Методические указания по самостоятельной работе студентов медицинского колледжа по дисциплине «Психология»
Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Ульяновский государственный университет»
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ им. А.Л. Поленова
Методические указания
по организации
самостоятельной работы студентов
Медицинского колледжа
по дисциплине «Психология»
- специальность
31.02.01 Лечебное дело
Автор
Преподаватель высшей квалификационной категории
Бакшеев В.Ю.
2019 г.
Методические указания рекомендованы к введению в образовательный процесс решением
Методсовета Медицинского колледжа
Протокол № 10 от 18.06.2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
Область применения.
Методические указания для самостоятельной работы студентов является частью образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 31.02.01 Лечебное дело в части освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций.
Цель: приобретение студентами знаний об общих психических процессах человека, особенностях его познавательной и эмоциональной сферах, особенностях и свойствах личности, знакомство учащихся с наукой психологии, знание которой им потребуется для овладения медицинской профессией, для достижения жизненного успеха, для повышения своей коммуникативной компетентности, знакомство студентов с предметом социальная психология, знание которой им потребуется для повышения качества межличностных взаимоотношений в социальных группах.
Задачи:
Формирование знаний о познавательных процессах человека;
формирование представлений об основных задачах и методах психологии;
формирование знаний о структуре личности, о функциях и средствах общения;
формирование навыков самообучения, самовоспитания и саморегуляции;
формирование представлений об основах психосоматики, психогигиене, психопрофилактики и психотерапии;
освоение у студентов первоначальных умений психологического ухода за больными;
формирование знаний о путях разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов;
формирование навыков делового общения;
формирование умения работать в составе команды.
Результатом освоения
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций, предусмотренных ФГОС в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.2. | Проводить диагностические исследования. |
ПК 1.3. | Проводить диагностику острых и хронических заболеваний. |
ПК 1.4. | Проводить диагностику беременности. |
ПК 1.5. | Проводить диагностику комплексного состояния здоровья ребёнка. |
ПК 1.6. | Проводить диагностику смерти. |
ПК 2.3. | Выполнять лечебные вмешательства. |
ПК 2.5. | Осуществлять контроль состояния пациента. |
ПК 2.6. | Организовывать специализированный сестринский уход |
ПК 2.7. | Организовывать оказание психологической помощи пациенту. |
ПК 3.1. | Проводить диагностику неотложных состояний. |
ПК 3.2. | Определять тактику ведения пациента. |
ПК 3.3. | Выполнять лечебные вмешательства по оказанию медицинской помощи на догоспитальном этапе. |
ПК 3.4. | Проводить контроль эффективности проводимых мероприятий. |
ПК 3.5. | Осуществлять контроль состояния пациента. |
ПК 3.6. | Определять показания к госпитализации и проводить транспортировку пациента в стационар. |
ПК 4.1. | Организовывать диспансеризацию населения и участвовать |
ПК 4.3. | Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения. |
ПК 4.4. | Проводить диагностику групп здоровья. |
ПК 4.5. | Проводить иммунопрофилактику. |
ПК 4.6. | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья различных возрастных групп населения. |
ПК 4.7. | Организовывать здоровьесберегающую среду. |
ПК 4.8. | Организовывать и проводить работу Школ здоровья для пациентов и их окружения. |
ПК 5.1. | Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов |
ПК 5.2. | Проводить психосоциальную реабилитацию. |
ПК 5.3. | Осуществлять паллиативную помощь. |
ПК 5.4. | Проводить медико-социальную реабилитацию инвалидов, одиноких лиц, участников военных действий и лиц из группы социального риска. |
ПК 5.5. | Проводить экспертизу временной нетрудоспособности. |
ПК 6.1. | Рационально организовывать деятельность персонала с соблюдением психологических и этических аспектов работы в команде. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться |
ОК 7. | Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
- основные задачи и методы психологии;
- психические процессы и состояния;
- структуру личности;
- пути социальной адаптации и мотивации личности;
- основы психосоматики (соматический больной, внутренняя картина болезни, пограничные расстройства);
- психология медицинского работника;
- этапы профессиональной адаптации;
- принципы профилактики эмоционального «выгорания» специалиста;
- аспекты семейной психологии;
- психологические основы ухода за умирающим;
- основы психосоматики;
- определение понятий «психогигиена», «психопрофилактика» и «психотерапия»;
- особенности психических процессов у здорового и больного человека;
- структуру личности;
- функции и средства общения;
- закономерности общения;
- приемы психологической саморегуляции;
- основы делового общения;
- пути социальной адаптации и мотивации личности;
- аспекты семейной психологии.
уметь:
- использовать средства общения в психотерапевтических целях;
- давать психологическую оценку личности;
- применять приемы психологической саморегуляции.
Тематический план
№ | Название и разделов и тем | Макс. нагрузка студента | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | | |||||
| Самостоятельная работа | ||||||||
Всего | Теорет. занятия | Практич. занятия | |||||||
Раздел I. Общая психология. | |||||||||
1.1. Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии. | 3 | 2 | 2 | | 1 | ||||
1.2. Личность. Структура личности. Развитие личности в деятельности. | 5 | 4 | 4 | | 1 | ||||
1.3. Темперамент, характер, акцентуация характера. | 8 | 6 | 4 | 2 | 2 | ||||
1.4. Воля, этапы волевого процесса. Волевые свойства личности. Утомление и усталость. | 3 | 2 | 2 | | 1 | ||||
1.5.Эмоциональные процессы и состояния. | 3 | 2 | 2 | | 1 | ||||
1.6. Ощущение. Виды ощущений. Свойства и закономерности ощущений. | 3 | 2 | 2 | | 1 | ||||
1.7. Восприятие. Свойства, виды восприятия. | 3 | 2 | 2 | | 1 | ||||
1.8. Память. Виды памяти. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||
1.9. Внимание. Свойства внимания. Виды внимания. | 4 | 2 | 2 | | 2 | ||||
1.10. Мышление. Мыслительные операции. Виды мышления. | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||
1.11. Интеллект. Воображение. Речь. | 5 | 4 | 4 | | 1 | ||||
1.12.Психологиче- ские особенности овладения профессией. | 2 | 2 | 2 | | | ||||
Итого | 51 | 36 | 30 | 6 | 15 | ||||
Раздел II. Социальная психология. | |||||||||
2.1.Предмет социальной психологии | 4 | 2 | 2 | - | 2 | ||||
2.2..Личность и общество | 8 | 6 | 4 | 2 | 2 | ||||
2.3.Психология общения | 11 | 7 | 6 | 1 | 4 | ||||
2.4.Большие и малые группы | 7 | 5 | 4 | 1 | 2 | ||||
2.5.Внутригрупповое общение | 4 | 2 | 2 | - | 2 | ||||
2.6.Природа межличностного конфликта и пути его разрешения | 10 | 6 | 4 | 2 | 4 | ||||
2.7.Социальные отношения: агрессия и альтруизм | 5 | 3 | 2 | 1 | 2 | ||||
2.8.Человек и труд. Психология профессий | 7 | 5 | 4 | 1 | 2 | ||||
2.9.Деловое общение | 7 | 5 | 4 | 1 | 2 | ||||
2.10.Психология выступления | 7 | 5 | 4 | 1 | 2 | ||||
2.11.Прикладная социальная психология в здравоохранении | 4 | 2 | 2 | - | 2 | ||||
Итого | 74 | 48 | 38 | 10 | 26 | ||||
Раздел III. Медицинская психология. | |||||||||
3.1.Предмет медицинской психологии | 2 | 2 | 2 | | | ||||
3.2.Профессиональные качества медицинского работника | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||
3.3.Основы медицинской этики и деонтологии | 3 | 2 | 2 | | 1 | ||||
3.4.Саморегуляция эмоционального состояния | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||
3.5.Психология проведения сестринских манипуляций | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||
3.6.Психология пациента | 6 | 4 | 2 | 2 | 2 | ||||
3.7.Социопсихосоматика здоровья | 3 | 2 | 2 | | 1 | ||||
3.8.Общение с пациентом | 8 | 6 | 4 | 2 | 2 | ||||
3.9.Особенности общения медицинского работника вне лечебного учреждения. | 6 | 4 | 4 | | 2 | ||||
3.10.Психологический уход за умирающим больным | 3 | 2 | 2 | | 1 | ||||
3.11.Медицинский работник в качестве пациента | 3 | 2 | 2 | | 1 | ||||
3.12.Основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии | 5 | 4 | 2 | 2 | 1 | ||||
3.13.Социальная поддержка пациента | 3 | 2 | 2 | | 1 | ||||
3.14.Семья и здоровье | 7 | 6 | 4 | 2 | 1 | ||||
3.15.Итоговое занятие | 3 | 2 | 2 | | 1 | ||||
Итого: | 70 | 50 | 36 | 14 | 20 | ||||
ИТОГО: | 195 | 134 | 104 | 30 | 61 |
Содержание с определением вида самостоятельной работы студентов
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
1 | 2 |
Раздел 1. | Общая психология. |
Тема 1.1 | Содержание учебного материала |
Предмет психологии. Методологические принципы современной психологии. | Общая психология как предмет, определение понятия психологии, происхождение слова психология, этапы развития отрасли психологии. Методологически принципы современной психологии: детерминизм, активность, единство сознания в поведения, системность. Составляющие развития человека. Основные особенности онтогенеза человека. Методы исследования психологии (тестирование, наблюдение, эксперимент). |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Поведенческий подход в психологии. - Составляющие развития человека. - Методы исследования. |
Тема 1.2 | Содержание учебного материала |
Личность, психологическая структура личности, развитие личности в деятельности. | Понятие личности. Психологическая структура личности, направленность, формы направленности: влечение и желание, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. Развитие личности. Факторы развития, воспитание и самовоспитание. Развитие личности в деятельности, сам осознание личности. Типология личностей: гармонические, акцентуированные, психопатические. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Развитие личности в деятельности. - Психологическая характеристика типов темпераментов. - Расстройство личности, патологические характеры. |
Тема 1.3 | Содержание учебного материала |
Темперамент, характер, акцентуация характера. | Понятие темперамент, типы темперамента: сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик, психологические характеристики темпераментов; сензитивность, активность, соотношение реактивности и активности, темп реакций, пластичность и ригидность, экстравертированность, интровертированность. Понятие характер, формирование характера, акцентуации характера. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1. Дать понятие темперамента. 2. Назвать типы темперамента. 3. Назвать признаки темперамента. 4. Дать характеристику всем восьми признакам темперамента. 5. Назвать типы ВНД, дать характеристику этих типов. 6. Назвать свойства процессов возбуждения и торможения и дать им характеристику. 7. Психологическая характеристика типов темперамента. 8. Понятие характера. Черты характера. 9. Что такое акцентуации характера 10. Тесты на определение темперамента. 11. Тест на определение акцентуации характера. 12. Практическое задание по карточкам. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Психологическая характеристика типов темпераментов. - Расстройство личности, патологические характеры. |
Тема 1.4 | Содержание учебного материала |
Воля, этапы волевого процесса. Волевые свойства личности. Утомление и усталость. | Понятие воля, этапы волевого процесса, усталость, утомление, волевые качества личности, их формирование. Волевое регулирование поведения в профессиональной деятельности медработника. Зависимость уровня волевой регуляции познания от интенсивности и длительности волевого усилия и результата в достижении цели. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Воля, этапы волевого процесса, - Утомление и усталость. |
Тема 1.5 | Содержание учебного материала |
Эмоциональные процессы и состояния. | Понятие эмоций и чувств, классификация эмоциональных состояний человека: эмоции, чувства, настроение, страсть, аффект, стресс, фрустрация. Эмоции: положительные, отрицательные, амбивалентные, сценические и астенические. Чувства: моральные, интеллектуальные, эстетические. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Стресс, дистресс, - Саморегуляция эмоционального состояния, - Эмоции и чувства в патологии. |
Тема 1.6 | Содержание учебного материала |
Ощущение. Виды ощущений. Свойства и закономерности ощущений. | Ощущения: понятие, их роль в жизни и деятельности человека. Классификация ощущений, понятие о мысли - заторе. Основные закономерности ощущения: пороги и явления адаптации. Свойства ощущения: качество, сила, длительность. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Свойства ощущений, - Ощущения в норме и патологии. |
Тема 1.7 | Содержание учебного материала |
Восприятие. Свойства, виды восприятия. | Восприятие: понятие, общие свойства (избирательность, константность, целостность, направленность или осмысленность), виды восприятия. Представление, понятие, эйдетизм, иллюзии. Понятие об апперцепции. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Свойства восприятия, - Особенности восприятия у пациентов различных нозологических групп. |
Тема 1.8 | Содержание учебного материала |
Память. Виды памяти. | Понятие памяти, основные процессы памяти. Виды памяти: произвольная, непроизвольная, зрительная, слуховая, словесно-логическая, музыкальная, образная, двигательная, профессиональная. Понятие персеверации и реминисценции. |
| Практическая работа Вопросы к теме. 1. Дать понятие память, процессы памяти. 2. Назвать виды памяти. 3. Понятие персеверации. 4. Что такое реминисценция. 5. Работа по карточкам. 6. Практическое задание: исследование механической и логической памяти. 7. Психологические тесты на определение памяти. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Виды памяти, - Свойства памяти, - Нарушения памяти. |
Тема 1.9 | Содержание учебного материала |
Внимание. Свойства внимания. Виды внимания. | Внимание: понятие, свойства - устойчивости, объём, распределение, переключение. Виды внимания - произвольное и непроизвольное, внешненаправленное и внутринаправленное. Структура внимания. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Свойства внимания, - Нарушения внимания, - Структура внимания. |
Тема 1.10 | Содержание учебного материала |
Мышление. Мыслительные операции. Виды мышления. | Понятие мышления, мыслительные операции анализ, синтез, обобщение, сравнение абстракция, конкретизация, виды мышления: наглядно действенное, образное, абстрактно-логическое. Взаимосвязь мышления с эмоциональными процессами. Психологические структуры процесса принятия решения. Влияние личностных особенностей, мыслительных стереотипов, убеждений, мировоззрения, потребности, эмоционального состояния, социальной ситуации: на принятие решения. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1. Понятие мышления. 2. Назвать мыслительные операции и дать им характеристику. 3. Назвать виды мышления. 4. Как связано мышление с эмоциональными процессами. 5. Психологические структуры процесса принятия решения. 6. Что влияет на принятие решения. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Виды мышления, - Мыслительные операции, - Нарушение мышления. |
Тема 1.11 | Содержание учебного материала |
Интеллект. Воображение. Речь. | Интеллект: понятие, уровни активности: низший, средний, высший, креативность или творческая. Одарённость и деменция. Понятия воображения, виды - активное, творческое, пассивное; Понятие речь, виды речи, основные функции речи. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Интеллект, уровни, - Виды воображения, - Основные функции речи. |
Тема 1.12 | Содержание учебного материала |
Психологические особенности овладения профессией. | Психологическая классификация профессий: «Человек - (живая природа), «Человек – техника (и неживая природа)», «Человек-человек», «Человек - знаковая система», «Человек - художественный образ». Понятие профессиональной пригодности. Адаптация к новым людям, требованиям места работы. Профессиональная деформация личности. Профессия медработника. |
Раздел 2 | Социальная психология. |
Тема 2.1 | Содержание учебного материала |
Предмет социальной психологии | Понятие о предмете и методах социальной психологии. Социальная психология и человеческие ценности. Основные направления социальной психологии. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Социальная психология и медицина. - Социальная медицина в практическом здравоохранении. |
Тема 2.2 | Содержание учебного материала |
Личность и общество | Социализация. Развитие личной неповторимости. Социально-психологическая характеристика личности. Интерпретация других. Роль потребностей, мотивов, ценностей, социальных установок в психической регуляции социального поведения личности. Группа как социально-психологический феномен. Социально-психологические аспекты взаимодействия группы и личности. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. Определить потребности. Определить мотивации. Социальные установки поведения личности. Структуру личности. Структуру группы. Типы связей и отношений индивида и различных социальных групп. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Структуру личности медработника, - Потребности личности, - Личность и общество на современном этапе. |
Тема 2.3 | Содержание учебного материала |
Психология общения | Функции и структура общения. Вербальные и невербальные средства общения. Механизмы психологического воздействия. Межличностные отношения в структуре общения. Взаимосвязь отношения и поведения. Привычные нормы, традиции, стереотипы общения. Особенности общения в системе «врач - сестра - больной». Особенности общения с коллегами. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. Модели общения. Фазы общения. Способы общения. Коммуникации. Функции и средства общения Основы делового общения. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Способы общения, - Деловые коммуникации в работе фельдшера. |
Тема 2.4 | Содержание учебного материала |
Большие и малые группы | Классификация групп. Образование и развитие малой группы. Система межличностных отношений в малой группе. Служебные взаимоотношения. Деловые отношения равенства и подчинения. Принцип субординации. Групповое мнение. Групповые устремления и настроения. Психологические процессы в малой группе. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1. Структура малой группы. 2. Влияние группы на развитие личности. 3. Классификация групп: по размеру, по организованности, по общественному статусу, по уровню развития. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Принцип субординации, - Служебные взаимоотношения. |
Тема 2.5 | Содержание учебного материала |
Внутригрупповое общение | Социально-психологические влияния. Классификация групп. Психология малой группы. Межличностные отношения в группах и коллективах. Проблемы лидерства и руководства. Психологический климат лечебно-профилактического учреждения, его отделений. Особенности общения медсестры с коллегами, входящими в состав медицинской бригады. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Классификация групп, - Проблемы лидерства и руководства. |
Тема 2.6 | Содержание учебного материала |
Природа межличностного конфликта и пути его разрешения | Конкуренция. Восприятие несправедливости. Искаженное восприятие. Типы конфликтов. Динамика развития конфликта. Причина конфликта. Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. Шаги решения конфликта. Психологические различия людей и конфликты. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. Динамика развития конфликта. Стратегия поведения в конфликтной ситуации. Пути разрешения стрессовых ситуаций и конфликтов. Оценка конфликтной ситуации. Способы разрешения конфликтной ситуации. Шаги решения конфликта. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Типы конфликтов, - Стратегия поведения в конфликтных ситуациях. |
Тема 2.7 | Содержание учебного материала |
Социальные отношения: агрессия и альтруизм | Гнев и агрессивное поведение. Агрессия как социальный фактор. Массовая культура. Становление агрессивного поведения. Меры управления агрессией. Теории альтруизма. Личностные влияния. Как усилить оказание помощи. Устранение факторов, сдерживающих оказание помощи. Социализация альтруизма. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. Основные теории агрессии. Факторы, влияющие на агрессию. Теория альтруизма. Определение преобладающего типа поведения сослуживцев и пациентов. Психодиагностика психических состояний и эмоционально-личностной дезадаптации. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Агрессия как социальный фактор, - Социализация альтруизма. |
Тема 2.8 | Содержание учебного материала |
Человек и труд. Психология профессий | Труд. Трудовая деятельность. Направленность трудовой деятельности. Формирование личности в труде. Труд как средство самовыражения, самореализации. Инициатива и творчество. Типы профессий. Личностные качества человека в профессиях. Фазы развития профессионала. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1.Понятие «труд». 2.Направленность трудовой деятельности. 3.Понятие профессия. 4.Типы профессий. 5.Профессионализация развития личности студента. 6.Профессиональная пригодность. 7.Методики по определению профессиональной принадлежности. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Типы профессий, - Фазы развития профессионала. |
Тема 2.9 | Содержание учебного материала |
Деловое общение | Психологический контакт и методы его установления. Виды и особенности переговоров в работе медсестры. Споры и дискуссии. Участие в совещаниях, конференциях. Профилактика межличностных конфликтов. Подготовка запланированного выступления. Репетиции подведение итогов выступления. Незапланированное выступление. Страх выступления. Цели выступления медсестры. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. Виды делового общения. Виды и особенности переговоров в работе медработника. Готовность к выступлению. Выступление с сообщением. Подведение итогов сообщения. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Споры и дискуссии, - Споры и дискуссии, - Участие в совещаниях, конференциях. |
Тема 2.10 | Содержание учебного материала |
Психология выступления | Подготовка запланированного выступления. Репетиции. Подведение итогов выступления. Незапланированное выступление. Страх выступления. Цели выступления среднего медицинского работника. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1.Готовность к выступлению. 2.Выступление с сообщением. 3.Подведение итогов сообщения. 4.Правильность построения выступления. 5.Готовность к выступлению. 6.Незапланированное выступление. 7.Страх выступления. 8.Цели выступления среднего медицинского работника. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Выступление с сообщением. - Виды и особенности переговоров в работе медработника. |
Тема 2.11 | Содержание учебного материала |
Прикладная социальная психология в здравоохранении | Роль социально-психологических аспектов в работе медика. Социально-психологические стороны лечебного процесса. Социально-психологические стороны организации здравоохранения. Медико-социальная помощь. Психосоциальные реакции на болезнь. Характеристики стереотипов в восприятии пациентов. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Медико-социальная помощь сельскому населению, - Роль социально-психологических аспектов в работе фельдшера. |
Раздел 3 | Медицинская психология. |
Тема 3.1 | Содержание учебного материала |
Предмет медицинской психологии | Понятие о предмете и методах медицинской психологии. Методы исследования в современной психологии. |
Тема 3.2 | Содержание учебного материала |
Профессиональные качества медицинского работника | Классификация среднего медицинского персонала по характеристике их деятельности. Личностный рост, личностная зрелость. Психологический возраст. Основы медицинской дипломатии. Личность медицинской сестры. Профессиональная деформация медицинской сестры. Основные факторы ее развития. Типы профессиональной деформации. Профилактика профессиональной деформации. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1.Классификация типов среднего медицинского персонала по характеристике их деятельности. 2.Основные типы профессиональной деформации, факторы ее развития. 3.Определить тип поведения сослуживцев. 4.Этико - деонтологические нормы и принципы поведения. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Профессиональная деформация медицинского работника, - Основные профессиональные качества медицинского работника. |
Тема 3.3 | Содержание учебного материала |
Основы медицинской этики и деонтологии | Нравы и обычаи, общепринятые нормы поведения. Этика поведения медицинских работников. Этика взаимоотношений в условиях внебольничных лечебных учреждений. Этика взаимоотношений в условиях стационара. Медицинская деонтология. Медицинская сестра и больной. Коллектив лечебного учреждения и больной. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Этико - деонтологические нормы и принципы поведения, - Медицинская этика. |
Тема 3.4 | Содержание учебного материала |
Саморегуляция эмоционального состояния | Личностный рост. Личностная зрелость. Саморегуляция эмоционального состояния. Ответственность за свое эмоциональное состояние. Способы регуляции эмоционального состояния |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1.Ответственность за свое эмоциональное состояние. 2.Уметь оказывать первичную психологическую помощь. 3.Личностный рост. 4.Личностная зрелость |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Правила внутренней и внешней культуры поведения, - Саморегуляция эмоционального состояния. |
Тема 3.5 | Содержание учебного материала |
Психология проведения сестринских манипуляций | Психологическая подготовка пациента. Способы снижения тревоги. Проведение болезненных манипуляций. Психологические приемы снижения у пациентов болезненных ощущений. Уважение чувств пациента. Проявление у пациентов чувства стыда. Психологические особенности работы с обнаженным телом подростков, пациентов противоположного пола. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1.Способы и методы подготовки пациента к обследованию, проведению лечебных мероприятий. 2.Психологическая поддержка пациента. 3.Приемы снижения болезненных ощущений. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Способы снижения тревоги, - Особенности проведения болезненных манипуляций. |
Тема 3.6 | Содержание учебного материала |
Психология пациента | Физические и психологические трудности, испытываемые человеком в связи со своей болезнью. Понятие «личность». Изменения структуры личности под влиянием заболевания. Внутренняя картина болезни. Отношение к болезни |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1.Понятие личность. 2.Изменения всех составляющих структуры личности. 3.Взаимоотношения с больным человеком. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Психологическая поддержка пациента, - Взаимоотношения с больным человеком. |
Тема 3.7 | Содержание учебного материала |
Социопсихосоматика здоровья | Составляющие здоровья: телесная, психическая, социальная. Влияние психологических факторов на соматическую сферу человека. Влияние хронических соматических заболеваний на психику, личность человека. Ухудшение отношений между людьми как фактор риска для здоровья. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Влияние психологических факторов на состояние здоровья, - Влияние хронических заболеваний на психику человека. |
Тема 3.8 | Содержание учебного материала |
Общение с пациентом | Ориентация на сотрудничество. Особенности общения с пациентом различных возрастных групп, с различным уровнем личностной зрелости. Общение с пациентом, длительное время находящимся в стационаре. Медицинская тайна. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1.Значение психологического ухода за больным. 2.Психологические факторы, влияющие на характер межличностных взаимоотношений в лечебно-профилактическом учреждении. 3.Умение общаться с пациентами. 4.Медицинская тайна. 5.Сотрудничество участников лечебного процесса. 6.Общение с пациентом, длительное время находящимся в стационаре. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Умение общаться с пациентами, - Общение с пациентом, длительное время находящимся в стационаре. |
Тема 3.9 | Содержание учебного материала |
Особенности общения медицинского работника вне лечебного учреждения. | Особенности общения среднего медицинского работника и пациента вне лечебного учреждения. Общение с родственниками пациента. Позитивный и негативный перенос эмоционально-значимых отношений пациента из прошлого в настоящее на медицинский персонал. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Культура поведения медиков вне ЛПУ, - Особенности общения медицинских работников и пациентов. |
Тема 3.10 | Содержание учебного материала |
Психологический уход за умирающим больным | Психология смерти. Комплексный подход к человеку, сестринскому уходу за ним. Психологический уход за умирающим. Общение с родственниками умирающего. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1.Психологические факторы, влияющие состояние больного и способы облегчить его страдания. 2.Поддержака больного. 3.Умение общаться с родственниками умирающего. 4.Психология смерти. 5.Общение с родственниками умирающего. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Психология смерти, - Общение с родственниками умирающего. |
Тема 3.11 | Содержание учебного материала |
Медицинский работник в качестве пациента | Заболевший коллега: трудный объект объективного диагноза и лечения. Аутодиагностика и аутотерапия. Особенности общения с пациентом - медицинским работником. Особенности обследования и лечения больного медика. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Умение общаться с родственниками пациентов медиков, - Особенности общения с пациентами - медицинскими работниками. |
Тема 3.12 | Содержание учебного материала |
Основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии | Основы психогигиены, психопрофилактики и психотерапии. Виды психопрофилактики. Разделы психогигиены. Основные психогигиенические требования семейного воспитания, школьного обучения и трудовой деятельности. Методы психотерапии. Роль медицинской сестры в создании условий для положительных переживаний. Роль медицинской сестры в проведении психотерапии. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Виды психопрофилактики. - Разделы психогигиены. - Роль медицинской сестры в проведении психотерапии. |
Тема 3.13 | Содержание учебного материала |
Социальная поддержка пациента | Семейный подход в медицине. Социальная поддержка пациента. Методы медицинской и психологической помощи. Культивирование позитивного взгляда на жизнь. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Виды психопрофилактики, - Роль фельдшера в проведении психотерапии. |
Тема 3.14 | Содержание учебного материала |
Семья и здоровье | Семья. Основные функции семьи. Роль медсестры в реализации семьей медицинской функции. Общественное здравоохранение. Медико-социальная помощь. Гармоничная семья - источник здоровья. |
| Практическая работа |
| Вопросы к теме. 1.Функции семьи. 2.Значение для здоровья психологических аспектов семейной жизни. 3.Помочь отдельным лицам и семьям справляться с последствиями болезней, хронического стресса. 4.Дать рекомендации по здоровому образу жизни и поведенческим факторам риска. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1.Составить рефераты на следующие темы: - Семья и общество, - Медико-социальная помощь семье. |
Тема 3.15 | Содержание учебного материала |
Итоговое занятие | Подведение итогов по курсу "Психология". Зачёт. |
| Самостоятельная работа обучающихся 1. Подготовка к итоговому тестированию. |
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов
Основные источники:
Островская, Ирина Владимировна.
Психология : учебник для мед. училищ и колледжей / Островская Ирина Владимировна. - 2-е изд., испр. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 475 с.
Свенцицкий, Анатолий Леонидович.
Социальная психология : учебник / Свенцицкий Анатолий Леонидович. - М. : Проспект, 2014. - 332 с.
Ефимова, Наталия Сергеевна.
Психология общения. Практикум по психологии : учеб. пособие для студентов СПО / Ефимова Наталия Сергеевна. - М. : Форум : ИНФРА-М, 2014. - 192 с.
Дополнительные источники:
1. Петровский А.В. Беседы о психологии. М. 1976.
2. Гозман М.Я Психология эмоциональных отношений. М. 1987.
З. Коломинский Л. Человек: психология. М. 1996.
4. Ананьев Б.Г. Психология человека. С-Пб. 1997.
5. Годдфруа Ж. Что такое психология. М. 1992.
6. Шкуренко Д.А. Общая и медицинская психология. Р.-на-Д. 2002.
7. Обухова Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. М. 2005.
8. Лукацкий М.А., Остренкова М.Б. Психология М., ГЭОТАР-Медиа, 2010 г.
Интернет-ресурсы:
1. www.psystudy.ru –журнал «Психологические исследования»
2. www.psitest.com.ru –психологические тесты
3. www.test.vin.com.ua –коллекция психологических тестов
4. www.gumer.info –электронная библиотека Гумер
5. www.zipsites.ru –бесплатная электронная Интернет библиотека
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
Резепов, И. Ш.
Общая психология [Электронный ресурс] : Учебное пособие / И. Ш. Резепов ; Резепов И. Ш. - Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2012. - 109 с.
Челдышова, Н. Б.
Социальная психология [Электронный ресурс] : Курс лекций / Н. Б. Челдышова ; Челдышова Н. Б. - Москва : Экзамен, 2009. - 173 с.
Акрушенко, А. В.
Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс] : Учебное пособие / А. В. Акрушенко, О. А. Ларина, Т. В. Катарьян ; Акрушенко А. В. - Саратов : Научная книга, 2012. - 127 с.
Учебно-методические:
Бакшеев В. Ю.
Методические указания по организации самостоятельной работы студентов Медицинского колледжа им. А. Л. Поленова по дисциплине «Психология» для специальности 31.02.01 Лечебное дело / В. Ю. Бакшеев; УлГУ, Мед. колледж им. А. Л. Поленова. - Ульяновск : УлГУ, 2020. - Загл. с экрана; Неопубликованный ресурс. - Электрон. текстовые дан. (1 файл : 504 КБ). - Текст: электронный.
http://lib.ulsu.ru/MegaPro/Download/MObject/4426
Фонд оценочных средств
Примерный перечень вопросов к зачёту (формируемые ОК1-8, ОК10,11, ПК1.1 – 1.3, ПК2.1 – 2.4, ПК2.7, 2.8, ПК3.1 – 3.3).
Дайте определение предмету психология.
Психика это способность мозга получать информацию от окружающей действительности?
Что относят к психическим явлениям?
Что относят к познавательным процессам?
Психические состояния это?
Основные виды деятельности человека это: игра, учение, труд?
Кто был основоположником рефлексологии, как научного направления?
Кто является представителям гуманистической психологии?
Дифференциальная, медицинская, социальная, общая психология-это отрасли психологии?
Методы психологии это?
Что включает в себя нервная система?
Движение это моторная функция живого организма?
Какие Вы знаете виды потребностей?
Основные характеристики индивида это?
Влияют ли социальные роли на формы реализации личности?
Какие основные компоненты включает в себя «Я – концепция»?
Имеет ли влияние самооценка на развитие личности?
Какая бывает самооценка?
Какие вы знаете механизмы психологической защиты личности?
Кем был открыты механизмы психологической защиты личности?
Чувства и эмоции, это переживаемые человеком отношения к миру и самому себе?
Функции чувств?
Эмоциональное состояние это?
Интеллектуальное чувство это?
Основные функции воли это?
Что относят к переходным периодам?
Какие возрастные рамки у периода «ранний детский возраст»?
Средства общения это?
Коммуникация это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к непониманию?
Кинестетика это?
Когда наступает критический возраст?
Адаптация это?
Кем впервые был описан кризис 3 лет?
Кто является объектом познания труда в психологии?
Что является предметом изучения в психологии?
Какие дополнительные условия обеспечивают возникновение конфликта?
Какие факторы провоцируют конфликт?
Кризис это уровень конфликта?
Какие вы знаете шаги решения конфликта?
Что относится к вербальным средствам общения?
К средствам невербальной коммуникации относится?
Вследствие чего возникают сестрогении?
Моторику тела при общении изучает?
Дайте определение эгогении?
Безудержный тип нервной системы – это?
Качество личности в целом определяет?
Можно ли размещать в одну палату холерика с меланхоликом?
Социальная психология это?
Социализация личности это?
Малая группа это?
Конфликт это?
Альтруизм это?
Является ли кризис уровнем конфликта?
Коммуникация это?
Публичная зона дистанции в человеческом контакте составляет?
Профессиональная деформация это?
Поможет ли психическая саморегуляция в профилактике профессиональной деформации?
Медицинская этика это?
Влияет ли коллектив лечебного учреждения на психическое состояние больного?
Является ли эмпатия обязательным качеством для медсестры?
Деонтология это?
Методом медико-психологического исследования является?
Изменяется ли характер при хронических соматических заболеваниях?
К психосоматическим заболеваниям относится?
При заболеваниях сердца возможна ли неврозоподобная симптоматика?
Принципы деятельности медицинской сестры?
Психологические этапы проведения сестринских манипуляций это?
Характерные черты эмоционального стресса?
Какую медицинскую сестру можно назвать профессионалом?
ВКБ это?
Каким бывает отношение к болезни?
Формами проявлений переживания являются?
Функции семьи?
Неадекватное отношение к болезни бывает?
Какой бывает психологическая совместимость супругов?
Критерии оценки ответов
Оценка «5» (отлично) – если ответ показывает глубокое и систематическое знание всего программного материала и структуры конкретного вопроса, а также показывает полное овладение содержанием учебного материала по дисциплине, в котором студент легко ориентируется, пользуется при ответе понятийным аппаратом, умеет связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения; логически грамотно излагает ответ; показывает знания основной и знакомство с дополнительно рекомендованной литературой.
Оценка «4» (хорошо) – студент освоил учебный материал по дисциплине, владеет и пользуется при ответе понятиями, ориентируется в изученном материале, осознанно применяет знания для решения практических задач, грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа содержит некоторые отдельные неточности.
Оценка «3» (удовлетворительно) – студент показывает знания и понимание основных положений учебного материала по дисциплине, но излагает его неполно, не последовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения.
Оценка «2» (неудовлетворительно) - студент имеет разрозненные, бессистемные знания по дисциплине, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач или за незнание и непонимание учебного материала; или отказ отвечать.
6.2 Примерная тематика рефератов (формируемые ОК1-8, ОК10,11, ПК1.1 – 1.3, ПК2.1 – 2.4, ПК2.7, 2.8, ПК3.1 – 3.3).
1.«Поведенческий подход в психологии».
2.«Составляющие развития человека».
3.«Методы исследования».
4.«Развитие личности в деятельности».
5.«Психологическая характеристика типов темпераментов».
6.«Расстройство личности, патологические характеры».
7.«Воля и эмоциональная сфера личности».
8.«Развитие волевых качеств».
9.«Методы исследования воли».
10.«Расстройства воли».
11.«Лечение музыкой – музыкотерапия».
12.«Расстройство эмоций».
13.«Исследование эмоций и чувств».
14.«Значение ощущений в жизни человека».
15.«Ощущения и эмоции. Синестезия».
16.«Ловушки восприятия».
17.«Расстройства восприятия».
18.«Расстройства памяти».
19.«Внимание память».
20.«Развитие памяти».
21.«Значение внимания в профессии медработника».
22.«Мышление и речь».
23.«Расстройство мышления».
24.«Основные функции языка».
25.«Нарушение интеллекта».
26.«Профессиональная деформация личности»
27. «Социализация личности».
28. «Природа и власть предрассудков».
29. «Внутригрупповое общение».
30. «Рекомендации по разрешению конфликта».
31. «Факторы, влияющие на агрессию».
32. «Групповые влияния».
33. «Когда оказывают помощь другим».
34. «Выступление с речью».
35. «Медицинский работник сегодня».
36.«Риск и ответственность».
37. «Дружба».
38. «Альтруизм».
39. «Вражда и агрессивность».
40. «Лидер и лидерство».
41. «Теории лидерства».
42. «Стили лидерства».
43. «Малая группа и коллектив».
44. «Феноменология малых групп».
45. «Межгрупповые взаимоотношения».
46. «Социальная психология и медицина».
47.«Адекватное и неадекватное отношение к болезни».
48. «Социопсихосоматика здоровья».
49.«Медицинский работник в качестве пациента».
50.«Аномальное поведение и методы психологической помощи».
51.«Этико - деонтологические нормы и принципы поведения».
52.«Медицинская этика».
53.«Правила внутренней и внешней культуры поведения».
54. «Психологическая поддержка пациента».
55. «Приемы снижения болезненных ощущений».
56. «Структуры личности».
57. «Взаимоотношения с больным человеком».
58. «Влияние психологических факторов на состояние здоровья».
59. «Влияние хронических заболеваний на психику человека психологическую помощь больному человеку».
60. «Психогении».
61. «Медицинская тайна».
62. «Общение с родственниками пациента».
63. «Поддержка больного».
64. «Психология смерти».
65. «Особенности общения с пациентами - медицинскими работниками».
66. «Психогигиена».
67.Психотерапии».
68. «Функции семьи».
Критерии оценки доклада, сообщения, реферата:
Оценка «5» (отлично) – выставляется студенту, если он выразил свое мнение по сформулированной проблеме, аргументировал его, точно определив ее содержание и составляющие. Приведены данные отечественной и зарубежной литературы, статистические сведения, информация нормативно-правового характера. Студент знает и владеет навыком самостоятельной исследовательской работы по теме исследования. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы нет. Графически работа оформлена правильно.
Оценка «4» (хорошо) – работа характеризируется смысловой ценностью, связанностью и последовательностью изложения, допущено не более 1 ошибки при объяснении смысла или содержания проблемы. Для аргументации приводятся данные отечественных и зарубежных авторов. Продемонстрированы исследовательские умения и навыки. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы нет. Допущены 1-2 ошибки в оформлении работы.
Оценка «3» (удовлетворительно) – студент проводит достаточно самостоятельный анализ основных этапов и смысловых составляющих проблемы, понимает базовые основы и теоретические обоснования выбранной темы. Привлечены основные источники по рассматриваемой теме. Допущено не более 2 ошибок в смысле или содержании проблемы, оформлении работы.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – если работа представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст, без каких бы то ни было комментариев, анализа. Не раскрыта структура и теоретическая составляющая темы. Допущено 3 и более ошибок смыслового содержания раскрываемой проблемы, или в оформлении работы.
6.3 Варианты тестовых заданий, с эталонами ответов (формируемые ПК1.1 – 1.3, ПК2.1 – 2.4, ПК2.7, 2.8, ПК3.1 – 3.3).
Раздел I. Общая психология.
Выберите один или несколько правильных ответов.
1. Психология это наука:
а) о закономерностях развития и функционирования психики;
б) о строении человека.
2. Психика это способность мозга получать информацию от окружающей действительности?
а) да;
б) нет.
3. Что относят к психическим явлениям:
а) психические процессы;
б) психические состояния;
в) психические расстройства.
4. К познавательным процессам относятся:
а) ощущения;
б) бодрость;
в) память.
5. Психические состояния это:
а) восприятие;
б) радость;
в) тревога.
6. Основные виды деятельности человека это: игра, учение, труд?
а) да;
б) нет.
7. К. Роджерс и А. Маслоу являются представителями гуманистической психологии.
а) да;
б) нет.
8. Кто был основоположником рефлексологии, как научного направления?
а) И.П.Павлов;
б) В.М.Бехтерев.
9. Дифференциальная, медицинская, социальная, общая психология-это отрасли психологии?
а) да;
б) нет.
10. Методы психологии это:
а) анкетирование;
б) беседа;
в) обследование.
11. Нервная система включает в себя центральную и периферическую нервную систему. Это так?
а) да;
б) нет.
12. Что является основным элементом нервной системы?
а) нейрон;
б) нефрон.
13. У кого доминирует левое полушарие?
а) у правшей;
б) левшей.
14. Движение это моторная функция живого организма. Это так?
а) да;
б) нет.
15. Какие Вы знаете виды потребностей?
а) естественные;
б) бытовые;
в) социальные.
16. Основные характеристики индивида это:
а) активность;
б) двойственность;
в) целостность.
17. Влияют ли социальные роли на формы реализации личности?
а) да;
б) нет.
18. Какие основные компоненты включает в себя «Я – концепция»?
а) когнитивный;
б) рациональный;
в) поведенческий.
19. Имеет ли влияние самооценка на развитие личности?
а) да;
б) нет.
20. Какая бывает самооценка?
а) устойчивая;
б) настойчивая;
в) неустойчивая.
21. Какие из перечисленных механизмов являются механизмами психологической защиты личности?
а) вытеснение;
б) проекция;
в) агрессия.
22. Кем был открыты механизмы психологической защиты личности?
а) З. Фрейдом;
б) К.Юнгом.
23. Чувства и эмоции – это переживаемые человеком отношения к миру и самому себе.
а) верно;
б) неверно.
24. Функции чувств:
а) оценивающая;
б) пробуждающая;
в) отвлекающая внимание.
25. Эмоциональное состояние это:
а) настроение;
б) страсть;
в) жадность.
26. Интеллектуальное чувство это:
а) юмор;
б) сарказм;
в) радость.
27. Основные функции воли это:
а) руководство потребностями человека;
б) руководство мотивами человека;
в) руководство возможностями человека.
28. Что относят к переходным периодам?
а) «кризис»;
б) «критический период»;
в) состояние «Я сам».
29. Какие возрастные рамки у периода «ранний детский возраст»?
а) от 1 года до 3 лет;
б) от 1 года до 2 лет;
в) с рождения до 3 лет.
30. Средства общения это:
а) язык;
б) мимика;
в) текстовые сообщения.
31. Коммуникация это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к непониманию?
а) да;
б) нет.
32. Кинестетика это:
а) внешнее проявление эмоций и чувств;
б) движение мышц лица;
в) жестовые движения.
33. Когда наступает критический возраст?
а) от 10-11 до 14-15 лет;
б) от 17 до 18 лет;
в) от 16 до 18 лет.
34. Адаптация это:
а) привыкание;
б) приспособление;
в) отвыкание.
35. Кем впервые был описан кризис 3 лет?
а) И.П. Павлов;
б) А. Маслоу;
в) Э. Келлер.
36. Кризис 3 лет это:
а) появление первого слова;
б) самоутверждение самостоятельности;
в) овладение навыками домашнего труда.
37. Кто является объектом познания труда в психологии?
а) человек;
б) педагог;
в) индивидуум.
38. Что является предметом изучения в психологии?
а) межличностные отношения;
б) личные отношения;
в) воспитательные отношения.
39. Какие дополнительные условия обеспечивают возникновение конфликта?
а) конфликтная ситуация;
б) инцидент;
в) прецедент.
40. Какие факторы провоцируют конфликт?
а) желание подчинить себя другим;
б) зависть;
в) эгоизм.
41. Кризис это такой уровень конфликта, который угрожает дальнейшему продолжению отношений.
а) да;
б) нет.
42. Какие вы знаете шаги решения конфликта?
а) сохранить негативное отношение к оппоненту;
б) выявить интересы и желания конфликтующих;
в) выявление скрытых и явных причин конфликта.
Эталоны ответов:
1 | а | 11 | а | 21 | а, б | 31 | б | 41 | а |
2 | а | 12 | а | 22 | а | 32 | а | 42 | б, в |
3 | а, б | 13 | а | 23 | а | 33 | а | | |
4 | а, в | 14 | а | 24 | а | 34 | б | | |
5 | б, в | 15 | а, в | 25 | а, б | 35 | в | | |
6 | а | 16 | а, в | 26 | а, б | 36 | б | | |
7 | а | 17 | а | 27 | а, б | 37 | а | | |
8 | б | 18 | а, в | 28 | а, б | 38 | в | | |
9 | а | 19 | а | 29 | а | 39 | а, б | | |
10 | а, б | 20 | а, в | 30 | а, б | 40 | б, в | | |
Оценка результатов:
Правильных ответов | Оценка |
20 – 30 | 3 |
31 – 40 | 4 |
41 – 50 | 5 |
Раздел II. Социальная психология.
Выберите правильный ответ.
1. К вербальным средствам общения относится:
а) поза;
б) речь;
в) взгляд.
2. К средствам невербальной коммуникации относится:
а) человек;
б) жест;
в) слово.
3. Сестрогении являются следствием:
а) дефектов общения пациентов друг с другом;
б) неосторожных слов и действий медицинской сестры;
в) неправильного поведения родственников.
4. Моторику тела при общении изучает:
а) такесика;
б) кинесика;
в) проксемика.
5. Такесика изучает:
а) телесный контакт при общении;
б) мимику, жесты;
в) расположение собеседников в пространстве.
6. Эгогения переводится как:
а) взаимное влияние пациентов друг на друга;
б) самовнушение пациента;
в) влияние медперсонала на пациента.
7. Безудержный тип нервной системы - это:
а) сильный, уравновешенный, подвижный;
б) сильный, неуравновешенный, подвижный;
в) слабый, уравновешенный, инертный.
8. Качество личности в целом определяет:
а) темперамент;
б) характер;
в) потребность.
9. Размещать в одну палату холерика с меланхоликом
а) рекомендуется;
б) не рекомендуется.
10. Сангвиник является типом темперамента:
а) бурным, порывистым, резким, горячим;
б) спокойным, вялым, медлительным, устойчивым;
в) живым, подвижным, отзывчивым, эмоциональным.
11. Совокупность устойчивых свойств, выражающих отношение человека к себе, к другим людям, называют:
а) темпераментом;
б) характером
в) уровнем притязаний.
12. Врожденными являются свойства:
а) характера;
б) самооценки;
в) темперамента;
г) уровня притязаний.
13. Социальная психология это направление в психологии, изучающее:
а) социально-психологические аспекты политической деятельности людей;
б) психологические явления, возникающие в сфере общения людей;
в) психологические аспекты становления и функционирования семьи и семейных отношений.
14. Социализация личности это:
а) процесс и результат усвоения человеком социального опыта;
б) устойчивые отношения человека или группы людей к чему-либо;
в) искаженное представление об определённой категории людей.
15. Малая группа это:
а) группа задача, которой заключается в обсуждении и принятии решения по какому-либо вопросу;
б) группа, состоящая из похожих друг на друга по психологии и поведения людей;
в) немногочисленная группа людей, которые объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном общении.
16. Конфликт это:
а) столкновение противоположных интересов и взглядов;
б) успешность деятельности малой группы;
в) явление восприятия людьми друг другом.
17. Альтруизм это:
а) черта характера человека, которая проявляется в его враждебности по отношению к людям, животным, предметам;
б) черта характера, проявляющаяся в стремлении человека делать добро, оказывать помощь;
в) приспособление человека к социальным условиям, к ситуации, в которой он находится.
18. Является ли кризис уровнем конфликта?
а) да;
б) нет.
19. Коммуникация это процесс двустороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию?
а) да;
б) нет.
20. Публичная зона дистанции в человеческом контакте составляет:
а) 15-45 см.;
б) 45-120 см.;
в) свыше 400 см.
Эталоны ответов:
1 | а | 11 | б |
2 | б | 12 | а |
3 | б | 13 | б |
4 | б | 14 | а |
5 | а | 15 | в |
6 | б | 16 | а |
7 | б | 17 | б |
8 | б | 18 | а |
9 | б | 19 | а |
10 | в | 20 | в |
Оценка результатов:
Правильных ответов | Оценка |
8 – 12 | 3 |
13 – 17 | 4 |
18 – 20 | 5 |
Раздел III. Медицинская психология.
Выберите правильный ответ.
1. Профессиональная деформация это:
а) Нарушение стиля работы и формы общения;
б) Профессиональная непригодность;
в) Деформация общения с коллегами.
2. Поможет ли психическая саморегуляция в профилактике профессиональной деформации?
а) Да;
б) Нет.
3. Медицинская этика это:
а) Законы нравственности и морали, нарушение которых может привести
к уголовной или административной ответственности;
б) Правила хорошего тона;
в) Этические нормы и принципы поведения медицинского работника.
4. Влияет ли коллектив лечебного учреждения на психическое состояние больного?
а) Да;
б) Нет.
5. Является ли эмпатия обязательным качеством для медсестры?
а) Да;
б) Нет.
6. Деонтология это:
а) Наука о здоровом психологическом климате в ЛПУ;
б) Наука о профессиональном долге, профессиональном поведении
медицинского работника;
в) Наука о психологии медицинского работника.
7. Методом медико-психологического исследования является:
а) Осмотр;
б) Беседа;
в) Пальпация.
8. При хронических соматических заболеваниях изменение характера:
а) Возможно;
б) Невозможно.
9. К психосоматическим заболеваниям относится:
а) Бронхиальная астма;
б) Плеврит;
в) Перитонит.
10. При заболеваниях сердца неврозоподобная симптоматика:
а) Возможна;
б) Невозможна.
11. Принципы деятельности медицинской сестры:
а) не приносить вреда;
б) уклонение от ответственности;
в) отсутствие способности и умения общаться.
12. Психологические этапы проведения сестринских манипуляций это:
а) постановка очистительной клизмы;
б) психологическая подготовка к постманипулятивному периоду;
в) отсутствие психологического контакта с пациентом.
13. Характерные черты эмоционального стресса:
а) эмоциональный подъем;
б) головные боли, диспепсические расстройства, боли в спине, бессонница;
в) исполнение привычных дел занимает гораздо меньше времени, чем раньше.
14. Какую медицинскую сестру можно назвать профессионалом:
а) имеющую длительный стаж работы;
б) профессионально выполняющую должностные обязанности;
в) наличие диплома об образовании и сертификата специалиста.
15. ВКБ это:
а) целостное представление пациента о своем заболевании;
б) совокупность клинических данных;
в) результаты клинических обследований.
16. Отношение к болезни бывает:
а) неадекватным;
б) нравственным;
в) безнравственным.
17. Формами проявлений переживания являются:
а) эмоции;
б) настроение;
в) мышление.
18. Функции семьи:
а) репродуктивная;
б) государственная;
в) общественная.
19. Неадекватное отношение к болезни бывает:
а) отрицательным;
б) положительным.
20. Психологическая совместимость супругов бывает:
а) семейно-ролевая;
б) социальная;
в) общественная.
Эталоны ответов:
1 | а | 11 | а |
2 | а | 12 | б |
3 | в | 13 | б |
4 | а | 14 | в |
5 | а | 15 | а |
6 | б | 16 | а |
7 | б | 17 | а |
8 | а | 18 | а |
9 | а | 19 | а |
10 | а | 20 | а |
Оценка результатов:
Правильных ответов | Оценка |
8 – 12 | 3 |
13 – 17 | 4 |
18 – 20 | 5 |
Критерии оценки по тестовому контролю:
90% и более правильных ответов – оценка «отлично».
61%-89% правильных ответов – оценка «хорошо»,
51%-60% правильных ответов – оценка «удовлетворительно».
до 50% правильных ответов – оценка «неудовлетворительно».
6.4 Варианты ситуационных задач (формируемые ПК1.2 – 1.6, ПК2.3, ПК2.5 – 2.7, ПК3.1 – 3.6, ПК4.1, ПК4.3 – 4.8, ПК5.1 -5.5, ПК6.1).
Задача 1.
Вы понервничали дома, по дороге на работу, а больной, придя на прием в поликлинику, сообщает вам, что потеряна его амбулаторная карта, которую в регистратуру относили вы. Тактика поведения медицинской сестры.
Задача 2.
Вы дежурите в районной больнице. Женщина, находящаяся на лечении по поводу гипертонической болезни, просит у вас антигипертензивный препарат, не назначенный врачом. Вы измерили артериальное давление и убедились, что динамики в сторону повышения нет, но пациент продолжает требовать препарат.
Тактика поведения медицинской сестры.
Задача 3.
У вас создались натянутые отношения с коллегой. Допустим, что причины этого вам не ясны, но нормализовать отношения необходимо, чтобы не страдала работа, пациенты.
Тактика поведения медицинской сестры.
Задача 4.
Эмоционально неустойчивой и впечатлительной пациентке соседка по палате сообщила, на её койке незадолго до поступления пациентки в отделении от рака умерла молодая женщина. Пациентка плакала, просила поменять ей матрац, одеяло и подушку, т.к. боялась "заразится" раком.
Тактика поведения медицинской сестры.
Задача 5.
Пожилой пациент, имеющий несколько хронических заболеваний сердечно-сосудистой системы, с раздражением заявил медицинской сестре, что улучшения в его состоянии не наступает из-за того, что лечат его не правильно, и пищу дают не солёную, прогулки по больничному двору запрещают.
Тактика поведения медицинской сестры.
Задача 6.
Вы операционная сестра. Во время операции случилось непредвиденное – расстерилизован столик с инструментами (инструменты упали на пол). Дорога каждая минута. Врач, не сдержав эмоций, начал кричать на вас.
Тактика поведения медицинской сестры.
Задача 7.
Вы дежурите в палате интенсивной терапии. К умирающему пациенту хотят пройти родственники. Тактика поведения медицинской сестры.
Задача 8.
Вы стали свидетелем ДТП, есть пострадавшие. Пошагово перечислите ваши действия в этой ситуации.
Задача 9.
Вы работаете в терапевтическом отделении больницы. Ваша коллега процедурная сестра приступила к работе в состоянии алкогольного опьянения. Дайте оценку поведения вашей коллеги. Ваши действия.
Задача 10.
Вы работаете в отделении раннего возраста. Вам необходимо выполнить внутримышечную инъекцию ребёнку двух лет, но вы знаете, что в присутствии мамы ребёнок капризничает. Ваши действия.
Критерии оценки решения клинических (ситуационных задач):
Оценка "5" – студент решает ситуационные задачи без ошибок. Отвечает на все поставленные вопросы.
Оценка "4 - студент решает ситуационные задачи с 1-2 ошибками. Не полностью отвечает на поставленные в задаче вопросы.
Оценка "3 - студент решает ситуационные задачи и делает более 2 ошибок. Отвечает не на все поставленные вопросы в задаче.
Оценка "2 – студент не способен решить задачу и ответить на вопросы, поставленные в задаче.
- 33 -