Методический семинар «Современные технологии работы с родителями»
МБУ ДО «Дом детского творчества
Методический семинар для педагогов дополнительного образования
на тему «Современные технологии работы с родителями»
Автор Дейлид Е.Б.,
методист МБУ ДО «Дом детского творчества»
с.Карагай, 2021
Методический семинар для педагогов дополнительного образования
«Современные технологии в работе с родителями»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования в вопросах взаимодействия с родителями обучающихся.
Задачи:
Обобщить знания педагогов о нормативно – правовом обеспечении взаимодействия с родителями обучающихся;
Закрепить знания педагогов о современных подходах, формах, методах взаимодействия с родителями.
Развивать у педагогов интерес к профессиональной деятельности через игровые приемы и упражнения.
Участники: педагоги дополнительного образования, методисты.
Приветственное слово
Ход семинара
Упражнение «Три слова о себе»
Цель: установление контакта. Настрой на взаимодействие.
Каждому участнику предлагается описать свое настоящее состояние (себя) тремя словами. Имя за слово не считается.
Упражнение «БИНГО»
Цель: настрой на работу с окружающими и введение в тему семинара.
- Каждый участник получает карточку БИНГО, разделенную на 9 квадратов.
- Каждый квадрат содержит определение одного из присутствующих (по теме семинара).
Найдите коллегу, которая была постоянным организатором поездок в цирк | Найдите коллегу, которая проводила Осенний бал в классе у сына | Найдите коллегу, которая была классным руководителем у дочери |
Найдите коллегу, которая организовала сплав с классом у дочери | Найдите коллегу, которая вела выпускные балы у обеих дочерей | Найдите коллегу, которая проводила урок рисования на английском языке в классе у сына |
Найдите коллегу, которая на протяжении многих лет на классных мероприятиях играла роль Бабы-Яги | Найдите коллегу, которая вела кружки в классах у своих детей | Найдите коллегу, которая была в составе родительского комитета в классе у дочери с 5 по 11 класс |
- Необходимо «найти человека» с данным определением.
- Когда участники найдут подходящего под определение человека, они могут задать ему два собственных добавочных вопроса о текущем утверждении. Это может стать удобным случаем для расширенного обсуждения.
Таким образом, мы выяснили, что каждый из нас имеет опыт «родительства в школе». Каждый тесно сотрудничал с образовательными организациями, проявил себя в той или иной степени.
В настоящие время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности образовательной организации невозможно без эффективного сотрудничества родителей и педагогов. На протяжении всего срока пребывания обучающегося в образовательной организации педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении.
Восточная пословица гласит: Чтобы хлопнуть в ладоши — нужны две ладони. Каким будет хлопок, зависит от обеих ладоней.
Родители должны быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Сегодня новизна этих отношений между ОО и родителями определяется понятиями «сотрудничество», «взаимодействие».
Лекция
Метлякова Любовь Анатольевна «Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования».
Основой поддержки семейного воспитания в образовательных учреждениях выступает процесс взаимодействия педагогов с семьей. Чем эффективнее такое взаимодействие, тем продуктивнее процесс развития воспитательного потенциала семьи и успешнее деятельность по решению жизненных и педагогических трудностей, личностно значимых для каждого члена семьи.
Осуществление конструктивных педагогических взаимодействий, в которых участники (педагоги, родители, члены семьи, дети) могут реализовать себя как со-деятели, со-творцы в условиях интегрированного образовательного пространства, не может ограничиться только одной педагогической технологией.
Технология социального партнерства образовательного учреждения и семьи (О.Ю. Кожурова; И.А. Писаренко (И.А. Хоменко).
Цель социального партнерства – формирование системы добровольных и взаимозаинтересованных отношений и взаимоподдержки субъектов партнерства, приводящих к развитию их воспитательного потенциала. Результатом взаимодействия образовательного учреждения с семьей является то, что стало непосредственным итогом этого взаимодействия (родители, дети и педагоги приобрели некое знание, пережили и прочувствовали нечто как ценность, приобрели опыт действия в решении личностно значимой для них проблемы).
Технология «встречных усилий» субъектов взаимодействия (Н.М. Недвецкая).
«Встретиться» – «сойтись с кем-либо, идя, двигаясь с разных сторон». «Встречающиеся» - это педагоги, родители, дети. Важно, чтобы «встреча» окончилась не расхождением путников, но объединением усилий в процессе достижения общей цели – повышения качества семейного воспитания, качества взаимодействия субъектов и качества образования в целом. Данная технология основана на мобилизации активности субъектов. «Умение мобилизовать активность не только в желаемом, но и в нужном направлении, проявить инициативу, решительность и дисциплинированность одновременно – вот качества, которые развивают совместную деятельность» (К.А. Абульханова-Славская). Данная технология позволяет повысить степень восприятия и переработки родителями педагогической информации, формирует мотивационную готовность к интенсивной воспитательной деятельности; стимулирует ответственное отношение родителей к процессу повышения собственной педагогической компетентности, учит приемам самообразовательной деятельности по вопросам семейного воспитания.
Технология неформального образования родителей (Н.Н. Букина).
Суть технологии заключается в том, что она раскрывает современный подход к проблеме образования родителей как воспитателей – образование родителей как воспитателей, направленное на повышение их функциональной грамотности, должно предполагать преодоление ошибочных позиций в родительском отношении к ребенку. Особое значение в реализации технологии неформального образования родителей принадлежит вопросу изучения образовательных запросов родителей. Изучение образовательных запросов и потребностей родителей дает весьма пеструю картину – от профессионально формулируемых вопросов родителей – педагогов до ясно выраженного отрицания необходимости обучения вообще и в области психолого-педагогических знаний в частности –отрицания, проявляющего чаще у родителей с завышенной самооценкой и (или) низким культурным уровнем. Результативность технологии неформального психолого-педагогического образования родителей заключается в следующем:
- углубляются общие мотивы обучения родителей;
- расширяются интересы родителей, связанные с проникновением в мир
ребенка;
- появляются новые стимулы для совершенствования взаимоотношений в семье (единство требований, учет особенностей природы ребенка, разработка исследование стратегии индивидуального образования, возникновение стимулов для развития личности самого родителя на основе рефлексии);
- приобретение родителями позитивного опыта разрешения жизненных и
воспитательных проблем.
Технология воспитания будущего семьянина (Е.И. Зритнева); Педагогическое взаимодействие с детьми в этом направлении основано на технологии воспитания будущего семьянина, которая ориентирована на формирование у детей необходимых для семейной жизни компетенций.
Технология педагогического консультирования семьи;
Педагогическое консультирование семьи – вид социально- педагогической поддержки членов семьи и технология поддержки семейного воспитания, сущность которой составляет организованное взаимодействие педагога-консультанта и консультируемого, направленное на разрешение проблем, связанных с воспитанием детей в семье, реализацией родительской
роли и личностным развитием каждого члена семьи.
Технологии модерации внутрисемейного взаимодействия; В практике
педагогического консультирования семьи используются как индивидуальные (чаще всего), так и групповые консультации. При реализации технологии группового консультирования семей используется технология моделирования (модерации) – это технология педагогического консультирования, направленная на организацию структурированной коммуникации в группе с целью обсуждения и принятия оптимального решения проблемы. В основе модерирования лежит использование специальных технологий, помогающих организовать процесс свободной коммуникации членов семьи, обмена мнениями, суждениями и подводящих клиентов к принятию самостоятельного решения за счет реализации внутренних возможностей.
Технология социально-педагогической самоорганизации семьи
(М.М. Прокопьева);
В основе технологии – понимание семьи как самоорганизующейся социально-педагогической системы, которая создается внутрисемейными отношениями, самим укладом жизни на основе использования трудовых, социальных, культурных традиций и ориентации на духовные ценности как условие развития и саморазвития личности. Социально-педагогическая самоорганизация семьи – это деятельность по развитию способности системы семейного воспитания к непрерывному самообновлению посредством преодоления противоречий своего развития и, главное, усилиями самих участников, членов семьи и ближайшего окружения.
Дистанционные технологии поддержки семьи (И.А. Писаренко (И.А.
Хоменко); Н.А. Болсуновская); Основой интерактивного взаимодействия ОУ с семьей с помощью современных коммуникационных технологий является технология дистанционного обучения как технология целенаправленного и методически организованного руководства учебно-познавательной деятельностью обучаемых, реализуемой при любой форме обучения в рамках системы дистанционного образования. Даная система предполагает специфическую интерактивную форму непрерывного образования, предполагающую вариативное и контролируемое самообразование субъектов с помощью специализированной информационно-образовательной среды.
Технология тьюторского сопровождения семьи (Т.М. Ковалева,
И.А. Писаренко (И.А. Хоменко) и др.Важнейшим ресурсом в практике взаимодействия образовательного учреждения и семьи в современных условиях выступают семейное тьюторство и связанный с ним процесс проектирования образовательного маршрута семьи. Эта технология наиболее актуальна при реализации процесса поддержки семейного воспитания. Отметим, что в отечественной литературе практически не представлены технологии проектирования индивидуальных образовательных маршрутов семьи. Описание инновационных подходов к взаимодействию с семьей на основе технологий тьюторского сопровождения семьи концептуально представлено в исследованиях И.А. Хоменко, Т.М. Ковалевой. Исследовательские позиции данных авторов представляют наибольший научно-практический интерес для теории семейного воспитания.
Суть технологии семейного тьюторства заключается в проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута семьи (ИОМС). Слово «маршрут» подразумевает некий определенный план движения к конкретной цели.
Технология развития воспитательного потенциала семьи, находящейся в социально-опасном положении. Профилактика социального сиротства через организацию социально-педагогической деятельности общеобразовательных организаций с семьями, находящимися в соп.
Динамическая пауза
4) Игра на сплочение «Шанхайцы».
Цель: сплочение группы, формирование доверия. (В свободном пространстве зала.)
Инструкция: «Встаньте в шеренгу и возьмитесь за руки. Первый в шеренге осторожно закручивается вокруг своей оси и тянет за собой остальных, пока не получится «спираль»». В этом положении участники должны пройти некоторое расстояние. Можно предложить группе в конце своего движения осторожно присесть на корточки
5) Упражнение «Стой спокойно»
Играющие образуют круг. Ведущий ходит внутри круга и, остановившись перед кем-нибудь, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому он обратился, должен стоять спокойно, а его соседи должны поднять руки: сосед слева — правую, сосед справа — левую. Кто ошибется, выходит из круга.
6) Упражнение «Головоломка» по теме «Формы работы с родителями»
Навыки: умение работать в команде, мышление, принятие решений.
- Участники получают части головоломки с написанными на ней заданиями.
- Участники должны найти тех, у кого есть часть их головоломки.
- Когда участники найдут свою группу, они работают в команде, чтобы собрать головоломку и выполнить задание.
«Головоломка» по теме «Формы работы с родителями»
Задача педагогов: определить, какие формы работы необходимо использовать при решении основных задач в блоках. Запишите их.
Блок | Задачи | Формы |
Педагогическое просвещение родителей | Повышение педагогической грамотности родителей | Лекции, семинары, семинары-практикумы, открытые занятия, работа творческих групп по интересам, родительские собрания, консультации, наглядная агитация, информационные часы, информационные «10-минутки», стенды, библиотека полезных материалов для родителей, тематические выставки… |
Блок | Задачи | Формы |
Включение родителей в деятельность Дома детского творчества | Создание условий для включения родителей в деятельность ОО | Соревнования, кружки, выпуск газеты, конкурсы, викторины, совместные мероприятия, включение в проектную деятельность, деловые игры, сетевые педагогические игры-викторины между семьями… |
Блок | Задачи | Формы |
Информационно-аналитический | Выявление интересов, потребностей, запросов родителей | Проведение социологических срезов, опросов, анкет, «Почтовый ящик»… |
Блок | Задачи | Формы |
Инновационные, нетрадиционные формы взаимодействия с родителями | Активизация участия родителей в жизни детей | Проведение социологических опросов, срезов, «Почтовый ящик», совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей, выпуск стенгазет, организация мини – библиотек |
| | Мастер-классы, педагогические мастерские, интернет-консультирование, форумы, чаты, телефон доверия, |
7) Правила построения эффективного общения с родителями.
Прежде чем пригласить родителей, на какое-либо мероприятие, событие, занятия или просто побеседовать с ним, необходимо знать и принципах взаимодействия с родителями.
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями;
- индивидуальный подход;
- сотрудничество, а не наставничество; (без критики).
- готовимся серьезно (любое мероприятие с родителями, даже самое небольшое, необходимо тщательно готовить);
- динамичность (быстро реагировать на изменения социума, от этого должны меняться формы и направления работы).
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того, чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов» (чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса.)
Самые универсальные – это:
Улыбка,
Имя собеседника
Комплимент.
8) Упражнение «Комплимент»
Цель: умение доброжелательно общаться с родителями. Сидя в кругу сделать комплимент сидящему рядом участнику как одному из родителей своей группы. Чтобы расположить к себе собеседника.
Применить «Правило трех плюсов»
Задание: Сказать комплимент своему партнеру по общению. Каждый участник по кругу передает мяч и говорит своему соседу добрые, хорошие слова
Инструкция: Обратите внимание на достоинства своего соседа, посмотрите, как он сегодня выглядит, постарайтесь заметить его привлекательность и обаяние. Сделайте ему комплимент
В процессе выполнения упражнения следуйте двум советам: пусть комплимент звучит искренне, любой комплимент дол жен быть немедленно возвращен.
9) «Такие разные родители»
Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, другие родители не хотят воспитывать ребенка. Другие не умеют. Третьи не понимают, зачем это нужно. Кто-то свободно идет на контакт с педагогом, а кто-то, один раз написав заявление, больше и не был в образовательной организации.
10) Упражнение «Самый трудный родитель, самый приятный родитель»
Для начала, поднимите руки те, у кого стаж работы до 15 лет. Мы предлагаем вам объединиться в одну группу. А сюда пересядут те педагоги, опыт которых более 15 лет.
Мы предлагаем вам в небольших группах написать на силуэтах
- отрицательные качества родителя, которые, на ваш взгляд, мешают взаимодействию педагога и родителя (обобщенный портрет родителя, общение с которым вызывает у вас отрицательные чувства).
- положительные качества родителя, на которые мы можем опереться при взаимодействии (портрет родителя, общение с которым вызывает положительные эмоции).
Группы представляют свои портреты.
Вывод после отрицательных: Мы с вами перечислили качества, которые мешают взаимодействовать. В связи с этим мы понимаем, какие риски нас ждут и должны быть готовы к этому.
Чтобы избежать противостояния с родителями:
- необходимо проявлять сдержанную доброжелательность и открытость;
подчеркнуть значимость родителей в воспитании собственного ребенка;
показать родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит и почувствует, что педагог заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической» защите и проявит готовность к сотрудничеству.
- Не надо стремиться, во что бы то ни стало отстаивать свою позицию, навязывать своё мнение родителям (давление приводит к протесту). (Пример с ладонями).
- Обсуждайте проблему, а не личные качества ребенка и его родителей.
Нужно выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и педагогов детского сада, то существующая воспитательная проблема будет успешно решена. «Мы вместе против проблемы, а не против друг друга».
Специфика современных родителей, современная образовательная практика требуют поиска и внедрения инновационных технологий поддержки семейного воспитания, которые основаны на эффективных технологиях взаимодействия с семьей обучающегося, сочетающих в себе элементы традиционного педагогического просвещения и интерактивного обучения детей и взрослых, элементы формального и неформального образования детей, педагогов, родителей.
11) Игровое упражнение "Современные родители – какие они?" (по методике «Фокальный объект»
Найдите новое качество воспитания в вашей работе. Возможно, это будут критерии результативности вашей обновленной программы.
– МФО - это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов. Отправные точки техники – ассоциативный поиск и эвристические свойства случайности;
- МФО - метод решения изобретательских задач и активизации творческого мышления, который широко применяется в ТРИЗ, педагогике, маркетинге и других областях, требующих нестандартного взгляда.
- впервые применил термин «фокальные объекты»американский ученый Ч. Вайтинг в 1958 г, имея в виду, что совершенствуемый объект лежит в фокусе переноса характеристик.
Технология применения:
Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
Шаг 2.Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
Шаг 3. Записываем свойства случайных объектов.
Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
Шаг 6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.
12) Домашнее задание
Очень часто в нашей работе нам приходиться обращаться к родителям с разного рода просьбами. Что мы делаем? Чаще всего – это сухое рукописное объявление, к которому мы отправляем родителей. Я предлагаю Вам составить объявление, прочитав которое ни один родитель не решился бы Вам отказать.
5. ) Упражнение «Объявление»
Цель: упражнение педагогов в составлении неординарного объявления для родителей.
Инструкция: Составьте объявление для родителей
1. Составьте объявление для родителей с просьбой помочь сшить шторы в кабинет.
2. Составьте приглашение для родителей на акцию …(по теме образовательной программы).
3. Напомнить родителям о своевременном обновлении инструментария для занятий.
4. Пригласить всех родителей на субботник.
5. Попросить родителей оформить творческий уголок в кабинете (по тематике образовательной программы).
6. Попросить родителей поучаствовать на параде скворечников.
Благодарю вас, коллеги, за помощь, за творчество, активность и проявленный профессионализм в нашем сегодняшнем мероприятии.
Рефлексия «Термометр»
Цель: оценка мероприятия и участников на мероприятии.
Ведущий: Сейчас мы вам предлагаем померить и вашу температуру.? Просим оценить вашу творческую температуру на нашем термометре.
Методические ресурсы
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребёнком. Как? Астрель; Владимир, 2010.
Дереклеева Н. И. Новые родительские собрания. 5 – 9 классы. — М., 2008
Кулакова Т. В. Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка // Педагогика: традиции и инновации: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015.
Коробкова В.В., Метлякова Л.А., Якина Ю.И. Родительское образование: современные подходы и технологии. Пермь, 2017.
Коробкова В.В., Метлякова Л.А., Якина Ю.И. Формирование педагогической компетентности современных родителей. Пермь, 2018.
Метлякова Л.А. Инновационные технологии поддержки семейного воспитания в учреждениях образования. Пермь, 2016.
Овчинникова Н. В. Семейный клуб — одна из эффективных нетрадиционных форм взаимодействия семьи и школы // Молодой ученый. — 2016.
Хлюстова М.В. Успехи дворца – результат сотрудничества с родителями. //Бюллетень. №4 (58), 2018.
13