Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студента по учебному предмету ОУП.01 Русский язык ППКРС
1 | Пояснительная записка | 4 |
2 | Перечень внеаудиторных самостоятельных работ в соответствии с программой учебного предмета | 6 |
3 | Требования к организации самостоятельной работы студентов и правила пользования методическими рекомендациями | 9 |
4 | Критерии оценки выполнения внеаудиторных самостоятельных работ | 10 |
5 | Общие методические рекомендации по выполнению СРС | 14 |
6 | Список рекомендуемой литературы и веб-источников | 16 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методические рекомендации разработаны в помощь обучающимся и предназначены для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов, направленной на формирование навыков учебного предмета ОУП. 01 Русский язык.
Содержание и объем внеаудиторной самостоятельной работы учебного предмета разработаны в соответствии с ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки от 17 мая 2012 г. № 413
Самостоятельная работа студентов (СРС) – это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская деятельность, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его прямого участия. Согласно требованиям ФГОС, внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого обучающегося.
Самостоятельная внеаудиторная работа является отдельным этапом образовательного процесса и строится по определённому плану, предполагающему следующую последовательность проведения:
1. Планирование.
2. Отбор и систематизация материала.
3. Методическое и материально-техническое обеспечение СРС.
4. Мониторинг и оценка самостоятельной работы студентов.
В результате освоения предмета обучающийся должен сформировать:
Личностные результаты:
1) воспитание уважения к русскому (родному) языку, который сохраняет и отражает культурные и нравственные ценности, накопленные народом на протяжении веков, осознание связи языка и истории, культуры русского и других народов;
2) понимание роли родного языка как основы успешной социализации личности;
3) осознание эстетической ценности, потребности сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
4) формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) способность к речевому самоконтролю;
6) оцениванию устных и письменных высказываний с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
7) готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
8) способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью, потребность речевого самосовершенствования;
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;
2) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
3) использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
4) применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
5) овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
6) умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;
Предметные результаты:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) сформированность умений создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
3) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
4) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
5) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возмоностях русского языка;
7) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы выражать свое отношение к теме, проблеме текста в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
8) владение навыками анализа текста с учетом их стилистической и жанрово-родовой специфики;
9) сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
Выполнение самостоятельных работ студента в процессе изучения курса является важнейшим этапом обучения, который способствует систематизации и закреплению полученных теоретических знаний и практических умений; формированию навыков работы с различными видами информации, развитию познавательных способностей и активности обучающихся, формированию таких качеств личности, как ответственность и организованность, самостоятельность мышления, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации, воспитывать самостоятельность как личностное качество будущего рабочего.
Критерии оценки разных видов самостоятельных работ в баллах приведены в методических рекомендациях в таблицах.
Баллы за каждую самостоятельную работу проставляются преподавателем в аудиторный журнал академической группы.Результаты выполнения СРС учитываются при проведении промежуточного контроля знаний по учебному предмету ОУП.01 Русский язык.
ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ ОУП.01 РУССКИЙ ЯЗЫК.
№ п\п | Наименование раздела, темы | Вид и содержание внеаудиторных самостоятельных работ | Кол-во часов | Форма контроля |
1. | Раздел 1. Язык и речь. Функциональные стили речи | Самостоятельная работа №1. Подготовка сообщения по теме: «Русский язык в современном мире». 4 | 4 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. |
Самостоятельная работа №2. Составление таблицы: «Языковые средства выразительности». 2 | 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. | ||
Самостоятельная работа №3. Проведение сравнительного анализа текстов разных стилей. 2 | 2 | Защита отчетов о проделанной работе. | ||
Самостоятельная работа №4. Подготовка сообщения по теме: «Абзац как средство смыслового членения текста».4 | 4 | Защита отчетов о проделанной работе. | ||
2. | Раздел 2. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | Самостоятельная работа №5. Работа с орфоэпическим словарем: сделать словарик ударений (не менее 50 слов)4 | 4 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. |
3. | Раздел 3. Лексикология и фразеология | Самостоятельная работа №6. Выписать из произведений художественной литературы предложения с фразеологическими единицами (18 примеров), подобрать к ним синонимы и антонимы, используя фразеологический, толковый словари, а также словарь синонимов и антонимов.4 | 2 | Защита отчетов о проделанной работе. |
Самостоятельная работа №7. Подготовка сообщения по теме: «Паронимы и их употребление в речи». 4 | 4 | Защита отчетов о проделанной работе. | ||
4. | Раздел 4. Морфемика, словообразование, орфография | Самостоятельная работа №8. Выполнение упражнений. | 2 | Проведение устного опроса. |
5. | Раздел 5. Морфология и орфография | Самостоятельная работа №1. Морфологический разбор имени существительного. | 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. |
Самостоятельная работа №2. Морфологический разбор имени прилагательного. | 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. | ||
Самостоятельная работа №3. Морфологический разбор имени числительного. | 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. | ||
Самостоятельная работа №4. Морфологический разбор местоимения. | 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. | ||
Самостоятельная работа №5. В стихотворении А.А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…» определить части речи всех слов. Сделать морфологический разбор всех глаголов. | 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. | ||
Самостоятельная работа №6. Выполнение упражнения по теме. | 3 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. | ||
Самостоятельная работа № 7. Морфологический разбор служебных частей речи. | 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. | ||
6. | Раздел 6. Синтаксис и пунктуация | Самостоятельная работа №8. Сообщение на тему: «Значение словосочетания в построении предложения». Выполнение теста по теме. | 4 | Защита отчетов о проделанной работе. |
Самостоятельная работа №9. Выполнение упражнений. | 4 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. | ||
Самостоятельная работа №10. Синтаксический разбор простого предложения. | 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. | ||
Самостоятельная работа №11. Синтаксический разбор ССП. | 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. | ||
Самостоятельная работа № 12. Синтаксический разбор СПП. | 2 | Просмотр и проверка выполнения самостоятельной работы преподавателем. | ||
Самостоятельная работа №13. Выписать из произведений художественной литературы по пять предложений: ССП, СПП, БСП и с разными видами связи, составить схемы. | 4 | Защита отчетов о проделанной работе. | ||
Итого | 57 часов |
ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ И ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДИЧЕСКИМИ РЕКОМЕНДАЦИЯМИ
Самостоятельная работа студентов – внеаудиторная работа, предполагающая самостоятельное извлечение информации, её обработка, решение языковедческих задач.
Следовательно, требования к организации внеаудиторной деятельности касаются процесса поиска информации, источников информации и полученных на аудиторных занятиях предметных знаний, умений, навыков:
Умение пользоваться электронными ресурсами: сайтами, книгами и учебными пособиями, справочниками и словарями.
Умение создавать электронный ресурс – в основном файлы и презентации с помощью программы Microsoft Word и Microsoft Power Point.
Умение пользоваться письменными источниками, находить нужную информацию.
Уметь работать с полученной информацией: обрабатывать её, сокращать, конспектировать.
Обучающиеся должны вести записи в лекционной тетради и уместно использовать записи при выполнении заданий самостоятельной работы.
Обучающиеся должны выполнять требования к каждому заданию данных методических рекомендаций.
Обучающиеся выполняют задания либо на отдельных листах формата А4 (сообщения, рефераты, доклады и т.п.), либо в тетрадях для аудиторных работ.
№ п/п | Критерии оценки | Методика оценивания | Работа выполнена | Работа выполнена не полностью | Работа не выполнена |
Высокий уровень 5 баллов | Средний уровень 4 балла | Низкий уровень 3-2 балла | |||
1 | Соответствие представленной информации заданной теме | Наблюдение преподавателя | Содержание полностью соответствует заданной теме, тема раскрыта полностью. | Содержание сообщения соответствует заданной теме, но в тексте есть отклонения от темы или тема раскрыта не полностью. Слишком краткий либо слишком пространный текст сообщения. | Обучающийся работу не выполнил вовсе. Содержание сообщения не соответствует заданной теме, тема не раскрыта. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. Объем текста сообщения значительно превышает регламент. |
2 | Характер и стиль изложения материала сообщения | Наблюдение преподавателя | Материал излагается логично, по плану; В содержании используются термины по изучаемой теме; Произношение и объяснение терминов сообщения не вызывает у обучающегося затруднений. | Материал в сообщении не имеет четкой логики изложения (не по плану). В содержании не используются термины по изучаемой теме, либо их недостаточно для раскрытия темы. Произношение и объяснение терминов вызывает у обучающегося затруднения. | |
3 | Правильность оформления | Проверка работы | Текст оформлен аккуратно и точно в соответствии с правилами оформления. Объем текста сообщения соответствует регламенту. | Текст сообщения оформлен недостаточно аккуратно. Присутствуют неточности в оформлении. Объем текста сообщения не соответствует регламенту. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КОНСПЕКТА
№ п/п | Критерии оценки | Методика оценивания | Работа выполнена | Работа выполнена не полностью | Работа не выполнена |
Высокий уровень 5 баллов | Средний уровень 4 балла | Низкий уровень 3-2 балла | |||
1 | Соответствие материала конспекта заданной теме | Наблюдение преподавателя | Содержание конспекта полностью соответствует заданной теме | Содержание материала в конспекте соответствует заданной теме, но конспект не полный, нет выделения основных терминов и формул. | Работа обучающимся не сдана вовсе. Отсутствует конспект по заданной теме. Ответы на вопросы не верны, или вовсе не найдены в материалах конспекта. В ответах не используются термины и определения по изучаемой теме. Объяснение терминов, используемых в законспектированном материале, вызывает затруднения. Отчет выполнен и оформлен небрежно, без соблюдения установленных требований. |
2 | Четко организованный конспект. Правильность, лаконичность и четкость ответов на вопросы | Наблюдение преподавателя | Представлен правильно организованный конспект. Ответы правильные, и в работе излагаются четко и лаконично, без лишнего текста и пояснений. | Представлен конспект без следов организации и проработки. Ответы правильные, но имеются незначительные недочеты. | |
3 | Правильность оформления | Проверка работы | Оформление полностью соответствует требованиям. | В оформлении работы имеются незначительные недочеты и небольшая небрежность. |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
Критерии оценки орфографической грамотности
В письменных работах, учащихся встречаются неверные написания двух видов: орфографические ошибки и описки.
Орфографические ошибки представляют собой нарушение орфографической нормы, требований, предусмотренных орфографическими правилами или традицией письма («безшумный» вместо бесшумный, «предлогать» вместо предлагать и т.п.).
Орфографические ошибки бывают:
1) на изученные правила;
2) на неизученные правила;
3) на правила, не изучаемые в школе.
Все ошибки исправляются учителем, но учитываются только ошибки первого типа. Исправляются, но не учитываются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями, если над ними не проводилась специальная предварительная работа.
Среди ошибок на изученные правила выделяются негрубые ошибки. Они отражают несовершенство русской орфографии; к ним относятся различного рода исключения из правил; отсутствие единого способа присоединения приставок в наречиях; существование дифференцированных правил (употребление ь регулируется 7 правилами).
К негрубым относятся ошибки:
1) в словах-исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, если их правописание не регулируется правилами;
4) в написании не с краткими прилагательными и причастиями, если они выступают в роли сказуемого;
5) в написании Ы и И после приставок;
6) в написании собственных имен нерусского происхождения;
7) в случаях трудного различения не и ни:
Куда он только не обращался; Куда он только ни обращался, никто ему не мог помочь; Никто иной не…; Не кто иной, как …; Ничто иное не…; Не что иное, как …
При подсчете одна негрубая ошибка приравнивается к половине ошибки.
В письменных работах, учащихся могут встретиться повторяющиеся и однотипные ошибки. Их нужно различать и правильно учитывать при оценке диктанта. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка.
Повторяющиеся ошибки (в одном и том же слове или в корне однокоренных слов) считаются за одну ошибку.
К однотипным относятся ошибки на одно правило, если условия выбора написания связаны с грамматическими и фонетическими особенностями слова. Не относятся к однотипным ошибки на правило, применение которого требует подбора опорного слова или формы слова.
Если ученик допустил ошибки в написании личных окончаний глагола в словах строят, видят, то это однотипные ошибки, так как они сделаны на одно правило, применение которого основано на анализе грамматических особенностей слова – определения спряжения глагола.
Ошибки в парах поздний, грустный; взглянуть, тянуть не являются однотипными, так как применение правил в данном случае связано с анализом семантики слов; это выражается в подборе однокоренного (родственного) слова или его формы.
Однотипные ошибки (на одно правило, связанное с грамматической формой слова или его фонетическими особенностями) учитываются так: 3 первых однотипных ошибки считаются за одну, каждая последующая учитывается как самостоятельная ошибка.
Описки – это следствие искажения звукового облика слова; они не связаны с правилами орфографии (перестановка букв, их пропуск и т.п.). Описки не отражают уровня орфографической грамотности учащихся. Они свидетельствуют о невнимательности, несобранности учащихся. Описки исправляются учителем, но не учитываются при оценке работы в целом.
Критерии пунктуационной грамотности
Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.
К негрубым относятся:
1) ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т. п.);
2) ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом и не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;
3) ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, – самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.
Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации.
Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических ошибок.
Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.
При оценке упражнений исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в учебную программу по предмету;
3) на ещё не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой вид слова.
Количество баллов | Уровень сформированности | Оценка |
5 | повышенный | отлично |
4 | достаточный | хорошо |
3 | пороговый | удовлетворительно |
менее 3 | компетенция не сформирована | неудовлетворительно |
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ СРС
Методические рекомендации по составлению конспектов.
Определите цель составления конспекта.
Читая изучаемый материал в электронном виде в первый раз, разделите его на основные смысловые части, выделите главные мысли, сформулируйте выводы.
Если составляете план-конспект, сформулируйте названия пунктов и определите информацию, которую следует включить в план-конспект для раскрытия пунктов плана.
Наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
Включайте в конспект не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
Составляя конспект, записывайте отдельные слова сокращенно, выписывайте только ключевые слова, делайте ссылки на страницы конспектируемой работы, применяйте условные обозначения.
Чтобы форма конспекта отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками», подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
Отмечайте непонятные места, новые слова, имена, даты.
Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.
Ориентировочное время на подготовку конспекта – 2 ч.
Методические рекомендации по подготовке сообщений, докладов, рефератов.
Ознакомьтесь со списком рекомендуемой литературы и источников.
Изучите материал, касающийся темы сообщения не менее чем по двум рекомендованным источникам.
Составьте план сообщения, запишите его.
Проработайте найденный материал, выбирая только то, что раскрывает пункты плана.
Составьте список ключевых слов из текста так, чтобы он отражал суть содержания.
Составьте окончательный текст сообщения.
Оформите материал сообщения.
Прочтите текст сообщения вслух, обращая особое внимание на произношение новых терминов и стараясь запомнить информацию.
Ответьте после чтения на вопросы и задания к текстам источников.
Перескажите сообщение еще раз.
Проводите анализ и самоконтроль работы над сообщением.
Методические рекомендации по выполнению практических работ.
Ознакомьтесь с темой практического задания, его целями и задачами.
Изучите инструкции к практической работе.
Прочитайте лекционный материал по теме занятия в конспекте.
Прочитайте материал по теме практической работы в рекомендованных источниках.
Посмотрите видеоматериалы по теме занятия, предложенные преподавателем.
Приложение № 1
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ВЕБ-ИСТОЧНИКОВ
Список рекомендуемой литературы:
Власенков А.И. Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных организаций: базовый уровень / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова – М.: Просвещение, 2017. – 325 с.
Герасименко Н.А. Русский язык: учебник для студ. сред. проф. учеб. Заведений / Н.А. Герасименко, А.В. Канафьева, В.В. Леденева и др.; под редакцией Н.А. Герасименко. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 469 с.
Розенталь Д.Э. Русский язык. Весь школьный курс. Упражнения, диктанты. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ / Д.Э. Розенталь. – 2-е изд., испр. – Москва: Издательство АСТ: Мир и Образование, 2017. – 448 с.
Электронные ресурсы:
https://rusneb.ru/ - Национальная электронная библиотека;
https://e.lanbook.com/ - Электронно-библиотечная система Издательства Лань;
https://nlrs.ru/ - Национальная библиотека РС(Я);
https://resh.edu.ru/subject/13/ - Государственная образовательная платформа «Российская электронная школа» (русский язык);
https://slovaronline.com/ - сборник энциклопедических словарей;
https://gufo.me/ - словари и энциклопедии;
http://gramota.ru/ - Справочно-информационный портал для изучения русского языка;
https://www.textologia.ru/ - Информационно-образовательный журнал;
https://goldlit.ru/component/slog - морфологические разборы онлайн.