Организационно-педагогические условия ориентации старшеклассников на педагогическую профессию в детском оздоровительном лагере
Актуальность методических рекомендаций обусловлена необходимостью обобщения положительного опыта создания таких условий, чтобы ребенок имел не только желание, но и направленность к педагогической деятельности, а также повышением престижа профессий, связанных с воспитанием детей.
Рекомендации могут быть использованы при подготовке к работе со старшеклассниками в условиях ДОЛ, для работы с профильным отрядом будущих вожатых, методистам и педагогам-организаторам при планировании программы смены, классным руководителям.
Цель: оказать методическую помощь вожатым, воспитателям, педагогам-организаторам по вопросу создания организационно-педагогических условий ориентации старшеклассников на педагогическую профессию в детском оздоровительном лагере.
Алгоритм создания организационно-педагогических условий профессиональной ориентации старшеклассников на педагогическую профессию в детском оздоровительном лагере:
- Постановка цели. Цель практически всегда одинакова – достижение школьником более высокого уровня профессионального самоопределения. Одни подтверждают правильность своего выбора, другие начинают сложный путь на пути формирования профессионального выбора.
- Изучение психолого-педагогической литературы об особенностях старшего школьного возраста. Авторы: Божович Л. И., Эльконин Д. Б., Фельдштейн Д. И., Кон И. С., Блонский П. П., Выготский Л. С., Роджэрс К. Р. и другие.
- Подбор форм, методик и технологий воспитательной работы. К ним могут быть отнесены следующие: коллективная организаторская деятельность, педагогика поддержки, педагогика сотрудничества, игровые технологии, коллективные творческие дела, просмотр фильмов («Педагогическая поэма», «Республика ШКИД», «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен», «Тимур и его команда», «Училка» и другие), организация самоуправления, чередование творческих поручений и т.д.
- Изучение профессиональных интересов и предпочтений, способностей школьников в первый день смены. Для этого можно использовать методику «Карта интересов» А. Е. Голомштока, «Педагогические ситуации» Р. С. Немова, профориентационный тест Е. А. Климова, «Ориентировочно-диагностическую анкету направленности интересов» А. Е. Голомштока и О. Мешковской и другие.
- Постановка общей социально-значимой цели совместно с воспитанниками; определение плана на смену с учетом потребностей, предпочтений и интересов детей. Например, постановка спектакля, посвященного Году театра, или съемка видеоролика к празднованию Дня вожатого и т.д. В соответствии с поставленной целью отбор предлагаемых лагерем дел для участия, а также планирование деятельности по достижению цели в рамках программы смены.
- Выбор органов самоуправления: постоянных и временных. Например, командир отряда, дежурный командир, хранитель чистоты, физорг, флаговый, медийщик и другие.
- Определение правил и принципов совместного проживания детей и взрослых с учетом субкультуры лагеря. К ним относятся: доброе отношение к людям, пунктуальность, бережное отношение к природе, уважение и т.д..
- Повторная диагностика интересов и способностей старшеклассников по вышеуказанным методикам.
- Анализ результатов проведенного исследования. Сравнение количественных данных, полученных в результате диагностики временного детского коллектива: как изменилось проявление интереса к педагогике, сколько человек проявляют высокий интерес и т.д. Соотнесение интересов и способностей воспитанников: каждый ли способный заинтересован, каждый ли заинтересованный способен и т.д. Определение причинно-следственных связей между проведенной работой и результатами диагностики.
- Работа по усовершенствованию профориентационной системы: подбор новых методик и технологий, разработка авторских игр, дел, мероприятий.
Наибольшую эффективность воспитательной работы по решению проблемы создания организационно-педагогических условий ориентации старшеклассников на педагогическую профессию в детском оздоровительном лагере обеспечивает грамотность и последовательность действий педагога, а именно: своевременная диагностика ВДК, организация практической деятельности педагогической направленности, теоретическая подкованность в вопросах профессиональной ориентации и другие.