Методический доклад "Стилистические особенности исполнения сонат Й. Гайдна"

0
0
Материал опубликован 16 December 2024

УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШКОЛА ИСКУССТВ № 6 Г. ДОНЕЦКА»















СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛНЕНИЯ СОНАТ Й. ГАЙДНА










Методический доклад преподавателя отдела фортепиано,

12 тарификационный разряд, муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Школа искусств №6 г. Донецка»

Марченко Любови Михайловны








Донецк – 2024



2

План

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1 Й. Гайдн. Краткие биографические сведения.

2.2 Становление жанра клавирной сонаты.

2.3 Стилистические особенности исполнения сонат Й. Гайдна:

- темпы, артикуляция;

- динамика;

- штрихи;

- орнаментика;

- педализация.

3. Заключение.

4. Используемая литература.



























3

«Полная светлой радости, благородной чувствительности и сердечной доброты, музыка Гайдна порою возвышается до истинного величия…»

Альшванг. А.А.

1. Введение

На протяжении всего периода обучения юных музыкантов-пианистов изучению сонатной формы уделяется важное внимание. И главная задача, стоящая перед педагогом – научить ученика осмыслить и исполнить довольно большую по объему музыкальную форму, не нарушив её образного наполнения, а также темповой и метрической целостности.

Учебный репертуар обучающихся в классе фортепиано составляют произведения различных жанров и стилевых направлений. Тем не менее, творения венских классиков занимают в процессе работы над крупной формой ведущее место. Это вполне объяснимо, так как классическая музыка способствует формированию художественного вкуса, воспитанию чувства стиля, развивает музыкальное мышление. Произведения композиторов эпохи классицизма, в первую очередь - Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена, стали эталоном единства формы и содержания произведения, образцом мастерства для последующих поколений. Но, в связи с все более увеличивающейся дистанцией между нами и эпохой венских классиков, возникают некоторые трудности со стилистически точным исполнением их произведений. На вопросах соответствия исполнения крупной формы стилю и художественному замыслу одного из столпов классической музыки – Йозефа Гайдна, хотелось бы остановиться в этой работе.



2. Основная часть

2.1 Й. Гайдн. Краткие биографические сведения.

Франц Йозеф Гайдн (1732 – 1809) – первый в великой триаде Венских классиков, создавших лучшие образцы в жанре сонатной формы и не только, во многом предопределив дальнейшее развитие музыкального искусства. Ведущие жанры классической инструментальной музыки – симфония, инструментальный квартет клавирная соната – были известны и ранее, но в своем творчестве Гайдн поднял их на новую высоту, наполнив жизненной силой для различных драматургических решений. Его произведениям

4

присущи основные черты классического стиля - стройность и ясность формы, жизнеутверждающее начало. А также, - отличительные черты его личного стиля: внутренняя глубина в соединении с народным юмором, поиск неожиданных остроумным решений.

Композитор родился в небогатой семье. Его отец, Матиас Гайдн, был ремесленником, не знал нотной грамоты, но еще в юности приобрел арфу и самостоятельно научился играть на ней. Видимо, от отца Йозефу передались музыкальные и организаторские способности.

Гайдн прожил долгую и плодотворную жизнь: был свидетелем оперной реформы и расцвета творений Г. Генделя и Глюка, учился на лучших образцах стиля «барокко». Его современниками были талантливые и в свое время очень популярные сыновья И.С. Баха. Он видел взлет и триумф Моцарта, его считал своим учителем и посвящал свои сочинения Бетховен, и еще при жизни Гайдна увидели свет первые сочинения Шуберта. Николаус Арнонкур писал: « Мне кажется, у Гайдна тысяча лиц… В поздних сочинениях он был частью романтизма, как и Моцарт в некоторых произведениях, а в своей ранней музыке он являлся частью позднего барокко».

Поворотным моментом в формировании стиля композитора стало знакомство с клавирными сонатами К.Ф.Э. Баха, в наши дни незаслуженно мало исполняемого. В его сонатах Гайдн почерпнул очень много, что потом развивал в своем творчестве: ритмическую свободу, вариационные и фактурные приемы. «Кто меня основательно знает.. тот найдет, что я очень многим обязан Эммануэлю Баху, что я его понял и прилежно изучал» - позже писал композитор.

Он видел взлет и триумф Моцарта, его считал своим учителем и посвящал свои сочинения Бетховен, и еще при жизни Гайдна увидели свет первые сочинения Шуберта. Как музыкант и личность он формировался под влиянием новых эстетических воззрений, ставивших во главу не сухие каноны и правила, а гармонию мировоззрения, ясность, понятность, внутренний оптимизм. Рихтер писал о нем: « Как у Гайдна все свежо и современно!»

Менялись времена, менялись инструменты, совершенствовались их технические возможности, эволюционировал стиль композитора. При жизни Гайдна еще широко были распространены клавесин, клавикорд, но

5

постепенно их начал вытеснять новый инструмент – фортепиано, возможности которого композитор очень ценил. В одном из писем он писал: «Хорошее фортепиано совершенно необходимо вашей светлости, и моя соната выиграет от этого вдвойне». Изменение инструментария нашло отражение в творчестве композитора. Об этом можно судить по все более часто встречающимся динамическим указаниям в более поздних сонатах по сравнению с его ранними опусами, что говорит об изменяющихся возможностях инструмента, для которого они написаны. Музыковеды считают, что после 1790 года Гайдн писал исключительно для молоточкового фортепиано. И здесь стоит сказать, что Гайдн, к моменту опубликования своих более ранних произведений исполнял их уже на другом инструменте, используя его более широкие возможности.



2.2 Становление жанра клавирной сонаты.

Жанр клавирной сонаты формировался постепенно, с начала 17 века, и в середине 18-го, в период ранней классики, постепенно занял ведущее место в инструментальной камерной музыке. В творчестве таких замечательных его предшественников как Д. Скарлатти, В.Ф. Бах, К.Ф.Э. Бах, Й. Бенда, М. Клементи соната выдвигается на первое место. Классическое строение 3-частного цикла соната получает в у К.Ф.Э. Баха. В творчестве же Гайдна и других композиторов-классиков соната выкристаллизовывается в стройную, продуманно - завершенную и логичную форму.

Из-под пера Гайдна вышли 52 клавирные сонаты. Всем им присуща характерная для произведений композитора стройность и четкость формы, светлый, жизнеутверждающий характер. В большинстве случаев – это трехчастный сонатно-симфонический цикл, ведущей частью которого является первая, написанная чаще всего в сонатной форме. Она состоит из трёх разделов: экспозиции, где представляются и, или противопоставляются все основные темы, разработки, где они развиваются и видоизменяются, и репризы. Иногда в сонатах Гайдна присутствует еще небольшая кода, усиливающая ощущение завершенности произведения. Исследователи отмечают особое внимание Гайдна к разработке и репризе. Он ищет её новые формы: контрастная разработка, с новым витком экспозиции, с постепенной драматизацией и доведением до кульминации. От ранних партит и

6

дивертисментов он приходит к «трехчастной форме с динамизированной репризой» поздних сонат.

Еще одна стилистическая особенность композиторского стиля – «ритмическая изобретательность», требующая от исполнителя технического мастерства, внимания, метро-ритмической устойчивости.

Но при всей ясности, цельности его произведений, эта музыка ставит перед исполнителем довольно много задач. Интересно высказывание о Гайдне знаменитого виолончелиста Пабло Казальса:  «Многие не понимают Гайдна. У него все построено основательно, но его музыка преисполнена постоянной очаровательной выдумки. Его необъятное творчество изобилует новшествами и неожиданностями. Непредвиденные обороты музыкальной мысли то и дело встречаются у маэстро из Рорау. Осмелюсь сказать, что он способен удивлять больше, чем Бетховен: у последнего иной раз можно предвидеть, что будет дальше, у Гайдна — никогда».



2.3 Стилистические особенности исполнения сонат Й. Гайдна:

О чем же в первую очередь важно помнить, исполняя музыку Й. Гайдна? Он, как любой человек, был сыном своей эпохи, носителем новых эстетических взглядов на искусство. Еще один момент, который важно учитывать – инструментарий, для которого были написаны его сонаты. Ранние сонаты Гайдна написаны для одного типа инструмента (клавесин, клавикорд), поздние – для другого (фортепиано). Но, в любом случае, эти инструменты отличались от современного фортепиано более светлым звучанием, меньшей продолжительностью и большей раздельностью звучания нот.

Темпы, артикуляция

Определение точного темпа для исполнения сонат Гайдна во многом исходит из понимания личного стиля композитора. Он любил и широко использовал в сонатах быстрые темпы. Многие современники композитора свидетельствовали, что темпы, в которых исполнялись быстрые части сонат, подчас были «головокружительными». Конечно же, темп регламентируют наиболее короткие длительности в пассажах, при исполнении которых не должны страдать артикуляция и ритмическая точность и богато используемую композитором орнаментику, доставшуюся в наследство от

7

эпохи «барокко». Быстрые части в сонатах Гайдна должны исполняться легко и грациозно.

Музыке Гайдна не свойственна преувеличенная аффектация и патетика. Темпы Andante и Adagio в его произведениях были значительно подвижнее, чем у Бетховена и позже – композиторов-романтиков. Темп Allegretto, встречающийся в сонатах Гайдна очень редко (всего 4 раза), более приближается к Andante, чем Allegro.

Очень важным моментом, тесно связанным с темпом исполнения, является артикуляция, «проговариваемость» в мелодике композиторов данной эпохи. Принцип «говорящей музыки» становится одним из главных в эстетике европейской музыки этого периода. Вера Шварц пишет: «дело не ограничивается парой обычных общих слов, как то: играть выразительно, связывать звуки и фразы, разделять, акцентировать, делать нарастания и затухания так, как их исполнял бы певец. Самое важное в пении не звучание, а речь, связанная звуком. Музыка должна говорить».

Еще одна стилистическая особенность исполнения музыки Гайдна – укорочение последней залигованной ноты для создания еле заметной паузы, разделяющей фразы и облегчающей фактуру. Исполнение сонат Гайдна требует от исполнителя точной ритмической игры, но не формальной и механической. Элементы агогики могут быть использованы, но очень аккуратно.



Динамика

Говоря о динамических оттенках в сонатах Гайдна опять же будет не лишним напомнить об эволюции инструментов, для которых они были написаны: ранние – для чембало, более поздние для молоточкового фортепиано. Обогащение возможностей инструмента отражалось и в авторских ремарках по поводу изменений динамики, акцентовки. Но и их очень мало.

Если говорить об общей звучности в сонатах Гайдна, то она не должна быть чрезмерно яркой и вычурной. Нужно учитывать, что громкость динамических оттенков того времени все-таки отличалась от современных, была менее сильной и объемной. Обозначения fortissimo и pianissimo встречаются в его сонатах крайне редко и заслуживают особого внимания.

8

Вся музыка Гайдна в основе своей оркестровая и чередование forte и piano в клавирных сонатах следует рассматривать как поочередное звучание оркестра и инструментов соло или отдельных групп инструментов. Часто композитор использует динамический акцент sforzato, однако важно на каком уровне общей звучности его исполнять. На forte акцент яркий, сильный, на piano – более мягкий, аккуратный. Также Гайдн нечасто использует изменение динамики при повторном исполнении фразы («эхо-динамика»). В плане стилистически точного исполнения этой музыки не стоит сильно мельчить динамику, используя мелкие вилочки, а мыслить более длинными музыкальными построениями.



Штрихи

Исполнение штриха staccato у Венских классиков имеет много градаций: острое и отрывистое или мягкое, разделяющее звуки. Выбор приема зависит от общего характера и темпа произведения, а также – длительности нот, над которыми стоит точка или клинышек. Точка, как правило, обозначала более легкое и аккуратное стаккато, а клинышек – более острое, иногда акцентированное. Штрих Legato в клавирных произведениях Гайдна более артикулированный, чем, например, у Бетховена.



Орнаментика

Вопрос расшифровки многочисленных украшений в произведениях Гайдна по сей день вызывает много вопросов, так как композитор не оставил, за редким исключением, четких указаний на этот счет. Он широко использует форшлаги, морденты, группетто и трели, которые хорошо вписываются в общую легкую, летящую атмосферу его музыки. Однако, исполняя их, следует учитывать общие правила исполнения мелизмов и стиль композитора.

Форшлаги в сонатах Венских классиков встречаются акцентируемые и неакцентируемые. Акцентируемые, как правило, исполняются за счет основной ноты и его длительность равна половине длительности этой ноты, но бывает и короче. Неакцентруемый исполняется за счет предыдущей ноты, легко и коротко. В обозначениях трели, группетто и мордента Гайдн не делал

9

различия, часто обозначая их одним символом, взаимозаменяя их. Также редко он выписывал окончания украшений, тем не менее, трели рекомендуется играть с нахшлагом - добавлением в конце двух нот – нижней вспомогательной и главной.

Педализация

Сегодня трудно представить исполнение произведений без педали, однако использовать ее в клавирных сонатах Гайдна нужно с осторожностью. Авторские указания на этот счет можно найти только в некоторых поздних сонатах. Профессор Ленинградской консерватории Н. Голубовская предлагает использовать педаль в произведениях Венских классиков:

- на «тяжелый такт»,

- на начало коротких лиг,

- на трель,

- на протяжные ноты,

- на синкопы, sf,

- на далекие басы,

- на аккорды,

- на перекрещивание рук.



Очень важный момент – используя педаль в произведениях Гайдна нужно помнить, что каждый звук должен соответствовать указанной длительности, а мелодическая линия не должна перегружаться. Ясность, легкость, прозрачность – стилистическая особенность музыки Гайдна, и она не должна пострадать.











3. Заключение

Работа над классической сонатой – это не только работа над формой, но и соблюдение стилистических особенностей, присущих данной эпохе: легкость, ясность стиля; четкая артикуляция при исполнении в быстром темпе. Йозеф Гайдн, придерживаясь всех основных принципов классицизма, поднял свои творения на недосягаемую ступень совершенства. Им присущи внутренний оптимизм, очарование, обилие находок, неожиданных поворотов, как ритмических, так и мелодических. Величайшие пианисты современности и сегодня преклоняются перед его гением – его высоко ценили Святослав Рихтер, В. Сафроницкий, э. Гилельс, В. Горовиц. Глен Гульд называл «величайшим композитором всех времен». Его произведения входили в репертуар В. Сафонова, А. Скрябина, И. Гофмана, С Рахманинова, В. Ландовской и других выдающихся исполнителей.Сонаты Гайдна были и остаются прекрасным фундаментом в работе над крупной формой в классе фортепиано.





























11

4. Используемая литература

1. Алексеев А. История фортепианного искусства. М., Музыка, 1988 г.

2. Ройзман Л. Фортепианное творчество Й. Гайдна. М., 1960г. Вып. 1

3. Бадура-Скода П. К вопросу об орнаментике Гайдна. Как исполнять Гайдна: Сб. статей, сост. А. Меркулов. М., 2029 г. стр. 16-17;

4. Кремлев Ю. Краткие заметки о гайдновских клавирных сонатах. М., 1972 г.

5. Меркулов А.М. Йозеф Гайдн. Личность. Творчество. Интерпретация. М.: «Дека – ВС», 2018 г., стр. 11-13, 42

5. Кузина З. Методическая работа «Как исполнять сонаты Гайдна», 2020 г.









в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.