Методические рекомендации по созданию электронных учебно-методических комплексов для реализации основных образовательных программ СПО и повышения качества подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50

26
0
Материал опубликован 24 December 2018 в группе

Министерство образования Пензенской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Пензенской области «Пензенский колледж архитектуры и строительства»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор

__________________Е. В. Спильная

Приказ от ___________ № _______

М.П.

 

 

 

Методические рекомендации по созданию электронных учебно-методических комплексов для реализации основных образовательных программ СПО и повышения качества подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50

Пенза, 2018

Методические рекомендации разъясняют вопросы, связанные с особенностями создания электронных учебно-методических комплексов для реализации основных образовательных программ СПО и повышения качества подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50.

Предназначены для преподавателей и мастеров производственного обучения, разрабатывающих и реализующих рабочие программы дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и практик по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50.

СОДЕРЖАНИЕ

Общие положения.

Актуальность внедрения электронного учебно-методического комплекса по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50.

Описание электронного учебно-методического комплекса по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50.

Платформы для создания электронного учебно-методического комплекса и управления обучением по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50.

Перспективы внедрения электронного учебно-методического комплекса по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50.

Общие положения

Настоящие методические рекомендации составлены в целях обеспечения образовательного процесса электронными учебно-методическими комплексами для реализации основных образовательных программ СПО и повышения качества подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50. Особенности создания и внедрения, которых должны быть учтены преподавателями и мастерами производственного обучения при разработке рабочих программ дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и практик.

Нормативную правовую основу формирования методических рекомендаций составляют:

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ;

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 464;

Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (утвержден приказом Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816),

Актуальность внедрения электронного учебно-методического комплекса по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50

Создание единого информационно-образовательного пространства, разработка электронных образовательных ресурсов и электронных информационных ресурсов проходит с учетом современных направлений в области модернизации российского образования, требований основополагающих международных и национальных стандартов в области профессионального образования.

Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) представляют собой структурированную совокупность электронной учебно-методической документации, электронных образовательных ресурсов, средств обучения и контроля знаний, которые содержат взаимосвязанный контент и предназначены для их совместного применения в целях эффективного изучения обучающимися учебных дисциплин, междисциплинарных курсов, профессиональных модулей и практик.

ЭУМК способствуют более наглядному обучению студентов. Наглядность, простота и доступность ком­плекса помогает студентам достичь понимания многих тонкостей изучаемых дисциплин. Дают возможность студенту самостоятельно накапливать знания и навыки профессиональной деятельности, как в отсутствии преподавателя, так и при общении с ним. Они позволяют манипулировать предлагаемой учебной информацией в соответствии с индивидуальными способностями студента.

К достоинствам ЭУМК относится:

возможность использования мультимедийных компонентов, таких как аудио-, видео-, графическая информация, чертежи, схемы и т.п.;

дифференциация обучения, заключающаяся в разделении заданий по уровню сложности, учет индивидуальных особенностей обучаемого;

интенсификация самостоятельной работы обучающихся, заключающаяся в активации деятельности самообучения, самоконтроля, самооценки студента;

повышение уровня учебной мотивации, интереса и познавательной активности обучаемого через разнообразие форм и методов работы, возможности включения элементов игровых технологий и использование разнообразных форм представления информации;

своевременная и независимая оценка результатов образовательной деятельности обучающихся.

Описание электронного учебно-методического комплекса по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50

ЭУМК составляется в соответствии с требованиями Федеральных образовательных стандартов по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50 и примерных основных образовательных программ.

Электронный учебно-методический комплект может состоять из четырех блоков: теория, практика, справочные материалы, интерактивная коллекция. Вход в любой из блоков программы осуществляется из Главного меню.

Блок «Теория» включает в себя набор изучаемых модулей (разделов учебных дисциплин) определенных стандартом.

Каждый модуль поделен на разделы (темы учебной дисциплины), в которых подробно представляется теоретический материал. Для текущей проверки знаний в процессе изучения содержание данного блока электронного учебно-методического комплекса дополняется средствами автоматизированного контроля и глоссарием.

Лекция (теоретический материал) представляет собой систематизированное, последовательное изложение учебного материала.

Лекция должна иметь четко сформулированную тему. Она должна быть ясной и конкретной. Структура построения лекции зависит от темы. Можно составить план - конспект или план - тезисы. Как правило, лекция состоит из трех частей: вступления, изложения и заключения.

Вступление должно быть кратким, обращать внимание на обозначенную тему, подвести к раскрытию темы и ответов на все вопросы. Основная часть лекции - это ее изложение, в ней должна быть раскрыта тема и достигнута цель. Заключение - подведение итогов, краткое повторение темы, закрепление ее основных пунктов.

Лекция должна быть написана в соответствии с педагогическими требованиями:

Высокий научный уровень излагаемой информации.

Объем научной информации должен быть четко систематизирован и методически проработан.

Лекционный материал должен быть доступен для понимания.

Вводимые термины и названия должны быть разъяснены.

Главные мысли и положения должны быть выделены, формулировки выводов четкие, лаконичные.

Студентам должна быть предоставлена возможность использования дидактических материалов, средств наглядности (блок-схем, чертежей, таблиц, графиков, рисунков и т.п.), в т. ч. мультимедийных.

Под мультимедийными материалами чаще всего понимают видео или презентацию. Теоретический материал с видео является более наглядным, помогает визуально представить процессы, о которых говорится в лекции. Презентацию можно найти в Интернете или составить самим.

Для этого продумайте план презентации заранее. Не забывайте об обязательных разделах:

Титульная страница (первый слайд);

Введение;

Основная часть презентации (обычно содержит несколько подразделов);

Заключение.

Оформляйте текст и заголовки разных слайдов в одном стиле. Другим шрифтом и цветом можно выделять цитаты и примечания (но их не должно быть слишком много). Не увлекайтесь чрезмерным выделением жирностью, курсивом и цветным текстом. Следите за тем, чтобы текст не сливался с фоном, учитывайте, что на проекторе контрастность будет меньше, чем у вас на мониторе. Лучший фон – белый (или близкий к нему), а лучший цвет текста – черный (или очень тёмный нужного оттенка).

Размер шрифта для заголовка слайда должен быть не менее 24, а лучше от 32 и выше. Всегда указывайте заголовок слайда (каждого слайда презентации).

Постарайтесь подобрать подходящие изображения (фотографии, графики, схемы и т.д.). Помните, что презентация должна быть наглядной, а изображения значительно повышают наглядность. Только не переусердствуйте, изображения должны сменяться текстом. Помните, что презентация должна быть интересной и наглядной, не утомлять монотонным текстом или переизбытком ярких цветов.

Для контроля качества усвоения учебного материала в блок теории включите тесты, интерактивные тренажеры и т.д.

Тест должен содержать автоматизированную систему оценки и контроля учебной деятельности. Поэтому каждый обучающийся после прохождения теста сформирует отчет, который можно сохранить как документ Microsoft Word и распечатать, используя соответствующие кнопки экрана для того, чтобы проанализировать свои ответы, увидеть ошибки и исправить их.

Одним из основополагающих элементов ЭУМК являются практические задания. Блок «Практика» составляется из заданий по изучаемым модулям (разделам учебных дисциплин) определенных стандартом. И заканчивается итоговым тестированием с автоматизированной системой оценки.

Блок «Справочные материалы» должен включать в себя словарь терминов, темы рефератов, список литературы и Интернет-ресурсы.

Блок «Интерактивная коллекция» разрабатывается для студентов, преподавателей и мастеров производственного обучения. В этом разделе собираются наиболее интересные мультимедийные материалы из теоретической части курса: рисунки, схемы, анимации, видеофрагменты. Благодаря чему подбирать наглядные пособия к занятиям будет просто и удобно. Иллюстративные материалы в «Интерактивной коллекции» делают крупнее, чем в блоке «Теория», поэтому они отлично подойдут для показа на интерактивной доске и могут быть использованы преподавателем в ходе занятий.

ЭУМК должен иметь удобную навигационную панель. Например,

Кнопки такой панели выполняют следующие функции:

– возврат в Главное меню; – помощь; – словарь терминов; – назад; – далее. Все эти кнопки желательно снабдить всплывающими подсказками.

С навигационной панели по кнопкам «Далее» и «Назад» будет осуществляться переход по пунктам раздела. На некоторых экранах можно разместить кнопки . С помощью этих кнопок можно передвигаться внутри выбранного пункта раздела.

Активные текстовые ссылки должны быть подчеркнуты и выделены цветом. Активизация таких ссылок должна происходить при подведении к ним указателя мыши и нажатием на левую кнопку мыши.

 

Платформы для создания электронного учебно-методического комплекса и управления обучением по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50

Для разработки электронного учебно-методического комплекса необходимо выбрать соответствующее программное обеспечение, которое должно соответствовать таким требованиям как, невысокая цена, простота и удобность использования, минимальные затраты ресурсов компьютера, а также должно позволять адаптировать электронный ресурс под любые браузеры и форматы экрана, что важно на сегодняшний день так как информационные технологии стремительно развиваются и обучение может происходить не только за компьютером, но и за мобильным устройством или планшетом. Программное обеспечение необходима возможность внедрения дополнительных модулей, плагинов, библиотек, для усовершенствования возможностей продукта.

Большое разнообразие инструментальных программных средств и технологий дает возможность выбора средств разработки, соответствующих целям и назначению ЭУМК.

Проанализировав современные программные средства для разработки ЭУМК можно предложить: Moodle, Edmodo, Google Класс, Schoology

Перспективы внедрения электронного учебно-методического комплекса по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50

ЭУМК является важной частью учебно-методического комплекса для реализации основных образовательных программ СПО и повышения качества подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям ТОП-50. И представляет собой носитель научного содержания, следующий логике изложения профессиональных модулей, целям профессиональной подготовки. Использование ЭУМК раскрывает обширные возможности, обеспечивая самостоятельное или при участии преподавателя освоение необходимых знаний с помощью компьютерной техники.

Именно образовательный процесс с использованием информационных технологий может дать студенту обширные знания по дисциплине, повысить продуктивность самоподготовки обучающегося, усилить мотивацию к изучению предмета, обеспечить гибкость учебного процесса. Все это может быть достигнуто с помощью внедрения качественных электронных образовательных ресурсов в формате мультимедийного контента, автоматизированной системы контроля знаний, дополнительных литературных источников, интерактивных элементов.

ЭУМК объединяет различные средства обучения (технические, организационные, методические) и обеспечивает преподавателя и обучаемого комплексом информационно-методических материалов и общеобразовательных функций, сопровождающих процесс обучения и делающих его наиболее эффективным.

Грамотно созданный ЭУМК отвечает дидактическим, методическим и технологическим принципам:

научность: достаточная глубина, корректность и научная достоверность изложения содержания учебного материала;

доступность: соразмерность теоретической сложности и основательности освоения учебного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями студентов;

наглядность: учет чувственного восприятия рассматриваемых объектов, их макетов или моделей;

сознательность: обеспечение средствами ЭУМК действий студентов по самостоятельному получению учебной информации при точном понимании конечных целей и задач образовательной деятельности;

систематичность и последовательность: систематичность усвоения студентами определенного набора знаний в изучаемой предметной области

интуитивно понятный интерфейс ЭУМК

ЭУМК может быть использован как в качестве основного или дополнительного средства в обучении студентов, так и в качестве дистанционного средства обучения. ЭУМК просто не заменим для студентов, обучающихся по индивидуальному учебному плану или пропустившим занятия по болезни.

Предполагается, что электронное учебно-методический комплекс будет изучаться по схеме сначала идет изучение теории, потом переход к практическим и лабораторным работам, далее студент проходит текущий контроль по каждой теме, но возможен и другой порядок, который становит преподаватель по ходу учебного процесса. В процессе изучения студент может обратиться при необходимости к глоссарию и списку полезных ссылок.

При создании ЭУМК необходимо, чтобы были решены следующие задачи:

проанализирована литература, интернет - источники с целью выявления значимых требований к электронному учебно-методическому комплексу инженерных направлений;

разработана структура электронного учебно-методического комплекса с учётом требований и имеющемуся учебному материалу;

выбраны средства реализации электронного учебно-методического комплекса;

разработан интерфейс электронного учебно-методического комплекса;

наполнен учебным материалом электронный учебно-методический комплекс;

разработаны методические указания по использованию в учебном процессе электронного учебно-методического комплекса по учебной дисциплине, профессиональному модулю, практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аксюхин А.А. Особенности подготовки и использования элек­тронных учебно-методических комплексов [Текст] / А.А. Аксюхин. — Орел: ОГИК, 2015. — 20 с.

Бабенко С.В. Электронный учебно-методический комплекс как компонент информационно-образовательной среды педагогического колле­джа: методические рекомендации для преподавателей [Текст] / С.В. Бабенко. — Сатка: СПК, 2011. — 27 с.

Зайнутдинова Л. Х. Создание и применение электронных учебни­ков [Текст]: монография / Л. Х. Зайнутдинова. — Астрахань: «ЦНТЭП», 2012. — 364 с

Лукьянец С. В. Подготовка студентов к профессиональной деятельности с применением электронного учебно-методического комплекса [Текст]: Автореф. дисс. ... на соиск. учен. степ. канд. пед. наук; спец. 13.00.08/ Лукьянец Светлёна Валерьевна. — Томск, 2006. — 25 с.

Трегубова О.П. Создание электронного учебника [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://festivaL1september.m/artides/526252/.

Шакалкина Т.Н. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства [Текст] / Т.Н. Шакалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова. — Оренбург: ГОУ ОГУ, 2008. — 160 с.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации