Методическое пособие «Приемы работы с учащимися с тяжелыми множественными нарушениями развития в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья №5»
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом Детского Творчества «Искорка»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Приемы работы с учащимися с тяжелыми множественными нарушениями развития в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
|
Составители : Елькина Е.А., учитель, педагог ДО 1 квалификационной категории; Оганичева Н.В., учитель высшей квалификационной категории
|
Г. Чайковский, 2018
Содержание
Пояснительная записка |
2 |
Материал для реализации раздела «Работа с бумагой» коррекционного курса «Предметно-практические действия» |
5 |
Источники |
13 |
Приложение |
14 |
Пояснительная записка
С 1 сентября 2016 года в МБОУ СКОШ №5 реализуется ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2 адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью предполагает обучение учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Значительная часть детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР). Так, например: умеренная умственная отсталость, нарушения зрения и НОДА. В связи с выраженными нарушениями процессов познавательной деятельности у обучающихся с ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении программ дошкольного, а тем более школьного образования. Интерес к какой-либо деятельности у этих детей не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.
Актуальность создания методического пособия: необходимость создания адекватных условий обучения для учащихся с ТМНР, в рамках реализации ФГОС О УО (И/Н), через отбор средств, приемов и методов обучения.
Методических пособий для учителя, рабочих тетрадей по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» на данный момент нет.
Коррекционный курс «Предметно-практические действия» направлен на формирование у учащихся целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».
Цель создания методического пособия: Систематизация приемов работы с учащейся с ТМНР при реализации раздела «Работа с бумагой» коррекционного курса «Предметно-практические действия».
Задачи: 1. Отобрать образцы изделий из бумаги, доступные для выполнения учащимся с ТМНР и соответствующие содержанию коррекционного курса «Предметно-практические действия» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.
2. Способствовать развитию всех видов моторики учащегося с ТМНР через применение адекватных приемов и методов в ходе изготовления изделия из бумаги.
3. Создавать условия для развития представлений об окружающей действительности и формирования положительного эмоционального отношения к собственной деятельности.
Апробация материала проходит при организации индивидуального обучения учащейся с ТМНР (умеренная умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения), 3-й год обучения. Изделие выполняется 2 урока, занятия носят комбинированный характер.
Диагностику мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук можно провести по методике, предлагаемой в учебно-методическом пособии «Программа воспитания и обучения детей с сочетанными нарушениями: с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата» под общей редакцией Наумова А.А., ПГПУ – 2-е изд., - Пермь: КЦФКиЗ, 2011.
Проведение входной диагностики позволит обосновать выбор сложности изделий. Критерии для отслеживания динамики предметных результатов обучения по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» представлены в этом же пособии – с.81-85.
Материалы пособия могут использоваться при индивидуальной и классно-урочной форме обучения учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости, с тяжелыми множественными нарушениями развития. Для отработки других навыков работы с бумагой или реализации принципа дифференциации заданий с учетом уровня развития мелкой моторики (учащиеся с НОДА) необходимо подобрать дополнительные изделия или же использовать представленные модули, только выполненные с помощью приемов сминания бумаги, отрывания бумаги.
Перспектива : 1. Систематизация приемов работы с учащейся с ТМНР при реализации раздела «Работа с пластилином», «Работа с нитками» коррекционного курса «Предметно-практические действия».
Содержание методических материалов:
1. Изделие с описанием основных приемов деятельности учащегося.
2. Дополнительный материал (чистоговорка, гимнастика, четверостишие, материал для глобального чтения). В засимости от уровня работоспособности учащегося можно использовать один или несколько элементов дополнительного материала.
Изделие №1. Солнышко.
Основные виды деятельности учащейся: определение цвета бумаги, работа с трафаретом или шаблоном «круг», резание по прямой намеченной линии, прием «завивки» полоски, приклеивание элемента по намеченным точкам.
Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.
Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.
Дополнительный материал:
А) Слово для глобального чтения СОЛНЫШКО (методика глобального чтения)
Б) Пальчиковая гимнастика
Утро красное пришло, |
Солнышко, солнышко Солнышко, солнышко, Мы колечки соберем, Покатаем, поваляем И назад тебе вернем.
|
В) Закличка
Солнышко-ведрышко!
|
Солнышко-ведрышко, |
Г) Музыкальный материал
Изделие №2. Царевна лебедь.
Основные виды деятельности учащейся: определение цвета бумаги, работа с трафаретом или шаблоном «лебедь - туловище», резание по прямой намеченной линии, складывание полоски пополам, приклеивание элементов по намеченной линии.
Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.
Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.
Дополнительный материал:
А) Слово для глобального чтения ЛЕБЕДЬ (методика глобального чтения)
Б)
Двигательная гимнастика Лебеди летят, Крыльями машут. Ходить, махать руками. Прогнулись над водой, Качают головой. Слегка наклонить голову и покачать. Устали и сели, Песню пропели. Легкие движения (приседания) ногами. |
Пальчиковая гимнастика Прищипывание пальцев правой и левой руки поочередно, начиная с мизинца, на слова стихотворения. На волнах качаясь, лебеди плывут,
|
В) Любимые сказки – просмотр фрагмента мультфильма по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о цате Салтане».
Г) Музыкальный материал
Изделие №3. Цветок.
Основные виды деятельности учащейся: определение оттенков (цвета) бумаги, работа с трафаретом или шаблоном «круг», резание по прямой намеченной линии, складывание полоски пополам, приклеивание элементов по намеченной линии, прием «завивки» полоски.
Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.
Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.
Дополнительный материал:
А) Слово для глобального чтения ЦВЕТОК (методика глобального чтения)
Б)
Двигательная гимнастика Я в землю семечком попал И вдруг цветком красивым стал. И.п. полный присед, сгруппироваться; 1- встать потянуться вверх, руки на пояс; 2-и.п. (5-6 раз) Я выше к солнцу потянулся И лепестками лучиков коснулся. И.п. о.с. руки вдоль туловища; 1- руки через стороны вверх, встать на носочки; 2-и.п. (5-6 раз)
|
Пальчиковая гимнастика Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки) Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом) Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке) Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо) Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки) Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются) Они тихо засыпают, И головкою кивают. |
В) Любимые сказки – просмотр фрагмента мультфильма по мотивам сказки Г.-Х.Андерсана «Аленький цветочек», В.Катаев «Цветик – семицветик».
Г) Чистоговорка.
ОЙ – ОЙ- ОЙ – красивы все цветы весной.
ТЫ – ТЫ – ТЫ - появятся цветы
Изделие №4 Белка.
Основные виды деятельности учащейся: определение оттенков (цвета) бумаги, работа с трафаретом или шаблоном, резание по прямой намеченной линии, складывание полоски пополам, сгибание бумаги «гармошкой», приклеивание элементов по намеченной линии.
Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.
Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.
Дополнительный материал:
А) Слово для глобального чтения БЕЛКА, ГРИБ (методика глобального чтения)
Б)
Двигательная гимнастика Белка сушит сыроежки, Вращают плечами, согнув руки в локтях Лапкой с ветки рвет орешки. Поднимают вверх руки по-очереди Все запасы в кладовой Хлопают в ладоши Пригодятся ей зимой.
|
Пальчиковая гимнастика Белка прыгала, скакала, К зиме кладовки заполняла: Здесь – орешки, тут – грибочек
|
В) Любимые мультфильмы – просмотр фрагмента мультфильма «Лесные путешественники».
Г) Чистоговорка.
БЫ – БЫ – БЫ – белка ест грибы.
СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу.
Изделие №5. Божья коровка.
Основные виды деятельности учащейся: определение оттенков (цвета) бумаги, работа с трафаретом или шаблоном, резание по прямой намеченной линии, складывание круга пополам, определение порядка приклеивания элементов.
Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.
Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.
Дополнительный материал:
А) Слово для глобального чтения НАСЕКОМОЕ, ЖУЧОК (методика глобального чтения)
Б)
Двигательная гимнастика https://www.youtube.com/watch?v=y1q9W1BYJqU –детская песенка «Божья коровка»
|
Пальчиковая гимнастика По цветку ползет букашка, |
В) Любимые мультфильмы – просмотр фрагмента мультфильма «Божья коровка».
Г) Стихотворение.
Божья коровка
Я разжала кулачок,
А в руке сидит жучок,
Спинка красная в горошек,
До чего же он хороший!
На ладошке посидел...
Зажужжал, и улетел.
Изделие №6. Рыбка.
Основные виды деятельности учащейся: определение оттенков (цвета) бумаги, работа с трафаретом или шаблоном, резание по прямой намеченной линии, складывание полоски пополам, определение порядка приклеивания элементов, выполнение надрезов.
Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.
Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.
Дополнительный материал:
А) Слово для глобального чтения РЫБА, МОРЕ, РЕЧКА (методика глобального чтения)
Б)
Двигательная гимнастика Рыбка плавает в водице, (Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.) Рыбке весело играть. (хлопают в ладоши) Рыбка, рыбка, озорница, (Грозят пальчиком.) Мы хотим тебя поймать. (Делают хватательное движение обеими руками.) Рыбка спинку изогнула, (Руки над головой, прогибаемся в спине) Крошку хлебную взяла. (Приседаем) Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла. (Снова «плывут».)
|
Пальчиковая гимнастика Сложить ручки «рыбкой» и выполнять «плавательные движения» Могут плавать вверх и вниз,
|
В) Любимые мультфильмы – просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о золотой рыбке», https://www.youtube.com/watch?v=-AMWoVN34wY – Лунтик считает рыбок.
Г) Чистоговорка.
ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде.
ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю.
Д) Дидактическая игра «Подскажи словечко»
Если это рыбка – у нее улыбка.
Если это рыбочка – у нее … (улыбочка)
Если это рыба – у нее … (улыба)
Если это рыбина – у неё … (улыбина).
Если эта рыбища – у нее … (улыбища).
Изделие №7. Змея.
Основные виды деятельности учащейся: определение оттенков (цвета) бумаги, резание по прямой намеченной линии, складывание полосок.
Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.
Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.
Дополнительный материал:
А) Слово для глобального чтения ЗМЕЯ (методика глобального чтения)
Б)
Двигательная гимнастика Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка". Посмотрите-ка, друзья, У меня живёт змея! Медленно вращаем кистью руки. По дивану, по коврам Может ползать тут и там. Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом). В) Чистоговорка. Мя-мя-мя – ядовитая змея. |
Вот змея, она пугает Волнообразные движения правой рукой. И к себе не подпускает. Волнообразные движения левой рукой. По земле ползет она, Волнообразные движения туловищем. Извивается слегка. |
|
|
|
|
Источники:
1. http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных основных общеобразовательных программ.
2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт.-сост. Е.А.Чевычелова. – Изд.2-е, испр. – Волгоград: Учитель.
3. Программы классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ) Программа («Особый ребёнок) Пермь 2010 г.
4. Учебно-методическое пособие «Программа воспитания и обучения детей с сочетанными нарушениями: с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата» под общей редакцией Наумова А.А., ПГПУ – 2-е изд., - Пермь: КЦФКиЗ, 2011.
Приложение