12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алла35
0

Методические указания для контрольной работы по учебной дисциплине «Менеджмент» для студентов заочного отделения

Введение

Цель и задачи предмета «Менеджмент», его роль в подготовке руководителей и специалистов организации торговли и общественного питания в условиях рыночной экономики. Структура и содержание предмета с другими дисциплинами.

Раздел I. Теоретические основы менеджмента

Тема 1.1. Сущность и категории менеджмента. Принципы управления

Основные понятия: менеджмент, управление, организация (предприятие). Необходимость управления в организации.

Внешняя среда: прямого и косвенного воздействия, характеристика и взаимосвязь.

Внутренняя среда организации: цели, задачи, структура, технология и работники.

Субъект и объект, система управления, характеристика данных категорий, их взаимосвязь.

Принципы управления: общие и частные, их значение, характеристика.

Методические рекомендации

Изучение темы следует начать с усвоения понятия «менеджмент», со сравнительной характеристики определений «менеджмент» и «управление», «менеджер» и руководитель. Изучите элементы, и составные чисти внешней и внутренней среды организации, понятие субъекта и объекта управления, системы управления. Студентам необходимо знать, кто (или что) является субъектом и объектом управления в отрасли, какую роль играют в управленческой деятельности и системе управления.

Торговля – специфическая отрасль народного хозяйства, поэтому следует усвоить особенности управления в торговле на современном этапе развития.

Изучите принципы управления: общие частные, их характеристику и значение для осуществления управленческой деятельности в торговых организациях и предприятиях.

Вопросы для самоконтроля:

Что такое менеджмент? Какова роль в современной экономической жизни?

Объясните разницу между понятиями «менеджмент» и «управление».

Дайте понятие организации как структуры управления.

Чем отличается внешняя и внутренняя среда организации?

Кто (или что) является субъектом и объектом управления?

какие особенности управления в торговле Вы знаете?

Какие принципы управления применяются в профессиональной деятельности?

Тема 1.2. Эволюция управленческой мысли

Составление и развитие практики управления. Классическая школа менеджмента. Роль Ф.Тейлора в развитии научной организации управления. Основные положения системы Ф.Тейлора.

Неоклассическая школа, ее основные положения. Развитие данной теории в современных условиях.

Современные концепции менеджмента: поведенческая, эмпирическая школы, «школа социальных систем», «новая школа», их содержание.

Методические рекомендации

Рассматривая развитие менеджмента, следует отметить, что исторический путь эволюции менеджмента насчитывает свыше 100 лет. Начало формирование менеджмента как обособленного специфического рода управленческой деятельности относится к I половине XIX века (Англия, Америка).

Можно выделить две основные школы, которые возникали раньше других и стали непосредственными предшественниками новейшей теории управления. Следует последовательно изучить основополагающие принципы первых школ управления: школу «научного менеджмента», «классическую школу» управления.

Необходимо рассмотреть принципы производительности Г. Эмерсона, принципы организации управления Г.Форда, которые достигли теорию научного менеджмента.

Для наиболее полного представления в эволюции управленческой мысли следует изучить «школу человеческих отношений», основанную профессором Гарвардского университета Э.Майо и открывшую новое направление в теории управления. Следует изучить принципы управления разработанные А.Файолем.

Ознакомившись с двумя основными школами менеджмента, следует изучить современные концепции менеджмента: поведенческую, эмпирическую школу, школу «социальных систем», новую школу, их содержание, значение и отличительные особенности.

Вопросы для самопроверки:

Как происходило становление теории и практики управления?

Укажите основные положения школы «научного управления».

Каковы предпосылки появления «школы человеческих отношений».

Что представляет собой современные концепции менеджмента?

Тема 1.3. Функции управления

Понятие «функция управления». Классификация функций управления планирование, организация, мотивация, контроль.

Планирование. Сущность и содержание стратегического планирования. Виды управленческой деятельности, связанной со стратегическим планированием: распределение ресурсов; адаптация к внешней среде; внутренняя координация; организационное стратегическое предвидение.

Процесс стратегического планирования: миссия и цели организации; оценка и анализ внешней среды; анализа сильных и слабых сторон организации; анализ и выбор стратегических альтернатив; реализация стратегического планирования; оценка стратегии.

Реализация стратегического планирования: тактика, политика, процедуры и правила, контроль. Управление по целям. Проблемы, связанные с процедурами и правилами.

Организация. Понятие и содержание. Принципы организации внутренней структуры предприятия: эффективность; четкое определение функций производства; разделение управленческого труда, организованность; ответственность; дисциплина. Основные этапы организационных структур: линейная, функциональная, комбинированная, система управления по проекту и матричная, дивизионная и другие.

Понятие «делегирование», «ответственность», «полномочия». Делегирование полномочий управления. Линейные и аппаратные полномочия. Эффективная организация распределения полномочий.

Мотивация. Современные теории мотивации: содержательные и процессуальные. Иерархия потребностей по А.Маслоу, теория потребностей Мак Клелланда, теория Ф.Герцберга. Теория ожидания по Вруму, теория справедливости, модель Портера-Лоулера. Теория И.Павлова и В.Скинера, Р.Лайкера.

Рекомендации по мотивации персонала М.скотта Майера, Т.Питерса и Р.Уотермена, П.М.Якобсона и других.

Мотивация и компенсация. Мотивация современного работника в сфере торговли.

Контроль. Сущность и значение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий и заключительный. Процесс контроля: разработка и/или применение стандартов, сравнение стандартов и результатов действия. Характеристика эффективного контроля.

Специфические функции в управлении организациями торговли.

Практические занятия

Планирование организации малого бизнеса (бизнес-план).

Составление схем организационных структур управления предприятий (организаций) торговли различных форм собственности и их анализ.

Методические рекомендации

В процессе изучения данной темы студенты должны усвоить, что функции управления – это виды деятельности, с помощью которых управляющая система воздействует на объект управления. Необходимо знать, как закрепляются функции за предприятиями торговли и за отдельными работниками.

В менеджменте выделяют следующие функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Изучение темы предусматривает подробное рассмотрение каждой функции управления в отдельности и во взаимосвязи.

При рассмотрении вопроса стратегического планирования необходимо усвоить понятие стратегии и тактики – как важнейших составляющих планирования, а также политики фирмы, правил и контроля, которые необходимы для увязки стратегических и тактических планов.

Организация как функция управления, предполагает создание условий для современной эффективной работы людей и предусматривает наличие полномочий и ответственности, а также возможность делегировать полномочия. Изучите понятия «делегирование», «ответственность», «полномочия», линейные и аппаратные полномочия.

Принципы организации предполагают основные типы организационных структур управления: линейную, функциональную, комбинированную, систему управления по проекту и матричную. Необходимо подробно рассмотреть каждую структуру управления, проанализировать их содержание и сделать обоснованные выводы о практическом применении их в торговле.

Студенты должны усвоить важность мотивации как функции управления. Мотивация – сложный процесс доминирующих установок личности на определенный тип поведения, процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Следует изучить формы мотивации труда: общественную, экономическую, творческую, амбициозную.

Для наиболее глубокого изучения вопроса студентам необходимо рассмотреть три современные теории мотивации: теорию Мак Клелланда, теорию Ф.Герцберга, теорию А.Маслоу, которые основаны на результатах психологических исследований. В этих теориях делается упор на определение перечня и структуры потребностей людей. Однако в начале нужно уяснить понятие потребностей, их классификацию, приоритетность потребностей.

Для укрепления и соблюдения плановой, финансовой, производственной и трудовой дисциплины в процессе управления необходим контроль. Студентам следует изучить понятие, сущность, значение контроля в управленческой деятельности. Изучить виды контроля, процедуру контроля, требования, предъявляемые к контролю. Студенты должны знать пять функций контроля для руководителя: стратегическую, экспертно-консультативную, представительскую, воспитательскую и психотерапевтическую.

Каждой системе управления присущи конкретные цели, которые определяют содержание процесса управления. Поэтому в управлении торговлей выделяются специфические функции управления: торгово-операционные, регулирующие и вспомогательные.

Следует обратить внимание на то, что все функции управления должны применяться в совокупности, поскольку они взаимосвязаны и служат основой для рациональной организации всего процесса управления.

Вопросы для самопроверки:

Что называется функцией управления?

Назовите функции управления.

Охарактеризуйте стратегическое планирование как функцию управления, его составляющие.

Дайте понятие организации, ее содержание.

Что представляет собой мотивация труда?

Назовите и охарактеризуйте формы мотивации.

Охарактеризуйте потребности. Какую роль они играют в мотивации труда?

Сравните основные положения теорий мотивации.

Дайте понятие контроля, его значения в управленческой деятельности.

Тема 1.4. Методы управления.

Сущность понятия «Методы управления». Классификация методов управления. Экономические методы управления в условиях рыночной экономики, их сущность и задачи. Особенности использования экономических методов управления на микроуровне.

Организационно-распорядительные методы управления: организационно нормирование, планирование, инструктаж, распорядительство, контроль и т.д.

Правовые методы управления.

Социально-психологические методы управления: понятие, значение. Особенности применения в современной организации. Основные группы методов социологии и психологии, используемые в менеджменте. Особенности использования социально-психологических методов в торговле (общественном питании).

Комплексный подход к методике управления.

Выбор метода управленческого воздействия с учетом конкретной ситуации.

Методические рекомендации

В управлении торговым предприятием используют различные методы управления. Они взаимосвязаны, с их помощью решаются задачи коммерческой и хозяйственной деятельности, а также социальные проблемы в управлении персоналом.

При рассмотрении данной темы следует уяснить понятие, сущность и значимость методов управления в менеджменте. Необходимо уяснить, что применение методов управления обеспечивает высокоэффективную работу предприятия. Если принцип указывает на то, что необходимо делать и какими правилами, инструкциями пользоваться, то методы предусматривают способы и приемы воздействия на управляемый объект.

При изучении темы необходимо увязать потребности людей с мотивационной направленностью методов управления.

Изучите классификацию методов управления (экономические, организационно-распределительные, правовые, социально-психологические), сущность и содержание.

Рассматривая экономические методы управления на уровне предприятия, студентам необходимо обратить внимание на вопросы внутрипроизводственного планирования, коммерческий расчет, экономический анализ и стимулирование.

При изучении организационно-распределительных методов управления студентам серьезное внимание нужно уделять вопросам правовой регламентации деятельности предприятий, администрации, а также взаимоотношение предприятий с вышестоящими и местными органами власти.

при изучении социально-психологических методов управления студентам важно уяснить сущность и значение этих методов в менеджменте усвоить приемы исследований. Поскольку социально-психологические методы управления – это, прежде всего управление людьми, то необходимо внимание на регулирование межличностных отношений.

Обратите внимание также особенности использования в торговых организациях (предприятиях) каждого метода управления в отдельности и в совокупности в условиях рыночной экономики.

Вопросы для самопроверки:

Что называют методом управления?

Какие методы используют в управленческой деятельности?

В чем заключается сущность экономических методов управления? Их значение и задачи в условиях рыночной экономики.

раскройте сущность и содержание организационно-распределительных методов управления.

В чем заключается сущность правовых методов управления?

Дайте понятие и значение социально-психологических методов управления. В чем заключается особенность их применения в торговле?

Тема 1.5. Процесс управления. Управленческие решения.

Общая характеристика процесса управления. Содержание процесса управления. Технология процесса управления. Эффективность процесса управления и пути ее повышения.

Управленческие решения: сущность и роль управления. Классификация управленческих решений. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Типовые процедуры подготовки и принятия управленческого решения. Роль менеджера в принятии решений.

Методы оптимизации управленческих решений: математическое моделирование, метод экспертных оценок, мозговой штурм, теория игр и др.

Практическое занятие

Решение практических ситуаций по принятию управленческих решений. (Деловая игра).

Методические рекомендации

При изучении данной темы необходимо уяснить понятие, сущность, содержание и технологию процесса управления. Выработка и принятие решения, от качества которого зависит результат работы предприятия, является важнейшей стадией в процессе управления торговым предприятием.

Студентам необходимо усвоить, что представляет собой управленческое решение, кто участвует в процессе выработки и принятия управленческого решения, какие основные требования предъявляются к решениям. Следует изучить классификацию управленческих решений, характеристику их видов.

Важно знать, какое значение имеют управленческие решения в деятельности предприятий, и какую персональную роль играет менеджер в принятии решений.

Необходимо изучить процедуру и этапы подготовки и принятия управленческого решения.

Для более глубокого изучения темы следует ознакомиться с методами оптимизации управленческих решений: математическое моделирование, метод экспертных оценок, мозговой штурм и теория игр.

С целью закрепления теоретических знаний и приобретения навыков принятия управленческих решений студенты должны выполнить практическую работу, которая может проводиться как деловая игра. Например: коллективное принятие управленческого решения с применением метода мозгового штурма. Для развития профессиональных, а также творческих навыков студенты могут предлагать примеры практических ситуаций и включать их в деловую игру.

Вопросы для самопроверки:

Дайте понятие и рассмотрите содержание процесса управления.

Охарактеризуйте технологию процесса управления.

Что называют управленческим решением? Роль и значение управленческих решений в деятельности менеджера и предприятия в целом.

Назовите требования, предъявляемые к управленческим решениям.

Охарактеризуйте содержание классификации управленческих решений.

Охарактеризуйте этапы подготовки и принятия управленческих решений.

Назовите и охарактеризуйте методы оптимизации управленческих решений.

Тема 1.6. Коммуникации в системе управления

Процесс коммуникаций и эффективность управления: коммуникации между организациями и средой, между уровнями управления и подразделениями. Коммуникационный процесс: этапы, элементы процесса, коммуникаций, обратная связь и помехи.

Межличностные коммуникации: сущность, помехи, совершенствование искусства общения.

Организационные коммуникации: сущность, преграды в организационных коммуникациях, совершенствование коммуникаций.

Информация в системе коммуникаций. Классификация информации; требования, предъявляемые к информации, цели и задачи.

Информационные потоки и системы, принципы и пути их совершенствования. Значение различных источников информации для работы менеджер.

Технические средства в управлении: средства приема, составление, копирование, передачи, хранения и поиска документов.

Автоматизированные системы управления. Средства телекоммуникаций: телефон, телетайп, факс, пейджер, радио и видеотелефоны. ПЭВМ.

Практическое занятие

Ознакомление с различными видами технических средств управления и отработка навыков использования их в работе.

Методические рекомендации

При изучении данной темы следует уяснить важность коммуникаций в системе управления, понятие коммуникации, коммуникационного процесса. Следует хорошо знать этапы и элементы коммуникационного процесса, виды коммуникаций, их значение в управлении.

необходимо изучать значение информации в системе коммуникаций, ее цели и задачи. Для этого нужно изучить классификацию информации, используемой в управленческой деятельности.

В управлении торговым предприятием используется различные технические средства: от простейших приспособлений до ЭВМ, АСУ и персональным компьютеров, а также средства телекоммуникации, необходимые для работы управленческого аппарата.

Студенты должны изучить, и ознакомится на практике с различными техническими средствами управления.

Вопросы для самопроверки

Дайте понятие коммуникации и коммуникационного процесса.

Охарактеризуйте этапы коммуникативного процесса.

Назовите и охарактеризуйте виды коммуникации, используемые в управлении.

Что представляет собой информация, и какова ее роль в системе коммуникации?

Укажите виды информации и источники информации в управлении.

Охарактеризуйте виды технических средств управления, их использование.

Раздел II. Управление персоналом.

Тема 2.1. Кадровая политика

Социально-экономические основы кадровой политики в условиях рыночной экономики. Цели кадровой политики: экономические, социальные и др.

Факторы, влияющие на кадровую политику организации.

Сфера кадровой политики организации: количественное и качественное планирование персонала, сокращение штатов, подбор кадров, организация приема, обучение, управление персоналом (кадровый контроль), политика руководства и стимулирование, социальная и коммуникативная политика.

Практическое задание

Деловая игра: «Прием на работу».

Методические рекомендации

При изучении данной темы студентам необходимо усвоить в стране рыночных отношений. России в настоящий момент так необходима развернутая подготовка организаторов, управленцев, способных поднять нашу экономику.

Студентам следует знать цели кадровой политику, факторы, влияющие на кадровую политику организации. Необходимо усвоить, какие элементы составляют сферу кадровой политики. Обратите внимание на новые подходы в кадровой политике, в частности – сертификацию персонала. Для этого разработаны стандарты: Требования к производственному (обслуживающему) персоналу.

Для закрепления теоретических знаний и приобретения профессиональных навыков студентам рекомендуется выполнять практическую работу, которая должна в форме деловой игры, как группового взаимодействия в организации приема на работу.

Кроме того, рекомендуется провести тестирование студентов на выявление их отношения и предрасположенности к определенному роду деятельности в управлении.

В данном случае можно использовать тесты: «Ведущий или ведомый», «Капитан, рулевой, пассажир», «Командовать или подчинятся», «Стиль взаимодействия».

Вопросы для самопроверки

Каковы социально-экономические основы кадровой политики в условиях рыночных отношений?

назовите цель кадровой политики и факторы, влияющие на кадровую политику организации.

Что входит в сферу кадровой политики?

Тема 2.2. Аппарат управления

аппарат управления торговой организации (предприятия); категории работников и характер их труда.

Организация труда в аппарате управления. Оценка эффективности работы аппарата управления.

Понятие «формальная» и «неформальная» группа, «малые группы», «лидеры групп».

Персонал организации: сущность, функции, этапы формирования и развития. Роль менеджера в формировании персонала.

Методические рекомендации

При рассмотрении данной темы студентам необходимо изучить основные категории кадров управления, специфику и характер их труда, различные управленческие операции и процедуры, а для этого необходимо организация труда в аппарате управления.

необходимо усвоить сущность, функции, этапы формирования персонала организации. Важно уяснить, какова роль менеджера в формировании персонала организации.

Вопросы для самопроверки

Назовите основные группы кадров управления и охарактеризуйте все категории работников аппарата управления.

На какие виды подразделяются управленческие операции и процедуры?

В чем заключается сущность, функции и этапы формирования персонала организации?

Какова роль менеджера в формировании и развитии персонала организации?

Тема 2.3. Лидерство. Власть и личное влияние.

Понятие и содержание «лидерства». Подход к изучению лидерства с позиции личных качеств, поведенческий подход. Стили управления: автократичный, демократичный и либеральный. Руководство, сосредоточенное в работе и на человеке. Четыре системы Лайкера Р. Решетка менеджмента.

Подход к изучению лидерства с позиции человеческих отношений. Ситуационный подход к лидерству. Модель руководства Филлера, подход «путь - цель» Митчелла и Хауса, теория жизненного цикла, модель принятия решений. Сравнительный анализ различных подходов.

Влияние и власть. Законная власть, власть примера (эталонная), власть принужденная и вознаграждения, экспертная власть, достоинства и недостатки. Баланс власти. Влияние через участие трудящихся в управлении. Влияние путем убеждения. Практическое использование влияния.

Практическое занятие

Построить «решетку менеджмента», показать на ней место «автократичного», «демократичного» и «либерального» стилей. Особенность место каждого из них и отразить стиль руководства.

Методические рекомендации

При изучении данной темы следует уяснить понятие и содержание «лидерства» - как психологического феномена. Необходимо уяснить общность и различие понятий «лидерство» и «руководство». Следует изучить лидерство с позиции личных качеств, то есть поведенческий подход и лидерство с позиций человеческих отношений. Необходимо усвоить понятие стиля руководство виды стилей управления: автократичный, демократичный и либеральный.

При изучении данной темы студенты должны хорошо усвоить, что такое власть, каково личное влияние на подчиненных. В отличие от лидерства (способности влиять на поведение других), власть – это возможность влиять на поведение других.

Для наиболее полного представления о власти, нужно изучить основные типы власти: законную (или традиционную) власть, власть примера (эталонную), власть принуждения и вознаграждения, экспертную власть, их достоинства и недостатки. Без власти нет организации и нет порядка. В процессе управления менеджер должен помнить о разумном балансе власти. Студентам следует уяснить понятие и сущность баланса власти, значение влияния и его практическое использование.

Для закрепления теоретических знаний по данной теме и приобретения практического опыта и навыков студентам предлагается выполнить практическую работу: «Построение решетки менеджмента». Выполнение практической работы позволит выяснить, насколько хорошо студенты усвоили понятия, сущность и виды управления, покажет способность студентов безошибочно определять стиль руководства и оптимальный вариант стиля управления.

По данной теме можно рекомендовать поведение тестирования студентов, используя тесты: «Какой Вы руководитель?», «Ваш стиль руководства», «Способны ли Вы быть жестким руководителем?», «Комплекс угрожаемого авторитета».

Вопросы для самопроверки

Дайте сравнительную характеристику лидерства и руководства, объясните общность и различие понятий.

В чем заключается поведенческий подход к изучению лидерства?

Что называют стилем руководства?

Охарактеризуйте виды стилей управления.

В чем заключается ситуационный подход к лидерству с позиций человеческих отношений?

Дайте понятие власти, охарактеризуйте основные типы власти.

Дайте понятие влияния. Каково его практическое использование?

Тема 2.4. Менеджер, его деятельность и личность.

Сущность понятия «менеджер». Роль и место менеджера в системе управления. Требования, предъявляемые к менеджеру. Методы и технология оценки качества менеджера. Объективность и обобщение результатов качеств менеджера.

Характер и содержание труда менеджера. Деятельность менеджера по руководству коллективом: определение стратегических целей, руководство подготовкой управленческих решений, проведение деловых бесед, собраний, совещаний, распорядительство, контроль и т.д.

Самоменеджмент: работа с документами, разговор по телефону, планирование рабочего дня и т.д. Совершенствование организации труда менеджера.

Типы руководителей. Социальная ответственность и этика менеджера. Системы подготовки в различных странах мира. Имидж предприятия и менеджера.

Практическое задание

Деловая игра «Подготовка и проведение совещаний».

Методические рекомендации

В процессе изучения данной темы студенты должны четко уяснить понятие и социальную значимость профессии менеджер; требования, предъявляемые к менеджеру. Студентам необходимо знать методы оценки профессиональных, деловых, целевых и личных качеств менеджера.

Студентам следует изучить организацию, характер и содержание труда менеджера, в том числе и по руководству коллективом. Студенты должны приобрести навыки проведения деловых бесед, переговоров, собраний, совещаний, а также освоить технику планирования рабочего дня менеджера. При рассмотрении данной темы студенты должны ознакомиться с понятиями «Социальная ответственность» и «Этика менеджера».

Для приобретения навыков в управленческой деятельности рекомендуется проведение практической работы в форме деловой игры: «Подготовка и проведение делового совещания». Студентам предлагается тестирование по теме: «Организованы ли Вы?». Также можно использовать тесты: «Насколько Вы объективны», «Насколько Вы самостоятельны?», «Насколько Вы терпимы?», «Насколько Вы решительны?», «Достаточно ли вы активны?».

Вопросы для самопроверки

Дайте понятие профессии «менеджер».

Какова роль и место менеджера в системе управления? Социальная значимость профессии «менеджер».

Какие деловые и личностные качества предъявляются к менеджеру?

Назовите методы оценки деловых качеств менеджера.

Раскройте характер и содержание труда менеджера.

В чем заключается деятельность менеджера по руководству коллективом?

Что означает самоменеджмент?

Что включает в себя понятие «Социальная ответственность и этика менеджера»?

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

К выполнению контрольной работы студенты приступают только после усвоения всех тем программы. Контрольная работа выявляется отчетом о самостоятельной работе студента.

Работа должна быть написана в школьной тетради от руки. Для замечаний преподавателя с правой стороны листа следует оставлять поля размером 4-5 см. На обложку тетради наклеивается специальный бланк, и все графы его аккуратно заполняются. Работа должная быть написана четко, разборчиво, через строчку (тетрадь в клетку).

Перед каждым ответом нужно писать номер и полный текст вопроса. Ответ на вопрос начинается со следующей страницы. В конце контрольной работы перечисляется использованная литература (фамилия инициалы автора, полное наименование учебника или брошюры, место издания, издательство, год издания), затем следует подпись студента и дата выполнения работы. Для рецензии преподавателя следует оставить два чистых листа.

Ответы должны быть по существу вопроса, четкие, полные, ясные. Теоретический материал должен быть увязан с практикой – ответы должны сопровождаться анализом работы конкретного предприятия торговли с выводами и предложениями по улучшению работы предприятия.

К работе следует прилагать документы, схемы, таблицы и т.д. Выполненная работа представляется в учебную часть учебного заведения в строго установленные графиком сроки. Работа оценивается «Зачтено» или «незачтено». Студент, получивший, контрольную работу с оценкой «зачтено», внимательно знакомится с рецензией и с учетом замечаний преподавателя дорабатывает отдельные вопросы с целью углубления своих знаний. Если работа незачтена, она возвращается студенту с замечаниями и рецензией и выполняется им вновь по варианту, указанному преподавателем. На проверку нужно представить обе работы (незначительную и вновь выполненную).

Проверенная контрольная работа (с необходимыми дополнениями) предъявляется при сдаче экзамена. Без предъявления зачтенной контрольной работы студент к экзамену не допускается.

ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Вариант контрольной работы определяется по двум последним цифрам шифра (номер личного дела студента). В таблице по горизонтали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра шрифта студента. По вертикали также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых – последняя цифра шрифта. Пересечение горизонтальной и вертикальной линий определяет клетку с номерами вопросов контрольной работы студента.

Например, шифр студента 4136. две последние цифры шрифта 36 определяют вариант контрольной работы. Пересечение 3 строки по вертикали и 6 столбца по горизонтали определяет клетку с номерами вопросов варианта студента: 4, 20, 29, 32.

ВЫБОР ВАРИАНТА КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

   

Последняя цифра шрифта

Предпоследняя цифра шифра

0

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

30

29

28

27

26

25

24

23

22

21

37

40

35

34

33

39

31

32

38

36

1

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

12

11

14

15

16

17

18

19

20

13

29

28

27

26

25

24

23

2

21

30

33

34

38

32

31

36

40

37

39

35

2

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

14

13

15

16

17

18

19

20

12

11

27

26

25

24

23

22

21

30

29

28

40

39

31

38

32

37

36

34

35

33

3

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

13

15

16

17

18

19

20

14

11

12

25

24

23

22

21

30

29

28

27

26

37

34

31

35

36

33

32

38

39

40

4

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

15

16

17

18

19

20

12

11

14

13

23

22

21

30

29

28

27

26

25

24

35

36

387

37

33

40

34

31

32

39

5

6

7

8

9

10

1

2

3

1

4

16

17

18

19

20

12

11

13

15

14

21

23

22

25

24

27

26

30

28

29

31

32

33

36

35

39

37

40

34

38

6

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

17

18

19

20

14

11

13

12

16

15

28

21

24

23

22

26

25

29

30

27

36

31

32

33

34

35

38

39

40

37

7

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

18

19

20

11

12

13

14

15

17

16

25

27

26

21

28

29

30

24

23

22

32

36

34

39

40

38

37

35

33

31

8

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

19

20

11

12

13

14

15

16

18

17

26

25

29

28

30

21

22

27

24

23

38

37

36

40

39

34

35

33

31

32

9

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

20

11

12

13

14

15

16

17

19

18

24

30

27

29

22

23

28

21

26

25

34

38

40

36

32

31

33

39

37

35

Менеджмент: основные понятия, цели и задачи. Роль менеджмента в подготовке руководителей и специалистов. Необходимость управления в организации.

Система управления: понятие субъекта, объекта, системы управления, прямых и обратных связей. Характеристика и взаимосвязь данных категорий. Охарактеризуйте организацию, в которой Вы работаете, как систему управления.

Внешняя среда организации: понятие, значение. Факторы прямого и косвенного воздействия, их характеристика, взаимосвязь. Какие факторы внешней среды оказывают воздействие на Вашу организацию, в чем проявляется их влияние.

Внутренняя среда организации: понятие, характеристика основных ее элементов. Взаимосвязь факторов внутренней среды. Дайте характеристику параметров внутренней среды Вашей организации.

Принципы управления: сущность, значение, их характеристика. Проанализируйте, соблюдаются ли принципы управления в Вашей организации и в чем это проявляется.

Становление и развитие теории и практики управления. Возникновение теории управления. Этапы развития менеджмента.

Административная и научная школы управления, их общее и отличительные черты.

Современные концепции менеджмента. Школы управления: поведенческая, количественная, социальных систем «новая», их сравнительная характеристика.

Функции планирования: понятие и виды. Сущность и содержание стратегического планирования. Как осуществляется функция планирования в Вашей организации?

Функция организации: понятие, содержание, значение для управленческой деятельности. Охарактеризуйте, как осуществляется функция организации в Вашей фирме (организации). В чем это проявляется?

Порядок распределения обязанностей в организации. Условия, влияющие на эффективное распределение полномочий. Понятия: «полномочия», «ответственность», «пределы полномочий», делегирование полномочий. Порядок распределения ответственности и делегирования полномочий в Вашей организации.

Организационные структуры управления, сущность и виды. Требования, предъявляемые к организационным структурам. Понятие структурных подразделений, звеньев и ступеней управления. Подумайте и опешите подразделения, звенья и ступени управления, существование в Вашей организации.

Линейная, функциональная, комбинированная, временная организационная структура управления, их сущность и отличительные особенности. Проанализируйте и опешите схему организационной структуры управления в Вашей организации.

Функция мотивации: понятие, ее роль в управлении. Потребности, вознаграждение, стимулирование, их значение для управленческой деятельности. Проанализируйте методы стимулирования и вознаграждения, используемые в Вашей организации, эффективность их применения.

Функция контроля: сущность, значение, виды и свойства контроля. Дайте характеристику различных видов контроля и перечислите должностных лиц, осуществляющих контроль в Вашей организации.

Методы управления: сущность, значение, классификация. Проанализируйте методы управления, используемые в Вашей организации, и эффективность их применения.

Экономические методы управления: сущность, значение, область применения. Особенности и эффективность применения экономических методов управления в Вашей организации.

Организационно-распорядительные методы управления: виды, значение, область применения. Методы организационного нормирования, регламентирования, организационно-методического инструктирования и распределительного воздействия, их характеристика. Эффективность использования организационно-распределительных методов управления в вашей организации.

Социально-психологические методы управления: понятие, значение, виды. Проанализируйте эффективность применения социально-психологических методов управления в Вашей организации.

Управленческие решения: сущность, классификация, значение для управления предприятием. Требования, предъявляемые к управленческим решениям. Дайте анализ выполнения требований к управленческим решениям в Вашей организации.

этапы подготовки и принятия управленческих решений: виды, характеристика. Процедура принятия управленческих решений в Вашей организации.

Методы оптимизации управленческих решений: математическое моделирование, метод экспертных оценок, «мозговой штурм», теория игр. Проанализируйте эффективность применения методов оптимизации управленческих решений в Вашей организации.

Коммуникация в организации: понятие, виды, их характеристика. Процесс коммуникации и его этапы. Дайте структуру коммуникаций в Вашей организации.

Кадровая политика организации: количественное и качественное планирование персонала, сокращение штатов, подбор кадров, обучение, управление персоналом. Охарактеризуйте методы оценки персонала в Вашей организации.

Аппарат управления организацией: руководители, специалисты и технические исполнители, их задачи и функции в системе управления. Проанализируйте порядок разделения управленческого труда в Вашей организации. Выявите преимущества и недостатки разделения труда в Вашей организации.

Лидерство: понятие, значение в управленческой деятельности. Подходы к изучению лидерства, их сравнительный анализ. Выявите формальных и неформальных лидеров в Вашей организации. Роль неформальных лидеров в Вашем коллективе.

Стили управления: виды, их преимущества и недостатки. Определите стиль управления Вашего руководителя, чем он характеризуется. Дайте обоснованный ответ.

Влияние и власть: понятие, задачи, их формы. Охарактеризуйте формы власти и влияния на подчиненных, используемые руководством Вашей организации.

Сущность понятия «менеджер». Роль менеджера в управлении организацией. Требования, предъявляемые к личности и деловым качествам менеджера. Проанализируйте, насколько менеджер Вашей организации отвечает этим требованиям.

Характер и содержание труда менеджера: деятельность менеджера по руководству коллективом и самоменеджмент. Охарактеризуйте содержание труда менеджера в Вашей организации.

Руководитель организации создал штаб квалифицированных специалистов для принятия компетентных управленческих решений. Охарактеризуйте баланс прав и ответственности штабных работников. Кто может быть включен в состав штаба? Какими полномочиями должны быть наделены эти работники?

В торговой фирме с комбинированной организационной структурой управления в коллективе часто возникают конфликты из-за того, что распоряжения директора не всегда своевременно доводятся до сведения исполнителей. В чем может заключаться причина плохой коммуникации на предприятии? Какие виды коммуникаций могут использоваться в работе торгового предприятия? Как нужно наладить коммуникации для повышения эффективности управления в данной организации?

Оптовая торговая организация имеет договорные отношения с магазином, который постоянно нарушает условия и сроки оплаты реализованных товаров. Какие виды и источники информации потребуются для решения сложнейшей проблемы? Какое оптимальное решение необходимо принять руководству организации для исключения нарушений договорных обязательств?

Магазин испытывает серьезные финансовые затруднения. Директор решил привлечь весь коллектив для выработки оптимального управленческого решения. Какие методы оптимизации управленческих решений наиболее приемлемы в данной ситуации? Ответ обоснуйте. Какой инструктаж должен быть проведен с работниками по данному вопросу.

В торговой организации выявлены нарушения Правил внутреннего распорядка и Правил торговли. Какие методы управления и формы мотивации необходимо использовать в данной ситуации для устранения выявленных причин.

На базе одного из крупнейших универмагов создается общество закрытого типа. Учредители будущей организации решили уволить всех работников, возраст которых превышает 45 лет, мотивируя это отсутствием современных знаний и навыков работы в новых условиях. Эффективно ли такое решение с точки зрения менеджмента? Как это может отразиться на работе организации и на социально-психологическом климате в коллективе? Ответ обоснуйте.

В обувном магазине назрела конфликтная ситуация между подчиненными и руководством. Несколько продавцов-консультантов обвинили администрацию магазина в том, что заработную плату назначают всем одинаково независимо от вклада каждого работника. Какую теорию мотивации необходимо использовать руководству для решения данной проблемы и почему? Какие виды компенсации позволят разрешить данный конфликт?

Директору коммерческой фирмы требуется профессионально подготовленный референт, владеющий навыками работы с клиентами. Фирма предполагает расширить контакты с аналогичными фирмами за рубежом. Какие методы подбора кадров наиболее предпочтительны в данной ситуации и почему?

На базе торговой фирмы «Детский мир» в районном центре, открывается магазин «Товары для детей». Сформулируйте миссию магазина, его стратегию и тактику. В каких документах должна быть отражена миссия магазина?

Директор магазина поручил продавцу молочного отдела организовать погрузку тары в автомашину. Зав. отделом узнав об этом, категорически запретила выполнять данное задание, ссылаясь на то, что некому обслуживать покупателей. Продавец повиновался. Директор, проверив выполнение работы и обнаружив, что автомашина не загружена, а продавец продолжает стоять за прилавком, наложил на него взыскание. Какие принципы управления нарушены в данной ситуации? Как должны были поступить зав. отделом и директор в этой ситуации? Ответ обоснуйте.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация “Агрообразование”. – Москва : КолосС, 2012. – 246 с.

Глухов, В. В. Менеджмент: для экономических специальностей / В. В. Глухов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2010. – 600 с.

Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2011. – 635 с.

Дафт, Ричард Л. Менеджмент: [перевод с английского] / Л. Дафт. – Санкт-Петербург : Питер; Питер Пресс, 2011. – 863 с.

Зиновьев, В. Н. Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2012. – 477 с.

Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2012. – 452 с.

Коротков, Э. М. Менеджмент : учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. – Москва : Юрайт, 2012. – 640 с.

Костин, В. А. Менеджмент: учебное пособие / В. А. Костин, Т. В. Костина. – Москва : Гардарики, 2013. – 334 с.

Круглова, Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие  / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2012. – 499 с.

Менеджмент: учебник / [С. И. Ашмарина и др.]; под редакцией С. И. Ашмариной. – Москва: Читай!: Рид Групп, 2011. – 572 с.

Менеджмент: учебное пособие / В. Н. Зиновьев, И. В. Зиновьева. – Москва: Дашков и К, 2012. – 477 с.

Менеджмент: пособие / И. В. Балдин, Г. Е. Ясников. – Минск: БГЭУ, 2011. – 305 с.

Менеджмент: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / [А. В. Игнатьева и др.]; под редакцией М. М. Максимцова, М. А. Комарова. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 320 с.

Менеджмент организации: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. – Москва: КноРус, 2007. – 407 с.

Основы менеджмента: учебник по специальности “Менеджмент организации” / [А. И. Афоничкин и др.]; под редакцией А. И. Афоничкина. – Санкт-Петербург: Питер, 2007. – 522 с.

Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по специальности “Менеджмент организации” / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва: Дашков и К, 2007. – 553 с.

Семенов, А. К. Основы менеджмента: учебник / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва: Дашков и Кº, 2009. – 575 с.

Дополнительные источники:

Всеобщая история менеджмента: учебное пособие / [И. И. Мазур и др.]. – Москва: Елима, 2007. – 776 с.

Основы менеджмента: учебное пособие для вузов по специальности “Менеджмент организации” / [Э. М. Коротков и др.]. – Москва: Дашков и К. – Ростов-на-Дону: Наука-Пресс, 2013. – 254 с.

Основы менеджмента: учебник для высших учебных заведений по экономическим специальностям / [Н. Д. Эриашвили и др.]; под редакцией И. В. Бородушко и В. В. Лукашевича. – Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 270 с.

Теория управления: учебное пособие по специальности “Государственное и муниципальное управление” / В. Г. Игнатов, Л. Н. Албастова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 478 с.

Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – Москва: Издательство РАГС, 2010. – 557 с.

Управленческие решения: учебник по специальности “Менеджмент организации” / С. Н. Чудновская. – Москва: Эксмо, 2012. – 366 с.

Бизнес и инновации: [перевод с английского] / Питер Ф. Друкер. – Москва: Вильямс, 2011. – 423 с.

Инновационный менеджмент и интеллектуальная собственность: курс лекций / В. С. Рубашный. – Минск: ФУАинформ, 2010. – 367 с.

Инновационный менеджмент: учебник по экономическим и техническим специальностям и направлениям / Р. А. Фатхутдинов. – Санкт–Петербург: Питер Пресс, 2012. – 447 с.

Инновационный менеджмент: учебник по специальности “Менеджмент организации” / В. Г. Медынский. – Москва: Инфра–М, 2013. – 293 с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.