Методические рекомендации «От лаборатории социального проектирования к билету в будущее»
Методические рекомендации по профориентационной работе
с обучающимися образовательных организаций
«ОТ ЛАБОРАТОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ К
БИЛЕТУ В БУДУЩЕЕ»
Автор: Башарина Елена Викторовна, педагог-организатор
Место работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
г.Ханты-Мансийск
2021 год
Пояснительная записка
Главное изменение, влияющее на ситуацию в сфере образования, - это ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность и динамичность, конструктивность и предприимчивость.
Актуальность разработки методических рекомендаций по профориентационной работе с обучающимися образовательных организаций «ОТ ЛАБОРАТОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ К БИЛЕТУ В БУДУЩЕЕ» обусловлена принятием ряда нормативных документов и предстоящих преобразований в ближайшее время в сфере профориентации.
В 2019 году в ХМАО-Югре проведен мониторинг реализации образовательных программ по предмету «Технология» и организации профориентационной работы. По результатам мониторинга разработана Региональная концепция ранней профориентации обучающихся в соответствии с современным технологическим образованием, способствующим самоопределению личности. Правомерность такого подхода подтверждается данными аналитического доклада «Россия 2025: от кадров к талантам». Основой Концепции ранней профориентации обучающихся являются:
1.Преподавание предметной области «Технология». В процессе изучения этой предметной области школьники знакомятся с миром профессий, происходит их самоопределение и ориентация на будущую деятельность в различных социальных сферах, обеспечивается преемственность перехода обучающихся от общего образования к среднему профессиональному, высшему образованию и трудовой деятельности, организуется работа по выявлению и поддержке одаренных детей в инновационной технологической сфере.
2.Реализация Национального проекта «Образование», основные задачи которого утверждены Правительством Югры 29.10.2018 года распоряжением N 574-рп «О реализации национального проекта "Образование" в ХМАО - Югре». Предусмотрен комплекс мероприятий, важных для профориентационной деятельности в соответствии с принятыми решениями региональных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Цифровая образовательная среда».
3.Федеральный проект «Билет в будущее», идеология которого соответствует современной социокультурной ситуации развития личности в условиях непрерывного образования, важнейшей задачей проекта является обеспечение участия 6 – 11-х классов в мероприятиях по ранней профессиональной ориентации.
4.Региональные документы, регламентирующие данное направление деятельности образовательных организаций: Закон ХМАО– Югры от 01.07.2013 N 68-оз (ред. от 28.02.2019) "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", регулирующий инновационную деятельность в сфере образования и предусматривающий разработку и реализацию инновационных проектов и программ образовательными организациями, Комплекс мер, направленных на раннюю профессиональную ориентацию обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций на 2019-2021 годы, утвержденный постановлением Правительства ХМАО – Югры 338-п от 05.10.2018 года, «Стратегия социально - экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года», предусматривающей диверсификацию региональной экономики. Инновационное развитие округа потребует подготовку кадров в сферах науки, образования, технологий и инноваций.
Цель рекомендаций заключается в оказании методической помощи педагогам образовательных организаций, желающих выстроить профориенационную работу, оптимально используя, как имеющейся опыт профориентации, так и новые современные образовательные технологии и платформы. Материал адресован педагогам, которые собираются вовлечь школьников в проект «Билет в будущее». Рекомендации будут полезны при составлении программ воспитания, как в части «Профориентация», так и в целом программы воспитания в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся». Особенностью предлагаемых рекомендаций, является осуществление профориентационной работы посредством реализации социальных проектов в течение всего периода обучения в школе (Приложение 1). В итоге созидательной деятельности получается проектный продукт, а школьник овладевает универсальными компетенциями. По мнению доктора педагогических наук И.Д.Фрумина: «Универсальные компетенции необходимы каждому человеку для развития и самореализации, успеха на рынке труда, социальной включённости и активной гражданственности. Они развиваются на протяжении всей жизни индивида. Все универсальные компетентности одинаково ценны; каждая из них способствует полноценной жизни человека в обществе". Практической ценностью является тот факт, что навыки, полученные в ходе реализации социальных проектов обучающимися 1-11 классов, из разряда компетенций постепенно переходят в компетентность.Лаборатория социального проектирования МБОУ СОШ№2
На современном этапе развития общества от школьника требуются умения: делать выбор, эффективно измерять и использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой и многие другие навыки и компетенции, необходимые для жизни в быстро меняющемся мире и в будущей профессиональной деятельности.
Как сделать профориентационную работу в школе успешной? Что предпринять, чтобы профориентация в школе стала средой самоопределения и социального становления обучающегося и обеспечивала формирование его готовности к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей своей профессии?
В МБОУ СОШ№2 заложен фундамент для выполнения комплекса мер, направленных на раннюю профессиональную ориентацию обучающихся 1-11 классов через деятельность лаборатории социального проектирования.В начале ХХI века педагоги МБОУ СОШ№2 в своей работе начали использовать технологию подготовки реализации социального проекта по методическому пособию доктора педагогических наук А.С.Прутченкова «Шаг за шагом», где автор утверждает: «Школьники имеют огромный созидательный потенциал. Если объединить детей, подростков и молодежь, всех, кто готов принять активное участие в одном из проектов, то есть в конкретной социальной деятельности в составе команды, основное дело которой – помощь местному сообществу, своему городу, если вы добьетесь реализации хотя бы одного из социальных проектов, то вы сможете реально повлиять на улучшение социальной обстановки в России. Желаю успехов!»
Актуальность методики очевидна и в наше время. Механизм реализации понятен педагогам и детям. А.С.Прутченков четко сформулировал не только шаги социального проектирования (Приложение 2), но и комментирует действия необходимые при переходе на следующую ступень. На практике мы обратили внимание, что каждый шаг при реализации проектов сопряжен с формированием определенных компетенций, присущих специалистам разных профессий. Ребенок при реализации проекта обязательно проходит профессиональные пробы по специальностям: проектировщик и исследователь, экономист и журналист, технолог и контролер, аналитик и испытатель и другие. При этом в зависимости от вида проекта попутно знакомится с другими профессиями. (Приложение 3).
Лаборатория социального проектирования позволяет сформировать у обучающихся 1-11 классов ряд компетенций: социальную, коммуникативную, информационную, специальную, когнитивную.
Компетенции | Их содержание |
1. Социальная | Способность взять на себя ответственность, вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность, проявление сопряженности личных интересов с потребностями общества. |
2.Коммуникативная | Владение технологиями устного и письменного общения, в том числе и компьютерного программирования, умение пользоваться Internet - ресурсом |
3. Информационная | Обладание информационным ресурсом, владение информационными технологиями, критичное отношение к полученной информации |
4. Специальная | Подготовленность к самостоятельному, творческому выполнению профессиональных функций, объективной оценке себя и результатов своего труда |
5. Когнитивная | Готовность к постоянному повышению своего образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, стремление к саморазвитию, постоянному обогащению своей профессиональной компетентности |
Социальное проектирование всегда начинается с выявления проблемы. Как начинался наш первый серьезный проект «Без прошлого нет будущего»? В 2003 году мы выявили проблему. Обелиск работникам рыбоконсервного комбината, погибшим в годы Великой Отечественной войны, начал приходить в негодность. Равнодушно остаться в стороне от этого вопиющего безобразия было нельзя. Понадобилось время и определенная смелость, чтобы эту проблему озвучить на выездном отчетном собрании Думы города, найти средства на демонтаж, перенос и установку обелиска на территорию нашей школы, чтобы он занял почетное место и получил надлежащий уход.
Мы до последнего не верили, что в экономически сложный период кто-то отзовется и придет нам на помощь. Понадобилось время, чтобы 4 ноября 2004 года состоялось открытие обелиска на территории нашей школы. У памятника началась новая история. Этот совместный успех школьников, педагогов, неравнодушных горожан и депутатов Думы города Ханты-Мансийска вселил уверенность, что можно реализовывать достаточно серьезные проекты, если действовать грамотно и целенаправленно.
Сегодня памятник занимает достойное место, здесь необычайно торжественно и красиво проходят дни воинской славы, где звучат патриотические песни и несет вахту почетный караул, куда идут почтить память и возложить цветы все желающие жители южной части города Ханты-Мансийска, поклониться подвигу наших земляков, отдавших свою жизнь за наше мирное небо над головой. (Приложение 4)
Трудно переоценить роль этого социального проекта в патриотическом воспитании подрастающего поколения. Проект был отмечен на окружном образовательном фестивале старшеклассников «Диалог цивилизаций», как самый лучший. Проект «Без прошлого нет будущего» стал отправной точкой для нескольких сотен социальных проектов. Без преувеличения можно сказать, что за 20 лет социального проектирования, а начинали мы с 5, а теперь до 25 проектов в год осуществляют школьники. Зачем мы это делаем? Чтобы воспитать социально-активную личность.
В социальном проекте «Аллея выпускников» участвуют уже несколько поколений выпусков. Конечно, пример показали учителя, кто-то сам принес или привез саженцы и посадил. Первые выпускники школы№2 на улице Луговая, 15 давно водят в школу своих детей и разве они допустят, чтобы к их осинкам и березкам плохо относились дети. Вот она настоящая преемственность, сохранение традиций. Вот здесь, из саженцев с любовью посаженых, зародилась и выросла настоящая любовь к природе и школе. И теперь наш обелиск, и практически вся территория школы утопает в зелени летом и в течение всего года находится в окружении удивительно красивого школьного сада.
Проект «Аллея выпускников» нашел продолжение в другом не менее захватывающем проекте «Дендрологическая площадка». Несколько лет назад в силу каких-то обстоятельств погибло порядка 10 деревьев взрослого карагача. И сразу возник экологический проект «Наш двор», работники и родители выкорчевывали корни, дети помогали освободить место для новых посадок. На текущий момент «Дендрологическая площадка» представлена 35 видами деревьев и кустарников: липа и ольха, дуб и можжевельник, ива и шиповник, и др. Здесь регулярно проходят уроки по биологии и окружающему миру, обучающиеся работают над исследовательскими проектами. А школьное лесничество «ЭКОС» следит за тем, чтобы новые виды имели информационную табличку, чтобы даже самые маленькие разбирались в представленных экземплярах. Систематически досаживаются новые виды кустарников и деревьев (Приложение5).
А какой сад без птиц? Социальные проекты, как «Столовая для птиц», «Птицы - наши друзья», «Дом для птиц» с удовольствием реализуют обучающиеся начальной школы. И берут такие проекты начало на уроках: «Окружающий мир», «Технология». Успех таких проектов кроется в тесном сотрудничестве педагога с детьми и родителями. И очень важно обратить внимание ребенка на проблемы рядом и дать ему возможность совершить маленькое доброе посильное дело – оказать помощь братьям нашим меньшим.
В течение 20 лет разные поколения школьников реализуют социальные проекты, направленные на сохранение традиции почитания и уважения граждан пожилого возраста, их вклада в развитие экономики округа и страны. И эти проекты не ограничиваются концертами и изготовлением подарков к праздникам, а перешли на новую ступень взаимодействия. Социальный проект «Связь поколений» в тесном сотрудничестве с Комплексным центром социального обслуживания населения традиционно начался с поздравления пожилых людей в Международный день бабушек и дедушек. С ответным визитом группа здоровья КЦСОН провели зарядку для воспитанников ДОЛ «Радуга» и приняли участие в соревнованиях «Веселые старты», где заняли 1 место и своим примером показали и доказали подрастающему поколению на деле, что и в почтенном возрасте есть воля к победе и сила духа.
Пожилые граждане провели для ребят мастер-классы по рукоделию, вместе стали участниками выставки «Святая весна», где представили пасхальные композиции и изделия декоративно-прикладного творчества. Дети в свою очередь знакомят старшее поколение с информационными технологиями и приглашают на классные мероприятия, чтобы побольше узнать об истории города из первых уст услышать, люди каких профессий сделали наш город красивым и комфортным для жизни. Фестиваль творчества, посвященный 9 мая, где школьники и вокальные коллективы продемонстрировали свой талант и знание патриотических песен. Праздник «Светлое слово «Мама». Результатом социального проекта «Связь поколений» стал сборник о дружбе, который вышел в свет в декабре 2018г.
В 2010 году наш проект «Память сердца сильнее смерти» отмечен на конкурсе «Шаг в будущее». Мы посвятили его учителю истории, фронтовику, бывшему директору нашей школы Андрею Филипповичу Пашину. Результатом проекта стала мемориальная доска, установленная у центрального входа на фасаде школы и каждый имеет возможность получить информацию об этом легендарном человеке и прикоснуться к истории школы, которая продолжается.
В мае 2016 года состоялась церемония присвоения имени А.Ф.Пашина избирательному участку №286, расположенному в МБОУ СОШ№2. Где заместитель главы города Ханты-Мансийска И.А.Черкунова отметила: «По инициативе педагогической общественности в нашем городе имя присваивается только третий раз. На мой взгляд, это очень важный элемент патриотического воспитания подрастающего поколения, формирования активной гражданской позиции не только воспитанников, но и их родителей». После такой высокой оценки ведущая этой церемонии, А.Ниязова, ученица 9 класса приняла участие в окружном конкурсе проектов по формированию избирательной культуры у молодежи и заняла 1 место.
Т.А.Волгунова подчеркнула: «Увековечение памяти А.Ф.Пашина – не просто дань уважения ветерану Великой Отечественной войны, а настоящая патриотическая и гражданская позиция по отношению к истории нашей страны. Вы патриоты, потому что в 2014 году инициировали установку памятного знака на территории школы героям первой мировой войны. Это наша история, связь времен и связь поколений. Вы достойные внуки, достойные дети достойных отцов и достойных дедов. Спасибо за память о тех, кто уже не придет никогда, спасибо за заботу о тех, кто находится рядом». В своем выступлении Татьяна Анатольевна напомнила присутствующим, что педагогический коллектив школы№2, главной задачей всегда считал и считает - воспитание подлинных гражданских чувств в детях, которые не только умеют ценить духовные и культурные ценности, но и стремятся их приумножать своим трудом и участием в социальных проектах».
К 2014 году на территории школы был создан мемориальный комплекс в память о земляках участниках первой и второй мировой войны. Общешкольный социальный проект «Дорога к обелиску» по уходу за мемориалом успешно реализуется с 2004 года. Теперь к нам в канун дней воинской славы на экскурсию приходят воспитанники детских садов - будущие наши первоклассники, чтобы услышать рассказ о героическом прошлом и возложить цветы к обелиску. Экскурсию по мемориалу проводят старшеклассники. Это тоже социальный проект «Экскурсионное бюро».
В 2014 году шестиклассники приступили к реализации социального проекта по созданию клуба юных пограничников «Зеленые фуражки» (Приложение 6).Сначала это были просто встречи, куда приглашались сотрудники контрольно-пропускного пункта «Ханты-Мансийск. Аэропорт», далее экскурсии в аэропорт, с целью профориентации. Ребят переполняло чувство гордости, и они поделились своими впечатлениями с однокашниками на параллели, которые, не задумываясь, присоединились к проекту. А затем началась кропотливая работа по строевой подготовке, тренировки по сборке и разборке автомата, изучение дней воинской славы и знаков отличия, физическая подготовка для военно-спортивных состязаний «Зарничка». Сотрудники КПП не только готовили ребят, но выступали в качестве судей. В процессе взаимодействия установилось тесное сотрудничество, которое превзошло все ожидания. 28 мая 2016 года в Парке Победы состоялась торжественная церемония вступления школьников в отряд «Юных друзей пограничников», ребятам вручили удостоверения и нагрудные значки с изображением эмблемы отряда. А осенью 2016 года отряд выступил инициатором социального проекта «Память сильнее времени», цель которого передать полученные знания и навыки младшим школьникам.
Термин "проектирование" происходит от латинского "projectus" - брошенный вперед, это процесс создания прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта или состояния. Социальный проект основывается и невозможен без планирования, предвидения, предвосхищение и прогнозирования результатов. Кто мог подумать в 2014 году, когда только планировалась работа по созданию военно-патриотического клуба, что в 29 октября 2015 году выйдет указ Президента о создании общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников», где одним из приоритетных станет военно – патриотическое направление, реализация которого начнется с проведения занятий на базе военно-патриотических клубов, участия в военно-патриотических играх и соревнованиях, создания клубов пограничников и осуществления деятельности всероссийского военно-патриотического общественного движения «Юнармия». Наши «Зеленые фуражки» органично влились в ряды Юнармии и приняли участие в первом слете Ханты-Мансийского местного отделения ВДЮВПОД «Юнармия».
Социальные проекты, реализуемые добровольными объединениями школьников «Юные инспектора движения» и «Юные спасатели», продолжают работу по воспитанию человека высокой культуры, законопослушного гражданина своей Родины, с высоким уровнем правосознания, гуманного отношения к людям, уважения к старшим, к славным боевым традициям своего народа. Ребята с интересом познают специфику несения службы, участвуют в конкурсах и состязаниях, активно ведут профилактическую работу среди сверстников, готовят себя к военной службе. Профессиональные пробы помогут в будущем стать не только настоящим гражданином своей страны, а настоящими профессионалами своего дела.
Одним из индикаторов Концепции ранней профориентации обучающихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, основанной на современном технологическом образовании является воспитание учащихся на основе их профессиональной ориентации, расширения сферы общественно полезной деятельности, включения в волонтерское движение.
Более 10 лет в школе функционирует клуб волонтеров «Позитив», первоначально его деятельность была направлена на формирование законопослушного поведения и устойчивого желания вести здоровый образ жизни, но чаще всего эта работа ограничивалась событийным добровольчеством, выступала, как превентивная мера с целью профилактики правонарушений в подростковой среде и противодействия пагубным привычкам. Работа клуба неоднократно отмечалась на муниципальном уровне в конкурсе волонтерских проектов.
Социальный проект «Дети детям с ОВЗ» через систематические занятия Школы волонтеров позволил создать постоянную группу добровольцев, способных осуществлять социально-педагогическую деятельность в течение всего учебного года, даже в каникулярный период. И проводить не только акции, призывающие к ответственности, но и сопровождению значимых воспитательных процессов.
21 участник социального проекта в период с 2017 по 2019гг. был награжден Межведомственной комиссией по итогам оздоровительной кампании, отметили только волонтеров нашей школы. Проект «Дети – детям с ОВЗ» занял 1 место в рамках муниципального конкурса «Волонтер-2019». В период пандемии ребята не остались в стороне и записали несколько роликов, как правильно подготовиться к сдаче норм ГТО в условиях самоизоляции.
Число ребят, задействованных в добровольческом движении, за последние 5 лет выросло в 2,5 раза и составляет 12% от общего числа средней и старшей школы. А это означает, что через 8-10 лет к нам в школы придет достойная смена, потому что педагог – это в первую очередь доброволец.
С 2018 года школа участвует в муниципальном конкурсе «Здоровый класс». Участники не только сами ведут здоровый образ жизни и активно занимаются физкультурой, но и проводят спортивные мероприятия для обучающихся школы. С их помощью проходят дни здоровья, турслеты, военно-спортивные игры, создаются видеоролики и выпускаются буклеты за ЗОЖ. Дважды команды нашей школы становились победителями и обладателями кубка «Здоровый класс».
В период празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне в школе реализованы общешкольные социальные проекты: «Подвигу - память!», «Подвигу жить в веках», «Песни, опаленные войной», «Хроника Великой Победы».
Социальный проект «Все для фронта, все для Победы», реализованный в 2021 году имеет не только патриотическую, но профориентационную направленность. В результате проекта в школе оформлены около 20 стендов, отражающих вклад людей разных профессий и специальностей в общее дело Великой Победы. Собраны материалы о деятельности биологов и артистов, поэтов и композиторов, географов и переводчиков, математиков и физиков, художников и музыкантов, швейных и оборонных предприятий в годы Великой Отечественной войны.
В рамках подготовки к 80-летию школы реализованы поисковые и информационные социальные проекты: «Сотрудники школы на службе в Вооруженных силах страны», «Выпускники школы на службе в рядах МЧС, полиции и Росгвардии», «Страницы истории школы», «Учителя-выпускники школы №2», «Говорит школьный радиоузел».
На первом этаже школы в 2020-2021 году периодически меняются фотозоны, которые тоже являются результатом социального проекта. Тематика фотозон обычно приурочена к праздникам: день учителя, юбилей округа, новый год, масленица и др.
Этапы реализации проектов можно отследить по статьям, которые публикуются на сайте школы и печатаются в школьной газете «Школа. Ru” детского издательского центра «Школьный звонок» в рамках социального проекта информационно - медийной направленности РДШ, услышать в эфире школьного радио, посмотреть видеотрансляции в рекреациях школы.
Умение на практике использовать современные технологии позволяют обучающимся начальной школы инициировать проекты. Дети самостоятельно записывают социальные видеоролики, о которых их сверстники 10 лет назад могли только мечтать.
Опытные классные руководители много лет воспитательную работу планируют посредством организации социального проектирования, начиная с простых проектов в начальной школе, постепенно, усложняя в среднем и старшем звене. Чем больше знаний, навыков, компетенций в рамках той или иной проектной деятельности, тем качественнее будет компетентность, т.к компетентность находится в прямой зависимости от компетенции.
К основным результативным критериям эффективности профориентационной работы в школе на основе социального проектирования можно отнести: достаточную информацию о профессии и путях ее получения, потребность в обоснованном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана, уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности, степень самопознания школьника - от того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора, наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана.
От школьной лаборатории социального проектирования к «Билету в будущее».
В 2018 году по результатам конкурса школьная программа «Модель организации профориентационной работы в МБОУ СОШ№2» вошла во Всероссийский реестр программ проекта «Билет в будущее». В 2019 году обучающиеся 8-х классов становятся участниками проекта. В 2019-2020 учебном году по известным причинам не все получилось, хотя часть процедур были выполнены. В 2020 нас ждал успех.
Как формируется модель выпускника в условиях деятельности лаборатории социального проектирования. На примере обучающейся 9А класса Е.Юрковой, ставшей впервые в истории школы №2 и города Ханты-Мансийска призером в категории «Юниоры» регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) чемпионатного цикла 2020 - 2021 гг.
Екатерина с начальной школы активный участник социальных проектов класса, она участник проекта «Подарок ветерану», волонтер с 5-летним стажем. В 5 классе в составе творческой группы участвовала в реализации социального проекта «Праздник круглый год» для воспитанников реабилитационного центра «Лучик» и одиноких пожилых социальных квартир.
В 6 классе Катя вступила в ряды российского движения школьников. В числе первых разучила гимн РДШ и в составе вокальной группы в сентябре исполнила его на вторых сборах волонтеров Югры в сфере адаптивного спорта, уже через месяц этот коллектив приветствовал педагогов окружного семинара по развитию РДШ в нашем округе(Приложение 7).
В 7 и 8 классе в каникулярный период в течение трех смен Екатерина свои лидерские и творческие способности проявила на волонтерском поприще в социальном проекте «Дети-детям с ОВЗ» в детском оздоровительном лагере «Радуга», ее работу благодарственным письмом отметила межведомственная комиссия по организации отдыха и оздоровления. Екатерина, как и все девятиклассники в начале этого учебного года в очередной раз обратилась к проекту «Билет в будущее». Это проект ранней профессиональной ориентации школьников, где у ребят появилась возможность научиться выбирать профессию. В современном мире профессии очень быстро меняются, появляются новые. Для выбора профессии мало знать, какие профессии существуют. Важно уметь выбирать свой путь. Для того, чтобы выбрать свою траекторию развития, важно понимать себя, свои сильные и слабые стороны, осознанно принимать решения.
Сначала Катя вместе с родителями прошла регистрацию на платформе проекта «Билет в будущее», разработанного союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров» и «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Регистрация необходима для сохранения цифрового профиля и выбора практических мероприятий именно в нашем регионе.
Для участия в проекте необходимо согласие родителей или законных представителей несовершеннолетних участников на использование их персональных данных. Согласие дает родитель в своем личном кабинете. После этого ребенок допускается к участию в практических мероприятиях проекта и получает рекомендации по построению индивидуального учебного плана.
Следующий важный этап – это онлайн-диагностика, состоящая из тестов и интерактивных игр, которые помогают участнику определить профессиональные интересы и склонности, оценить осведомленность о мире профессий, выявить свои сильные стороны и зоны развития. Всего в личном кабинете более 60 тестов. Чем больше тестов проходит участник, тем точнее система определяет его интересы и подбирает подходящие практические мероприятия и рекомендации. Результаты тестов становятся частью цифрового профиля участника. Все тесты разработаны на основе доказанных научных теорий в области психологии и профориентации, опираются на труды отечественных и зарубежных учёных и прошли предварительную апробацию.
Затем школьники посетили практические мероприятия, которые у нас в Ханты-Мансийске организовал Технолого-педагогический колледж — это профессиональные пробы, где участники под руководством наставника знакомятся с интересующей их компетенцией, и выполняют задания из реальной профессиональной деятельности. Мероприятия могут быть разного уровня сложности и длительности, при этом доступны каждому ребенку без предварительной подготовки и специальных знаний. Родители получают уведомления, на какие мероприятия записался их ребенок, и согласовывают его участие.
По завершению профпроб участникам выданы индивидуальные рекомендации по построению индивидуального учебного плана. Эти рекомендации - итог участия в проекте. Результаты онлайн - диагностики появляются в личном кабинете сразу после прохождения, рекомендации о дальнейших шагах — после прохождения профессиональных проб.
Выбор Екатерины пал на профпробу по компетенции «Преподавание в младших классах». На встрече с экспертом этого чемпионата Екатерина отвечала на разные вопросы, касающиеся преподавания. Затем школьнице предложили составить сценарий урока, и он был одобрен экспертом. После Екатерине поступило предложение принять участие в чемпионате ХМАО - Югры "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) в категории «Юниоры». Так Юркова Екатерина стала участницей регионального чемпионата, а ее классный руководитель А.В.Белова наставником – экспертом. Девятикласснице предстояло пройти испытания трех модулей. Первый модуль «Подготовка и проведение воспитательного мероприятия с использованием интерактивного оборудования и элементов робототехники». Второй модуль «Подготовка и проведение мастер-класса по формированию заданной универсальной компетенции». Третий модуль - разработка и демонстрация образовательного веб-квеста.
Каждый модуль длился по 2 - 3 часа, по завершению необходимо было продемонстрировать результаты своего труда. По окончанию конкурсных испытаний участники получили дипломы, но сам чемпионат не был завершен, т.к еще должны были пройти этапы в других возрастных категориях. Во время прямого эфира все узнали, что Екатерина заняла 2 место. Заслуженная награда. Серебряный призер пожелала сверстникам: «Пробуйте себя, узнавайте, на что вы способны, а для этого участвуйте в подобных мероприятиях. И главное - никогда не сдавайтесь и верьте в себя, и у вас все получится» (Приложение 8). Екатерине предстоит подготовка к отборочному этапу в категории «Юниоры» Всероссийского чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) чемпионатного цикла 2020 - 2021 гг., которое пройдет в Ярославле, а вся школа в преддверии отчета лаборатории социального проектирования, где будут в течение недели задействованы около 700 обучающихся (почти 90%).
Социальное проектирование - это динамично развивающаяся площадка общественной работы в самых разных сферах деятельности. Самореализация и рост профессиональных навыков юных проектировщиков, необходимых при любой будущей занятости, практически гарантированы.
«…Многие люди всю свою жизнь затрачивают на изучение начальных ступеней различных технологий. И не идут дальше…Удостоверьтесь, что ваш проект хорошее, честное дело, и затем будьте непоколебимо верны ему. Вложите весь ваш ум, ваши силы, сердце и душу в практическую деятельность, и вы добьетесь успеха. Мобилизуйте всю вашу энергию, научитесь лишь однажды выполнять план во всей его полноте, и вы сделаетесь другим человеком», - сказал А.С.Прутченков.
Социальное проектирование – это удочка для удачного билета в будущее. Будущее в ваших руках. Итак, приступаем к реализации проекта. (Приложение 9)
Нормативно-правовые документы
1.Федеральным законом от 31.07.2020 №304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся».
2. Стратегия социально - экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период 2030 года.
3. Региональная концепция ранней профориентации обучающихся
4. Закон ХМАО– Югры от 01.07.2013 N 68-оз (ред. от 28.02.2019) "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"
5. Комплекс мер, направленных на раннюю профессиональную ориентацию обучающихся 6-11 классов общеобразовательных организаций на 2019-2021 годы, утвержденный постановлением Правительства ХМАО – Югры 338-п от 05.10.2018 года,
6.Распоряжение Правительства ХМАО- Югры N 574-рп «О реализации национального проекта "Образование" в ХМАО - Югре». 29.10.2018 года
Список литературы
Беспалова Г.М., Виноградова Н.М. Социальное проектирование подростка. Как изменить отношение в школе. Серия «Библиотека Федеральной программы развития» - М.: Изд. дом «Новый учебник», 2013.
Методика социально-образовательного проекта «Гражданин»/ Сост. Пахомов В.П. – 3-е изд., доп. - Самара: Издательство «НТЦ», 2012.
«Мир вокруг нас мы можем строить сами…» (методические материалы по технологии социального гражданского проектирования) – Воронеж. Изд-во «Истоки», 2015.
Прутченков А.С. ШАГ ЗА ШАГОМ, или Технология подготовки реализации
социального проекта, Методическое пособие. Москва, 2013.
Степанов П. В. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие. – М. : ФГБНУ «ИСРО РАО», 2020. – 119 с. – (Серия: Примерная программа воспитания).
Интернет-ресурсы
http://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf
Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки «Ресурс»
https://proektoria.online/login портал «ПроеКТОриЯ»
http://www.kto-kem.ru Азбука профессий
http://www.vyborprofessia.ru Популярные профессии с профессиограммой
http://www.ucheba.ru Образовательный портал
http://www.proftime.edu.ru «Время выбрать профессию»
http://www.shkolniky.ru Столичный центр профориентации «Разумный выбор»
https://shikardos.ru/text/a-s-prutchenkov-shag-za-shagom-ili-tehnologiya-podgotovki-real/
14