12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никулина Елена Анатольевна66

8



МБОУ Сокольская средняя школа






Доклад

на РМО учителей-предметников






Как сделать урок химии развивающим

(развитие внимания)












Подготовила: Никулина Е.А.

учитель химии






2020 г.



«Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный» Слова Мишеля Монтеня как никогда актуальны в 21 веке. Развивающий урок не позволит школьникам скучать и бесцельно заучивать «непонятную» и, на первый взгляд, никому не нужную теорию.


Теория развивающего обучения, основанная Л.С. Выготским еще в 1930-х годах и базирующаяся на соотношении обучения и развития учащихся.

Для того чтобы урок сделать развивающим, учитель должен:

заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.). Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практичес­ких задач, выполнение исследовательских заданий и др.;

изменить характер изложения нового материала и превратить его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску;

вовлечь учащихся в самоуправление и саморегуляцию познава­тельных процессов на уроке, привлекая их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию, самооцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. Учащиеся могут выступать лаборан­тами, ассистентами, помощниками учителя, консультантами.


Приемы, направленные на развитие внимания

Внимание — состояние психологической концентрации, сосредото­ченности на каком-либо объекте. Учителю химии важно добиться состояния психологической сосредоточенности учащихся на хими­ческих объектах (веществах, химических реакциях и т.п.). Чтобы ус­пешно развивать внимание учащихся в процессе изучения химии не­обходимо использовать следующие приемы:

Учитель в любой учебной ситуации должен учить учащихся заме­чать все наиболее типичное, характерное, мысленно отвечая на вопросы; что особенного в данном химическом объекте (атоме, мо­лекуле, веществе, химической реакции, технологическом процес­се)? Чем отличается данный химический объект от тех, с которыми они уже знакомы?

При изучении химических реакций и процессов учитель постоянно должен приучать учащихся замечать все, что в них изменилось с мо­мента их протекания (агрегатное состояние, цвет веществ, раство­рение веществ, выпадение осадков, выделение газов, тепла, света, появление запахов и т.п.).

При чтении химических текстов учитель должен учить учащихся ох­ватывать своим вниманием как можно большую часть текста, чи­тать, как можно быстрее, улавливая смысл прочитанного.

Приучать учащихся выполнять сразу несколько дел, что ведет к раз­витию внимания, особенно к развитию таких его свойств, как пе­реключение и сосредоточение. Психологи считают, что полезно переключать внимание учеников с собственных ощущений на то, что происходит вокруг.

Учителю химии следует практиковать развитие концентрации и распределения внимания. Например, при выполнении химических опытов, помогать учащимся распределить свое внимание таким об­разом, чтобы видеть все оборудование (приборы, реагенты, принад­лежности и т.п.) и в то же время сконцентрировать свое внимание на реакционной пробирке.



1. На пропуски элементов.

А. Вставьте пропущенные формулы веществ в уравнения реакции. Где возможно, укажите окислитель и восстановитель.

2HNO3 + ...→Cu(NO3)2 + H2O


4HNO3(p-p) + 3Ag → 3AgNO3 + ... + 2H2O



2HNO3 + ...→ 2NaNO3 + CO2 + H2O


Восстановить запись:

+…= ZnCl2 + 2 H2O


Cu(OH)2 = … + …


= CaO + CO


HCl + … =AgCl +…




2. На лишние данные.

А. Задание «Исключите лишнее».

а) углерод, алмаз, карбид, графит, карбин;

б) антрацит, торф, кокс, нефть, стекло;

в) известняк, мел, мрамор, малахит;

г) этилен, ацетилен, пропилен, бутилен;


д) Li2C03, CaC03, K2CO3, (NH4)2CO3;


е) H2S04 , Na2S04, MgSO4,H2S03;

ж) S° →S+6, S° → S+4, S-2 → S°, S° → S-2;
з) CaO, Al, ZnCl2, NaOH, H2S04, CO2;

и) H2SO4, CaO, HNO3,  HCl





Б. Задание «Третий — лишний».

Представлены формулы веществ, написанные в три столбика. Предлагается в каждой строчке вычеркнуть формулу вещества, кото­рое принадлежит к другому классу соединений.


HCI

CuO

H2SO4

NaOH

Fe(OH)3

KCI

SO2

Ba(NO3)2

N2O5

AI2O3

ZnBr2

CaCO3


3. Задание на внимание и обобщение по определенному признаку.

1.


2.

HNO2

KNO3

HNO3

Cu(NO3)2

Ca CuO

NF3

N2O3

NH3

S HCl NaOH

NaNO3

N2

NaNO2 Fe

Ca(OH)2

Cu

Соединить деления, где, Соединить линией формулы -

азот имеет одинаковые веществ с которыми значения степени окисления. Реагирует азотная кислота

(конц.)


4. На исправление ошибок.

А) В предложенной схеме прибора для получения водорода найдите ошибки и предложите правильное решение.

Экспериментально соберите прибор для получения водорода и до­кажите его наличие.

Ошибки:

При взаимодействии серебра и азот­ной кислоты водород не образуется.
Металл следует взять до водорода в ряду напряжений металлов.

Кислоту лучше взять соляную.

t1680967677aa.png


Вторую пробирку не закрывать, так как система должна быть открытой, и перевернуть ее вверх дном, так как во­дород легче воздуха.



Б) Ошибки в уравнениях. На доске пишутся уравнения реакций, в которых заведомо допускаются ошибки в написании формул веществ, зарядов ионов или степеней окисления, неправильно расставленные коэффициенты или химическое выражение, которое не уравняли и пр. Пишутся «уравнения-фантомы» - теоретически можно написать всё что угодно, но реально данная реакция не пойдет и пр.

В) Ошибки в тексте. Учащимся дается текст со смысловыми и грамматическими ошибками.

Г) Найди и исправь «несуществующие» формулы веществ


На распределение внимания и классификацию.


Упражнение-тренинг «Свалка».

В данной «свалке» кислоты подчеркните одной чертой, основания – двумя чертами, соли – волнистой линией. Оксиды обведите в кружок.


H3PO4 SO3 Na2O Fe(OH)2 Al2(SO4)3 N2O5 KOH FeO HNO2


CaCO3 Al2O3 CuSO4 H2SiO3 ….. (величина списка зависит от поставленных целей и времени, отведенного учителем на это задание)



























На переключение внимания


Школьники работают парами. Алгоритм работы – школьник называет своему напарнику-консультанту сначала вещество, напечатанное крупным шрифтом, затем – курсивом, потом – мелким шрифтом. Каждый раз указывается класс вещества.



Fe2O3


Na2SO4


Mg(OH)2


H3PO4


NH3


BaSO4


CaO


H2S


NH4OH

………..

……………

…………….

…………….

……………….

………………..

Величина таблицы зависит от целей урока и отведенного на упражнение времени. Затем школьники меняются ролями. Для дидактической игры необходимы несколько вариантов таблиц.











На устойчивость внимания. Проследи глазами направление линий от формулы вещества до пустой клетки. Напиши в ней название вещества.

At1680967677ab.gift1680967677ac.gif l2(SO4)3

NH4OH

St1680967677ad.gif O3

Ba(NO3)2

Ca(OH)2

Cu(NO3)2

Ft1680967677ae.gif e

BaSO4

H2SO4

N2

t1680967677af.gift1680967677ag.gift1680967677ah.gift1680967677ai.gift1680967677aj.gift1680967677ak.gif


















































Упражнение «Муха». Муха села на таблицу с химическими понятиями. Я буду говорить вам траекторию движения мухи, а вы следите за ней только глазами. Учитель делает несколько ходов (указывает в какую клетку села муха и как она ползает-говорит число клеток и направление вправо, влево, вверх, вниз), а ученики отвечают, где остановилась муха и дают определение понятиям.



Химия




Соли


Ионные уравнения


Сложные вещества


Кислоты


Щелочи




Атомы


Изотопы


Анионы


Химические реакции


Летучие водородные соединения



Физические явления


Основания


Степень окисления


Электролитическая

диссоциация


Индексы




Гидраты


Диполь


Химическое уравнение


Катионы


Диффузия





Оксиды



Простые вещества


Растворы


Молекулы



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.