12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Манакова Наталья Анатольевна494
Россия, Челябинская обл., Миасс
1

Использование мнемотехники в развитии памяти и речи детей дошкольного возраста Использование мнемотехники в развитии памяти и речи детей дошкольного возраста

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№9»





Манакова Наталья Анатольевна



Использование мнемотехники в развитии памяти и речи детей дошкольного возраста























Миасс, 2021








СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…..……………..........3

Глава 1 Анализ и классификация методов мнемотехники………………….……………………………………………….........5

Вывод по первой главе……………………………………………………………..12

Глава 2 Методы и приемы мнемотехники, используемые в работе с дошкольниками..........................................................................................................13

Глава 3 Применение мнемотехники в работе с детьми….…………….…………..………………………………………………….17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………...….. ……………………………………...…27

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………...……………………….………..….29




Введение

Навык запоминания всегда являлся важным качеством человека. Так, ещё в первобытные и античные времена жрецам, шаманам и сказителям приходилось помнить огромные объёмы информации. Искусство запоминания не утратило своей полезности и после появления письменности, ведь большинство людей не умели читать, и все знания получали из рассказов старших и их объяснений. Исходя из этого, важнейшими инструментами передачи информации от одного человека к другому, являлись и являются до сих пор – речь и память.

Одной из задач ФГОС ДО образовательной области «Речевое развитие» является развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи.

При помощи речи и общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Владение связной речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного запаса, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи - лексической, грамматической, фонетической.

На сегодняшний день в речи детей существует множество проблем: односложная речь, неспособность грамматически правильно построить распространённые предложения, недостаточно развитый лексикон, употребление нелитературных слов и выражений, неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, построить монолог, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов и т.д. Некоторые из этих проблем возникают потому, что дети не всегда понимают смысл слов, так как их жизненный опыт, что должен служить основой для речевого развития – недостаточен, а для его обогащения нужна развитая память.

В дошкольный период память по скорости развития опережает другие способности детей, потому что они используют имеющийся и полученный ранее опыт в качестве фундамента познания окружающего мира. Ребенок рассматривает картинку и вспоминает, где он это видел ранее. Он видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Поэтому в дошкольном учреждении должна быть создана специальная среда, способствующая максимально полному раскрытию речевых возможностей воспитанников, с использованием новых инновационных методик, основанных на развитии речи и памяти. И одной из таких методик является мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Главной целью моей работы является развитие связной речи и памяти дошкольников с использованием приёмов мнемотехники.

Задачи:

1. Проведение анализа психолого-педагогической литературы по истории применения мнемотехники в развитии памяти и речи.

2. Классификация методов и приёмов мнемотехники, используемых для работы с детьми.

3. Использование методов и приёмов мнемотехники для повышения уровня развития связной речи и памяти у воспитанников.

Гипотезой данной работы является утверждение о том, что использование приёмов мнемотехники может оказывать положительное влияние на развитие и формирование связной речи и памяти детей.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью развития связной речи и памяти, так как они применяются человеком на всех этапах своего развития и в любой области своей жизнедеятельности.

Глава 1. Анализ и классификация методов мнемотехники

Появление и развитие искусства мнемотехники

Считается, что термин «мнемоника» введен Пифагором Самосским в 6 веке до нашей эры. Это слово произошло от имени греческой богини памяти Мнемозины.

Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники. Используя их, древние греки приобретали способность быстро запоминать очень большой материал, демонстрируя свое искусство в публичных выступлениях. Так, например, использовался топологический метод развития памяти, заключавшийся в делении каких-либо мест на «квадраты-места запоминания», с каждым из которых связывалось представление о каком-либо предмете.

Этот же метод получил своё развитие и у древних римлян. Так, для подготовки к публичным выступлениям в Сенате, Цицерон пользовался его усовершенствованной версией – «методом римской комнаты». «Метод римской комнаты» является одним из старейших подробно описанных методов мнемотехники. Проговаривая свою будущую речь, Цицерон шагал по дому из комнаты в комнату (комнат у древних юристов было много) и мысленно расставлял ключевые слова вокруг себя. В суде же он снова мысленно шел по дому и собирал "разбросанное". [13]

На Руси мнемотехника также имела место быть. Особенно ярким примером может служить славянский алфавит. Название всех букв кириллицы были придуманы с явной мнемонической целью. «Аз», «Буки», «Веди» можно расшифровать как «Я буквы знаю». «Глагол», «Добро», «Есть» – «Письменность есть добро». Тем самым, обеспечивалось более быстрое запоминание и применение букв.

Дальнейшее развитие в мире мнемотехника получила лишь в XIX и XX веках. Так, барон Аретин в начале XIX века написал ряд книг, в которых заменил «места запоминания» буквами, комбинации которых должны были вызывать представление о предмете, подлежащем запоминанию. В 1840-ых годах датчанин Карл Отто составил руководство по мнемонике, где предложил метод, основанный на замене чисел и слов целыми фразами. Во второй половине XIX века Коте создал общий метод мнемоники, сформированный на превращении слов и чисел в образы. В первой половине XX века француз Эме Пари предложил метод рефлексов, заключавшийся в замене чисел словами, вводя на место цифр согласные.

В советский период эту тему изучали учёные-психологи: А.Р. Лурия, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко. А. Р. Лурия [6] длительное время изучал память мнемониста, который мог с однократного восприятия последовательно запоминать ряды из 100 цифр и более. Все слова и цифры он превращал в зрительные образы. Образы не были случайны. Многие из них хранились в детских воспоминаниях гения и сортировались по порядку, увеличиваясь в размерах.  Мнемонист особо чувствовал, переживал все то, что запоминал. Звук у него ассоциировался с каким-либо цветом, вкусом. Кроме того, он говорил, что каждый звук цветной. Также он переживал запоминание цифр, слов.

Начиная с конца 80-х годов стали выходить в свет издания, которые наряду с занимательным материалом содержали и элементы мнемотехники. В конце 90-х некоторые авторы уже осознанно стали выделять мнемоматериал наряду с другими. Как правило, это небольшие по объёму книги или статьи в методических изданиях.

Из истории мнемотехники мы можем сделать заключение. Интерес к мнемотехнике в настоящее время не угас. Более того, виды мнемонической техники запоминания постоянно совершенствуются на основе новых представлений о механизмах памяти человека. Сейчас феноменальная память из разряда чудес переходит в разряд обыкновенных, доступных каждому навыков запоминания, которые можно сформировать, как и любые другие навыки.

Мнемотехника применяется давно во многих областях. С точки зрения психологии, она исследована давно глубоко и серьёзно, однако в плане педагогики актуальным остаётся вопрос о рациональном использовании приёмов мнемотехники при обучении детей.

Направления мнемотехники

В настоящее время можно выделить шесть направлений мнемотехники: народная, классическая, педагогическая, цирковая (она же эстрадная), спортивная и современная. В данной работе будет рассмотрена каждая из них.

Народная мнемотехника

Сюда относят те приёмы запоминания, которые основываются на запоминании определённой символики. Это приемы, которым нас обучают в детском саду и школе, это приемы запоминания, которые рекомендуют своим ученикам учителя. Примером могут служить дорожные знаки, являющиеся символами правил дорожного движения и быстро воспринимающиеся водителями. На больших скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения, а дорожные знаки , которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро.

Любой алфавит также может являться приёмом народной мнемотехники, так как в школе ребёнок заучивает соответствие звуков определённым символам — буквам.

Мозг человека не умеет запоминать числовые сведения, поэтому каждый человек придумывает свои собственные приемы для запоминания телефонных номеров. Как правило, эти приемы у всех примерно одинаковые. Широко распространен прием кодирования по созвучию, используемый для запоминания новых терминов или иностранных слов. Часто неосознанно применяется прием привязки к хорошо знакомой информации, прием поиска закономерностей в элементах запоминаемой информации.

Если обратить внимание на монитор компьютера, то можно увидеть большое количество зрительных образов. Благодаря визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для выполнения команды компьютером, необходимо кликнуть по определенному значку на рабочем столе.

Данное направление мнемотехники широко распространено, потому и получило название народной.

Классическая мнемотехника

Классическая мнемотехника – это первое направление мнемотехники в истории. Она возникла как составная часть ораторского искусства и использовалась в качестве вспомогательного средства для запоминания последовательности изложения длинных речей. Набор приемов классической мнемотехники ограничен. Механизмы памяти интуитивно понимались правильно, однако объяснить принципы работы памяти в то время не было возможности – слишком низок был уровень знаний об окружающем мире.

Сюда относят те приёмы запоминания, что основаны на визуальном мышлении, а именно на преобразовании запоминаемой информации в зрительные образы.

Примером данного направления может служить метод Цицерона — выделение объектов в хорошо знакомом помещении или на улице, и использование их как носителей информации. Все образы делились на две группы: вспомогательные образы для фиксации последовательности, и образы, в которых кодировалась запоминаемая информация. Классическая мнемотехника также акцентирует внимание на том, что образы можно не только запоминать, но можно и стирать. Классическая мнемотехника в свое время также разделилась на два направления. Одни (Цицерон) в совершенстве владели техникой запоминания с помощью образных кодов. Другие представители мнемотехники (Квинтилиан) не рекомендовали использовать образные коды для запоминания.

Педагогическая мнемотехника

Основателем педагогической мнемотехники можно считать П.Рамуса. В 16 веке в Кембриджском университете в Англии преподавалась как классическая мнемотехника (в лице Джордано Бруно), так и педагогическая мнемотехника, которую продвигал Петр Рамус.

Сюда относят те приёмы запоминания, что основаны на многократном интенсивном повторении и усвоении материала. Примерами данного направления могут служить составление конспектов, многократное чтение и повторение заучиваемого текста (так называемая «зубрёжка»). И главное, педагогическая мнемотехника не устанавливала таких высоких планок, как это делала классическая мнемотехника. Проще говоря, педагогическая мнемотехника отказалась от прямого использования зрительных образов при запоминании, и чтобы замаскировать падение эффективности запоминания - резко снизила требования к ученикам. Педагогическая мнемотехника не заставляла запоминать хронологические таблицы, поэтому у учеников не было необходимости этого делать. Педагогическая мнемотехника делает акцент на естественное запоминание при интенсивном "пережевывании" изучаемого материала. Это организация учебного процесса в виде игры и создание большого количество вспомогательного (дидактического) материала... Также данное направление включает многие другие, знакомые нам со школы методы.

Данное направление отличается простотой и понятностью большему числу людей. Её методы используются в официальной системе образования всех стран. Логика педагогов предельно проста. Учить нужно всех, а не только людей, у которых работает визуальное мышление.

Цирковая (эстрадная) мнемотехника

Цирковая мнемотехника также использует принципы классической мнемоники. Однако ее отличительной особенностью является тщательная разработка этапа кодирования информации. Информация кодируется там во что угодно: в жесты, слова, мимику лица, интонацию голоса, в порядок слов в предложении… Часто, при демонстрации чудес феноменальной памяти, исполнителям вообще ничего не приходится запоминать. Они просто передают друг другу сообщения с помощью кода, известного только им. Можно даже сказать, что главное в цирковой мнемотехнике – не запоминание, а передача информации от ассистента к исполнителю с помощью разных хитростей. В этом отношении цирковая мнемотехника использует лишь часть арсенала мнемоники. Хотя, конечно же, исполнители бывают разной квалификации.

При выступлении цирковых мнемонистов их способность запоминать часто вообще не афишируется, а наоборот, держится в секрете. Потому что вся иллюзия телепатии, поиска предметов основывается на хорошо тренированной памяти.

Не следует забывать и тот факт, что цирковые исполнители - прежде всего артисты цирка. А обман в цирке (то есть фокусы) считается нормой. Поэтому не следует удивляться, когда вы узнаете, что у исполнителя есть несколько десятков ассистентов в зале.

Спортивная мнемотехника

С настоящими профессиональными мнемонистами, которые запоминают честно, можно встретиться на соревнованиях по мнемотехнике. Такие соревнования регулярно проводятся, например, в Кембридже, начиная с 1997 года.

Спортивная мнемотехника имеет свою специфику. Во-первых, каждый участник соревнования, хотя и умеет запоминать широкий спектр информации, как правило, специализируется на запоминании чего-либо одного. Одни устанавливают рекорды в запоминании двоичных чисел, другие являются чемпионами по скоростному запоминанию игральных карт, третьи наловчились запоминать на слух двузначные или трехзначные числа.

Самой способностью запоминать на таких соревнованиях никого не удивишь. Чтобы попасть на соревнования, нужно пройти отборочный тур, на котором необходимо продемонстрировать наличие навыка запоминания. Ведь человеку, не умеющему запоминать, нечего делать на соревновании.

Рекорды, устанавливаемые рекордсменами, поражают воображение. Особенно, если человек не знаком с принципами запоминания в мнемотехнике. Но даже у обученного запоминанию человека рекордсмены вызывают чувство глубокого уважения. Когда сам умеешь запоминать, то понимаешь, каких трудов стоят все эти рекорды.

Современная мнемотехника

В современной мнемотехнике присутствуют системы, авторы которых не ограничиваются чтением старинных книг, а пытаются вникнуть в тайны мозга и понять принципы его работы. Отличительной особенностью современной мнемотехники является наличие теоретической базы. На основе теории памяти ранее известные  приемы запоминания существенно дорабатываются и объединяются в четкую систему запоминания, направленную на решение тех или иных задач. Есть специализированные системы, направленные только на изучение иностранных языков и методики заучивания сложных двигательных навыков.

Современная мнемотехника отошла от набившего оскомину Симонида и "не желает знать, где сидят фазаны". Современной мнемотехнике больше по вкусу результаты нейрофизиологических исследований и точные методы проверки эффективности тех или иных приемов запоминания.

Особенно ярким представителем современной мнемотехники является система «Джордано» [5.4], которая специально была разработана для эффективного запоминания информации, наиболее часто встречающейся в повседневной жизни и в процессе обучения различным дисциплинам. Эта система направлена, прежде всего, на запоминание логически связанной информации.  «Джордано» представляет собой венец многолетних систематических разработок. Её практической основой служат принципы классической мнемотехники и элементы системы запоминания Джордано Бруно. Приемы запоминания систематизированы и унифицированы. «Простота» программы означает, что методы запоминания легки для освоения и «прозрачны» для понимания принципа их действия. Под «универсальностью» подразумевается, что система позволяет запоминать практически любую информацию. И «эффективность» гарантирует вам полный контроль над процессом запоминания и сохранения информации в мозге.

Комбинацией ограниченного набора приемов запоминается любая информация. Из приемов, как из кирпичиков, строятся разные методы (последовательности приемов) и разные техники запоминания.

Весь процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

кодирование элементов информации в зрительные образы;

собственно сам процесс запоминания;

запоминание последовательности информации;

закрепление информации в мозге.



Вывод по первой главе

Все направления мнемотехники отличаются от других технологий:

Интегративностью – образовательная деятельность реализуется во всех образовательных областях.

Экономичностью - используются имеющиеся методические средства и создаются дидактические средства не требующих финансовых затрат.

Процессуальностью - развитие ребенка рассматривается как процесс;

Здоровьесбережением - реализуются исходя из потребностей и возможностей ребенка. Ребенок не испытывает давления со стороны педагога; педагог выступает в роли сотрудника, наставника.

Универсальностью - может использоваться  любым педагогом и родителями в любой сфере деятельности.       







Глава 2. Методы и приемы мнемотехники, используемые в работе с дошкольниками

С давних времён людьми замечено, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».

 К. Д. Ушинский

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена преобладанием зрительно-образной памяти. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребёнка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то не стоит рассчитывать на корректное запоминание материала. Мнемотехника для дошкольников помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.[1.3] Более того, приёмы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи. Приём мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

Развитие основных психических процессов — памяти, внимания, образного мышления, речи;

Перекодирование информации, т.е. преобразования из абстрактных символов в образы;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах.

Для начала детей младшего дошкольного возраста знакомят с мнемоквадратами — понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки — это дорожка из четырёх картинок, по которым можно небольшой рассказ в 2-3 предложения. В дальнейшем используется самая сложная структура — мнемотаблица, которая представляет собой изображения основных звеньев, в том числе и схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или стихотворение.

Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребёнка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но ещё и на фантазию, визуализацию образов ребёнком.

В работе с детьми целесообразно использовать мнемотаблицы [12] для таких целей, как обогащение словарного запаса, обучению составлению рассказов, пересказ художественной литературы, отгадывание и загадывание загадок, а также заучивание стихов.

Предметно-схематические модели мнемотехники, используемые для развития речи дошкольников должны соответствовать определённым требованиям:

Чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

Ярко и отчётливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью;

Быть простой для восприятия и доступной для создания и действия с ней;

Должна быть создана атмосфера, свобода творчества, у каждого ребёнка может быть своя модель — такая, какую он себе мыслит и представляет.

Но надо отметить, что знакомя дошкольников с мнемотаблицами, необходимо соблюдать алгоритм работы с моделями:

Введение элементов схем, символов (например, обозначения: цвет, форма, величина, действие).

Использование элементов опорных схем, символов на всех видах занятий, в различных видах деятельности, так как у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.

Введение отрицаний (например: не большой, не круглый, не съедобный).

Сочетание символов, «чтение» цепочки символов.

Самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество.

Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Осуществляется перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.

После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших — самостоятельно.

Необходимо помнить о важности применения модельных схем в соответствии с возрастом ребёнка: младший возраст (4-9 клеток), средний (9-16 клеток), старший (16-25 клеток).

Детям младшего дошкольного возраста трудно уловить обучающую информацию сразу через мнемотаблицу, потому с ними удобнее работать при помощи мнемодорожек. Мнемодорожка также несёт в себе обучающую информацию, но в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения ребёнка. Работать с мнемодорожкой можно, используя приёмы наложения и приложения (часто используемые в работе с детьми младшего возраста), исключая на первых порах метод частичной или полной графической зарисовки.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей удаётся достичь следующих результатов: у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире, появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, словарный запас выходит на более высокий уровень, дети учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого стихотворения разрабатывается и составляется своя мнемотаблица, подбираются рисунки к выбранному стихотворению (желательно на каждую строчку).

Итак, чем раньше дети будут учиться рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше они будут подготовлены к школе.

В настоящее время у детей всё чаще наблюдаются проблемы в развитии речи: недостаточный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, неразвитое логическое мышление, большое количество слов-паразитов и нелитературных слов. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений встаёт задача, как  помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Так как в дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, дети лучше запоминают события и явления, близкие их жизненному опыту, т.е. то, что они уже видели или на что могут посмотреть. При обучении детей вполне обосновано использование творческих методик, эффективность которых очевидна, наряду с общепринятыми.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. Работа с технологией мнемотехники опирается на следующие принципы:

Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью является развитие ребенка;

Принцип научной обоснованности и практической применимости – содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и педагогики, и имеет возможность реализации в массовой практике образования.

Поэтому можно предположить, что чем раньше дети будут учиться рассказывать и пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше они будут подготовлены к школе, так как связная речь и хорошая память являются важными показателями умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.



§3. Применение мнемотехники в работе с детьми

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному, начинают работу с младшего возраста с простейших мнемоквадратов. Детям на занятиях даются готовые обозначения с обязательным пояснением — расшифровкой.

I этап - мнемоквадраты: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. В начале работы с детьми стоит использовать цветные мнемоквадраты, так как в памяти ребёнка остаются отдельные зрительные образы (жёлтый цыплёнок, зелёная ёлочка). Малышам лучше предлагать картинки, понятные для их восприятия. Позже изображение усложняется — зарисовывается в графическом виде.

Например: даётся слово — девочка и его символическое обозначение (человечек в платье) (в соответствии с рисунком 1)

t1635173121aa.jpg
Рисунок 1 – Девочка

Когда дети уловили, как можно зашифровать слово, воспитатель переходит к обучению поэтапному кодированию слов по характеристике предмета, например: по размеру (большой круг, малый круг), по цвету (синий круг, красный круг), по форме (квадрат, треугольник)… после чего детям даётся упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение характеристик обозначением. Например, елочка (какая?) - колючая (рисунки елки и ежа).

Пt1635173121ab.jpg
осле этого, идёт обучение сочетанию закодированных слов и их характеристик. Примером может служить сочетание «
большая машина» (большой круг, силуэт машины) (в соответствии с рисунком 2)

Рисунок 2 – Большая машина

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно подключать их к работе над символами. Педагог предлагает детям «спрятать» какое-либо слово в картинку. Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом вместе с взрослым выбирают наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «слон».

На этом этапе работы можно проводить с детьми следующие игры: «Подскажи словечко», «Найди пару», «Скажи по-другому», «Скажи наоборот». Последние две игры рекомендуется проводить с детьми старшего дошкольного возраста.

II этап - мнемодорожки:  На этом этапе дети учатся «читать» простые схемы из 2-4 символов. Так как дети уже научились называть сочетания слов, они переходят к запоминанию и воспроизведению полноценных предложений по уже знакомым им символам.

Нt1635173121ac.jpg
апример,
маленькая девочка стоит: (маленький круг, человечек в платье, ноги в разные стороны над стрелочкой) (в соответствии с рисунком 3)

Рисунок 3 – Маленькая девочка стоит

Вt1635173121ad.jpg
дальнейшем работа уже ведётся над четверостишиями, маленькими стихотворениями, несложными загадками: для примера можно взять загадку:
Без окон, без дверей, полна горница людей (перечёркнутые окна, перечёркнутые двери, прямоугольник, в котором много человечков).(в соответствии с.рисунком 4)

Рисунок 4 – Мнемодорожка

III этап - мнемотаблицы: на этом этапе начинается работа с более крупными схемами. Дети учатся на их основе составлять мини-рассказы и коллажи. Также с их помощью они проще запоминают стихотворения.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего школьного возраста, можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

обучающие - содержат познавательный материал.

развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

 Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:   

чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

соответствовать уровню развития детей.

Работа по мнемотаблицам состоит из трех этапов:

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.

3 этап: Осуществление пересказа сказки или рассказа по заданной теме.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых и т.д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей (в соответствии с рисунком 5)


t1635173121ae.jpg

Рисунок 5 – Схема описания предмета

t1635173121af.jpg
Мнемотехнику можно применять 
при заучивании стихотворений.[8] Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовый план - схема, а затем сами создают свою схему (в соответствии с рисунком 6)

Рисунок 6 – Мнемотаблица



При ознакомлении с художественной литературой и при обучении составлению рассказов так же можно использовать модельные схемы, которые служат своеобразным зрительным планом, который помогает детям выстраивать:

строение рассказа,

последовательность рассказа,

лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Вместе с детьми необходимо беседовать по тексту, рассматривать иллюстрации и отслеживать последовательность заранее приготовленной мнемотаблицы к данному произведению. В старшем дошкольном возрасте — дети сами под руководством взрослого учатся выбирать нужные элементы модели для схем, последовательно их располагать в единую модельную цепь, которая необходима для пересказа художественного произведения. Кроме того, дети сами могут составлять сказки, используя знакомую модель, соблюдая общие принципы построения сюжета.

Также как пример применения мнемотехники в группе используются таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребёнку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребёнку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы (в соответствии с рисунком 7)

Оt1635173121ag.jpg
бразцы подобных алгоритмов

t1635173121ah.jpg

Рисунок 7 – Алгоритмы

По мере освоения приёмов мнемотехники постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребёнка с взрослым. Если на начальном этапе работы даются готовые схемы, то на следующем — коллективно выдвигаются и обсуждаются различные версии, а затем и отбираются наиболее удачные варианты, т.е. здесь педагог выступает как равноправный партнёр, который незаметно помогает ребёнку находить и выбирать наиболее удачные решения, оформлять их в целостное произведение. Постепенно ребёнок начинает проявлять творческую самостоятельность, т.е. мнемотаблицы создаются, придумываются вместе, сообща.

Но надо отметить, что дошкольники начинают испытывать некоторые сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, в программное содержание каждой мнемотаблицы необходимо вводить задачи по активизации и обогащению словаря.

Важно помнить, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это, прежде всего, начало, «запуск», наиболее значимый и эффективный метод работы с этой проблемой, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Подытожим, мнемодорожки и мнемотаблицы можно использовать:

для ознакомления детей с окружающим миром

при заучивании стихов

при пересказах художественной литературы

при обучении составлению рассказов

при отгадывании и загадывании загадок

для обогащения словарного запаса

при обучении составу числа (если можно, описать ранее, как)

при воспитании культурно-гигиенических навыков

при воспитании навыков самообслуживания

при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Использование мнемотехники открывает для педагогов огромные возможности для творчества, как в образовательной деятельности, так и в совместной деятельности взрослого и ребёнка; даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро. Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога.

Благодаря использованию приёмов и методов мнемотехники:

У детей появляется желание читать и пересказывать тексты.

У детей расширяется круг знаний об окружающем мире, повышается интерес к дальнейшему его изучению.

Дети начинают строить подробные алгоритмы высказываний и правильно оформлять свою мысль в виде предложения, как с точки зрения грамматики, так и с точки зрение речевых норм.

Дети начинают пользоваться всеми частями речи (меньше допускают ошибок в их согласовании, правильно употребляют предлоги и частицы, не пропуская и не заменяя их), усваивают обобщающие понятия. Им становятся доступны некоторые задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов.

У детей развиваются психические процессы и способности: наблюдательность, логическое и образное мышление, внимание, творческое воображение, память, усидчивость.

У детей улучшается мелкая моторика, так как дети сами зарисовывают графические схемы.

Дети обучаются перекодированию информации, т.е. преобразовывают абстрактные символы в образы.

Дети преодолевают робость, застенчивость, свободно держатся перед аудиторией во время выступлений.

Всё перечисленное — это только определённые виды деятельности детей по развитию речи и памяти, но применять модельные схемы можно и на других занятиях.

Мнемотехника многофункциональна. На её основе можно создать разнообразные дидактические игры. Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:

Модель должна отображать обобщённый образ предмета;

Модель должна раскрывать существенное в объекте;

Замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.

Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые будут помогать детям учиться классифицировать предметы, развивать их речь, их зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Таким образом, систематическая работа по формированию связной речи у детей с использованием нетрадиционных приёмов и методов мнемотехники, при поддержке дидактических игр и упражнений, а также при совместной работе с родителями воспитанников даёт свои результаты:

Связная речь детей соответствует критериям программы и стандартам.

Словарный запас детей из пассивного (в основном) превратился в активный и обогатился до уровня необходимого ребёнку в школе.

Выросла активность работы детей на занятиях. У них сконцентрировалась наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используя их различные конструкции.

У детей появился интерес к заучиванию стихов, к составлению рассказов;

Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Кроме того, речь детей стала грамотнее, они замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.









Заключение

Дошкольное развитие детей — это очень важный этап подготовки к школьной программе, которая требует от ребёнка развитую речь и память, внимание и сосредоточенность. При современной загруженности родителей, а иногда и при отсутствии у них желания заниматься со своими детьми самостоятельно, эта задача перекладывается на работу дошкольных образовательных учреждений, которые, в свою очередь, также перегружены и не всегда способны обеспечить качественное образование ребёнка традиционными методами обучения. Поэтому педагоги часто вынуждены искать решение данной проблемы среди хорошо знакомых, но не столь традиционных методик, к которым и относится мнемотехника.

Так как мнемотехника изначально основана на различных способах запоминания информации, основной упор данной методики направлен на развитие памяти посредством построения логических связей между конкретным словом, его схематичным изображением и его смысловой нагрузкой. А понимая смысл слов, ребёнку значительно проще связывать их в предложения, а предложения – в осознанный рассказ, что и подразумевается под связной речью.

На данный момент после внедрения приёмов мнемотехники, я добилась следующих результатов:

У детей появились начальные сведения об окружающем мире

У детей обогатился словарный запас

Используя приёмы мнемотехники дети научились правильно составлять предложения, а из предложений – рассказы.

С помощью мнемотехники у детей лучше развивается память (заучивание стихов и потешек)

Использование мнемодорожек с зашифрованными загадками помогает развивать у детей логическое мышление.

В своей группе я начала создавать картотеку подвижных игр, теперь дети видят перед началом игры небольшую мнемотаблицу, состоящую из цветных картинок (по возрасту), и могут выбрать интересующую их игру. Также в группе создана картотека мнемоквадратов и мнемодорожек для занятий по окружающему миру, с помощью которых изучаются времена года, строение зверей, растений, птиц и т.д. Для занятий по развитию речи формируются альбомы с мнемотаблицами по разучиванию стихов и потешек.

В дальнейшей своей работе я планирую и дальше использовать приёмы мнемотехники для развития речи, памяти и логического мышления детей. Также я буду пополнять свою группу новыми альбомами с мнемодорожками, мнемотаблицами и использовать в оформлении группы более сложные алгоритмы.

Гипотеза данной работы была подтверждена. Использование приёмов мнемотехники действительно оказывает положительное влияние на развитие и формирование связной речи детей.











Библиографический список

Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие/Т.В.Большева – СПб: Детство-Пресс, 2005- 92с.- ISBN 5-89814-284-3 

Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, Э. М. Дорофеева — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336.- ISBN 978–5-4315-1576-7

Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации/ В.В.Гербова. – М.:Мозаика-Синтез, 2012 - 80 с.- ISBN: 978-5-86775-342-9

Громова О.Е. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет/О.Е.Громова., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. М:Сфера, 2005- 112с - ISBN: 5-89144-483-6

Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано» Сайт Mnemonikon ( http://www.mnemotexnika.narod.ru ) - Москва, 2007.

Лурия, А.Р. Маленькая книжка о большой памяти (Ум мнемониста)/А.Р.Лурия – Москва «Эйдос», 1994 – 102с. – ISBN 5-87921-007-3

Матюгин И.Ю., Чакоберия Е.И. Школа эйдетики. Развитие памяти, образного мышления, воображения. - М.: Эйдос, 2004

Одинцева А. В. Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста / А.В.Одинцева, Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 52-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4743 / (дата обращения: 27.01.2021).

Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста/Т.Б.Полянская – СПб: Детство-Пресс-2009 -64с. - ISBN: 978-5-89814-493-7

Розова Ю. Е. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе / Ю.Е.Розова. - М.: Форум, 2016. - 128 c.- ISBN: 978-5-00091-089-5

Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов/ Дошкольное воспитание. - 2003. - № 10. - С. 16-21

Шестернина Н.Л. Опорные схемы для составления описательного рассказа: Мир растений и грибов. Мир животных. Мир человека. Времена года. - Набор из 22 карточек-схем в картинках. / Н.Л. Шестернина. – Москва : Школьная Книга, 2014. – 48 с. - ISBN 978-5-00013 -022-3

Образовательная социальная сеть nsportal: виртуальный университет. – Санкт-Петербург, 2010-2020. – URL: https://nsportal.ru/vu/fakultet-nachalnogo-obrazovaniya/ispolzovanie-priemov-mnemotekhniki-pri-obuchenii-mladshikh-8

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.