Методические рекомендации по решению задач на проценты в специальных (коррекционных) классах VIII вида
Методические рекомендации по решению задач на проценты в специальных (коррекционных) классах VIII вида
I. АКТУАЛЬНОСТЬ
В жизни часто приходиться обращаться к «процентам». Например, расчёт дохода по вкладу, плата за банковский кредит, определение пособия по безработице, расчёт дохода от облигации, определение размера пошлины за нотариальные услуги, определение величины налога. С этими операциями приходится встречаться и обучающимся коррекционных школ VIII вида.
II. ПРОГРАММА ПО ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ «ПРОЦЕНТЫ».
1. Понятие о проценте. - 2 часа
2. Замена процента десятичной дробью - 2 часа
3. Нахождение 1% числа - 2 часа
4. Нахождение нескольких процентов числа. Работа
с калькулятором - 3 часа
5. Решение задач на нахождение процентов - 4 часа
6. Замена нахождения нескольких процентов числа нахождением дроби числа - 3 часа
7. Нахождение числа по одному проценту - 2 часа
8. Проверочная работа - 1 час
III. КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ.
1. Понятие о проценте.
Оборудование: модели метров с сантиметровыми делениями; квадрат, разделенный на 100 клеток, 100 маленьких кубиков или 100 копеек.
а) 1 клетка = 1/100 часть квадрата
б) 1 кв. дм = 100 кв. см
1 кв. см = 1/100 кв. дм
в) 1руб. = 100 коп.
1коп. = 1/100 руб.
г) 1 м =100 см
1 см = 1/100 м
Вывод: 1/100 = 1%
2. Замена процентов десятичной дробью, исходя из понятия о проценте.
1% = 0,01 45% = 0,45
3% = 0,03 100% = 1
На основе наблюдений и сравнения числа процентов и десятичной дроби, учащиеся приходят к выводу:
чтобы выразить проценты десятичной дробью или целым числом, надо запятую перенести на два знака влево и знак % не писать.
35% = 0,35 200% = 2
3. Нахождение 1% и нескольких процентов числа.
Сначала решаем примеры на нахождение 1% и нескольких процентов от числа, вырабатывается навык выполнения этих действий. Далее решаем задачи.
Задачи на нахождение 1% от числа и на нахождение нескольких процентов от числа постоянно сопоставляются, находим черты сходства и различия.
Целесообразно обучать учащихся операциям нахождения процента от числа с помощью микрокалькулятора.
АЛГОРИТМ НАХОЖДЕНИЯ % ОТ ЧИСЛА С ПОМОЩЬЮ КАЛЬКУЛЯТОРА.
1) Преврати % в десятичную дробь.
2) Умножь целое число на десятичную дробь с помощью калькулятора.
Например: найти 36% от 7550р.
Решение: 36% = 0,36; 7550р. х 0.36 = 2718р.
Можно использовать другой алгоритм вычислений:
7550р. : 100 = 75,50р.
75,50р. х 36 = 2718р.
5. Решение задач.
Учитывая особенности восприятия и понимания задач обучающимся целесообразно использовать два подхода при решении задач:
1) Если задача решается в одно действие, то я объясняю задачу. Обучающиеся при этом ничего не записывают, поэтому их внимание сосредотачивается только на объяснение. Затем решение проговаривается детьми вслух, стирается с доски и каждый сам заново решает ту же задачу. При самостоятельном решении применяется комментирование (один ученик с места комментирует своё решение).
2) При обучении решению составных задач выделяем этапы:
* Понимание формулировки задачи (что дано, в чём состоит условие, что неизвестно).
* Составление плана решения.
* Решение задачи с комментированием.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА НАХОЖДЕНИЕ %.
Тема: «Решение задач»
Цели: Коррекционно - обучающая - закрепить знания о %, научить решать задачи
на нахождение % от числа, применять % на практике, развивать вычислительные навыки.
Коррекционно - развивающая - способствовать развитию внимания, памяти
мышления, речи, умения анализировать, сравнивать; добиваться чёткости и точности в записях, правильности вычислений.
Коррекционно - воспитывающая - приучить к сознательному выполнению
задания и к самоконтролю; воспитывать у обучающихся работоспособность, навыки контроля, самостоятельность; внимание на практическое использование данной темы; социальная адаптация.
Задача: Сумма кредита 1200 руб. Магазин взимает в свою пользу 5% от этой суммы. Сколько рублей покупатель должен уплатить магазину за пользование кредитом.
Дано: кредит — 1200р.
Процентная ставка - 5%
Плата - ?
Решение:
I способ.
]) 12000р. : 100 = 120р.
2) 120р. х 5 =600р.
Ответ: 600р.
Задача: Сбербанк выплачивает вкладчикам 12% в год. Сколько денег получит вкладчик через год, если у него было на сберкнижке 20750р.
Дано: - вклад 20750р.
Процентная ставка - 12%
Сумма денег - ?
Решению:
1 ) 20750р. х 0,12 = 2490р.
2) 20750р. + 2490р. = 23240р.
Ответ: 23240р.