Методическая разработка «Развитие познавательных способностей как средство формирования УУД в рамках реализации ФГОС»
Тема: Развитие познавательных способностей как средство формирования универсальных учебных действии в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта.
Автор: Топкасова Светлана Николаевна.
Актуальность:
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что педагогические работники обязаны: «Развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать культуру здорового и безопасного образа жизни».
Современная школа является важным этапом в развитии личности. На этом этапе формируются и развиваются универсальные учебные действия, необходимые для дальнейшего самообразования, самосовершенствования и саморазвития. При проявлении познавательной активной деятельности формирование универсальных учебных действий проходит намного эффективнее. Следовательно, развитие познавательных способностей на всех этапах обучения является актуальным, так как относится к одному из основных условий интеллектуального развития.
Новизна опыта
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования строится на основе системно-деятельностного подхода. Для его практической реализации возникла необходимость формирования опыта познавательной деятельности у обучающихся через исследовательское обучение.
Современная концепция математического образования предполагает, что обучающийся добывает знания самостоятельно, а учитель – осуществляет мотивационное управление его учением, т.е. мотивирует, организует, координирует, консультирует. Грамотно организованная самостоятельная или совместная с взрослым деятельность способствует саморазвитию, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению не только в образовательной работе, но и в реальных ситуациях. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
Особенным является формирование системного, логического, универсального мышления ученика, которое позволит ему самостоятельно решать не только математические и экономические проблемы, но и, обнаружив межпредметные связи, выходить на уровень философского решения проблемы.
Одним из сложных и важных предметов в школе является математика. Многие учебные предметы, таких как «Физика», «Информатика», «Химия», «Шахматная грамотность» и другие включают элементы математики. Изучение математики требует трудолюбия и усидчивости. Большую часть учащихся в нашей школе составляют дети со средними способностями. Они теряют интерес к предмету, встречаясь с трудностями. Нельзя забывать об учениках с низким уровнем способностей, а также о высокомотивированных обучающихся. Для каждого из них нужен индивидуальный подход.
Как можно активизировать класс, настроить на творческую работу?
Отвечая на этот вопрос, могу сказать: «Использую разные виды деятельности на каждом этапе урока». В них входит индивидуальная работа, работа в парах с последующей самопроверкой, работа в группах и фронтальная работа.
За годы своей работы научилась сочетать традиционные методы и формы организации учебно-познавательной деятельности с инновационными.
Для успешного решения данной проблемы я применяю технологии развития критического мышления, проблемного диалога, дифференциации обучения, проектной и исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии.
Современный урок нельзя представить без применения информационной и компьютерной техники. Информационно коммуникативные технологии и интерактивные технологии применяются мною системно. В зависимости от учебных целей и задач конкретного урока я использую эти технологии на разных этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении нового материала, рефлексии, повторении ранее изученного.
Урок разбиваю на этапы.
Особое внимание уделяю устному счету. В современном мире с помощью гаджетов и программ вычислить можно всё. Поэтому я развиваю вычислительные навыки, включая устный счет в каждый урок, и сразу вижу результат, который могу корректировать индивидуально. У меня есть раздаточный материал, состоящий из разно уровневых таблиц, которые пронумерованы. Темы таблиц: умножение и деление натуральных чисел, сложение, вычитание, умножение, деление десятичных дробей, вычисление процента от числа, действия с обыкновенными дробями и другие. Каждый урок использую разные таблицы. Применяю различные приёмы. Один урок устно отвечаем по цепочке, другой записываем только ответы на листке и проводим взаимопроверку, третий назначаем эксперта (из учащихся), который зачитывает верные ответа и т.д. Следовательно, развиваю познавательные процессы: память, мышление и внимание. Получила следующие результаты - за 2,5 года:
Провожу актуализацию знаний, используя игровой материал:
Согласен не согласен
Интерактивная карусель
Тестовое задание
Фронтальный опрос
Письменный опрос
Игровая цель
Интеллектуальная разминка
Цепочка признаков, свойств.
Например, перечислите все свойства параллелограмма. При этом развиваются: восприятие, внимание, воображение, память, мышление.
Этот этап зависит от типа урока:
Усвоение новых знаний
Урок повторения
Урок закрепления
Урок обобщения
Урок контроля
Урок исследования и т.д.
Подбираю интересные задания с практическим применением и исследованием, задачи с пропусками, практические опыты и эксперименты, проекты и т.п.
На примере исследовательской деятельности:
Так как любой ребенок уже исследователь с рождения, жажда познания нового – вот смысл исследования. Одной из задач на уроке ставлю развитие умений и навыков исследовательского поиска, которое дало следующие результаты.
Мониторинг формирования опыта познавательной деятельности через исследовательское обучение.
Делаем выводы из полученных знаний. Применяем и закрепляем полученные знания.
На данном этапе использую разно-уровневые тренажеры, для отработки навыков и закрепления полученных знаний.
Подводим итог урока. Применяю различные виды рефлексии - коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.
Благодаря рефлексии ребенок понимает: ради чего он изучает данную тему; как она ему пригодится в будущем; какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке; какой вклад в общее дело он может внести; может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников. Процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.
Неотъемлемой частью урока являются здоровье сберегающие технологии, например, физические минутки или динамические паузы.
Познавательные способности развиваю не только на уроках, но и во внеурочное время. Разработаны курсы внеурочной деятельности: «Решение задач повышенной сложности» - 9 классе, «Решение текстовых задач» - 8 класс, «Задачи с параметром» - 9 класс, «Шахматы».
Итак, если создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса и развития креативных способностей личности а, следовательно, качественному росту результатов обучения и успешной сдаче Основного Государственного Экзамена. В таблице приведены результаты за последние три года. Сто процентное прохождения Основного Государственного Экзамена по математике.
Результативность и распространение собственного педагогического опыта:
№ | Мероприятие | Тема | год |
1 | Школьное методическое объединение (ШМО) | «Роль и место самостоятельной работы с учебником» | 2014 |
2 | Межшкольное методическое объединение (ММО) | "Интерактивные технологии обучения математики в основной школе" | 2015 |
3 | Методическое объединение классных руководителей | Познавательная деятельность во внеурочное время | 2016 |
4 | Областное методическое (научное) мероприятие «Межмуниципальные педагогические чтения Инновации в образовании» | «Шахматы – верный путь к успеху» | 2017 |
5 | Публикация "Интеллектуал Зауралья" выпуск №6 | «Шахматы – верный путь к успеху» | Декабрь, 2016г. |
6 | Областной конкурс «Шахматный помощник» | Интерактивная дидактическая игра. | 2016г |
7 | Всероссийская научно-практическая конференция | Развитие познавательных способностей обучающихся на уроке математики | |
8 | Публикации в Интернет – источниках. Журнал «Эдукон» | Вводный урок. Геометрия в 7 классе. | 2014 |
9 | Публикации в интернет источниках. Videouroki.net | Рабочая программа по математике. 8 класс | 2014 |
10 | Фестиваль медиауроков - 2014 | «Как Алиса стала королевой» | 2014 |
Достижения обучающихся:
№ | Мероприятие | место | год |
1 | 7 Международная олимпиада, «МАТОЛИМП.ИНФО» | Участник | 2016 |
2 | Международный дистанционный блиц турнир «Новый урок» | Диплом 1 степени | 2016 |
3 | Международный дистанционный блиц турнир «Новый урок» | Диплом 3 степени | 2016 |
4 | Международный математический конкурс «Кенгуру» | Участник | 2016 |
Итак, применение мною современных образовательных технологий в преподавании математики привело к следующим значимым результатам:
приобретение учащимися навыка самостоятельной организации своей учебной деятельности; формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать;
формирование личностных качеств ученика;
повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика.
активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся.
Представленный педагогический опыт считаю результативным, поскольку проводимая работа помогает успешно преодолевать разнообразные трудности в обучении детей, давая высокие результаты.
12