12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Колбина Валентина Александровна201
Россия, Новосибирская обл., Барабинск
5

Изучение творчества М.М. Пришвина в контексте учебно-методического комплекса по литературе под редакцией Г.С. Меркина

ИЗУЧЕНИЕ ТВОРЧЕСТВА М.М. ПРИШВИНА В КОНТЕКСТЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ПОД РЕДАКЦИЕЙ Г.С. МЕРКИНА


Колбина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Старощербаковской СОШ Барабинского района НСО


Аннотация. В статье рассматривается методический аспект изучения творчества М.М. Пришвина в школе на примере учебно-методического комплекса по литературе под редакцией Г.С. Меркина. Анализируется система вопросов и заданий по сказке-были «Кладовая солнца» в соответствии с современными требованиями обучения литературе в школе, делаются выводы о достоинствах и недостатках программы.

Ключевые слова: теория и методика обучения литературе, учебно-методический комплекс Г.С. Меркина, творчество М.М. Пришвина, «Кладовая солнца».


Есть имена авторов, чьи произведения становятся друзьями человека с самого раннего возраста. К таким авторам относится М.М. Пришвин. Его детские рассказы, миниатюры, философские повести и романы оставляют след в душе человека. Реформирование системы образования, в центре которого находятся деидеологизация, отказ от единомыслия, гуманизация, привело к тому, что переоценивается значимость тех или иных писателей, чьё творчество считалось классикой. М.М. Пришвин является одним из этих авторов.

Нами проанализированы учебники, рабочие программы, методические пособия по литературе под редакцией Г.С. Меркина, рекомендованные Министерством Просвещения Российской Федерации [2].

УМК под редакцией Г.С. Меркина был разработан в начале 2000-ых годов. В основе программы лежит системно-деятельностный подход. Изучение литературы построено на историко-литературной основе. Данная программа опирается на организационные принципы (принцип преемственности, принцип вариативности, принцип структурирования и другие), мотивационные принципы (личностный принцип, принцип развития творческого потенциала и другие), методические принципы (диалоговый принцип, принцип повторного чтения и другие).

Первое произведение М.М. Пришвина, с которым обучающиеся знакомятся в 5 классе – это рассказ «Моя родина (Из воспоминаний детства)». Данное произведение обучающиеся изучают самостоятельно.

В 6 классе на учебных занятиях обучающиеся анализируют произведение М.М. Пришвина «Кладовая солнца». Данное произведение изучается в разделе «Из русской литературы XX века», на его рассмотрение отводится 6 часов. На первом учебном занятии обучающиеся знакомятся с биографией писателя. Если следовать советам методиста Ф.Е. Соловьёвой, автора методического пособия по литературе к учебнику под редакцией Г.С. Меркина, то на первом учебном занятии биографические сведения преподносит не только учитель, но и обучающиеся, которые приготовили доклады о биографических фактах писателя [6]. Такой подход, на наш взгляд, является наиболее эффективным, потому что при подготовке домашнего задания основной вид деятельности – поисково-исследовательский.

Второй час посвящён изучению идейно-художественного своеобразия и жанровых особенностей произведения. Внимание обучающихся обращается авторское определение жанра «сказка-быль», «правдивая сказка».

На данном уроке уделяется внимание образам Насти и Митраши. Акцент делается на том, как тяжело детям было во время войны: Например, задания: «Расскажите о судьбе Митраши и Насти. Чем стала для них война?», «Почему можно утверждать, что дети не остались беззащитными? Какую роль в их жизни играют односельчане?» [4, c.204]

На третьем учебном занятии продолжается изучение образов Насти и Митраши, обучающиеся анализируют конфликт между братом и сестрой. Шестиклассники рассматривают и точку зрения Митраши, и точку зрения Насти. Например, задания: «Как реагировали на «знаки» Митраша и Настя? Настя настаивает: нужно идти «по …большой тропе, куда все люди идут». А Митраша? Почему он выбирает другую дорогу? Только ли из желания собрать побольше клюквы?» [4, с. 205]. Такой вид работы позволяет обучающимся вырабатывать навык построения связной речи, высказывать и развивать свои мысли. Анализ главных образов произведения связан с работой над иллюстрациями Е.М. Рачёва, размещёнными в учебнике.

На четвёртом уроке основное внимание уделяется смыслу названия произведения, выясняется, какое значение придал автор словосочетанию «кладовая солнца». Обучающиеся приходят к выводу, что кладовая солнца – это не только залежи торфа, но и символ дружбы, любви. В разделе учебника «Поговорим о прочитанном» упоминается первоначальное название произведения – «Друг человека» [4, с. 205]. Такое название используется потому что, именно собака Травка сыграла огромную роль в судьбе детей. В Травке соединились все «очеловеченные» качества, именно в этом образе заложена основная мысль текста. Мы видим, названия «Кладовая солнца» и «Друг человека» несут разную смысловую нагрузку.

Как и на предыдущем уроке шестиклассники работают с иллюстрациями Е.М. Рачёва. Следует сказать, что текст произведения проиллюстрирован фотографиями самого автора.

Цель последующих заключительных двух учебных занятий – обобщение художественно-эстетических особенностей творчества писателя, общего впечатления о прочитанном, осмысление значения художественных деталей в «Кладовой солнца», воспитание внимательного отношения к художественному слову. Методист Ф.Е. Соловьёва предлагает организовать его в форме нетрадиционного вида урока – «путешествия». Класс делится на две команды. Обучающимся раздаются маршрутные карточки, в которых есть «остановки». Задания на «остановках» разнообразны по своему содержанию. Например, задания на знание текста, обучающимся нужно продолжить цитаты из текста. Кроме того, присутствуют задания на выявление творческих способностей шестиклассников, нужно нарисовать иллюстрации к отрывкам из произведения. Таким образом, в игровой форме обучающиеся систематизируют свои знания по прочитанному произведению.

В 7 классе изучается рассказ «Москва-река». Обучающиеся уже знакомы с биографией и творчеством Пришвина, поэтому лучше воспринимают текст и улавливают смысл произведения. Рассказ «Москва-река» М.М. Пришвина следует за рассказом «Русская песня» И.С. Шмелёва и предшествует изучению повести К.Г. Паустовского «Мещёрская сторона». Главные герои этих произведений – дети, которые наслаждаются красотой природы своего края.

На изучение рассказа отводится 1 час, который становится продолжением разговора о темах «человек и природа», «родина». Задания направлены на самостоятельное определение обучающимися темы рассказа «Москва-река» и главной идеи. Обучающиеся работают с теоретическими понятиями «подтекст», «выразительные средства художественной речи», «градация», «образ рассказчика». Следует отметить, что эти понятия не новы семиклассникам, они актуализируют свои знания. Кроме того, авторы учебника предлагают задания по развитию речи: составить устный рассказ по иллюстрациям, находящиеся в учебнике. Обучающиеся работают над деталями текста, которые создают второстепенные образы. Например, задания: «Какие детали создают второстепенные образы? Приведите несколько примеров» [5, с. 147].

Вопросы после текста направлены на работу с художественными средствами выразительности, а также с фигурами речи. Например, задания: «Перечитайте фрагмент от слов «Сколько льдин, больших и малых, прошло …» до слов «…медленно оставляющих смоляной след». Назовите средства художественной выразительности, примененные здесь писателем» [5, с. 147].

В учебнике обращается внимание на стилистику рассказа, ведется работа над разговорным стилем речи, выделяются эмоционально окрашенные слова, используемые в рассказе. Например, задания: «Какие эмоционально окрашенные слова использовал автор в рассказе при описание рыбной ловли?» [5, с. 148].

На наш взгляд, эффективными заданиями являются те, которые расположены в разделе учебника «Живое слово». Обучающимся следует рассказать о происхождении названия своего места жительства и описать свои впечатления о первой рыбалке (для тех, кто на ней был). Данные задания несут исследовательский и творческий характер, что важно для развития обучающихся.

Таким образом, мы видим, что за одно учебное занятие обучающиеся выполняют достаточно много заданий, помогающих понять основной смысл текста и его особенности. Итак, авторы-составители УМК под редакцией Г.С. Меркина предлагают изучение творчества М.М. Пришвина в 5-7 классах. Вопросы и задания направлены на развитие творческих способностей обучающихся. При анализе обучающиеся работают над образной системой, стилистикой произведений.


Литература


1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897, с изменениями и дополнением от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://fgos.ru/ (дата обращения: 30.03.2019)

2.Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации, имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: file:///C:/Users/Дом/Downloads/Приказ_345_от_28.12.2018_ФПУ.PDF(дата обращения: 30.03.2019)

3.Программа курса «Литература». 5-9 классы / автор-составитель Г.С. Меркин, С.А. Зинин. – 3-е издание – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014. – 208 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://school-10.ucoz.net/obrazovanie/prog_5-9/liter-merkin-zinin.pdf(дата обращения 4.04.2019)

4.Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений; в 2 частях. Часть 2 / автор-составитель Г.С. Меркин. – 10-е издание – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 320 с.

5.Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений; в 2 частях. Часть 2 / автор-составитель Г.С. Меркин. – 6-е издание, исправлено и дополнено – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 344 с.

6.Соловьёва Ф.Е. Методическое пособие по литературе. 6 класс – М.: ООО «Русское слово – учебник» [Электронный вариант]. Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/0B9-7OAG5liPRaVpSLWIwNDRRWVE/view(дата обращения: 05.04.2019)



Опубликовано


Комментарии (3)

Горбачёва Марина Юрьевна, 15.12.19 в 11:12 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за полезный ресурс!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.