12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кручкович Наталья Анатольевна63



















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ

МАСТЕР-КЛАССА ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ



























2022 г.


Автор-составитель:

Кручкович Наталья Анатольевна, методист






В методических рекомендациях представлены основные правила разработки, проведения и оформления мастер-класса. Рекомендации предназначены для преподавателей, методистов.

СОДЕРЖАНИЕ



Введение……………………………………………………………………………...4

Требования к организации и проведению мастер-класса…………………..…5

Важнейшие особенности характерные для мастер-класса…………………….5

Темы мастер-классов…………………………………………………………….6

Задачи мастер-класса………………………………………………………….....6

Примерная модель проведения мастер-класса……………………………..…..8

Подготовительно-организационный этап……………………………….8

Основная часть…………………………………………………………...12

Требования к оформлению материалов по проведению

мастер-класса…………………………………………………………….14

Критерии оценивания качества подготовки и проведения

мастер-класса…………………………………………………………………...15

Заключение…………………………………………………………………….……16

Список литературы…………………………………………………………….…..17

Интернет-ресурсы…………………………………………………………………..17

Приложение 1 Технологическая карта мастер-класса …………………………..18

Приложение 2 Анкета обратной связи……………………………………………21

Приложение 3 Пример методической разработки мастер-класса по теме:

«Обучение игре на блокфлейте»…………………………………………………..24













Введение


Цель методических рекомендаций - повышение мотивации педагогов в овладении технологией проведения мастер-класса.

Мастер-класс это особый жанр обобщения и распределения педагогического опыта, представляющий собой, фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающуюся на свои принципы и имеющую определённую структуру.

Основной принцип мастер - класса: «Я знаю, я могу показать и научить вас, как это делать». Участникам мастер - класса всегда предоставляется возможность попрактиковаться под чутким и благожелательным контролем преподавателя.

Культура передачи своего профессионального опыта есть определенный результат мастерства педагога.

Мастер-классы можно классифицировать следующим образом:

по степени присутствия:

- дистанционные;

- с личным присутствием педагога.

по составу аудитории:

- для педагогов;

- для обучающихся;

- смешанная группа (педагог и обучающийся).

по месту проведения:

- аудитория (кабинет);

- в мастерской художника, в музее, на выставке;

- на пленэре.

по охвату аудитории:

- индивидуальные;

- групповые (одновозрастные, разновозрастные).



Требования к организации и проведению мастер-класса


Мастер-класс должен демонстрировать конкретный методический приём, методику преподавания, технологию обучения и воспитания. Он должен состоять из заданий, которые направляют деятельность участников для решения поставленной педагогической проблемы, но внутри каждого задания участники абсолютно свободны: им необходимо осуществить выбор пути исследования, выбор средств, для достижения цели, выбор темпа работы.

Мастер-класс должен всегда начинаться с актуализации знаний каждого по предлагаемой проблеме, что позволит расширить свои представления знаниями других участников.

Мастер-класс это оригинальный способ организации деятельности педагогов в составе малой группы (7-15 участников) при участии педагога, инициирующего поисковый, творческий, самостоятельный характер деятельности участников.

Требования к проведению мастер-класса:

- обоснование основной идеи, реализуемой педагогической технологии;

- описание достижений в опыте работы, используемые источники;

- определение проблем и перспектив в работе педагога;

- описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии;

- наличие письменно оформленных разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов.


Важнейшие особенности характерные для мастер-класса Новый подход к философии обучения. Метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями. Создание условий для включения всех участников в активную деятельность. Постановка проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций. Приемы, раскрывающие творческий потенциал как Мастера, так и участников мастер-класса. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам. Представление возможности каждому участнику методического материала. Учитывать, что процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание. Форма взаимодействия на мастер-классе - сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

Позитивным результатом мастер-класса можно считать результат, выражающийся в овладении участниками новыми творческими способами решения педагогической или профессиональной проблемы, в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.


Темы мастер-классов


Темы мастер-классов выбираются исходя из актуальных проблем и интереса слушателей

Тематика мастер-классов включает в себя:

обзор актуальных проблем и технологий;

различные аспекты и приемы использования технологий;

авторские методы применения технологий на практике и др.


Задачи мастер-класса

Передача педагогом опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической либо практической деятельности.

Совместная отработка методических подходов педагогом и приемов решения поставленной в программе мастер-класса проблемы.

Рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Оказание помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формировании индивидуальной программы самообразования и самосовершенствования.

В ходе мастер-класса участники:

изучают разработки по теме мастер-класса;

участвуют в обсуждении полученных результатов;

задают вопросы, получают консультации;

предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем;

выполняют элементы определенного вида практической деятельности по теме мастер-класса.















Примерная модель проведения мастер-класса Таблица 1


Этапы работы мастер-класса

Содержание этапа

Деятельность участников

Подготовительно- организационный:

Постановка целей и задач (дидактической общей цели,

триединой цели: образовательной, развивающей и воспитательной).


Приветствие, вступительное слово мастера, необычное начало занятия

Встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, тем самым помогая мастеру в организации занятия.


Основная часть.

Содержание мастер-класса, его основная часть: план действий, включающий поэтапно реализацию темы.

Методические рекомендации педагога для воспроизведения темы мастер-класса. Показ приемов, используемых в процессе мастер-класса, показ своих “изюминок” (приемов) с комментариями.


Выполняют задания в соответствии с обозначенной задачей, индивидуальное создание задуманного.

Афиширование - представление выполненных работ.

Заключительное слово.

Анализ ситуации по критериям:

-овладение обще интеллектуальными или практическими способами деятельности;

-развитие способности к рефлексии;

развитие коммуникативной культуры.




Организует обмен мнениями присутствующих, дает оценку происходящему.




Рефлексия активизация самооценки и самоанализа по поводу деятельности на мастер-классе


Подготовительно-организационный этап


Подготовительно-организационный этап включает в себя в первую очередь постановку целей и задач мастер-класса.

Цель обучения – предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т.п.

Ее необходимо конкретизировать. Например:

обеспечить усвоение обучающимися закона, признаков, свойств, особенностей;

обобщить и систематизировать знания о ... (или по конкретной теме);

отработать навыки (какие?);

добиться усвоения обучающимися каких-то новых понятий (вопросов).

добиться воспроизведения…

добиться осознания…

Цель развития предполагает в основном развитие общекультурных компетенций участников мастер-класса: интеллекта (мышления, познавательных и общетрудовых умений), воли и самостоятельности.

Развитие мышления - формирование умения выделять существенные признаки и свойства; развитие умения устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, развитие умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы и др.

Развитие познавательных умений - формирование умений выделять главное, составлять план, тезисы, вести конспект, наблюдать, делать опыты, развитие умений частично - поисковой познавательной деятельности.

Развитие общетрудовых умений - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умения пользоваться приборами и инструментами, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

Развитие умений учебного труда - умение работать в должном темпе - читать, писать, вычислять, чертить, конспектировать, конструировать и т.д.

Развитие воли и самостоятельности - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие умения владеть собой - выдержка, самообладание, развитие умений действовать самостоятельно и т.д.

Примеры:

актуализировать личностный подход обучающихся к изучению темы;

помочь обучающимся осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала;

содействовать осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета;

помочь обучающимся осознать ценность совместной деятельности;

создать условия для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения;

обеспечить развитие у обучающихся умения ставить цель и планировать свою деятельность;

создать условия для развития умения работать во времени;

создать условия для развития умения структурировать информацию;

обеспечить развитие умения работать с источниками информации (составлять план, тезисы, конспекты);

содействовать развитию умения общаться;

обеспечить развитие монологической и диалогической речи;

учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и опровергать понятия, ставить и решать проблемы.

Цель воспитания - предполагает формирование у обучающихся определенных свойств личности и черт характера. В общем виде можно представить следующий перечень целей воспитания на занятии:

воспитание патриотизма;

воспитание гуманности;

воспитание мотивов труда, добросовестного отношения к труду;

воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям;

воспитание дисциплинированности;

воспитание эстетических взглядов и т.д.

Примеры:

содействовать в ходе занятия формированию общекультурных компетенций, мировоззренческих понятий;

осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе занятия изучение следующих вопросов: патриотизм, гуманизм, товарищество, этические нормы поведения;

развитие трудоспособности;

профилактика утомления;

формировать правильное отношение к природе;

повысить уровень информационной культуры обучающихся.

Методы обучения - это способы совместной деятельности педагога и участников мастер-класса, направленные на решение задач обучения.

Прием - это составная часть или отдельная сторона метода. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.


Классификация методов обучения

1. Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, самостоятельная работа, конференция, консультация).

2. Наглядные методы (наглядные пособия и технические средства).

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту участника мастер-класса;

б) наглядность должна использоваться в соответствующий момент занятия;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы участники мастер-класса могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделить главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих обучающихся к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрируемом устройстве.

3. Практические методы (упражнения, творческие работы, лабораторные и практические работы). Участники мастер-класса получают знания и вырабатывают умения и навыки, выполняя практические действия;

4. Методы проблемного обучения (частично-поисковый метод или исследовательский метод)

В деятельности преподавателя при применении исследовательского и частично-поискового методов мало отличий. Оба метода с точки зрения построения их содержания идентичны. Как и частично-поисковый, так и исследовательский методы предполагают постановку учебных проблем и проблемных задач, управление преподавателем учебно-познавательной деятельностью обучающихся, а обучающиеся в том и другом случае усваивают новые знания путем решения учебных проблем.

Если в процессе реализации частично-поискового метода, вопросы, указания и частные проблемные задания носят упреждающий характер, т.е. ставятся до или в процессе решения проблемы и выполняют направляющую функцию, то при исследовательском методе вопросы ставятся после того, как обучающиеся в основном справились с решением учебно-познавательной проблемы и постановка их служит для обучающихся средством контроля и самопроверки правильности своих выводов и понятий, приобретенных знаний.


Основная часть

Содержание мастер-класса или его основная часть – это план действий, включающий поэтапно реализацию темы. Он включает методические рекомендации педагога, показ приемов, используемых в процессе мастер- класса, демонстрацию профессионального мастерства по заявленному виду деятельности.

Форма работы мастер-класса в сильнейшей степени зависит от наработанного педагогом стиля своей профессиональной деятельности.

Вступительное слово мастера

Во вступительном слове мастер заявляет поставленные цели, формулирует конкретные задачи, решение которых будет способствовать достижению целей и декларирует методы, технологии, которые он будет использовать для достижения этих целей.

При подготовке и проведении мастер- класса важно правильно определить собственную позицию Мастера.

Позиция Мастера – это, прежде всего, позиция консультанта и советчика, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности. Проводя мастер-класс, Мастер никогда не стремится просто передать знания. Он старается задействовать участников в процесс, сделать их активными, разбудить в них то, что скрыто даже для них самих, понять и устранить то, что ему мешает в саморазвитии. Все задания Мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение участников, создать такую атмосферу, чтобы они проявили себя как творцы. Это мягкое, демократичное, незаметное руководство деятельностью.

Мастер создаёт атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении. Мастер работает вместе со всеми, мастер равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности.

Определение структуры занятия

Под структурой занятия следует понимать устойчивый порядок внутренних связей между элементами занятия.

Структура мастер-класса может быть представлена следующим образом:

– краткое обоснование основных идей;

демонстрация владения профессиональной компетенцией на высоком уровне;

доказательства результативности деятельности участников, свидетельствующие об эффективности использования педагогической технологии;

определение проблем и перспектив в работе педагога.

Представление системы уроков (занятий)

Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, т.е. научно-методическое описание опыта, его схематизированная оценка. Важную роль здесь играет наличие у педагога письменно оформленных теоретико-аналитических разработок или каких-либо других иллюстративно-методических материалов, что позволяет участникам мастер-класса за предельно короткое время погрузиться в существо представляемого педагогического опыта.



Требования к оформлению материалов по проведению мастер-класса

После завершения мастер-класса оформляется папка с включением в неё программы (плана) мастер-класса, отзывы участников, методические материалы.

Титульный лист с названием темы мастер-класса

Содержание

Цели и задачи мастер-класса

Краткое содержание мероприятия, расписанное по этапам

Презентация мероприятия

Приложения (задания, наглядные пособия, презентации, технологическая карта, анкета обратной связи…)

Материалы мастер-класса должны быть выполнены в редакторе MS Word: ориентация листа – книжная, формат А4, поля по 2 см по периметру страницы, шрифт Times New Roman, размер шрифта, кроме таблиц 14 пт, размер шрифта для таблиц 12 пт, междустрочный интервал полуторный, выравнивание по ширине страницы, абзацный отступ – 1, 25 см.

Рисунки и фотографии должны быть четкими. Названия и номера рисунков и фотографий указываются под рисунками, названия и номера таблиц – над таблицами. Таблицы, схемы, рисунки, фотографии и формулы не должны выходить за пределы указанных полей.

Список литературы обязателен. Оформляется в соответствии с ГОСТ 7,1 2003 в алфавитном порядке. Оформлять ссылки на соответствующий источник списка литературы следует в тексте в квадратных скобках, например: [1, 223]

Папка с оформленными материалами мастер-класса хранится в методическом кабинете училища.






Критерии оценивания качества подготовки и проведения мастер-класса


Презентативность - выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, популярность идеи в педагогике, методике и практике образования.

Эксклюзивность - ярко выраженная индивидуальность (масштаб и уровень реализации идей). Выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей)

Мотивированность - наличие приемов, включающих каждого участника в активную творческую деятельность по созданию нового продукта.

Технологичность - четкий алгоритм занятия (фазы, этапы, процедуры).

Эффективность - результативность, полученная для каждого участника мастер- класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности еще на этапе подготовки мастер-класса.

Артистичность - педагогическая харизма, эмоциональная выразительность, способность к импровизации, степень воздействия на аудиторию.

Общая культура - эрудиция, обращение к другим областям знаний, коммуникативная культура, стиль общения.

Педагогическое мастерство:

степень готовности к распространению педагогического опыта;

глубина и оригинальность содержания, их социальная значимость;

использование авторских находок, идей;

умение взаимодействовать с аудиторией;

знание и навык применения современных технологий обучения.

Прогрессивность - актуальность и научность содержания и приемов обучения, наличие новых идеей, выходящих за рамки стандарта и соответствующих тенденциям современного образования и методике обучения предмета, способность не только к методическому, но и к научному обобщению опыта.

Оптимальность - достаточность используемых средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом (промежуточным и конечным).

Методическая грамотность построения показа форм, методов организации педагогической деятельности.

Заключение

Мастер-класс как форма работы зависит от наработанного педагогом стиля своей профессиональной деятельности, который, в конечном итоге, и задает на мастер-классе изначальную точку отсчета в построении общей схемы проведения этого интересного организационно-педагогического мероприятия.

А инициатива, желание и стремление педагога-мастера представить свой опыт в этой организационно-педагогической форме сторицей окупится возможностью получить так необходимый всякому истинному профессионалу материал для творческих размышлений, для дальнейшего последовательного выстраивания своего движения к высотам воспитательно-образовательного профессионализма, активного восхождения по пути непрерывного профессионального роста и самосовершенствования.


Список литературы


Организация и проведение мастер-классов : метод. рек. / сост. А. В. Машуков, победитель конкурса «Учитель года Челябинской области–2004» ; под ред. А. Г. Обоскалова. Челябинск, 2007.

Пахомова, Е. М. Учитель в профессиональном конкурсе : учеб.- метод. пособие / Е. М. Пахомова, Л. П. Дуганова. — М. : АПКиППРО, 2006.

Положение о «мастер-классе» как форме профессионального обучения учителей // Практика административ. работы в шк. 2004. — № 5.

Селевко, Г. К. Альтернативные педагогические технологии / Г. К. Селевко. М. : НИИ шк. технологий, 2005.

Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП / Г. К. Селевко. — М. : НИИ шк. технологий, 2005.

Хуторской, А. В. Педагогическая инноватика : учеб. пособие // А. В. Хуторской. М. : Изд. центр «Академия», 2008.

Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Часть 1. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А.С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009.



Интернет-ресурсы

http://festival.1september.ru/articles/531889/

https://ru.wikipedia.org/wiki/Мастер-класс














Приложение 1


Технологическая карта мастер-класса (пример)


Технологическая карта мастер-класса « »


Цель:

Задачи:

Ожидаемые результаты:

Время мастер-класса: 1 ч. 10 мин.

Методическое оснащение занятия:

Методы:

интерактивный (словесный, наглядный, практический);

исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия и его способа, свобода творчества).

Приемы:

объяснение;

консультация;

рассказ;

беседа с показом практических действий;

создание произведений декоративно-прикладного искусства.

Использование наглядности:

презентация;

образцы готовых работ, выполненные педагогом;

схемы поэтапного выполнения изделий;

шаблоны;

материалы для практической работы и т.д.

Материалы и инструменты:

Примерная структура плана-конспекта мастер-класса

- вступительная часть, где педагог, который проводит мастер-класс, дает необходимые целевые установки, раскрывает содержание мастер-класса и его ожидаемые результаты;

- теоретическая часть мастер-класса, рассказ педагога о (методах, формах, технике - о той особенности работы, которую педагог планирует показать слушателям, с которой будет их знакомить в ходе мастер-класса)

- практическая часть мастер-класса, участники мастер-класса приступают под руководством педагога к выполнению какой-либо практической работы;

- комментирующая часть, где педагог поясняет те элементы своей работы, которые, с его точки зрения, наиболее важны и носят оригинальный характер;

- кульминация творческого процесса, (выставка работ, фотографии работ всех участников мастер-класса) с комментариями самих участников;

- рефлексия, важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения;

- подведение итогов педагогом;

- список используемой литературы и Интернет-ресурсов.

Конкурсное время проведения мастер-классов - от 20 до 45 минут

Презентационное время - от 45 минут до 2 часов


п/п

Этапы

мастер-класса

Деятельность педагога

Время

Деятельность

участников

1

Вступительная

часть

Сообщение темы,

раскрытие цели и задач

4 мин

Слушают педагога

2

Теоретическая часть

Рассказ о технике, с показом презентации, показ работ, выполненных педагогом

15 мин

Участники рассматривают работы, слушают рассказ и эмоционально погружаются в тему

мастер-класса

3

Практическая

Инструктаж по технике

60 мин

Слушают инструктаж.


часть

безопасности.


Работают под



Показ методических и


руководством



технологических приёмов


педагога.



изготовления изделий,


Задают вопросы



выполнения элементов


Педагогу.



обучения, воспитания,





консультации во время выполнения задания












4

Комментирующая

Физкультминутка

30 мин

Участники


часть

Показ методов и приемов...


выполняют





физкультминутку





(отдыхают)





Внимательно





слушают и повторяют





элементы и методы,





которые показывает





педагог

5

Кульминация


6 мин

Все работы


творческого


фотографируются


процесса


(деятельность во




время мастер-класса




фиксируется) и




делается мини-




выставка,




участники




коллективно




обсуждают свои




работы,




задают вопросы




педагогу.



Предлагает


Обмениваются



участникам оценить


опытом,



работоспособность, психологическое состояние, результативность работы.


обсуждают мастер-класс, занимаются самооценкой.



























Приложение 2


Образец 1

Анкета обратной связи мастер-класс "..." педагог: ФИО


Уважаемые коллеги!

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся организации, проведения и результативности мастер-класса, проведенного в ………………..

Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов.



Из каких источников Вы узнали об этом мастер-классе?

сайт училища искусств

группа методисты училища искусств

от преподавателей

другие источники


Какие причины побудили Вас посетить именно этот мастер-класс?

желание усовершенствовать собственную методику

стремление познакомиться с известным в городе педагогом

желание ознакомиться с новыми образовательными технологиями

простое любопытство

другое


Что Вам понравилось?

оригинальная методика

личность педагога

инновационные подходы

отдельные педагогические приемы

техническое оснащение

структура занятия

организация мастер-класса

атмосфера мастер-класса

другое


Что, по Вашему мнению, в данном мастер-классе требует дополнительных разъяснений?

методика

отдельные педагогические приемы

техническое оснащение

структура занятия

организация мастер-класса

другое


Чем для Вас был полезен данный мастер-класс:

стала понятной авторская система педагога-автора

повысилась моя компетентность по ряду аспектов

получил следующие навыки



t1660227990aa.gif
Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?


t1660227990aa.gif
Что бы Вам хотелось еще узнать по теме проведенного мастер-класса?

t1660227990aa.gif
Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?

t1660227990aa.gif
Какие темы мастер-классов были вам интересны?

t1660227990aa.gif
Оцените, пожалуйста, качество раздаточного материала


Благодарим Вас за участие в опросе!



























Образец 2

Анкета обратной связи мастер-класс "..." педагог: ФИО

Просим Вас предоставить обратную связь/отзыв о практическом занятии/мастер-классе, в котором Вы приняли участие. Это поможет нам поддержать на должном уровне и повысить качество и актуальность представленных материалов. Ваше искреннее мнение очень ценно для нас.

Работа с анкетой займет не более 5 минут.

Пожалуйста, выразите степень своего согласия или несогласия с приведенными ниже утверждениями, исходя из того, что 1 означает «Полностью согласен» (ПС), а 5 – «Категорически не согласен» (КНС).


О РАБОТЕ ВЕДУЩЕГО


В1.

ПС




КНС


1

2

3

4

5

Ведущий излагал информацию четко и понятно.

Ведущий преподнес обсуждаемую тему очень интересно и убедительно.

Ведущий хорошо справился с ответами на заданные вопросы.


О ПРЕЗЕНТАЦИИ


В2.

ПС




КНС


1

2

3

4

5

Практическое занятие было для меня актуальным.

Практическое занятие было интересным.

Практическое занятие соответствовало тем целям, ради которых я его посетил(а).

Практическое занятие побуждает меня к действиям.

Я хочу рассказать другим о том, что прозвучало на практическом занятии.

Раздаточные/сопроводительные материалы были очень полезны.

Я уверен(а) в том, что знания, полученные в ходе практического занятия, найдут применение в моей жизни.


О ЗАНЯТИИ В ЦЕЛОМ


В3.

ПС




КНС


1

2

3

4

5

Помещение находилось в удобном месте.

Продолжительность практического занятия была приемлемой.

Практическое занятие было организовано на хорошем уровне.


В.4. Что Вам понравилось в этом практическом занятии/мастер-классе больше всего?



В.5. Какие аспекты практического занятия/мастер-класса нуждаются в улучшении?




Приложение 3


Пример методической разработки мастер-класса по теме: «Обучение игре на блокфлейте»

t1660227990ab.gif

Рис.1

Кручкович Н.А.

Обучение игре на блокфлейте помогает в воспитании всесторонне развитой, духовно богатой личности, формирует музыкальный вкус и тягу к прекрасному.

Тема: «Обучение игре на блокфлейте»

Цель обучения: научить детей игре на блокфлейте

Цели развития:

а) образовательная - занятия с детьми предполагают развитие творческих способностей через обучение игре на музыкальном инструменте.

б) воспитательная - через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие эмоциональной сфер жизни ребенка, психологическое развитие, умение лучше понимать других, решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе.

в) развивающая - стимулировать развитие интеллектуальной сфер жизни ребенка, объема непроизвольного внимания, формировать музыкальный слух, значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания.

г) оздоровляющая - занятия развивают дыхание, координацию, мелкую моторику, внимание. Для детей, у которых маленький объем легких, сосудистые заболевания, а также астма – занятия будут ещё и полезны для здоровья. Игра на блокфлейте и способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая способствует гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют.

Методы и формы проведения занятия: словесный, наглядный, практический, индивидуальная работа, групповая работа.

Оборудование урока: инструменты (блокфлейты), ПК преподавателя, методический материал, влажные салфетки (для протирания инструмента).


Основная часть мастер-класса

Структура мастер-класса

Таблица 1

п/п

Этапы

Содержание, действия

Методы и

средства обучения

11.

Организационная

часть (5 мин)

Легенда о блокфлейте


Рассказ

22.

Теоретическая часть мастер-класса

(20 мин)

Работа с детьми

Презентация

33.

Практическая часть мастер-класса

(30 мин)

Обучение игры на блокфлейте. Дети работают под руководством педагога, задают вопросы педагогу.

Объяснение

преподавателя

4.

Рефлексия (7 мин)

Опрос

Беседа

55.

Заключительная часть урока (5 мин)

Подведение итогов мастер-класса.

Анализ


Этап 1 Вступительное слово преподавателя

Здравствуйте дорогие ребята! Меня зовут…… Сегодня у нас будет мастер-класс по обучению игре на блокфлейте.

Флейта - один из древнейших музыкальных инструментов.

Первые флейты делались из дерева (веток), скорлупы крупных орехов, раковин, из кости, глины и других подручных материалов. (2 слайд презентации)

Я расскажу вам легенду об этом инструменте. (3 слайд презентации)

У древних греков был такой бог - Пан, считавшийся защитником пастухов и домашнего скота. Вид у него был ужасный: получеловек - полукозёл, с мохнатыми ногами, с козлиной бородой и рогами. Своим видом Пан вселял в людей «панический» страх и «панику». Однажды Пан встретил и с первого взгляда полюбил прекрасную нимфу Сиринкс, но она так испугалась Пана, что убежала от него. Вскоре путь ей преградила река, и нимфа попросила речного бога спрятать его от Пана. Речной бог превратил нимфу в прибрежный тростник. Огорчённый Пан сделал из этого тростника многоствольную флейту и назвал её «Сиринкс».

Вот так дорогие ребята блокфлейта -  это заколдованная принцесса, которая обладала очень красивым голосом. Блокфлейту ценят за мягкое, теплое звучание. Обращаться с ней нужно очень бережно.

(В целях соблюдения гигиены, у каждого ребенка есть своя блокфлейта.)

Этап 2 Теоретическая часть

Ребята давайте рассмотрим блокфлейту.

На нижней стороне инструмента 1 отверстие, сверху – 7. (4 слайд презентации)

Что внутри?

А, что если посмотреть внутрь блокфлейты с другой стороны? И при этом повернуть её дырочками в сторону окна? Похоже на таинственный замок с окнами, в которые струится свет, с длинным-длинным коридором, по которому только что прошла принцесса.

Теперь медленно вращаем флейту, не отрывая глаз. В замке наступает вечер, постепенно темнеет, опускается ночь. Но вот свет опять начинает пробиваться в окна. Наступил день!

Теперь попробуем так: закроем все дырочки. Значит, там темно. Поднесём блокфлейту к губам и попробуем очень слабо дуть - ведь там все спят, не надо их будить. Звук получается низким, тёмным, сонным. Откроем постепенно все окошечки по одному, начиная с нижнего: все жильцы по очереди поднимаются, звуки становятся всё выше и выше, пока не проснулся самый верхний жилец. В замке светло.

Преподаватель показывает как правильно держать блокфлейту в руках и принимать правильное положение тела. (5,6,7,8 слайд презентации)

Дорогие ребята наши пальчики - это наши помощники. Давайте немного потренируем наши пальчики.


Пальчиковые игры.

Нужно соединить пальцы обеих рук подушечками друг с другом. Это братья, они спят. Время от времени какая-нибудь пара просыпается (пальцы разъединяются) и ведёт между собой разговор: «Что случилось? Что за шум?»

(9 слайд презентации)

Потом можно будить сразу по две пары пальцев.

При помощи пальцев можно разыгрывать такие сценки: два брата встречаются и здороваются, играют, борются, дразнятся, дерутся, мирятся, целуются, поют песни (отбивают ритм) и т. д.

Есть ещё игра в «дразнилки»: преподаватель делает пальцами какое-либо движение (желательно такое, которое потом пригодится при освоении флейты, а дети повторяют за ним. Дети могут и сами придумывать пальцевые движения - например, как сыплется горох, как скачет лошадка (это надо делать на столе или прямо на флейте, как цокают копытца (щёлкают пальцами).

Дыхательные упражнения

1. Чтобы показать ровность дыхания, можно дуть на лист бумаги так, чтобы он, отклонившись от вас, держался ровно, как бы застыл в воздухе, и не вздрагивал от прерывистости или неровности вашего дыхания. (10 слайд презентации)

2. Чтобы показать силу дыхания, можно сделать так: попросить всех присутствующих закрыть глаза, а затем очень тихо обойти их, нежно дуя в лоб или щёку. Кто почувствует на себе лёгкое дыхание ветерка, тот просыпается.

3. Чтобы правильно сложить губы, надо посмотреть в отверстие для вдувания на флейте. Оно очень маленькое, и губы надо сложить так, чтобы образованная губами дырочка была такая же маленькая, как и дырочка на блокфлейте. Поднести блокфлейту к губам нужно так, будто вы хотите её поцеловать. Нельзя засовывать блокфлейту в рот, она будет размокать и портиться.

4. Дуть надо нежно, чтобы не вырывался свист, как у соловья-разбойника, и чтобы соседи не затыкали уши, а наоборот, чтобы звук ласкал ухо. Если вы дуете слишком сильно, блокфлейта от боли начинает кричать. Пожалейте её!

5. Чаще детей приходится сдерживать в силе выдувания воздуха, но бывают анемичные дети, которым надо усилить дыхание. Тогда полезно такое упражнение: мы будто надуваем воздушный шар, а потом он у нас сдувается, но очень постепенно, как бы сквозь маленькую дырочку.

6. Воздух надо уметь направить в отверстие. Если на это не обратить внимание, то воздух может попадать в щёки (при этом они надуваются). Или, если держать губы вялыми, то воздух может выходить мимо отверстия блокфлейты.


Этап 3 Практическая часть

А сейчас приглашаю к себе моих дорогих ребяток, обучаться игре на блокфлейте .  И так, ребята, возьмите влажные салфетки и протрите свои флейточки. Теперь давайте поприветствуем нашу флейту и согреем ее: «Флейточку свою я грею, согревайся поскорее. Ты возьми тепло души, будут песенки нежны».

Вот теперь можно на ней играть.  Попробуем сыграть первую нотку указательным пальцем левой руки. Вы, ребята, помните о том, что зажимать нотку нужно мягкой подушечкой пальца и крепко его прижимать, чтобы звук получился чистый и красивый, вот так (играю, играем вместе, я играю зеркально), теперь первый пальчик оставляем на месте, попробуем сыграть вторую ноту (играем) и третью ноту (играем). Дети: «Ура! У меня получилось!»

Для начала попробуем его пропеть на слог «ТУ», показывая рукой направление мелодии (исполняем). Теперь попробуем тоже самое исполнить на блокфлейте и давайте дадим нашей композиции название.

Ребята, а как назовем наше произведение?

Дети: «Звездочки». Какое красивое название! Давайте мы его и оставим. Согласны?

Все: «Да, давайте!» (хлопают).

Осталось украсить наши звездочки  музыкальным сопровождением. Давайте  встанем, мы же с вами настоящие музыканты.

Исполнение композиции «Звездочки»

Как здорово у нас получилось!

С детьми можно проиграть разные попевки, например на одном звуке «Андрей-воробей», его можно сыграть на всех нотках, на двух «Сорока-сорока», «Кукушка»  и т.д.

Песен-попевок очень много, с их помощью мы тренируем наши пальчики, развиваем чувство ритма.


t1660227990ac.gif

Рис.2

Попевка Андрей-воробей (11 слайд презентации)

Положите большой палец левой руки на отверстие на задней стенке флейты. Поместите левый указательный палец на верхнее отверстие. Поддерживайте флейту большим пальцем правой руки снизу.

Дуйте мягко и в то же время говорите «ту».

Андрей-воробей

Андрей-воробей, не гоняй голубей

Гоняй галочек из-под палочек

Не клюй песок, не тупи носок

Пригодится носок клевать колосок


t1660227990ad.gif

t1660227990ae.gif

Ан – рей, во - ро - бей, не го - няй го - лу - бей…

t1660227990af.gifДолгий звук

Короткий

Попевка «Барашеньки» (12 слайд презентации)

Барашеньки-крутороженьки

По полям ходят, по лесам бродят

В скрипочку играют, Ваню потешают

t1660227990ag.pngt1660227990ah.pngt1660227990ai.pngt1660227990ai.pngt1660227990aj.pngt1660227990aj.pngt1660227990ak.pngt1660227990ai.pngt1660227990al.pngt1660227990am.pngt1660227990an.pngt1660227990al.pngt1660227990ak.pngt1660227990ak.pngt1660227990aj.pngt1660227990ao.pngt1660227990al.pngt1660227990al.pngt1660227990ak.pngt1660227990ap.pngt1660227990aq.pngt1660227990aj.pngt1660227990ao.pngt1660227990ar.pngt1660227990ar.pngt1660227990aj.pngt1660227990ao.pngt1660227990ao.pngt1660227990aj.pngt1660227990as.pngt1660227990ar.png


Потешки произносим в определённом ритме. Затем проигрываем их на флейте на звуке «СИ» - «уточка»

Большим пальцем левой руки закройте отверстие на задней стенке флейты. Указательный палец левой руки положите на первое отверстие. Средний палец левой руки положите на второе отверстие. Придерживайте флейту снизу большим пальцем правой руки. Не забывайте, что отверстия надо закрывать полностью.

t1660227990at.gif

Рис.3


Большим пальцем левой руки закройте отверстие на задней стенке флейты. Указательный палец левой руки положите на первое отверстие. Средний палец левой руки положите на второе отверстие. Придерживайте флейту снизу большим пальцем правой руки.

Попевка «Сорока» (13 слайд презентации) t1660227990ae.gif
t1660227990ae.gif
t1660227990au.gif

Со - ро – ка, со - ро - ка, где бы - ла? Да - лѐ - ко

Кашку варила Деток кормила

На порог скакала

Гостей созывала

Гости услыхали

Быть обещали

На двух звуках «ля» и «си»: (14 слайд презентации)

Попевка «Кошкин дом»

Дон-дон, дон-дон

Загорелся кошкин дом

Кошка выскочила

Глаза выпучила

Бежит курица с ведром

Заливать кошкин дом

Попевка «Лепёшки»

Наберу мучицы,

Подолью водицы,

Напеку лепѐшек

Для людей хороших

t1660227990av.gif

Рис.4

Закройте отверстие большим пальцем. А теперь закройте первое, второе и третье. Подуйте и у вас получится нота «соль».



На трѐх звуках играем следующие попевки: (15 слайд презентации)

t1660227990aw.gif

t1660227990ax.gif

t1660227990ay.gif

Рис.5

Закройте отверстие большим пальцем. Средним пальцем закройте второе отверстие. Придерживайте флейту правой рукой.

Попевка «Василек» (16 слайд презентации)

t1660227990az.gif
Ва – си - лѐк, ва - си - лѐк, мой лю би - мый цве - ток t1660227990ba.gif
Попевка «Как под горкой…» (17 слайд презентации)

Как под гор-кой под го рой тор -го- вал ста-рик зо-лой


t1660227990bb.gif
Попевка «Самолет» (18 слайд презентации)


Са - мо - лѐт ле - тит, са - мо - лѐт гу - дит:

t1660227990bc.gif

У – у – у – у я ле - чу в Мос кву

t1660227990bd.gif
Попевка «Сапожки» (19 слайд презентации)


На - ря - ди -лись нож – ки в но - вы - е са - пож - ки

t1660227990be.gif

Рис.6

Положите средний палец левой руки на второе отверстие. Уберите большой палец с нижнего отверстия. Держите флейту правой рукой. Можно проиграть ранее выученные попевки на звуках до – ре: Сорока, Кошкин дом, Лепѐшки.

t1660227990bf.gif

Рис.7

Поместите большой, указательный, средний и безымянный пальцы на отверстия для левой руки. Указательный палец правой руки поместите на первое отверстие для правой руки. Играем ранее выученные попевки «Сорока», «Кошкин дом» на звуках «ФА» - «СОЛЬ»


t1660227990bg.gif

Рис.8

Большой палец левой руки положите на нижнее отверстие. Указательный, средний и безымянный пальцы положите на первое, второе и третье отверстие. Указательный и средний пальцы правой руки положите на верхние отверстия для правой руки.

t1660227990bh.gif

Рис.9

Положите большой палец левой руки на отверстие снизу, а указательный, средний и безымянный пальцы левой руки на отверстия сверху. Положите указательный, средний и безымянный пальцы правой руки на первые три отверстия для правой руки, оставляя нижнее отверстие открытым.

t1660227990bi.gif
Не забывайте дуть мягко и следить за языком.

Рис.10

Чтобы сыграть ноту «до», надо закрыть все отверстия на вашей флейте. Дуть надо очень слабо. Играем от ноты «до»: «Кошкин дом», «Ходит Зайка», «Как под горкой», «Сапожки», «Самолѐт».



Флейта - инструмент, продолжающий дыхание. Она позволяет озвучить беззвучное - «заговорить» своим дыханием.

Чтобы приблизиться к совершенству, надо много упражняться, но сыграть свою любимую мелодию на блокфлейте может каждый. Делать первые шаги на этом пути вовсе не трудно, главное - получайте удовольствие от каждой проигранной мелодии!


Этап 4 Рефлексия

Участники мастер-класса обмениваются опытом, обсуждают мастер-класс, преподаватель спрашивает ребят их мнение о мастер- классе, какие они испытали чувства, ощущения.

Оценка деятельности участников и ее результатов должна носить развернутый характер, здесь важно показать, как изменился внутренний мир человека (его мысли, чувства, мироощущение и т.д.).

Этап 5 Заключительная часть мастер-класса

  

Цель заключительной части мастер-класса: анализ результативности и эффективности мастер – класса.

1.   Подведение итога

2.   Самоанализ педагога

3.   Анализ коллег и гостей:

-Устный экспресс – анализ (интервью)

-Письменный экспресс – анализ (анкеты)

-Итоговая оценка деятельности педагога 






Список источников

Платонов Н. Школа игры на флейте, краткие исторические сведения. Музыкальный словарь, начальная школа, составитель М.А. Давыдова, Москва «Вако», 2009

Дружинина, М. В. Волшебная флейта : сказки и легенды / М. Дружинина ; худож. О. Коминарец. — Москва : Дрофа-Плюс, 2006. 


 


Интернет-источники https://vk.com/doc18189805_223700906?hash=6X4SjOah5Bpykt0zUZm 5SnZSz7OTABeVgdS8mS2ZUzz https://vk.com/doc18189805_276374825?hash=IhKKjrHgOzqheBG4JxQyZVhFYlWzJxzQoATmxvSw0iX https://vk.com/doc18189805_223697699?hash=Jv5XJdb6OoZ5bFaS1xJFo7GLFCJGM5yFB3w2BySSdrk

Википедия — свободная энциклопедия (wikipedia.org)

«Энциклопедия «Кругосвет» - https://www.krugosvet.ru

«Моя любимая флейта» - http://myflute.ru/

Сайт о флейте Сергея Бродского http://sb-flute.narod.ru/index-rus.html


Опубликовано


Комментарии (1)

И, 12.08.22 в 18:10 0Ответить Пожаловаться
Наталья Анатольевна, спасибо! Мне было полезно познакомиться с Вашим материалом.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.