Методическое пособие «Приемы работы с учащимися с тяжелыми множественными нарушениями развития в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью»

0
0
Материал опубликован 14 May 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для учащихся с ограниченными возможностями здоровья №5»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования Дом Детского Творчества «Искорка»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

 

Приемы работы с учащимися с тяжелыми множественными нарушениями развития в рамках реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

 

 

 

 

 

 

 

Составители :

Елькина Е.А., учитель, педагог ДО 1 квалификационной категории;

Оганичева Н.В., учитель высшей квалификационной категории

 

Г. Чайковский, 2018

Содержание

Пояснительная записка

2

Материал для реализации раздела «Работа с бумагой» коррекционного курса «Предметно-практические действия»

5

Источники

13

Приложение

14

 

Пояснительная записка

С 1 сентября 2016 года в МБОУ СКОШ №5 реализуется ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вариант 2 адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью предполагает обучение учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Значительная часть детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют и другие нарушения, что дает основание говорить о тяжелых и множественных нарушениях развития (ТМНР). Так, например: умеренная умственная отсталость, нарушения зрения и НОДА. В связи с выраженными нарушениями процессов познавательной деятельности у обучающихся с ТМНР возникают непреодолимые препятствия в усвоении программ дошкольного, а тем более школьного образования. Интерес к какой-либо деятельности у этих детей не имеет мотивационно-потребностных оснований и, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Особенности и своеобразие психофизического развития детей с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.

Актуальность создания методического пособия: необходимость создания адекватных условий обучения для учащихся с ТМНР, в рамках реализации ФГОС О УО (И/Н), через отбор средств, приемов и методов обучения.

Методических пособий для учителя, рабочих тетрадей по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» на данный момент нет.

Коррекционный курс «Предметно-практические действия» направлен на формирование у учащихся целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами. Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

Цель создания методического пособия: Систематизация приемов работы с учащейся с ТМНР при реализации раздела «Работа с бумагой» коррекционного курса «Предметно-практические действия».

Задачи: 1. Отобрать образцы изделий из бумаги, доступные для выполнения учащимся с ТМНР и соответствующие содержанию коррекционного курса «Предметно-практические действия» адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант 2.

2. Способствовать развитию всех видов моторики учащегося с ТМНР через применение адекватных приемов и методов в ходе изготовления изделия из бумаги.

3. Создавать условия для развития представлений об окружающей действительности и формирования положительного эмоционального отношения к собственной деятельности.

Апробация материала проходит при организации индивидуального обучения учащейся с ТМНР (умеренная умственная отсталость, нарушения опорно-двигательного аппарата, нарушения зрения), 3-й год обучения. Изделие выполняется 2 урока, занятия носят комбинированный характер.

Диагностику мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук можно провести по методике, предлагаемой в учебно-методическом пособии «Программа воспитания и обучения детей с сочетанными нарушениями: с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата» под общей редакцией Наумова А.А., ПГПУ – 2-е изд., - Пермь: КЦФКиЗ, 2011.

Проведение входной диагностики позволит обосновать выбор сложности изделий. Критерии для отслеживания динамики предметных результатов обучения по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» представлены в этом же пособии – с.81-85.

Материалы пособия могут использоваться при индивидуальной и классно-урочной форме обучения учащихся с умеренной, тяжелой, глубокой степенью умственной отсталости, с тяжелыми множественными нарушениями развития. Для отработки других навыков работы с бумагой или реализации принципа дифференциации заданий с учетом уровня развития мелкой моторики (учащиеся с НОДА) необходимо подобрать дополнительные изделия или же использовать представленные модули, только выполненные с помощью приемов сминания бумаги, отрывания бумаги.

Перспектива : 1. Систематизация приемов работы с учащейся с ТМНР при реализации раздела «Работа с пластилином», «Работа с нитками» коррекционного курса «Предметно-практические действия».

Содержание методических материалов:

1. Изделие с описанием основных приемов деятельности учащегося.

2. Дополнительный материал (чистоговорка, гимнастика, четверостишие, материал для глобального чтения). В засимости от уровня работоспособности учащегося можно использовать один или несколько элементов дополнительного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

Изделие №1. Солнышко.

 

Основные виды деятельности учащейся: определение цвета бумаги, работа с трафаретом или шаблоном «круг», резание по прямой намеченной линии, прием «завивки» полоски, приклеивание элемента по намеченным точкам.

Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.

Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.

Дополнительный материал:

А) Слово для глобального чтения СОЛНЫШКО (методика глобального чтения)

Б) Пальчиковая гимнастика

Утро красное пришло,
Солнце ясное взошло.
Стали лучики светить
Малых деток веселить.

Пальчики разгибаются по одному
Прилетели тучки
Спрятались лучики.

Пальчики прячутся в кулачок

Солнышко, солнышко
Погуляй у речки
(Шевелят пальцами обеих рук).

Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
(Быстро сжимают и разжимают кулаки).

Мы колечки соберем,
Золоченые возьмем.
(Делают хватательные движения щепотью).

Покатаем, поваляем
(Круговыми движениями трут ладонь о ладонь).

И назад тебе вернем.
(Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы).

 

В) Закличка

Солнышко-ведрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей –
Телят да ягнят,
Еще маленьких ребят.

 

Солнышко-ведрышко,
Выйди из-за облышка.
Сядь на пенек,
Погуляй весь денек.

Г) Музыкальный материал

 

Изделие №2. Царевна лебедь.

Основные виды деятельности учащейся: определение цвета бумаги, работа с трафаретом или шаблоном «лебедь - туловище», резание по прямой намеченной линии, складывание полоски пополам, приклеивание элементов по намеченной линии.

Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.

Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.

Дополнительный материал:

А) Слово для глобального чтения ЛЕБЕДЬ (методика глобального чтения)

Б)

Двигательная гимнастика

Лебеди летят,

Крыльями машут.

Ходить, махать руками.

Прогнулись над водой,

Качают головой.

Слегка наклонить голову и покачать.

Устали и сели,

Песню пропели.

Легкие движения (приседания) ногами.

Пальчиковая гимнастика

Прищипывание пальцев правой и левой руки поочередно, начиная с мизинца, на слова стихотворения.

На волнах качаясь, лебеди плывут,
То нырнут, то вынырнут, лапками гребут.

 

В) Любимые сказки – просмотр фрагмента мультфильма по мотивам сказки А.С.Пушкина «Сказка о цате Салтане».

Г) Музыкальный материал


 

Изделие №3. Цветок.

Основные виды деятельности учащейся: определение оттенков (цвета) бумаги, работа с трафаретом или шаблоном «круг», резание по прямой намеченной линии, складывание полоски пополам, приклеивание элементов по намеченной линии, прием «завивки» полоски.

Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.

Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.

Дополнительный материал:

А) Слово для глобального чтения ЦВЕТОК (методика глобального чтения)

Б)

Двигательная гимнастика

Я в землю семечком попал

И вдруг цветком красивым стал.

И.п. полный присед,  сгруппироваться; 1- встать потянуться вверх, руки на      

пояс;  2-и.п. (5-6 раз)

 Я выше к солнцу потянулся

 И лепестками лучиков коснулся.

 И.п. о.с. руки вдоль туловища;   1- руки через стороны вверх, встать на  носочки; 2-и.п. (5-6 раз)

 

 

Пальчиковая гимнастика

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.
 

В) Любимые сказки – просмотр фрагмента мультфильма по мотивам сказки Г.-Х.Андерсана «Аленький цветочек», В.Катаев «Цветик – семицветик».

Г) Чистоговорка.

ОЙ – ОЙ- ОЙ – красивы все цветы весной.

ТЫ – ТЫ – ТЫ - появятся цветы   


 

Изделие №4 Белка.

Основные виды деятельности учащейся: определение оттенков (цвета) бумаги, работа с трафаретом или шаблоном, резание по прямой намеченной линии, складывание полоски пополам, сгибание бумаги «гармошкой», приклеивание элементов по намеченной линии.

Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.

Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.

Дополнительный материал:

А) Слово для глобального чтения БЕЛКА, ГРИБ (методика глобального чтения)

Б)

Двигательная гимнастика

Белка сушит сыроежки,

Вращают плечами, согнув руки в локтях

Лапкой с ветки рвет орешки.

Поднимают вверх руки по-очереди

Все запасы в кладовой

Хлопают в ладоши

Пригодятся ей зимой.

 

 

Пальчиковая гимнастика

Белка прыгала, скакала,
(Дети растопыривают пальцы)

К зиме кладовки заполняла:
(Начинают по очереди сгибать все пальцы, касаясь подушечками соответствующей ладони).

Здесь – орешки, тут – грибочек
Для сыночков и для дочек.


 

В) Любимые мультфильмы – просмотр фрагмента мультфильма «Лесные путешественники».

Г) Чистоговорка.

БЫ – БЫ – БЫ – белка ест грибы.

СУ – СУ – СУ - белочка живет в лесу.   

 

Изделие №5. Божья коровка.

Основные виды деятельности учащейся: определение оттенков (цвета) бумаги, работа с трафаретом или шаблоном, резание по прямой намеченной линии, складывание круга пополам, определение порядка приклеивания элементов.

Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.

Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.

Дополнительный материал:

А) Слово для глобального чтения НАСЕКОМОЕ, ЖУЧОК (методика глобального чтения)

Б)

Двигательная гимнастика

https://www.youtube.com/watch?v=y1q9W1BYJqU –детская песенка «Божья коровка»

 

 

 

Пальчиковая гимнастика

По цветку ползет букашка,
(выставить из левого кулака указательный палец и мизинец — это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка.
(накрыть спинку божьей коровки правой ладонью)
Маленькая крошка,
(правой рукой погладить божью коровку)
На спине горошки.
(указательным пальцем правой руки «ставить» точки на «спинке» божьей коровки)

 

В) Любимые мультфильмы – просмотр фрагмента мультфильма «Божья коровка».

Г) Стихотворение.

Божья коровка

Я разжала кулачок,
А в руке сидит жучок,
Спинка красная в горошек,
До чего же он хороший!
На ладошке посидел...
Зажужжал, и улетел.

Изделие №6. Рыбка.

 

Основные виды деятельности учащейся: определение оттенков (цвета) бумаги, работа с трафаретом или шаблоном, резание по прямой намеченной линии, складывание полоски пополам, определение порядка приклеивания элементов, выполнение надрезов.

Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.

Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.

Дополнительный материал:

А) Слово для глобального чтения РЫБА, МОРЕ, РЕЧКА (методика глобального чтения)

Б)

Двигательная гимнастика

Рыбка плавает в водице,

(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)

Рыбке весело играть.

(хлопают в ладоши)

Рыбка, рыбка, озорница,

(Грозят пальчиком.)

Мы хотим тебя поймать.

(Делают хватательное движение обеими руками.)

Рыбка спинку изогнула,

(Руки над головой, прогибаемся в спине)

Крошку хлебную взяла.

(Приседаем)

Рыбка хвостиком махнула,

Рыбка быстро уплыла.

(Снова «плывут».)

 

Пальчиковая гимнастика

Сложить ручки «рыбкой» и выполнять «плавательные движения»

Могут плавать вверх и вниз,
Сальто сделают на бис,
Вправо проплывут и влево –
Тренируются умело.
Им гимнастика важней
Всех забав и всех затей.

 

В) Любимые мультфильмы – просмотр фрагмента мультфильма «Сказка о золотой рыбке», https://www.youtube.com/watch?v=-AMWoVN34wY – Лунтик считает рыбок.

Г) Чистоговорка.

ВЕ – ВЕ – ВЕ - рыбы плавают в воде.

ЛЮ – ЛЮ – ЛЮ - рыбу я ловлю.

 

Д) Дидактическая игра «Подскажи словечко»

 Если это рыбка – у нее улыбка.

Если это рыбочка – у нее … (улыбочка)

Если это рыба – у нее … (улыба)

Если это рыбина – у неё … (улыбина).

Если эта рыбища – у нее … (улыбища).

 

 

 

Изделие №7. Змея.

Основные виды деятельности учащейся: определение оттенков (цвета) бумаги, резание по прямой намеченной линии, складывание полосок.

Правили техники безопасности: с клеем, ножницами.

Межпредметные связи: окружающий природный мир, математические представления, речь и альтернативная коммуникация.

Дополнительный материал:

А) Слово для глобального чтения ЗМЕЯ (методика глобального чтения)

Б)

Двигательная гимнастика

Одна рука - "змея". Пальцы сомкнуты в щепоть. Руки взрослого или другого ребёнка - "дорожка".

Посмотрите-ка, друзья,

У меня живёт змея!

Медленно вращаем кистью руки.

По дивану, по коврам

Может ползать тут и там.

Выполняем рукой медленные волнообразные движения. "Змея" ползёт по дорожке, первый палец отведён вниз (рот). Сначала ползет медленно, а потом постепенно ускоряя темп (в соответствии с произносимым текстом).

В) Чистоговорка.

Мя-мя-мя – ядовитая змея.

 

Вот змея, она пугает

Волнообразные движения правой рукой.

И к себе не подпускает.

Волнообразные движения левой рукой.

По земле ползет она, Волнообразные движения туловищем.

Извивается слегка.

 

 

 

 

Источники:

1. http://fgosreestr.ru/ Реестр примерных основных общеобразовательных программ.

2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт.-сост. Е.А.Чевычелова. – Изд.2-е, испр. – Волгоград: Учитель.

3. Программы классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49 по МКБ) Программа («Особый ребёнок) Пермь 2010 г.

4. Учебно-методическое пособие «Программа воспитания и обучения детей с сочетанными нарушениями: с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата» под общей редакцией Наумова А.А., ПГПУ – 2-е изд., - Пермь: КЦФКиЗ, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации