Методические рекомендации «Как сделать урок химии развивающим»
8
МБОУ Сокольская средняя школа
Доклад
на РМО учителей-предметников
Как сделать урок химии развивающим
(развитие внимания)
Подготовила: Никулина Е.А.
учитель химии
2020 г.
«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Слова Мишеля Монтеня как никогда актуальны в 21 веке. Развивающий урок не позволит школьникам скучать и бесцельно заучивать «непонятную» и, на первый взгляд, никому не нужную теорию.
Теория развивающего обучения, основанная Л.С. Выготским еще в 1930-х годах и базирующаяся на соотношении обучения и развития учащихся.
Для того чтобы урок сделать развивающим, учитель должен:
заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.). Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.;
изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску;
вовлечь учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию, самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. Учащиеся могут выступать лаборантами, ассистентами, помощниками учителя, консультантами.
Приемы, направленные на развитие внимания
Внимание — состояние психологической концентрации, сосредоточенности на каком-либо объекте. Учителю химии важно добиться состояния психологической сосредоточенности учащихся на химических объектах (веществах, химических реакциях и т.п.). Чтобы успешно развивать внимание учащихся в процессе изучения химии необходимо использовать следующие приемы:
Учитель в любой учебной ситуации должен учить учащихся замечать все наиболее типичное, характерное, мысленно отвечая на вопросы; что особенного в данном химическом объекте (атоме, молекуле, веществе, химической реакции, технологическом процессе)? Чем отличается данный химический объект от тех, с которыми они уже знакомы?
При изучении химических реакций и процессов учитель постоянно должен приучать учащихся замечать все, что в них изменилось с момента их протекания (агрегатное состояние, цвет веществ, растворение веществ, выпадение осадков, выделение газов, тепла, света, появление запахов и т.п.).
При чтении химических текстов учитель должен учить учащихся охватывать своим вниманием как можно большую часть текста, читать, как можно быстрее, улавливая смысл прочитанного.
Приучать учащихся выполнять сразу несколько дел, что ведет к развитию внимания, особенно к развитию таких его свойств, как переключение и сосредоточение. Психологи считают, что полезно переключать внимание учеников с собственных ощущений на то, что происходит вокруг.
Учителю химии следует практиковать развитие концентрации и распределения внимания. Например, при выполнении химических опытов, помогать учащимся распределить свое внимание таким образом, чтобы видеть все оборудование (приборы, реагенты, принадлежности и т.п.) и в то же время сконцентрировать свое внимание на реакционной пробирке.
1. На пропуски элементов.
А. Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакции. Где возможно, укажите окислитель и восстановитель.
2HNO3 + ...→Cu(NO3)2 + H2O
4HNO3(p-p) + 3Ag → 3AgNO3 + ... + 2H2O
2HNO3 + ...→ 2NaNO3 + CO2 + H2O
Восстановить запись:
… +…= ZnCl2 + 2 H2O
Cu(OH)2 = … + …
… = CaO + CO
HCl + … =AgCl +…
2. На лишние данные.
А. Задание «Исключите лишнее».
а) углерод, алмаз, карбид, графит, карбин;
б) антрацит, торф, кокс, нефть, стекло;
в) известняк, мел, мрамор, малахит;
г) этилен, ацетилен, пропилен, бутилен;
д) Li2C03, CaC03, K2CO3, (NH4)2CO3;
е) H2S04 , Na2S04, MgSO4,H2S03;
ж) S° →S+6, S° → S+4, S-2 → S°, S° → S-2;
з) CaO, Al, ZnCl2, NaOH, H2S04, CO2;
и) H2SO4, CaO, HNO3, HCl
Б. Задание «Третий — лишний».
Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, которое принадлежит к другому классу соединений.
HCI | CuO | H2SO4 |
NaOH | Fe(OH)3 | KCI |
SO2 | Ba(NO3)2 | N2O5 |
AI2O3 | ZnBr2 | CaCO3 |
3. Задание на внимание и обобщение по определенному признаку.
1. | | 2. | ||||
HNO2 | KNO3 | HNO3 | Cu(NO3)2 | Ca | CuO | |
NF3 | N2O3 | NH3 | S | HCl | NaOH | |
NaNO3 | N2 | NaNO2 | Fe | Ca(OH)2 | Cu |
Соединить деления, где, Соединить линией формулы -
азот имеет одинаковые веществ с которыми значения степени окисления. Реагирует азотная кислота
(конц.)
4. На исправление ошибок.
А) В предложенной схеме прибора для получения водорода найдите ошибки и предложите правильное решение.
Экспериментально соберите прибор для получения водорода и докажите его наличие.
Ошибки:
При взаимодействии серебра и азотной кислоты водород не образуется.
Металл следует взять до водорода в ряду напряжений металлов.
Кислоту лучше взять соляную.
Вторую пробирку не закрывать, так как система должна быть открытой, и перевернуть ее вверх дном, так как водород легче воздуха.
Б) Ошибки в уравнениях. На доске пишутся уравнения реакций, в которых заведомо допускаются ошибки в написании формул веществ, зарядов ионов или степеней окисления, неправильно расставленные коэффициенты или химическое выражение, которое не уравняли и пр. Пишутся «уравнения-фантомы» - теоретически можно написать всё что угодно, но реально данная реакция не пойдет и пр.
В) Ошибки в тексте. Учащимся дается текст со смысловыми и грамматическими ошибками.
Г) Найди и исправь «несуществующие» формулы веществ
На распределение внимания и классификацию.
Упражнение-тренинг «Свалка».
В данной «свалке» кислоты подчеркните одной чертой, основания – двумя чертами, соли – волнистой линией. Оксиды обведите в кружок.
H3PO4 SO3 Na2O Fe(OH)2 Al2(SO4)3 N2O5 KOH FeO HNO2
CaCO3 Al2O3 CuSO4 H2SiO3 ….. (величина списка зависит от поставленных целей и времени, отведенного учителем на это задание)
На переключение внимания
Школьники работают парами. Алгоритм работы – школьник называет своему напарнику-консультанту сначала вещество, напечатанное крупным шрифтом, затем – курсивом, потом – мелким шрифтом. Каждый раз указывается класс вещества.
Fe2O3 | Na2SO4 | Mg(OH)2 |
H3PO4 | NH3 | BaSO4 |
CaO | H2S | NH4OH |
……….. | …………… | ……………. |
……………. | ………………. | ……………….. |
Величина таблицы зависит от целей урока и отведенного на упражнение времени. Затем школьники меняются ролями. Для дидактической игры необходимы несколько вариантов таблиц.
На устойчивость внимания. Проследи глазами направление линий от формулы вещества до пустой клетки. Напиши в ней название вещества.
A l2(SO4)3 | NH4OH | S O3 | Ba(NO3)2 | Ca(OH)2 | Cu(NO3)2 | F e | BaSO4 | H2SO4 | N2 |
| |||||||||
| | | | | | | | | |
Упражнение «Муха». Муха села на таблицу с химическими понятиями. Я буду говорить вам траекторию движения мухи, а вы следите за ней только глазами. Учитель делает несколько ходов (указывает в какую клетку села муха и как она ползает-говорит число клеток и направление вправо, влево, вверх, вниз), а ученики отвечают, где остановилась муха и дают определение понятиям.
Химия | Соли | Ионные уравнения | Сложные вещества | Кислоты |
Щелочи | Атомы | Изотопы | Анионы | Химические реакции |
Летучие водородные соединения | Физические явления | Основания | Степень окисления | Электролитическая диссоциация |
Индексы | Гидраты | Диполь | Химическое уравнение | Катионы |
Диффузия | Оксиды | Простые вещества | Растворы | Молекулы |