Методическое пособие «Как организовать досуг детей в семье»

8
2
Материал опубликован 18 February 2020 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Гыданская школа-интернат среднего общего образования

Имени Натальи Ивановны Яптунай

___________________________________________________________

629372, ЯНАО, с. Гыда, мкр. Школьный, УФК по Ямало-Ненецкому автономному округу

тел./факс .: 8(34940)63-3-10, 2-25-13









Методическое пособие

«Как организовать досуг детей в семье»

























Составитель: Яр Валентина Нюдиковна









Методическое пособие

Цели: Развитие чувства любви и гордости за свою семью, к родному краю. Развитие творческих способностей, фантазии. Воспитание любви к родителям, сплочения детских отношений в семье.

Задачи:

- просвещение семей о возможностях проведения семейного досуга, как дома, так и вне его;

- разработка досуговых программ;

- организация досуговой деятельности детей и родителей.

Введение:

В тундре длинная, холодная и очень суровая зима. И длится она долгих девять месяцев. Ночи становятся длинней, холодней, дни становятся короче.

Но народ в этом краю очень выносливый: не боится ни пурги, ни метелей, не тёмных ночей. Народность, проживающая в этом краю – ненцы.

Наши дети очень талантливы, любят заниматься рукоделием, рисованием, шитьем из меха, бисероплетением, лепкой.

Особое предпочтение уделяют бисероплетению. Дети умеют создавать своими руками оригинальные и неповторимые поделки и сувениры: - домашних и диких животных, насекомых, цветы, шкатулки, национальные пояса, чехлы для телефона и многое другое…

Особенно творческая фантазия развивается у детей при создании декоративных панно, шитье национальной одежды для кукол, при строительстве «чумиков» и пошиве для них покрытий.

А чтобы вам, дорогие родители не было скучно, мы предлагаем рассмотреть несколько разработок творческих поделок, которые выполнены воспитанниками в возрасте 11-15 лет.

Очень надеемся, что среди них, вы найдёте тот материал, который вы можете выполнить со своими детьми дома.

Панно «Мамины помощники»

Большая часть наших воспитанников, летом кочует со своими родителями по тундре. Можно свой отдых изобразить на рисунке, а можно выполнить панно.

Вот и мы решили выполнить панно.

Для выполнения работы требуется:

- ткань голубого, зелёного, синего, белого цветов, сукно красного, черного, оранжевого цветов, красные пайетки, бусины, свело – коричневая кожа, иглы, швейные нитки, клей ПВА.

Описание работы:

Выбираем размер панно высота 18 см, ширина – 24см.

Ткань синего цвета определяем для неба, зеленого цвета – для земли, ткань темно – коричневого цвета – для холмов.

Чум выполнен из светло – коричневой кожи, высота чума 8 см.

Домашняя утварь: топор, поленья вырезаны из светлой ткани. Мальчики одеты в сорочку из сукна красного и оранжевого цвета. Природные пейзажи вышиты бусинами и пайетками красного цвета. Данное панно изготовить вместе с детьми за два дня.



t1582014565aa.jpg







Нарцисс

Для изготовления цветка вам потребуется бисер разных цветов: белый, зелёный, жёлтый, темно – красный, леска для плетения бисера.

Описание работы:

Начинаем работу с плетения лепестков. Нанизываем на проволоку 3 бисеринки и пропускаем конец второй проволоки навстречу первой через две бисеринки. А дальше плетем по схеме №1.

Сплетите ещё 5 лепестков и соедините их между собой так, показано на схеме № 2.

Нанизываем на проволоку бисер зелёного цвета по схеме № 3, плетём стебель и веточки нарцисса. Готовые лепестки соединяем со стеблем с помощью проволоки. Из бусин жёлтого и темно – красного цвета плетём сердцевину и крепим в центр соединения лепестков.

Наш нарцисс готов. Этот нарцисс станет отличным подарком к международному женскому дню или просто по случаю прекрасного денька.t1582014565ab.jpg схема № 1

t1582014565ac.jpgСхема № 2

t1582014565ad.jpgСхема № 3

t1582014565ae.jpgСхема № 4

































Плоский барбус

Для изготовления рыбки потребуется: крупный бисер розового, красного, фиолетового цвета, но одного размера, желтый стеклярус, проволока.

Но если использовать бисер других цветов, то у вас получится другая рыбка. Наберите на проволоку 2 красных, 1 розовый, 1 красный, 1 розовый бисер и пропустить конец второй проволоки навстречу первому через 1 роз, 1 кр. 1 роз бисер.

Сплетите голову по схеме 1. Сплетите из бусин туловище, хвостик рыбки сплетите из желтого стекляруса по схеме 2.

Сделайте из крупной белой бусины-глазки, затем к бусине прикрепите маленькую черную бусинку по схеме 3.



t1582014565af.jpg

















Цепочка “Зигзаг”

Перед работой с бисером рассказываю детям историю появления стеклянных бус и бисера, а затем начинаем работать.

При плетении цепочки пользуемся техникой и плетение колечками. Для её плетения потребуется бисер 2 цветов, но одного размера. При этом набираем бисерины нужного цвета в соответствии с узором (рис. 1). Последовательность выполнения операции показано на рис (а, б, в, c). Можно придумать много вариантов такой цепочки.

Нарисовать основу и раскрасить бисеринки так, чтобы получился нужный вам узор.





t1582014565ag.jpg













Ажурная цепочка с узором “Волна”

При плетении цепочки используем технику и сетчатое плетение.

Для ее изготовления требуется бисер двух цветов. Плетем цепочку по схеме. Берем иглу с нитью, закрепляем.

Набираем 10 бисерин (с первой по десятую), входим в десятую сверху, как на рисунке (б). Набираем 6 бисерин (с одиннадцатой по шестнадцатую), входим в восьмую снизу (рис. В). Набираем шесть бисерин (с семнадцатой по двадцать вторую), входим в четырнадцатую сверху (рис.2). Далее плетем аналогично схеме, набирая бисерины нужного цвета.



t1582014565ah.gif



Заколка “Осенняя тундра”

При изготовлении заколки используем технику “плетение крестиками”. Для ее изготовления потребуются крупные бусы двух цветов – белый и желтый, а также мелкий зеленый бисер. Также понадобится металлическая заколка для волос и леска.

Концы лески продеваем в иглы. Обозначим их цифрами 1 и 2. Иглой 1 набираем 4 бусины (с первой по четвертую), рисунок А. Входим иглой 1 в первую бисеринку во второй раз так, как показано на рисунке Б. Подтягиваем леску. Получаем первый крестик цепочки (1 звено). Справа игла 1, слева игла 2. Иглой 1 набираем 2 бисерины (пятую и шестую). Иглой 2 набираем одну бисерину (седьмую) и входим в шестую бисерину навстречу игле 1 (рисунок В). Потягиваем леску, получаем второй крестик (2 звено цепочки). Иглы поменялись местами.

Справа – игла 2, слева – игла 1. Далее плетем до тех пор, пока не получим цепочку нужной длины для заколки.



t1582014565ai.png

















t1582014565aj.jpg



Волшебные пальчики!

















Ненецкая кукла-игрушка

В тундре нет магазинов, где ребенок мог бы выбрать себе игрушку. И поэтому на изготовление кукол идут костяные пластины клюва, снятые с куском меха. Головой куклы служит верхняя пластина клюва. Туловище куклы представляет собой продолговатый кусочек сукна высотой 9-10 см, а шириной 6 см. Основа туловища состоит из двух частей: передней и задней полочек, которые являются одеждой куклы. Переднюю полочку – это лицевая сторона одежды куклы, мы украшаем орнаментом “локоть лисы”. (можно украсить продольными полосами, вырезанными из сукна (1 – 1,5см) разного цвета). И пришиваем орнамент нитками по цвету орнамента. Дополнительно костюм куклы декорируем бисером разных цветов.

Заднюю и переднюю полочки сшиваем между собой по низу, бокам и плечам, оставляем отверстие сверху. В полученное на туловище отверстие вставляем голову (клюв) и закрепляем ее, ушивая ворот (это кукла-мужчина).

У куклы - женщины голову украшаем нарядными косами, сделанными из сукна, украшенные бисером.

t1582014565ak.jpg



t1582014565al.jpg

Вместе с мамой!

Активное приближение родителей к жизни детей вовсе не трудное дело и доставляет даже удовольствие. Каждый родитель вырабатывает такое устройство семейного, которое наиболее соответствует особенностям его семьи. Огромную роль в семейном воспитании играет эмоциональный фон в семье, отношения между родителями, их умением поддержать любовь и теплоту друг другу и детям. Только в здоровой семье, где царит любовь и взаимопонимание, могут вырасти полноценно развитые дети, со здоровой психикой и позитивным отношением к жизни.















Чумик

Чум – традиционное жилище, конической формы, которое состоит из шестов и покрывается шкурой оленя или брезентом.

Чум – универсальное переносное жилище народов Севера, которые занимаются оленеводством, рыболовством.

Для изготовления чумика требуется сукно красного, белого цветов, узкие ленты разных цветов, палочки – шесты, чёрный и светлый картон, ткань розового цвета. Ставим в центр печку, сделанную из серого картона. Высота печки – 4 см, длина 6 – см, ширина – 3,5 см. шесты для чума мальчики строгают вместе с папой. Их нам нужно 12-14 штук высотой 13 см устанавливаем каркас. Ставим печную трубу, выполненную из чёрного картона, высота 18 см. Покрываем каркас чума покрытием из синего сукна, украшенного ненецким орнаментом. Узкими ленточками, разного цвета закрепляем покрытие чума. Кладём постельные принадлежности, ставим столик. На постель высаживаем кукол, сделанных их птичьих клювов. Игрушка готова. Играйте вместе со своими детьми в сюжетно – ролевые игры.

t1582014565am.jpg








t1582014565an.jpg



Шкатулки, цветочки, рождественские поделки, украшения…





t1582014565ao.jpg



Настенное панно





























t1582014565ap.jpg



Кукольная семья!

















t1582014565aq.jpg

На все руки мастера!













t1582014565ar.jpg

Маленькие мастерицы!



















Заключение

Своей работе я показала различные виды творческих рукодельных работ, которые возможно выполнить воспитанникам младшего школьного возраста вместе со своими родителями. Работы привлекают своим внешним видом, разнообразием практического применения, а иногда новизной и необычностью.

Опыт показывает, что дети с большим желанием, заинтересованностью и любовью занимаются рукоделием с родителями.

Семейный досуг должен строиться исходя из основных сфер семейных отношений и учитывая все функции семьи. Отдыхая и общаясь, участвуя в совместных занятиях, играх родители и дети учатся быть ближе друг к другу. Мастерство многих рукодельных работ переходит от старшего поколения к младшему. Родители должны стараться правильно организовывать досуг своих детей. При правильной организации досуга, дети проявляют не только аккуратность, старательность в работе, но и развивают много выдумки, фантазии, творческого азарта. Всё это важно не только в трудовой подготовке детей, но и ценно в сплочении семьи – родителей и детей.

Занятия декоративно – прикладным искусством оказывает положительное влияние на формирующий организм и личность ребёнка. Совмещая такие занятия с досугом, мы даём возможность ребёнку раскрыть свой творческий потенциал, развивать волевые качества, получать массу интересной информации из области истории, литературы, музыки, изобразительного искусства.

Сколько радости получат ваши дети, когда они своими руками сделают красивую игрушку, цветок, поясок, рождественское яйцо из бисера с национальным орнаментом. А сколько будет радости, когда ваши дети построят игрушечный «чумик» для кукол.





Желаем творческих успехов!




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Отличная разработка!!!

18 February 2020

Благодарю за прекрасный опыт!!!

18 February 2020