Методические рекомендации по проведению развивающей игры по знакам дорожного движения «Найди пару» (1–6 класс)

4
0
Материал опубликован 3 April 2023 в группе

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного образования Костромской области

«Центр технического творчества»

Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма




Методические рекомендации по проведению

развивающей игры по знакам дорожного движения «Найди пару»


t1680508675aa.png






Автор-разработчик:

Порфирьева С.Л.,

методист Центра по профилактике ДДТТ





Кострома, 2023 год

Содержание


Аннотация……………………………………………………………………

2

Введение……………………………………………………………………..

3-9

Сценарный план проведения развивающей игры по дорожным знакам «Найди пару»………………………………………………………………...


10

Информационные источники

11

Приложения …………………………………………………………………

12-27





Аннотация

Данная методическая рекомендация содержит сценарный план проведения развивающей игры по знакам дорожного движения «Найди пару». Методическая рекомендация может быть использована лицами, ответственными за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации, воспитателями дошкольных учреждений, педагогами общеобразовательной организации и дополнительного образования, сотрудниками Центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, также и руководителями отрядов ЮИД, сотрудникам Госавтоинспекции при проведении мероприятий с юными инспекторами движения.



Введение

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается личный и общественный опыт. С помощью игры представляется возможность воссоздания социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе, и важнейшей задачей которой является создание единых подходов к разработке и организации настольно-печатных игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста и условий, необходимых для более широкого внедрения таких игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, в дошкольных учреждениях, общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования.

Цель игры: приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Задачи:

1. обучающая:

- обучать детей различать дорожные знаки;

- закреплять знания детей о правилах дорожного движения;

2. развивающая:

- развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти;

воспитательная:

- воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

Материал:

Картонные карточки с изображением дорожных знаков и сигналов светофора, желательно заламинированные;

Секундомер;

Картонная коробка для хранения материалов для игры.

Возраст участников: 3+.

Количество игроков: от 2 –х игроков, 1 ведущий.

Комплектация:

Карточки с изображением дорожных знаков – 146 штук;

Карточки с изображением «зелёного» сигнала светофора – 3 штуки;

Карточки с изображением «жёлтого» сигнала светофора – 3 штуки;

Карточки с изображением «красного» сигнала светофора – 3 штуки;

Карточки зелёного цвета* – 25 штук;

Карточки жёлтого цвета* – 49 штук;

Карточки красного цвета* – 81 штука;

Правила – 1 экземпляр.

*-для определения сложности игры, карточки можно сделать двусторонними: лицевая сторона соответствует сигналам светофора – она же создаёт игровое поле, на оборотной стороне – изображения дорожных знаков.

Развивающая игра по знакам дорожного движения «Найди пару» представляет собой поле, на котором расположены карточки с изображениями дорожных знаков и сигналов светофора. Карточки лежат изображением вниз в случайном порядке (для начинающих можно сначала показать дорожные знаки, затем перевернуть), и каждая из них представлена на поле 2 раза. В один момент времени могут быть открыты только две карточки (не считая уже найденных пар), поэтому расположение картинок нужно запоминать. При совпадении открытых картинок, найденные пары остаются на поле в открытом виде.

Первый вариант. В игре принимают участие от 2 игроков и 1 ведущий. В ходе игры нужно открыть всё игровое поле, соответствующее цвету и размеру с определённым количеством карточек. Игроки поочерёдно делают один ход (1 ход - 2 открытые карточки). Очерёдность устанавливает ведущий (как вариант – использование стихотворение автора А. Вайнер «Пешеход» с возможным определением порядка очереди. Повторять стихотворение до тех пор, пока всем игрокам не установится очередь.)
Отгадайте, кто идет?

Ну конечно, пешеход! – 1-й игрок

Пешеходом станет каждый,

Кто пешком пойдет в поход. – 2-игрок

Пешеходная дорожка

От машин его спасет, - 3 –й игрок

Ведь ходить по той дорожке

Может только пешеход! – 4 –й игрок

Я иду по тротуару,

Здесь машинам нет пути! – 5 й игрок

Ну а знаки мне расскажут,

Где дорогу перейти. – 6 –й игрок

Игра имеет несколько вариантов и три уровня сложности, которые различаются цветом и размерами поля, количеством карточек: «новичок» - игровое поле 5*5 зелёного** цвета (11 пар картинок + 3 непарные картинки), «любитель» - игровое поле 7*7 жёлтого** цвета (23 пар картинок + 3 непарные картинки) и «профессионал» - игровое поле 9*9 красного** цвета (39 пар картинок + 3 непарные картинки). От уровня сложности зависит количество набранных очков. Ведущий учитывает сколько ходов вы потратили (1 ход - 2 открытые карточки), и ведёт отсчёт затраченного на игру времени, которое отсчитывается с момента первого хода. На каждом поле есть три непарные карточки с изображением сигналов светофора:

- «зелёный» сигнал обозначает, что игроку, открывшему эту карточку разрешается сделать ещё один ход (1 ход - 2 открытые карточки);

- «жёлтый» сигнал обозначает, что игрок, открывший эту карточку пропускает ход;

- «красный» сигнал обозначает, что игрок, открывший эту карточку переворачивает все открытые карточки изображением вниз, и игра начинается снова, а отчитывающееся время продолжается;

Игра продолжается до тех пор, пока все парные карточки не будут открыты.

Второй вариант (для знакомства с дорожными знаками). В игре принимают участие от 2 игроков и 1 ведущий. В ходе игры нужно открыть всё игровое поле, соответствующее цвету и размеру с определённым количеством карточек. Карточки лежат изображением дорожных знаков вверх. Ведущий даёт несколько секунд (в зависимости от возраста игроков) для запоминания, затем переворачивает карточки изображением вниз, и игра начинается. Игроки поочерёдно делают один ход (1 ход - 2 открытые карточки). Выигрывает тот игрок, который допускает меньше ошибок и открывает парные карточки с первого хода. Ведущий ведёт подсчёт правильных ходов и объявляет результаты. Игра продолжается до тех пор, пока все парные карточки не будут открыты.

Третий вариант. Игру можно использовать, как соревнование между командами. Игровые поля и количество карточек распечатывается согласно количеству команд. Ведущий осуществляет контроль за командами: записывает количество ходов (1 ход – 2 открытые карточки) и на секундомере (-ах) засекает общее время, потраченное на всю игру. Выигрывает та команда, которая первой откроет игровое поле (по выбору или все поля) при этом потратит меньшее количество ходов (1 ход – 2 открытые карточки) за меньшее время, потраченное на игру. Игра продолжается до тех пор, пока все парные карточки не будут открыты.

Эта игра прекрасный тренажёр для развития хорошей памяти и умения концентрироваться, поэтому совмещайте приятное с полезным - играйте и тренируйте эти важные навыки.

**-если карточки двусторонние, то цветная сторона образует соответствующее сложности игровое поле.

Карточки для сложности «Новичок» - «зелёное» игровое поле 5*5:

1-я пара – дорожный знак «Дети» (предупреждающий знак);

2-я пара – дорожный знак «Пешеходный переход» (предупреждающий знак);

3-я пара – дорожный знак «Подземный пешеходный переход» (информационный знак);

4-я пара – дорожный знак «Надземный пешеходный переход» (информационный знак);

5-я пара – дорожный знак «Велосипедная дорожка» (предписывающий знак);

6-я пара – дорожный знак «Пешеходная дорожка» (предписывающий знак);

7-я пара – дорожный знак «Пешеходный переход» (знак особых предписаний);

8-я пара – дорожный знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (знак особых предписаний);

9-я пара – дорожный знак «Жилая зона» (знак особых предписаний);

10-я пара – дорожный знак «Пункт медицинской помощи» (знак сервиса);

11-я пара – дорожный знак «Пункт питания» (знак сервиса);

непарная карточка с изображением «зелёного» сигнала светофора; непарная карточка с изображением «жёлтого» сигнала светофора;

непарная карточка с изображением «красного» сигнала светофора.

Карточки для сложности «Любитель» - «жёлтое» игровое поле 7*7:

12-я пара – дорожный знак «Дикие животные» (предупреждающий знак);

13-я пара – дорожный знак «Пересечение с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой» (предупреждающий знак);

14-я пара – дорожный знак «Неровная дорога» (предупреждающий знак);

15-я пара – дорожный знак «Светофорное регулирование» (предупреждающий знак);

16-я пара – дорожный знак «Опасный поворот» (предупреждающий знак);

17-я пара – дорожный знак «Круговое движение» (предписывающий знак);

18-я пара – дорожный знак «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением (велопешеходная дорожка с совмещенным движением)» (предписывающий знак);

19-я пара – дорожный знак «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения (велопешеходная дорожка с разделением движения)» (предписывающий знак);

20-я пара – дорожный знак «Движение пешеходов запрещено» (запрещающие знаки);

21-я пара – дорожный знак «Движение велосипедов и мопедов запрещено» (запрещающие знаки);

22-я пара – дорожный знак «Парковка (парковочное место)» (информационный знак);

23-я пара – дорожный знак «Уступите дорогу» (знак приоритета);

непарная карточка с изображением «зелёного» сигнала светофора; непарная карточка с изображением «жёлтого» сигнала светофора;

непарная карточка с изображением «красного» сигнала светофора.

Карточки для сложности «Профессионал» - «красное» игровое поле 9*9:

24-я пара – дорожный знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (предупреждающий знак);

25-я пара – дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» (предупреждающий знак);

26-я пара – дорожный знак «Скользкая дорога» (предупреждающий знак);

27-я пара – дорожный знак «Автомагистраль» (знак особых предписаний);

28-я пара – дорожный знак «Полоса для велосипедистов» (знак особых предписаний);

29-я пара – дорожный знак «Дорога с полосой для велосипедистов» (знак особых предписаний);

30-я пара – дорожный знак «Движение запрещено» (запрещающие знаки);

31-я пара – дорожный знак «Въезд запрещен» (запрещающие знаки);

32-я пара – дорожный знак «Обгон запрещен» (запрещающие знаки);

33-я пара – дорожный знак «Пересечение со второстепенной дорогой» (знак приоритета);

34-я пара – дорожный знак «Движение без остановки запрещено» (знак приоритета);

35-я пара – дорожный знак «Главная дорога» (знак приоритета);

36-я пара – дорожный знак «Движение прямо или направо» (предписывающий знак);

37-я пара – дорожный знак «Тупик» (информационный знак);

38-я пара – дорожный знак «Автозаправочная станция с возможностью зарядки электромобилей» (знак сервиса);

39-я пара – дорожный знак «Бассейн или пляж» (знак сервиса);

непарная карточка с изображением «зелёного» сигнала светофора; непарная карточка с изображением «жёлтого» сигнала светофора;

непарная карточка с изображением «красного» сигнала светофора.

Методическая рекомендация представляет собой примерный сценарный план развивающей игры по знакам дорожного движения «Найди пару», ход и содержание которой педагог адаптирует под определенные условия: место проведения мероприятия, количество участников, имеющееся техническое оснащение и т.д.

Ведущий выбирает необходимый вариант и сложность игры.

Ход игры:

Ведущий: здравствуйте, ребята, предлагаю поиграть в необычную игру, которая называется «Найди пару». Эта игра поможет вам выучить и/или повторить название и значение дорожных знаков, а также поможет развитию памяти, внимания и координации. Для начала игры необходимо определить порядок участников. В качестве считалки предлагаю использовать стихотворение А. Вайнера «Пешеход».

Отгадайте, кто идёт?

Ну конечно, пешеход! – 1-й игрок

Пешеходом станет каждый,

Кто пешком пойдёт в поход. – 2-игрок

Пешеходная дорожка

От машин его спасёт, - 3 –й игрок

Ведь ходить по той дорожке

Может только пешеход! – 4 –й игрок

Я иду по тротуару,

Здесь машинам нет пути! – 5 й игрок

Ну, а знаки мне расскажут,

Где дорогу перейти. – 6 –й игрок



Игра продолжается до тех пор, пока все парные карточки не будут открыты.

Информационные источники:

Картинки с изображением дорожных знаков и светофоров в открытом доступе сети Интернет;

Стихотворение автора А. Вайнер «Пешеход» - https://multi-mama.ru/stihi-pro-pdd/





Приложение 1 «Карточки игрового поля»

t1680508675ab.gif

t1680508675ab.gif

t1680508675ac.gif

t1680508675ad.gif

t1680508675ad.gif

t1680508675ad.gif

t1680508675ae.gif

t1680508675af.gif

t1680508675af.gif

t1680508675af.gif

t1680508675af.gif

t1680508675af.gif

t1680508675af.gif

t1680508675af.gif

t1680508675ag.gif

t1680508675ah.gif

Приложение 2 «Карточки дорожных знаков для «зелёного» поля»



t1680508675ai.gif

t1680508675aj.gif

t1680508675ak.gif





























Приложение 3 «Карточки дорожных знаков для «жёлтого» поля»

t1680508675al.gif

t1680508675am.gif

t1680508675an.gif

t1680508675ao.gif



t1680508675ap.gif



Приложение 4 «Карточки дорожных знаков для «красного» поля»

t1680508675aq.gif

t1680508675ar.gif

t1680508675as.gif

t1680508675at.gif

t1680508675au.gif

t1680508675av.gif

t1680508675aw.gif

t1680508675ax.png

t1680508675ay.png




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.