Методические рекомендации по теме «Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области)» По дисциплине «Информатика»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)
«РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ В Г. МИРНОМ»
РАССМОТРЕНО И РЕКОМЕНДОВАННО К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ на заседании кафедры/МО «_________» Протокол №_____________ от «_____»______________________2025 г. | . |
Методические рекомендации
по теме «Моделирование в электронных таблицах
(на примерах задач из профессиональной области)»
По дисциплине «Информатика»
Составитель:
преподаватель общеобразовательных
дисциплин
Касаткина Т.Е.
Мирный, 2025 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации разработаны для студентов 1 курса по дисциплине «Информатика» и предназначены для проведения практических работ по теме «Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области)».
Цель методических рекомендаций - закрепить знания и умения по моделированию в электронных таблицах с использованием возможностей MS Excel (на примерах задач из профессиональной области).
Задачи:
Образовательная – закрепить и обобщить знания по теме Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области)
Развивающая – развивать у обучающихся умение обобщать и систематизировать полученные знания, проводить анализ, делать необходимые выводы; развивать внимание и аналитическое мышление и память.
Воспитательная – формировать способность к самостоятельной работе, самоконтролю и ответственность за принятие решений.
Планируемые результаты: умение использовать электронные таблицы для анализа, представления и обработки данных (включая вычисление суммы, среднего арифметического, наибольшего и наименьшего значений, решение уравнений); уметь использовать компьютерно-математические модели для анализа объектов и процессов: представлять результаты моделирования в наглядном виде.
ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности
Содержание темы: Моделирование в электронных таблицах (на примерах задач из профессиональной области (на примерах задач из профессиональной области 23.02.07 Обогащение полезных ископаемых)).
Тип занятия: практическая работа.
Цель урока: закрепить знания и умения по моделированию в электронных таблицах с использованием возможностей MS Excel (на примерах задач из профессиональной области).
Задание 1.Таблица «Результаты ситового анализа углей различных шахт».
На рабочем столе создайте файл MS Excel. На первом листе Лист1 создайте таблицу «Результаты ситового анализа углей различных шахт»:
Оформите таблицу: границы таблицы - черный цвет, по диапазону F5:F13 – заливка зеленый цвет.
В ячейку F5 введите формулу = «Шахта 1, γ, %» + «Шахта 2, γ, %» (=B5+D5).
В ячейку G5 введите формулу =(C5*B5+E5*D5)/(B5+D5).
Для нахождения итога воспользуйтесь формулой Сумма. На вкладке Главная выберите значок формул и выберите формулу Сумма.
Постройте график – Тип график по столбцу «Класс, мм» и столбцу «Шихта, Ad ,%». (Выделите диапазон A5:A12 - зажмите клавишу Ctrl – держите клавишу - выделите диапазон G5:G12 – отпустите клавишу. Зайдите на вкладку Вставка – выберите тип диаграммы «График». Отформатируйте его).
Переименуйте Лист1 в «Результаты ситового анализа углей различных шахт». (Наведите курсор на Лист 1- правая клавиша мыши - Переименовать).
Задание 2. Создайте таблицу «Учет рабочих часов за месяц февраль 2025 г.».
Перейдите на Лист 2.
Создайте таблицу «Учет рабочих часов за месяц февраль 2025 г.».
Оформите таблицу: границы таблицы - черный цвет, столбцы в диапазоне Е5:J13, по строке D13:I13, J14:J16 – заливка зеленый цвет.
В диапазоне ячеек D5: J13 и J14:J16 установите тип данных «Денежный».
В ячейку Е5 введите формулу Премия = «Оклад, руб» * «Премия» (=D5*$E$4).
В ячейку F5 введите формулу Начисленная сумма, руб. = «Оклад, руб» + Премия (=D5+E5).
В ячейку G5 введите формулу Профсоюз, руб. = «Начисленная сумма» * «Профсоюз, %» (=F5*$G$4).
В ячейку H5 введите формулу Начисленная сумма, руб. = «Начисленная сумма, руб.» - «Профсоюз, руб.» (=F5- G5).
В ячейку I5 введите формулу Налоговый вычет, руб. = «Начисленная сумма, руб.» * «Налоговый вычет, %» (=H5*$I$4).
В ячейку J5 введите формулу К выдаче, руб. = «Начисленная сумма, руб.» - «Налоговый вычет, руб.» (=H5 – I5).
В ячейках D13: J13 воспользуйтесь формулой «Сумма». На вкладке Главная выберите значок формул.
В ячейке J14 воспользуйтесь формулой «Среднее значение».
В ячейке J15 воспользуйтесь формулой «Максимум».
В ячейке J 16 воспользуйтесь формулой «Минимум».
Переименуйте Лист2 в «Учет рабочих часов за месяц февраль 2025 г». (Наведите курсор на Лист 2 - правая клавиша мыши - Переименовать).
Задание 3. Создайте таблицу «Таблица расчета производительности горнопромышленного оборудования».
Перейдите на Лист 3.
Создайте таблицу «Таблица расчета производительности горнопромышленного оборудования».
Оформите таблицу: границы таблицы - черный цвет, столбец F по диапазону F4:F16 – заливка зеленый цвет.
В ячейке F4 проведите расчет по формуле Общая производительность в день = «Количество машин, шт.» * «Производительность» * «Количество рабочих часов 1 машины» (=C4*D4*E4).
В ячейке F14 воспользуйтесь формулой «Сумма». На вкладке Главная выберите значок формул.
В ячейке F15 воспользуйтесь формулой «Максимум».
В ячейке F16 воспользуйтесь формулой «Минимум».
Постройте график – Тип «Линейчатая» по столбцу «Марка» и столбцу «Общая производительность в день». (Выделите диапазон B3:B13 - зажмите клавишу Ctrl – держите клавишу - выделите диапазон F3:F13 – отпустите клавишу. Зайдите на вкладку Вставка – выберите тип диаграммы «Линейчатая». Отформатируйте ее согласно образцу.
Переименуйте Лист3 в «Таблица расчета производительности горнопромышленного оборудования». (Наведите курсор на Лист 3- правая клавиша мыши - Переименовать).
Задание 4. Создайте таблицу «Зависимость объёма кислорода от объёма сероводорода».
Перейдите на Лист 4.
Создайте таблицу «Зависимость объёма кислорода от объёма сероводорода».
Оформите таблицу: границы таблицы - черный цвет, по диапазону B13:B22 – заливка зеленый цвет.
В ячейку B10 введите формулу =$F$8*A13/$E$8.
Постройте график – Тип «График» по столбцу «V(H2S)» и столбцу «V(O2)». Выделите диапазон A12:B22. Зайдите на вкладку Вставка – выберите тип диаграммы «График». Отформатируйте его согласно образцу.
Переименуйте Лист 4 в «Зависимость объёма кислорода от объёма сероводорода». (Наведите курсор на Лист 4 - правая клавиша мыши - Переименовать).
Сохраните файл MS Excel. Загрузите на платформу moodle.
Критерии оценки:
Оценка 5 – если все задания выполнены правильно (не имеют ошибок)
Оценка 4 – если в одном задание есть ошибка или задание не выполнено
Оценка 3 – если в двух заданиях есть ошибки или задания не выполнены
7