Методическое пособие «Развитие креативного мышления у обучающихся начальных классов на уроках русского языка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Дороховская средняя общеобразовательная школа»
города Бежецк-5 Тверской области
Методическое пособие
«Развитие креативного мышления
у обучающихся начальных классов на уроках русского языка»
Автор: учитель, педагог-психолог
Васильева Юлия Михайловна
Дорохово, 2022
Пояснительная записка
В настоящее время существует острая социальная потребность в творчестве и творческих индивидах. Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее начало, которое проявляется во всех формах человеческой жизни - стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, тенденция к выражению и проявлению всех способностей организма и «я».
Свойство детского ума воспринимать все конкретно, буквально, неумение подняться над ситуацией и понять ее общий, абстрактный или переносный смысл - одна из основных трудностей детского мышления, ярко проявляющаяся при изучении такой абстрактной школьной дисциплины, как математика.
Важную роль в подготовке к творческому труду играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте заключается психологическая основа для такой деятельности. Развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность, инициатива. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.
Систематический учет знаний, умений и навыков обучающихся является неотъемлемой частью всего учебного процесса в общеобразовательной школе. Он проводится в целях проверки уровня достигнутых обязательных результатов обучения, основательного освоения знаний и прочности формирования навыков.
Цель настоящего пособия - представление учебного материала для усвоения обучающимися предметных знаний по курсу «Русский язык».
В 1 классе данное методическое пособие позволяет учителю отслеживать результат понимания и усвоения учебного материала по изучению тем русского языка. Материал составлен и подобран к программным темам. Методическое пособие составлено в виде маршрутных листов, которые можно использовать на разных этапах урока: повторение изученного, закрепление полученных знаний, отработка навыка.
Дети оформляют задания согласно заданиям, тем самым формируется навык осознанного чтения, анализируют и подбирают правильный ответ, либо вписывают.
Особенностью выполнения заданий является полная самостоятельность обучающегося, ведь самостоятельная работа- это одно из важнейших средств развития ребенка, усвоения учебного материала, закрепления и проверки знаний.
Кроме того, в конце каждого маршрутного листа реализуется важный компонент учебной деятельности- проведение самоконтроля и самооценки: обучающиеся, после выполнения заданий, сами оценивают и фиксируют результаты своей учебной деятельности.
Предложенные в пособии маршрутные листы в виде тестовой части невелики, а наличие в них печатной основы позволяет значительно сократить время на их выполнение, которое, как правило, занимает на уроке 5-7 минут.
По результатам выполнения работ оценивать знания и умения учащихся учителю не следует, так как это не будет соответствовать основной задаче, решаемой таким образом,- формированию и развитию личностных и регулятивных универсальных учебных действий, развитию учебных и познавательных мотивов учения, интереса ребенка к собственным познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и способами действий, развитию рефлексивной самооценки.
Работа по методическому пособию на уроках русского языка в 1 классе будет способствовать повышению интереса к изучению русского языка, формированию целеустремленности и настойчивости в достижении целей.
Тема 1: Предложение
Задание | Впиши или выбери ответ |
Закончи предложение. | Предложение состоит из ______________________________________ |
Составь и запиши предложение: Перепел, в, построил, траве, гнездо, высокой. | |
Оцени свою работу!
Тема 2. Заглавная буква
Задание | Впиши или выбери ответ |
Исправь ошибки и запиши правильно. лена, Егор, катя, маша, Илья, Собака, мурзик | |
Исправь ошибки в предложении и запиши. вася и коля вышли к реке волга. | |
Соедини стрелками краткое и полное имя. | Вася Дарья Катя Константин Маша Василий Костя Сергей Сережа Мария Даша Екатерина |
Оцени свою работу!
Тема 3. Текст. Предложение.
Задание | Впиши или выбери ответ |
Прочитай текст. Найди и подчеркни главные члены предложения. | Надвинулась темная туча. Спряталось яркое солнце. Загремел гром. Сверкнула молния. |
Восстанови границы предложения. Озаглавь текст. | Наступило лето стоит жаркая погода дует свежий ветерок над водой порхают пестрые бабочки в воде резвится мелкая рыба в траве трещат зеленые кузнечики хорошо летом. |
Оцени свою работу!
Тема 4. Ударение. Слог. Перенос слова
Задание | Впиши или выбери ответ |
Поставь верно ударение | Телефон, улица, чемодан, учебник, журнал, кошка, воробей, мячик, девочка, ласточка. |
Сначала выпиши слова в которых 1 слог, затем в которых 2 слога, затем слова, в которых 3 слога | Стул, собака, медведь, парта, яблоко, арбуз, снег, весна, утро, погода, ученица, ваза, море, волк. 1 слог: 2 слога: 3 слога: |
Раздели слова для переноса | Пенал, очки, стол, доска, мальчик, майка, осень, колобок, дерево, крот. |
Оцени свою работу!
Тема 5. Слова, обозначающие предметы, признаки, действия
Задание | Впиши или выбери ответ | ||||||
Впиши слова в таблицу Конь Пушистый Роза Бежит Работает Решил Дом Кот Красный Круглый |
| ||||||
Продолжи ряд слов. Придумай своих 5 слов | Кто? (хомяк, лось)___________________________________________ Что? (земля, гора)_____________________________________________ | ||||||
Соедини стрелками предмет с признаком предмета | Весна Доброе Волк Красивая Краски Ранняя Стол Злой Задача Разноцветные Девочка Трудная Утро Коричневый | ||||||
Подчеркни слова, которые отвечают на вопрос что делает? | Бежит, ежик, растет, помидор, зеленый, лежит, спит, ананас, играет |
Оцени свою работу!
Тема 6. Парные звонкие и глухие согласные звуки.
Задание | Впиши или выбери ответ |
Вставь пропущенную букву | Ду_, зу_, но_, гла_, гри_, лу_, похо_, стол_, са_, сне_. |
Запиши звонкие согласные к парным глухим | П- Ф- К- С- Т- Ш- |
Закончи предложение | Звонкие согласные произносятся с _____________и__________________. |
Закончи предложение | Глухие согласные произносятся с __________________. |
Оцени свою работу!
Тема 7. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу. Сочетания ЧК,ЧН.
Задание | Впиши или выбери ответ |
Придумай свои слова с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ,ЩУ | ЖИ: ШИ: ЧА: ЩА: ЧУ: ЩУ: |
Допиши по образцу Туча-тучка | Река-____________ Овца-_______________ Синица-_________________ Задача-____________________ Роза-_______________ Свеча-_______________ Печь-______________ Дочь-________________ |
Вставь пропущенные буквы | Ч_щ_,рощ_, ж_раф,ч_с, щ_ка, ландыш_, свеч_, мыш_, маш_на. |
Оцени свою работу!
Тема 8. Гласные звуки в ударном и безударном слогах.
Задание | Впиши или выбери ответ |
В парах слов подчеркнуть проверочное слово | Море-моря, окно-окна Травы-трава, сосна-сосны Сёстры-сестра, беды-беда |
Вставь пропущенные буквы | В нашем кр_ю много л_сов. Вот н_ра л_сы. Здесь гн_здо с_вы. В л_сах растут гр_бы, цв_ты. |
Список литературы:
Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студ.высш.учеб.заведения. –М.: Академия,2002.-320 с.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.:ЧеРо, 2002.- 336 с.
Маклаков А.Г. Общая психология – СПб.: Питер, 2001. -592 с.