Методические рекомендации по проведению обследования восприятия фраз учащимися с нарушениями слуха
Денисова Елена Николаевна
Учитель-дефектолог, высшая квалификационная категория
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат № 18»
Рязанская область, город Рязань
Методические рекомендации по проведению обследования восприятия фраз учащимися с нарушениями слуха
Комплексное педагогическое обследование учащихся с нарушением слуха проводится по специально разработанной методике, которое включает проверку восприятия фраз (на слух и слухозрительно) обиходно-разговорного характера. Данные обследования составляют основу для планирования работы по развитию речевого слуха и формированию произношения; на их основе можно оптимальным образом учесть индивидуальные особенности каждого ученика.
Состояние слухового восприятия глухих учащихся в пределах одной категории неодинаково. Зависит это от степени сохранности слуха, умения пользоваться своим слухом, выработки слухового внимания, выработки слухового самоконтроля за речью. На восприятие речи на слух оказывают влияние уровень развития речи, встречная речевая активность, сложность речевых конструкций, возрастные и индивидуальные особенности учеников. Обучение учащихся с нарушениями слуха может быть успешным лишь в том случае, если учитель ведет систематический учет состояния их знаний. Такой учет обеспечивает необходимую связь между разными периодами обучения, а также преемственность в деятельности учителей. Данные обследования составляют основу для планирования работы по развитию речевого слуха и формированию произношения; на их основе можно оптимальным образом учесть индивидуальные особенности каждого ученика.
Комплексное педагогическое обследование учащихся с нарушением слуха проводится по специально разработанной методике Е.П. Кузьмичевой, Е. З. Яхниной. Обследование включает проверку восприятия фраз (на слух и слухозрительно) обиходно-разговорного характера.
Задачи обследования:
выявить уровень слухозрительного восприятия (с помощью слухового аппарата) фраз (разговорно-обиходного характера, терминологического материала по основному содержанию образования);
оценить динамику развития слухозрительного восприятия фраз с учетом соотношения разных способов восприятия.
Материал обследования: сбалансированные списки фраз, разработанные с учетом уровня речевого развития глухих детей на начало обучения в школе (Е.П. Кузьмичева, Е.З. Яхнина).
Данные списки включают по 10 наиболее простых фраз. Каждый список состоит из 4 поручений, 1 повествовательного предложения и 5 вопросов с вопросительным словом и без вопросительного слова. В списки включены наиболее употребительные глаголы (в соответствии с программой дошкольного коррекционного обучения). Списки фраз сбалансированы по числу слов внутри списков и в каждой фразе, по использованным грамматическим конструкциям слов (слова в определенной грамматической форме точно повторены в обоих списках), по интонационным структурам фраз, по порядку предъявления поручений, повествовательных и вопросительных предложений.
Примерные списки:
Список 1
1. Дай большую куклу.
2. Будем играть?
3. Убери книгу в шкаф.
4. Мальчик рисует дом.
5. Покажи чашку.
6. Ты любишь читать?
7. Можно взять карандаш?
8. Положи яблоко в сумку.
9. Где сидит девочка?
10. У тебя есть тетрадь?
Список 2
1. Дай большую чашку.
2. Будем читать?
3. Убери яблоко в сумку.
4. Девочка рисует дом.
5. Покажи куклу.
6. Ты любишь играть?
7. Можно взять тетрадь?
8. Положи книгу в шкаф.
9. Где сидит мальчик?
10. У тебя есть карандаш?
Обследуется слухозрительное восприятие фраз (с помощью электроакустической аппаратуры). Перед учеником на столе лежат картинки. Предварительно ученик картинки рассматривает, но не называет. Использование картинок позволяет создать более естественную ситуацию общения, выявить некоторые особенности речевого поведения детей. Предполагается использование разных картинок для одного задания. Учитель предлагает: «Послушай» (перед учеником находятся картинки или предметы). Учитель предъявляет фразы, ученик воспринимает ее слухозрительно и выполняет задание.
Желательно, чтобы выполнение задания ученик сопровождал речью (например, выполнив поручение, отчитался). Однако в процессе обследования учитель его к этому специально не побуждает.
Если ученик не воспринял фразу после первого предъявления, учитель повторяет ее. В том случае, если фраза вновь не воспринята, ребенок прочитывает ее по табличке и выполняет задание. Тем самым учитель выясняет причину затруднений ученика (во владении речевым материалом или в восприятии).
Учитель предъявляет повествовательную фразу из списка. Ученик повторяет услышанное и показывает соответствующую картинку: «Вот...». Если ученик затрудняется в выполнении задания, то работу проводят аналогично предъявлению поручений.
На вопрос ученик должен ответить. В случае затруднения работу с вопросительными предложениями проводят аналогично предыдущей.
Учитель не побуждает ребенка ни к каким действиям, так как важно оценить естественные коммуникативные речевые и неречевые реакции ученика. Ответы ребенка на протяжении всей проверки учитель не оценивает.
Ассистент записывает в протоколе ответы ребенка, при этом отмечают грамматические ошибки и особенности произношения, фиксируют особенности его речевого поведения (обращая внимание на то, действует ли ребенок молча или дает речевой ответ и др.).
Анализ результатов: при оценке результатов отмечают число правильно воспринятых фраз, правильно выполненных заданий и грамотных ответов; в ошибочных ответах анализируют случаи правильного восприятия смысла фразы, а также число правильно воспринятых слов.
Для проведения обследования удобно использовать следующие картинки (или предметы):
1. Маленькая кукла.
2. Большая кукла.
3. Маленькая чашка.
4. Большая чашка.
5. Книга.
6. Шкаф с вырезанными дверками.
7. Яблоко.
8. Сумка с разрезом для вкладывания картинки.
9. Мальчик рисует дом.
10. Девочка рисует дом.
11. Карандаш.
12. Тетрадь.
13. Девочка сидит под деревом на траве.
14. Мальчик сидит на стуле.
Литература:
1. Назарова Л. П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха: Учеб. Пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
2. Развитие устной речи у глухих школьников: Метод. пособие: В 2 ч. – Ч.I.: Дифференцированный подход к развитию восприятия и воспроизведения устной речи у учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений для глухих детей / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина; Ч.II.: О работе учителя-дефектолога специального (коррекционного) образовательного учреждения для глухих детей / Е. П. Кузьмичева, Е. З. Яхнина, О. В. Шевцова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2003.