять который мы начали с посещения музея Скопинской керамики ЗАО «Скопинская художественная керамика и краеведческого музея там же в Скопине.

Появившийся у учащихся живой интерес к народному скопинскому промыслу закрепляется на втором занятии уже в Рязани.


Экскурсия в Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник в отдел декоративно-прикладного искусства.


Цель: а) углубление и обогащение ранее полученных знаний в области

керамики;

б) воспитание эстетического вкуса у учащихся, чувство гордости

за своих земляков.

Ход занятия.


Первая беседа с просмотром фильма о промысле и экскурсия по фабрике вооружила ребят знаниями в области декоративно-прикладного искусства, зародив в них интерес к узнаванию того или иного мастера-

гончара по стилю его творчества, керамической работы.

Развивая интерес учеников и углубляя их знания, учитель на наглядных предметах, сопоставляя и сравнивая гончарное ремесло XIX в. и современных мастеров, строит свою беседу с ребятами.

После непродолжительной беседы, проходившей в форме вопросов и ответов, тут же в зале музея ученики делают в альбомах наброски-зарисовки с понравившихся им образцов скопинской керамики. Теперь даже наброски выполняются ребятами с большим уважением к тем мастерам, с работами которых они познакомились, и чьи умелые руки могут легко и быстро справиться с недоступными для всех тонкостями гончарного ремесла.

III э т а п.


Тема: Практическая работа учащихся и подведение итогов всего

внеклассного мероприятия.


а) На базе полученных знаний и собственных зарисовок

вылепить в пластилине заранее обдуманное изделие по

мотивам скопинской керамики.

б) Дать понятие в умении воплощать зрительную и слуховую

память в пластические формы.

в) Реально осознать, что в труде славен человек.

Оборудование:

Для учителя: набор инструментов для лепки, примеры штампиков

для декора.

Для учащихся: пластилин художественный для лепки (серый),

доски для работы с пластилином, стеки, альбом со

своими набросками, простой карандаш, штампики.


Ход занятия.

В начале занятия ученики с большим восторгом вспоминают поездку в Скопин, поход в Рязанский историко-архитектурный музей- заповедник. Показали свои находки в рисунках, которые они сделали ещё и дома. Это говорит о большой заинтересованности детей к занятиям по данной теме в рамках регионального компонента образования.

При беседе с ребятами учитель направляющими вопросами заставляет

учеников вспоминать особенности керамики Скопина и её технологических приёмов при выполнении той или иной формы предмета.

Учащиеся приступают к своей творческой работе. Они увлечённо трудятся, и вскоре появляется несколько наиболее интересных работ:

трёхрожковый подсвечник, красивый квасник, фигурная ваза и двукольцевой квасник. Все эти работы, украшенные с помощью штампиков, довольно оригинальной формы.

Учителю всё время необходимо стараться поддерживать огонёк творческого интереса в учениках, который удалось разжечь при проведении всего мероприятия.

В конце занятия был подведён итог завершающего этапа. Выявлены всеми учениками наиболее удачные работы, в которых прослеживались традиционные черты керамики Скопина. Эти изделия ребят были выставлены в витрине и демонстрировались всем учащимся школы.


Заключение.

Подведение итогов показало, что школьный кружок декоративно-прикладного искусства является средством углубления знаний, развития творческих сил учеников, формирования интереса к познаниям, к науке. Однако, используя эту ценную форму, очень важно содействовать ещё и развитию склонностей ребёнка, его направленности, учитывать возможности учеников и постараться разглядеть в них призвание.

Внеклассные мероприятия призваны будить интеллектуальные, моральные чувства школьника, вызывать у него яркий эмоциональный отклик на задачи, виды и формы деятельности, в которых он участвует.

Это и значит способствовать развитию и совершенствованию его познавательных интересов.

Данное мероприятия в рамках регионального компонента образования по теме «Скопинская керамика» для кружка декоративно-прикладного искусства в 4 классе, как все внеклассные занятия, не только способствует лучшей организации школьного образовательного процесса на уроках ИЗО, но и побуждает серьёзнее относиться к любому делу. Вера в животворящую движущую силу искусства помогает формировать у школьников умение анализировать, сравнивать, обобщать.

Обращение на внеклассном мероприятии к народным истокам, промыслам даёт возможность через эмоционально окрашенное восприятие развивать у учащихся интерес к искусству в целом, оттачивать эстетический вкус, воспитывать любовь и уважение к своему

народу, родному краю и его истории.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации