Методические рекомендации по проведению развивающей игры по знакам дорожного движения «Найди пару» (1–6 класс)
Государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования Костромской области
«Центр технического творчества»
Центр по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Методические рекомендации по проведению
развивающей игры по знакам дорожного движения «Найди пару»
Автор-разработчик:
Порфирьева С.Л.,
методист Центра по профилактике ДДТТ
Кострома, 2023 год
Содержание
Аннотация…………………………………………………………………… | 2 |
Введение…………………………………………………………………….. | 3-9 |
Сценарный план проведения развивающей игры по дорожным знакам «Найди пару»………………………………………………………………... | 10 |
Информационные источники | 11 |
Приложения ………………………………………………………………… | 12-27 |
Аннотация
Данная методическая рекомендация содержит сценарный план проведения развивающей игры по знакам дорожного движения «Найди пару». Методическая рекомендация может быть использована лицами, ответственными за профилактику детского дорожно-транспортного травматизма в образовательной организации, воспитателями дошкольных учреждений, педагогами общеобразовательной организации и дополнительного образования, сотрудниками Центров по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, также и руководителями отрядов ЮИД, сотрудникам Госавтоинспекции при проведении мероприятий с юными инспекторами движения.
Введение
Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развиваются внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается личный и общественный опыт. С помощью игры представляется возможность воссоздания социальных отношений между людьми, их поведение и принятие решений в условиях моделирования реальных ситуаций. Игра носит воспитательно-образовательный и развивающий характер, поэтому ее широко используют в настоящее время в учебно-воспитательном процессе, и важнейшей задачей которой является создание единых подходов к разработке и организации настольно-печатных игр для детей дошкольного и младшего школьного возраста и условий, необходимых для более широкого внедрения таких игр в учебно-воспитательный процесс обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах, в дошкольных учреждениях, общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования.
Цель игры: приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Задачи:
1. обучающая:
- обучать детей различать дорожные знаки;
- закреплять знания детей о правилах дорожного движения;
2. развивающая:
- развитие логического и пространственного мышления, воображения, памяти;
воспитательная:
- воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.
Материал:
Картонные карточки с изображением дорожных знаков и сигналов светофора, желательно заламинированные;
Секундомер;
Картонная коробка для хранения материалов для игры.
Возраст участников: 3+.
Количество игроков: от 2 –х игроков, 1 ведущий.
Комплектация:
Карточки с изображением дорожных знаков – 146 штук;
Карточки с изображением «зелёного» сигнала светофора – 3 штуки;
Карточки с изображением «жёлтого» сигнала светофора – 3 штуки;
Карточки с изображением «красного» сигнала светофора – 3 штуки;
Карточки зелёного цвета* – 25 штук;
Карточки жёлтого цвета* – 49 штук;
Карточки красного цвета* – 81 штука;
Правила – 1 экземпляр.
*-для определения сложности игры, карточки можно сделать двусторонними: лицевая сторона соответствует сигналам светофора – она же создаёт игровое поле, на оборотной стороне – изображения дорожных знаков.
Развивающая игра по знакам дорожного движения «Найди пару» представляет собой поле, на котором расположены карточки с изображениями дорожных знаков и сигналов светофора. Карточки лежат изображением вниз в случайном порядке (для начинающих можно сначала показать дорожные знаки, затем перевернуть), и каждая из них представлена на поле 2 раза. В один момент времени могут быть открыты только две карточки (не считая уже найденных пар), поэтому расположение картинок нужно запоминать. При совпадении открытых картинок, найденные пары остаются на поле в открытом виде.
Первый вариант. В игре принимают участие от 2 игроков и 1 ведущий. В ходе игры нужно открыть всё игровое поле, соответствующее цвету и размеру с определённым количеством карточек. Игроки поочерёдно делают один ход (1 ход - 2 открытые карточки). Очерёдность устанавливает ведущий (как вариант – использование стихотворение автора А. Вайнер «Пешеход» с возможным определением порядка очереди. Повторять стихотворение до тех пор, пока всем игрокам не установится очередь.)
Отгадайте, кто идет?
Ну конечно, пешеход! – 1-й игрок
Пешеходом станет каждый,
Кто пешком пойдет в поход. – 2-игрок
Пешеходная дорожка
От машин его спасет, - 3 –й игрок
Ведь ходить по той дорожке
Может только пешеход! – 4 –й игрок
Я иду по тротуару,
Здесь машинам нет пути! – 5 й игрок
Ну а знаки мне расскажут,
Где дорогу перейти. – 6 –й игрок
Игра имеет несколько вариантов и три уровня сложности, которые различаются цветом и размерами поля, количеством карточек: «новичок» - игровое поле 5*5 зелёного** цвета (11 пар картинок + 3 непарные картинки), «любитель» - игровое поле 7*7 жёлтого** цвета (23 пар картинок + 3 непарные картинки) и «профессионал» - игровое поле 9*9 красного** цвета (39 пар картинок + 3 непарные картинки). От уровня сложности зависит количество набранных очков. Ведущий учитывает сколько ходов вы потратили (1 ход - 2 открытые карточки), и ведёт отсчёт затраченного на игру времени, которое отсчитывается с момента первого хода. На каждом поле есть три непарные карточки с изображением сигналов светофора:
- «зелёный» сигнал обозначает, что игроку, открывшему эту карточку разрешается сделать ещё один ход (1 ход - 2 открытые карточки);
- «жёлтый» сигнал обозначает, что игрок, открывший эту карточку пропускает ход;
- «красный» сигнал обозначает, что игрок, открывший эту карточку переворачивает все открытые карточки изображением вниз, и игра начинается снова, а отчитывающееся время продолжается;
Игра продолжается до тех пор, пока все парные карточки не будут открыты.
Второй вариант (для знакомства с дорожными знаками). В игре принимают участие от 2 игроков и 1 ведущий. В ходе игры нужно открыть всё игровое поле, соответствующее цвету и размеру с определённым количеством карточек. Карточки лежат изображением дорожных знаков вверх. Ведущий даёт несколько секунд (в зависимости от возраста игроков) для запоминания, затем переворачивает карточки изображением вниз, и игра начинается. Игроки поочерёдно делают один ход (1 ход - 2 открытые карточки). Выигрывает тот игрок, который допускает меньше ошибок и открывает парные карточки с первого хода. Ведущий ведёт подсчёт правильных ходов и объявляет результаты. Игра продолжается до тех пор, пока все парные карточки не будут открыты.
Третий вариант. Игру можно использовать, как соревнование между командами. Игровые поля и количество карточек распечатывается согласно количеству команд. Ведущий осуществляет контроль за командами: записывает количество ходов (1 ход – 2 открытые карточки) и на секундомере (-ах) засекает общее время, потраченное на всю игру. Выигрывает та команда, которая первой откроет игровое поле (по выбору или все поля) при этом потратит меньшее количество ходов (1 ход – 2 открытые карточки) за меньшее время, потраченное на игру. Игра продолжается до тех пор, пока все парные карточки не будут открыты.
Эта игра прекрасный тренажёр для развития хорошей памяти и умения концентрироваться, поэтому совмещайте приятное с полезным - играйте и тренируйте эти важные навыки.
**-если карточки двусторонние, то цветная сторона образует соответствующее сложности игровое поле.
Карточки для сложности «Новичок» - «зелёное» игровое поле 5*5:
1-я пара – дорожный знак «Дети» (предупреждающий знак);
2-я пара – дорожный знак «Пешеходный переход» (предупреждающий знак);
3-я пара – дорожный знак «Подземный пешеходный переход» (информационный знак);
4-я пара – дорожный знак «Надземный пешеходный переход» (информационный знак);
5-я пара – дорожный знак «Велосипедная дорожка» (предписывающий знак);
6-я пара – дорожный знак «Пешеходная дорожка» (предписывающий знак);
7-я пара – дорожный знак «Пешеходный переход» (знак особых предписаний);
8-я пара – дорожный знак «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса» (знак особых предписаний);
9-я пара – дорожный знак «Жилая зона» (знак особых предписаний);
10-я пара – дорожный знак «Пункт медицинской помощи» (знак сервиса);
11-я пара – дорожный знак «Пункт питания» (знак сервиса);
непарная карточка с изображением «зелёного» сигнала светофора; непарная карточка с изображением «жёлтого» сигнала светофора;
непарная карточка с изображением «красного» сигнала светофора.
Карточки для сложности «Любитель» - «жёлтое» игровое поле 7*7:
12-я пара – дорожный знак «Дикие животные» (предупреждающий знак);
13-я пара – дорожный знак «Пересечение с велосипедной дорожкой или велопешеходной дорожкой» (предупреждающий знак);
14-я пара – дорожный знак «Неровная дорога» (предупреждающий знак);
15-я пара – дорожный знак «Светофорное регулирование» (предупреждающий знак);
16-я пара – дорожный знак «Опасный поворот» (предупреждающий знак);
17-я пара – дорожный знак «Круговое движение» (предписывающий знак);
18-я пара – дорожный знак «Пешеходная и велосипедная дорожка с совмещенным движением (велопешеходная дорожка с совмещенным движением)» (предписывающий знак);
19-я пара – дорожный знак «Пешеходная и велосипедная дорожка с разделением движения (велопешеходная дорожка с разделением движения)» (предписывающий знак);
20-я пара – дорожный знак «Движение пешеходов запрещено» (запрещающие знаки);
21-я пара – дорожный знак «Движение велосипедов и мопедов запрещено» (запрещающие знаки);
22-я пара – дорожный знак «Парковка (парковочное место)» (информационный знак);
23-я пара – дорожный знак «Уступите дорогу» (знак приоритета);
непарная карточка с изображением «зелёного» сигнала светофора; непарная карточка с изображением «жёлтого» сигнала светофора;
непарная карточка с изображением «красного» сигнала светофора.
Карточки для сложности «Профессионал» - «красное» игровое поле 9*9:
24-я пара – дорожный знак «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (предупреждающий знак);
25-я пара – дорожный знак «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» (предупреждающий знак);
26-я пара – дорожный знак «Скользкая дорога» (предупреждающий знак);
27-я пара – дорожный знак «Автомагистраль» (знак особых предписаний);
28-я пара – дорожный знак «Полоса для велосипедистов» (знак особых предписаний);
29-я пара – дорожный знак «Дорога с полосой для велосипедистов» (знак особых предписаний);
30-я пара – дорожный знак «Движение запрещено» (запрещающие знаки);
31-я пара – дорожный знак «Въезд запрещен» (запрещающие знаки);
32-я пара – дорожный знак «Обгон запрещен» (запрещающие знаки);
33-я пара – дорожный знак «Пересечение со второстепенной дорогой» (знак приоритета);
34-я пара – дорожный знак «Движение без остановки запрещено» (знак приоритета);
35-я пара – дорожный знак «Главная дорога» (знак приоритета);
36-я пара – дорожный знак «Движение прямо или направо» (предписывающий знак);
37-я пара – дорожный знак «Тупик» (информационный знак);
38-я пара – дорожный знак «Автозаправочная станция с возможностью зарядки электромобилей» (знак сервиса);
39-я пара – дорожный знак «Бассейн или пляж» (знак сервиса);
непарная карточка с изображением «зелёного» сигнала светофора; непарная карточка с изображением «жёлтого» сигнала светофора;
непарная карточка с изображением «красного» сигнала светофора.
Методическая рекомендация представляет собой примерный сценарный план развивающей игры по знакам дорожного движения «Найди пару», ход и содержание которой педагог адаптирует под определенные условия: место проведения мероприятия, количество участников, имеющееся техническое оснащение и т.д.
Ведущий выбирает необходимый вариант и сложность игры.
Ход игры:
Ведущий: здравствуйте, ребята, предлагаю поиграть в необычную игру, которая называется «Найди пару». Эта игра поможет вам выучить и/или повторить название и значение дорожных знаков, а также поможет развитию памяти, внимания и координации. Для начала игры необходимо определить порядок участников. В качестве считалки предлагаю использовать стихотворение А. Вайнера «Пешеход».
Отгадайте, кто идёт?
Ну конечно, пешеход! – 1-й игрок
Пешеходом станет каждый,
Кто пешком пойдёт в поход. – 2-игрок
Пешеходная дорожка
От машин его спасёт, - 3 –й игрок
Ведь ходить по той дорожке
Может только пешеход! – 4 –й игрок
Я иду по тротуару,
Здесь машинам нет пути! – 5 й игрок
Ну, а знаки мне расскажут,
Где дорогу перейти. – 6 –й игрок
Игра продолжается до тех пор, пока все парные карточки не будут открыты.
Информационные источники:
Картинки с изображением дорожных знаков и светофоров в открытом доступе сети Интернет;
Стихотворение автора А. Вайнер «Пешеход» - https://multi-mama.ru/stihi-pro-pdd/
Приложение 1 «Карточки игрового поля»
Приложение 2 «Карточки дорожных знаков для «зелёного» поля»
Приложение 3 «Карточки дорожных знаков для «жёлтого» поля»
Приложение 4 «Карточки дорожных знаков для «красного» поля»